Jump to content

Космическая капсула

Crew Dragon приближается к МКС в марте 2019 года во время Демо-1.

Космическая капсула — это космический корабль , предназначенный для перевозки грузов, научных экспериментов и/или космонавтов в космос и обратно. [1] Капсулы отличаются от других космических аппаратов способностью выдерживать вход в атмосферу и возвращать полезный груз на поверхность Земли с орбиты или суборбиты, а от других типов возвращаемых космических аппаратов отличаются тупой формой, отсутствием крыльев и часто содержащими мало топлива и др. чем то, что необходимо для безопасного возвращения. капсульного базирования, Пилотируемые космические корабли такие как «Союз» или «Орион», часто поддерживаются служебным или адаптерным модулем, а иногда дополняются дополнительным модулем для расширенных космических операций. Капсулы составляют большинство конструкций пилотируемых космических кораблей, хотя один пилотируемый космический самолет , « Спейс Шаттл» , уже летал на орбите.

Текущие примеры пилотируемых космических капсул включают «Союз» , «Шэньчжоу» и «Дракон-2» . НАСА Примеры новых капсул экипажа, находящихся в настоящее время в разработке, включают «Орион» , Starliner компании Boeing , российский «Орел» , индийский «Гаганьян» и китайский «Мэнчжоу» . Исторические примеры пилотируемых капсул включают «Восток» , «Меркурий» , «Восход» , «Джемини» и «Аполлон» , а активные программы включают запуски «Нового Шепарда» . Космическая капсула с экипажем должна быть способна поддерживать жизнь в часто сложных тепловых и радиационных условиях в космическом вакууме. Он может быть одноразовым (использоваться один раз, как «Союз») или многоразовым (как Crew Dragon ).

Космическая капсула Восток

«Восток» был первой пилотируемой космической капсулой Советского Союза . Первым полетом человека в космос стал «Восток-1» совершенный 12 апреля 1961 года космонавтом , Юрием Гагариным .

Капсула изначально была разработана для использования как в качестве платформы для камер для первой советской спутниковой шпионской программы «Зенит» , так и в качестве пилотируемого космического корабля. Этот проект двойного назначения имел решающее значение для получения Коммунистической партией поддержки программы . В конструкции использовался сферический спускаемый модуль с биконическим спускаемым модулем, содержащим двигатели ориентации , расходные материалы для вывода на орбиту и ретро-ракету для вывода на орбиту. Базовая конструкция использовалась около 40 лет и постепенно адаптировалась для ряда других беспилотных спутников .

Это была одноместная капсула длиной 4,4 метра, диаметром 2,4 метра и весом 4,73 тонны при запуске. [2] Модуль спуска был полностью покрыт абляционным теплозащитным материалом, диаметром 2,3 метра (7,5 футов) и весом 2460 кг (5420 фунтов). Капсула была закрыта носовым обтекателем для сохранения профиля с низким лобовым сопротивлением при запуске, с цилиндрической внутренней кабиной диаметром примерно 1 метр (3,3 фута), почти перпендикулярной продольной оси капсулы. Космонавт сидел в катапультном кресле с отдельным парашютом для спасения при аварийном запуске и приземления в обычном полете. Капсула имела собственный парашют для приземления на землю. Хотя официальные источники заявили, что Гагарин приземлился внутри своей капсулы, что является требованием для квалификации первого пилотируемого космического полета по правилам Международной авиационной федерации (IAF), позже выяснилось, что все космонавты «Востока» катапультировались и приземлились отдельно от капсулы. Капсула обслуживалась обращенным к корме коническим модулем оборудования длиной 2,25 метра (7,4 фута), длиной 2,43 метра (8,0 фута) и массой 2270 кг (5000 фунтов), содержащим азот и кислород для дыхания, батареи, топливо, двигатели ориентации и тормозная ракета. Он мог поддерживать полеты длительностью до десяти дней. [3] Успешно проведено шесть запусков «Востоков», причем две последние пары - в параллельных полетах. длился всего пять дней Самый продолжительный полет на корабле «Восток-5» 14–19 июня 1963 года. [4]

Поскольку двигатели ориентации были расположены в приборном модуле, который был выброшен непосредственно перед входом в атмосферу, траекторию и ориентацию возвращаемого модуля нельзя было активно контролировать. Это означало, что капсула должна была быть защищена от тепла при входе в атмосферу со всех сторон, что определяло ее сферическую форму (в отличие от конической конструкции проекта «Меркурий », которая позволяла добиться максимального объема при минимизации диаметра теплового экрана). [ нужна ссылка ] Во время входа в атмосферу тепло атмосферного трения настолько велико, что молекулы воздуха вокруг капсулы ионизируются, создавая слой плазмы вокруг капсулы, который блокирует радиосвязь с землей. Однако ионизированные газы в слое плазмы также можно использовать для создания искусственного радиоокна, позволяющего передавать и принимать сигналы связи, несмотря на помехи. [5] Некоторый контроль над ориентацией капсулы при входе в атмосферу был возможен за счет смещения ее центра тяжести. Правильная ориентация космонавта спиной по направлению полета была необходима для того, чтобы наилучшим образом выдержать перегрузку, которая также максимизировала перегрузку от 8 до 9 .

Космическая капсула «Восход» в двух вариантах.

Конструкция «Востока» была модифицирована, чтобы обеспечить возможность перевозки экипажей из нескольких космонавтов, и он совершил два полета по программе «Восход» . Цилиндрическая внутренняя кабина была заменена более широкой прямоугольной кабиной, в которой могли разместиться либо три космонавта, сидящих рядом («Восход-1»), либо два космонавта с надувным шлюзом между ними для обеспечения возможности выхода в открытый космос («Восход-2»). В верхней части спускаемого модуля была установлена ​​резервная твердотопливная ретро-ракета. Катапультное кресло «Востока» было снято для экономии места (таким образом, не было возможности спастись экипажу в случае аварийного запуска или приземления). Полный космический корабль «Восход» весил 5682 кг (12 527 фунтов).

Из-за нехватки места члены экипажа «Восхода-1» не носили скафандры . [6] Оба члена экипажа «Восхода-2» были в скафандрах, поскольку в нем участвовал космонавт Алексей Леонов . Воздушный шлюз был необходим, поскольку электрические и экологические системы корабля имели воздушное охлаждение, а полная разгерметизация капсулы могла привести к перегреву. Воздушный шлюз весил 250 кг (551 фунт 2 унции), имел диаметр 700 мм (28 дюймов) и высоту 770 мм (30 дюймов) в сложенном состоянии перед запуском. В выдвинутом на орбите состоянии он имел длину 2,5 м (8 футов 2 дюйма), внутренний диаметр 1 м (3 фута 3 дюйма) и внешний диаметр 1,2 м (3 фута 11 дюймов). Второй член экипажа был одет в скафандр во избежание случайной разгерметизации спускаемого аппарата. После использования шлюзовой шлюз был сброшен.

Отсутствие катапультных кресел означало, что экипаж «Восхода» вернется на Землю внутри своего космического корабля, в отличие от космонавтов «Востока», которые катапультировались и спускались с парашютом отдельно. Из-за этого была разработана новая система приземления, которая добавила к парашютным стропам небольшую твердотопливную ракету. Он выстрелил, когда спускаемый модуль приблизился к приземлению, что обеспечило более мягкую посадку.

Меркурий

[ редактировать ]
Внутренняя схема капсулы Меркурия

Программа «Меркурий» была первой пилотируемой космической программой США. Он длился с 1958 по 1963 год с целью вывести человека на орбиту вокруг Земли и благополучно вернуть его. В программе использовалась небольшая капсула, прикрепленная к ракете-носителю для выхода на орбиту. Всерьез разработка капсулы «Меркурий» началась после того, как НАСА выбрало авиастроительную корпорацию «Макдоннелл» в качестве подрядчика в 1959 году. [7] Главным конструктором космического корабля «Меркурий» был Максим Фаже , который начал исследования пилотируемых космических полетов во времена NACA. [8] Он был 10,8 футов (3,3 м) в длину и 6,0 футов (1,8 м) в ширину; с добавленной системой аварийного спуска общая длина составила 25,9 футов (7,9 м). [9] Со 100 кубическими футами (2,8 м 3 ) обитаемого объема, капсула была достаточно велика для одного члена экипажа. [10] Внутри находилось 120 органов управления: 55 электрических переключателей, 30 предохранителей и 35 механических рычагов. [11] Самый тяжелый космический корабль «Меркурий-Атлас 9» весил при полной загрузке 3000 фунтов (1400 кг). [12] Его внешняя оболочка была изготовлена ​​из René 41 , никелевого сплава, способного выдерживать высокие температуры. [13]

Космический корабль имел форму конуса с горловиной на узком конце. [9] Он имел выпуклое основание, на котором находился тепловой экран (поз. 2 на схеме ниже). [14] состоит из алюминиевых сот, покрытых несколькими слоями стекловолокна . [15] К нему был привязан ретропак ( 1 ) [16] состоящий из трех ракет, используемых для торможения космического корабля при входе в атмосферу. [17] Между ними находились три второстепенных ракеты для отделения космического корабля от ракеты-носителя при выведении на орбиту. [18] Ремни, удерживавшие пакет, можно было разорвать, когда он больше не был нужен. [19] Рядом с тепловым экраном располагалось гермообитаемое отделение ( 3 ). [20] Внутри астронавт будет привязан к облегающему креслу с инструментами перед ним и спиной к тепловому экрану. [21] Под сиденьем находилась система климат-контроля, подающая кислород и тепло. [22] очистка воздуха от CO 2 , паров и запахов и (при орбитальных полетах) сбор мочи. [23] [n 1] Восстановительный отсек ( 4 ) [25] в узком конце корабля располагались три парашюта: тормозной для стабилизации свободного падения и два основных парашюта, основной и запасной. [26] Между теплозащитным экраном и внутренней стенкой боевого отделения располагалась посадочная юбка, раскрывавшаяся за счет опускания теплозащитного экрана перед приземлением. [27] Сверху аварийного отсека располагался антенный отсек ( 5 ). [28] содержащий как антенны для связи, так и сканеры для управления ориентацией космического корабля. [29] К нему был прикреплен закрылок, который использовался для обеспечения того, чтобы космический корабль сначала был обращен к тепловому экрану при входе в атмосферу. [30] ​​система аварийного спуска ( 6 ). На узком конце космического корабля была установлена [31] содержащий три небольшие твердотопливные ракеты, которые можно было кратковременно запустить в случае неудачного запуска, чтобы безопасно отделить капсулу от ее ускорителя. Он раскроет парашют капсулы для приземления неподалеку в море. [32] ( см. также в профиле миссии Подробности .)

У космического корабля «Меркурий» не было бортового компьютера, вместо этого все вычисления для входа в атмосферу рассчитывались компьютерами на земле, а их результаты (время повторного выстрела и положение стрельбы) затем передавались на космический корабль по радио во время полета. [33] [34] Все компьютерные системы, использованные в космической программе «Меркурий», размещались на НАСА объектах на Земле . [33] Компьютерными системами были компьютеры IBM 701 . [35] [36]

США запустили своего первого астронавта «Меркурий» Алана Шепарда в суборбитальный полет почти через месяц после первого пилотируемого орбитального космического полета. Советы смогли запустить второй «Восток» в однодневный полет 6 августа, прежде чем США наконец вывели на орбиту первого американца Джона Гленна 20 февраля 1962 года. Соединенные Штаты запустили в общей сложности две суборбитальные капсулы «Меркурий» с экипажем и четыре орбитальные капсулы с экипажем, самый продолжительный полет которых - Меркурий-Атлас 9 - совершил 22 витка и продолжительность 32 с половиной часа.

Близнецы

[ редактировать ]
Внутренняя схема капсулы Gemini с адаптером для оборудования

Ко многим компонентам самой капсулы можно было добраться через небольшие дверцы доступа. В отличие от Меркурия, в Джемини использовалась полностью полупроводниковая электроника, а ее модульная конструкция облегчала ремонт. [37] Космический корабль «Джемини» был предшественником программы «Аполлон», целью которой была высадка людей на Луну. Он был разработан для проверки новых методов орбитального сближения и стыковки, но также включал улучшения в системах жизнеобеспечения, входа космических кораблей и других критических областях. [7]

Капсула « Джемини -12» из 10-й и последней миссии проекта «Близнецы» 1966 года , пилотируемая Джимом Ловеллом и Баззом Олдрином в Чикаго (выставлена ​​в планетарии Адлера )

«Джемини» В системе аварийного запуска не использовалась аварийная башня с приводом от твердотопливной ракеты авиационного типа , а вместо этого использовались катапультные кресла . Башня была тяжелой и сложной, и инженеры НАСА решили, что с ней можно покончить, поскольку гиперголическое топливо Титана II сгорает немедленно при контакте. Взрыв ракеты-носителя Титана II имел меньший взрывной эффект и пламя, чем на Атласе и Сатурне, работавших на криогенном топливе. Катапультных кресел хватило, чтобы отделить астронавтов от неисправной ракеты-носителя. На больших высотах, где катапультные кресла не могут быть использованы, астронавты вернутся на Землю внутри космического корабля, который отделится от ракеты-носителя. [38]

Главным сторонником использования катапультных кресел был Чемберлен, которому никогда не нравилась спасательная башня «Меркурий» и который хотел использовать более простую альтернативу, которая также позволила бы снизить вес. Он просмотрел несколько фильмов о неудачах межконтинентальных баллистических ракет «Атлас» и «Титан II», которые он использовал для оценки приблизительного размера огненного шара, создаваемого взрывающейся ракетой-носителем, и на основании этого он пришел к выводу, что «Титан II» произведет гораздо меньший взрыв, поэтому космический корабль сможет получить прочь с катапультными сиденьями.

Максим Фаже , разработчик Mercury LES, с другой стороны, был без особого энтузиазма по поводу этой установки. Помимо того, что катапультные кресла могут серьезно травмировать астронавтов, их можно будет использовать только в течение примерно 40 секунд после старта, после чего ракета-носитель достигнет скорости 1 Маха, и катапультирование станет невозможным. Он также был обеспокоен тем, что астронавты могут быть выброшены через выхлопную трубу Титана, если они катапультируются в полете, и позже добавил: «Самое лучшее в «Джемини» было то, что им никогда не приходилось спасаться». [39]

Система катапультирования «Джемини» никогда не тестировалась в кабине «Джемини», находящейся под давлением чистого кислорода, как это было до запуска. В январе 1967 года фатальный пожар на Аполлоне-1 продемонстрировал, что нагнетание чистого кислорода в космическом корабле создает чрезвычайно опасную опасность пожара. [40] В устной истории 1997 года астронавт Томас П. Стаффорд прокомментировал прерывание запуска «Джемини-6» в декабре 1965 года, когда он и командирский пилот Уолли Ширра чуть не катапультировались из космического корабля:

Итак, оказывается, что, если бы нам пришлось это сделать, мы бы увидели, как погасли бы две римские свечи, потому что мы находились под давлением 15 или 16 фунтов на квадратный дюйм чистого кислорода и впитывали его в течение полутора часов. Вы помните трагический пожар, который произошел у нас на мысе. (...) Господи, если бы этот огонь взорвался и все такое, костюмы бы сгорели. Все было пропитано кислородом. Так что слава Богу. Другое дело: НАСА никогда не тестировало его в условиях, которые были бы у них, если бы им пришлось катапультироваться. У них действительно было несколько испытаний на Чайна-Лейк, где у них был смоделированный макет капсулы «Джемини», но они наполнили ее азотом. Во время испытаний на санях они не наполнили его кислородом. [41]

«Джемини» был первым космическим кораблем с астронавтами, оснащенным бортовым компьютером Gemini Guidance Computer , предназначенным для облегчения управления и контроля маневров миссии. Этот компьютер, иногда называемый бортовым компьютером космического корабля «Джемини» (БК), был очень похож на цифровой компьютер ракеты-носителя «Сатурн» . Компьютер управления Gemini весил 58,98 фунтов (26,75 кг). Его базовая память имела 4096 адресов , каждый из которых содержал 39-битное слово, состоящее из трех 13-битных «слогов». Все числовые данные представляли собой 26-битные целые числа с дополнением до двух (иногда используемые как числа с фиксированной запятой ), хранящиеся либо в первых двух слогах слова, либо в аккумуляторе . Инструкции (всегда с 4-битным опкодом и 9-битным операндом) могут состоять из любого слога. [42] [43] [44] [45]

« Аполлона -15» Командно-служебный модуль на орбите Луны, снятый с «Сокола» миссии «Аполлон». , лунного модуля

Космический корабль «Аполлон» был впервые задуман в 1960 году как корабль из трех человек для реализации проекта «Меркурий» для выполнения нескольких типов миссий: доставка астронавтов на орбитальную космическую станцию , облет Луны или высадка на Луну . НАСА запросило технико-экономическое обоснование у нескольких компаний в 1960 и 1961 годах, в то время как Фагет и Космическая целевая группа работали над своей собственной конструкцией, используя капсулу с коническим / тупым корпусом (командный модуль), поддерживаемую цилиндрическим сервисным модулем, обеспечивающим электроэнергию и движение. НАСА рассмотрело проекты участников в мае 1961 года, но когда президент Джон Ф. Кеннеди предложил национальные усилия по высадке человека на Луну в 1960-х годах, НАСА решило отклонить технико-экономические обоснования и продолжить проект Фаджета, ориентированный на высадку на Луну. миссия. Контракт на постройку «Аполлона» получила компания North American Aviation .

Основной космический корабль «Аполлон» состоял из двух сегментов: командного модуля (СМ) и служебного модуля (СМ). CM имел диаметр 154 дюйма (3,91 м), высоту 137 дюймов (3,48 м) и массу при запуске 5560 кг (12 260 фунтов). [46] Служебный модуль имел длину 13 футов (4,0 м), а общая длина транспортного средства командно-сервисного модуля (CSM) составляла 36 футов 2,5 дюйма (11,04 м), включая колокол двигателя. Гиперголический топливный двигатель имел мощность 20 500 фунтов силы (91 000 Н), чтобы поднять CSM с поверхности Луны и отправить его обратно на Землю, используя профиль миссии прямого подъема . Для этого требовалась единственная ракета-носитель, намного большая, чем «Сатурн-5» , или же несколько запусков «Сатурн-5» для сборки ее на околоземной орбите перед отправкой на Луну.

Вначале профиль миссии прямого восхождения был заменен на встречу на лунной орбите , дополняя CSM модулем лунной экскурсии (LM) для доставки двух астронавтов на поверхность Луны. Это уменьшило чистую массу космического корабля, что позволило запустить миссию с помощью одного Сатурна-5 . Поскольку над этой конструкцией началась значительная работа по разработке, было решено продолжить существующую конструкцию как Block I, в то время как версия Block II, способная сближаться с LEM, будет разрабатываться параллельно. Помимо добавления стыковочного туннеля и зонда, в Блоке II будет использоваться усовершенствованное оборудование, основанное на уроках, извлеченных из конструкции Блока I. Блок I будет использоваться для испытательных полетов без экипажа и ограниченного количества полетов с экипажем на околоземную орбиту. Хотя служебная маршевая машина теперь была больше, чем требовалось, ее конструкция не изменилась, поскольку уже велись значительные разработки; однако топливные баки были немного уменьшены, чтобы отразить измененные потребности в топливе. В зависимости от предпочтений космонавтов Block II CM заменит состоящую из двух частей модель. крышка люка с заглушкой , выбранная во избежание случайного открытия люка, как это произошло во время полета Гаса Гриссома « Меркурий-Редстоун 4» , с цельным люком, открывающимся наружу, чтобы облегчить выход в конце миссии.

Практика Меркурия-Близнецов по использованию предстартовой атмосферы с чистым кислородом в 16,7 фунтов на квадратный дюйм (1150 мбар) оказалась катастрофической в ​​сочетании с конструкцией люка с заглушкой. Участвуя в предстартовых испытаниях на площадке 27 января 1967 года в рамках подготовки к первому пилотируемому запуску в феврале, весь экипаж «Аполлона-1» — Гриссом, Эдвард Х. Уайт и Роджер Чаффи — погиб в результате пожара. который пронесся по салону. Заглушенная дверь не позволила астронавтам сбежать или быть удаленными до их смерти. Расследование показало, что пожар, вероятно, возник из-за искры от перетертого провода и питался горючими материалами, которых не должно было быть в салоне. Программа полета с экипажем была отложена, поскольку в конструкцию космического корабля Block II были внесены изменения, направленные на замену предстартовой атмосферы из чистого кислорода на воздухоподобную азотно-кислородную смесь, удаление горючих материалов из кабины и скафандров астронавтов, а также герметизацию вся электропроводка и линии охлаждающей жидкости, вызывающие коррозию.

Космический корабль Block II весил 63 500 фунтов (28 800 кг) с полной заправкой и использовался в четырех испытательных полетах на Землю и Луну с экипажем, а также в семи пилотируемых миссиях по высадке на Луну. Модифицированная версия космического корабля также использовалась для переправки трех экипажей на космическую станцию ​​​​Скайлэб и в рамках испытательного проекта «Аполлон-Союз» , который состыковался с советским космическим кораблем «Союз». Космический корабль «Аполлон» был выведен из эксплуатации после 1974 года.

Списанные роботизированные космические капсулы

[ редактировать ]

Активные космические капсулы

[ редактировать ]
Космический корабль "Союз" с спускаемой капсулой (спускаемый модуль) выделен.

В 1963 году Королев впервые предложил трехместный космический корабль «Союз» для использования в околоземной орбитальной сборке миссии по исследованию Луны. оказал на него давление, Советский премьер Никита Хрущев чтобы тот отложил разработку «Союза» для работы на «Восходе», а позже разрешил развивать «Союз» для космической станции и миссий по исследованию Луны.Он использовал небольшую, легкую возвращаемую капсулу колоколообразной формы с прикрепленным к ее носу орбитальным модулем экипажа, вмещающим большую часть жизненного пространства миссии. Служебный модуль будет использовать две панели электрических солнечных батарей для выработки электроэнергии и будет содержать двигатель двигательной установки. В модели 7К-ОК, предназначенной для околоземной орбиты, использовался возвращаемый модуль массой 2810 кг (6190 фунтов), диаметром 2,17 метра (7,1 фута), длиной 2,24 метра (7,3 фута) и внутренним объемом 4,00 кубических метра (141 куб. футов). ). Сфероидальный орбитальный модуль массой 1100 кг (2400 фунтов) имел диаметр 2,25 метра (7,4 фута), длину 3,45 метра (11,3 фута) со стыковочным зондом и внутренний объем 5,00 кубических метров (177 куб. футов). Общая масса космического корабля составляла 6560 кг (14 460 фунтов).

Десять из этих кораблей летали с экипажем после смерти Королева, с 1967 по 1971 год. Первый ( «Союз-1» ) и последний ( «Союз-11 ») привели к первым смертельным случаям в космосе. Королев разработал вариант 7К-ЛОК массой 9850 кг (21720 фунтов) для использования в лунной миссии, но на нем никогда не летал экипаж.

Россияне продолжают разрабатывать и управлять «Союзом» и по сей день.

Шэньчжоу

[ редактировать ]
Схема космического корабля после Шэньчжоу-7

Космические капсулы также использовались для научных исследований и экспериментов в космосе. Например, китайский космический корабль «Шэньчжоу» проводил эксперименты в области наук о жизни, материаловедения, гидродинамики и мониторинга космической среды. [47] КНР разработала свой космический корабль «Шэньчжоу» в 1990-х годах на основе той же концепции (орбитальный, спускаемый и служебный модули), что и «Союз» . Его первый испытательный полет без экипажа состоялся в 1999 году, а первый полет с экипажем в октябре 2003 года позволил Ян Ливэю совершить 14 витков вокруг Земли.

Семиместная капсула SpaceX Dragon 2 впервые доставила экипаж на Международную космическую станцию ​​30 мая 2020 года в рамках Демо-2 миссии НАСА . Хотя изначально он задумывался как развитие беспилотной капсулы Dragon компании SpaceX , которая использовалась для контракта НАСА по коммерческому снабжению службами снабжения , требования пилотируемых космических полетов привели к значительно переработанному аппарату с ограниченной унифицированностью. Капсула Дракона была спроектирована так, чтобы ее можно было использовать повторно. Фактически, SpaceX несколько раз отправляла одну и ту же капсулу Dragon на Международную космическую станцию, причем первое успешное повторное использование произошло в июне 2017 года.

Новая капсула экипажа Шепарда

[ редактировать ]

Шестиместная капсула экипажа New Shepard, разработанная Blue Origin, представляет собой суборбитальный космический корабль с экипажем, предназначенный для исследований и космического туризма . Капсула также может летать без экипажа, перевозя большее количество полезной нагрузки и экспериментов.

Разработка конструкции капсулы с экипажем

[ редактировать ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В первом суборбитальном полете не было сбора мочи, тогда как во втором к скафандру астронавту добавили резервуар. [24]
  1. ^ «Космический корабль | Определение, типы и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 08 марта 2023 г.
  2. ^ Фортескью, Питер; Старк, Джон (13 сентября 1995 г.). Системотехника космических аппаратов . Уайли. ISBN  9780471952206 .
  3. ^ «Восток Технические характеристики» . braeunig.us .
  4. ^ «НАСА – NSSDCA – Космический корабль – Детали траектории» . nssdc.gsfc.nasa.gov . Проверено 2 мая 2018 г.
  5. ^ Бэнкс, Питер М.; Кокартс, Г. (1973). Аэрономия . Академическая пресса. ISBN  9780120778027 . Проверено 08 марта 2023 г.
  6. ^ Сиддики, Асиф А. (2000). Вызов Аполлону: Советский Союз и космическая гонка, 1945–1974 гг. (PDF) . США: НАСА. п. 423. ИСБН  1780393016 .
  7. ^ Jump up to: а б Дэвид Бейкер (1981). «История пилотируемого космического полета» . каталог.библиотека.vanderbilt.edu . Проверено 08 марта 2023 г.
  8. ^ Кэтчпол, Джон (2001). Проект «Меркурий» — первая пилотируемая космическая программа НАСА . Чичестер, Великобритания: Springer Praxis. п. 150. ИСБН  1-85233-406-1 .
  9. ^ Jump up to: а б Catchpole 2001 , с. 131.
  10. ^ Александр, СС; Гримвуд, Дж. М.; Свенсон, Л.С. (1966). Этот новый океан: история проекта «Меркурий» (PDF) . США: НАСА. п. 47. ИСБН  1934941875 .
  11. ^ Александр и др. 1966 , с. 245.
  12. ^ Александр и др. 1966 , с. 490.
  13. ^ Catchpole 2001 , с. 136.
  14. ^ Catchpole 2001 , стр. 134–136.
  15. ^ Александр и др. 1966 , стр. 140, 143.
  16. ^ Catchpole 2001 , стр. 132–134.
  17. ^ Catchpole 2001 , с. 132.
  18. ^ Александр и др. 1966 , с. 188.
  19. ^ Catchpole 2001 , с. 134.
  20. ^ Catchpole 2001 , стр. 136–144.
  21. ^ Catchpole 2001 , стр. 136–137.
  22. ^ Catchpole 2001 , с. 138.
  23. ^ Catchpole 2001 , с. 139.
  24. ^ Александр и др. 1966 , с. 368.
  25. ^ Catchpole 2001 , стр. 144–145.
  26. ^ Catchpole 2001 , с. 144.
  27. ^ Catchpole 2001 , с. 135.
  28. ^ Catchpole 2001 , стр. 145–148.
  29. ^ Catchpole 2001 , с. 147.
  30. ^ Александр и др. 1966 , с. 199.
  31. ^ Catchpole 2001 , стр. 179–181.
  32. ^ Catchpole 2001 , с. 179.
  33. ^ Jump up to: а б НАСА (март 1988 г.). «Компьютеры в космических полетах: опыт НАСА - Глава первая: Цифровой компьютер Gemini: первая машина на орбите» . История НАСА . НАСА . Проверено 15 сентября 2016 г.
  34. ^ Раттер, Дэниел (28 октября 2004 г.). «Компьютеры в космосе» . Данные Дэна . Проверено 15 сентября 2016 г.
  35. ^ «Хронология космических полетов» . Архивы IBM . ИБМ. 23 января 2003 года . Проверено 15 сентября 2016 г.
  36. ^ «IBM 701 – примечательная новинка: IBM 701» . Архивы IBM . ИБМ. 23 января 2003 года . Проверено 15 сентября 2016 г.
  37. ^ Драйден, Хью (март 1964 г.). «Следы на Луне» . Журнал «Нэшнл Географик» . 125 (3). Вашингтон, округ Колумбия: Национальное географическое общество : 362. Архивировано из оригинала 4 января 2015 года . Проверено 4 января 2015 г.
  38. ^ Драйден (1964) , с. 364.
  39. ^ Суонсон, Глен Э., изд. (1999). До конца этого десятилетия: личные размышления о программе «Аполлон» . НАСА. п. 354. ИСБН  9780160501395 .
  40. ^ Бетанкур, Марк (октябрь – ноябрь 2018 г.). «Прервать!» . Воздух и космос/Смитсоновский институт . Том. 33, нет. 5. с. 39 . Проверено 16 марта 2019 г.
  41. ^ Вантин, Уильям (15 октября 1997 г.). «Устная история Томаса П. Стаффорда» . Проект устной истории Космического центра Джонсона . НАСА . Проверено 16 марта 2019 г.
  42. ^ Томайко, Джеймс Э. (1988). «Цифровой компьютер Gemini: первая машина на орбите». Компьютеры в космических полетах: опыт НАСА . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. стр. 10–19 . Проверено 4 января 2015 г.
  43. ^ Берки, Рональд (8 января 2012 г.). «Бортовой компьютер космического корабля «Джемини» (БК)» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2014 г. Проверено 4 января 2015 г.
  44. ^ «Архивы IBM: IBM и программа Gemini» . 23 января 2003 г.
  45. ^ К. А. Лейст и Дж. К. Конделл, «Руководство по программированию Gemini» , 1966 г.
  46. ^ Исследование Луны . Книги Спрингера Праксиса. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Практика. 2008. doi : 10.1007/978-0-387-74641-8 . ISBN  978-0-387-74638-8 .
  47. ^ Смит, Марсия (18 октября 2005 г.). «Космическая программа Китая: обзор» (PDF) . Отчет CRS для Конгресса .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: db60e3295516127781385e678bdc39f5__1714284060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/f5/db60e3295516127781385e678bdc39f5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Space capsule - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)