Tupolev Tu-143
Ту-143 | |
---|---|
![]() | |
Ту-143 «Рейс» | |
Роль | беспилотный самолет-разведчик |
Производитель | Туполев |
Первый полет | 1970 (Ту-243 1987 г.) |
Введение | 1976 (Армия, т.е. Сухопутные войска, ССВ) 1982 (ВВС, сантехника) (Ту-243 1999 г.) |
Статус | Активный |
Основной пользователь | Советский Союз Россия Украина |
Произведено | 1973–1989 (Ту-243 1994-) |
Количество построенных | 950 |
Разработано на основе | Tupolev Tu-141 |
Туполев Ту-143 «Рейс» ( по-русски : Рейс ; также Рейс , Рейс ) — советский беспилотный самолет-разведчик, находившийся на вооружении Советской Армии и ряда ее союзников по Варшавскому договору и на Ближнем Востоке в конце 1970-х и 1980-х годах. В нем находилась разведывательная капсула, которую извлекли после полета и из которой были получены изображения. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]
Ту-143 был представлен в 1976 году и сильно напоминал Ту-141 , но был существенно уменьшен в размерах. Это была система тактической разведки ближнего действия (60–70 километров) с возможностью полета на малых высотах. Ту-143 запускался с грузовика с наддувом JATO , поднимался с помощью парашюта и оснащался турбореактивным двигателем ТР3-117 с тягой 5,8 кН (590 кгс, 1300 фунтов силы). Первоначальная версия имела пленочные камеры, но более поздние версии несли полезную нагрузку для телевидения или обнаружения радиации , а данные передавались на наземную станцию по каналу передачи данных. В 1970-х и 1980-х годах было произведено около 950 единиц.
История операций
[ редактировать ]Ту-143 использовался Сирией в разведывательных миссиях над Израилем и Ливаном во время Ливанской войны 1982 года , а также советскими войсками в Афганистане во время советско-афганской войны .
Во время российского вторжения в Украину в 2022 году Украина, судя по всему, использовала их для обнаружения российской системы ПВО и в качестве эрзац-крылатых ракет. [ 2 ] был сбит Ту-143 с взрывчаткой 29 июня 2022 года в Курской области . [ 3 ]
Вариант М-143
[ редактировать ]Версия дрона-мишени М-143 была представлена в середине 1980-х годов.
Вариант Ту-243
[ редактировать ]За Ту-143 в конце 1990-х годов последовал аналогичный, но улучшенный «Ту-243 Рейс-Д» с удлинением фюзеляжа на 25 см (10 дюймов), чтобы обеспечить больший запас топлива и примерно вдвое большую дальность полета; у него был модернизированный двигатель ТР3-117 с тягой 6,28 кН (640 кгс, 1410 фунтов силы); и улучшенное наведение на малой высоте. [ 4 ]
Вариант Ту-300
[ редактировать ]С 1995 года Туполев начал продвигать усовершенствованный «Ту-300 Коршун», который напоминает своих предшественников, но оснащен носовым антенным куполом и носовыми обтекателями для современных датчиков и электронных систем. Он также имеет центральную опору для сенсорного блока или боеприпасов. Финансовые проблемы вынудили остановить разработку в конце 1990-х годов, но работы возобновились в 2007 году.
Операторы
[ редактировать ]Текущие операторы
[ редактировать ]Беларусь [ нужна ссылка ]
Северная Корея [ 5 ]
Россия : На вооружении с 2016 г. в качестве целей. [ 6 ] [ 7 ]
Сирия : получила VR-3 в 1984 году. [ 8 ]
Украина [ 9 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]Болгария : пенсионер [ нужна ссылка ]
Чехия : VR-3 Rejs, выведен в отставку в 1995 г. [ нужна ссылка ]
Чехословакия : получила две эскадрильи в 1984 г. [ 8 ]
Республика Ирак [ нужна ссылка ]
Румыния : VR-3 на вооружении с 1987 до начала 2000-х годов. [ 10 ]
Словакия : VR-3 Рейс, в отставке [ нужна ссылка ]
Советский Союз : передан государствам-преемникам. [ 8 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Tupolev TU-143 Reys:
- размах крыла 2,24 м (7 футов 4 дюйма)
- длина 8,06 м (26 футов 5 дюймов)
- высота 1,54 м (5 футов 1 дюйм)
- стартовая масса 1230 кг (2710 фунтов)
- максимальная скорость 950 км/ч (515 узлов, 590 миль в час)
- engine Klimov turbojet TR3-117
- Практический потолок 5000 м (16 400 футов)
- дальность действия 200 км (110 миль, 125 миль)
Библиография
[ редактировать ]- Залога, Стивен Дж. (20 июля 2011 г.). Беспилотные летательные аппараты: роботизированная воздушная война 1917–2007 гг . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-84603-786-3 .
- Чун, Ин-Бум (2016). «Глава 3: Компенсационная стратегия Северной Кореи» . Прорыв на полуострове: стратегии третьего компенсации и будущая защита Кореи . Центр новой американской безопасности : 39–49.
Ссылки
[ редактировать ]Эта статья содержит материал, первоначально взятый из веб-статьи Грега Гебеля «Беспилотные летательные аппараты» , которая находится в открытом доступе.
- ↑ Энциклопедия арабо-израильского конфликта: политическая, социальная и военная история: политическая, социальная и военная история , ABC-CLIO, 12 мая 2008 г., Спенсер К. Такер, Присцилла Мэри Робертс, стр. 1055
- ^ «Радуясь собственным страданиям – почему Украина «праздновала» сбитый Россией беспилотник Ту-143?» . 18 апреля 2022 г.
- ^ «Крылатая ракета или дрон-смертник: Россия сбила вторгшийся в ее воздушное пространство Ту-143 ракетой «Бук»» . 1 июля 2022 г.
- ^ "ВР-3 "Рейс", комплекс воздушной разведки с беспилотным летательным аппаратом Ту-143 — ОРУЖИЕ РОССИИ, Федеральный электронный справочник вооружения и военной техники" . www.arms-expo.ru . Archived from the original on 24 October 2009 . Retrieved 12 January 2022 .
- ^ Чун 2016 , стр. 46–47.
- ^ "Воздушные мишени – вторая жизнь зенитных ракет — ОРУЖИЕ РОССИИ, Информационное агентство" . Arms-expo.ru. Archived from the original on 2011-10-25 . Retrieved 2013-09-03 .
- ^ Военный баланс 2016, с. 190
- ^ Jump up to: а б с Zaloga 2011 , p. 20.
- ^ Акс, Дэвид (16 марта 2024 г.). «Украинские семитонные ударные дроны снова в действии» . Форбс . Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ «ВР-3 (ТУ-143)» . Арипи Аргинти (на румынском языке). Архивировано из оригинала 11 июля 2017 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Чешский Ту-143/ВР-3 Рейс в музее с транспортной машиной и пусковой установкой