Jump to content

Лунный договор

Лунный договор
Соглашение, регулирующее деятельность государств на Луне и других небесных телах
Подписано 18 декабря 1979 г.
Расположение Нью-Йорк, США
Эффективный 11 июля 1984 г.
Состояние 5 ратификаций
Подписавшиеся 11 [1]
Вечеринки 17 [2] [1] (по состоянию на май 2024 г.)
Депозитарий Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций
Языки Английский, французский, русский, испанский, арабский и китайский
Полный текст
Лунный договор в Wikisource

Соглашение , регулирующее деятельность государств на Луне и других небесных телах , [3] [4] более известный как Договор о Луне или Соглашение о Луне , представляет собой многосторонний договор , который передает юрисдикцию всех небесных тел (включая орбиты вокруг таких тел) странам-участницам. Таким образом, вся деятельность будет соответствовать международному праву, включая Устав ООН .

Он не был ратифицирован ни одним государством, которое занимается самостоятельными пилотируемыми космическими полетами (например, Соединенными Штатами , Россией (или ее предшественником, Советским Союзом ) или Китайской Народной Республикой ) с момента его создания 18 декабря 1979 года, и, таким образом, он практически не имеет отношения к международному праву. [5] По состоянию на май 2024 г. Участниками договора являются 17 государств. [1]

Было отмечено, что с момента подписания Договора по космосу 1967 года технологии и общество развивались, что потребовало переопределения прав и обязанностей как граждан, так и правительств в использовании и освоении космического пространства. [6] Основная заявленная цель Лунного договора 1979 года — «обеспечить необходимые правовые принципы для регулирования поведения государств, международных организаций и отдельных лиц, которые исследуют небесные тела, кроме Земли, а также управления ресурсами, которые могут дать исследования». [6] Предлагалось сделать это, предложив государствам-участникам разработать «международный режим», который установил бы соответствующие процедуры (статья 11.5). [6] [7]

Положения

[ редактировать ]

Лунный договор предлагает установить «международный режим» или «рамку законов», применимых к Луне и другим небесным телам в Солнечной системе , включая орбиты вокруг них или другие траектории к ним или вокруг них. [3] [7]

Лунный договор содержит несколько положений, изложенных в 21 статье. [3] В статье 11 договора провозглашается, что Луна должна использоваться на благо всех государств и всех народов международного сообщества. [8] В нем еще раз подчеркивается, что лунные ресурсы «не подлежат национальному присвоению путем притязаний на суверенитет, путем использования или оккупации или любыми другими способами». [8] В нем также выражается желание не допустить превращения Луны в источник международных конфликтов, чтобы ресурсы использовались исключительно в мирных целях. С этой целью в договоре предусмотрено несколько положений, некоторые из них перефразированы ниже: [3]

окрашенная мозаика Искусственно , созданная из серии из 53 изображений, полученных с помощью трех спектральных фильтров системой визуализации Галилео во время пролета космического корабля над северными областями Луны 7 декабря 1992 года. Цвета обозначают разные материалы.
  • Запрещает любое военное использование небесных тел, включая испытания оружия, ядерное оружие на орбите или военные базы. Использование военнослужащих для научных исследований или иных мирных целей не запрещается. (Статья 3.4)
  • Обеспечивает структуру законов для установления режима международного сотрудничества, включая соответствующие процедуры, для управления ответственной эксплуатацией природных ресурсов Луны . (Статья 11.5) [9]
  • Запрещает изменение экологического баланса небесных тел и требует от государств принятия мер по предотвращению случайного загрязнения окружающей среды небесных тел, включая Землю. (Статья 7.1)
  • Упорядоченное и безопасное использование природных лунных ресурсов при справедливом распределении всеми государствами-участниками выгод, получаемых от этих ресурсов. (Статья 11.7)
  • Размещение персонала или оборудования на поверхности или под ней не создает права собственности. (Статья 11)
  • На Луне должна быть свобода научных исследований, исследований и использования любой стороной без какой-либо дискриминации. (Статья 6) Предполагается, что образцы, полученные в ходе исследовательской деятельности, будут предоставлены всем странам и научным сообществам для проведения исследований. (Статья 6.2)
  • Любые районы или регионы, которые, как сообщается, представляют особый научный интерес, должны быть определены как международные научные заповедники. (Статья 7.3)
  • Незамедлительно информировать Организацию Объединенных Наций и общественность о любых явлениях, которые могут поставить под угрозу жизнь или здоровье человека, а также о любых признаках внеземной жизни . (Статья 5.3)
  • Государства-участники должны гарантировать, что неправительственные организации, находящиеся под их юрисдикцией, будут заниматься деятельностью на Луне только под руководством и постоянным контролем соответствующего государства-участника. (Статья 14)
  • Все стороны должны информировать Организацию Объединенных Наций, а также общественность о своей деятельности, связанной с исследованием и использованием Луны. (Статья 5)
  • Любое государство-участник настоящего соглашения может предлагать поправки к соглашению. (Статья 17)
  • Любое государство-участник настоящего соглашения может уведомить о выходе из него путем письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Оно вступит в силу через год с даты настоящего уведомления. (Статья 20) [3]

По сравнению с Договором по космосу он повторяет большинство положений и добавляет две новые концепции, направленные на решение проблемы эксплуатации природных ресурсов в космическом пространстве: применять концепцию « общего наследия человечества » к космической деятельности и страны-участницы создают режим, устанавливающий соответствующие процедуры для упорядоченной добычи полезных ископаемых. [6] Многочисленные конференции не привели к консенсусу по этим двум пунктам.

После того, как в 1967 году был подписан Договор о невооружении в космическом пространстве , в 1968 году за ним последовала Организация Объединенных Наций созвала ЮНИСПЕЙС, Конференцию Организации Объединенных Наций по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях. Это была первая из серии конференций, спонсируемых ООН, призванных создать международную систему законов, регулирующих использование человечеством космических ресурсов. [6]

После еще десяти лет переговоров в 1979 году был создан Договор о Луне как свод законов для разработки режима подробных процедур, и поэтому он оставался неточным: его статья 11.5 гласит, что эксплуатация природных ресурсов должна регулироваться международный режим, который установит соответствующие процедуры. Чтобы определить этот режим или законы, была проведена серия конференций, спонсируемых ООН, но они не принесли консенсуса. Продолжающиеся разногласия основаны главным образом на значении «общего наследия человечества» и на правах каждой страны на природные ресурсы Луны . [6]

Ратификация

[ редактировать ]

Договор был завершен в 1979 году и после выполнения условия, требующего пяти ратифицировавших государств, вступил в силу для ратифицировавших сторон в 1984 году. По состоянию на январь 2019 года. , участниками договора являются 18 государств, [1] семь из которых ратифицировали соглашение, а остальные присоединились. [1] [10] Еще четыре государства подписали, но не ратифицировали договор. [1] [10] Общество L5 и другие успешно выступили против подписания договора Соединенными Штатами. [11] [12]

Национальные соображения

[ редактировать ]

В США 29 и 31 июля 1980 года Подкомитет по науке, технологиям и космосу, входивший в состав сенатского комитета по торговле, науке и транспорту, провел слушания по Договору о Луне. С. Нил Хосенболл был одним из сторонников договора и пытался сравнить Лунный договор с правами на добычу полезных ископаемых в Соединенных Штатах. Хозенболлу не удалось убедить комитет в том, что Соединенным Штатам следует ратифицировать Лунный договор. Оппозиция, возглавляемая Ли Рэтинером из Общества L-5 , заявила, что Лунный договор противоречит свободному предпринимательству и правам частной собственности. Ратинер предложил потенциальное решение Лунного договора и предположил, что на Луну должны быть юридические претензии и «должна существовать система регистрации таких претензий. Кстати, я не говорю о претензиях на территорию... не думаю, что нам необходимо решать вопрос о том, можно ли претендовать на саму землю, пока у тебя есть исключительное право на ее использование». [13]

Последняя попытка достигла кульминации в июне 2018 года после восьми лет переговоров. [7] когда Комитет Организации Объединенных Наций по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС) провел встречу на высоком уровне, на которой попыталась достичь консенсуса по системе законов для устойчивого развития космического пространства, но это также не удалось сделать [7] когда С. Нил Хозенболл, главный юрисконсульт НАСА и главный переговорщик США по Договору о Луне, решил, что переговоры по правилам международного режима следует отложить до тех пор, пока не будет установлена ​​возможность эксплуатации лунных ресурсов. [14]

Однако, поскольку утверждается, что права на экономические выгоды необходимы для обеспечения инвестиций в частные миссии на Луну, [15] частные компании в США добиваются более четких национальных нормативных условий и руководящих принципов [16] побудив к этому правительство США, которое впоследствии в 2015 году легализовало космическую добычу, приняв Закон США о конкурентоспособности коммерческих космических запусков от 2015 года . [17]

Подобные национальные законы, узаконивающие внеземное присвоение ресурсов, сейчас копируются другими странами, включая Люксембург, Японию, Китай, Индию и Россию. [18] Хотя «национальный» договор прямо разрешает коммерческую добычу полезных ископаемых, другие эксперты утверждают, что эти новые национальные законы несовместимы с Лунным договором и обычным международным правом. [18] [19] [20] [21]

Соглашение о реализации

[ редактировать ]

Споры по поводу претензий и прав на добычу полезных ископаемых с целью получения прибыли доминировали в дискуссии вокруг законов, управляющих Луной. [21] [16] [7]

Однако эксперты подтвердили, что Договор о Луне действительно разрешает коммерческую добычу полезных ископаемых, поскольку он разрешает добычу после введения в действие международного режима регулирования, которого требует Договор о Луне. Таким образом, делается вывод, что Лунный договор является неполным и в нем отсутствует «соглашение о реализации», отвечающее на нерешенные вопросы, особенно в отношении добычи ресурсов. [7]

[ редактировать ]

Хотя в договоре подтверждается запрет на суверенитет над «любой частью» космоса, нынешняя неточность соглашения, названная незавершенной, [22] породил различные интерпретации, [8] [23] это называют основной причиной, по которой он не был подписан большинством стран. [23] [24] В договоре предлагается, чтобы эксплуатация ресурсов регулировалась международным режимом (статья 11.5), но не было достигнуто консенсуса по установлению этих законов. [23]

Соглашение было описано безрезультатно [6] и возможно провал [12] если его ратифицируют лишь немногие страны, особенно те, которые активно работают в космосе. Только две страны (Франция и Индия), обладающие независимыми возможностями космических полетов, подписали (но не ратифицировали) договор.

Вторят эксперты-юристы [6] С. Нил Хозенболл, главный юрисконсульт НАСА и главный переговорщик США по Договору о Луне, в 2018 году решил, что переговоры по правилам этого международного режима следует отложить до тех пор, пока не будет установлена ​​возможность эксплуатации лунных ресурсов. [14] Эксперт в области космического права и экономики резюмировал, что договор должен будет содержать адекватные положения против приобретения монопольного положения какой-либо одной компанией на мировом рынке полезных ископаемых, избегая при этом «социализации Луны». [25]

В 2020 году были подписаны «Соглашения Артемиды» , хотя договор и не упоминается, но они тем не менее оспаривают договор. Во время подписания соглашений президент США Дональд Трамп дополнительно издал указ под названием «Поощрение международной поддержки восстановления и использования космических ресурсов». В приказе подчеркивается, что «Соединенные Штаты не рассматривают космическое пространство как «всеобщее достояние», и называют Соглашение о Луне «неудавшейся попыткой ограничить свободное предпринимательство». [26] [27]

После того как Австралия подписала и ратифицировала как Лунный договор, так и «Соглашения Артемиды», возникла дискуссия о том, можно ли их гармонизировать. [28] В этом свете Соглашение о реализации Договора о Луне как способ компенсировать недостатки Договора о Луне и гармонизировать его с другими законами, что позволит ему получить более широкое признание. выступают за [29] [30]

Список партий

[ редактировать ]
Участие в Лунном договоре
  Вечеринки
  Бывшие партии
  Подписавшиеся
  Неучастники
Состояние [1] [2] Подписано Депонированный Метод
 Армения 19 января 2018 г. Присоединение
 Австралия 7 июля 1986 г. Присоединение
 Австрия 21 мая 1980 г. 11 июня 1984 г. Ратификация
 Бельгия 29 июня 2004 г. Присоединение
 Чили 3 января 1980 г. 12 ноября 1981 г. Ратификация
 Казахстан 11 января 2001 г. Присоединение
 Кувейт 28 апреля 2014 г. Присоединение
 Ливан 12 апреля 2006 г. Присоединение
 Мексика 11 октября 1991 г. Присоединение
 Марокко 25 июля 1980 г. 21 января 1993 г. Ратификация
 Нидерланды 27 января 1981 г. 17 февраля 1983 г. Ратификация
 Пакистан 27 февраля 1986 г. Присоединение
 Перу 23 июня 1981 г. 23 ноября 2005 г. Ратификация
 Филиппины 23 апреля 1980 г. 26 мая 1981 г. Ратификация
 Турция 29 февраля 2012 г. [31] Присоединение
 Уругвай 1 июня 1981 г. 9 ноября 1981 г. Ратификация
 Венесуэла 3 ноября 2016 г. Присоединение

Список подписавших

[ редактировать ]
Состояние [1] [2] Подписано
 Франция 29 января 1980 г.
 Гватемала 20 ноября 1980 г.
 Индия 18 января 1982 г.
 Румыния 17 апреля 1980 г.

Список бывших партий

[ редактировать ]
Состояние [1] [2] Подписано Депонированный Метод Уведомлено о снятии средств Вывод средств эффективен
 Саудовская Аравия 18 июля 2012 г. Присоединение 5 января 2023 г. [32] 5 января 2024 г.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Соглашение, регулирующее деятельность государств на Луне и других небесных телах» . Объединенные Нации . Проверено 5 декабря 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д «Соглашение, регулирующее деятельность государств на Луне и других небесных телах» . Управление ООН по вопросам разоружения . Проверено 16 мая 2013 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Соглашение, регулирующее деятельность государств на Луне и других небесных телах. - Резолюция 34/68, принятая Генеральной Ассамблеей. 89-е пленарное заседание; 5 декабря 1979 года.
  4. Соглашение, регулирующее деятельность государств на Луне и других небесных телах , 5 декабря 1979 г., 1363 UNTS 3.
  5. ^ «Институциональная основа провинции всего человечества: уроки Международного органа по морскому дну для управления коммерческой космической добычей».] Джонатан Сидней Кох. «Институциональная основа провинции всего человечества: уроки Международного органа по морскому дну для управления Коммерческая космическая добыча.» Астрополитика , 16:1, 1-27, 2008. дои : 10.1080/14777622.2017.1381824
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Регулирование космической среды посредством международного соглашения: Договор о Луне 1979 года. Джеймс Р. Уилсон. Обзор экологического права Фордхэма , Том 2, номер 2, статья 1, 2011 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж За пределами ЮНИСПЕЙС: пришло время Лунного договора. Деннис С. О'Брайен. Обзор темпа . 21 января 2019 г. Цитата 1: «Договор о Луне признает роль частных предприятий как «неправительственных» организаций. Хотя он требует, чтобы вся частная деятельность в космосе находилась под «наблюдением и контролем» страны их происхождения, это не уточняя никаких дополнительных правил, скорее, он оставляет на усмотрение «государств-членов» — тех стран, которые приняли договор — создание системы законов, способствующих «безопасному и упорядоченному» коммерческому использованию космических ресурсов в такое время. когда такие правила становятся необходимыми»; «Цитата 2: «Стоит повторить, что Лунный договор не предписывает каких-либо конкретных правил космической торговли, но требует от стран создавать такие правила по мере возникновения необходимости».
  8. ^ Jump up to: а б с Шинглер, Дж. К.; Капоглу А. (15–17 июля 2019 г.). «Общий пул лунных ресурсов» (PDF) . Лунная ISRU 2019: Развитие новой космической экономики за счет лунных ресурсов и их использования . 2152 . Колумбия, Мэриленд: 5124. Бибкод : 2019LPICo2152.5124S .
  9. ^ Соглашение о Луне, статья 11.5, цитата: «5. Государства-участники настоящего Соглашения настоящим обязуются установить международный режим, включая соответствующие процедуры, для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, поскольку такая эксплуатация вот-вот станет осуществимой. Это положение осуществляется в соответствии со статьей 18 настоящего Соглашения».
  10. ^ Jump up to: а б Состояние международных соглашений, касающихся деятельности в космическом пространстве, по состоянию на 1 января 2008 года Управление Организации Объединенных Наций по вопросам космического пространства, 2008 год
  11. Глава 5: Дети О'Нила. Архивировано 10 декабря 2016 г. в Wayback Machine , «Достигая высоких границ», Американское космическое движение 1972–84 гг., Майкл А.Г. Мишо, Национальное космическое общество.
  12. ^ Jump up to: а б Листнер, Майкл (24 октября 2011 г.). «Лунный договор: провал международного права или ожидание в тени?» . Космический обзор . 9 октября 2015 г.
  13. ^ Конгресс США. Сенат, Подкомитет по науке, технологиям и космосу Комитета по торговле, науке и транспорту. Слушания в Подкомитете по науке, технологиям и космосу Комитета торговли, науки и транспорта , 96-й Конгресс, 2-я сессия, 1980 г.
  14. ^ Jump up to: а б Белдавс, Видвудс (15 января 2018 г.). «Просто исправить Лунный договор» . Космический обзор .
  15. ^ О'Брайен, Деннис (5 марта 2018 г.). «Почему ослаблять Лунный договор — плохая идея» . Космический обзор . […] Договор о Луне должен быть пересмотрен, чтобы инвесторы в будущую космическую экономику могли добиться устойчивой прибыли от своих инвестиций.
  16. ^ Jump up to: а б Почему ослаблять Лунный договор — плохая идея. Деннис О'Брайен, The Space Review . 5 марта 2018 г. Цитата: «Дело не столько в том, что такое регулирование, сколько в том, что есть нормативная ясность. Сейчас, поскольку нет четких правил в отношении этой деятельности, компании боятся, […]»
  17. ^ HR2262 - Закон США о конкурентоспособности коммерческих космических запусков. 114-й Конгресс (2015-2016 гг.) . Спонсор: член палаты представителей Маккарти, Кевин. 5 декабря 2015 г.
  18. ^ Jump up to: а б Если космос — «провинция человечества», то кому принадлежат его ресурсы? Сенджути Маллик и Раджешвари Пиллаи Раджагопалан. Исследовательский фонд наблюдателей . 24 января 2019 г.
  19. ^ Риддерхоф, Р. (18 декабря 2015 г.). «Космическая добыча и космическое право (США)» . Библиотека Дворца мира . Архивировано из оригинала 27 февраля 2019 года . Проверено 26 февраля 2019 г.
  20. ^ «Закон обеспечивает новую нормативную базу для космической коммерции | RegBlog» . www.regblog.org . 31 декабря 2015 года . Проверено 28 марта 2016 г.
  21. ^ Jump up to: а б Дэвис, Роб (6 февраля 2016 г.). «Добыча полезных ископаемых на астероидах может стать новым рубежом в освоении космоса: проблема в том, чтобы делать это легально» . Хранитель .
  22. ^ Лунное соглашение 1979 года. Архивировано 6 ноября 2019 г. в Wayback Machine Луи де Гуйон Матиньон, «Проблемы космического права» . 17 июля 2019 г.
  23. ^ Jump up to: а б с Применимость современной международно-правовой базы к деятельности в области космических ресурсов. Фабио Тронкетти, Симпозиум по космическому праву МИКП/ЕЦКП 2017, Вена, 27 марта 2017 г.
  24. ^ Внеземная собственность и космическое право: часто задаваемые вопросы. Лунные поместья . Доступ: 6 ноября 2019 г.
  25. ^ Соглашение Луны и частное предпринимательство: уроки инвестиционного права. Тимоти Г. Нельсон. Журнал ILSA международного и сравнительного права. Том: 17, № 2. (2010)
  26. ^ Заявление администрации об указе о поощрении международной поддержки восстановления и использования космических ресурсов.
  27. ^ Указ о поощрении международной поддержки восстановления и использования космических ресурсов.
  28. ^ «Австралия между Соглашением о Луне и Соглашением Артемиды» . Австралийский институт международных отношений . 2 июня 2021 г. Получено 1 февраля 2022 г.
  29. ^ «Обзор космоса: Соглашения Артемиды: повторение ошибок эпохи исследований» . Космический обзор . 29 июня 2020 г. Получено 1 февраля 2022 г.
  30. ^ «Институт космических договоров – привержен миру и устойчивости в космическом пространстве. Наша миссия: дать людям надежду и вдохновение, помогая народам Земли строить общее будущее» . Институт космических договоров – за мир и устойчивость в космическом пространстве. Наша Миссия . Получено 1 февраля 2022 г.
  31. ^ «Ссылка: CN124.2012.TREATIES-2 (Уведомление депозитария)» (PDF) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций . Проверено 3 апреля 2012 г.
  32. ^ «CN4.2023.TREATIES-XXIV.2 (Уведомление депозитария)» (PDF) . Объединенные Нации. 05.01.2023 . Проверено 6 января 2023 г.
[ редактировать ]

Работы, связанные с Лунным договором , в Wikisource

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f7a657e418371809d16cdc6b1966ac3a__1718420580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/3a/f7a657e418371809d16cdc6b1966ac3a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moon Treaty - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)