Tupolev Tu-124
Ту-124 | |
---|---|
![]() | |
Аэрофлота Ту-124 в аэропорту Арланда в 1966 году. | |
Роль | ближнего действия Авиалайнер |
Дизайнерская группа | Туполев |
Построено | Харьковское государственное авиастроительное производственное предприятие |
Первый полет | 29 марта 1960 г. |
Введение | 2 октября 1962 г. |
Ушедший на пенсию | 1980 г. (Аэрофлот), 1990 г. (Iraqi Airways), 1992 г. (военная служба) |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Аэрофлот CSA |
Произведено | 1960–1965 |
Количество построенных | 164 |
Разработано на основе | Tupolev Tu-104 |
Варианты | Tupolev Tu-134 |
Туполев Ту-124 ( название по классификации НАТО : Cookpot ) — двухдвигательный ближнемагистральный авиалайнер на 56 пассажиров, построенный в Советском Союзе . Это был первый советский авиалайнер с турбовентиляторными двигателями. [ 1 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Разработанный на базе среднемагистрального Ту-104 , Ту-124 должен был удовлетворить потребность Аэрофлота в региональном авиалайнере, который заменит Ил-14 на внутренних маршрутах. Напоминая уменьшенный на 75% Ту-104, их было трудно отличить на расстоянии, но это не была полная копия Ту-104. Ту-124 имел ряд доработок, в том числе двухщелевые закрылки, большой центроплан и автоматические интерцепторы. В отличие от Ту-104 задняя кромка крыла внутри ходовой части не имела стреловидности. [ 2 ]
Ту-124 имел тормозной парашют для использования при вынужденной посадке или посадке на скользкую поверхность, а также шины низкого давления для эксплуатации с грунтовых аэродромов. [ 3 ] [ 4 ] Как и на Ту-104, двигатели были установлены в корнях крыла, но ТРДД потребляли меньше топлива. Установка двигателей близко к фюзеляжу позволяла легче передавать вибрации в кабину, что снижало комфорт пассажиров, а также снижало усталостную долговечность узла крыла. [ нужна ссылка ]
Стандартная пассажировместимость базовой версии составляла 44 места. Первый из двух прототипов, СССР-45000 (серийный номер 0350101), совершил свой первый полет с аэродрома Жуковский 24 марта 1960 года. Второй прототип, СССР-45001 (серийный номер 0350102), последовал за ним в июне 1960 года. Еще два самолета служили в эксплуатации. в качестве статических тестовых ячеек. Испытания прошли успешно, и самолет поступил в производство на заводе 135 в Харькове , Украина , заменив в производстве Ту-104. [ 3 ] [ 5 ] Поставки Аэрофлоту начались в августе 1962 года, а 2 октября 1962 года этот тип совершил свое первое регулярное пассажирское сообщение между Москвой и Таллинном в Эстонии . [ 6 ]
Операционная история
[ редактировать ]Аэрофлот был впечатлен летными характеристиками Ту-124 и с конца 1962 года использовал его на внутренних маршрутах.

Усовершенствованный Ту-124В, вмещавший 56 пассажиров вместо 44 у исходной модели, имевший увеличенную дальность полета и максимальную взлетную массу, поступил на вооружение в 1964 году. Ту-124В Аэрофлота экспонировался на Парижском авиасалоне 1965 года . Несмотря на низкую закупочную цену самолета (в 1965 году она составляла 1,45 миллиона долларов) и низкие эксплуатационные расходы, [ 7 ] немногие из них были экспортированы: Československé Státní Aerolinie (ČSA) и восточногерманская авиакомпания Interflug были единственными авиакомпаниями, кроме Аэрофлота, которые купили новые Ту-124, хотя ČSA продала уцелевшие Ту-124 компании Иракские авиалинии для использования на VIP-рейсах в 1973 году. Interflug использовала свои три Ту-124 в качестве альтернативы Ил -62 , когда Ил-62 были остановлены из-за механических проблем. Все три были проданы обратно в Советский Союз в 1975 году. [ нужна ссылка ]
Три планера были построены в 1966 году в VIP-конфигурации и получили обозначение Ту-124К. Однако «Аэрофлот» так и не принял их на вооружение, и они были закуплены ВВС Индии . [ нужна ссылка ]
Некоторые из них были также проданы военным пользователям, в том числе советским ВВС , которые использовали их в качестве навигационных тренажеров, и ВВС Китая . [ 3 ] [ 8 ]
Всего было построено 164 Ту-124. [ 9 ] Проблемы с безопасностью Ту-104 сказались на судьбе Ту-124, хотя надежность Ту-124 была несколько лучше. Производство закончилось в 1965 году, и 21 января 1980 года Аэрофлот списал последние двенадцать Ту-124. Ту-124 продолжал эксплуатироваться в течение нескольких лет в советских ВВС и в Ираке, но все самолеты были выведены из эксплуатации до и в 1990 году. Иракские военные и авиалинии Ирака были уничтожены в начале 1990-х годов во время войны в Персидском заливе . [ нужна ссылка ]
Сохранилось несколько Ту-124. Один находится в музее Харьковского государственного авиастроительного завода (бывший завод 135 производителя Ту-124), другой — в китайском музее авиации Датаншань в Пекине , третий — в Центральном музее ВВС в подмосковном Монино . Ту-124К выставлен в аэропорту Нью-Дели и рядом с Государственным музеем в зоопарке Лакхнау. [ 10 ]
Варианты
[ редактировать ]- Ту-124/Ту-124В
- Первый вариант производства. Международный спрос был небольшим, поскольку большинство иностранных авиакомпаний ждали покупки улучшенного Ту-134.
- Ту-124Б
- Три прототипа с двигателями Д-20П-125, построенные в 1963 году.
- Ту-124К/Ту-124К2
- VIP-конфигурация эксплуатируется военными Ирака и Китая , а также ВВС Индии.
- Ту-124Ш-1
- Военная версия использовалась в качестве тренажера штурмана.
- Ту-124Ш-2
- Военная версия использовалась в качестве тренажера штурмана.
- Ту-127
- Предлагаемый военно-транспортный вариант, не построен.
- Ту-124А
- Несмотря на это обозначение, этот самолет (CCCP-45075) представлял собой прототип Ту-134 с двигателями, расположенными сзади, и полностью переработанными крыльями и Т-образным хвостовым оперением. Хранится в Москве-Новогиреево.
Бывшие операторы
[ редактировать ]
Бывшие гражданские операторы
[ редактировать ]
- Interflug Three (DM-SDA, -SDB, плюс?) (цвета Interflug, но действуют от имени ВВС Восточной Германии ) [ 12 ] [ 13 ]
- Иракские авиалинии Два Ту-124В (YI-AEL, -AEY) [ 14 ]
Бывшие военные операторы
[ редактировать ]
- ВВС Индии [три VIP варианта Ту-124К]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Всего за время эксплуатации этого типа в результате аварий было списано пятнадцать Ту-124; еще два самолета компании «Иракские авиалинии» были уничтожены на земле во время войны в Персидском заливе . [ 15 ]
1960-е годы
[ редактировать ]- 21 августа 1963 г.
- Рейс 366 Аэрофлота , Ту-124 (СССР-45021), брошенный в реку Неву в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург ) после того, как оба двигателя отказали из-за исчерпания топлива, а экипаж был озабочен проблемами с шасси; все 52 человека на борту выжили. [ 16 ]
- 8 марта 1965 г.
- Рейс 513 Аэрофлота , Ту-124 (СССР-45028), заглох и разбился вскоре после взлета из аэропорта Куйбышева , в результате чего погибли 30 из 39 находившихся на борту самолетов. [ 17 ]
- 11 ноября 1965 г.
- Рейс 99 Аэрофлота , Ту-124В (СССР-45086), разбился на замерзшем озере Кильпявр после того, как пилот принял огни возле аэропорта Мурманска за огни порога взлетно-посадочной полосы, в результате чего погибли 32 из 64 находившихся на борту самолетов. [ 18 ]
- 13 июня 1966 г.
- Ту-124 Аэрофлота (СССР-45017) при посадке в международном аэропорту Минск-1 вылетел за мокрую взлетно-посадочную полосу и был списан; никаких жертв. [ 19 ]
- 27 июля 1966 г.
- Рейс 67 Аэрофлота, Ту-124В (СССР-45038), вошел в пикирование над Запорожской областью после полета в шторм на высоте 7200 м (23 622 фута). Экипаж смог восстановить управление на высоте 2800 м (9200 футов) и благополучно приземлился в Симферополе, но во время инцидента один пассажир погиб (из 90 находившихся на борту) и еще несколько получили ранения. Самолет был отремонтирован и возвращен в строй, но погиб в результате крушения рейса 5484 Аэрофлота в 1979 году. [ 20 ]
- 7 марта 1968 г.
- Рейс 3153 Аэрофлота, Ту-124 (СССР-45019), разбился при взлете из аэропорта Волгограда после того, как экипаж случайно активировал спойлеры, в результате чего погиб член экипажа; все 44 пассажира выжили. Переключатель спойлера был неудачно расположен на колонке управления, что позволило пилоту случайно нажать на него. [ 21 ]
1970-е годы
[ редактировать ]- 29 января 1970 г.
- Самолет Ту-124В (СССР-45083), рейс 145 Аэрофлота, врезался в склон холма при подлете к аэропорту Кильпявр в Мурманске; из 38 находившихся на борту пятеро погибли при ударе, а еще шестеро погибли на морозе в ожидании помощи. [ 22 ]
- 18 августа 1970 г.
- Рейс 744 CSA, Ту-124В (ОК-ТЕБ), приземлился с поднятыми шасси в аэропорту Клотен после того, как пилот, озабоченный проблемой герметизации кабины, не услышал команду опустить шасси; все 20 находившихся на борту выжили. Сигнализация системы предупреждения о включении передач была отключена. [ 23 ]
- 2 сентября 1970 г.
- Рейс 3630 Аэрофлота , Ту-124 (СССР-45012), разбился недалеко от Днепропетровска (ныне Днепр ) из-за необъяснимой потери управления, в результате чего погибли все 37 человек, находившихся на борту. [ 24 ]
- 9 июля 1973 г.
- У самолета Ту-124В (СССР-45062), рейса 5385 Аэрофлота, вскоре после взлета из аэропорта Куйбышев произошел неконтролируемый отказ правого двигателя. Обломки двигателя проникли в фюзеляж, в результате чего два пассажира погибли и еще четыре получили ранения. Экипаж начал аварийное снижение, двигатель заглушили. В панике пассажиры переместились в переднюю часть салона, в результате чего центр тяжести сместился вперед, но бортпроводники смогли усадить пассажиров, и самолет смог благополучно приземлиться в Куйбышеве. Самолет был отремонтирован и возвращен в строй. [ 25 ]
- 20 ноября 1973 г.
- Ту-124В Аэрофлота (СССР-45031) при посадке в аэропорту Казани вылетел за заснеженную взлетно-посадочную полосу; никаких жертв. [ 26 ]
- 16 декабря 1973 г.
- Рейс 2022 Аэрофлота , Ту-124В (СССР-45061), вошел в спиральное пикирование на высоте 8000 метров (26000 футов) при снижении в Москву из-за короткого замыкания в системе триммирования руля высоты. Хотя экипаж смог выйти и восстановить управление на высоте около 2000 метров (6600 футов), управление снова было потеряно из-за отказа гироскопа и пространственной дезориентации, и самолет разбился недалеко от Карачарово, в результате чего погиб весь 51 человек на борту. [ 27 ]
- 23 декабря 1973 г.
- Рейс 5398 Аэрофлота, Ту-124В (СССР-45044), разбился под Винниками из-за неисправной лопатки турбины №1. Один двигатель вышел из строя, что привело к сильной вибрации неисправного двигателя. Вибрации привели к разрыву топливопровода. Возникший в полете пожар привел к потере управления, что привело к крушению самолета и гибели всех 17 человек, находившихся на борту. [ 28 ]
- 3 января 1976 г.
- Рейс 2003 Аэрофлота , Ту-124В (СССР-45037), разбился вскоре после взлета из аэропорта Внуково из-за потери управления из-за отказа приборов после входа в облака, в результате чего погиб весь 61 человек на борту; один человек на земле также погиб, когда самолет врезался в несколько домов
- 5 ноября 1977 г.
- ВВС Индии Ту-124К V643 , получивший название «Пушпак Рат» («Цветочная колесница»), разбился на рисовом поле недалеко от Джорхата после слишком низкого снижения во время второй попытки приземления, в результате чего погибли пять членов экипажа; премьер-министр Морарджи Десаи . Среди выживших - [ 29 ]
- 1977
- ВВС СССР Ту-124Ш 53 красных приземлился с поднятыми колесами в аэропорту Луганска после того, как пилот забыл выпустить шасси; никаких жертв. [ 30 ]
- 29 августа 1979 г.
- Ту-124В (СССР-45038), рейс 5484 Аэрофлота , вошел в штопор, развалился в воздухе и разбился недалеко от Кирсанова после того, как закрылки были случайно выпущены, в результате чего погибли все 63 человека, находившиеся на борту. Эта катастрофа стала самой смертоносной с участием Ту-124, и Аэрофлот впоследствии списал ее. [ 31 ]
1990-е годы
[ редактировать ]- февраль 1991 г.
- Два самолета Ту-124В компании Иракские авиалинии (YI-AEY и YI-AEL) были уничтожены на земле в международном аэропорту Саддама бомбами США или союзников во время войны в Персидском заливе. [ 32 ] [ 33 ]
Технические характеристики (Ту-124В)
[ редактировать ]Данные советских транспортных самолетов с 1945 года. [ 7 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Вместимость: 56 пассажиров
- Длина: 30,58 м (100 футов 4 дюйма)
- Размах крыла: 25,55 м (83 фута 10 дюймов)
- Высота: 8,08 м (26 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 119,48 м 2 (1286,1 кв. футов)
- Вес пустого: 22 900 кг (50 486 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 37 500 кг (82 673 фунта)
- Силовая установка: 2 ТРДД Соловьева Д-20П тягой по 53,1 кН (11900 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 970 км/ч (600 миль в час, 520 узлов)
- Крейсерская скорость: 800–870 км/ч (500–540 миль в час, 430–470 узлов)
- Дальность действия: 2100 км (1300 миль, 1100 миль) с максимальным запасом топлива и полезной нагрузкой 3000 кг (6600 фунтов)
- Практический потолок: 11 700 м (38 400 футов)
- Скорость набора высоты: 12 м/с (2400 футов/мин) [ 34 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Разработка реактивных и турбинных авиационных двигателей, 4-е издание, Билл Ганстон, 2006 г., ISBN 0 7509 4477 3 , стр.197
- ^ «Ту-124 - Детали турбовентиляторного двигателя средней дальности Туполева» Flight International , 16 августа 1962 г., стр. 229–230, статья включает чертежи.
- ^ Jump up to: а б с Ганстон 1995, с. 433.
- ^ Страуд 1968, стр. 227–229.
- ^ Даффи и Кандалов 1996, с. 134.
- ^ Даффи и Кандалов 1996, стр. 134–135.
- ^ Jump up to: а б Страуд 1968, с. 232.
- ^ Даффи и Кандалов 1996, стр. 135–136.
- ^ Даффи и Кандалов 1996, с. 224.
- ^ «Боевые птицы Индии — Ту-124 [V642] в зоопарке Лакнау» . Архивировано из оригинала 22 января 2018 года . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ «Фотографии Ту-124, CSA» . авиалайнеры.нет . Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ «Ту124К2, ДМ-СДА» . airteamimages.com . Проверено 13 июля 2024 г.
- ^ «Ту-124В ДМ-СДБ» . planeboys.de . Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ «Фотографии Ту-124, Иракские авиалинии» . авиалайнеры.нет . Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ «Список потерь корпуса Ту-124» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов . Проверено 29 июля 2016 г.
- ↑ Описание аварии СССР-45021 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ↑ Сеть авиационной безопасности СССР-45028. Краткое описание аварии получено 14 сентября 2011 г.
- ↑ Описание аварии СССР-45086 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ↑ Описание аварии СССР-45017 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 6 июня 2018 г.
- ↑ Описание аварии СССР-45038 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 6 июня 2018 г.
- ↑ Описание аварии СССР-45019 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ↑ Описание аварии СССР-45083 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ^ Описание происшествия для ОК-ТЕБ в Сети авиационной безопасности . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ↑ Описание аварии Ту-124 [ так в оригинале ], подразделение Аэрофлота Литва, регистрация СССР [ так в оригинале ]-45012 в Сети авиационной безопасности . Проверено 29 июля 2016 г.
- ↑ Описание аварии СССР-45062 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 6 июня 2018 г.
- ↑ Описание аварии СССР-45031 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ↑ Описание аварии Ту-124 [ так в оригинале ], подразделение Аэрофлота Литва, регистрация СССР [ так в оригинале ]-45061 в Сети авиационной безопасности . Проверено 29 июля 2016 г.
- ↑ Описание аварии Ту-124 [ так в оригинале ], Московское отделение Аэрофлота, регистрация СССР[ так в оригинале ]-45044 в Aviation Safety Network . Проверено 29 июля 2016 г.
- ↑ Краткое описание аварии Aviation Safety Network V643 получено 14 сентября 2011 г.
- ↑ Aviation Safety Network 53. Краткое описание аварии на красном фоне получено 28 июля 2016 г.
- ↑ Описание аварии СССР-45038 на сайте Aviation Safety Network . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ^ Описание аварии YI-AEY в Сети авиационной безопасности . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ^ Описание аварии YI-AEL в Сети авиационной безопасности . Проверено 16 декабря 2015 г.
- ^ Ганстон 1995, с. 434.
- Даффи, Пол и Андрей Кандалов. Туполев: Человек и его самолет . Шрусбери, Великобритания: Издательство Airlife, 1996. ISBN 1-85310-728-X .
- Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .
- Страуд, Джон. Советский транспортный самолет с 1945 года . Лондон: Патнэм, 1968. ISBN 0-370-00126-5 .