Электронная полетная сумка
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Электронная полетная сумка ( EFB ) — это электронное устройство управления информацией, которое помогает летным экипажам выполнять задачи управления полетом более легко и эффективно с меньшим количеством бумаги. [1] предоставление справочного материала, который часто находится в ручной клади пилота, включая руководство по эксплуатации летного экипажа, навигационные карты и т. д. [2] Кроме того, на EFB могут размещаться специально разработанные программные приложения для автоматизации других функций, обычно выполняемых вручную, таких как расчет взлетных характеристик. [3] пилота EFB получил свое название от традиционной летной сумки , которая обычно представляет собой тяжелую (до или более 18 кг или 40 фунтов) сумку для документов, которую пилоты несут в кабину. [4]
EFB предназначен в первую очередь для кабине экипажа или использования в кабине экипажа . [5] Для больших и турбинных самолетов FAR 91.503 требует наличия на самолете навигационных карт. [6] Если единственным источником навигационной картографической информации для оператора является EFB, оператор должен продемонстрировать, что EFB будет продолжать работать во время декомпрессии и в дальнейшем, независимо от высоты.
История
[ редактировать ]Самые ранние предшественники EFB были созданы отдельными пилотами FedEx в начале 1990-х годов, которые использовали свои личные ноутбуки (так называемые портативные компьютеры для работы в аэропорту) для выполнения расчетов летно-технических характеристик самолета (это был готовый коммерческий компьютер, который считался портативный). [7]
Первый настоящий EFB, разработанный специально для замены всей сумки пилота, был запатентован Анжелой Массон как Electronic Kit Bag (EKB) в 1999 году. [8] В октябре 2003 года авиакомпания KLM приняла первую установленную систему EFB на самолете Boeing 777. Аппаратное обеспечение Boeing EFB было произведено американской Астронавтической корпорацией, а программное обеспечение было поставлено компаниями Jeppesen и Boeing. [9] В 2005 году компания Avionics Support Group, Inc. получила первый коммерческий EFB класса 2 с креплением постоянного трения (cfMount) в составе EFB. [10] Установка выполнялась на компании Miami Air самолете Boeing B737NG . [10]
В 2009 году Continental Airlines успешно выполнила первый в мире полет с использованием карты перемещения поверхности аэропорта Джеппесен (AMM), показывающей положение «собственного судна» на платформе электронной полетной сумки класса 2. [11] Приложение AMM использует базу данных высокого разрешения для динамического отображения карт аэропорта. [11]
Поскольку технология персональных компьютеров стала более компактной и мощной, EFB стали способны хранить все аэронавигационные карты всего мира на одном компьютере весом три фунта (1,4 кг) по сравнению с 80 фунтами (36 кг) бумаги, обычно необходимой для всемирной рассылки. бумажные диаграммы. [ нужна ссылка ] Использование EFB повышает безопасность и расширяет доступ экипажей к эксплуатационным процедурам и информации об управлении полетом, повышает безопасность, позволяя экипажам точно рассчитывать характеристики самолета для более безопасного вылета и прибытия, а также вес и балансировку самолета для целей планирования загрузки. [12]
Командование специальных операций ВВС (AFSOC) закупило первоначальную партию из более чем 3000 EFB на базе iPad , которые были выпущены в декабре 2011 года. [13] В рамках аналогичного приобретения Air Mobility Command заключила контракт на поставку до 18 000 EFB на базе iPad . [14] Командование специальных операций ВВС разработало безопасный метод передачи ежемесячного набора данных Национального агентства геопространственной разведки (NGA) «Публикации полетной информации» (FLIP) всем своим пользователям по всему миру.
После испытаний iPad в кабине экипажа в качестве EFB в 2011 году компания Delta Air Lines объявила в августе 2013 года, что заменит политику, позволяющую пилотам использовать персональные планшеты в качестве EFB. [15] [16] Delta планировала предоставить новые сертифицированные EFB всем своим пилотам к маю 2014 года. [17] после одобрения FAA в феврале. [18] [19] [20] Ранний риск поломки iPad, используемого в качестве EFB, был устранен за счет прочной конструкции корпуса. [21]
Однако покупка iPad у AFSOC была отменена в феврале 2012 года из соображений безопасности, поскольку проблемы с закупками программного обеспечения российского производства могут создать потенциальные риски для конечных пользователей. [22]
Особенности конструкции
[ редактировать ]Первоначально EFB были разделены на несколько классов оборудования и типов программного обеспечения. [23] Однако более поздние EFB просто классифицировались как «портативные» (PED) или «установленные». [24] Портативный вариант можно рассматривать как объединяющий предыдущие различия классов 1 и 2, тогда как установленный эквивалент класса 3. Эти упрощения сделаны для уменьшения путаницы и гармонизации с уже выпущенными рекомендациями EASA и ИКАО.
Классы устаревшего оборудования EFB:
- Класс 1 — стандартное коммерческое оборудование (COTS), такое как ноутбуки или портативные электронные устройства. Эти устройства используются как отдельное оборудование и обычно убираются на критических этапах полета (ниже 10 000 футов). [2] EFB класса 1 считается портативным электронным устройством (PED). EFB класса 1, такие как iPad в кабине экипажа , могут использоваться для отображения приложений типа B на критических этапах полета при условии, что они «защищены и доступны для просмотра». [2]
- Класс 2 – Портативные электронные устройства и варьируется от модифицированного COTS-оборудования до специально созданных устройств. [2] Монтаж, питание (судовое питание в качестве основного) или передача данных EFB обычно требуют применения STC , сертификата типа или измененного сертификата типа. (ссылка: Приказ ФАУ 8900.1) [2]
- Класс 3 - считается «установленным оборудованием», на него распространяются требования летной годности и, в отличие от PED, они должны находиться под контролем конструкции. На оборудование распространяется ограниченное количество требований RTCA DO-160 E (для второстепенного оборудования — типичные испытания на безопасность при столкновении и испытания на кондуктивную и радиационную эмиссию). [2] EFB класса 3 обычно устанавливаются в соответствии с STC или другим сертификатом летной годности. [2]
EFB может содержать широкий спектр приложений, первоначально разделенных на три категории программного обеспечения. [2]
- Тип А
- Статические приложения, такие как средства просмотра документов ( форматы PDF , HTML и XML );
- Руководства по эксплуатации летного экипажа и другие печатные документы, такие как NOTAM аэропорта ; [2]
- Тип Б
- Статические или динамические электронные «диаграммы», включающие (но не требующие) панорамирование, масштабирование и прокрутку; [2] (AC120-76(), Приложение Б)
- Тип С
- использовать в качестве многофункционального дисплея (МФД); по крайней мере в одном случае как часть системы автоматического зависимого наблюдения и вещания. Приложения типа C должны работать только на EFB класса 3. [2]
Первоначально приложения типа C считались подпадающими под требования летной годности и поэтому должны разрабатываться в соответствии с целями DO-178/ED-12 и работать на EFB класса 3. Позже, с выпуском AC 120-76D в 2017 году, ссылки на приложения типа C были удалены, и их функциональность больше не является функцией EFB. [25]
Правила
[ редактировать ]Федеральное управление гражданской авиации США
[ редактировать ]В то время как операторы FAR Part 91 [26] (те, кто не летает по найму, включая частных и корпоративных операторов) могут использовать свои полномочия командира воздушного судна для одобрения использования EFB, которые являются PED, эксплуатант с OpSpecs (Часть 135, Часть 121) должен получить эксплуатационное одобрение через процесс OpSpecs. [27] исходя из следующих требований:
- PED, используемые в конфигурации EFB, должны соответствовать требованиям стандарта RTCA DO-160E для испытаний на быструю декомпрессию. [28]
- Любая установка, присоединение или подключение данных PED, используемых в качестве EFB к системам самолета, должны выполняться в соответствии с утвержденными данными (такими как дополнительный сертификат типа, сертификат типа или измененный сертификат типа). [29]
Европейское агентство авиационной безопасности
[ редактировать ]К руководству по летной годности и эксплуатационным соображениям в отношении электронных бортовых сумок (EFB) для эксплуатантов в Европе стандарт EASA AMC 20-25 применяется .
Управление военной авиации Соединенного Королевства
[ редактировать ]Министерство обороны Великобритании применяет подход к подтверждению летной годности EFB на конкретных типах самолетов как «Оборудование, не являющееся базовым для авиационной системы (ENBAS)», как описано в Нормативной статье 1340 . Орган по летной годности типа (TAA) и вспомогательные группы доставки несут ответственность за это разрешение, чтобы гарантировать, что устройство EFB само по себе не окажет негативного влияния на летную годность рассматриваемого воздушного судна. Что касается одобрения использования конкретных приложений, за это отвечает цепочка Aviation Duty Holder (ADH) .
См. также
[ редактировать ]- Указатель авиационных статей
- Движущееся отображение карты
- Краткое справочное руководство (QRH)
- Система управления полетом (FMS)
- Передний полет
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Электронная полетная сумка» . Управление гражданской авиации правительства Австралии . 23 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 1 марта 2022 года . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к [1] , «Интегрированная система связи и приложений для самолетов», выпущено 27 февраля 2014 г.
- ^ Мэтт Тербер - (25 января 2019 г.). «Удивительные приложения» . АЙН онлайн .
- ^ «Введение в электронные полетные сумки EFB» . РокетРоут . 06 сентября 2013 г. Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Федеральное управление гражданской авиации. «Руководство по сертификации, летной годности и эксплуатационному использованию электронных бортовых сумок» (PDF) . Министерство транспорта США .
- ^ Руководство для пилотов по авионике 2012-2013 гг . Ассоциация авиационной электроники. 2012.
- ^ Суппия, Сараванан; Лю, Дахай; Ли, Санг-А; Даттел, Эндрю; Винченци, доктор философии, Деннис. «Влияние электронной полетной сумки (EFB) на производительность и рабочую нагрузку одного пилота» . Архивировано из оригинала 18 января 2021 г.
- ^ Патенты USPTO № 17 974 775. Архивировано 18 января 2017 г. в Wayback Machine Masson; Сумка для электронного комплекта Angela; и № 27,970,531 . Архивировано 1 декабря 2017 г. в Wayback Machine Masson; Сумка Angela Electronic
- ^ «Первый Боинг 777 для KLM в финальной сборке» . МедиаРум . Проверено 6 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Неосторожно, Джеймс. «Варианты монтажа современных EFB от Джеймса Кэрлесса» . Обзор аэрокосмических технологий . Архивировано из оригинала 11 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Переносная карта аэропорта Джеппесен для повышения безопасности взлетно-посадочных полос за счет снижения риска несанкционированных вторжений» . АвиацияПрофи . 25 марта 2008 г.
- ^ Мурман, Роберт. «EFB: больше, чем заменители бумаги» . Авионика Интернэшнл . Архивировано из оригинала 22 декабря 2018 г.
- ^ Брюин, Боб (10 января 2012 г.). «Командование специальных операций ВВС пересматривает планы закупок iPad» . Некстгов .
- ^ Робертсон, Ади (2 марта 2012 г.). «ВВС США размещают заказ на 18 000 iPad» . Грань . Архивировано из оригинала 4 марта 2012 г.
- ^ Коул, Шейн (27 сентября 2013 г.). «Delta Airlines раздаст пилотам Surface 2 после испытания iPad» . appleinsider.com . Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ Ганде, Шреяс (27 сентября 2013 г.). «Авиакомпания Delta Airlines оснастит пилотов планшетами Surface 2» . Неовин . Неовин . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Борт, Джули (10 января 2014 г.). «Вот планшет Microsoft Surface 2, который компания Delta купила у 11 000 пилотов вместо iPad» . Бизнес-инсайдер Австралии . Аллюр Медиа . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Райзинг, Дон (11 февраля 2014 г.). «Microsoft Surface 2 разрешен к взлету из кабины» . CNet . CBS Интерактив . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Дент, Стив (11 февраля 2014 г.). «ФАУ разрешает поверхность для взлета в кабинах США» . Engadget . АОЛ Тех . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Уокер, Джеймс (11 февраля 2014 г.). «Microsoft Surface 2 одобрен ФАУ для использования в кабинах авиакомпаний» . Неовин . Неовин . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Циммерман, Джон (23 марта 2015 г.). «Идеальный чехол и крепление для iPad для пилотов?» . Новости iPad Pilot . Проверено 8 февраля 2019 г.
- ^ Брюин, Боб (21 февраля 2012 г.). «Специальные операции ВВС отменяют покупку iPad» . Некстгов . Архивировано из оригинала 21 мая 2018 г.
- ^ Шварцентрубер, Джефф (2017). «Исследование удобства использования приложений для планирования полета с электронной полетной сумкой (EFB) на планшетных устройствах для начинающих пилотов» . Международный журнал авиации, аэронавтики и аэрокосмической отрасли . дои : 10.15394/ijaa.2017.1162 . ISSN 2374-6793 .
- ^ «Какова классификация EFB?» . байтрон . Архивировано из оригинала 26 января 2021 г.
- ^ ФАУ (27 октября 2017 г.). «Разрешение AC 120-76D на использование электронных полетных сумок» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 10 апреля 2019 г.
- ^ Управление по безопасности гражданской авиации (27 марта 2021 г.). «Правила и нормы использования EFB» . Управление по безопасности гражданской авиации . Проверено 22 марта 2022 г.
- ^ ФАУ: эксплуатационное разрешение EFB и требования к летной годности / сертификации.
- ^ "Руководство по сертификации, летной годности и эксплуатационному использованию".электронных бортовых сумок», 6 января 2012 г., стр. 12., FAA: Эксплуатационные разрешения EFB и требования к летной годности/сертификации , Министерство транспорта США, Федеральное управление гражданской авиации. Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ Дубет (2003). «Аэронавигационные карты для электронных полетных сумок» . Материалы 22-й конференции по цифровым авиационным системам (кат. № 03CH37449) DASC-03 . IEEE. стр. 13.Д.1–13.1. дои : 10.1109/dasc.2003.1245955 . ISBN 0-7803-7844-Х . S2CID 108649188 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Doc 10020. Руководство по электронным бортовым сумкам (EFB) (PDF) . Монреаль : ИКАО . 2016. ISBN 978-92-9249-887-0 .
- FAA AC 91-78 (июль 2007 г. – Использование EFB классов 1 и 2)
- Приказ ФАУ 8900.1
- ФАУ (27 октября 2017 г.). «Разрешение AC 120-76D на использование электронных полетных сумок» (PDF) .
- AMC 20–25 (февраль 2014 г.)