Близнецы 5
Тип миссии | Испытание на выносливость |
---|---|
Оператор | НАСА |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 1965-068А [1] |
САТКАТ нет. | 1516 [2] |
Продолжительность миссии | 7 дней, 22 часа, 55 минут, 14 секунд |
Пройденное расстояние | 5 242 682 километра (3 257 652 мили) |
Орбиты завершены | 120 |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Близнецы SC5 |
Производитель | Макдоннелл |
Стартовая масса | 3605 кг (7948 фунтов) |
Экипаж | |
Размер экипажа | 2 |
Члены | |
Начало миссии | |
Дата запуска | 21 августа 1965 г., 13:59:59 | UTC
Ракета | Титан II GLV , серийный номер 62-12560 |
Запуск сайта | Мыс Кеннеди LC-19 |
Конец миссии | |
Восстановлен | Военный корабль США Лейк Шамплейн |
Дата посадки | 29 августа 1965 г., 12:55:13 | UTC
Посадочная площадка | 29 ° 47' с.ш. 69 ° 45' з.д. / 29,783 ° с.ш. 69,750 ° з.д. |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрический |
Режим | Низкая околоземная орбита |
Высота перигея | 170 километров (92 морских мили) |
Высота апогея | 330 километров (180 морских миль) |
Наклон | 32,5 градуса |
Период | 89,5 минут |
Эпоха | 23 августа 1965 г. [2] |
(LR) Конрад, Купер |
Близнецы 5 (официально Близнецы V ) [3] пилотируемый космический полет в рамках НАСА проекта «Джемини» в 1965 году . Это был третий пилотируемый полет «Джемини», одиннадцатый американский космический полет с экипажем (включая два полета X-15 на высоту более 100 километров (54 морских миль)) и девятнадцатый полет человека в космос за все время. Это также был первый раз, когда американская пилотируемая космическая миссия установила мировой рекорд продолжительности, установленный 26 августа 1965 года, побив предыдущий рекорд Советского Союза, установленный кораблем « Восток-5» в 1963 году. [4] Этот рекорд мог бы быть на день дольше; однако Близнецы V были прерваны из-за приближения урагана Бетси .
Экипаж
[ редактировать ]Позиция | Астронавт | |
---|---|---|
Командир-пилот | Л. Гордон Купер мл. [5] Второй и последний космический полет | |
Пилот | Чарльз «Пит» Конрад мл. [5] Первый космический полет |
Резервный экипаж
[ редактировать ]Позиция | Астронавт | |
---|---|---|
Командир-пилот | Нил А. Армстронг [5] | |
Пилот | Эллиот М. Си мл. [5] |
Команда поддержки
[ редактировать ]- Эдвин Э. «Базз» Олдрин (Houston CAPCOM)
- Вирджил И. «Гас» Гриссом (мыс CAPCOM)
- Джеймс А. МакДивитт (Хьюстон CAPCOM)
Параметры миссии
[ редактировать ]- Масса : 3605 кг (7948 фунтов).
- Перигей : 162 километра (87 морских миль)
- Апогей : 350,1 км (189,0 миль).
- Наклон : 32,61°
- Период : 89,59 мин.
- Субспутник REP (Rendezvous Evaluation Pod):
21 августа 1965 года в 16:07:15 UTC РЭП был выведен на орбиту с космического корабля «Джемини-5».
Цели
[ редактировать ]«Джемини-5» удвоил рекорд американского космического полета миссии «Джемини-4» — до восьми дней — времени, которое потребуется, чтобы полететь на Луну, приземлиться и вернуться. Это стало возможным благодаря новым топливным элементам , которые генерировали достаточно электроэнергии для питания более длительных миссий, что является ключевым нововведением для будущих полетов Аполлона , вместо химических батарей, которые использовались на предыдущих пилотируемых космических кораблях. Купер и Конрад должны были провести тренировочное космическое сближение с «капсулом», развернутым с космического корабля, но проблемы с электроснабжением вынудили переключиться на более простое «фантомное сближение», при котором корабль «Джемини» маневрировал в заранее определенную позицию в космосе. Командирский пилот и ветеран Меркурия Гордон Купер был первым человеком, совершившим два орбитальных полета вокруг Земли. Он и Конрад сделали фотографии высокого разрешения для Министерства обороны США , но проблемы с топливными элементами и системой маневрирования вынудили отменить несколько других экспериментов. Астронавты топтались на орбите, и Конрад позже посетовал, что не взял с собой книгу. Однако бортовые медицинские тесты продолжали показывать возможность более длительных полетов.
Близнецы 5 | РЕП |
---|---|
РЕП | Модуль оценки рандеву |
Идентификатор НССДК: | 1965-068С |
Масса | 34,5 кг (76 фунтов) |
Дата запуска | 21 августа 1965 г. |
Время выпуска | 16:07:15 всемирное координированное время |
Perigee | 162 километра (87 миль) |
Апогей | 350,1 км (189,0 миль) |
Период | 89,59 мин. |
Наклон | 32.61° |
снова вошел | 27 августа 1965 г. |
Конрад, который имел репутацию человека, который часто имел под рукой кульминацию, назвал миссию «Восемь дней в мусорном баке». (мусорный бак относится к небольшому размеру салона Gemini, который был размером с переднее сиденье Volkswagen Beetle )
Полет
[ редактировать ]Запуск прошел отлично, за исключением нескольких секунд продольных колебаний (осевой вибрации ракеты). Это было измерено при +0,38 г (3,7 м/с). 2 ) во время полета первой ступени, превышая допустимое +0,25 g (2,5 м/с 2 ) в общей сложности около 13 секунд. Конрад и Купер обнаружили, что сильная вибрация на мгновение ухудшила их зрение и речь. Причина была связана с неправильным уровнем газа в стояке окислителя, и сильные колебания не повлияли на последующие полеты «Джемини». Начальная орбита составляла 101×216 миль (163×349 километров).
Видеозапись запуска показала серию необъяснимых световых вспышек в шлейфе выхлопных газов первой ступени, но данные телеметрии не указали на что-либо, что могло бы их вызвать. Последующий обзор предыдущих запусков Gemini, а также видео испытаний межконтинентальных баллистических ракет Titan II также показал наличие этих световых вспышек. Считалось, что это явление вызвано клейкой лентой, прикрепляющей мешки с влагопоглотителем к выхлопной трубе турбины.
Верхняя половина первой ступени Титана II, включающая бак тетроксида азота и окружающий его фюзеляж, была обнаружена плавающей на поверхности Атлантического океана и извлечена; сейчас он экспонируется в Космическом и ракетном центре США в Хантсвилле, штат Алабама .
Первым крупным событием миссии стал катапультирование оценочной капсулы рандеву (REP) через 2 часа 13 минут после начала полета. Радар показал, что капсула двигалась с относительной скоростью два метра в секунду. Находясь вне радиосвязи с землей, экипаж обнаружил, что давление в одном топливном элементе упало с 850 до 65 фунтов на квадратный дюйм (от 5860 до 450 кПа) через 4 часа 22 минуты полета. Это все еще было выше минимума в 22,2 фунта на квадратный дюйм (153 кПа), но Купер решил отключить топливные элементы. Имея только аккумуляторную энергию, они не смогут встретиться с REP, и это также может означать преждевременное завершение миссии. Предполагается, что причиной этой аварии стало короткое замыкание в нагревателе кислородного бака, из-за которого сработал прерыватель.
Испытания на земле показали, что топливный элемент может работать даже при низком давлении кислорода. Однако с отключенными топливными элементами они смогут оставаться на орбите только один день, и у них еще будет достаточно заряда батареи для входа в атмосферу.
Было решено снова включить топливные элементы и протестировать их, используя оборудование, требующее все большей мощности. Это показало, что топливные элементы стабильны и экипаж может продолжить миссию.
Тем временем Базз Олдрин разрабатывал альтернативный тест на рандеву. Он имел докторскую степень по орбитальной механике. [6] и разработал схему встречи экипажа с заданной точкой космоса.
Во время дрейфа экипажу стало холодно. Даже когда трубы охлаждающей жидкости в скафандрах были отключены, а поток воздуха был слабым, они все равно дрожали. Медленно проносящиеся за окнами звезды также дезориентировали, поэтому экипаж закрыл окна шторами.
Как и в случае с «Джемини-4», у экипажа были проблемы со сном в чередующиеся периоды отдыха. Они все еще мало отдыхали, когда решили спать вместе.
Призрачное свидание произошло на третий день. Все прошло идеально, хотя это был первый точный маневр в космическом полете. Они опробовали четыре маневра — корректировку апогея, корректировку фазы, смену плоскости и коэллиптический маневр — используя систему ориентации и маневрирования орбиты (OAMS).
На следующий день диспетчеры полета обнаружили еще одну проблему с топливными элементами: они производили сточные воды, непригодные для питья, поскольку они были слишком кислыми, в количестве на 20% больше, чем ожидалось. Ячейки сбрасываются в бортовой резервуар для хранения питьевой и непитьевой воды, разделенный стенкой мочевого пузыря. Однако, поскольку астронавтам предстояло слить питьевую воду для питья, вскоре было установлено, что к концу миссии еще останется место. В целом топливные элементы успешно производили прохладную питьевую воду, но астронавты сообщили, что в ней было большое количество пузырьков газа.
На пятый день возникла серьезная проблема, когда один из блоков двигателей OAMS (включающий двигатели 5, 6, 7 и 8) неоднократно выходил из строя. Точная причина этих проблем была неясна, и было предложено множество возможных причин. Это означало отмену всех экспериментов, требующих использования двигателей, и экипаж не смог снова запустить их. [7]
Было запланировано семнадцать экспериментов, один из которых был отменен, поскольку он включал фотографирование REP. В эксперименте Д-1 экипаж фотографировал небесные объекты, а в эксперименте Д-6 проводился наземный фотоэксперимент. Эксперименты Д-4/Д-7 включали измерения яркости небесного и земного фона, а также шлейфов ракет. Эксперименты С-8/Д-13 исследовали, изменилось ли зрение экипажа во время полета.
На борту «Джемини-4» были проведены все медицинские эксперименты, а также эксперимент М-1 по работе сердца. Конрад носил надувные наручники для ног. Эксперимент М-9 также исследовал, изменилась ли способность астронавтов к горизонтальным измерениям.
Во время миссии астронавты не испытывали особого аппетита и потребляли в среднем около 1000 калорий в день, что значительно ниже запланированного потребления пищи в 2700 калорий в день. Они сообщили, что перхоть является постоянной проблемой до такой степени, что чешуйки их рыхлой кожи оседают на приборной панели Gemini и частично скрывают некоторые показания приборов. Считалось, что это состояние вызвано очень низкой влажностью окружающей среды в кабине, из-за которой кожа космонавтов стала сухой и шелушащейся. Послеполетное медицинское обследование показало некоторую потерю эритроцитов и плазмы . Система кровообращения Конрада вернулась к нормальным показателям в течение двух дней после миссии, тогда как Куперу потребовалось четыре дня.
В S-1 Купер сделал первые фотографии зодиакального света и гегеншейна с орбиты. Еще один эксперимент, включающий использование камеры Hasselblad экипажа для фотографирования метеорологических явлений, таких как облачные образования. [8] Одна фотография гор Загрос показала больше деталей, чем официальная геологическая карта Ирана . Эксперимент S-7, спектрометр верхней границы облаков, показал, что высоту облаков можно определить с орбиты.
Retrofire был запущен над Гавайями в 190 часов 27 минут 43 секунды после начала миссии. Астронавты управляли входом в атмосферу, создавая сопротивление и подъемную силу за счет вращения капсулы. Из-за вычислительной ошибки экипаж приземлился в 80 милях (130 километрах) от запланированной точки приземления в Атлантическом океане. Хотя компьютер работал отлично, программист ввел скорость вращения Земли как 360° за 24 часа вместо 360,98° ( см. Звездные сутки) .
Миссия Gemini 5 поддерживалась следующими ресурсами Министерства обороны США: 10 265 человек личного состава, 114 самолетов и 19 кораблей. Восстановление осуществил авианосец USS Lake Champlain .
Знаки отличия
[ редактировать ]Это была первая миссия НАСА, имевшая нашивку со знаком отличия . После «Джемини-3» НАСА запретило астронавтам давать имена своим космическим кораблям. Купер, поняв, что он никогда не был в военной организации без него, предложил нашивку с миссией, символизирующую полет. НАСА согласилось, и нашивки получили общее название «Патч Купера». [9] Купер выбрал образ крытой повозки из-за новаторского характера полета. На повозке красовался лозунг «8 дней или провал», но менеджеры НАСА возражали против этого, считая, что слишком много внимания уделяется продолжительности миссии, а не экспериментам, и опасаясь, что общественность может счесть миссию провальной, если она это сделает. не длится всю продолжительность. Поверх официального лозунга был пришит кусок нейлоновой ткани. [10] [11]
Местоположение космического корабля
[ редактировать ]Космический корабль выставлен в Космическом центре Хьюстона , Хьюстон, Техас . Он взят взаймы у Смитсоновского института. [12]
См. также
[ редактировать ]- приводнение
- Космическая капсула
- Исследование космоса
- История освоения космоса США на марках США
- Хронология самых длительных космических полетов
- Список ошибок программного обеспечения
Ссылки
[ редактировать ]Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .
- ^ «Главный каталог NSSDC: Близнецы 5» . НАСА . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Спутниковый каталог» . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ Хакер, Бартон С.; Гримвуд, Джеймс М. (сентябрь 1974 г.). «Глава 11 Столпы уверенности» . На плечах титанов: история проекта «Джемини» . Серия историй НАСА. Том. СП-4203. НАСА. п. 239. Архивировано из оригинала 13 января 2010 г. Проверено 26 сентября 2013 г. В «Джемини IV» НАСА перешло на римские цифры для обозначения миссий «Джемини».
- ↑ Зельстедт, Альберт «Близнецы приближаются к отметке советского космического полета» (26 августа 1965 г.) , The Baltimore Sun , стр. 1
- ^ Перейти обратно: а б с д Райхл 2016 , с. 78.
- ^ «Биография астронавта: Базз Олдрин» . НАСА.gov . 11 февраля 2015 г.
- ^ Отчет о миссии программы «Джемини» — «Джемини V» (PDF) (Отчет). НАСА. Август 1965 года . Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ Идентификатор NSSDCA: 1965-068A-03: Синоптическая фотография погоды
- ^ Купер, Гордон ; Брюс Хендерсон (2002). Прыжок веры: путешествие астронавта в неизведанное . ХарперТорч. п. 320. ИСБН 978-0-06-109877-2 .
- ^ Френч, Фрэнсис ; Колин Берджесс (2007). В тени Луны . Издательство Университета Небраски. стр. 44 . ISBN 978-0-8032-1128-5 .
- ^ « 8 дней или провал» +50 лет: Gemini 5 вошел в историю благодаря патчу с первой миссией экипажа» . собирать пространство. 24 августа 2015 г.
- ^ «Джемини V» . Космический центр Хьюстона. Архивировано из оригинала 30 апреля 2018 года . Проверено 29 апреля 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Райхл, Юджин (2016). Проект «Джемини» . Атглен, Пенсильвания: Лодочник. ISBN 978-0-7643-5070-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отчет о миссии «Джемини-5» (PDF), октябрь 1965 г.
- Пресс-кит НАСА «Джемини-5» - 12 августа 1965 г.
- Близнецы 5 в книге «На плечах титанов: история проекта Близнецы», заархивировано 14 июля 2019 г. в Wayback Machine.
- Патчи космических полетов: http://www.genedorr.com/patches/Intro.html
- Информационный лист НАСА: https://nssdc.gsfc.nasa.gov/nmc/spacecraft/display.action?id=1965-068A.
- Реестр космических объектов США https://web.archive.org/web/20090521121750/http://usspaceobjectsregistry.state.gov/search/index.cfm