Космическая отрасль России
Космическая отрасль России объединяет более 100 компаний, в которых работает 250 000 человек. [3] Большинство компаний являются потомками советских конструкторских бюро и государственных производственных предприятий. отрасль вступила в глубокий кризис После распада Советского Союза , наиболее полный его эффект пришелся на последние годы 1990-х годов. Финансирование космической программы сократилось на 80%, и отрасль потеряла большую часть рабочей силы еще до начала восстановления в начале 2000-х годов. Многие компании выжили, создав совместные предприятия с иностранными фирмами и продавая свою продукцию за рубежом.
В середине 2000-х годов, в рамках общего улучшения экономики, финансирование космической программы страны было существенно увеличено и был принят новый амбициозный федеральный космический план, что дало мощный импульс развитию отрасли. Крупнейшее предприятие — РКК «Энергия» — основной подрядчик пилотируемых космических полетов. Ведущими производителями ракет-носителей являются Хруничев и ЦСКБ-Прогресс . Крупнейшим разработчиком спутников является ИКС Решетнева , а НПО Лавочкина — основной разработчик межпланетных зондов.
По состоянию на 2013 год [update] В настоящее время идет масштабная реорганизация российской космической отрасли с усилением государственного контроля и участием якобы частных компаний, созданных в начале 1990-х годов после распада Советского Союза .
История [ править ]
Постсоветские изменения [ править ]
Космическая промышленность Советского Союза представляла собой мощный, мощный и хорошо финансируемый комплекс, добившийся ряда крупных успехов. Пик расходов на космическую программу пришелся на 1989 год, когда ее бюджет составил 6,9 миллиарда рублей, что составило 1,5% валового внутреннего продукта Советского Союза. [4] В перестроечный период конца 1980-х годов финансирование космической программы начало сокращаться, чему серьезно способствовали экономические трудности 1990-х годов. Российская Федерация унаследовала большую часть инфраструктуры и предприятий советской программы (а другие, такие как КБ «Южное» , стали украинскими ), но оказалась не в состоянии продолжать финансирование на должном уровне. К 1998 году финансирование космической программы было сокращено на 80%.
Для координации космической деятельности страны 25 февраля 1992 года Федеральное космическое агентство России было создано . В советские времена не было центрального агентства; вместо этого конструкторские бюро были очень мощными. В некоторой степени это продолжалось и в первые годы существования агентства, которое страдало от нехватки полномочий, а конструкторские бюро боролись за выживание в сложных условиях. [5]
Кризисные годы [ править ]
самая престижная программа отрасли — космический корабль «Буран» В 1993 году была отменена . Над ним в течение 20 лет работали лучшие компании отрасли, и его отмена немедленно привела к 30-процентному сокращению рабочей силы в отрасли. По состоянию на конец 1994 года в отрасли работало 300 000 человек. [6] по сравнению с 400 000 в 1987 году, [7] а финансирование космической программы сейчас составляет всего 0,23% бюджета страны. [6]
Заключительная фаза сокращения космической программы произошла во время российского финансового кризиса 1998 года . Большая часть бюджетных денег так и не поступила в компании. Космическая отрасль продолжала терять рабочую силу, и вскоре в ней осталось всего 100 000 человек. Заработную плату также сократили: например, в ведущем производителе ракетных двигателей НПО «Энергомаш » среднемесячная зарплата в это время составляла 3000 рублей (104 доллара). [8] Физическая инфраструктура космической отрасли сильно пришла в упадок, и символом этого стало обрушение крыши в 2001 году на космодроме Байконур, в результате которого был уничтожен шаттл «Буран», совершивший единственный полет в рамках программы в 1988 году. Не было средств для ухода за шаттлом. ангар на Байконуре и обрушился на шаттл в мае 2002 года. [8]
Иностранное партнерство [ править ]
В кризисные годы одним из основных способов выживания компаний отрасли был поиск зарубежных партнерств. В этом отношении Хруничев особенно преуспел. 15 апреля 1993 года Хруничев создал совместное предприятие «Локхид-Хруничев-Энергия» с американской компанией Lockheed . В 1995 году в результате слияния компаний Lockheed и Martin Marietta она была преобразована в International Launch Services (ILS). Совместное предприятие реализовало запуски как ракет «Протон» , так и американских ракет «Атлас» . США . дали разрешение на появление «Протона» на международном пусковом рынке, но ввели квоту, чтобы защитить пусковой рынок от «российского демпинга» Несмотря на это, «Протон», построенный Хруничевым, оказался успешным и к концу 2000 года получил контракты на запуск на сумму более 1,5 миллиарда долларов. [9] С 1994 года «Протон» заработал для российской космической отрасли в целом 4,3 миллиарда долларов, а в 2011 году ожидается увеличение этой цифры до 6 миллиардов долларов. [10]
Еще одним успешным предприятием стало НПО «Энергомаш» , чей чрезвычайно мощный двигатель РД-180 устанавливался на американские ракеты «Атлас V» . Производитель ракет Lockheed Martin первоначально купил у «Энергомаша» 101 двигатель РД-180, заработав компании 1 миллиард долларов в твердой валюте. [11]
космический Новый план федеральный
В начале 2000-х годов, во время Владимира Путина президентства , российская экономика начала восстанавливаться, прирастая каждый год больше, чем за все предыдущее десятилетие. Перспективы финансирования российской космической программы стали выглядеть более благоприятными.
В 2001 году развитие спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС было признано приоритетом правительства с введением новой Федеральной целевой программы. [12] Генеральный подрядчик ГЛОНАСС, НПО «ПМ» (позже переименованный в «ИСС Решетнева»), таким образом, получил прибавку в финансах. Всего на космическую программу в 2001 году было выделено 4,8 миллиарда рублей, из них на ГЛОНАСС - 1,6 миллиарда. [13] К 2004 году космические расходы России выросли до 12 миллиардов рублей. В 2005 году была утверждена новая стратегия развития космической программы страны — Федеральный космический план на 2006–2015 годы. Он предусматривал, среди прочего, завершение строительства Международной космической станции , разработку семейства ракет «Ангара» , внедрение нового пилотируемого космического корабля и завершение создания группировки ГЛОНАСС. [14]
В середине 2000-х годов финансирование космической программы продолжало существенно улучшаться, составив 21,59 млрд рублей в 2005 году и увеличившись до 23 млрд рублей в 2006 году. В 2007 году на гражданскую космическую программу было потрачено 24,4 млрд рублей, а на военную космическую программу. Бюджет программы составил 11 миллиардов рублей. Отрасль также продолжала получать весьма значительные средства от экспорта и зарубежного партнерства. [15]
российской космической отрасли 2013 реорганизация г.
В результате ряда проблем с надежностью и сразу же после неудачного запуска «Протона М» в июле 2013 года была проведена крупная реорганизация российской космической отрасли. Объединенная ракетно-космическая корпорация как акционерное была создана правительством общество в августе 2013 года для консолидации российской космической отрасли. Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что "предрасположенный к провалам космический сектор настолько обеспокоен, что для преодоления своих проблем ему необходим государственный контроль". [16] Через три дня после неудачного запуска «Протона-М» российское правительство объявило, что будут приняты «чрезвычайно жёсткие меры», «которые означают конец [российской] космической отрасли в том виде, в котором мы ее знаем». [17]
Структура отрасли [ править ]
Крупнейшее предприятие космической отрасли России — РКК «Энергия» . Это главный подрядчик страны по пилотируемым космическим полетам, головной разработчик космических кораблей «Союз-ТМА» и «Прогресс» , а также российской части Международной космической станции . Здесь работает около 22 000-30 000 человек. [18] Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «Прогресс» (ЦСКБ «Прогресс») — разработчик и производитель знаменитой ракеты-носителя «Союз» . Версия «Союз-ФГ» используется для запуска пилотируемых космических кораблей, а международное совместное предприятие Starsem продает запуски коммерческих спутников на других версиях. В настоящее время ЦСКБ «Прогресс» ведет разработку новой ракеты-носителя « Русь-М» , которая должна прийти на смену «Союзу». Московский государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева — одно из коммерчески успешных предприятий космической отрасли. Является разработчиком ракеты «Протон-М» и разгонного блока «Фрегат» . компании Ожидается, что новое семейство ракет «Ангара» будет введено в эксплуатацию в 2013 году. Крупнейшим производителем спутников в России является ИКС Решетнева (ранее НПО «ПМ»). Компания является генеральным подрядчиком ГЛОНАСС программы спутниковой навигации и производит «Экспресс» серию спутников связи . Предприятие расположено в Железногорске , Красноярского края штат сотрудников составляет около 6500 человек. Ведущей компанией по производству ракетных двигателей является НПО Энергомаш , разработчик и производитель знаменитого двигателя РД-180 . В области электродвижения космических кораблей ОКБ «Факел» , расположенное в Калининградской области , является одним из ведущих предприятий. НПО Лавочкина — главный в России конструктор планетарных зондов. Он отвечает за нашумевшую миссию «Фобос-Грунт» , первую российскую попытку межпланетного зондирования со времен Марса 96 .
Список основных компаний [ править ]
Производители лаунчеров [ править ]
- TsSKB Progress : Soyuz-FG (retired), Soyuz-U (retired), Soyuz-2
- Khrunichev : Proton-K (retired), Proton-M , Angara , Briz-M (upper stage)
- Производственная корпорация «Полет»
Двигатели [ править ]
Большой опыт накоплен российской двигательной отраслью по всем типам ракетных двигателей, в частности по кислородно-углеводородному топливу и системам ступенчатого сгорания. [19]
- НПО Энергомаш
- Производственная корпорация «Полет»
- КБХА
- КБХМ
- ОКБ Кузнецова
- Научно-исследовательский центр Келдыша
- ОКР факел
- НИИмаш
- ЦНИИМаш
- Протон-ПМ
- Воронежский механический завод
Подрядчики по космическим пилотируемым полетам
- RKK Energiya : International Space Station , Soyuz-TMA (retired), Soyuz-TMA-M (retired), Soyuz-MS
Межпланетные миссии [ править ]
Разработчики спутников [ править ]
- МКС Решетнева : ГЛОНАСС , Экспресс
- NPO Lavochkin : Elektro–L
- Газпром космические системы
- SPUTNIX
- ДАУРИЯ Аэроспейс
- Ракеты успеха
Воздействие окружающую на среду
Критики утверждают, что ракетное топливо «Протон» ( несимметричный диметилгидразин , НДМГ) и мусор, созданный российской космической программой, отравляют территории России и Казахстана . обнаружены скопления раковых заболеваний В Республике Алтай [20] а жители утверждают, что кислотные дожди после некоторых запусков выпадают Анатолий Кузин . Заместитель директора ГКНПЦ имени Хруничева опроверг эти утверждения, заявив: "Мы проводили специальные исследования по этому вопросу. Запуски ракет не влияют на уровень кислотности в атмосфере. нет данных, подтверждающих какую-либо связь между болезнями [на Алтае] и воздействием компонентов ракетного топлива или какой-либо космической деятельности». [20]
См. также [ править ]
- Авиационная промышленность России
- Оборонная промышленность России
- Success Rockets — российская частная космическая компания
Ссылки [ править ]
- ^ «Космический полет сейчас – Станция слежения – Журнал запусков» .
- ^ «Освоение космоса в 2011 году» . russianspaceweb.com . Проверено 13 апреля 2018 г.
- ^ Ионин, Андрей. «Российская космическая программа в 2006 году: некоторый прогресс, но нет четкого направления» . Обзор обороны Москвы (2(#8)). Центр анализа стратегий и технологий .
- ^ Харви, стр.7-8.
- ^ Харви, стр.281-282.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Харви, стр.8
- ^ Харви, стр.6
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Харви, стр.9
- ^ Кириллов, Владимир (2002). «Центр Хруничева – лидер российской космической отрасли» . Экспорт вооружений (3). Центр анализа стратегий и технологий . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года.
- ^ Statement by Vladimir Ye.Nesterov, Khrunichev Director-General, at Press Conference on 15 July 2010 Khruhichev 2010-07-29.
- ^ Харви, стр.197
- ^ Москвич, Катя (2 апреля 2010 г.). «Глонасс: достигла ли российская зрелость спутниковой навигации?» . Новости Би-би-си.
- ^ Харви, стр.284
- ^ Харви, стр.317
- ^ Харви, стр.285
- ^ Мессье, Дуг (30 августа 2013 г.). «Рогозин: Россия объединит космическую отрасль в Открытое акционерное общество» . Параболическая дуга . Проверено 1 сентября 2013 г.
- ^ Нилолаев, Иван (3 июля 2013 г.). «Отказ ракеты приведет к реформе космической отрасли» . Россия в центре внимания . Проверено 1 сентября 2013 г.
- ^ Харви, стр.268
- ^ «Будущие европейские многоразовые двигательные установки» (PDF) . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Русские говорят, что обломки космических ракет опасны для здоровья» . Би-би-си . Проверено 7 августа 2012 г.
Литература [ править ]
- Харви, Брайан (2007). Возрождение российской космической программы (1-е изд.). Германия: Шпрингер. ISBN 978-0-387-71354-0 .