Jump to content

Близнецы 5

Gemini V
Вид на мыс Кеннеди, Флорида, с корабля Gemini V
Тип миссии Испытание на выносливость
Оператор НАСА
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ 1965-068А [1]
САТКАТ нет. 1516 [2]
Продолжительность миссии 7 дней, 22 часа, 55 минут, 14 секунд
Пройденное расстояние 5 242 682 километра (3 257 652 мили)
Орбиты завершены 120
Свойства космического корабля
Космический корабль Близнецы SC5
Производитель Макдоннелл
Стартовая масса 3605 кг (7948 фунтов)
Экипаж
Размер экипажа 2
Члены
Начало миссии
Дата запуска 21 августа 1965 г., 13:59:59 ( 1965-08-21UTC13:59:59Z ) UTC
Ракета Титан II GLV , серийный номер 62-12560
Запуск сайта Мыс Кеннеди LC-19
Конец миссии
Восстановлен Военный корабль США Лейк Шамплейн
Дата посадки 29 августа 1965 г., 12:55:13 ( 1965-08-29UTC12:55:14Z ) UTC
Посадочная площадка 29 ° 47' с.ш. 69 ° 45' з.д.  /  29,783 ° с.ш. 69,750 ° з.д.  / 29,783; -69,750  ( Приводнение Джемини-5 )
Орбитальные параметры
Справочная система Геоцентрический
Режим Низкая околоземная орбита
Высота перигея 170 километров (92 морских мили)
Высота апогея 330 километров (180 морских миль)
Наклон 32,5 градуса
Период 89,5 минут
Эпоха 23 августа 1965 г. [2]

(LR) Конрад, Купер

Близнецы 5 (официально Близнецы V ) [3] пилотируемый космический полет в рамках НАСА проекта «Джемини» в 1965 году . Это был третий пилотируемый полет «Джемини», одиннадцатый американский космический полет с экипажем (включая два полета X-15 на высоту более 100 километров (54 морских миль)) и девятнадцатый полет человека в космос за все время. Это также был первый раз, когда американская пилотируемая космическая миссия установила мировой рекорд продолжительности, установленный 26 августа 1965 года, побив предыдущий рекорд Советского Союза, установленный кораблем « Восток-5» в 1963 году. [4] Этот рекорд мог бы быть на день дольше; однако Близнецы V были прерваны из-за приближения урагана Бетси .

Позиция Астронавт
Командир-пилот Л. Гордон Купер мл. [5]
Второй и последний космический полет
Пилот Чарльз «Пит» Конрад мл. [5]
Первый космический полет

Резервный экипаж

[ редактировать ]
Позиция Астронавт
Командир-пилот Нил А. Армстронг [5]
Пилот Эллиот М. Си мл. [5]

Команда поддержки

[ редактировать ]

Параметры миссии

[ редактировать ]

21 августа 1965 года в 16:07:15 UTC РЭП был выведен на орбиту с космического корабля «Джемини-5».

«Джемини-5» удвоил рекорд американского космического полета миссии «Джемини-4» — до восьми дней — времени, которое потребуется, чтобы полететь на Луну, приземлиться и вернуться. Это стало возможным благодаря новым топливным элементам , которые генерировали достаточно электроэнергии для питания более длительных миссий, что является ключевым нововведением для будущих полетов Аполлона , вместо химических батарей, которые использовались на предыдущих пилотируемых космических кораблях. Купер и Конрад должны были провести тренировочное космическое сближение с «капсулом», развернутым с космического корабля, но проблемы с электроснабжением вынудили переключиться на более простое «фантомное сближение», при котором корабль «Джемини» маневрировал в заранее определенную позицию в космосе. Командирский пилот и ветеран Меркурия Гордон Купер был первым человеком, совершившим два орбитальных полета вокруг Земли. Он и Конрад сделали фотографии высокого разрешения для Министерства обороны США , но проблемы с топливными элементами и системой маневрирования вынудили отменить несколько других экспериментов. Астронавты топтались на орбите, и Конрад позже посетовал, что не взял с собой книгу. Однако бортовые медицинские тесты продолжали показывать возможность более длительных полетов.

Близнецы 5 РЕП
РЕП Модуль оценки рандеву
Идентификатор НССДК: 1965-068С
Масса 34,5 кг (76 фунтов)
Дата запуска 21 августа 1965 г.
Время выпуска 16:07:15 всемирное координированное время
Perigee 162 километра (87 миль)
Апогей 350,1 км (189,0 миль)
Период 89,59 мин.
Наклон 32.61°
снова вошел 27 августа 1965 г.

Конрад, который имел репутацию человека, который часто имел под рукой кульминацию, назвал миссию «Восемь дней в мусорном баке». (мусорный бак относится к небольшому размеру салона Gemini, который был размером с переднее сиденье Volkswagen Beetle )

Монтажник на площадке 19 опускается в рамках подготовки к запуску Gemini 5.

Запуск прошел отлично, за исключением нескольких секунд продольных колебаний (осевой вибрации ракеты). Это было измерено при +0,38 г (3,7 м/с). 2 ) во время полета первой ступени, превышая допустимое +0,25 g (2,5 м/с 2 ) в общей сложности около 13 секунд. Конрад и Купер обнаружили, что сильная вибрация на мгновение ухудшила их зрение и речь. Причина была связана с неправильным уровнем газа в стояке окислителя, и сильные колебания не повлияли на последующие полеты «Джемини». Начальная орбита составляла 101×216 миль (163×349 километров).

Запуск Джемини-5

Видеозапись запуска показала серию необъяснимых световых вспышек в шлейфе выхлопных газов первой ступени, но данные телеметрии не указали на что-либо, что могло бы их вызвать. Последующий обзор предыдущих запусков Gemini, а также видео испытаний межконтинентальных баллистических ракет Titan II также показал наличие этих световых вспышек. Считалось, что это явление вызвано клейкой лентой, прикрепляющей мешки с влагопоглотителем к выхлопной трубе турбины.

Верхняя половина первой ступени Титана II, включающая бак тетроксида азота и окружающий его фюзеляж, была обнаружена плавающей на поверхности Атлантического океана и извлечена; сейчас он экспонируется в Космическом и ракетном центре США в Хантсвилле, штат Алабама .

Оценочная капсула рандеву Gemini 5 (REP)

Первым крупным событием миссии стал катапультирование оценочной капсулы рандеву (REP) через 2 часа 13 минут после начала полета. Радар показал, что капсула двигалась с относительной скоростью два метра в секунду. Находясь вне радиосвязи с землей, экипаж обнаружил, что давление в одном топливном элементе упало с 850 до 65 фунтов на квадратный дюйм (от 5860 до 450 кПа) через 4 часа 22 минуты полета. Это все еще было выше минимума в 22,2 фунта на квадратный дюйм (153 кПа), но Купер решил отключить топливные элементы. Имея только аккумуляторную энергию, они не смогут встретиться с REP, и это также может означать преждевременное завершение миссии. Предполагается, что причиной этой аварии стало короткое замыкание в нагревателе кислородного бака, из-за которого сработал прерыватель.

Испытания на земле показали, что топливный элемент может работать даже при низком давлении кислорода. Однако с отключенными топливными элементами они смогут оставаться на орбите только один день, и у них еще будет достаточно заряда батареи для входа в атмосферу.

Было решено снова включить топливные элементы и протестировать их, используя оборудование, требующее все большей мощности. Это показало, что топливные элементы стабильны и экипаж может продолжить миссию.

Тем временем Базз Олдрин разрабатывал альтернативный тест на рандеву. Он имел докторскую степень по орбитальной механике. [6] и разработал схему встречи экипажа с заданной точкой космоса.

Во время дрейфа экипажу стало холодно. Даже когда трубы охлаждающей жидкости в скафандрах были отключены, а поток воздуха был слабым, они все равно дрожали. Медленно проносящиеся за окнами звезды также дезориентировали, поэтому экипаж закрыл окна шторами.

Сборка топливных элементов Gemini 5

Как и в случае с «Джемини-4», у экипажа были проблемы со сном в чередующиеся периоды отдыха. Они все еще мало отдыхали, когда решили спать вместе.

Призрачное свидание произошло на третий день. Все прошло идеально, хотя это был первый точный маневр в космическом полете. Они опробовали четыре маневра — корректировку апогея, корректировку фазы, смену плоскости и коэллиптический маневр — используя систему ориентации и маневрирования орбиты (OAMS).

На следующий день диспетчеры полета обнаружили еще одну проблему с топливными элементами: они производили сточные воды, непригодные для питья, поскольку они были слишком кислыми, в количестве на 20% больше, чем ожидалось. Ячейки сбрасываются в бортовой резервуар для хранения питьевой и непитьевой воды, разделенный стенкой мочевого пузыря. Однако, поскольку астронавтам предстояло слить питьевую воду для питья, вскоре было установлено, что к концу миссии еще останется место. В целом топливные элементы успешно производили прохладную питьевую воду, но астронавты сообщили, что в ней было большое количество пузырьков газа.

На пятый день возникла серьезная проблема, когда один из блоков двигателей OAMS (включающий двигатели 5, 6, 7 и 8) неоднократно выходил из строя. Точная причина этих проблем была неясна, и было предложено множество возможных причин. Это означало отмену всех экспериментов, требующих использования двигателей, и экипаж не смог снова запустить их. [7]

Гордона Купера поднимают в спасательный вертолет

Было запланировано семнадцать экспериментов, один из которых был отменен, поскольку он включал фотографирование REP. В эксперименте Д-1 экипаж фотографировал небесные объекты, а в эксперименте Д-6 проводился наземный фотоэксперимент. Эксперименты Д-4/Д-7 включали измерения яркости небесного и земного фона, а также шлейфов ракет. Эксперименты С-8/Д-13 исследовали, изменилось ли зрение экипажа во время полета.

На борту «Джемини-4» были проведены все медицинские эксперименты, а также эксперимент М-1 по работе сердца. Конрад носил надувные наручники для ног. Эксперимент М-9 также исследовал, изменилась ли способность астронавтов к горизонтальным измерениям.

Во время миссии астронавты не испытывали особого аппетита и потребляли в среднем около 1000 калорий в день, что значительно ниже запланированного потребления пищи в 2700 калорий в день. Они сообщили, что перхоть является постоянной проблемой до такой степени, что чешуйки их рыхлой кожи оседают на приборной панели Gemini и частично скрывают некоторые показания приборов. Считалось, что это состояние вызвано очень низкой влажностью окружающей среды в кабине, из-за которой кожа космонавтов стала сухой и шелушащейся. Послеполетное медицинское обследование показало некоторую потерю эритроцитов и плазмы . Система кровообращения Конрада вернулась к нормальным показателям в течение двух дней после миссии, тогда как Куперу потребовалось четыре дня.

В S-1 Купер сделал первые фотографии зодиакального света и гегеншейна с орбиты. Еще один эксперимент, включающий использование камеры Hasselblad экипажа для фотографирования метеорологических явлений, таких как облачные образования. [8] Одна фотография гор Загрос показала больше деталей, чем официальная геологическая карта Ирана . Эксперимент S-7, спектрометр верхней границы облаков, показал, что высоту облаков можно определить с орбиты.

Retrofire был запущен над Гавайями в 190 часов 27 минут 43 секунды после начала миссии. Астронавты управляли входом в атмосферу, создавая сопротивление и подъемную силу за счет вращения капсулы. Из-за вычислительной ошибки экипаж приземлился в 80 милях (130 километрах) от запланированной точки приземления в Атлантическом океане. Хотя компьютер работал отлично, программист ввел скорость вращения Земли как 360° за 24 часа вместо 360,98° ( см. Звездные сутки) .

Миссия Gemini 5 поддерживалась следующими ресурсами Министерства обороны США: 10 265 человек личного состава, 114 самолетов и 19 кораблей. Восстановление осуществил авианосец USS Lake Champlain .

Знаки отличия

[ редактировать ]
Космический медальон Fliteline Gemini 5

Это была первая миссия НАСА, имевшая нашивку со знаком отличия . После «Джемини-3» НАСА запретило астронавтам давать имена своим космическим кораблям. Купер, поняв, что он никогда не был в военной организации без него, предложил нашивку с миссией, символизирующую полет. НАСА согласилось, и нашивки получили общее название «Патч Купера». [9] Купер выбрал образ крытой повозки из-за новаторского характера полета. На повозке красовался лозунг «8 дней или провал», но менеджеры НАСА возражали против этого, считая, что слишком много внимания уделяется продолжительности миссии, а не экспериментам, и опасаясь, что общественность может счесть миссию провальной, если она это сделает. не длится всю продолжительность. Поверх официального лозунга был пришит кусок нейлоновой ткани. [10] [11]

Местоположение космического корабля

[ редактировать ]
Капсула Gemini 5 на выставке в 2018 году

Космический корабль выставлен в Космическом центре Хьюстона , Хьюстон, Техас . Он взят взаймы у Смитсоновского института. [12]

См. также

[ редактировать ]
Первая ступень ракеты Titan II, использованной для запуска Gemini 5, обнаружена авианосцем USS Du Pont.

Общественное достояние Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .

  1. ^ «Главный каталог NSSDC: Близнецы 5» . НАСА . Проверено 4 сентября 2013 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Спутниковый каталог» . Проверено 4 сентября 2013 г.
  3. ^ Хакер, Бартон С.; Гримвуд, Джеймс М. (сентябрь 1974 г.). «Глава 11 Столпы уверенности» . На плечах титанов: история проекта «Джемини» . Серия историй НАСА. Том. СП-4203. НАСА. п. 239. Архивировано из оригинала 13 января 2010 г. Проверено 26 сентября 2013 г. В «Джемини IV» НАСА перешло на римские цифры для обозначения миссий «Джемини».
  4. Зельстедт, Альберт «Близнецы приближаются к отметке советского космического полета» (26 августа 1965 г.) , The Baltimore Sun , стр. 1
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Райхл 2016 , с. 78.
  6. ^ «Биография астронавта: Базз Олдрин» . НАСА.gov . 11 февраля 2015 г.
  7. ^ Отчет о миссии программы «Джемини» — «Джемини V» (PDF) (Отчет). НАСА. Август 1965 года . Проверено 14 мая 2023 г.
  8. ^ Идентификатор NSSDCA: 1965-068A-03: Синоптическая фотография погоды
  9. ^ Купер, Гордон ; Брюс Хендерсон (2002). Прыжок веры: путешествие астронавта в неизведанное . ХарперТорч. п. 320. ИСБН  978-0-06-109877-2 .
  10. ^ Френч, Фрэнсис ; Колин Берджесс (2007). В тени Луны . Издательство Университета Небраски. стр. 44 . ISBN  978-0-8032-1128-5 .
  11. ^ « 8 дней или провал» +50 лет: Gemini 5 вошел в историю благодаря патчу с первой миссией экипажа» . собирать пространство. 24 августа 2015 г.
  12. ^ «Джемини V» . Космический центр Хьюстона. Архивировано из оригинала 30 апреля 2018 года . Проверено 29 апреля 2018 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Райхл, Юджин (2016). Проект «Джемини» . Атглен, Пенсильвания: Лодочник. ISBN  978-0-7643-5070-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3f1bc4d00bf9d9956b36c1a681ca06ca__1720807080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/ca/3f1bc4d00bf9d9956b36c1a681ca06ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gemini 5 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)