Кристофер К. Крафт мл.
Кристофер К. Крафт мл. | |
---|---|
Рожденный | Христофор Колумб Крафт мл. 28 февраля 1924 г. Фебус, Вирджиния , США |
Умер | 22 июля 2019 г. Хьюстон, Техас , США | ( 95 лет
Альма-матер | Технологический институт Вирджинии ( BS ) |
Род занятий | НАСА руководитель полетов Директор Космического центра Джонсона |
Супруг | Бетти Энн Крафт |
Дети | 2 |
Награды |
|
Кристофер Колумб Крафт-младший (28 февраля 1924 - 22 июля 2019) был американским аэрокосмическим инженером и инженером НАСА агентства , который сыграл важную роль в создании Центра управления полетами и формировании его организации и культуры. Его протеже Глинн Ланни сказал в 1998 году: «Сегодняшний Центр управления… является отражением Криса Крафта». [1]
После окончания в 1944 году Политехнического института и Государственного университета Вирджинии по специальности авиационная инженерия Крафт был принят на работу в Национальный консультативный комитет по аэронавтике (NACA), организацию-предшественницу Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Он более десяти лет работал в области авиационных исследований и в 1958 году присоединился к Космической целевой группе , небольшой команде, которой было поручено отправить первого американского человека в космос . НАСА Назначенный в отдел управления полетами, Крафт стал первым директором полетов . Америки Он был на дежурстве во время первого пилотируемого космического полета , первого пилотируемого орбитального полета и первого выхода в открытый космос . В начале программы «Аполлон» Крафт ушел с должности директора полета, чтобы сосредоточиться на управлении и планировании миссии. В 1972 году он стал директором Центра пилотируемых космических кораблей (позже Космического центра Джонсона ), вслед за своим наставником Робертом Р. Гилрутом , и занимал эту должность до выхода на пенсию в 1982 году.
Позже Крафт консультировал такие компании, как IBM и Rockwell International . В 1994 году он был назначен председателем комиссии по программы космических шаттлов повышению рентабельности НАСА. В спорном докладе комиссии, известном как доклад Крафта , рекомендовалось передать НАСА операции по космическим шаттлам частному подрядчику. Он также рекомендовал НАСА сократить организационные изменения, направленные на повышение безопасности, которые были внесены после космического корабля " Челленджер" катастрофы . Это вызвало еще более критические комментарии после космического корабля «Колумбия» катастрофы .
Крафт опубликовал свою автобиографию «Полет: моя жизнь в управлении полетами» в 2001 году. В 2011 году в его честь было названо здание Центра управления полетами . Когда в 1999 году он получил Национальный космический трофей от Ротари-клуба , организация описала его как «движущую силу в программа пилотируемых космических полетов США от ее начала до эпохи космических шаттлов, человек, чьи достижения стали легендарными». [2]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Христофор Колумб Крафт-младший родился в Фебусе, штат Вирджиния , 28 февраля 1924 года. Его назвали в честь его отца, Христофора Колумба Крафта, который родился в Нью-Йорке в 1892 году недалеко от недавно переименованного района Колумбус-Серкл . Отец Крафта, сын баварских иммигрантов, [3] его имя смутило его, но, тем не менее, передал его сыну. В последующие годы Крафт, как и другие комментаторы, счел бы это особенно уместным. Крафт отметил в своей автобиографии, что с выбором имени «некоторые направления моей жизни были определены с самого начала». [4] Его мать, Ванда Оливия ( урожденная Суддрет), была медсестрой. [3] [5] В детстве Крафт играл в Американского легиона и стал чемпионом штата по горнистскому делу. барабанно-горнном корпусе [6] Он ходил в школу в Фебе, где единственная школа училась в девятом классе. [7] и учился в средней школе Хэмптона . [5] Он был заядлым игроком в бейсбол и продолжал заниматься этим видом спорта в колледже; в один год его средний результат составлял 0,340. [8]
В сентябре 1941 года Крафт начал учебу в Политехническом институте и Государственном университете Вирджинии (Технологический институт Вирджинии) и стал кадетом кадетского корпуса в составе N-эскадрильи. Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну в декабре 1941 года, и он попытался записаться в ВМС США курсантом V-12 авиации , но получил отказ из-за ожога правой руки, который он получил в трехлетнем возрасте. [5] Он окончил университет в декабре 1944 года со степенью бакалавра наук в области авиационной техники . [9]
Карьера в НАКА
[ редактировать ]По окончании учебы Крафт устроился на работу в авиастроительную компанию Chance Vought в Коннектикуте . Он также подал заявление в Национальный консультативный комитет по аэронавтике (NACA), правительственное учреждение, чей исследовательский центр в Лэнгли находился в Хэмптоне, штат Вирджиния ; Крафт посчитал, что это слишком близко к дому, но подал заявку в качестве запасного варианта, если его не примут в другое место. По прибытии в «Чанс Воут» ему сказали, что его нельзя принять на работу без свидетельства о рождении, которого он не взял с собой. Раздраженный бюрократическим мышлением компании, он решил вместо этого принять предложение NACA. [10]
В 1940-х годах NACA была научно-исследовательской организацией, занимавшейся передовыми авиационными исследованиями. В Исследовательском центре Лэнгли современные аэродинамические трубы использовались для испытаний новых конструкций самолетов, а также проводились исследования новых концепций, таких как ракетный самолет Bell X-1 . [11] Крафта направили в отдел летных исследований, где Роберт Р. Гилрут тогда возглавлял исследования. [10] Его работа с NACA включала разработку первого примера систем подавления порывов ветра для самолетов, летающих в турбулентном воздухе. Это включало компенсацию изменений в атмосфере за счет автоматического отклонения рулей. [12] Он исследовал вихри на законцовках крыла и обнаружил, что именно они, а не струя воздуха , ответственны за большую часть турбулентности следа в воздухе, который следует за летящим самолетом. [13] [14]
Хотя Крафту нравилась его работа, она находила ее все более напряженной, особенно потому, что он не считал себя сильным теоретиком. В 1956 году у него обнаружили язву , и он начал подумывать о смене карьеры. [15]
Руководитель полета
[ редактировать ]Полеты
[ редактировать ]В 1957 году запуск российского «Спутника-1» побудил Соединенные Штаты ускорить свою молодую космическую программу. 29 июля 1958 года президент Дуайт Д. Эйзенхауэр подписал Закон о национальной аэронавтике и космосе , который учредил НАСА и включил NACA в состав этой недавно созданной организации. Исследовательский центр Лэнгли стал частью НАСА, как и сотрудники Лэнгли, такие как Крафт. [16] Еще до того, как НАСА начало свое официальное существование в октябре, Гилрут пригласил Крафта стать частью новой группы, работавшей над проблемами вывода человека на орбиту. [5] Без особых колебаний он принял предложение. Когда 5 ноября была официально сформирована Космическая оперативная группа , Крафт стал одним из первоначальных 33 человек (25 из них инженеры), которые были назначены. [17] [18] Это положило начало американской программе полета человека в космос, которая получила название « Проект Меркурий» . [19]
В качестве члена космической оперативной группы Крафт был прикомандирован к отделу эксплуатации полетов, который разрабатывал планы и меры по эксплуатации космического корабля «Меркурий» во время полета, а также по контролю и наблюдению за миссиями с земли. Крафт стал помощником Чака Мэтьюза, главы подразделения, и на него была возложена ответственность за составление плана миссии. Учитывая беглый анализ проблемы Мэтьюзом, это звучало почти просто:
«Крис, ты придумываешь базовый план миссии. Ну, знаешь, суть того, как мы доставим человека со стартовой площадки в космос и обратно. Было бы хорошо, если бы ты сохранил ему жизнь». [20]
Когда Крафт начал планировать полеты НАСА, ни один человек еще не летал в космос. Фактически, задача, стоящая перед ним, была обширной и требовала внимания к планам полета, срокам, процедурам, правилам миссии, отслеживанию космических кораблей, телеметрии , наземной поддержке, телекоммуникационным сетям и управлению в чрезвычайных ситуациях. [21] [22]
Одним из наиболее важных вкладов Крафта в пилотируемые космические полеты станет разработка им концепции центра управления полетами . Многие инженеры проекта «Меркурий» ранее работали над летными испытаниями самолетов, где роль наземной поддержки была минимальной. [23] Крафт вскоре понял, что астронавт может сделать очень мало, особенно на этапе быстрого запуска; космическому кораблю «Меркурий» потребуется мониторинг в реальном времени и поддержка со стороны инженеров-специалистов.
«Я видел команду высококвалифицированных инженеров, каждый из которых был экспертом по отдельной части капсулы «Меркурий». У нас был поток точных телеметрических данных, чтобы эксперты могли контролировать свои системы, видеть и даже прогнозировать проблемы, а также передавать их дальше. инструкции космонавту». [20]
Эти концепции сформировали Центр управления Меркурием, который находился на мысе Канаверал во Флориде. Еще одной важной концепцией, предложенной Крафтом, была идея руководителя полета, человека, который будет координировать команду инженеров и принимать решения в режиме реального времени о проведении миссии. Как позже вспоминал Мэтьюз, однажды Крафт пришел к нему и сказал: «Должен быть кто-то, кто будет отвечать за полеты во время их выполнения, и я хочу быть этим человеком». [24] Таким неформальным способом была создана должность руководителя полета. [24]
Поворотным опытом для Крафта стал полет корабля «Меркурий-Атлас-5» , который отправил шимпанзе по имени Энос в первый американский орбитальный космический полет с живым пассажиром. [25] Освещение этих первых миссий, в которых перевозились пассажиры, не являющиеся людьми, часто могло быть насмешливым; » . Например, статья журнала Time о полете называлась «Медитативный шимпонавт [26] Тем не менее Крафт рассматривал их как важные испытания для людей и процедур Центра управления полетами, а также как репетиции для последующих миссий с экипажем. [27] Первоначально предполагалось, что полет Меркурия-Атласа 5 продлится три витка. Отказ одной из струй перекиси водорода, контролирующих положение космического корабля, вынудил Крафта принять решение вернуть капсулу на Землю после двух витков. После полета астронавт Джон Гленн заявил, что, по его мнению, пассажир-человек смог бы взять капсулу под контроль без необходимости раннего входа в атмосферу, тем самым (по словам Time ) «подтверждая превосходство астронавтов над шимпонавтами». ." [26] Однако для Крафта полет Эноса стал доказательством важности принятия решений в режиме реального времени в Центре управления полетами. Это дало ему чувство ответственности за жизнь других людей, будь то человек или шимпанзе. [28]
Меркурий
[ редактировать ]Крафт был руководителем полета во время всех шести пилотируемых миссий Меркурия. Во время последнего полета — «Меркурий-Атлас 9» , который длился более суток, — он разделил ответственность со своим заместителем Джоном Ходжем . [29]
«Меркурий-Атлас-6» , полет Джона Гленна 20 февраля 1962 года , стал испытательным опытом как для Центра управления полетами, так и для Крафта. Историки космоса Чарльз Мюррей и Кэтрин Блай Кокс описали это как «единственное событие, которое решающим образом повлияло на летные операции». [30] Миссия была первым орбитальным полетом американца и развивалась нормально, пока Гленн не вышел на вторую орбиту. В этот момент системный контроллер Kraft Дон Арабиан сообщил, что телеметрия показывает индикатор «Сегмент 51». Это предполагало, что посадочная сумка капсулы, которая должна была раскрыться при приводнении для обеспечения подушки безопасности, могла раскрыться раньше. Крафт полагал, что индикатор сегмента 51 возник из-за неисправного оборудования, а не из-за фактического раннего развертывания. Если бы он ошибался, это означало бы, что теплозащитный экран капсулы, установленный на верхней части посадочного мешка, теперь ослаб. Незакрепленный теплозащитный экран может привести к сгоранию капсулы при входе в атмосферу. [31]
Посоветовавшись со своими диспетчерами, Крафт убедился, что показания ложные и никаких действий не требуется. Его начальство, в том числе дизайнер капсулы «Меркурий» Макс Фейджет , отклонило решение Крафта, сказав ему проинструктировать Гленна оставлять блок ретро-ракеты капсулы включенным во время входа в атмосферу. Аргументация заключалась в том, что пакет, прикрепленный к тепловому экрану, удержит тепловой экран на месте, если он будет ослаблен. Крафт, однако, посчитал это неприемлемым риском. «Я был ошеломлен», - вспоминал он. «Если бы в какой-либо из трёх ретро-ракет осталось твёрдое топливо, взрыв мог бы всё разорвать». [32] Тем не менее, он согласился следовать плану, предложенному Фаже и Уолтом Уильямсом, его начальником в отделе полетов. Ретро-ракеты останутся включенными. [32]
Гленн приземлился благополучно, но осмотр его капсулы показал, что один из переключателей посадочной сумки неисправен. Крафт был прав; в конце концов, теплозащитный экран не был ослаблен. Уроки, которые он извлек из этого опыта, были очевидны.
«Мои авиадиспетчеры и я были намного ближе к системам и событиям, чем кто-либо из высшего руководства. С этого момента, я поклялся, они поплатятся, прежде чем отменять любое мое решение». [33]
Его помощник по миссии Джин Кранц считал полет Гленна «поворотным моментом… в эволюции Крафта как руководителя полета». [34]
Перед полетом «Меркурия-Атласа-7 » Крафт возражал против выбора Скотта Карпентера в качестве астронавта для миссии, говоря Уолту Уильямсу, что отсутствие у Карпентера инженерных навыков может поставить миссию или его собственную жизнь под угрозу. [35] Миссия страдала от проблем, включая необычно высокий расход топлива, неисправность указателя горизонта, задержку повторного запуска при входе в атмосферу и приводнение в 250 морских милях (460 км) вниз от целевой области. [36] На протяжении всей миссии Крафт был разочарован неопределенностью сообщений Карпентера с Центром управления полетами и тем, что он воспринимал как невнимание Карпентера к своим обязанностям. «Часть проблемы, — вспоминал он, — заключалась в том, что Карпентер либо не понимал, либо игнорировал мои инструкции». [37]
Хотя некоторые из этих проблем были вызваны механическими неисправностями, а ответственность за некоторые другие все еще обсуждается, Крафт, не колеблясь, возложил вину на Карпентера и продолжал высказываться о миссии в течение десятилетий после этого. [38] Его автобиография, написанная в 2001 году, вновь открыла эту проблему; глава, посвященная полету «Меркурия-Атласа 7», называлась «Человек вышел из строя». [39] В письме в The New York Times Карпентер назвал книгу «мстительной и перекошенной» и предложил иную оценку причин разочарования Крафта: «В космосе все происходит так быстро, что только пилот знает, что делать, и даже наземный контроль не может помочь. Может быть, именно поэтому он все еще злится после всех этих лет». [40]
Близнецы
[ редактировать ]Во время программы «Близнецы» роль Крафта снова изменилась. Теперь он был руководителем операций миссии, отвечал за команду руководителей полетов, хотя по-прежнему также выполнял функции руководителя полетов. Из-за большей продолжительности миссий «Джемини» Центр управления полетами теперь работал в три смены. «Очевидно, что управление полетом требует обучения», — сказал историк космоса Дэвид Харланд , — «эти механизмы сами по себе были экспериментом». [41] Тем не менее, Крафт оказался чрезвычайно успешным в передаче ответственности своим коллегам-руководителям полетов — возможно, даже слишком успешным, как обнаружил Джин Кранц во время своей первой передачи смены на «Джемини-4» . Как вспоминал Кранц: «Он просто сказал: «Ты главный» и ушел». [42]
Программа «Джемини» стала для НАСА чередой новинок — первый полет двух астронавтов, первое сближение в космосе, первый выход в открытый космос — и Крафт был на дежурстве во время многих из этих исторических событий. Первый выход Америки в открытый космос произошел во время миссии «Джемини-4»; Крафт, сидя за консолью, обнаружил, что ему пришлось заставить себя сосредоточиться на работе, отвлекаясь на Эдом Уайтом внизу. «завораживающие» описания Земли, сделанные [43] Он мог легко понять эйфорию, которую Уайт испытал от этого зрелища, но при этом он помнил о дисциплине, необходимой для обеспечения безопасности полета. Уайт задержал свое возвращение в капсулу, а проблема со связью помешала коммуникатору капсулы Гасу Гриссому заставить экипаж услышать приказ о прекращении выхода в открытый космос. Когда контакт наконец был восстановлен, Крафт выразил разочарование по поводу своей наземной связи с Гриссомом:
«Руководитель полета говорит: «Возвращайтесь!»» [44]
После «Джемини-7 » Крафт отказался от своей работы в Центре управления полетами, позволив другим руководителям полетов взять на себя ответственность за оставшиеся миссии, чтобы он мог уделять больше времени планированию программы «Аполлон». Он работал в двух наблюдательных комиссиях в компании North American Aviation , подрядчике, ответственном за капсулу «Аполлон». [45] Тем не менее, Крафт все еще чувствовал боль из-за того, что не оказался в центре событий, особенно после аварийного возвращения в атмосферу «Джемини-8» . И астронавты, и диспетчеры миссии приняли правильные решения, но, как признался Крафт Роберту Гилруту, ему хотелось бы оказаться на месте происшествия. [46]
Аполлон-1 в огне
[ редактировать ]С началом программы «Аполлон» Крафт рассчитывал возобновить работу в Центре управления полетами. Он должен был быть ведущим руководителем полета в первой пилотируемой миссии «Аполлон» (позже известной как «Аполлон-1»), запуск которой запланирован на начало 1967 года. 27 января 1967 года три члена экипажа погибли в результате пожара во время испытания обратного отсчета на стартовой площадке. . В то время Крафт находился в Центре управления полетами в Хьюстоне, подслушивая голосовой шлейф дирижера-испытателя на мысе. [47] Никто ничего не мог сделать; Прежде чем экипаж на площадке смог открыть дверь, трое астронавтов были мертвы, пораженные токсичными газами. [48] , попросила Крафта Бетти Гриссом, вдова астронавта Гаса Гриссома быть одним из несущих гроб на похоронах Гриссома на Арлингтонском национальном кладбище , штат Вирджиния . [49]
Публичный профиль
[ редактировать ]Имя Крафт было нарицательным в Америке на протяжении 1960-х годов. Он появился на обложке журнала Time от 27 августа 1965 года под прозвищем «Дирижер на командном пункте». В статье он сравнил себя с Христофором Колумбом и продемонстрировал то, что журнал назвал «почти гневной гордостью» за свою работу. «Мы знаем гораздо больше о том, что нам нужно делать, чем он», — сказал Крафт. «И мы знаем, куда идем». [50] В статье описана роль Крафта в миссии «Джемини-5» и использованы его частые сравнения своей должности руководителя полета с должностью дирижера оркестра. [50]
«Дирижер не может играть на всех инструментах — возможно, он даже не сможет играть ни на одном из них. Но он знает, когда должна играть первая скрипка, и он знает, когда трубы должны быть громкими или тихими, а когда Барабанщик должен играть на барабанах. Он все это микширует, и получается музыка. Именно этим мы здесь и занимаемся». [50]
Крафт был удивлен Time решением поместить его на обложку и сказал сотруднику НАСА по связям с общественностью, что «у них есть не тот парень. Это должен быть Боб Гилрут … не я». [51] В конце концов он смирился с этой идеей, и портрет, нарисованный для обложки, стал одной из его ценных вещей. [52]
Отношения с отрядом космонавтов
[ редактировать ]После полета Джона Гленна Крафт поклялся, что больше не позволит, чтобы его решения в качестве руководителя полета были отменены кем-либо за пределами Центра управления полетами. [33] В правилах миссии, составление которых курировал Крафт, говорилось, что «руководитель полета может после анализа полета принять решение предпринять любые необходимые действия, необходимые для успешного завершения миссии». [53] Для Крафта власть руководителя полета над каждым аспектом миссии распространялась на его контроль над действиями астронавтов. В своем интервью Time в 1965 году он заявил:
«[Т]он парень на земле в конечном итоге контролирует миссию. В этом нет никаких сомнений ни у меня, ни у астронавтов. Они собираются делать то, что он говорит». [50]
Время от времени Крафт вмешивался, чтобы обеспечить сохранение своей концепции полномочий руководителя полета. К моменту запуска миссии «Аполлон-7» его повысили до начальника отдела управления полетами; таким образом, именно Глинн Ланни был ведущим руководителем полета и должен был непосредственно иметь дело с поведением экипажа, которое Крафт считал «неподчиненным». Как прокомментировал Крафт в своих мемуарах, «это было похоже на место у ринга в цирке Уолли Ширры Bitch». [54] Командир миссии Уолли Ширра , раздраженный изменениями в расписании экипажа в последнюю минуту и страдающий от сильной простуды, неоднократно отказывался принимать приказы с земли. Хотя действия Ширры в краткосрочной перспективе оказались успешными, Крафт, проконсультировавшись с главой астронавтов Диком Слейтоном, постановил , что никто из экипажа Аполлона-7 больше не будет летать. [55] [56] Перед полетом Ширра решил, что уйдет на пенсию после Аполлона-7. [57]
Крафт уже делал подобное заявление ранее в случае с астронавтом Скоттом Карпентером . Карпентера После проблемной миссии на Меркурии Крафт написал: «Я поклялся, что Скотт Карпентер никогда больше не полетит в космос». Результат: «Он этого не сделал». [58]
Менеджер и наставник
[ редактировать ]Планирование миссии Аполлона
[ редактировать ]После пожара на «Аполлоне-1» в 1967 году Крафт неохотно пришел к выводу, что его обязанности менеджера не позволят ему работать руководителем полета в следующем пилотируемом полете «Аполлон-7» и в последующих миссиях. Отныне его участие в программе «Аполлон» будет на более высоком уровне. [54]
Будучи директором по производству полетов, Крафт принимал активное участие в планировании общих планов программы. Он был одним из первых менеджеров НАСА, принявших участие в принятии решения об отправке «Аполлона-8» в облет Луны. Из-за проблем с разработкой лунного модуля в 1968 году НАСА столкнулось с возможностью отложить полноценную испытательную миссию «Аполлон» до 1969 года. В качестве замены Джорджу Лоу , менеджеру офиса программы космических кораблей «Аполлон», пришла в голову идея назначить новый профиль миссии «Аполлона-8», на котором можно было бы летать без лунного модуля. [59] Идея обсуждалась в начале августа на встрече Лоу, Крафта, Гилрута и Дика Слейтона:
«Мы вчетвером... стали неофициальным комитетом, который часто собирался в офисе Боба для обсуждения проблем, планов и нестандартных идей. наш вклад». [60]
План Лоу заключался в том, чтобы выполнить миссию в декабре, что оставляло мало времени отделу летной эксплуатации для обучения и подготовки. Согласившись с тем, что миссия в принципе возможна, Крафт обратился к своим планировщикам миссии и руководителям полетов, чтобы определить, смогут ли они и их команды быть готовыми в рамках запланированного жесткого графика. «Моя голова была полна мыслей о том, что нам придется сделать», - вспоминал Крафт. «Но это был чертовски трудный вызов». [61]
9 августа Гилрут, Лоу, Крафт и Слейтон вылетели в Центр космических полетов Маршалла в Хантсвилле, штат Алабама , где они проинформировали руководителей НАСА, включая Вернера фон Брауна и Рокко Петроне, о запланированной миссии. 14 августа они вместе с группой из Хантсвилля отправились в штаб-квартиру НАСА в Вашингтоне, округ Колумбия, чтобы проинформировать заместителя администратора Томаса О. Пейна . В свою очередь, Пейн рекомендовал миссию администратору Джеймсу Э. Уэббу , который дал Крафту и его коллегам полномочия начать подготовку к миссии. [59]
При планировании «Аполлона-8» одной из обязанностей Крафта было обеспечение того, чтобы флот ждал, чтобы подобрать экипаж, когда он приводнится в конце миссии. Это оказалось необычной задачей, поскольку большая часть Тихоокеанского флота ВМФ находилась в отпуске в период Рождества и Нового года. Крафту пришлось лично встретиться с адмиралом Джоном Маккейном , чтобы убедить его предоставить НАСА необходимые ресурсы. [62]
Миссии Аполлона
[ редактировать ]В канун Рождества 1968 года «Аполлон-8» вышел на орбиту Луны. Всего десятью годами ранее Крафт присоединился к недавно созданной Гилрутом космической оперативной группе. Теперь двое мужчин сидели вместе в Центре управления полетами, размышляя о том, как далеко они продвинулись. Комната вокруг них была наполнена аплодисментами, но Крафт и Гилрут праздновали более тихо.
«Это было великолепное столпотворение, и сквозь туман в моих глазах я увидел, как Боб Гилрут вытирал свои и надеялся, что никто не видел, как он плачет. Я положил руку ему на руку и сжал. [...] Он поднял мою руку от его руки и сильно встряхнул ее. Ни один из нас не произнес ни слова. Комок в горле сдерживал их. [63]
Крафт снова оказался зрителем во время приземления Аполлона-11 , которую он наблюдал из Центра управления полетами, сидя с Гилрутом и Джорджем Лоу. [64] Он сыграл более активную роль в событиях во время кризиса Аполлона-13 . Вызванный в Центр управления полетами Джином Кранцом почти сразу после аварии, [65] он вел дискуссии о том, следует ли Аполлону-13 попытаться немедленно прервать полет или обогнуть Луну и вернуться по свободной траектории; был выбран последний вариант. [66]
Наставник
[ редактировать ]Многие инженеры Apollo, впоследствии ставшие топ-менеджерами, считали Крафта одним из лучших менеджеров программы. Он лично отобрал и обучил целое поколение руководителей полетов НАСА, в том числе Джона Ходжа, Глинна Ланни и Джина Кранца, последний из которых называл Крафта «Учителем». [67] По словам историков космоса Мюррея и Кокса, Крафт «задал тон одной из самых ярких особенностей летных операций: беспрекословному доверию подчиненных не к начальству, а наоборот». [42]
Принципы, которые привил Крафт, продолжали оказывать влияние в Космическом центре Джонсона еще долгое время после его ухода на пенсию. [68] Как размышлял Ланни в 1998 году:
«Он... внушал ощущение того, что правильно, а что неправильно, что нужно делать, насколько хорошим нужно быть, и те стандарты, которые он как бы внушал каждому своим собственным примером и тем, что он сделал с нами, продолжу сегодня. Центр управления сегодня... является отражением Криса Крафта». [1]
Крафт, однако, мог быть жестким руководителем, давая понять, что в подразделении по обеспечению полетов нет места тем, кто не соответствует его строгим стандартам. «Человеку свойственно ошибаться, — гласило одно из его любимых высказываний, — но делать это более одного раза противоречит политике Управления по производству полетов». [29] Подчиненные, серьезно недовольные Крафтом, могли оказаться лишенными возможности загладить свою вину. Крафт обладал властью положить конец карьере в Космическом центре Джонсона; как вспоминал диспетчер миссии Сай Либергот , «если он был за вашей спиной, у вас было столько рычагов влияния, сколько вам нужно; если он был против вас, вы были мертвым мясом». [69]
директор центра
[ редактировать ]В 1969 году Крафт был назначен заместителем директора Центра пилотируемых космических кораблей (MSC). 14 января 1972 года он стал директором MSC, заменив Гилрута, на которого Крафт работал с момента его прибытия в Лэнгли в 1945 году. [70] Космический комментатор Энтони Янг охарактеризовал Крафта как «превосходного преемника» Гилрута, второго после него в истории директоров центров. [71]
Крафт имел право уйти на пенсию в начале 1980-х, но решил не воспользоваться этим вариантом. Он остался директором центра в статусе «повторно трудоустроенного аннуитета», получая государственную пенсию, но по-прежнему работая в НАСА. В 1981 году он был вовлечен в конфликт с администратором НАСА и другими высокопоставленными чиновниками по поводу проведения миссии STS-2 , а также по вопросам, касающимся организации и управления НАСА. Это способствовало тому, что его положение в НАСА стало более шатким. [72] [73]
В апреле 1982 года Крафт сделал то, что газеты назвали «неожиданным заявлением», о том, что он намерен уйти с поста директора центра в конце года. [74] Он отрицал, что его отставка имела какое-либо отношение к угрозе того, что Космический центр Джонсона потеряет свою ведущую роль в операциях космических шаттлов или в разработке космической станции НАСА «Свобода». [8]
Выход на пенсию
[ редактировать ]Консультант
[ редактировать ]После выхода на пенсию Крафт работал консультантом в компаниях Rockwell International и IBM , а также директором по особым поручениям Торговой палаты Хьюстона. [2] В 1994 году он был назначен председателем независимой исследовательской группы по управлению космическими шаттлами, группы, состоящей из ведущих аэрокосмических экспертов, в чьи обязанности входило исследование того, как НАСА могло бы сделать свою программу космических шаттлов более рентабельной. Отчет группы, известный как отчет Крафта , был опубликован в феврале 1995 года. В нем рекомендовалось, чтобы операции НАСА по космическим шаттлам были переданы на аутсорсинг одному частному подрядчику, и что «НАСА должно рассмотреть… прогресс в направлении приватизации космических челноков. " [75] Он раскритиковал эффект изменений безопасности, внесенных НАСА после «Челленджера» катастрофы , заявив, что они «создали дублирующую и дорогостоящую среду безопасности». [76] В основе доклада лежала идея о том, что космический шаттл стал «зрелой и надежной системой… настолько безопасной, насколько это позволяют современные технологии». [77]
Отчет вызвал споры даже на момент публикации. Джон Пайк, директор по космической политике Федерации американских учёных , прокомментировал, что « отчёт Крафта — это верный путь к катастрофе. Они, по сути, предлагают демонтировать механизмы безопасности и обеспечения качества, созданные после катастрофы «Челленджера ». [78] Консультативная группа НАСА по аэрокосмической безопасности не согласилась с этим отчетом, заявив в мае 1995 года, что «предположение о том, что системы космических шаттлов теперь «зрелые», отдает самоуспокоенностью, которая может привести к серьезным неудачам». [79] Тем не менее НАСА приняло рекомендации отчета, и в ноябре 1995 года ответственность за эксплуатацию шаттлов была передана Объединенному космическому альянсу . [80]
Девять лет спустя отчет Крафта снова подвергся критике, на этот раз со стороны в Колумбии Совета по расследованию происшествий (CAIB) в рамках рассмотрения организационных и культурных причин катастрофы Колумбии в . «В докладе, — говорится в докладе, — программа «Спейс шаттл» охарактеризована таким образом, что, по мнению Совета, она противоречит реалиям программы «Шаттл». [80] По мнению CAIB, отчет Крафта способствовал формированию нежелательной культуры безопасности в НАСА, позволив НАСА рассматривать шаттл как действующий, а не экспериментальный аппарат и отвлекая внимание от продолжающихся инженерных аномалий. [81]
Автобиография
[ редактировать ]В 2001 году Крафт опубликовал свою автобиографию « Полет: моя жизнь в управлении полетами» . В нем рассказывалось о его жизни вплоть до окончания программы «Аполлон», лишь кратко упоминая его время на посту директора центра в эпилоге. [82] New York Times Обозреватель Генри С. Ф. Купер-младший назвал его «очень читаемыми мемуарами». [83] в то время как Kirkus Review охарактеризовал его как «[s] подгузник, очень подробный отчет о ... самом драматическом технологическом достижении Америки 20-го века». [84] Рецензенты почти единогласно отметили откровенность повествования Крафта и его готовность лично критиковать тех, с кем он был не согласен. Купер отметил, что Крафт «не возражает против некоторых недостатков [своих коллег]», [83] а журнал Kliatt заявил, что он «не боится называть имена». [85]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1950 году Крафт женился на Бетти Энн Крафт ( урожденной Тернбулл), с которой познакомился в старшей школе. [86] У них было двое детей, Гордон и Кристи-Энн. [87] В своей автобиографии Крафт признал жертвы, которые его семья принесла в результате его работы в НАСА, заявив, что «я был ... скорее отдаленной авторитетной фигурой для Гордона и Кристи-Энн, чем типичным американским отцом». [88]
Крафт был членом епископальной церкви и служил мирским чтецом в своей местной церкви. В шестидесятые годы семья Крафт активно участвовала в церковной деятельности: Бетти Энн преподавала в воскресной школе и служила в алтарной гильдии; Гордон был помощником ; и Кристи-Энн пела в хоре. [89] Помимо своих обязанностей мирского читателя, Крафт некоторое время проводил занятия по изучению Библии для взрослых. Как он вспоминал:
«Мне не хватало фундаменталистского энтузиазма, и я отгонял людей, когда слишком старался связать раннюю церковь с более современными интерпретациями. Трудно было не быть современным, когда я проводил свои рабочие дни, отправляя людей в космос». [90]
Крафт был заядлым игроком в гольф с тех пор, как в 1940-х годах его познакомил с игрой его друг и коллега по НАСА Сиг Сьоберг. [91] Он назвал хорошую игру в гольф причиной, по которой он остался в Хьюстоне после выхода на пенсию. [8]
Крафт умер 22 июля 2019 года в Хьюстоне в возрасте 95 лет, через два дня после 50-летия лунной прогулки Аполлона-11. Причина не была объявлена. [92] [93] [94]
Награды и почести
[ редактировать ]Крафт получил множество наград и наград за свою работу. По окончании программы «Меркурий» его пригласили присутствовать на церемонии в Розовом саду Белого дома , где он получил медаль НАСА за выдающееся лидерство от президента Джона Ф. Кеннеди и администратора НАСА Джеймса Э. Уэбба . «Ни у кого из нас в жизни не бывает таких дней, как этот», — вспоминал Крафт. [95] Медаль НАСА «За выдающиеся заслуги» была вручена ему дважды: в 1969 году (за «Аполлон-8» и «Аполлон-11»), в 1981 году за «Шаттл» и в 1982 году в качестве специальной награды. [96] [97]
Он выиграл Премию «Выдающийся гражданин», врученную ему городом Хэмптон, штат Вирджиния, в 1966 году; Премия Джона Дж. Монтгомери в 1963 году; [2] медаль ASME в 1973 году; [98] и Мемориальный трофей Годдарда, присуждаемый Национальным космическим клубом, [2] и Премия Роджера В. Джонса за лидерство в 1979 году. [99] В 1999 году он был награжден Национальным космическим трофеем от Фонда Ротари Национальной премии за достижения в космосе, который описал его как «движущую силу американской программы пилотируемых космических полетов от ее начала до эпохи космических шаттлов, человека, чьи достижения стали легендарный». [2]
В 2006 году НАСА вручило Крафту премию «Посол исследований», в которую вошел образец лунного материала, доставленный «Аполлоном-11». Крафт, в свою очередь, вручил награду своей альма-матер, Технологическому институту Вирджинии , для демонстрации в его инженерном колледже. [100] Он был введен в Национальный зал авиационной славы 1 октября 2016 года. [101] [102] Центр управления полетами в Космическом центре Джонсона был переименован в Центр управления полетами Кристофера К. Крафта-младшего в его честь в 2011 году. [103] и начальная школа Крафт в Хэмптоне, штат Вирджиния , недалеко от его родного города, была названа в его честь. [104]
В СМИ
[ редактировать ]Крафт сыграл Стивен Рут в мини-сериале 1998 года «С Земли на Луну» . [105] Он давал интервью во многих документальных фильмах о космической программе, в том числе «Аполлон-13: На край и обратно» ( PBS ). [106] В 2018 году он сыграл в фильме Первый человек» « Джей Ди Эвермора . [107] В 2020 году он сыграл Эрика Ладена в мини-сериале Stuff The Right . [108] в 2019 году на BBC Proms Во время живого исполнения своего альбома The Race for Space , через несколько дней после смерти Крафта, Public Service Broadcasting посвятила свое исполнение песне «Go!» в память Крафта. [109]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ланни, Глинн (9 марта 1998 г.). «Стенограмма устной истории» (PDF) . Проект устной истории Космического центра Джонсона (интервью). Беседовал Нил, Рой. Хьюстон, Техас: НАСА. п. 23 . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Нистром, Линн (26 апреля 2002 г.). «Крафт выбран обладателем медали Раффнера 2002 года» (PDF) . Вирджиния Спектр . Том. 24, нет. 31. Технологический институт Вирджинии . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Крафт, Полет , с. 10.
- ^ Крафт, Полет , с. 11
- ^ Перейти обратно: а б с д Поистине, Кристофер Крафт-младший (1924–2019) , с. 168
- ^ Крафт, Полет , с. 15.
- ^ Крафт, Полет , с. 10
- ^ Перейти обратно: а б с Николс, Брюс (1 мая 1982 г.). «Крис Крафт: «Гигант среди людей…» » . Юнайтед Пресс Интернэшнл . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Крафт, Полет, стр. 24–25.
- ^ Перейти обратно: а б Крафт, Полет , стр. 26–31.
- ^ Бильштайн, стр. 31–38.
- ^ Крафт, Полет , стр. 48–49.
- ^ Крафт, Световые измерения распределения скорости и постоянства вихрей самолета , с. 1
- ^ Эренфрид, Рождение НАСА , стр. 237
- ^ Крафт, Полет , стр. 56–57.
- ^ Хансен, Революция космических полетов , стр. 1–3.
- ^ Свенсон, Гримвуд и Александр, Этот новый океан , с. 114
- ^ Крафт, Полет, стр. 66–67.
- ^ Свенсон, Гримвуд и Александр, Этот новый океан , с. 132
- ^ Перейти обратно: а б Крафт, Полет , с. 68
- ^ Крафт, Полет , стр. 68–70.
- ^ Свенсон, Гримвуд и Александр, Этот новый океан , стр. 272–273.
- ^ Мюррей и Кокс, Аполлон , с. 254
- ^ Перейти обратно: а б Мюррей и Кокс, «Аполлон» , с. 260
- ^ Свенсон, Гримвуд и Александр, Этот новый океан , стр. 397–399, 402–407.
- ^ Перейти обратно: а б «Медитативный шимпонавт» . Время (журнал) . 8 декабря 1961 года . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ Крафт, Полет , стр. 3–4.
- ^ Крафт, Полет , с. 153
- ^ Перейти обратно: а б Мюррей и Кокс, «Аполлон» , с. 285
- ^ Мюррей и Кокс, Аполлон , с. 266
- ^ Мюррей и Кокс, Аполлон , с. 267
- ^ Перейти обратно: а б Крафт, Полет , с. 159
- ^ Перейти обратно: а б Крафт, Полет , с. 161
- ^ Кранц, Провал – это не вариант , с. 77
- ^ Крафт, Полет , с. 164
- ^ «Результаты второго пилотируемого космического полета США, 24 мая 1962 года» . НАСА. 1962. Архивировано из оригинала 4 января 2022 года . Проверено 19 ноября 2006 г.
- ^ Крафт, Полет , с. 165
- ^ Тейтель, Эми Шира (14 октября 2013 г.). «Астронавт Меркурия Скотт Карпентер и споры вокруг Авроры-7» . Популярная наука . Проверено 11 марта 2022 г.
- ^ Крафт, Полет , с. 162
- ^ Карпентер, Скотт (1 апреля 2001 г.). «Письма» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ Харланд, Как НАСА научилось летать в космосе , стр. 64
- ^ Перейти обратно: а б Мюррей и Кокс, «Аполлон» , с. 284
- ^ Крафт, Полет , с. 221
- ^ Харланд, Как НАСА научилось летать в космосе , стр. 62
- ^ Крафт, Полет , с. 252
- ^ Крафт, Полет , с. 256
- ^ Крафт, Полет , с. 270
- ↑ Брукс, Гримвуд и Свенсон, Колесницы Аполлона , стр. 214–217.
- ^ Крафт, Полет , с. 271
- ^ Перейти обратно: а б с д «Дирижер на командном пункте» . Время (журнал) . 27 августа 1965 года . Проверено 1 ноября 2006 г.
- ^ Крафт, Полет , с. 227
- ^ Крафт, Полет , с. 228
- ^ Мюррей и Кокс, Аполлон , с. 282
- ^ Перейти обратно: а б Крафт, Полет , с. 289
- ^ Крафт, Полет , с. 291.
- ^ Каннингем, Уолтер (24 мая 1999 г.). «Устная история» (PDF) . Проект устной истории Космического центра Джонсона (интервью). Беседовал Стоун, Рон. Хьюстон, Техас: НАСА. стр. 40–42.
- ^ Ширра, Пространство Ширры , с. 189
- ^ Крафт, Полет , с. 170
- ^ Перейти обратно: а б Брукс, Гримвуд и Свенсон, Колесницы Аполлона , стр. 272–274.
- ^ Крафт, Полет , с. 284
- ^ Крафт, Полет , с. 285
- ^ Крафт, Рейс , стр. 295–296.
- ^ Крафт, Полет , с. 299.
- ^ Крафт, Полет , с. 316
- ^ Кранц, Провал – это не вариант , с. 313
- ^ Кранц, Провал – это не вариант , стр. 316–318.
- ^ Мюррей и Кокс, Аполлон , с. 262
- ^ Ханикатт, Джей Ф. (22 марта 1999 г.). «Устная история» (PDF) (Интервью). Беседовала Райт, Ребекка. Проект устной истории Космического центра Джонсона. п. 14.
- ^ Либергот, Apollo EECOM , стр. 110.
- ^ Действительно, Кристофер К. Крафт-младший 1924–2019 , с. 172.
- ^ Янг, Энтони (28 ноября 2005 г.). «Лидерство в Космическом центре Джонсона» . Космический обзор . Проверено 27 ноября 2006 г.
- ^ Ланни, Глинн (13 января 2000 г.). «Стенограмма устной истории 9» (PDF) . Проект устной истории Космического центра Джонсона (интервью). Беседовала Батлер, Кэрол. Хьюстон, Техас: НАСА. п. 7 . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Хатчинсон, Нил Б. (21 января 2004 г.). «Стенограмма устной истории 3» (PDF) . Проект устной истории Космического центра Джонсона (интервью). Беседовала Росс-Наззал, Дженнифер. Хьюстон, Техас: НАСА . стр. 3–4 . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ «Пионер космоса Крис Крафт уходит в отставку». Юнайтед Пресс Интернешнл. 15 апреля 1982 года.
- ^ Отчет Крафта, стр. 24.
- ^ Отчет Крафта, стр. 8.
- ^ Отчет Крафта, стр. 7.
- ^ Карро, Марк; Клейтон, Уильям Э. младший (16 марта 1995 г.). «Менеджеры Shuttle советуют действовать медленно; план подрядчика вызывает опасения по поводу безопасности» . Хьюстонские хроники . п. А17. Архивировано из оригинала 29 сентября 2012 года . Проверено 7 января 2007 г.
- ^ Цитируется в отчете Совета по расследованию происшествий Колумбии, том 1, стр. 108.
- ^ Перейти обратно: а б Отчет Совета по расследованию происшествий Колумбии, том 1, стр. 108
- ^ Отчет Совета по расследованию происшествий Колумбии, том 1, стр. 118.
- ^ Крафт, Полет , с. 349
- ^ Перейти обратно: а б Купер, Генри С.Ф. младший (11 марта 2001 г.). «Человек-ракета» . Рецензия на книгу. Нью-Йорк Таймс . п. 23 . Проверено 2 декабря 2006 г.
- ^ «От критиков: полет, моя жизнь в центре управления полетами» . Barnes & Noble.com. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 2 декабря 2006 г.
- ^ Паффер, Раймонд Л. (май 2002 г.). «Полет: моя жизнь в центре управления полетами — Рецензия на книгу» . Клиатт . Проверено 2 декабря 2006 г.
- ^ Крафт, Полет , стр. 15–16, 44.
- ^ Крафт, Полет , с. 353.
- ^ Крафт, Полет , с. 326.
- ^ Былинский, Ген (15 августа 1965 г.). «Когда обратный отсчет равен 1…» The New York Times . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Крафт, Полет , с. 235
- ^ Крафт, Полет , с. 43.
- ^ «Крис Крафт» . НАСА. 22 июля 2019 года. Архивировано из оригинала 22 марта 2022 года . Проверено 22 июля 2019 г.
- ^ Макфадден, Роберт Д. (22 июля 2019 г.). «Кристофер Крафт, лицо и голос управления полетами НАСА, умер в возрасте 95 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 июля 2019 г.
- ^ Перлман, Роберт З. (23 июля 2019 г.). «Крис Крафт, первый руководитель полетов НАСА и отец управления полетами, умер в возрасте 95 лет» . Space.com .
- ^ Крафт, Полет , с. 187
- ^ «Исторический список получателей» (PDF) . НАСА . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ «Кристофер К. Крафт-младший» . Музей истории космоса Нью-Мексико . Проверено 24 марта 2022 г.
- ^ «Медаль ASME» . АСМЭ . Проверено 24 марта 2022 г.
- ^ «Премия Роджера В. Джонса за лидерство» (PDF) . Американский университет . Проверено 24 марта 2022 г.
- ^ Нистром, Линн (2006). «Выпускник Крис Крафт представляет Лунный камень Инженерному колледжу» . Вирджинский технологический институт. Архивировано из оригинала 23 августа 2007 года . Проверено 2 декабря 2006 г.
- ^ «Национальный зал авиационной славы обнародовал имена четырех человек, которые будут приняты в класс 2016 года» . Национальный зал авиационной славы . Проверено 3 сентября 2016 г.
- ^ «Крафт-младший, Кристофер С.» Национальный зал авиационной славы. Архивировано из оригинала 1 февраля 2022 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ «Пионер НАСА удостоен чести; говорит, что сожалеет о гибели шаттла» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . Ассошиэйтед Пресс. 14 апреля 2011 г.
- ^ «История» . Крафт Начальная школа. Архивировано из оригинала 1 февраля 2022 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ Мюррей, Ноэль (27 ноября 2017 г.). «В один из лучших часов HBO Том Хэнкс вспомнил, как мы в последний раз летали на Луну» . АВ-клуб . Проверено 23 июля 2019 г.
- ^ « Аполлон-13: На край и обратно » . Медиатека и архивы WGBH . Проверено 23 июля 2019 г.
- ^ Цитрон, Синтия (18 октября 2018 г.). «Армстронг выполняет обещание Кеннеди» . Санта-Моника Дейли Пресс . Проверено 23 июля 2019 г.
- ^ Дэнсби, Эндрю (2 октября 2020 г.). «Хьюстонский актер Эрик Ладен играет легенду НАСА в «Правильном материале» » . Хьюстонские хроники . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ «Общественное вещание чтит пионера Аполлона-11 на выпускном концерте» . Променад Би-би-си . 25 июля 2019 года . Проверено 8 мая 2024 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бильштейн, Роджер Э. (1989). Порядки величины: история NACA и НАСА, 1915–1990 (PDF) . НАСА. СП-4406 . Проверено 2 февраля 2022 г.
- Брукс, Кортни Г.; Гримвуд, Джеймс М.; Свенсон, Лойд С. младший (1979). Колесницы для Аполлона: история пилотируемого лунного космического корабля . Серия историй НАСА. Вашингтон, округ Колумбия: Отделение научной и технической информации НАСА. ISBN 978-0-486-46756-6 . LCCN 79001042 . OCLC 4664449 . НАСА SP-4205 . Проверено 20 июля 2010 г.
- Совет по расследованию несчастных случаев Колумбии (2003 г.). Отчет Колумбийского совета по расследованию несчастных случаев, том I. НАСА . Архивировано из оригинала 2 декабря 2006 года.
- Хансен, Джеймс Р. (1995). Революция космических полетов: Исследовательский центр НАСА в Лэнгли От Спутника до Аполлона (PDF) . НАСА .
- Харланд, Дэвид М. (2004). Как НАСА научилось летать в космосе . Онтарио, Канада: Книги Апогея. ISBN 1-894959-07-8 .
- Крафт, Кристофер С. младший (1 марта 1955 г.). Летные измерения распределения скорости и постоянства вихрей самолета (PDF) (Отчет). Вашингтон, округ Колумбия: NACA. 19930084657 . Проверено 11 марта 2022 г.
- Крафт, Крис (2001). Полет: Моя жизнь в Центре управления полетами . Нью-Йорк: Даттон. ISBN 0-525-94571-7 .
- Кранц, Джин (2000). Неудача – это не вариант . Нью-Йорк: Книги Беркли. ISBN 0-425-17987-7 .
- Либергот, Си (2003). Apollo EECOM: Путешествие на всю жизнь . Берлингтон, Онтарио: Книги Апогея. ISBN 1-896522-96-3 .
- Мюррей, Чарльз; Кэтрин Блай Кокс (1989). Аполлон: Гонка на Луну . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-671-61101-1 .
- НАСА (1995). Отчет независимой экспертной группы по управлению космическими шаттлами . НАСА .
- Ширра, Уолли; Биллингс, Ричард (1988). Пространство Ширры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-792-9 .
- Свенсон, Лойд С. младший; Брукс, Кортни Г.; Гримвуд, Джеймс М. (1979). Колесницы для Аполлона: история пилотируемого лунного космического корабля . НАСА .
- Свенсон, Лойд С. младший; Джеймс М. Гримвуд; Чарльз С. Александр (1989). Этот новый океан: история проекта «Меркурий» . НАСА . Архивировано из оригинала 23 августа 2007 года.
- Действительно, Ричард Х. (2021). «Кристофер Крафт-младший 1924–2019» . Мемориальные дани . 23 : 166–172 . Проверено 1 февраля 2022 г.
- фон Эренфрид, Манфред «Голландский» (2016). Рождение НАСА: работа космической целевой группы, первых настоящих пионеров космоса в Америке . Нью-Йорк: Springer-Praxis. Бибкод : 2016bnws.book.....E . дои : 10.1007/978-3-319-28428-6 . ISBN 978-3-319-28426-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Крафт, Крис. Операции по управлению миссией . Презентация в Массачусетском технологическом институте, 8 ноября 2005 г.
- Интервью с Христофором Колумбом Крафтом-младшим для серии NOVA: На Луну Образовательный фонд WGBH, необработанные кадры, 1998 г.
- Национальный зал авиационной славы назвал имена четырех человек, которые будут введены в класс 2016 года в Национальном зале авиационной славы
- 1924 рождения
- смертей в 2019 году
- Американские епископалы 20-го века
- Американцы немецкого происхождения
- Англиканские читатели-миряне
- Обладатели медали ASME
- Директора центров НАСА
- Инженеры из Вирджинии
- Выпускники средней школы Хэмптона (Вирджиния)
- Члены Национальной инженерной академии США
- Контроллеры полета НАСА
- Жители округа Элизабет-Сити, штат Вирджиния.
- Выпускники Технологического института Вирджинии