Tupolev Tu-204
Ту-204/Ту-214 | |
---|---|
![]() | |
Ту-204-100 Red Wings на конечном этапе захода на посадку | |
Роль | Узкофюзеляжный реактивный авиалайнер |
Национальное происхождение | Советский Союз / Россия |
Производитель | Авиастар СП (серия Ту-204) Казанское авиационное производственное объединение (Ту-214) Объединенная авиастроительная корпорация (Ту-214) |
Дизайнерская группа | Туполев |
Первый полет | 2 января 1989 г |
Введение | 23 февраля 1996 г. в составе Внуковских авиалиний. [ 1 ] [ нужен лучший источник ] |
Статус | В эксплуатации, в производстве |
Основные пользователи | Ред Уингз Эйрлайнз Эйр Корё Кубинские авиалинии Авиастар-ТУ Rossiya (Historical) |
Произведено | 1990 [ 2 ] -подарок |
Количество построенных | 89 по состоянию на декабрь 2015 г. [ 3 ] |
Туполев Ту-204 ( русский : Туполев Ту-204 ) — двухмоторный среднемагистральный узкофюзеляжный реактивный авиалайнер, способный перевозить 210 пассажиров, спроектированный Туполевым и производимый ЗАО «Авиастар-СП» и Казанским авиационным производственным объединением . Впервые представленный в 1989 году, он должен был быть во многом эквивалентен Боингу 757 , с несколько меньшей дальностью полета и полезной нагрузкой, а также иметь конкурентоспособные характеристики и топливную экономичность в своем классе.
Он был разработан для Аэрофлота средней дальности Ту-154 как замена трехмоторному самолету в 1990-х годах. Последней версией, подвергшейся значительным модернизациям и улучшениям, является узкофюзеляжный Ту-204СМ, совершивший первый полет 29 декабря 2010 года. [ 4 ] В апреле 2022 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) объявила о планах собрать к 2030 году 70 Ту-214. [ 5 ] Однако в 2024 году «Аэрофлот» выразил намерение перевести заказ на отечественные самолеты исключительно на самолеты нового поколения МС-21 . Отказ от нового Туполева имеет разные причины, в том числе отсутствие двухместной кабины, а также около 13% авионики и эвакуационных аппарелей, которые все еще требуют замены на российское оборудование. [ 6 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Ту-204 проектировался как семейство самолетов, включающее пассажирский, грузовой, комбинированный и быстросменный варианты. Он оснащен двумя двигателями «Авиадвигатель ПС-90» или «Роллс-Ройс RB211» . Ту-204 производятся на двух крупнейших российских авиастроительных заводах в Ульяновске (серия Ту-204) и Казани (Ту-214). [ 7 ]
Салон Ту-204 доступен в нескольких компоновках, включая базовую одноклассную компоновку на 210 пассажиров и двух- или трехклассную компоновку, рассчитанную на 164–193 пассажира. Грузовая версия Ту-204 успешно эксплуатируется рядом авиакомпаний Европы и Египта . [ 7 ]

Конфигурация посадочных мест — 3–3 в эконом-классе и 2–2 в бизнес-классе . В салоне бизнес-класса шаг сидений составляет 810 миллиметров (31,9 дюйма). Пассажирский салон может быть разделен на отсеки по классам с помощью съемных переборок и шторок. Отсеки освещаются отраженным светом. Верхние полки для багажа и верхней одежды пассажиров - закрытого типа. Объем багажа на одного пассажира составляет 0,052 куб. метра (1,8 куб. футов). [ 8 ]
В 1994 году выдан первый сертификат на самолет Ту-204 (с двигателями ПС-90А). Впоследствии выданные сертификаты расширили расчетные условия эксплуатации. Вариант Ту-204-120, сертифицированный с двигателями Rolls-Royce RB211-535E4, соответствует нормам по шуму, описанным в главе 3 Приложения 16 к ИКАО , а значит, отвечает всем современным требованиям Европы и ИКАО. [ 9 ] Вариант Ту-204-100, сертифицированный с двигателями ПС-90А, соответствует нормам по шуму, описанным в главе 4 Приложения 16 к ИКАО, а значит, тише. Самолет сертифицирован по российским стандартам АП-25 (гармонизирован с ФАР-25 и JAR-25). [ 10 ]
Технология
[ редактировать ]
Ту-204 принадлежит к тому же поколению российских самолетов, что и Ил-96 . Ту-204 оснащен такими технологиями, как электродистанционная система управления, стеклянная кабина , сверхкритическое крыло с законцовками и доступен с российской или зарубежной авионикой. [ 11 ] Крылья и хвостовое оперение относительно устойчивы к обледенению, поэтому противообледенительные системы не оборудованы. Среди современных авиалайнеров Ту-204 — единственный, не требующий противообледенительных систем крыла. В ходе испытательных полетов подтверждена безопасность без противообледенительной системы на несущих поверхностях, самолет получил российские и европейские сертификаты. [ 12 ]
Вариант Ту-204
[ редактировать ]Ту-204/204С
[ редактировать ]Ту -204 — базовая модель пассажирской авиакомпании, а Ту-204С — базовая грузовая или грузовая модель. Наиболее часто используемые модели -100C и -120C . [ 13 ]
Ту-204-100/200
[ редактировать ]
Эта первоначальная версия, сертифицированная в январе 1995 года, оснащена Соловьева (ныне «Авиадвигатель» ) ПС90 турбовентиляторными двигателями с тягой 157 кН (35 300 фунтов силы) и использует российскую авионику в дополнение к российским двигателям. Ту -204-200 — более тяжелая версия с дополнительным топливом для большей дальности полета. построил Лишь один самолет «Авиастар-СП» в Ульяновске , но еще не сдал (РА-64036). Сейчас эта версия производится только КАПО в Казани, продается под обозначением Ту-214 . Ту -204-100С и Ту-204-200С являются грузовыми версиями самолетов -100 и -200 соответственно, оснащенными передней грузовой дверью главной палубы. В настоящее время, [ когда? ] Ту-204-100/200 предлагается с возможностью установки модернизированного турбовентиляторного двигателя ПС90А2 «Авиадвигатель» , который обещает увеличение межремонтного периода на 40%. [ 14 ]
(МВМ) Ту-204-100 Максимальная взлетная масса составляет 107,5 тонны, а его дальность полета со 196 пассажирами в двухклассной конфигурации составляет 6000 километров (3700 миль).
Ту-204-120/220/120С/220С
[ редактировать ]Чтобы повысить привлекательность продукта, на Ту-204-120/220 устанавливаются нероссийские авионика и двигатели. Он оснащен двумя двигателями Rolls-Royce RB211-535 , каждый с тягой 192 кН (43 100 фунтов силы). Египетская компания Cairo Aviation стала первым эксплуатантом в ноябре 1998 года, когда ей были поставлены Ту-204-120 и его грузовая версия Ту-204-120С . Грузовые версии Ту-204-220 и Ту-204-220С представляют собой варианты базового Ту-204-120 с большей полной массой. [ 15 ]
Ту-204-120 имеет максимальную взлетную массу 103 тонны и дальность полета 4600 километров (2500 морских миль) с 196 пассажирами в двухклассной конфигурации сидений.
Ту-204-300
[ редактировать ]
Укороченный, дальнобойный и более эффективный вариант Ту-204, Ту-204-300, также известный как Ту-234. Этот вариант примерно на шесть метров (20 футов) короче базового Ту-204 и доступен в двух версиях: более дальнобойная и тяжелая версия, оснащенная турбовентиляторными двигателями «Авиадвигатель ПС 90-А2» , имеет максимальную взлетную массу 107,5 метрических единиц. тонны и дальность полета (со 166 пассажирами) увеличились до 9300 километров (5000 морских миль); и более легкая версия с меньшей дальностью полета с максимальной взлетной массой 89 метрических тонн и дальностью полета 3500 километров (1900 морских миль) со 166 пассажирами. бывшая российская авиакомпания «Владивосток Авиа» Дебютным заказчиком стала . Самолеты этой авиакомпании имеют двухклассную компоновку кресел и вмещают 142 пассажира. Среднее количество летных часов в течение каждого 24-часового периода составляет 9,35 часов в 2009 году. Его также выполняет авиакомпания Air Koryo , которая в настоящее время [ когда? ] эксплуатирует один Ту-204-100Б и один Ту-204-300. Ту-204 курсируют по маршрутам Пхеньян-Пекин, Бангкок, Владивосток, Шэньян и Куала-Лумпур. [ 16 ]
Ту-204-500
[ редактировать ]Это оптимизированная для более коротких маршрутов версия Ту-204-300, отличающаяся меньшими крыльями и увеличенной крейсерской скоростью (до 0,84 Маха), что делает ее конкурентом Boeing 737 следующего поколения . Он имеет рейтинг ETOPS и оснащен Honeywell 331-200ER гибридным процессором . [ 17 ]
Ту-206
[ редактировать ]
Ту-206 — это концептуальный самолет, финансируемый компанией, который, если он будет построен, будет использоваться в качестве испытательного стенда для альтернативных видов топлива, в частности сжиженного природного газа . [ 18 ]
Ту-204СМ
[ редактировать ]
Ту-204СМ, альтернатива Ту-204СМ, [ 19 ] Среднемагистральный авиалайнер, представляет собой модернизированную версию Ту-204-100/300. [ 20 ] [ 21 ] Хотя Ту-204СМ сохранит ключевые конструктивные и аэродинамические характеристики серии Ту-204-100/100Э/100В, имеются многочисленные модернизации, в основном направленные на соответствие действующим и ближайшим российским и международным стандартам, в том числе стандартам ИКАО и Евроконтроль .
Новые особенности кабины позволяют пилотировать Ту-204СМ экипажем из двух пилотов (по сравнению с трехпилотной схемой исходной серии Ту-204). Эти функции включают в себя новый компьютер (ВСУПТ-85-2040), новую систему управления полетом (АСО-204/FMS), широкие ЖК-дисплеи (КСЭИС-204Е), проекционные дисплеи (ИЛС) и автоматизированную бортовую систему обслуживания. и диагностическая система. Будет реализована концепция электронной полетной сумки , а все элементы управления и дисплеи будут на английском языке.
Ту-204СМ будет оснащаться двумя двигателями ПС-90 А2. Последний существенно усовершенствован по сравнению с исходными силовыми установками ПС-90 А. [ 22 ] и оснащен унифицированным двухкатушечным турбовентиляторным двигателем с высокой степенью двухконтурности. % . Ожидается, что ПС-90 А2 будет экономить затраты в течение жизненного цикла на 35% по сравнению с исходным двигателем с одновременным увеличением надежности в диапазоне от 50 до 100 ПС -90 А2 разработан в соответствии с российским авиационным стандартом АП-33, который гармонизирован с FAR США Part 33 и европейским JAR33.
Также будет новая ВСУ (ТА-18 АПУ-200) и модернизированные системы управления топливом, гидравлики и пожарной безопасности.
Обновленный пассажирский салон вмещает максимум 210 пассажиров или 174 при типичной двухклассной компоновке. Обновления включают в себя [ 20 ] [ 21 ] новые большие отсеки для хранения вещей, разноцветное светодиодное освещение , звукопоглощающие конструкции и современная бортовая развлекательная система (IFE) .
Цена одного Ту-204СМ оценивается в 40–47 млн долларов США . [ нужна ссылка ]
Первый испытательный полет Ту-204СМ успешно выполнен 29 декабря 2010 года. [ 4 ] Первые поставки Ту-204СМ изначально планировались на 2011 год. [ 21 ] По состоянию на декабрь 2019 года самолеты Ту-204СМ не поставлены, и проект, скорее всего, никогда не будет реализован.
Заказы на Ту-204СМ
[ редактировать ]Red Wings Airlines стала первой авиакомпанией, заказавшей Ту-204СМ. Компания «Ильюшин Финанс» (IFC) заявила, что завершит переговоры с Red Wings по поставке 44 самолетов Ту-204СМ в феврале, а твердый заказ подпишет в марте 2011 года. Red Wings уже управляет парком Ту-204-100 и Ту-204-СМ. 100В реактивные лайнеры, к которым в 2010 году добавился один планер. [ 23 ] Крупнейший российский лизингодатель самолетов «Ильюшин Финанс» ранее разместил самолеты Ту-204-100 у Cubana, Air Koryo и Red Wings, а Ту-204-300 у «Владивосток Авиа» и Air Koryo. Столкнувшись с низкими темпами производства моделей Ту-204, Туполев попросил поставщиков комплектующих снизить цены, чтобы снизить общую стоимость самолета на 27–30%. Эти поставщики согласились при условии, что до 2016 года будет получено еще 44 твердых заказа на Ту-204СМ.
К январю 2012 года твердый заказ от Red Wings так и не был подписан, камнем преткновения стали требования о гарантиях остаточной стоимости планеров и послепродажной поддержке по той же цене, что и эквивалентная модель Airbus или Boeing. [ 24 ] Впоследствии было объявлено, что Red Wings сократила свои первоначальные обязательства с 44 до 15 Ту-204СМ из-за задержек с программой летных испытаний и после того, как арендодатель «Ильюшин Финанс», как сообщается, «потерял интерес». [ 25 ]
Крупный заказ компании «Иран Эйр Турс» находится под угрозой из-за санкций против иранской экономики, поскольку занималась американская компания Pratt & Whitney разработкой двигателя совместно с « Пермским моторным заводом» . Завершить продажу предлагается переоснащением Ту-204СМ двигателями ПС-90А российского производства от Ту-204. [ 26 ]
На авиасалоне в Сингапуре в 2016 году вице-президент Российской Объединенной авиастроительной корпорации заявил, что все компании, заказавшие Ту-204, обанкротились, поэтому невыполненных заказов на Ту-204СМ не осталось, а Туполев заморозил опытно-конструкторские работы по этому самолету. Самолет и ОАК снимут его из списка цен на самолеты, как только « Иркут МС-21» выйдет на рынок. [ 27 ]
Вариант Ту-214
[ редактировать ]Ту-214
[ редактировать ]Ту-214 также является модификацией Ту-204, первый полет которого состоялся 21 марта 1996 года. [ 28 ] Технически это Ту-204-200, с той лишь разницей, что его построил другой завод. Самолеты под обозначением Ту-204 производятся в Ульяновске на заводе «Авиастар-СП» ; Ту-214 в Казани производства Казанского авиапроизводственного объединения (КАПО). [ 29 ] [ 30 ] Оба завода независимы от ОКБ Туполева и имеют определенный контроль над разработкой выпускаемого ими варианта.
Основное отличие — полноразмерная главная дверь в левой части фюзеляжа, непосредственно перед крылом. Ту-204 имеет две основные двери и две запасные двери; Ту-214 имеет три двери и одну аварийную дверь.
Ту-214, по сути, представляет собой вариант Ту-204 с большей полной массой, оснащенный дополнительными топливными баками и конструктивными изменениями, позволяющими выдерживать большую полную массу. По этой причине российское правительство предпочитает использовать его в качестве платформы, на которой будут базироваться все дальнейшие модификации вариантов «Специальной миссии». Утверждается, что некоторые варианты специального назначения способны совершать беспосадочный полет на расстояние 10 000 километров. [ 31 ]
находились три самолета Ту-214 авиакомпании По состоянию на июль 2018 года в эксплуатации «Россия» . [ 32 ]
В марте 2022 года генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов заявил о возможности возобновления крупного производства Ту-214 из-за международных санкций во время российско-украинской войны . [ 33 ] 6 апреля 2022 года Юрий Слюсарь объявил, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) уже начала производство 20 Ту-214 для замены российского парка пассажирских самолетов Boeing и Airbus. [ 34 ]
16 августа 2022 года Объединенная авиастроительная корпорация объявила о планах увеличить производство Ту-214 как минимум до 10–12 самолетов в год с целью производства 70 Ту-214 к 2030 году. [ 35 ] Первый Ту-214 для коммерческих рейсов появится в 2024 году. [ 36 ]
Ту-214ОН
[ редактировать ]
Ту-214ОН — наблюдательный вариант Ту-204-200, оснащенный для выполнения задач Договора по открытому небу и построенный Казанским авиационным производственным объединением . Радиотехническая корпорация «Вега» заключила контракт на разработку бортовой системы наблюдения, наземного комплекса и другого оборудования для самолета. Он оснащен одним панорамным фотоаппаратом А-84ОН, одним топографическим фотоаппаратом АК-111 и двумя перспективными цифровыми аэрофотоаппаратами АК-112 для выполнения аэрофотосъемки высокого разрешения. [ 37 ] две видеокамеры, инфракрасная термографическая камера «Радуга» и бортовой радар бокового обзора Ronsard. Также установлены [ 38 ]
Первый Ту-214ОН (RA-64519) был продемонстрирован на международном авиасалоне МАКС-2011 в Москве. Свой первый испытательный полет он выполнил 1 июня 2011 года, а к декабрю 2011 года последовала серия из 24 полетов. В апреле Министерство обороны Российской Федерации провело государственные испытания по проверке воздушного и наземного оборудования самолета Ту-214ОН. 2013 г. Самолет передан Минобороны России 22 августа 2013 г. Второй авиалайнер (RA-64525) совершил первый полет 18 декабря 2013 г. и сдан 4 июля 2014 г. [ 39 ] Ту-214ОН призван заменить Ту-154 и Ан-30 . в этой роли самолеты [ 40 ]
После выхода России из Договора по открытому небу в 2021 году два Ту-214ОН, использовавшиеся для выполнения миссий по наблюдению за договором, использовались для военных наблюдательных полетов в Крыму . [ 41 ]
Ту-214ПУ
[ редактировать ]Вариант воздушного командного пункта. Шестеро работали на президента России. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]
Ту-214СР
[ редактировать ]Версия реле связи. Пять самолетов эксплуатируются Специальным летным отрядом «Россия» по заказу правительства России. [ 42 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]
Ту-214СУС
[ редактировать ]Версия ретранслятора связи для президента России. Два доставлено. [ 42 ] [ 47 ]
Ту-214Р
[ редактировать ]
Варианты коммерческого транспортного самолета специального назначения Ту-214, разработанные под кодовым названием «Проект 141», для замены Ил-20 платформы радиотехнической разведки . Самолет сконфигурирован для перевозки многофункциональной полезной нагрузки MRC-411, включающей датчики электронной разведки (ELINT), радар бокового обзора с синтезированной апертурой (SAR) и другие средства разведки сигналов ( SIGINT ). Кроме того, самолет будет оснащен мультиспектральными оптико-электронными системами. [ 48 ] Самолет совершил испытательные полеты над Японским морем , но в январе 2013 года в программе возникли проблемы. (Jane's Defense Weekly, 16 января 2013 г.)
Ту-214Р публично дебютировал в августе 2013 года на московском авиасалоне МАКС и был объявлен платформой для ведения наблюдения за США в соответствии с Договором по открытому небу с целью контроля за соблюдением соответствующих договоров. [ 49 ] [ 50 ]
По состоянию на январь 2015 года два из них проводили испытательные полеты в составе ВВС России . [ 51 ]
Сообщалось, что в феврале 2016 года Россия перебросила один Ту-214Р на свою базу в Латакии , Сирия . [ 52 ] [ 53 ]
Сообщалось, что в июле 2016 года два полета были совершены вблизи границ Латвии, Эстонии и Финляндии, при этом самолет (регистрационный номер RA-64514) 5 и 7 июля приблизился к границе с Финляндией в нескольких десятках километров. [ 54 ]
После операции в Сирии самолет был признан боеготовым. Сообщается, что один самолет был использован против Украины в 2022 году. [ 55 ]
Ту-214ПУ-СБУС
[ редактировать ]Самолетно-пункт управления специального назначения, оснащенный специальным бортовым блоком связи СБУС-214, предназначенный для Министерства обороны России . Самолет построен только из комплектующих российского производства, отвечающих требованиям госзаказчиков, и имеет дальность полета не менее 7200 км (4500 миль). Основное назначение самолета – предоставить пользователю дополнительные коммуникационные возможности. [ 56 ] Минобороны России разместило заказ на два самолета в ноябре 2015 года. [ 57 ] Первый самолет был поставлен в марте 2018 года. [ 58 ] второй в июне того же года. [ 59 ]
Ту-214ЛМК
[ редактировать ]Летающая лаборатория на базе серийного пассажирского самолета Ту-214 (регистрационный номер RA-64507), оснащенная многофункциональным пилотажным комплексом ЛМК-214. Самолет предназначен для летных испытаний нового радиолокационного комплекса и другого бортового авиационного оборудования модернизированного Ту-160М2 и перспективных стратегических бомбардировщиков Туполев ПАК ДА . Летные испытания начались 29 декабря 2018 года. [ 60 ]
Операторы
[ редактировать ]![]() | Этот раздел необходимо обновить . ( апрель 2023 г. ) |


По состоянию на июль 2018 года в коммерческой эксплуатации находится 14 самолетов. [ 32 ] Общее количество пользователей по состоянию на август 2019 года включает:
Авиакомпания | Тип самолета | В эксплуатации | Под заказ | Хранится |
---|---|---|---|---|
![]() |
Ту-204-100 | 1 | 0 | 0 |
Ту-204-300 | 1 | 0 | 0 | |
![]() |
Ту-204-100С | 1 | 0 | 1 |
![]() |
Ту-204 | 4 | 2 | 4 |
![]() |
Ту-204-300А | 1 [ 61 ] | 0 | 0 |
![]() |
Ту-204-120СЕ | 0 | 2 | 0 |
![]() |
Ту-204-100Э | 3 | 0 | 1 |
![]() |
Ту-204-100 | 1 | 0 | 0 |
![]() |
Ту-204-100 | 1 | 0 | 1 |
Ту-214 | 1 | 0 | 0 | |
![]() |
Ту-204-300 | 2 | 0 | 0 |
![]() |
Ту-204-100Б | 1 | 0 | 0 |
![]() |
Ту-204-100Э | 1 | 0 | 0 |
![]() |
Ту-214 | 2 | 0 | 0 |
![]() |
Ту-204-100С | 2 [ 69 ] | 0 | 0 |
![]() |
Ту-204-300 | 3 | 0 | 0 |
Ту-214 | 4 | 0 | 0 | |
Ту-214СР | 5 | 0 | 0 | |
Ту-214ПУ | 4 | 0 | 0 | |
![]() |
Ту-214 | 0 | 2 [ 71 ] | 0 |
Общий | Все версии | 37 | 6 | 7 |
Как это обычно бывает с постсоветскими российскими самолетами, Туполев является относительно редким самолетом: по состоянию на декабрь 2019 года было построено всего 86 экземпляров. Однако из-за санкций 2022 года Россия стремится строить не менее 10 самолетов в год для замены своих самолетов. флоты. [ 72 ]
Предыдущие операторы
[ редактировать ]



Авиакомпания | Тип самолета | Статус | Год выхода на пенсию | Примечания |
---|---|---|---|---|
![]() |
Ту-204-100 | Доставленный | 2005 | После аварии переданы другим авиакомпаниям, в том числе Внуковским авиалиниям. |
![]() |
Ту-204-100/204СМ | Заказ отменен | 2010 | Авиакомпания планировала приобрести некоторые из них у материнской авиакомпании Red Wings Airlines . Заказы отменены в связи с банкротством. |
![]() |
Ту-204-100С | Доставленный | 2022 | Эксплуатируется авиакомпанией «Авиастар-ТУ» , самолет уничтожен пожаром в международном аэропорту Ханчжоу Сяошань и списан. |
![]() |
Ту-204-120/120С | Доставленный | 2018 | Авиакомпания обанкротилась в 2018 году. |
![]() |
Ту-214 | Доставленный | 2009 | Авиакомпания обанкротилась в 2009 году. |
![]() |
Ту-204-100 | Доставленный | 2011 | Авиакомпания обанкротилась в 2011 году. |
![]() |
Ту-214 | Доставленный | 2008 | Авиакомпания обанкротилась в 2008 году. |
![]() |
Ту-204-100 | Заказ отменен | 2008 | Заказы отменены из-за банкротства |
![]() |
Ту-204-100 | Доставленный | 2014 | Самолет хранится неактивно |
![]() |
Ту-204-100 | Доставленный | 2005 | Приобретено после банкротства Внуковских авиалиний. |
![]() |
Ту-214 | Доставленный | 2015 | Запустить клиента этого типа. Прекратил деятельность в 2015 году из-за финансовых трудностей. |
![]() |
Ту-204-300 | Доставленный | 2013 | Запуск клиента типа |
![]() |
Ту-204-100 | Доставленный | 2001 | Запустить клиента. Авиакомпания обанкротилась в 2001 году. |
Производство по годам
[ редактировать ]Год | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Произведено | 1 | 1 | 2 | 3 | 5 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 4 | 3 | 4 | 4 | 2 | 3 |
Год
|
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Произведено | 4 | 2 | 10 | 6 | 4 | 6 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 |

Источники: russianplanes.net, [ 73 ] planespotters.net [ 74 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]204-100 / 204-120 | 214 | 204–300 | 204СМ | |
---|---|---|---|---|
Экипаж кабины | Три | Два | ||
Сидение | 172–210 | 180–210 | 142–156 | 176–215 |
Шаг сиденья | 32–47 дюймов | 32–39 дюймов | 32–46 дюймов | 32–38 дюймов |
Длина | 46,14 м (151 фут 5 дюймов) | 40,19 м (131 футов 10 дюймов) | 46,14 м (151 фут 5 дюймов) | |
Крыло | Пролет 41,8 м (137 футов 2 дюйма), 184,2 м 2 (1983 кв. фута) площадь | |||
Высота | 13,9 м (45 футов 7 дюймов) | |||
Фюзеляж | Ширина 3,8 м (12 футов 6 дюймов) x высота 4,1 м (13 футов 5 дюймов) | |||
Каюта | Ширина 3,57 м (11 футов 9 дюймов) x высота 2,16 м (7 футов 1 дюйм) | |||
МВВ | -100: 105 т (231 000 фунтов) -120: 103 т (227 000 фунтов) |
110,75 т (244 200 фунтов) | 107 т (236 000 фунтов) | 108 т (238 000 фунтов) |
Макс. полезная нагрузка | 21,0 т (46 300 фунтов) | 25,2 т (56000 фунтов) | 18,0 т (39700 фунтов) | 23,0 т (50 700 фунтов) |
Запас топлива | 35,7 т (79000 фунтов) | 35,7 т (79000 фунтов) | 36,0 т (79 400 фунтов) | 35,8 т (79000 фунтов) |
Двигатель (х 2) | -100: Авиадвигатель ПС-90 А -120: Роллс-Ройс RB211 -535E4B |
Авиадвигатель ПС-90 А или Роллс-Ройс RB211 -535E4B |
Авиадвигатель ПС-90А2 | |
Упор (х 2) | -100: 157 кН (35 274 фунта-силы) -120: 186 кН (41 888 фунтов силы) |
158,2 кН (35 582 фунта-силы) | 171,6 кН (38 581 фунт-сила) | |
Скорость | От 810 до 850 км/ч (от 440 до 460 узлов) Крейсерская скорость, 900 км/ч (490 узлов) Макс. | |||
Диапазон (Макс. PL) | -100: 4300 км (2700 миль) -120: 4100 км (2500 миль) |
4340 км (2700 миль) | 5800 км (3600 миль) | 4800 км (3000 миль) [ 78 ] |
Взлет (МВВ) | 1780 м (5840 футов) | 2030 м (6660 футов) | 1870 м (6140 футов) | 1950 м (6400 футов) |
Потолок | 12 100 м (39 700 футов) | 12 200 м (40 000 футов) |
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 14 января 2002 года у самолета Ту-204-100 (RA-64011) авиакомпании «Сибирь» , рейса 852, произошло возгорание обоих двигателей, он вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Омска и получил незначительные повреждения, но был отремонтирован и возвращен в строй. . Позднее самолет был списан в результате аварии в 2010 году . [ 79 ]
- 22 марта 2010 года рейс 1906 авиакомпании «Авиастар-ТУ» , тот же самолет, который участвовал в инциденте с рейсом 852 авиакомпании «Сибирь», совершил аварийную посадку недалеко от взлетно-посадочной полосы недалеко от московского аэропорта Домодедово при попытке приземлиться ночью в тумане и плохой видимости. Погибших нет, но четверо из восьми членов экипажа получили серьезные ранения. Это был рейс с изменением местоположения, на борту не было пассажиров. В сентябре 2010 года МАК опубликовала окончательный отчет об аварии. [ 80 ] Причиной катастрофы была названа ошибка пилота, причем происшествию способствовал ряд факторов, включая недостаточную подготовку экипажа и отсутствие управления ресурсами кабины, отказ автопилотных систем и серьезные нарушения нормативных требований со стороны «Авиастар-ТУ». Эта авария стала первой потерей корпуса Ту-204.
- 29 декабря 2012 года в 16:35 по местному времени (12:35 по Гринвичу) самолет Ту-204-100В Ту-204-100В (RA-64047, c/n 1450743164047, серийный номер 047, год выпуска 2008) разбился на приземлился после выхода за пределы взлетно-посадочной полосы 19 в московском международном аэропорту Внуково (VKO) после некоммерческого рейса с изменением местоположения, вылетавшего из аэропорта Пардубице , Чехия. Самолет развалился и остановился на эстакаде М3 примерно в 400 метрах (1300 футов) от конца взлетно-посадочной полосы. На борту находились восемь членов экипажа, пятеро из которых погибли, а трое серьезно пострадали. [ 81 ] [ 82 ] Кроме того, один мужчина, управлявший своим автомобилем по трассе М3, получил серьезные травмы в результате удара носового колеса оторвавшегося Ту-204 о борт автомобиля; Водитель, следовавший за ним, зафиксировал удар на камеру. Авария со смертельным исходом во Внуково стала вторым инцидентом, связанным с выходом за пределы взлетно-посадочной полосы самолета Ту-204-100B авиакомпании Red Wings за девять дней после рейса из Москвы Внуково в Новосибирск 20 декабря 2012 года, который вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы 25 аэропорта Толмачево на 1150 футов (350 метров) в открытое поле. [ 83 ] Показания самописца полетных данных показывают, что отказ тормозов, а также проблемы с реверсом тяги двигателя были основными причинами, способствующими обоим перебегам, что привело к выдаче дополнительных директив по летной годности. [ 84 ] [ 85 ] [ 86 ] [ 87 ] Эта авария остается единственной катастрофой со смертельным исходом с участием Ту-204.
- 24 августа 2016 года самолет Ту-204С (RA-64021) авиакомпании «Авиастар-ТУ» , рейс 9625, был списан после жесткой посадки в аэропорту Норильска, когда он отскочил при посадке; Когда самолет вырулил на стоянку, на заднем лонжероне крыла были обнаружены серьезные повреждения. [ 88 ]
- 22 августа 2018 года у одного из ПС-90 «Авиадвигателя» двигателей рейса 808 авиакомпании Red Wings Ту-204-100 (RA-64050), следовавшего из Уфы в Сочи, произошел помпаж двигателя при взлете из международного аэропорта Уфы , после чего он загорелся. Никаких сигналов о возгорании экипаж не получил, автоматическая система пожаротушения не сработала, а ручное пожаротушение не смогло полностью потушить пламя. Экстренные службы потушили пожар после приземления, а пассажиров эвакуировали через правые (запасные) двери по трапам. Травм не было. Росавиации . Для расследования происшествия была создана комиссия [ 89 ]
- 8 января 2022 года самолет Ту-204-100С (RA-64032), выполнявший рейс 6534 «Авиастар-ТУ», выполнявший рейс Кайняо , сгорел в результате возгорания груза во время обратного движения в международном аэропорту Ханчжоу Сяошань . Самолет должен был начать грузовой рейс из Ханчжоу в Новосибирск. [ 90 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Ровно 10 лет назад самолет Ту-204 совершил первый регулярный пассажирский рейс - Ориентиры" . persona.rin.ru .
- ^ Алексей Усанов (14 June 2012). "✈ OKBTupolev ✈: Aircraft Tu-204" . Archived from the original on 22 July 2017 . Retrieved 31 December 2016 .
- ^ «Производственная ведомость Ту-204/214» . RussianPlanes.net. Архивировано из оригинала 4 января 2016 года . Проверено 31 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б "Новый опытный самолет Ту-204СМ совершил первый полет" . Tupolev.ru. 29 December 2010. Archived from the original on 4 January 2011 . Retrieved 31 December 2010 .
- ^ «ОАК к 2030 году изготовит 70 Ту-214» . Centreforaviation.com. 8 апреля 2022 г. Проверено 2 мая 2022 г.
- ^ "Почему "Аэрофлот" хочет получать только самолеты МС-21" . Retrieved 27 July 2024 .
- ^ Jump up to: а б «Ту-204, Ту-214, Ту-224 и Ту-234» . Авиалайнеры.нет. Архивировано из оригинала 10 сентября 2011 года . Проверено 30 сентября 2011 г.
- ^ «Лучшие места Туполев Ту 204 100» . Seatmaestro.com. Архивировано из оригинала 5 октября 2011 года . Проверено 30 сентября 2011 г.
- ^ «Ту-204СМ начинает программу сертификации летной годности» . Flightglobal.com . Проверено 30 сентября 2011 г.
- ^ Европейское агентство авиационной безопасности (8 октября 2008 г.), Паспорт типа сертификата на шум , получено 29 декабря 2012 г. Архивировано 16 августа 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ «Гражданская авиация» . 10950.08sc.thinkquest.nl. 2 января 1989 года . Проверено 30 сентября 2011 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Кощеев, Платонов & Храбров 2009 , p. 286.
- ^ «По-русски» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года.
- ^ «ПАО «Туполев» – ТУ-204-100» . Туполев.ру. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 30 сентября 2011 г.
- ^ «ПАО «Туполев» — ТУ-204-120С» . Туполев.ру. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 30 сентября 2011 г.
- ^ «ПАО «Туполев» – ТУ-204-300» . Туполев.ру. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 30 сентября 2011 г.
- ^ «Туполев Ту-204» . Awesome80s.com. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 30 сентября 2011 г.
- ^ «ПАО «Туполев» – Криогенные самолеты» . Туполев.ру. Архивировано из оригинала 26 ноября 2010 года . Проверено 13 ноября 2010 г.
- ^ «Ту-204СМ» . Архивировано из оригинала 30 января 2017 года . Проверено 11 февраля 2017 г. .
- ^ Jump up to: а б «Презентационный буклет по самолету Ту-204СМ» . Туполев.ру. Архивировано из оригинала 22 октября 2013 года . Проверено 17 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Туполев» . aviaport.ru. Архивировано из оригинала 29 сентября 2011 года . Проверено 23 декабря 2009 г.
- ^ «Первый полет стенда ПС-90А2» . uacrussia.ru. Архивировано из оригинала 3 октября 2011 года . Проверено 17 октября 2009 г.
- ^ «Ильюшин Финанс» и Red Wings ведут переговоры по 44 Ту-204СМ» . ruaviation.com. Архивировано из оригинала 17 марта 2012 года . Проверено 20 января 2011 г.
- ^ «Поддержка продукта является препятствием для сделки по Ту-204СМ, — Лебедев» . Flightglobal.com. 20 января 2012 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2012 года . Проверено 21 января 2012 г.
- ^ "Red Wings весит А321 как дублер Ту-204СМ" . Flightglobal.com. 20 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 16 апреля 2014 года . Проверено 20 марта 2012 г.
- ^ "Американские санкции приземлили Ту-204СМ: Контракт на поставку самолетов в Иран оказался под вопросом :: РБК daily 15.04.2010" . Rbcdaily.ru. Archived from the original on 24 July 2011 . Retrieved 13 November 2010 .
- ^ «Объединенные самолеты России» , Flight Global , 11 августа 2009 г., заархивировано из оригинала 14 мая 2016 г. , получено 24 августа 2016 г.
- ^ «ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова» | Наша продукция» . Оаокапо.ру. Архивировано из оригинала 24 мая 2013 года . Проверено 16 августа 2013 г.
- ^ «ПАО «Туполев» – МАКС 2005» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года.
- ^ Джон Пайк. «Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) им. Горбунова – Оборонная промышленность России» . globalsecurity.org . Архивировано из оригинала 4 июля 2015 года . Проверено 3 июля 2015 г.
- ^ «Специальный авиадивизион «Россия» приобретет пять самолетов российского производства – Новости – Авиация России» . Руавиация.Ком. Архивировано из оригинала 2 мая 2014 года . Проверено 16 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Всемирная перепись авиакомпаний 2018» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ "Ростех изучит возможность возобновления серийного производства самолётов Ту-214 и Ил-96" (in Russian). Интерфакс . 17 March 2022.
- ^ «ОАК начала производство самолета Ту-214 — генеральный директор» . ТАСС . 6 января 2022 г.
- ^ "Производство Ту-214 планируют нарастить как минимум до 10–12 самолетов в год" . TASS (in Russian). 16 August 2022.
- ^ Хелвинг Вильямисар (27 ноября 2023 г.). «КАПО ожидает первую поставку Ту-214 в 2024 году» . AirwaysMag.com . Эйруэйз Паблишинг, ООО . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ «Самолет-разведчик Ту-214ОН (Открытое небо), Россия» . Военно-воздушные технологии . Архивировано из оригинала 1 марта 2016 года . Проверено 9 февраля 2016 г.
- ^ «Альманах ВВС России 2015» (PDF) . Журнал ВВС. Архивировано (PDF) из оригинала 15 февраля 2016 года . Проверено 9 февраля 2016 г.
- ^ "Минобороны принимает второй Ту-214ОН" . Снимать. Архивировано из оригинала 16 февраля 2016 года . Проверено 9 февраля 2016 г.
- ^ «ТАСС: Военные и оборонные ведомства – США сертифицировали российский самолет специального назначения в рамках Договора по открытому небу» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2018 года . Проверено 26 сентября 2018 г.
- ^ Ченчиотти, Дэвид (19 марта 2021 г.). «Поскольку Москва выходит из Договора по открытому небу, российский Ту-214ОН выполняет новую внутреннюю наблюдательную миссию вокруг Крыма» . Авиационист . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Младенов, Александр (май 2012 г.). «Поставка Ту-214СУС ожидается в 2012 году». Эйр Интернешнл . Том. 82, нет. 5. с. 13. ISSN 0306-5634 .
- ^ Карнозов, Владимир (10 ноября 2010 г.). «Президент России совершил первый полет на новом Ту-214ПУ» . Архивировано из оригинала 17 декабря 2011 года . Проверено 30 апреля 2012 г.
- ^ "ОАК :: ОАК передала заказчику два самолёта Ту-214" . Uacrussia.ru . Retrieved 2 May 2022 .
- ^ «ФОТО: Российский спецназ пополняется Ту-214СР» . Флайтглобал . 4 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 2 мая 2014 г. Проверено 30 апреля 2012 г.
- ^ Младенов, Александр (март 2012 г.). «Еще три Ту-214СР для ГТК Россия». Эйр Интернешнл . Том. 82, нет. 3. п. 9.
- ^ Jump up to: а б "Два самолета спецназначения Ту-214ПУ-СБУС будут построены до конца года – Еженедельник "Военно-промышленный курьер" " . vpk-news.ru . Archived from the original on 22 January 2017 . Retrieved 21 January 2017 .
- ^ Эшель, Тамир (3 июня 2012 г.). «Ввод в эксплуатацию российских самолетов специального назначения отложен до 2013–2014 годов | Новости обороны – Новости военных технологий и обороны» . Обновление обороны. Архивировано из оригинала 11 ноября 2012 года . Проверено 13 ноября 2012 г.
- ^ "На МАКС 2013 впервые публично покажут один из самых секретных самолетов России Ту-214Р" . military-informant.com . Archived from the original on 12 February 2015 . Retrieved 25 January 2015 .
- ^ «Военно-воздушные силы России получат еще один самолет открытого неба Ту-214» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2015 года . Проверено 26 декабря 2014 г.
- ^ «Туполев» завершает испытательные полеты 2-го самолета-разведчика Ту-204Р . ВОЗДУШНЫЕ головки ЛЕТАЮТ . 1 ноября 2014 года. Архивировано из оригинала 17 января 2015 года . Проверено 12 января 2015 г.
- ^ Аналитики обнаружили в Сирии секретный российский самолет-разведчик Archived 17 February 2016 at the Wayback Machine NEWSru, 16 February 2016.
- ^ «Россия только что направила в Сирию свой самый современный самолет-разведчик» . 15 февраля 2016 года. Архивировано из оригинала 23 июня 2016 года . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ « От этого просто не спрятаться – новый российский самолет-разведчик дважды сканирует всю восточную границу Финляндии». Вечерние новости (на финском языке). 11 июля 2016 г.
- ^ "ЦАМТО / / Россия применила для вскрытия украинских военных объектов разведчик Ту-214Р" .
- ^ "Россия получила второй воздушно-десантный пункт управления Ту-214ПУ-СБУС" . Информационная группа Джейн . 25 июня 2018 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2018 г. Проверено 27 июня 2018 г.
- ^ "Построен первый самолет Ту-214ПУ-СБУС для Министерства обороны России" . bmpd.livejournal.com. 18 October 2017. Archived from the original on 22 October 2017 . Retrieved 18 October 2017 .
- ^ "Министерство обороны России получило первый самолет Ту-214ПУ-СБУС" . bmpd.livejournal.com . 3 April 2018 . Retrieved 15 April 2018 .
- ^ "Россия получила второй самолет специального назначения Ту-214ПУ-СБУС" . www.airrecognition.com . 21 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 10 августа 2018 года . Проверено 27 июня 2018 г.
- ^ "Начаты летные испытания летающей лаборатории Ту-214ЛМК" . bmpd.livejournal.com . 5 January 2018 . Retrieved 9 January 2018 .
- ^ «Бизнес Аэро» . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года.
- ^ «Российская авиакомпания «Космос» пополнила свой первый Ту-204» . ch-aviation.com . Проверено 28 августа 2019 г.
- ^ "Red Wings сообщила о начале полетов на Ту-214" . Forbes.ru (in Russian). 2 February 2024 . Retrieved 6 February 2024 .
- ^ "Red Wings получила еще один восстановленный самолет семейства Ту-204/214" . Интерфакс (in Russian). 20 March 2024 . Retrieved 15 April 2024 .
- ^ "ФОТО: Космическое агентство обновляет флот Ту-204" . Flightglobal.com . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ "Tu-204 – Авиакомпания РусДжет" . en.rusjet.aero . Archived from the original on 29 June 2019 . Retrieved 29 June 2019 .
- ^ «РусДжет» и «Руссэйр» добавляют первые Ту-204 . ch-aviation.com . Проверено 28 августа 2019 г.
- ^ «ВВС мира 2019» . Flightglobal.com . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ "Почта России приступила к эксплуатации двух грузовых самолетов Ту-204-100С – Туполев" . tupolev.ru . Archived from the original on 13 December 2016 . Retrieved 13 December 2016 .
- ^ " "Авиастар-СП" планирует до 2014 г. поставить администрации президента РA 6 самолетов Ту-204-300 // АвиаПорт.Дайджест" . Aviaport.ru. Archived from the original on 29 September 2011 . Retrieved 13 November 2010 .
- ^ Jin, Jin (6 February 2024). "Нужно больше Ту-214. Такие самолёты получат другие авиакомпании, включая «ЮВТ Аэро»" . iXBT.com (in Russian) . Retrieved 6 February 2024 .
- ^ «Россия начинает производство 20 самолетов Ту-214» . 7 апреля 2022 г.
- ^ «У вас регистр Ту-204/214» . Получено 29 октября.
- ^ «Производственная ведомость Ту-214» . Planespotters.net . Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ «ОАК::Производительность» . Архивировано из оригинала 18 октября 2014 года . Проверено 26 декабря 2014 г.
- ^ «Гражданская авиация» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2015 года . Проверено 26 декабря 2014 г.
- ^ «Сайт Объединенной авиастроительной корпорации» . uacrussia.ru. Архивировано из оригинала 3 октября 2011 года . Проверено 29 декабря 2010 г.
- ^ «Что такое Ту-204СМ? — АВИАЦИЯ РОССИИ» .
- ^ Рантер, Харро. «АСН Авиакатастрофа Туполев Ту-204-100 RA-64011 Аэропорт Омск (ОМС)» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ «Авария: Авиастар-ТУ Т204 в Москве 22 марта 2010 года приземлился недалеко от взлетно-посадочной полосы» . 20 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 19 октября 2015 г. Проверено 12 июня 2011 г.
- ^ Рантер, Харро. «АСН Авиакатастрофа Туполев 204-100В RA-64047 Аэропорт Москва-Внуково (ВКО)» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 1 января 2013 года . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ Агентства (29 декабря 2012 г.). «Российский пассажирский самолет разбился в московском аэропорту Внуково» . Хранитель . Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 года . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ «АСН Авиационная катастрофа 20 декабря 2012 г. Туполев Ту-204-100В RA-64049» . Aviation-safety.net. 20 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2013 года . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ Градецкий, Саймон «Авария: Red Wings T204 в Москве 29 декабря 2012 г., вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы при приземлении». Архивировано 23 сентября 2015 г. в Wayback Machine The Aviation Herald , 29 декабря 2012 г. (обновлено 31 декабря 2012 г.).
- ^ Градецкий, Саймон «Инцидент: Red Wings T204 в Новосибирске 20 декабря 2012 г., выезд на взлетно-посадочную полосу при приземлении». Архивировано 19 октября 2015 г. в Wayback Machine The Aviation Herald 20 декабря 2012 г. (обновлено 30 декабря 2012 г.).
- ↑ Плохие тормоза упоминаются при аварийной посадке в Москве. Архивировано 2 января 2013 г. в Wayback Machine Agence France-Presse (через NDTV.com), 30 декабря 2012 г.
- ↑ Камински-Морроу, Дэвид «Директива Ту-204 предупреждает пилотов о необходимости проверить статус реверса тяги». Архивировано 5 января 2013 г. на Wayback Machine Flightglobal.com, 2 января 2013 г.
- ^ Описание аварии RA-64021 в Сети авиационной безопасности.
- ^ «Инцидент: Red Wings T204 в Уфе 22 августа 2018 года, возгорание двигателя» . avherald.com . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Рантер, Харро. «ASN Авиационная катастрофа Туполев Ту-204-100C RA-64032 Международный аэропорт Ханчжоу-Сяошань (HGH)» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Проверено 8 января 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Постлетуэйт, Алан (20 мая 1989 г.). «Новый близнец Туполева» . Рейс Интернешнл . стр. 44–46.
- Кощеев, А. Б.; Платонов, А. А.; Храбров, А. В. (2009). Аэродинамика самолётов семейства Ту-204/214. Учебное пособие [ Аэродинамика самолетов семейства Ту-204/214. Учебник ]. Москва: Полигон-Пресс. ISBN 978-5-98734-019-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
on Zvezda_live13.0 Official YouTube Channel (in Russian) | |
![]() |
СМИ, связанные с Ту-204, на Викискладе?