Jump to content

Парфлеш

Парфлеш это разновидность кошелька или сумки из сыромятной кожи. Исторически изготовленные женщинами Плато, Большого Бассейна и Равнин , они обычно украшаются яркими геометрическими узорами. [1]

Парфлеш , — это индейский контейнер из сыромятной кожи украшенный росписью, надрезом или тем и другим.

Парфлеши в форме конверта исторически использовались для хранения таких предметов, как домашние инструменты или продукты питания, такие как сушеное мясо или пеммикан . Обычно их делали парами и подвешивали к седлам. Их рисунки, возможно, когда-то служили картами. [2] В современном использовании они могут иметь социальное, духовное и символическое значение или быть частью танцевальных или парадных регалий.

Сумки обычно украшены графическими изображениями в характерном стиле, часто символизирующими особенности ландшафта, такие как реки и горы. [2] Исторически женщины были основными создателями парфлешей. [1] сначала раскрашивая вытянутые необработанные шкуры, а затем придавая им окончательную форму. В 21 веке их делают и женщины, и мужчины.

Возросшая мобильность после контакта равнинных индейцев коневодческой культуры потребовала, чтобы товары первой необходимости, такие как консервированные продукты (включая пеммикан ), одежда, лекарства и церемониальные предметы, эффективно транспортировались в легкой и защищенной от атмосферных воздействий упаковке. [3] : 29.  Хотя наиболее распространенной формой парфлеш был сложенный конверт или плоский кошелек, они также изготавливались в виде ажурных плоских футляров, цилиндров и сундуков. [3] : 59. 

Производство сумок парфлеш резко сократилось, когда наемники, нанятые федеральным правительством США, уничтожили стада буйволов , оказавшись на грани исчезновения. Федеральное правительство вынудило коренные народы переселиться в разделенные правительством резервации . [3] : 38.  , были менее заметны для колонистов, которые собирали их для музеев, Хотя некоторые племена, особенно не-персе они могли продолжать охотиться и изготавливать парфлеши на протяжении всего 20 века. Народы Нииситапи . и Лакота продолжают производить парфлеши и сегодня [3] : 39. 

Этимология

[ редактировать ]

Название «парфлеш» первоначально использовалось французскими торговцами мехом в этом регионе и происходит от французского языка парер, означающего «парировать» или «защищать», и флеш, означающего «стрела». [4] : 717.  «Парфлеш» также использовался для описания прочных щитов из сыромятной кожи, но позже использовался в основном для этих украшенных контейнеров из сыромятной кожи. [4] : 717.  У разных коренных народов эти универсальные пакеты имеют свои собственные названия, в том числе хо'со'о ( шайенны ), [5] бишкише ( Апсаалооке ) [6] и хо'увоно3 ( Хиноэйно ). [7] [8] : 25. 

Строительство

[ редактировать ]

Исторически парфлеши изготавливались почти исключительно женщинами. [1] : 101.  Создание началось с «мезднения», или снятия шкуры с таких животных, как лось, олень и чаще всего буйвол . [8] : 29.  Для мездрения мастерицы использовали костяные орудия в виде долот. [9] Шкуру растягивали, помещая ее над землей, и соскабливали до одинаковой толщины. [8] : 29–30.  клейкая пропитка (приготовленная из сока кактуса опунции или животного клея ). Перед окраской влажной шкуры для защиты наносилась [8] : 32.  До 1890-х годов в подавляющем большинстве использовались натуральные краски, созданные с использованием таких веществ, как уголь для черного цвета, водоросли для зеленого и желтая охра для красного. [3] : 44.  Поскольку у художников было ограниченное количество времени для рисования дизайна парфлеша, им приходилось работать смело и опытно, поскольку внесение изменений было невозможно. [3] : 53.  После высыхания краски мастерицы обезволашивали противоположную сторону шкуры методом «забивания камнями» и вырезали контур парфлеша кремневым или металлическим ножом. [3] : 54.  Наконец, контейнер складывали в выбранную форму и вырезали или прожигали отверстия для завязок и шнурков. [3] : 54. 

Гильдии мастериц

[ редактировать ]

Исторически сложилось так, что женщины коренных народов, наиболее талантливые в изготовлении парфлешей, расписных рисунков и подобных предметов, занимали уважаемые позиции в своих общинах. [1] : 101.  [4] : 716.  Эти женщины исторически формировали местные гильдии , выбирая старейшин для наблюдения за сохранением, практикой и обучением этим навыкам своих протеже . [3] : 54.  Гильдиям также можно приписать единообразие в дизайне парфлеш во многих странах, поскольку они сохраняют и передают традиционные рисунки, символику, значения и методы. [3] : 105. 

Хотя парфлеши были украдены, собраны и ими восхищались как произведениями искусства, их создатели XIX века (известные в своих общинах в свое время) оставались в значительной степени неизвестными колониальным антропологам, коллекционерам и кураторам музеев, и поэтому их имена, как правило, не известны. быть известным. [3] : 25. 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Шнайдер, Мэри Джейн (1983). Патрисия Альберс ; Беатрис Медисин (ред.). «Женская работа: исследование роли женщин в искусстве и ремеслах равнинных индейцев» в книге «Скрытая половина: исследования женщин равнинных индейцев» . Вашингтон: Университетское издательство Америки. стр. 101–121.
  2. ^ Jump up to: а б Идет в центр, Джон (Оглала Лакота), « ГИС коренных американцев и коренных народов » для Native Geography, 2000 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Торренс, Гейлорд (1994). Американский индеец Парфлеш . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. п. 29.
  4. ^ Jump up to: а б с Лисетт, Стивен Дж. (2015). «Различные модели межгрупповых вариаций материальной культуры на высоких равнинах: количественный анализ характеристик парфлеша в сравнении с украшением мокасинов». Американская древность . 80 : 714–731.
  5. ^ «Английско-шайеннский» . cdkc.edu . Проверено 31 мая 2019 г.
  6. ^ «Словарь вороны» . словарь.crowlanguage.org . Проверено 31 мая 2019 г.
  7. ^ «Лексический словарь арапахо» . verbs.colorado.edu . Проверено 31 мая 2019 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д Морроу, Мейбл (1975). Индийская сыромятная кожа: американское народное искусство . Норман: Университет Оклахомы Пресс. п. 7.
  9. ^ Эверс, Джон К. (1939). Равнинная индийская живопись: описание искусства американских аборигенов . Пало-Альто: Издательство Стэнфордского университета. п. 4.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 08bca2ed0fd50472351cfbe419b1fd5d__1698324360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/5d/08bca2ed0fd50472351cfbe419b1fd5d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Parfleche - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)