Авиационная промышленность России
Эту статью необходимо обновить . Причина такова: не обсуждаются последние события, включая, в частности, стремление избежать использования иностранных компонентов в результате санкций. ( ноябрь 2023 г. ) |
Авиастроение является важным промышленным сектором России , в котором занято около 355 300 человек. Распад Советского Союза привел к глубокому кризису отрасли, особенно сегмента гражданских самолетов. Ситуация начала улучшаться в середине первого десятилетия 2000-х годов за счет роста авиаперевозок и увеличения спроса. Программа консолидации, стартовавшая в 2005 году, привела к созданию холдинга « Объединенная авиастроительная корпорация» , в который входит большинство ключевых предприятий отрасли. После 2022 года основной целью стало возрождение пассажирского авиастроения в России. [1] [2]
Российская авиационная промышленность предлагает портфель конкурентоспособных на международном уровне военных самолетов, таких как МиГ-29 и Су-27 , а новые проекты, такие как Sukhoi Superjet 100, как ожидается, возродят успех сегмента гражданских самолетов. В 2009 году предприятия Объединенной авиастроительной корпорации поставили заказчикам 95 новых самолетов, в том числе 15 гражданских моделей. Кроме того, промышленностью выпущено более 141 вертолета.
История [ править ]
Первая мировая война [ править ]
В начале войны в России было 24 производителя самолетов, но у них не было материалов и возможностей для замены утраченных самолетов. В частности, они зависели от иностранных двигателей. С 1914 по 1916 год было произведено 1893 самолета и импортировано 883, но за этот период было произведено только 920 двигателей, а импортировано 2326. Производство резко сократилось после Февральской революции и практически прекратилось, когда Россия вышла из войны в 1918 году. [3] Самым известным самолетом, произведенным в этот период, был Сикорский «Илья Муромец» , первый четырехмоторный бомбардировщик , оснащенный специальным стратегическим бомбардировочным подразделением. [4] Этот тяжелый бомбардировщик не имел себе равных на ранних этапах войны, поскольку у Центральных держав не было сопоставимых самолетов гораздо позже. [5] Во время Первой мировой войны Россия потеряла в боях противника только одного Сикорского «Илью Муромца» за более чем 400 боевых вылетов.
Советское время: гигант 1922-1991 Восточный
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2022 г. ) |
В советской плановой экономической системе свободная рыночная конкуренция между компаниями считалась расточительной. Вместо этого советская система была многоуровневой, главными компонентами которой были конструкторские бюро, известные как ОКБ , и производственные комплексы.
ОКБ не располагали средствами для серийного производства самолетов, а производственные комплексы не могли проектировать самолеты.
Эксплуатационные требования к предлагаемым самолетам были созданы советскими ВВС, для которых отдельные ОКБ создавали проекты на основе информации государственных научно-исследовательских институтов. Затем государственные научно-исследовательские институты будут предоставлять ОКС информацию об аэродинамике и имеющихся системах. Этот процесс привел к тому, что конкурирующие конструкции стали очень похожими по внешнему виду. Эти конкурирующие разработки будут оцениваться друг с другом, а победившая разработка будет передана производственным комплексам для производства. Большая часть этих комплексов находилась на территории Советского Союза, но некоторые производственные линии были переданы союзникам по Варшавскому договору. Отчасти из-за политических соображений распределение производства было широко рассредоточено, что привело к созданию цепочек поставок, в которых роль государственного планирования была первостепенной.
При экспорте существовал третий уровень в государственных экспортных компаниях, поскольку ни конструкторские бюро, ни компании-производители не отвечали за сбыт своей продукции за рубежом. Государственные экспортные компании не получали выгоды от продажи своей продукции, а доходы вместо этого направлялись на проектно-производственные подразделения для выполнения централизованно установленных производственных задач.
С распадом Советского Союза , Варшавского договора и СЭВ произошел разрыв между конечными потребителями, экспортными компаниями, ОКБ, сборочными заводами и производителями комплектующих (некоторые из которых теперь существовали в новых независимых, а иногда и враждебных странах). Россия также обнаружила, что целые сегменты ее потребностей в авиации теперь лежат в зарубежных странах. Одним из примеров этого было производство реактивных учебных самолетов, которое было поручено Чехословакии, а Польша получила легкие вертолеты и самолеты для уборки сельскохозяйственных культур. Кроме того, Румыния располагала производством легких вертолетов, большая часть российских конструкторских возможностей тактических воздушных перевозок, таких как « Антонов», теперь находилась в Украине, а основной завод по сборке Су-25 штурмовиков находился в Грузии .
Постсоветские изменения 1992-2005 гг.: конкуренция борьба и
Аэрокосмическая промышленность была хорошо развитой отраслью в Советском Союзе . В конце 1980-х годов на долю Советского Союза приходилось 25% мирового производства гражданских и 40% мирового производства военных самолетов. [7] Однако последствия распада Советского Союза в 1991 году были катастрофическими. Весь производственный сектор был опустошен импортом, а аэрокосмической и автомобильной промышленности едва удалось выжить в условиях жестких протекционистских тарифов. [8] Положительным моментом является то, что военная авиационная промышленность смогла извлечь выгоду из улучшения экспортных возможностей. Компания имела большой запас комплектующих и деталей, произведенных в советские времена. Гораздо хуже обстоят дела в гражданской авиапромышленности: если в 1990 году в стране было произведено 715 гражданских самолетов, то к 1998 году это число упало до 56, а в 2000 году было произведено всего четыре гражданских самолета. [7]
Поскольку структура отрасли была глубоко фракционирована, было решено, что консолидация необходима. Для этой цели президент Борис Ельцин создал ВПК-МАПО (Военно-промышленный комплекс – Московское авиационное производственное объединение), в который вошли некоторые ключевые компании, такие как Микоян . Позже МАПО стало называться Российской авиастроительной компанией (РАК) «МиГ». Однако этот этап консолидации оказался не очень успешным, и позже МАПО было объединено с «Сухим» . [9]
Общий объем производства аэрокосмической отрасли в 2000 году составил 2,7 миллиарда долларов, а чистая прибыль - 600 миллионов долларов. Экспорт военной авиации в 2000 году составил 1,3 миллиарда долларов. [7]
На рубеже тысячелетий гражданская авиационная промышленность переживала масштабный финансовый кризис. Было построено всего несколько самолетов, а послепродажное обслуживание было минимальным. Многие самолеты, как новые, так и старые, не получили международных сертификатов безопасности и экологии . Два ключевых предприятия — «Авиастар-СП» и Воронежское авиационное производственное объединение — оказались на грани банкротства. Прибыль гражданского авиастроения в 2001 году составила всего $300 млн. Однако в августе 2000 года ситуация начала заметно улучшаться. В 2001 году отрасль наконец начала получать новые заказы от лизинговых компаний. Воздушные перевозки росли примерно на 8% в год, и к 2004 году внутренний спрос на новые самолеты резко возрос. Ключевым компаниям удалось погасить свои долги или провести их реструктуризацию, и уровень производства снова увеличился. [10]
Военное авиастроение пережило 15-летний кризис почти исключительно за счет экспорта. Лишь в 2005 году отрасль начала получать существенное финансирование из государственного бюджета. [11]
: Программа консолидации отрасли и новые проекты 2006-2022 .
В 2005 году правительство при президенте Владимире Путине инициировало программу консолидации отрасли, направленную на объединение основных авиастроительных компаний под единую организацию - Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Целью было оптимизировать производственные линии и минимизировать потери. Программа была разделена на три части: реорганизация и антикризисное управление (2007–2010 гг.), эволюция существующих проектов (2010–2015 гг.) и дальнейшее развитие в рамках вновь созданной структуры (2015–2025 гг.). [12]
ОАК, один из так называемых национальных чемпионов и сравнимый с EADS в Европе , пользовалась значительной финансовой поддержкой со стороны российского правительства и вливала деньги компаниям, которые она приобрела, чтобы улучшить их финансовое положение. Первый бюджет ОАК в 2007 году составлял около 2 миллиардов рублей, а в следующем году он увеличился до 24 миллиардов рублей (около $770 миллионов).
В 2005 году поставки гражданских самолетов увеличились до 6, а в 2009 году отрасль поставила 15 гражданских самолетов на сумму 12,5 млрд рублей, в основном отечественным заказчикам. [13]
Несмотря на мировой финансовый кризис, авиапрому России в целом удалось увеличить производство и продажи на 19,5% в 2009 году. [14]
Истребитель пятого поколения [ править ]
В 1998 году ВВС России обратились к промышленности с просьбой разработать легкий многоцелевой фронтовой самолет. В 2001 году требования были повышены до многоцелевого фронтового авиационного комплекса, который позже стал истребителем пятого поколения Су-57 , рассматриваемым как ответ России на американский объединенный ударный истребитель . [15] Су-57 совершил свой первый полет в 2010 году, нарушив полную монополию США на разработку и производство самолетов пятого поколения. Московское оборонное издание назвало это крупным переворотом для российской аэрокосмической промышленности, написав следующее:
- «Несмотря на то, что Россия не равна Америке в военном отношении, она по-прежнему уверенно занимает второе место с точки зрения оборонных технологий, опережая Западную Европу и Китай и значительно превышая ее экономический вес».
Премьер-министр России Владимир Путин заявил, что правительство увеличит финансирование российского оборонно-промышленного комплекса. [ нужна ссылка ]
Разработка Су-57 может быть отложена из-за международных санкций против российской оборонной промышленности после вторжения России в Украину в 2022 году . [16] Россия не могла импортировать полупроводники и высокотехнологичное обрабатывающее оборудование из Европейского Союза. [17]
Сухой Суперджет 100 [ править ]
Региональный авиалайнер Sukhoi Superjet 100 — первый крупный российский гражданский самолет, разработка которого началась после 1991 года. Самолет, совершивший первый полет в 2008 году, в 2009 году был назван самой важной и успешной программой гражданской авиации российской аэрокосмической отрасли. [18] Все варианты самолета, разработанные Объединенной авиастроительной корпорации " дочерним предприятием Сухой " совместно с зарубежными партнерами, собираются Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением (КнААПО) на Дальнем Востоке России , а Новосибирское авиационное производственное объединение (НАПО) специализируется на комплектующих. производство. Обе компании вложили значительные средства в модернизацию своих мощностей и, как ожидается, к 2012 году произведут 70 планеров. [18] В первой половине 2019 года «Сухой» поставил всего три SSJ; ее финансовые результаты показали семикратное падение выручки от продаж самолетов и четырехкратное падение общей выручки от продаж, что привело к увеличению ее чистого убытка на 32%. Чтобы получать прибыль, компании необходимо достичь уровня производства от 32 до 34 самолетов в год, хотя прогнозируется, что спрос на российские модели в категории 60–120 мест составит всего 10 самолетов в год в течение 20-летнего периода. В краткосрочной перспективе главная надежда компании заключалась в том, что Аэрофлот закрепит предварительное соглашение на 2018 год на поставку 100 самолетов SSJ. [19]
Иркут МС-21 [ править ]
Разработка пассажирского самолета « Иркут МС-21» началась в начале 2000-х годов. Самолет с пассажировместимостью 150–200 человек и дальностью полета 5000 км разрабатывается корпорацией «Иркут» первоначально совместно с зарубежными партнерами. Он ориентирован на самый востребованный сегмент отечественной авиаиндустрии и призван заменить старые самолеты, такие как Ту-154 . Программа находится на стадии производства. Сертификацию и поставку МС-21 изначально планировали к 2016 году. [20] но доставка задержалась. Всего разработчики планируют продать 1200–1500 самолетов, что составит 12–15% доли международного рынка. [21]
2022-сегодня: обновление Влияние и
В 2022 году, после того как международные санкции против России были введены из-за российского вторжения в Украину в 2022 году , Росавиация объявила, что в результате изменения планов Россия будет использовать только отечественный двигатель. [22] [23] Первоначальная модель — МС-21-300 с двигателями Pratt & Whitney PW1000G — не поступит на вооружение, а вместо этого в производство придется дождаться МС-21-310 с двигателем российского «Авиадвигателя ПД-14» , построенного Объединенная двигателестроительная корпорация. [23] МС-21-300 на 40–50% состоит из импортных комплектующих, и «Иркуту» придется заменить те, которые должны были быть поставлены странами, находящимися под санкциями. [ нужна ссылка ]
Другие проекты [ править ]
Другие новые самолеты, разработанные в последнее время, включают Як-130 усовершенствованный учебно-тренировочный и легкий штурмовик , модернизированный Ту-204 СМ и украинский региональный самолет Ан-148 в основном производился в Воронеже , который до ухудшения украинско-российских отношений . Производитель гидросамолетов Бериев также проектирует несколько новых пассажирских самолетов. Ожидается, что Ту-214 и грузовой Ил-76 смогут подвергнуться массовой переработке в 2020-х годах. [24]
Структура [ править ]
В 2008 году авиационная промышленность состояла из 106 предприятий, 18 из которых принадлежали Объединенной авиастроительной корпорации . [25] Одна из самых успешных компаний — «Сухой» . [26] которая обладает широким портфелем конкурентоспособных на международном уровне военных самолетов, включая модели Су-27 , Су-30 и Су-35 . В гражданском сегменте важнейшим проектом компании является Superjet 100 . [9] За производство продукции «Сухого» отвечает Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение — крупнейшее авиастроительное предприятие России. [27] Акционерное общество «Туполев» специализируется на рынке гражданской авиации со своими самолетами Ту-204 и Ту-214 , но также отвечает за дальний бомбардировщик Ту-160 и разработку его преемников. Серийное производство самолетов Ту-204 осуществляет СП "Авиастар" , расположенное в Ульяновске , вариант Ту-214 производит Казанское авиационное производственное объединение . [27] Ильюшин специализируется на военно-грузовом и транспортном секторе. «Иркут» имеет портфель проектов учебно-тренировочных самолетов и самолетов-амфибий и конкурирует в нише бортовой электроники и авионики. [9] В сегменте беспилотных летательных аппаратов ZALA Aero и Радиомашиностроительная корпорация «Вега» в число лидеров входят компании .
Объединенная авиастроительная корпорация | Вертолеты России » АО « | Другие крупные производители: | |
| Aviakor |
Научные учреждения [ править ]
- Центральный аэрогидродинамический институт
- Летно-исследовательский институт имени Громова
- Центральный институт авиационного моторостроения имени Баранова
- Всероссийский институт авиационных материалов
- Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем
Производство [ править ]
Производство гражданских самолетов до 2018 года [ править ]
Этот раздел необходимо обновить . ( апрель 2018 г. ) |
Тип | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ил-96 Семейство | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | ||
Ту-154М | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||
Ту-204 Семейство | 3 | 3 | 3 | 6 | 4 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | ||||
Ту-214 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | |
Бе-200 | 1 | 1 | ||||||||||||
SSJ-100 | 1 | 2 | 5 | 12 | 24 | 36 | 18 | 19 | 33 | 24 | ||||
Ил-76 Семейство | ||||||||||||||
Общий | 6 | 8 | 6 | 9 | 9 | 7 | 13 | 18 | 27 | |||||
Источники : [28] [29] [30] [31] |
Военный самолет [ править ]
В военном сегменте в 2009 году предприятия ОАК поставили 84 новых самолета и разборные комплекты. Модернизировано или прошло капитальный ремонт более 60 самолетов. [32]
Единственный серийный транспортный самолет — Ил-76 .
Производство Су-24 прекратилось в 1993 году, МиГ-31 - в 1994 году, Су-25 - в 2017 году.
Производство военных самолетов осуществляется на трех площадках: [33]
- Новосибирский авиационный завод (НАЗ)
- Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ)
- Иркутский авиационный завод (ИАП)
В 2022 году поставлены следующие новые военные самолеты: [33]
- Су-57 ×6 (КнААЗ)
- Су-35С х7 (КнААЗ)
- Су-34Мх10 (НАЗ)
- Су-30СМ2х4 (ИАП)
Потери истребителей в 2022 году в российско-украинской войне составили:
- Су-24х6
- Су-25х18
- Су-30 х 9
- Су-34х16
- Су-35 х 2
- МиГ-31 х 1
Вертолеты [ править ]
Тип | 2012 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ми-8 Семейство | 193 | ||||||
Ми-35 Семейство | 29 | ||||||
Ми-26 | 7 | ||||||
Ми- 28Н | 18 | ||||||
Ка-31 | 1 | ||||||
На 32 А11ВС | 5 | ||||||
Ка-52 | 21 | ||||||
Ка-226 | 11 | ||||||
трудоустроен | 5 | ||||||
Общий | 290 | ||||||
Источники : [34] |
Производство Ка-27/Ка-28/Ка-29/Ка-32 прекращено в 2010 году.
выпустили 134 вертолета Всего в 2021 году «Вертолеты России» . В 2022 году этот показатель вырос до 296. [35]
Доход [ править ]
Выручка авиапрома от продаж в 2008 году составила 226,6 млрд руб. (105,3 млрд по ОАК), доля экспорта - 29% (52,5% по ОАК). [36]
Экономическое значение
Авиапромышленность России является одной из системообразующих отраслей экономики страны. Это одна из самых наукоемких высокотехнологичных отраслей, в которой занято наибольшее количество квалифицированных кадров. Производство и стоимость отрасли военной авиации значительно опережают другие отрасли оборонной промышленности , а авиационная продукция составляет более половины экспорта вооружений страны. [37]
Занятость [ править ]
По оценкам, в 2008 году численность персонала, работающего в авиационной промышленности, составила 355 300 человек. [25] В холдинге "Объединенная авиастроительная корпорация", в который входит большинство ключевых предприятий отрасли, в 2009 году работало 97,5 тыс. человек. Из них 85,5 тыс. работали на производстве на заводах, 11,1 тыс. - в конструкторских бюро, 900 - в управляющих и лизинговых компаниях. Средний возраст сотрудников ОАК, работающих на производстве, составил 44 года, а сотрудников конструкторских бюро - 49 лет. Доля выпускников высших учебных заведений составила 34%. [25]
См. также [ править ]
- Словарь сокращений авиации России и СССР.
- Список российских аэрокосмических инженеров
- Космическая отрасль России
- RS-26 Rubezh
- 3М22 Циркон
Ссылки [ править ]
- ^ «Эксклюзив: Россия планирует летать в одиночку без Airbus и Boeing | Reuters» . Проверено 16 февраля 2024 г.
- ^ «У России есть все возможности для увеличения отечественного авиастроения, — премьер Мишустин» .
- ^ Такер, Спенсер (2005). Первая мировая война, том 1 . АВС-КЛИО. ISBN 1851094202 .
- ^ Massenkov et al. 1994, p. 23.
- ^ Макворт-Пред 1996, стр. 202.
- ^ Ruslan, Pukhov (2001). "MiG Design and Production System: Post-Soviet Transformations" . Eksport Vooruzheniy (2).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Квятковский, Алекс (7 февраля 2003 г.). «БИЗНЕС. Авиационная промышленность в штопоре». Российский журнал .
- ^ Ратленд, Питер (2005). «Экономический рекорд Путина». В белом; Гительман; Саква (ред.). События в российской политике . Том. 6. Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-3522-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Россия восстанавливает военно-космическую арену» . Чистые ресурсы Интернешнл. 27 июля 2008 г.
- ^ Макиенко, Константин (2007). «Российская авиационная промышленность: от европейского варианта к национальной стратегии». Обзор обороны Москвы (2). Центр анализа стратегий и технологий.
- ^ Макиенко, Константин (2005). «Эволюция оборонной промышленности России в 2005 году». Обзор обороны Москвы (1). Центр анализа стратегий и технологий.
- ^ Зверева, Полина (11 октября 2009 г.). «Государственная консолидация» . Обозреватель по России и СНГ . 3 (26).
- ^ «Годовой отчет 2009» (PDF) . Объединенная авиастроительная корпорация. 2010. Архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2013 года.
- ^ Годовой отчет ОАК за 2009 г., стр. 19
- ^ Сокут, Сергей (2001). «Россия ищет быстрого ответа на JSF» . Экспорт вооружений . Центр анализа стратегий и технологий. Архивировано из оригинала 1 января 2020 года . Проверено 12 сентября 2010 г.
- ^ «Министерство финансов США ввело санкции в отношении российской оборонно-промышленной базы, российской Думы и ее членов, а также главы Сбербанка» . Министерство финансов США . Проверено 29 апреля 2022 г.
- ^ Сеул, Ян Цзе в Токио и Джиён Сон (19 марта 2022 г.). «Санкции в отношении чипов бросают вызов технологическим амбициям России» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 29 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пядушкин, Максим (20 июня 2009 г.). «Празднование 100-летия Sukhoi Superjet 100 дебютирует в Ле Бурже» . Обозреватель по России и СНГ . 2 (25).
- ^ «Продажи гражданских самолетов Сухого в этом году упали в семь раз» . Российский авиационный инсайдер . 24 июля 2019 г.
- ^ Семейство ближне-среднемагистральных пассажирских самолётов МС-21 [МС-21] (на русском языке). Объединенная авиастроительная корпорация . Архивировано из оригинала 19 октября 2014 года . Проверено 18 декабря 2008 г.
- ^ Синицкий, Алекс (1 ноября 2009 г.). «Рисование контуров» . Обозреватель по России и СНГ .
- ^ «Россия будет использовать для своего самолета «Иркут МС-21» только отечественные двигатели» . Апрель 2022.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карнозов Владимир. «Россия отказывается от МС-21-300, чтобы сосредоточиться на отечественной версии» . Международные авиационные новости .
- ^ «Россия могла бы производить в Казани отечественные авиационные детали» . 5 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Годовой отчет ОАК 2009, стр. 45
- ^ Макиенко, Константин (24 июля 2008 г.). «Успешный год для производителей аэрокосмической продукции» . Обозреватель по России и СНГ . Проверено 6 января 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Годовой отчет ОАК 2009, стр.96
- ^ Пядушкин, Максим (15 февраля 2010 г.). «Столкновение с низким спросом. Российские авиапроизводители увеличили поставки в 2009 году, но продажи в этом году остаются неопределенными» . Обозреватель по России и СНГ .
- ^ «ОАК объявляет предварительные итоги работы за 2010 год» . Объединенная авиастроительная корпорация. 1 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 3 октября 2011 года . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ "Итоги 2012 года в картинках: гражданская авиация" . 31 December 2012.
- ^ «В 2013 году российская промышленность построила 36 пассажирских самолетов». aeropress-bg.com . Архивировано из оригинала 16 января 2014 года.
- ^ Годовой отчет ОАК за 2009 г., стр. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Производство боевых самолетов в России сохранилось, несмотря на санкции» . 17 февраля 2023 г.
- ^ "Производство вертолетов на КВЗ, КумАПП и ААК "Прогресс" в 2012 году - BMPD" . Archived from the original on 10 January 2016 . Retrieved 24 December 2014 .
- ^ "В 2022 году Россия произвела на 162 военных вертолета больше, чем в 2021 году" . 8 августа 2023 г.
- ^ Годовой отчет ОАК за 2008 г., стр. 16.
- ^ Мантуров, Денис (2009). «Перспективы отечественного авиастроения» . Военный парад (4): 8–9.
Внешние ссылки [ править ]
- Йенс Флоттау, Максим Пядушкин и Михаэль Бруно (2 января 2018 г.). «Летные испытания узкофюзеляжного самолета МС-21 символизируют амбиции российского сектора» . Неделя авиации и космических технологий .