Jump to content

Космическая отрасль России

Успешные орбитальные запуски по данным журналов SpaceFlightNow. [1] и RussianSpaceWeb. [2]

Космическая отрасль России объединяет более 100 компаний, в которых работает 250 000 человек. [3] Большинство компаний являются потомками советских конструкторских бюро и государственных производственных предприятий. отрасль вступила в глубокий кризис После распада Советского Союза , наиболее полный его эффект пришелся на последние годы 1990-х годов. Финансирование космической программы сократилось на 80%, и отрасль потеряла большую часть рабочей силы еще до начала восстановления в начале 2000-х годов. Многие компании выжили, создав совместные предприятия с иностранными фирмами и продавая свою продукцию за рубежом.

В середине 2000-х годов, в рамках общего улучшения экономики, финансирование космической программы страны было существенно увеличено и был принят новый амбициозный федеральный космический план, что дало мощный импульс развитию отрасли. Крупнейшее предприятие — РКК «Энергия» — основной подрядчик пилотируемых космических полетов. Ведущими производителями ракет-носителей являются Хруничев и ЦСКБ-Прогресс . Крупнейшим разработчиком спутников является ИКС Решетнева , а НПО Лавочкина — основной разработчик межпланетных зондов.

По состоянию на 2013 год В настоящее время идет масштабная реорганизация российской космической отрасли с усилением государственного контроля и участием якобы частных компаний, созданных в начале 1990-х годов после распада Советского Союза .

История [ править ]

Постсоветские изменения [ править ]

Космическая станция «Мир» в 1998 году.

Космическая промышленность Советского Союза представляла собой мощный, мощный и хорошо финансируемый комплекс, добившийся ряда крупных успехов. Пик расходов на космическую программу пришелся на 1989 год, когда ее бюджет составил 6,9 миллиарда рублей, что составило 1,5% валового внутреннего продукта Советского Союза. [4] В перестроечный период конца 1980-х годов финансирование космической программы начало сокращаться, чему серьезно способствовали экономические трудности 1990-х годов. Российская Федерация унаследовала большую часть инфраструктуры и предприятий советской программы (а другие, такие как КБ «Южное» , стали украинскими ), но оказалась не в состоянии продолжать финансирование на должном уровне. К 1998 году финансирование космической программы было сокращено на 80%.

Для координации космической деятельности страны 25 февраля 1992 года Федеральное космическое агентство России было создано . В советские времена не было центрального агентства; вместо этого конструкторские бюро были очень мощными. В некоторой степени это продолжалось и в первые годы существования агентства, которое страдало от нехватки полномочий, а конструкторские бюро боролись за выживание в сложных условиях. [5]

Кризисные годы [ править ]

самая престижная программа отрасли — космический корабль «Буран» В 1993 году была отменена . Над ним в течение 20 лет работали лучшие компании отрасли, и его отмена немедленно привела к 30-процентному сокращению рабочей силы в отрасли. По состоянию на конец 1994 года в отрасли работало 300 000 человек. [6] по сравнению с 400 000 в 1987 году, [7] а финансирование космической программы сейчас составляет всего 0,23% бюджета страны. [6]

Заключительная фаза сокращения космической программы произошла во время российского финансового кризиса 1998 года . Большая часть бюджетных денег так и не поступила в компании. Космическая отрасль продолжала терять рабочую силу, и вскоре в ней осталось всего 100 000 человек. Заработную плату также сократили: например, в ведущем производителе ракетных двигателей НПО «Энергомаш » среднемесячная зарплата в это время составляла 3000 рублей (104 доллара). [8] Физическая инфраструктура космической отрасли сильно пришла в упадок, и символом этого стало обрушение крыши в 2001 году на космодроме Байконур, в результате которого был уничтожен шаттл «Буран», совершивший единственный полет в рамках программы в 1988 году. Не было средств для ухода за шаттлом. ангар на Байконуре и обрушился на шаттл в мае 2002 года. [8]

Иностранное партнерство [ править ]

Вход в Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева в Москве . С 1994 года ракета Хруничева «Протон-М» принесла российской космической отрасли 4,3 миллиарда долларов.

В кризисные годы одним из основных способов выживания компаний отрасли был поиск зарубежных партнерств. В этом отношении Хруничев особенно преуспел. 15 апреля 1993 года Хруничев создал совместное предприятие «Локхид-Хруничев-Энергия» с американской компанией Lockheed . В 1995 году в результате слияния компаний Lockheed и Martin Marietta она была преобразована в International Launch Services (ILS). Совместное предприятие реализовало запуски как ракет «Протон» , так и американских ракет «Атлас» . США . дали разрешение на появление «Протона» на международном пусковом рынке, но ввели квоту, чтобы защитить пусковой рынок от «российского демпинга» Несмотря на это, «Протон», построенный Хруничевым, оказался успешным и к концу 2000 года получил контракты на запуск на сумму более 1,5 миллиарда долларов. [9] С 1994 года «Протон» заработал для российской космической отрасли в целом 4,3 миллиарда долларов, а в 2011 году ожидается увеличение этой цифры до 6 миллиардов долларов. [10]

Еще одним успешным предприятием стало НПО «Энергомаш» , чей чрезвычайно мощный двигатель РД-180 устанавливался на американские ракеты «Атлас V» . Производитель ракет Lockheed Martin первоначально купил у «Энергомаша» 101 двигатель РД-180, заработав компании 1 миллиард долларов в твердой валюте. [11]

космический Новый план федеральный

Спутник ГЛОНАСС производства ООО "Информационные спутниковые системы" имени Решетнева.

В начале 2000-х годов, во время Владимира Путина президентства , российская экономика начала восстанавливаться, прирастая каждый год больше, чем за все предыдущее десятилетие. Перспективы финансирования российской космической программы стали выглядеть более благоприятными.

В 2001 году развитие спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС было признано приоритетом правительства с введением новой Федеральной целевой программы. [12] Генеральный подрядчик ГЛОНАСС, НПО «ПМ» (позже переименованный в «ИСС Решетнева»), таким образом, получил прибавку в финансах. Всего на космическую программу в 2001 году было выделено 4,8 миллиарда рублей, из них на ГЛОНАСС - 1,6 миллиарда. [13] К 2004 году космические расходы России выросли до 12 миллиардов рублей. В 2005 году была утверждена новая стратегия развития космической программы страны — Федеральный космический план на 2006–2015 годы. Он предусматривал, среди прочего, завершение строительства Международной космической станции , разработку семейства ракет «Ангара» , внедрение нового пилотируемого космического корабля и завершение создания группировки ГЛОНАСС. [14]

В середине 2000-х годов финансирование космической программы продолжало существенно улучшаться, составив 21,59 млрд рублей в 2005 году и увеличившись до 23 млрд рублей в 2006 году. В 2007 году на гражданскую космическую программу было потрачено 24,4 млрд рублей, а на военную космическую программу. Бюджет программы составил 11 миллиардов рублей. Отрасль также продолжала получать весьма значительные средства от экспорта и зарубежного партнерства. [15]

российской космической отрасли 2013 реорганизация г.

В результате ряда проблем с надежностью и сразу же после неудачного запуска «Протона М» в июле 2013 года была проведена крупная реорганизация российской космической отрасли. Объединенная ракетно-космическая корпорация как акционерное была создана правительством общество в августе 2013 года для консолидации российской космической отрасли. Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что "предрасположенный к провалам космический сектор настолько обеспокоен, что для преодоления своих проблем ему необходим государственный контроль". [16] Через три дня после неудачного запуска «Протона-М» российское правительство объявило, что будут приняты «чрезвычайно жёсткие меры», «которые означают конец [российской] космической отрасли в том виде, в котором мы ее знаем». [17]

Структура отрасли [ править ]

Ракета "Союз-ФГ" запускает космический корабль "Союз-ТМА" . «Союз-ФГ» производится ЦСКБ «Прогресс» , а «Союз-ТМА» — РКК «Энергия».

Крупнейшее предприятие космической отрасли России — РКК «Энергия» . Это главный подрядчик страны по пилотируемым космическим полетам, головной разработчик космических кораблей «Союз-ТМА» и «Прогресс» , а также российской части Международной космической станции . Здесь работает около 22 000-30 000 человек. [18] Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «Прогресс» (ЦСКБ «Прогресс») — разработчик и производитель знаменитой ракеты-носителя «Союз» . Версия «Союз-ФГ» используется для запуска пилотируемых космических кораблей, а международное совместное предприятие Starsem продает запуски коммерческих спутников на других версиях. В настоящее время ЦСКБ «Прогресс» ведет разработку новой ракеты-носителя « Русь-М» , которая должна прийти на смену «Союзу». Московский государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева — одно из коммерчески успешных предприятий космической отрасли. Является разработчиком ракеты «Протон-М» и разгонного блока «Фрегат» . компании Ожидается, что новое семейство ракет «Ангара» будет введено в эксплуатацию в 2013 году. Крупнейшим производителем спутников в России является ИКС Решетнева (ранее НПО «ПМ»). Компания является генеральным подрядчиком ГЛОНАСС программы спутниковой навигации и производит «Экспресс» серию спутников связи . Предприятие расположено в Железногорске , Красноярского края штат сотрудников составляет около 6500 человек. Ведущей компанией по производству ракетных двигателей является НПО Энергомаш , разработчик и производитель знаменитого двигателя РД-180 . В области электродвижения космических кораблей ОКБ «Факел» , расположенное в Калининградской области , является одним из ведущих предприятий. НПО Лавочкина — главный в России конструктор планетарных зондов. Он отвечает за нашумевшую миссию «Фобос-Грунт» , первую российскую попытку межпланетного зондирования со времен Марса 96 .

Список основных компаний [ править ]

Производители лаунчеров [ править ]

Двигатели [ править ]

Большой опыт накоплен российской двигательной отраслью по всем типам ракетных двигателей, в частности по кислородно-углеводородному топливу и системам ступенчатого сгорания. [19]

Подрядчики по космическим пилотируемым полетам

Межпланетные миссии [ править ]

Разработчики спутников [ править ]

Воздействие окружающую на среду

Критики утверждают, что ракетное топливо «Протон» ( несимметричный диметилгидразин , НДМГ) и мусор, созданный российской космической программой, отравляют территории России и Казахстана . обнаружены скопления раковых заболеваний В Республике Алтай [20] а жители утверждают, что кислотные дожди после некоторых запусков выпадают Анатолий Кузин . Заместитель директора ГКНПЦ имени Хруничева опроверг эти утверждения, заявив: "Мы проводили специальные исследования по этому вопросу. Запуски ракет не влияют на уровень кислотности в атмосфере. нет данных, подтверждающих какую-либо связь между болезнями [на Алтае] и воздействием компонентов ракетного топлива или какой-либо космической деятельности». [20]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Космический полет сейчас – Станция слежения – Журнал запусков» .
  2. ^ «Освоение космоса в 2011 году» . russianspaceweb.com . Проверено 13 апреля 2018 г.
  3. ^ Ионин, Андрей. «Российская космическая программа в 2006 году: некоторый прогресс, но нет четкого направления» . Обзор обороны Москвы (2(#8)). Центр анализа стратегий и технологий .
  4. ^ Харви, стр.7-8.
  5. ^ Харви, стр.281-282.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Харви, стр.8
  7. ^ Харви, стр.6
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Харви, стр.9
  9. ^ Кириллов, Владимир (2002). «Центр Хруничева – лидер российской космической отрасли» . Экспорт вооружений (3). Центр анализа стратегий и технологий . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года.
  10. ^ Statement by Vladimir Ye.Nesterov, Khrunichev Director-General, at Press Conference on 15 July 2010 Khruhichev 2010-07-29.
  11. ^ Харви, стр.197
  12. ^ Москвич, Катя (2 апреля 2010 г.). «Глонасс: достигла ли российская зрелость спутниковой навигации?» . Новости Би-би-си.
  13. ^ Харви, стр.284
  14. ^ Харви, стр.317
  15. ^ Харви, стр.285
  16. ^ Мессье, Дуг (30 августа 2013 г.). «Рогозин: Россия объединит космическую отрасль в Открытое акционерное общество» . Параболическая дуга . Проверено 1 сентября 2013 г.
  17. ^ Нилолаев, Иван (3 июля 2013 г.). «Отказ ракеты приведет к реформе космической отрасли» . Россия в центре внимания . Проверено 1 сентября 2013 г.
  18. ^ Харви, стр.268
  19. ^ «Будущие европейские многоразовые двигательные установки» (PDF) . Проверено 21 ноября 2015 г.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Русские говорят, что обломки космических ракет опасны для здоровья» . Би-би-си . Проверено 7 августа 2012 г.

Литература [ править ]

  • Харви, Брайан (2007). Возрождение российской космической программы (1-е изд.). Германия: Шпрингер. ISBN  978-0-387-71354-0 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 663b4a7db4bbe2edebb996ff08391b37__1714660440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/37/663b4a7db4bbe2edebb996ff08391b37.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Space industry of Russia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)