Парфлеш
Парфлеш , — это индейский контейнер из сыромятной кожи украшенный росписью, надрезом или тем и другим.
Парфлеши в форме конверта исторически использовались для хранения таких предметов, как домашние инструменты или продукты питания, такие как сушеное мясо или пеммикан . Обычно их делали парами и подвешивали к седлам. Их рисунки, возможно, когда-то служили картами. [2] В современном использовании они могут иметь социальное, духовное и символическое значение или быть частью танцевальных или парадных регалий.
Сумки обычно украшены графическими изображениями в характерном стиле, часто символизирующими особенности ландшафта, такие как реки и горы. [2] Исторически женщины были основными создателями парфлешей. [1] сначала раскрашивая вытянутые необработанные шкуры, а затем придавая им окончательную форму. В 21 веке их делают и женщины, и мужчины.
Обзор
[ редактировать ]Возросшая мобильность после контакта равнинных индейцев коневодческой культуры потребовала, чтобы товары первой необходимости, такие как консервированные продукты (включая пеммикан ), одежда, лекарства и церемониальные предметы, эффективно транспортировались в легкой и защищенной от атмосферных воздействий упаковке. [3] : 29. Хотя наиболее распространенной формой парфлеш был сложенный конверт или плоский кошелек, они также изготавливались в виде ажурных плоских футляров, цилиндров и сундуков. [3] : 59.
Производство сумок парфлеш резко сократилось, когда наемники, нанятые федеральным правительством США, уничтожили стада буйволов , оказавшись на грани исчезновения. Федеральное правительство вынудило коренные народы переселиться в разделенные правительством резервации . [3] : 38. , были менее заметны для колонистов, которые собирали их для музеев, Хотя некоторые племена, особенно не-персе они могли продолжать охотиться и изготавливать парфлеши на протяжении всего 20 века. Народы Нииситапи . и Лакота продолжают производить парфлеши и сегодня [3] : 39.
Этимология
[ редактировать ]Название «парфлеш» первоначально использовалось французскими торговцами мехом в этом регионе и происходит от французского языка парер, означающего «парировать» или «защищать», и флеш, означающего «стрела». [4] : 717. «Парфлеш» также использовался для описания прочных щитов из сыромятной кожи, но позже использовался в основном для этих украшенных контейнеров из сыромятной кожи. [4] : 717. У разных коренных народов эти универсальные пакеты имеют свои собственные названия, в том числе хо'со'о ( шайенны ), [5] бишкише ( Апсаалооке ) [6] и хо'увоно3 ( Хиноэйно ). [7] [8] : 25.
Строительство
[ редактировать ]Исторически парфлеши изготавливались почти исключительно женщинами. [1] : 101. Создание началось с «мезднения», или снятия шкуры с таких животных, как лось, олень и чаще всего буйвол . [8] : 29. Для мездрения мастерицы использовали костяные орудия в виде долот. [9] Шкуру растягивали, помещая ее над землей, и соскабливали до одинаковой толщины. [8] : 29–30. клейкая пропитка (приготовленная из сока кактуса опунции или животного клея ). Перед окраской влажной шкуры для защиты наносилась [8] : 32. До 1890-х годов в подавляющем большинстве использовались натуральные краски, созданные с использованием таких веществ, как уголь для черного цвета, водоросли для зеленого и желтая охра для красного. [3] : 44. Поскольку у художников было ограниченное количество времени для рисования дизайна парфлеша, им приходилось работать смело и опытно, поскольку внесение изменений было невозможно. [3] : 53. После высыхания краски мастерицы обезволашивали противоположную сторону шкуры методом «забивания камнями» и вырезали контур парфлеша кремневым или металлическим ножом. [3] : 54. Наконец, контейнер складывали в выбранную форму и вырезали или прожигали отверстия для завязок и шнурков. [3] : 54.
Гильдии мастериц
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что женщины коренных народов, наиболее талантливые в изготовлении парфлешей, расписных рисунков и подобных предметов, занимали уважаемые позиции в своих общинах. [1] : 101. [4] : 716. Эти женщины исторически формировали местные гильдии , выбирая старейшин для наблюдения за сохранением, практикой и обучением этим навыкам своих протеже . [3] : 54. Гильдиям также можно приписать единообразие в дизайне парфлеш во многих странах, поскольку они сохраняют и передают традиционные рисунки, символику, значения и методы. [3] : 105.
Хотя парфлеши были украдены, собраны и ими восхищались как произведениями искусства, их создатели XIX века (известные в своих общинах в свое время) оставались в значительной степени неизвестными колониальным антропологам, коллекционерам и кураторам музеев, и поэтому их имена, как правило, не известны. быть известным. [3] : 25.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Шнайдер, Мэри Джейн (1983). Патрисия Альберс ; Беатрис Медисин (ред.). «Женская работа: исследование роли женщин в искусстве и ремеслах равнинных индейцев» в книге «Скрытая половина: исследования женщин равнинных индейцев» . Вашингтон: Университетское издательство Америки. стр. 101–121.
- ^ Jump up to: а б Идет в центр, Джон (Оглала Лакота), « ГИС коренных американцев и коренных народов » для Native Geography, 2000 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Торренс, Гейлорд (1994). Американский индеец Парфлеш . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. п. 29.
- ^ Jump up to: а б с Лисетт, Стивен Дж. (2015). «Различные модели межгрупповых вариаций материальной культуры на высоких равнинах: количественный анализ характеристик парфлеша в сравнении с украшением мокасинов». Американская древность . 80 : 714–731.
- ^ «Английско-шайеннский» . cdkc.edu . Проверено 31 мая 2019 г.
- ^ «Словарь вороны» . словарь.crowlanguage.org . Проверено 31 мая 2019 г.
- ^ «Лексический словарь арапахо» . verbs.colorado.edu . Проверено 31 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Морроу, Мейбл (1975). Индийская сыромятная кожа: американское народное искусство . Норман: Университет Оклахомы Пресс. п. 7.
- ^ Эверс, Джон К. (1939). Равнинная индийская живопись: описание искусства американских аборигенов . Пало-Альто: Издательство Стэнфордского университета. п. 4.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Изображения парфлеша в коллекциях Смитсоновского института» . Национальный музей американских индейцев . Проверено 8 сентября 2010 г.