Jump to content

Tupolev Tu-124

Ту-124
Аэрофлота Ту-124 в аэропорту Арланда в 1966 году.
Роль ближнего действия Авиалайнер
Дизайнерская группа Туполев
Построено Харьковское государственное авиастроительное производственное предприятие
Первый полет 29 марта 1960 г.
Введение 2 октября 1962 г.
Ушедший на пенсию 1980 г. (Аэрофлот), 1990 г. (Iraqi Airways), 1992 г. (военная служба)
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи Аэрофлот
CSA

Межполетный

Произведено 1960–1965
Количество построенных 164
Разработано на основе Tupolev Tu-104
Варианты Tupolev Tu-134

Туполев Ту-124 ( название по классификации НАТО : Cookpot ) — двухдвигательный ближнемагистральный авиалайнер на 56 пассажиров, построенный в Советском Союзе . Это был первый советский авиалайнер с турбовентиляторными двигателями. [ 1 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Кабина Туполева Ту-124Ш

Разработанный на базе среднемагистрального Ту-104 , Ту-124 должен был удовлетворить потребность Аэрофлота в региональном авиалайнере, который заменит Ил-14 на внутренних маршрутах. Напоминая уменьшенный на 75% Ту-104, их было трудно отличить на расстоянии, но это не была полная копия Ту-104. Ту-124 имел ряд доработок, в том числе двухщелевые закрылки, большой центроплан и автоматические интерцепторы. В отличие от Ту-104 задняя кромка крыла внутри ходовой части не имела стреловидности. [ 2 ]

Ту-124 имел тормозной парашют для использования при вынужденной посадке или посадке на скользкую поверхность, а также шины низкого давления для эксплуатации с грунтовых аэродромов. [ 3 ] [ 4 ] Как и на Ту-104, двигатели были установлены в корнях крыла, но ТРДД потребляли меньше топлива. Установка двигателей близко к фюзеляжу позволяла легче передавать вибрации в кабину, что снижало комфорт пассажиров, а также снижало усталостную долговечность узла крыла. [ нужна ссылка ]

Стандартная пассажировместимость базовой версии составляла 44 места. Первый из двух прототипов, СССР-45000 (серийный номер 0350101), совершил свой первый полет с аэродрома Жуковский 24 марта 1960 года. Второй прототип, СССР-45001 (серийный номер 0350102), последовал за ним в июне 1960 года. Еще два самолета служили в эксплуатации. в качестве статических тестовых ячеек. Испытания прошли успешно, и самолет поступил в производство на заводе 135 в Харькове , Украина , заменив в производстве Ту-104. [ 3 ] [ 5 ] Поставки Аэрофлоту начались в августе 1962 года, а 2 октября 1962 года этот тип совершил свое первое регулярное пассажирское сообщение между Москвой и Таллинном в Эстонии . [ 6 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Аэрофлот был впечатлен летными характеристиками Ту-124 и с конца 1962 года использовал его на внутренних маршрутах.

Aeroflot Tupolev Tu-124V in 1965

Усовершенствованный Ту-124В, вмещавший 56 пассажиров вместо 44 у исходной модели, имевший увеличенную дальность полета и максимальную взлетную массу, поступил на вооружение в 1964 году. Ту-124В Аэрофлота экспонировался на Парижском авиасалоне 1965 года . Несмотря на низкую закупочную цену самолета (в 1965 году она составляла 1,45 миллиона долларов) и низкие эксплуатационные расходы, [ 7 ] немногие из них были экспортированы: Československé Státní Aerolinie (ČSA) и восточногерманская авиакомпания Interflug были единственными авиакомпаниями, кроме Аэрофлота, которые купили новые Ту-124, хотя ČSA продала уцелевшие Ту-124 компании Иракские авиалинии для использования на VIP-рейсах в 1973 году. Interflug использовала свои три Ту-124 в качестве альтернативы Ил -62 , когда Ил-62 были остановлены из-за механических проблем. Все три были проданы обратно в Советский Союз в 1975 году. [ нужна ссылка ]

Три планера были построены в 1966 году в VIP-конфигурации и получили обозначение Ту-124К. Однако «Аэрофлот» так и не принял их на вооружение, и они были закуплены ВВС Индии . [ нужна ссылка ]

Некоторые из них были также проданы военным пользователям, в том числе советским ВВС , которые использовали их в качестве навигационных тренажеров, и ВВС Китая . [ 3 ] [ 8 ]

Всего было построено 164 Ту-124. [ 9 ] Проблемы с безопасностью Ту-104 сказались на судьбе Ту-124, хотя надежность Ту-124 была несколько лучше. Производство закончилось в 1965 году, и 21 января 1980 года Аэрофлот списал последние двенадцать Ту-124. Ту-124 продолжал эксплуатироваться в течение нескольких лет в советских ВВС и в Ираке, но все самолеты были выведены из эксплуатации до и в 1990 году. Иракские военные и авиалинии Ирака были уничтожены в начале 1990-х годов во время войны в Персидском заливе . [ нужна ссылка ]

Сохранилось несколько Ту-124. Один находится в музее Харьковского государственного авиастроительного завода (бывший завод 135 производителя Ту-124), другой — в китайском музее авиации Датаншань в Пекине , третий — в Центральном музее ВВС в подмосковном Монино . Ту-124К выставлен в аэропорту Нью-Дели и рядом с Государственным музеем в зоопарке Лакхнау. [ 10 ]

Варианты

[ редактировать ]
Ту-124/Ту-124В
Первый вариант производства. Международный спрос был небольшим, поскольку большинство иностранных авиакомпаний ждали покупки улучшенного Ту-134.
Ту-124Б
Три прототипа с двигателями Д-20П-125, построенные в 1963 году.
Ту-124К/Ту-124К2
VIP-конфигурация эксплуатируется военными Ирака и Китая , а также ВВС Индии.
Ту-124Ш-1
Военная версия использовалась в качестве тренажера штурмана.
Ту-124Ш-2
Военная версия использовалась в качестве тренажера штурмана.
Ту-127
Предлагаемый военно-транспортный вариант, не построен.
Ту-124А
Несмотря на это обозначение, этот самолет (CCCP-45075) представлял собой прототип Ту-134 с двигателями, расположенными сзади, и полностью переработанными крыльями и Т-образным хвостовым оперением. Хранится в Москве-Новогиреево.

Бывшие операторы

[ редактировать ]
Бывшие эксплуатанты Ту-124 (страны, где только бывшие военные эксплуатанты отмечены темно-красным цветом)

Бывшие гражданские операторы

[ редактировать ]
ČSA Tu 124V, OK-UEC, в Стокгольме-Арланде (ARN), 1970 г.
 Чехословакия
 Восточная Германия
 Ирак
 Советский Союз

Бывшие военные операторы

[ редактировать ]
Туполев Ту-124В в Китайском музее авиации, Пекин
 Китай
 Чехословакия
 Восточная Германия
 Индия
 Ирак
 Советский Союз

Аварии и происшествия

[ редактировать ]

Всего за время эксплуатации этого типа в результате аварий было списано пятнадцать Ту-124; еще два самолета компании «Иракские авиалинии» были уничтожены на земле во время войны в Персидском заливе . [ 15 ]

1960-е годы

[ редактировать ]
21 августа 1963 г.
Рейс 366 Аэрофлота , Ту-124 (СССР-45021), брошенный в реку Неву в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург ) после того, как оба двигателя отказали из-за исчерпания топлива, а экипаж был озабочен проблемами с шасси; все 52 человека на борту выжили. [ 16 ]
8 марта 1965 г.
Рейс 513 Аэрофлота , Ту-124 (СССР-45028), заглох и разбился вскоре после взлета из аэропорта Куйбышева , в результате чего погибли 30 из 39 находившихся на борту самолетов. [ 17 ]
11 ноября 1965 г.
Рейс 99 Аэрофлота , Ту-124В (СССР-45086), разбился на замерзшем озере Кильпявр после того, как пилот принял огни возле аэропорта Мурманска за огни порога взлетно-посадочной полосы, в результате чего погибли 32 из 64 находившихся на борту самолетов. [ 18 ]
13 июня 1966 г.
Ту-124 Аэрофлота (СССР-45017) при посадке в международном аэропорту Минск-1 вылетел за мокрую взлетно-посадочную полосу и был списан; никаких жертв. [ 19 ]
27 июля 1966 г.
Рейс 67 Аэрофлота, Ту-124В (СССР-45038), вошел в пикирование над Запорожской областью после полета в шторм на высоте 7200 м (23 622 фута). Экипаж смог восстановить управление на высоте 2800 м (9200 футов) и благополучно приземлился в Симферополе, но во время инцидента один пассажир погиб (из 90 находившихся на борту) и еще несколько получили ранения. Самолет был отремонтирован и возвращен в строй, но погиб в результате крушения рейса 5484 Аэрофлота в 1979 году. [ 20 ]
7 марта 1968 г.
Рейс 3153 Аэрофлота, Ту-124 (СССР-45019), разбился при взлете из аэропорта Волгограда после того, как экипаж случайно активировал спойлеры, в результате чего погиб член экипажа; все 44 пассажира выжили. Переключатель спойлера был неудачно расположен на колонке управления, что позволило пилоту случайно нажать на него. [ 21 ]

1970-е годы

[ редактировать ]
29 января 1970 г.
Самолет Ту-124В (СССР-45083), рейс 145 Аэрофлота, врезался в склон холма при подлете к аэропорту Кильпявр в Мурманске; из 38 находившихся на борту пятеро погибли при ударе, а еще шестеро погибли на морозе в ожидании помощи. [ 22 ]
18 августа 1970 г.
Рейс 744 CSA, Ту-124В (ОК-ТЕБ), приземлился с поднятыми шасси в аэропорту Клотен после того, как пилот, озабоченный проблемой герметизации кабины, не услышал команду опустить шасси; все 20 находившихся на борту выжили. Сигнализация системы предупреждения о включении передач была отключена. [ 23 ]
2 сентября 1970 г.
Рейс 3630 Аэрофлота , Ту-124 (СССР-45012), разбился недалеко от Днепропетровска (ныне Днепр ) из-за необъяснимой потери управления, в результате чего погибли все 37 человек, находившихся на борту. [ 24 ]
9 июля 1973 г.
У самолета Ту-124В (СССР-45062), рейса 5385 Аэрофлота, вскоре после взлета из аэропорта Куйбышев произошел неконтролируемый отказ правого двигателя. Обломки двигателя проникли в фюзеляж, в результате чего два пассажира погибли и еще четыре получили ранения. Экипаж начал аварийное снижение, двигатель заглушили. В панике пассажиры переместились в переднюю часть салона, в результате чего центр тяжести сместился вперед, но бортпроводники смогли усадить пассажиров, и самолет смог благополучно приземлиться в Куйбышеве. Самолет был отремонтирован и возвращен в строй. [ 25 ]
20 ноября 1973 г.
Ту-124В Аэрофлота (СССР-45031) при посадке в аэропорту Казани вылетел за заснеженную взлетно-посадочную полосу; никаких жертв. [ 26 ]
16 декабря 1973 г.
Рейс 2022 Аэрофлота , Ту-124В (СССР-45061), вошел в спиральное пикирование на высоте 8000 метров (26000 футов) при снижении в Москву из-за короткого замыкания в системе триммирования руля высоты. Хотя экипаж смог выйти и восстановить управление на высоте около 2000 метров (6600 футов), управление снова было потеряно из-за отказа гироскопа и пространственной дезориентации, и самолет разбился недалеко от Карачарово, в результате чего погиб весь 51 человек на борту. [ 27 ]
23 декабря 1973 г.
Рейс 5398 Аэрофлота, Ту-124В (СССР-45044), разбился под Винниками из-за неисправной лопатки турбины №1. Один двигатель вышел из строя, что привело к сильной вибрации неисправного двигателя. Вибрации привели к разрыву топливопровода. Возникший в полете пожар привел к потере управления, что привело к крушению самолета и гибели всех 17 человек, находившихся на борту. [ 28 ]
3 января 1976 г.
Рейс 2003 Аэрофлота , Ту-124В (СССР-45037), разбился вскоре после взлета из аэропорта Внуково из-за потери управления из-за отказа приборов после входа в облака, в результате чего погиб весь 61 человек на борту; один человек на земле также погиб, когда самолет врезался в несколько домов
5 ноября 1977 г.
ВВС Индии Ту-124К V643 , получивший название «Пушпак Рат» («Цветочная колесница»), разбился на рисовом поле недалеко от Джорхата после слишком низкого снижения во время второй попытки приземления, в результате чего погибли пять членов экипажа; премьер-министр Морарджи Десаи . Среди выживших - [ 29 ]
1977
ВВС СССР Ту-124Ш 53 красных приземлился с поднятыми колесами в аэропорту Луганска после того, как пилот забыл выпустить шасси; никаких жертв. [ 30 ]
29 августа 1979 г.
Ту-124В (СССР-45038), рейс 5484 Аэрофлота , вошел в штопор, развалился в воздухе и разбился недалеко от Кирсанова после того, как закрылки были случайно выпущены, в результате чего погибли все 63 человека, находившиеся на борту. Эта катастрофа стала самой смертоносной с участием Ту-124, и Аэрофлот впоследствии списал ее. [ 31 ]

1990-е годы

[ редактировать ]
февраль 1991 г.
Два самолета Ту-124В компании Иракские авиалинии (YI-AEY и YI-AEL) были уничтожены на земле в международном аэропорту Саддама бомбами США или союзников во время войны в Персидском заливе. [ 32 ] [ 33 ]

Технические характеристики (Ту-124В)

[ редактировать ]

Данные советских транспортных самолетов с 1945 года. [ 7 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 3
  • Вместимость: 56 пассажиров
  • Длина: 30,58 м (100 футов 4 дюйма)
  • Размах крыла: 25,55 м (83 фута 10 дюймов)
  • Высота: 8,08 м (26 футов 6 дюймов)
  • Площадь крыла: 119,48 м 2 (1286,1 кв. футов)
  • Вес пустого: 22 900 кг (50 486 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 37 500 кг (82 673 фунта)
  • Силовая установка: 2 ТРДД Соловьева Д-20П тягой по 53,1 кН (11900 фунтов силы) каждый.

Производительность

  • Максимальная скорость: 970 км/ч (600 миль в час, 520 узлов)
  • Крейсерская скорость: 800–870 км/ч (500–540 миль в час, 430–470 узлов)
  • Дальность действия: 2100 км (1300 миль, 1100 миль) с максимальным запасом топлива и полезной нагрузкой 3000 кг (6600 фунтов)
  • Практический потолок: 11 700 м (38 400 футов)
  • Скорость набора высоты: 12 м/с (2400 футов/мин) [ 34 ]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Разработка реактивных и турбинных авиационных двигателей, 4-е издание, Билл Ганстон, 2006 г., ISBN   0 7509 4477 3 , стр.197
  2. ^ «Ту-124 - Детали турбовентиляторного двигателя средней дальности Туполева» Flight International , 16 августа 1962 г., стр. 229–230, статья включает чертежи.
  3. ^ Jump up to: а б с Ганстон 1995, с. 433.
  4. ^ Страуд 1968, стр. 227–229.
  5. ^ Даффи и Кандалов 1996, с. 134.
  6. ^ Даффи и Кандалов 1996, стр. 134–135.
  7. ^ Jump up to: а б Страуд 1968, с. 232.
  8. ^ Даффи и Кандалов 1996, стр. 135–136.
  9. ^ Даффи и Кандалов 1996, с. 224.
  10. ^ «Боевые птицы Индии — Ту-124 [V642] в зоопарке Лакнау» . Архивировано из оригинала 22 января 2018 года . Проверено 20 октября 2017 г.
  11. ^ «Фотографии Ту-124, CSA» . авиалайнеры.нет . Проверено 12 июля 2024 г.
  12. ^ «Ту124К2, ДМ-СДА» . airteamimages.com . Проверено 13 июля 2024 г.
  13. ^ «Ту-124В ДМ-СДБ» . planeboys.de . Проверено 12 июля 2024 г.
  14. ^ «Фотографии Ту-124, Иракские авиалинии» . авиалайнеры.нет . Проверено 12 июля 2024 г.
  15. ^ «Список потерь корпуса Ту-124» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 29 июля 2016 г.
  16. Описание аварии СССР-45021 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 16 декабря 2015 г.
  17. Сеть авиационной безопасности СССР-45028. Краткое описание аварии получено 14 сентября 2011 г.
  18. Описание аварии СССР-45086 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 16 декабря 2015 г.
  19. Описание аварии СССР-45017 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 6 июня 2018 г.
  20. Описание аварии СССР-45038 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 6 июня 2018 г.
  21. Описание аварии СССР-45019 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 16 декабря 2015 г.
  22. Описание аварии СССР-45083 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 16 декабря 2015 г.
  23. ^ Описание происшествия для ОК-ТЕБ в Сети авиационной безопасности . Проверено 16 декабря 2015 г.
  24. Описание аварии Ту-124 [ так в оригинале ], подразделение Аэрофлота Литва, регистрация СССР [ так в оригинале ]-45012 в Сети авиационной безопасности . Проверено 29 июля 2016 г.
  25. Описание аварии СССР-45062 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 6 июня 2018 г.
  26. Описание аварии СССР-45031 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 16 декабря 2015 г.
  27. Описание аварии Ту-124 [ так в оригинале ], подразделение Аэрофлота Литва, регистрация СССР [ так в оригинале ]-45061 в Сети авиационной безопасности . Проверено 29 июля 2016 г.
  28. Описание аварии Ту-124 [ так в оригинале ], Московское отделение Аэрофлота, регистрация СССР[ так в оригинале ]-45044 в Aviation Safety Network . Проверено 29 июля 2016 г.
  29. Краткое описание аварии Aviation Safety Network V643 получено 14 сентября 2011 г.
  30. Aviation Safety Network 53. Краткое описание аварии на красном фоне получено 28 июля 2016 г.
  31. Описание аварии СССР-45038 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 16 декабря 2015 г.
  32. ^ Описание аварии YI-AEY в Сети авиационной безопасности . Проверено 16 декабря 2015 г.
  33. ^ Описание аварии YI-AEL в Сети авиационной безопасности . Проверено 16 декабря 2015 г.
  34. ^ Ганстон 1995, с. 434.
  • Даффи, Пол и Андрей Кандалов. Туполев: Человек и его самолет . Шрусбери, Великобритания: Издательство Airlife, 1996. ISBN   1-85310-728-X .
  • Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри, 1995. ISBN   1-85532-405-9 .
  • Страуд, Джон. Советский транспортный самолет с 1945 года . Лондон: Патнэм, 1968. ISBN   0-370-00126-5 .


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5abecc2d8c65d886db6616120bac1759__1720818480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/59/5abecc2d8c65d886db6616120bac1759.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tupolev Tu-124 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)