Tupolev Tu-95
Ту-95 | |
---|---|
Ту-95 пролетает над Москвой в 2014 году. | |
Роль | Стратегический тяжелый бомбардировщик |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Aviakor |
Дизайнерская группа | Туполев |
Первый полет | 12 ноября 1952 г |
Введение | 1956 |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Воздушно-космические силы России Советские ВВС (исторический) Советский ВМФ (исторический) ВВС Украины (исторический) |
Произведено | 1952–1993 |
Количество построенных | >500 |
Варианты | Tupolev Tu-114 Tupolev Tu-142 Tupolev Tu-95LAL Tupolev Tu-116 |
Туполев Ту-95 ( русский : Туполев Ту-95 ; кодовое название НАТО : « Медведь ») — это большой четырехмоторный стратегический бомбардировщик с турбовинтовым двигателем платформой и ракетной . впервые совершивший полет Ту-95, в 1952 году, поступил на вооружение Дальней авиации ВВС СССР в 1956 году и впервые был применен в боевых действиях в 2015 году. Ожидается, что он будет служить ВКС России как минимум до 2040 года.
Разработка бомбардировщика для морского патрулирования получила обозначение Ту-142 , а модификация пассажирского авиалайнера получила название Ту-114 .
На самолете установлены четыре двигателя Кузнецов НК-12 с воздушными винтами встречного вращения . Это единственный стратегический бомбардировщик с винтовым двигателем, который до сих пор находится в эксплуатации. Ту-95 — один из самых громких военных самолетов, в частности потому, что кончики лопастей воздушного винта движутся быстрее скорости звука. [ 1 ] Его характерные стреловидные крылья расположены под углом 35°. Ту-95 — единственный винтовой самолет со стреловидным крылом, выпускаемый серийно.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Конструкторское бюро под руководством Андрея Туполева спроектировало первый в Советском Союзе межконтинентальный бомбардировщик Ту-85 1949 года — увеличенную версию Ту-4 , копию Boeing B-29 Superfortress . [ 2 ] было предъявлено новое требование В 1950 году как к конструкторским бюро Туполева, так и к конструкторским бюро Мясищева : предлагаемый бомбардировщик должен был иметь дальность полета без дозаправки 8000 км (5000 миль), что достаточно для того, чтобы угрожать ключевым целям в Соединенных Штатах. Другие цели включали возможность нести груз массой 11 000 кг (24 000 фунтов) над целью. [ 3 ]
Туполев столкнулся с выбором подходящего типа силовой установки: Ту-4 показал, что поршневые двигатели недостаточно мощны для столь крупного самолета, а реактивные двигатели АМ-3 для предполагаемого межконтинентального реактивного бомбардировщика Т-4 потребляли слишком много топлива, чтобы дать необходимый диапазон. [ 4 ] Турбовинтовые двигатели были более мощными, чем поршневые, и обеспечивали большую дальность полета, чем турбореактивные двигатели, доступные в то время, а также обеспечивали максимальную скорость между ними. Турбовинтовые двигатели также изначально были выбраны для Boeing B-52 Stratofortress , чтобы удовлетворить его требования к дальним полетам. [ 5 ] а для британских дальних транспортных самолетов Saunders-Roe Princess , Bristol Brabazon Mk 2 и Bristol Britannia .
Туполев предложил турбовинтовую установку, и проект Ту-95 с этой конфигурацией был официально одобрен правительством 11 июля 1951 года. В нем использовались четыре Кузнецова. [ 6 ] спаренные турбовинтовые двигатели , каждый из которых оснащен двумя воздушными винтами противоположного вращения с четырьмя лопастями каждый, номинальной мощностью 8900 кВт (12000 л.с.). Двигатель, усовершенствованный для своего времени, был разработан немецкой командой бывших Юнкерса инженеров-заключенных под руководством Фердинанда Бранднера . Фюзеляж был обычным, со среднерасположенным крылом со стреловидностью 35 градусов - углом, который обеспечивал прохождение основного лонжерона через фюзеляж перед бомбовым отсеком. Было установлено убирающееся трехопорное шасси , при этом все три узла стоек шасси убирались назад, а узлы главной передачи убирались назад в продолжения внутренних мотогондол . [ 3 ]
Ту-95/И с двигателями 2ТВ-2Ф впервые поднялся в воздух в ноябре 1952 года под летчика-испытателя Алексея Перелета . управлением [ 7 ] После шести месяцев испытательных полетов у этого самолета вышел из строя редуктор винта и он разбился, в результате чего Перелет погиб. На втором самолете, Ту-95/II, использовались четыре турбовинтовых двигателя Кузнецова НК-12 мощностью по 12 000 л.с., которые оказались более надежными, чем спаренные 2ТВ-2Ф. После успешных летных испытаний в январе 1956 года началось серийное производство Ту-95. [ 6 ]
Долгое время Ту-95 был известен разведке США/НАТО как Ту-20 . Хотя это было первоначальное обозначение самолета в ВВС СССР, к моменту его поставки в оперативные части он уже был более известен под обозначением Ту-95, используемым внутри компании Туполева, а обозначение Ту-20 быстро вышло из употребления. в СССР. Поскольку обозначение Ту-20 использовалось во многих документах, полученных агентами американской разведки, это название продолжало использоваться за пределами Советского Союза. [ 3 ] Первоначально Министерство обороны США оценило Ту-95 как имеющую максимальную скорость 640 км/ч (400 миль в час) и дальность полета 12 500 км (7800 миль). [ 8 ] Эти цифры приходилось неоднократно пересматривать в сторону увеличения. [ 3 ]
Как и его американский аналог В-52, Ту-95 продолжал эксплуатироваться в ВКС России, хотя появилось и исчезло несколько последующих версий конструкции бомбардировщика. Частично причиной такого долголетия была его пригодность, как и B-52, для модификации для различных задач. Хотя Ту-95 изначально предназначался для сброса свободнопадающего ядерного оружия, впоследствии он был модифицирован для выполнения широкого спектра задач, таких как развертывание крылатых ракет, морское патрулирование (Ту-142) и даже гражданский авиалайнер ( Ту -142). -114 ). Платформа ДРЛО ( Ту-126 ) была разработана на базе Ту-114. Символ холодной войны , Ту-95 служил не только платформой вооружения, но и символом советского, а затем и российского национального престижа. В результате работ по модернизации ВВС России получили первые образцы ряда модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-95МС . Усовершенствования коснулись электронного вооружения и систем наведения бомбардировщика. [ 9 ] Модернизация первой партии завершилась в марте 2020 года. [ 10 ]
-
Кабина Ту-95МС
-
Позиция штурмана
-
Должность бортинженера
-
Должность радиста
Ту-116
[ редактировать ]В качестве временного решения на случай, если Ту-114А не будет построен в срок, два бомбардировщика Ту-95 были оснащены пассажирскими салонами. Оба самолета имели одинаковую компоновку: служебные помещения, пассажирский салон, состоящий из двух секций, каждая из которых могла вместить по 20 человек на VIP-креслах, а остальная часть салона длиной 70 м. 3 (2500 куб. футов) кабина, сконфигурированная как обычный авиалайнер. Оба самолета в конечном итоге использовались в качестве переправочных машин различными эскадрильями Ту-95. [ 11 ] Одна из таких машин сохранилась в Центральном аэропорту Ульяновска .
Модернизация
[ редактировать ]Начиная с 2000-х годов ВВС России начали прорабатывать различные варианты модернизации своего парка Ту-95МС. Еще до начала программы модернизации в 2003 году самолеты были совместимы с ракетой Х-555 . Затем была начата соответствующая программа модернизации. Официально разработка началась, когда на НИОКР выдало компании «Туполев» контракт 23 декабря 2009 года Министерство обороны России . Модернизация применяется только к Ту-95МС16, использующим систему инициализации ракет К-016 «Спрут» , а не к самолетам, использующим систему инициализации ракет К-016 «Спрут». более старая К-012 «Осина» (К-016 позволяет использовать ракеты Х-55СМ большей дальности); иными словами, модернизируются только самолеты, выпущенные с 1986 года. В общей сложности это представляет собой парк из 30-35 самолетов. Программа разделена на два этапа: первый заключается в обеспечении совместимости самолета с крылатыми ракетами Х-101/102 . Они слишком велики, чтобы поместиться во внутренний ракетный отсек; следовательно, добавляются новые внешние узлы оборудования. Всего под четырьмя двойными ракетными пилонами можно разместить восемь Х-101/102, а также шесть Х-55/55СМ/555 во внутренней поворотной ракетной установке. На этом первом этапе модернизации также заменяется несколько единиц оборудования, в том числе система приема спутникового сигнала, система посадки по приборам и другие навигационные системы. [ 12 ] Первым Ту-95, модернизированным под ракеты Х-101/102, стал Ту-95МС «Саратов» , выпущенный на имени Бериева авиазаводе в Таганроге в начале 2015 года. [ 13 ] Он был передан ВВС России в марте 2015 года. [ 14 ] С 2015 года серийную модернизацию проводит также «Авиакор» авиазавод самарский темпом три самолета в год. [ 13 ] [ 15 ] Первым Ту-95, модернизированным «Авиакором», стал Ту-95МС «Дубна» , переданный ВКС России 18 ноября 2015 года. [ 16 ] В перспективе Ту-95МС планируется модернизировать прицельно-вычислительным комплексом СВП-24 российской компании «Гефест и Т». [ 17 ]
Второй этап программы модернизации также является самым масштабным и известен как Ту-95МСМ . Он включает в себя установку новой РЛС с пассивной решеткой электронного сканирования "Новелла" НВ1.021 взамен нынешних "Обзор-МС", новой навигационной системы С021 и бортового комплекса обороны "Метеор-НМ2". [ 12 ] Кроме того, самолет, модернизированный до варианта «МСМ», будет оснащен модернизированными Кузнецова НК-12МПМ . турбовинтовыми двигателями [ 13 ] [ 18 ] вместе с новыми винтами АВ-60Т, снижающими уровень вибрации на 50%. Наконец, хвостовая турель была удалена. [ 12 ] Первый Ту-95МСМ совершил первый полет 22 августа 2020 года. [ 19 ] Новый контракт на модернизацию стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МС до уровня Ту-95МСМ был подписан в августе 2021 года. [ 20 ]
Операционная история
[ редактировать ]Советский Союз
[ редактировать ]Вариант Ту-95РТ, в частности, был настоящей иконой холодной войны, поскольку он выполнял задачи по морскому наблюдению и наведению на цель других самолетов, надводных кораблей и подводных лодок. Его можно было узнать по большой выпуклости под фюзеляжем , в которой, как сообщается, размещалась радиолокационная антенна, которая использовалась для поиска и обнаружения надводных кораблей. [ 21 ]
Серия ядерных надводных испытаний была проведена Советским Союзом в начале-середине 1960-х годов. 30 октября 1961 года модифицированный Ту-95 доставил и сбросил устройство АН602 под названием «Царь-бомба» , самое мощное термоядерное устройство, когда-либо взорвавшееся. [ 22 ] Существует видеозапись этого конкретного испытания. [ 23 ] поскольку событие было снято на видео в целях документирования. На кадрах виден специально адаптированный самолет Ту-95В, окрашенный в белый цвет с антибликовым покрытием. [ 24 ] на его брюшной поверхности – взлет, ношение бомбы, полетные сцены интерьера и экстерьера самолета, детонация. Бомба была прикреплена под самолетом, который нес оружие полувнешне, поскольку его нельзя было переносить внутри бомбового отсека стандартного Ту-95, аналогично тому, как это делала специальная версия B.1 Avro Lancaster с десятитонным самолетом. » турнира Большого шлема « Землетрясение . Наряду с « Царь-бомбой » Ту-95 показал себя универсальным бомбардировщиком, способным доставлять РДС-4 «Татьяна» (бомба деления мощностью сорок две килотонны), РДС-6С термоядерную бомбу , РДС-37 2,9- мегатонная термоядерная бомба и 200-килотонная бомба РП-30-32. [ 25 ]
В ранних версиях бомбардировщика не было удобств для экипажа, а в сырых и грязных салонах не было туалета или камбуза. [ 25 ] Хотя летать на Ту-95 было неудобно, особенно во время рутинных 10-часовых вылетов два раза в неделю, постоянная подготовка обеспечивала высокую степень боевой готовности и около 1200 часов налета в год. [ 26 ]
По характеру выполняемых задач экипажи бомбардировщиков Ту-95 зачастую были одними из лучших в советских ВВС. В рамках миссии по нанесению ядерного удара экипажи бомбардировщиков будут часто совершать вылеты в Арктику для отработки трансполярных ударов по Соединенным Штатам. Однако, в отличие от своих американских аналогов , самолеты Ту-95 не выполняли полеты с «живым» ядерным оружием. Эта практика, возникающая в результате размещения боевых боеприпасов в специальных бункерах на базах и длительного процесса погрузки (осуществляемого через траншею для обслуживания под бомбовым отсеком и занимающего до двух часов), рассматривалась как препятствие для общей готовности к миссии. [ 27 ]
Во время Фолклендской войны Ту-95 выполняли разведывательные полеты в районе острова Вознесения . [ 28 ]
Россия
[ редактировать ]В 1992 году новый независимый Казахстан начал возвращать в Российскую Федерацию самолеты Ту-95 79-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии на Долон . авиабазе [ 29 ] Бомбардировщики присоединились к тем, кто уже находился на дальневосточной авиабазе "Украинка" . [ 30 ]
17 августа 2007 года президент России Владимир Путин объявил, что Россия возобновляет полеты стратегической авиации, отправляя свои бомбардировщики на дальнее патрулирование - практика, которая прекратилась с распадом Советского Союза в 1991 году. [ 31 ] [ 32 ] Истребители стран -членов НАТО часто отправляются для перехвата и сопровождения Ту-95, выполняющих свои задачи по периферии воздушного пространства НАТО, зачастую близко друг к другу. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
Сообщается, что российские Ту-95 приняли участие в военно-морских учениях у берегов Франции и Испании в январе 2008 года вместе со стратегическими бомбардировщиками Ту-22М 3 «Бэкфайр» и Бериева А-50 «Основной». самолетами дальнего радиолокационного обнаружения [ 37 ]
Во время российских «Стабильность-2008» военных учений произвели стрельбу боевыми крылатыми ракетами воздушного базирования. в октябре 2008 года самолеты Ту-95МС впервые с 1984 года Большая дальность полета крылатой ракеты Х-55 означает, что Ту-95МС снова может служить в качестве система стратегических вооружений. [ 38 ]
В июле 2010 года два российских Ту-95МС установили мировой рекорд беспосадочного полета для самолетов этого класса, проведя в воздухе более 43 часов. Они пролетели через Атлантический, Северный Ледовитый и Тихий океаны, а также Японское море, преодолев в общей сложности более 30 000 км (19 000 миль) с четырьмя дозаправками в воздухе. Основная цель полета на выносливость заключалась в оценке характеристик самолета во время такого длительного полета, в частности, в мониторинге двигателей и других систем. [ 39 ]
17 ноября 2015 года Ту-95 совершили свой боевой дебют, впервые применившись для нанесения дальних авиаударов в рамках российского военного вмешательства в сирийскую гражданскую войну . [ 40 ] 17 ноября 2016 года Ту-95МС выполнили первое боевое развертывание, выполнив пуск крылатых ракет Х-101 по нескольким боевикам. [ указать ] позиции в Сирии. [ 41 ]
5 декабря 2017 года два Ту-95МС и два транспортных самолета Ил-76МД впервые приземлились на авиабазе Биак в Индонезии. Бомбардировщики преодолели более 7000 км (4300 миль) с дозаправкой в воздухе перед приземлением на авиабазе. В ходе визита экипажи Ту-95 совершили первые патрульные полеты над южной частью Тихого океана, находясь в воздухе более восьми часов. [ 42 ] [ 43 ]
Сообщается, что бомбардировщики Ту-95МС/МСМ приняли участие в первом нападении на Украину на начальном этапе российского вторжения в Украину 24 февраля 2022 года. [ 44 ] 6 марта 2022 года, по данным украинских источников, стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160 произвели пуск восьми крылатых ракет, предположительно Х-101, по международному аэропорту "Гавришевка Винница" из акватории Черного моря . [ 45 ] 26 июня 2022 года официальный представитель ВВС Украины Юрий Игнат сообщил, что от четырех до шести крылатых ракет Х-101 были запущены Ту-95МС и Ту-160 по Киеву из района Каспийского моря . Сообщается, что бомбардировщики вылетели из Астрахани . [ 46 ]
5 декабря 2022 года сообщалось о взрывах на двух российских авиабазах: по сообщениям, взрыв на Энгельс-2 повредил два Ту-95. Впоследствии, на спутниковых фотографиях, сделанных 6 декабря, видно, что один Ту-95МС BEAR-H загорелся, и его пришлось залить пеной. Ту -22М Также был поврежден . Атака была осуществлена модернизированными беспилотниками Ту-141 . [ 47 ]
Инциденты
[ редактировать ]- 8 июня 2015 года у Ту-95 загорелся двигатель при взлете с авиабазы Украинка в России. В результате один член экипажа погиб. [ 48 ]
Варианты
[ редактировать ]- Ту-95/1
- Первый прототип с турбовинтовыми двигателями Кузнецова 2ТВ-2Ф.
- Ту-95/2
- Второй прототип оснащен турбовинтовыми двигателями Кузнецова НК-12.
- Ту-95
- Базовый вариант дальнего стратегического бомбардировщика и единственная модель самолета, не оснащенная носовой дозаправочной станцией. Известен в НАТО как Bear-A.
- Ту-95К
- Экспериментальный вариант десантирования реактивного самолета МиГ-19 СМ-20.
- Ту-95К22
- Модификации старых бомбардировщиков «Медведь», переконфигурированные для перевозки ракет «Радуга Х-22» и оснащенные современной авионикой. Известен в НАТО как Bear-G.
- Ту-95К/Ту-95КД
- Предназначен для перевозки Х-20 ракет класса «воздух-поверхность» . Первыми носовыми зондами были оснащены самолеты Ту-95КД. Известен в НАТО как Bear-B.
- Ту-95КМ
- Модифицированные и модернизированные версии Ту-95К, наиболее примечательные усовершенствованными системами разведки. Они, в свою очередь, были преобразованы в конфигурацию Bear-G. Известен в НАТО как Bear-C.
- Ту-95ЛАЛ
- Проект экспериментального атомного самолета. [ 49 ]
- Ту-95М
- Модификация серийного Ту-95 с двигателями НК-12М. было построено 19.
- Ту-95М-55
- Ракетоносец.
- Ту-95МР
- Медведь-А модифицирован для фоторазведки и производился для советской морской авиации . Известен в НАТО как Bear-E.
- Ту-95МС/Ту-95МС6/Ту-95МС16
- Совершенно новая платформа-носитель крылатых ракет на базе планера Ту-142 . Этот вариант стал стартовой платформой Х-55 «Радуга» крылатой ракеты и запущен в серийное производство в 1981 году. [ 50 ] Известен в НАТО как Bear-H и некоторое время в 1980-х годах именовался американскими военными как Ту-142, прежде чем стало известно его истинное обозначение. В настоящее время модернизируется для оснащения малозаметными крылатыми ракетами Х-101/102 . По состоянию на апрель 2019 года модернизирован 21 самолет. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] В 2019–2020 годах парк пополнился 10 модернизированными самолетами Ту-95МС. [ 57 ] [ 58 ] В 2021 году поставлено 4 самолета. [ 59 ]
- Ту-95МС6
- Способен нести шесть крылатых ракет Х-55, Х-55СМ или Х-555 на поворотной пусковой установке в отсеке вооружения самолета. было построено 32. [ 60 ]
- Ту-95МС16
- Оснащен четырьмя подкрыльевыми пилонами в дополнение к поворотной пусковой установке в фюзеляже, что дает максимальную нагрузку 16 Х-55 или 14 Х-55СМ. было построено 56. [ 60 ]
- Ту-95МСМ
- Модернизация бомбардировщиков «Ту-95МС16», оснащенных новой РЛС «Новелла-НВ1.021», системой отображения информации СОИ-021, бортовым комплексом обороны «Метеор-НМ2» и модернизированными НК-12МПМ «Кузнецов» турбовинтовыми двигателями . Первый полет запланирован на конец 2019 года. [ 61 ]
- Ту-95Н
- Экспериментальный вариант для десантирования самолета с прямоточным воздушно-реактивным двигателем РС.
- Ту-95РЦ
- Вариант базовой конфигурации «Медведь-А», переработанный для морской разведки и целеуказания, а также радиотехнической разведки для службы в советской морской авиации . Известен в НАТО как Bear-D.
- Ту-95У
- Тренировочный вариант, модифицированный на основе уцелевших Bear-As, но теперь все они сняты с вооружения. Известен в НАТО как Bear-T.
- Ту-95В
- Специальный самолет-носитель для испытания самого мощного термоядерного оружия из когда-либо созданных — « Царь-бомбы» .
- Ту-96
- Прототип межконтинентального высотного стратегического бомбардировщика дальнего действия, рассчитанный на высоту до 16 000–17 000 м (52 000–56 000 футов). [ 62 ] Это был высотный вариант самолета Ту-95 с высотными турбовинтовыми двигателями ТВ-16 и новым крылом увеличенной площади. Заводские испытания самолета проводились с небогатыми двигателями ТВ-12 в 1955–1956 годах. [ 63 ]
Модификации Ту-95
[ редактировать ]- Ту-114
- Авиалайнер, модификация Ту-95.
- Ту-116
- Ту-95 был оснащен пассажирскими салонами в качестве временной меры на время разработки Ту-114. 2 были преобразованы. [ 64 ]
- Ту-126
- ДРЛО, производная от Ту-114, сама по себе производная от Ту-95.
- Ту-142
- Морская разведка/противолодочная модификация Ту-95. Известен в НАТО как Bear-F.
Существовало несколько других модификаций базового планера Ту-95/Ту-142, но они в значительной степени не были признаны западной разведкой или так и не достигли боевого статуса в советских вооруженных силах.
Операторы
[ редактировать ]- ВКС России - по состоянию на 2020 год на вооружении находятся 55 Ту-95МС. [update]. [ 65 ] [ 66 ]
- 22-я гвардейская тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия , 6950-я гвардейская авиабаза — Энгельс-2 (авиабаза) , Саратовская область
- 121-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк [ 68 ]
- 184-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк
- 326-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия , 6952-я авиабаза – Украинка (авиабаза) , Амурская область
- 182-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк
- 79-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк
- 43-й Центр боевого применения и подготовки летного состава дальней авиации – Дягилево (авиабаза) , Рязанская область [ 72 ] [ 73 ]
- 2-й инструкторский тяжелый бомбардировочный авиационный полк
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Советские ВВС — самолеты были переданы ВВС России и Украины после распада Советского Союза .
- 106-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия - первая дивизия Ту-95, сформированная в 1956 году. [ 74 ] Командир дивизии дважды Герой Советского Союза А.Г. Молодчий. [ 75 ]
- 1006-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк — авиабаза Узин, Киевская область , Украинская ССР.
- 409-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк — авиабаза Узин, Киевская область, Украинская ССР.
- 182nd Guards Heavy Bomber Aviation Regiment – Mozdok , Severo-Osetinskaya ASSR
- 79-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия — Долон (авиабаза) , Семипалатинская область , Казахская ССР [ 76 ]
- 1223-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк
- 1226-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк
- 73-я тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия — Украинка (авиабаза) , Амурская область , РСФСР [ 77 ]
- 40-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк - объединен со 182-м ТБАП в 1998 году на авиабазе Украинка.
- 79-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк
- 106-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия - первая дивизия Ту-95, сформированная в 1956 году. [ 74 ] Командир дивизии дважды Герой Советского Союза А.Г. Молодчий. [ 75 ]
- Советская морская авиация
- 392nd Separate Long-Range Reconnaissance Aviation Regiment – Kipelovo , Vologda Oblast , Russian SFSR [ 78 ]
- 304-й отдельный дальний разведывательный авиационный полк — аэродром Хорол , Приморский край , РСФСР [ 78 ]
- 169-й отдельный гвардейский смешанный авиационный полк — база Камрань , провинция Кханьхоа , Вьетнам [ 79 ]
- ВВС Украины - унаследовали 23–29 самолетов Ту-95МС после распада Советского Союза, а затем передали Х-55 России 3 Ту-95МС и 581 крылатую ракету в обмен на списание долга за газ в 2000 году; остальные были списаны в соответствии с соглашением Нанна-Лугара о совместном уменьшении угрозы, возглавляемым США. [ 80 ]
- 106-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия — авиабаза Узин , Киевская область.
- 1006-й тяжелый бомбардировочный полк
- 106-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия — авиабаза Узин , Киевская область.
- Николаевский авиаремонтный завод - 2 Ту-95МС, переоборудованные в самолеты экологической разведки, находятся на хранении, прежде чем были проданы на слом в 2013 году. [ 81 ] [ 82 ]
- Белоцерковский авиаремонтный завод — 5 российских Ту-95 списаны на заводе по договоренности между Кабинетом Министров Украины и Правительством России . [ 83 ]
- 1 Ту-95МС в Музее дальней авиации в Полтаве [ 80 ] [ 84 ] and 1 Tu-95 в Mykolaiv Область . [ 80 ] [ 85 ]
Технические характеристики (Ту-95МС)
[ редактировать ]Данные боевых самолетов с 1945 года. [ 86 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 6–7 человек; пилот, второй пилот, бортинженер, оператор системы связи, штурман, хвостовой стрелок, а также дополнительный штурман, в зависимости от профиля миссии. [ 87 ]
- Длина: 46,2 м (151 фут 7 дюймов)
- Размах крыла: 50,1 м (164 фута 4 дюйма)
- Высота: 12,12 м (39 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 310 м 2 (3300 кв. футов)
- Вес пустого: 90 000 кг (198 416 фунтов)
- Полная масса: 171 000 кг (376 990 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 188 000 кг (414 469 фунтов)
- Силовая установка: 4 двигателя Кузнецов НК-12 турбовинтовых мощностью 15 000 л.с. (15 000 л.с., 11 000 кВт)
- Гребные винты: 8-лопастные гребные винты противоположного вращения с полным флюгированием и постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 925 км/ч (575 миль в час, 499 узлов)
- Крейсерская скорость: 710 км/ч (440 миль в час, 380 узлов)
- Дальность действия: 15 000 км (9 300 миль, 8 100 миль)
- Практический потолок: 13 716 м (45 000 футов)
- Скорость набора высоты: 10 м/с (2000 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 606 кг/м 2 (124 фунта/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,235 кВт/кг (0,143 л.с./фунт)
Вооружение
- Guns: 2 × 23 mm (0.906 in) Gryazev-Shipunov GSh-23 autocannon in tail turret
- Ракеты: до 15 000 кг (33 000 фунтов), включая Х-20 , Х-22 и Х-55/101/102 , или 8 Х-101/102 , установленных на подкрыльевых пилонах. крылатых ракет [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Русский Медведь вернулся» . Russia Today через youtube.com . 24 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2013 г. Проверено 23 января 2011 г. [ ненадежный источник? ]
- ^ «Ту-4 «Бык» » . Монино Авиационный . Архивировано из оригинала 18 февраля 2009 года . Проверено 1 ноября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Справочник ВВС России, том 1 Системы стратегической информации и вооружения . Вашингтон, округ Колумбия: International Business Publications, США, 7 февраля 2007 г. (обновлено в 2011 г.). 7 февраля 2007 г., стр. 157–9. ISBN 978-1-4330-4115-0 .
- ^ «Туполев Ту-95 Медведь» . Федерация американских ученых . Архивировано из оригинала 28 декабря 2010 года . Проверено 23 января 2011 г.
- ^ https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=mdp.39015059171325;view=1up;seq=3 . Архивировано 4 ноября 2020 г. в Wayback Machine , стр. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Соболев Д.А.; Хазанов Д.Б. «Создание турбовинтового двигателя ТВ-2 (НК-12)» . airpages.ru . Архивировано из оригинала 17 сентября 2010 года . Проверено 5 июня 2010 г.
- ^ «Ту-95МС» [Ту-95МС]. Туполев (на русском языке). Архивировано из оригинала 21 ноября 2015 года . Проверено 20 ноября 2015 г.
- ^ «Ту-20/95/142 Медведь: Самый быстрый винтовой самолет». Архивировано 11 декабря 2008 г. на сайте Wayback Machine Aviation.ru. Проверено: 5 июня 2010 г.
- ^ Перри, Доминик (19 декабря 2014 г.). «Российские ВВС принимают первые модернизированные бомбардировщики Туполев» . Флайтглобал . Лондон. Архивировано из оригинала 27 сентября 2015 года . Проверено 20 ноября 2015 г.
- ^ «Туполев» завершает модернизацию стратегических бомбардировщиков Ту-95МС . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 г. Проверено 03 апреля 2020 г.
- ^ «Туполев Ту-116» . Авиастар. Архивировано из оригинала 24 июля 2014 года . Проверено 9 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «[Акту] Модернизация Ту-95МС» . Красный Самовар . 22 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 13 июля 2022 года . Проверено 13 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с "Модернизация российских стратегических бомбардировщиков" . bmpd.livejournal.com . 17 April 2016. Archived from the original on 21 April 2019 . Retrieved 21 April 2019 .
- ^ "Модернизированный Ту-95МС в Энгельсе" . bmpd.livejournal.com . 7 March 2015. Archived from the original on 21 April 2019 . Retrieved 21 April 2019 .
- ^ " "Авиакор" возвращается к работам по стратегическим бомбардировщикам Ту-95МС" . bmpd.livejournal.com . 22 October 2015. Archived from the original on 21 April 2019 . Retrieved 21 April 2019 .
- ^ "Модернизированный бомбардировщик Ту-95МС "Дубна" " . bmpd.livejournal.com . 20 November 2015. Archived from the original on 23 November 2015 . Retrieved 21 April 2015 .
- ^ "Новые возможности Ту-95МС с системами управления от "Гефеста" " . bmpd.livejournal.com . 29 June 2017. Archived from the original on 21 April 2019 . Retrieved 21 April 2019 .
- ^ «Новые двигатели позволят увеличить дальность полета стратегических бомбардировщиков Ту-95МС» . ТАСС . 23 августа 2018 года. Архивировано из оригинала 20 апреля 2019 года . Проверено 21 апреля 2019 г.
- ^ Олпорт, Дэйв (октябрь 2020 г.). «Первый полет модернизированного Ту-95МСМ». Эйр Интернешнл . Том. 99, нет. 4. с. 12. ISSN 0306-5634 .
- ^ «Российское высшее руководство подписывает ряд соглашений о поставке современного вооружения российским войскам» . Архивировано из оригинала 04.11.2021 . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ «Туполев Ту-95РТ «Мишка Д» » . Архивировано из оригинала 5 ноября 2010 г. Проверено 23 апреля 2017 г.
- ^ «Большой Иван, Царь-бомба («Король бомб»): крупнейшее в мире ядерное оружие». Архивировано 17 июня 2016 г. на сайте Wayback Machine Nuclearweaponarchive.org, 3 сентября 2007 г. Дата обращения: 5 июня 2010 г.
- ^ «RDS 202: Царь-бомба, самая большая бомба в истории» . Ютуб . 17 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2015 года . Проверено 20 ноября 2015 г.
- ^ «RDS 202: Царь-бомба, самая большая бомба в истории» . Ютуб . 17 июля 2009 г. Событие происходит с 1:15 до 1:50. Архивировано из оригинала 7 декабря 2015 года . Проверено 20 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Залога, Стив (17 февраля 2002 г.). Ядерный меч Кремля: взлет и падение стратегических ядерных сил России . п. 29.
- ^ Semyonov. Raketno-Kosmicheskaya korporatsia Energia . p. 131.
- ^ Проосков Н. (14 июля 1997 г.). Резервы боеготовности: РВСН .
- ^ Мастный, Войтех (июнь 1983 г.). «Советский Союз и Фолклендская война» . Обзор военно-морского колледжа . 36 (3): 48. JSTOR 44636371 . Архивировано из оригинала 21 декабря 2020 года . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ «Все стратегические бомбардировщики из Казахстана; переговоры о тех, кто находится в Украине». Сводки новостей RFE/RL , Vol. 3, № 9, 21–25 февраля 1994 г., через Инициативу по борьбе с ядерной угрозой.
- ^ Бухарин и др. 2004, с. 385 .
- ^ «Россия заказала патрулирование бомбардировщиков дальнего действия» . США сегодня . 17 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 г. . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «Россия возобновляет патрулирование ядерными бомбардировщиками» . Нью-Йорк Таймс . 17 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 29 августа 2019 г. . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ "Британские самолеты следят за российскими бомбардировщиками". Архивировано 25 сентября 2008 г. в Wayback Machine BBC News, 6 июля 2007 г. Проверено: 5 июня 2010 г.
- ^ «НОРАД преуменьшает значение перехвата российских бомбардировщиков» . Архивировано 28 августа 2010 г. в Wayback Machine CBC, 25 августа 2010 г. Дата обращения: 6 сентября 2010 г.
- ^ Лилли, Брайан. «Канадские самолеты отбивают российские бомбардировщики». Архивировано 31 июля 2010 г. в Wayback Machine Calgary Sun , 30 июля 2010 г.
- ^ «Португалия снова поднимает самолеты на перехват российских бомбардировщиков» . Рейтер . 31 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 21 марта 2015 г. Проверено 1 февраля 2017 г.
- ^ Халпин, Тони. «ВВС Великобритании находятся в боевой готовности, поскольку Россия проводит масштабные военно-морские учения в Бискайском заливе». Архивировано 14 февраля 2008 г. в Wayback Machine The Times , 17 августа 2007 г. Проверено: 5 июня 2010 г.
- ^ «Россия возрождает самолеты времен холодной войны». Архивировано 3 ноября 2008 г. в Wayback Machine Washington Times , 30 октября 2008 г. Проверено: 5 июня 2010 г.
- ^ "Рекорд Ту-95МС: "медведи" провели в воздухе более сорока часов" . vesti.ru . 30 July 2010. Archived from the original on 19 December 2018 . Retrieved 18 December 2018 .
- ^ Олифант, Роланд; Аккоч, Разие; Стифел, Элеонора (17 ноября 2015 г.). «Атаки в Париже: Кэмерон обосноват необходимость военных действий в Сирии, поскольку войска ЕС могут быть отправлены во Францию – последние новости» . «Дейли телеграф» . Онлайн. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
- ^ «Российский бомбардировщик Ту-95МСМ нанес первый в истории удар по Сирии» . ТАСС.com . Архивировано из оригинала 5 марта 2017 года . Проверено 1 февраля 2017 г.
- ^ "Российский самолет совершил рейс из Амурской области в Индонезию в рамках международного визита" . Министерство обороны России . 5 декабря 2017 г. Архивировано из оригинала 12 января 2020 г. Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «Австралийские ВВС подняты по тревоге после того, как российские дальние бомбардировщики направились на юг» . Хранитель . 30 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 12 января 2020 года . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «Российское нападение на Украину продолжается. И это первый отчет о том, что произошло до сих пор» . theaviationist.com . 24 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 26 июня 2022 года . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ «Ракетные удары по винницкому аэродрому, нанесённые со стороны Чёрного моря» . Укринформ.нет . 6 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2022 года . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ «Российские ракеты по Киеву запущены с бомбардировщиков Ту-95, Ту-160 – командование ВВС» . Укринформ.нет . 26 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ ТОМАС НЬЮДИК (6 декабря 2022 г.). «Украина модифицированные реактивные дроны советской эпохи будут поражать базы бомбардировщиков, утверждает Россия (обновлено)» . thedrive.com . Архивировано из оригинала 7 декабря 2022 года . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ «Россия базирует 2-й флот истребителей на фоне череды катастроф» . Московская Таймс . 6 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2015 года . Проверено 2 августа 2015 г.
- ^ Тракимавичюс, Лукас. «Действительно ли малое красиво? Будущая роль малых модульных ядерных реакторов (ММР) в вооруженных силах» (PDF) . Центр передового опыта НАТО в области энергетической безопасности . Архивировано (PDF) из оригинала 31 июля 2022 г. Проверено 5 декабря 2020 г.
- ^ "Военная авиация — Туполев" . tupolev.ru . Archived from the original on 29 December 2016 . Retrieved 1 February 2017 .
- ^ "ОАК передала Минобороны РФ очередной стратегический ракетоносец Ту-95МС – Еженедельник "Военно-промышленный курьер" " . vpk-news.ru . Archived from the original on 2 September 2017 . Retrieved 1 February 2017 .
- ^ "ПАО "Туполев" передало Министерству обороны РФ модернизированный стратегический ракетоносец Ту-95МС — Туполев" . tupolev.ru . Archived from the original on 1 April 2017 . Retrieved 1 February 2017 .
- ^ "Компания "Туполев" продолжает работы по модернизации ракетоносцев Ту-95МС – Еженедельник "Военно-промышленный курьер" " . vpk-news.ru . Archived from the original on 3 January 2017 . Retrieved 1 February 2017 .
- ^ «Туполев» сдал модернизированные стратегические бомбардировщики Ту-160М, Ту-95МСМ . www.airrecognition.com . Архивировано из оригинала 2 апреля 2019 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ «Российский стратегический бомбардировщик Ту-160 испытал 12 ракет» . ТАСС . Архивировано из оригинала 20 декабря 2018 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ "ТАСС: Военные и оборонные ведомства - Воздушно-космические силы России получили два модернизированных стратегических бомбардировщика Ту-95МС" . Архивировано из оригинала 20 апреля 2019 г. Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ «В 2020 году в состав Дальней авиации (FRA) войдут шесть модернизированных стратегических ракетоносцев» . Министерство обороны Российской Федерации . 5 января 2020 года. Архивировано из оригинала 16 марта 2022 года . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ «Воздушно-космические силы России получили пять модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-95МС» . ТАСС . Архивировано из оригинала 23 декабря 2020 г. Проверено 23 декабря 2020 г.
- ^ "Уровень модернизации российской ядерной тройки - самый высокий в истории", - заявил министр обороны . ТАСС . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Mladenov Air International , август 2015 г., стр. 43, 45.
- ^ "Контракт на создание глубоко модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-95МСМ" . bmpd.livejournal.com . 15 August 2018. Archived from the original on 21 April 2019 . Retrieved 21 April 2019 .
- ^ "Стратегический бомбардировщик Ту-96. – Российская авиация" . Xn—80aafy5bs.xn—p1ai. 2015-10-03. Archived from the original on 2019-02-02 . Retrieved 2019-02-02 .
- ^ "Ту-96." Архивировано 13 марта 2008 г. на сайте Wayback Machine globalsecurity.org. Проверено: 5 июня 2010 г.
- ^ Даффи и Кандалов 1996, стр. 131–132.
- ^ Военный баланс 2017, стр.217
- ^ «Российские стратегические ядерные силы» . Russianforces.org. Архивировано из оригинала 3 октября 2022 г. Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ «Закрывая дверь конюшни – Россия перемещает стратегические бомбардировщики после ударов беспилотников» . 22 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Рядом с Финляндией обнаружены российские бомбардировщики, способные нести ядерное оружие» . 30 сентября 2022 г.
- ^ «Россия начинает пятницу с масштабного воздушного нападения на Украину, активны бомбардировщики Ту-95 из Мурманска» .
- ^ «Россия направила против Украины 11 Ту-95, 4 Ту-22, Су-35 и Су-34» . 8 января 2024 г.
- ^ «Российские бомбардировщики возле Финнмарка перед учениями Nordic Response» .
- ^ «43-й Центр боевого применения и переподготовки личного состава ДА» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 5 июля 2018 года . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ «43-й Центр боевого применения и подготовки летного состава дальней авиации» . www.vitalykuzmin.net . Архивировано из оригинала 29 января 2019 года . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ «106-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия им. 60-летия СССР» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 25 мая 2013 года . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ Рукопись "SSM" от группы Yahoo TO&E
- ^ «79-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 9 октября 2018 года . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ «73-я тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 7 августа 2018 года . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Авиационный ВМФ» . airbase.ru . Архивировано из оригинала 30 марта 2019 года . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ «169-й гвардейский Рославльский тяжелый бомбардировочный авиационный полк» . ww2.dk . Архивировано из оригинала 5 октября 2018 года . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Хронология вывода из эксплуатации и передачи украинских бомбардировщиков» (PDF) . Инициатива по ядерной угрозе. Апрель 2005 г. Архивировано (PDF) из оригинала 13 августа 2018 г. Проверено 29 января 2019 г.
- ^ "Во времена Лебедева чиновники Минобороны продали два самолета как лом" [Once Lebedev headed Ministry of Defence, its officials sold two aircraft as scrap] (in Russian). www.pravda.com.ua. 9 July 2015. Archived from the original on 20 February 2018 . Retrieved 19 February 2018 .
- ^ " Главной военной прокуратурой разоблачен факт продажи военных самолетов по цене металлолома". General Prosecutor's Office of Ukraine. 9 июля 2015 года. Archived from the original on 17 December 2018 . Retrieved 19 February 2018 .
- ^ "Российские Ту-95 будут ликвидировать в Белой Церкви" . zavtra.com.ua . 22 September 2004. Archived from the original on 30 January 2019 . Retrieved 29 January 2019 .
- ^ "Музей дальней авиации, Полтава" [Museum of long-range aviation, Poltava] (in Russian). Doroga.ua. 27 August 2012. Archived from the original on 18 August 2012 . Retrieved 9 November 2012 .
- ^ «51 — Туполев Ту-95 Медведь — Украина — ВВС — Саймон Де Руддер» . ДжетФото . Архивировано из оригинала 22 декабря 2018 года . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Уилсон 2000, с. 137.
- ^ "Стратегический бомбардировщик Ту-95 Медведь" . Архивировано 28 декабря 2010 г. на сайте Wayback Machine Airforce-Technology.com. Проверено: 20 января 2011 г. [ ненадежный источник? ]
Библиография
[ редактировать ]- Бухарин, Олег, Павел Л. Подвиг и Франк фон Хиппель. Стратегические ядерные силы России. Бостон: MIT Press, 2004. ISBN 978-0-262-66181-2 .
- Даффи, Пол и Андрей Кандалов. Туполев: Человек и его самолет . Шрусбери, Великобритания: Airlife, 1996. ISBN 978-1-85310-728-3 .
- Иден, Пол (редактор). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги, 2004. ISBN 978-1-904687-84-9 .
- Гордон, Ефим и Питер Дэвидсон. Туполев Ту-95 Медведь . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 2006. ISBN 978-1-58007-102-4 .
- Грант, Р.Г. и Джон Р. Дейли. Полет: 100 лет авиации . Харлоу, Эссекс: DK Adult, 2007. ISBN 978-0-7566-1902-2 .
- Хили, Джон К. (январь – февраль 2004 г.). «Воины в отставке: наследие бомбардировщиков «холодной войны»». Любитель воздуха . № 109. С. 75–79. ISSN 0143-5450 .
- Младенов, Александр. «Все еще сильна». Эйр Интернешнл . Том. 89, № 2, август 2015. С. 40–47. ISSN 0306-5634 .
- Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия: Aerospace Publications, 2000. ISBN 978-1-875671-50-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Перехватчики Ту-95 с 1960-х годов до наших дней
- Ту-95МС. Архивировано 7 марта 2016 г. в Wayback Machine.