Jump to content

Сондерс-Роу Принцесса

SR.45 Принцесса
Принцесса Сондерс-Роу G-ALUN на выставке SBAC в Фарнборо в сентябре 1953 года.
Роль на летающей лодке Авиалайнер
Производитель Сондерс-Роу
Первый полет 22 августа 1952 г.
Количество построенных 1 (2 дополнительных планера отменены в середине сборки)

Saunders -Roe SR.45 Princess — британская летающая лодка , разработанная и построенная компанией Saunders-Roe на заводе в Каусе на острове Уайт . Это самая большая цельнометаллическая летающая лодка, когда-либо построенная. [ 1 ]

Princess была разработана как более крупный и роскошный преемник довоенных коммерческих летающих лодок, таких как Short Empire . Он был предназначен для обслуживания трансатлантического маршрута, перевозя до 100 пассажиров между Саутгемптоном , Великобритания , и Нью-Йорком , США, в просторных и комфортабельных условиях. Для достижения этой цели на раннем этапе было решено использовать недавно разработанную турбовинтовую технологию, выбрав двигатель Bristol Proteus, который все еще находится в разработке, для привода самолета. Реализация проекта была отложена из-за трудностей, возникших при разработке двигателя Proteus. [ 2 ]

22 августа 1952 года первый прототип Princess G-ALUN совершил свой первый полет . В период с 1952 по 1954 год первый прототип выполнил в общей сложности 47 испытательных полетов, включая два публичных выступления на авиашоу в Фарнборо . [ 3 ] Эта работа проводилась в рамках контракта на разработку для Министерства снабжения , при этом предполагалось, что это приведет к заключению контракта на самолет с британским авиаперевозчиком British Overseas Airways Corporation (BOAC). Хотя первоначальный контракт на разработку был успешно выполнен, BOAC в конечном итоге решила сосредоточиться на своих наземных маршрутах, используя вместо этого реактивный самолет De Havilland Comet . Эпоха больших летающих лодок фактически закончилась еще до завершения строительства самолета.

Работа над Princess была в конечном итоге отменена после того, как было произведено три экземпляра, из которых только один летал. К середине 1950-х годов большие коммерческие летающие лодки все больше вытеснялись реактивными авиалайнерами наземного базирования . Такие факторы, как усовершенствование взлетно-посадочной полосы и аэропорта , повысили жизнеспособность самолетов наземного базирования, которым не пришлось идти на компромисс, чтобы выдержать дополнительный вес и лобовое сопротивление корпусов лодок, которые были необходимы на гидросамолетах, или меры по смягчению последствий, необходимые для защиты от коррозии, вызванной по морской воде. После завершения проекта три планера были сохранены с намерением продать их; однако после получения многообещающего предложения на самолет выяснилось, что еще во время хранения на нем началась коррозия. В результате все три прототипа самолета впоследствии были списаны.

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

Перед Второй мировой войной британская авиакомпания Imperial Airways дальнего действия, успешно использовала большие пассажирские летающие лодки такие как Short Empire и Short S.26, для создания сети дальних маршрутов. [ 4 ] Эти летающие лодки не только открыли новые воздушные маршруты через Британскую империю , которые ранее вообще не обслуживались, пассажиры перевозились с беспрецедентным уровнем комфорта, им были предоставлены роскошные номера первого класса, включая набережную , большой камбуз , отдельные ванные комнаты. для мужчин и женщин, а также отдельные каюты для пассажиров. Однако эксплуатация этих летающих лодок была прервана войной, во время которой в 1940 году Imperial Airways также объединилась с British Airways Ltd и образовала British Overseas Airways Corporation (BOAC). [ 5 ] Хотя ограниченные операции коммерческих летающих лодок продолжались, например, использование Боингов 314 на трансатлантическом маршруте , многие из них были реквизированы на службу в Королевские ВВС (RAF), где они обычно использовались в качестве морских патрульных самолетов . [ 4 ]

В довоенную эпоху летающим лодкам отдавалось предпочтение для выполнения полетов на большие расстояния, поскольку, в отличие от их наземных аналогов, они не были ограничены доступной длиной взлетно-посадочной полосы, большая часть которой на тот момент все еще была покрыта травой, и поскольку самолету дальнего действия потребуется нести большой запас топлива, можно было бы разрешить самолет большего размера без необходимости учитывать такие факторы, как ограниченные размеры взлетно-посадочной полосы и аэродрома. Кроме того, при обслуживании отдаленных частей Британской империи возможность приземляться и взлетать из любого доступного водного пространства была явным преимуществом для обслуживания таких мест, многие из которых в то время не имели аэропортов на все. С окончанием Второй мировой войны обслуживание летающих лодок было возобновлено, и эксплуатировались другие типы, такие как Short Hythe , Short Sandringham и Short Solent . Однако война также оставила в наследство большие взлетно-посадочные полосы и крупные аэропорты, ранее использовавшиеся в военных целях, которые теперь могли удовлетворить потребности более крупного поколения наземных самолетов. [ 6 ]

Еще до окончания войны британское министерство авиации с энтузиазмом относилось к перспективам возрождения закрытых маршрутов летающих лодок. [ 7 ] Министерство обратилось к двум британским производителям летающих лодок – Saunders-Roe (Saro) и Shorts – с просьбой, чтобы две фирмы сотрудничали в разработке и производстве нового самолета, который впоследствии получил название Short Shetland . Таким образом, Сондерс-Роу спроектировал Shetland и изготовил крыло, а Шортс произвел остальную часть самолета. Хотя два экземпляра «Шетландских островов» были построены, проект был признан провальным, и пара летающих лодок была списана в 1951 году. [ 7 ] Сондерс-Роу считал, что Шетландские острова не напоминали летающую лодку, которую они стремились разработать, но в остальном представляли собой полезный опыт обучения; еще до Шетландских островов компания хотела разработать более революционную летающую лодку. [ 7 ]

В 1943 году главные конструкторы компаний Saunders-Roe и Short совместно разработали предварительный проект инновационной большой летающей лодки. [ 8 ] Эта спецификация проекта определяла различные критерии для предлагаемого самолета, который должен был стать самой большой цельнометаллической летающей лодкой, когда-либо построенной; Критерии характеристик включали вес 140 тонн, герметичный корпус с двойным пузырем, размах крыла 214 футов, высоту 55 футов 9 дюймов и длину 148 футов. Предлагаемый самолет будет способен развивать крейсерскую скорость 340 миль в час на высоте 37 000 футов, дальность полета (в зависимости от полезной нагрузки) 5 190–3 640 миль и будет оснащен роскошными помещениями для в общей сложности 104 пассажиров. [ 8 ]

Выбор и задержки

[ редактировать ]

В 1945 году, в ответ на обращение британского Министерства снабжения , которое запросило у авиационных компаний проектные предложения для предполагаемой новой гражданской летающей лодки дальнего действия, которая должна была работать во флоте BOAC для выполнения трансатлантических пассажирских перевозок, Сондерс -Роу решил подать заявку на основе ранее разработанной совместной проектной спецификации. [ 8 ] После оценки ряда различных методов и конфигураций силовой установки команда разработчиков выбрала неразработанный Bristol Proteus – один из первых турбовинтовых двигателей – который соответствует огромным требованиям к мощности предлагаемой гигантской летающей лодки. В мае 1946 года предложение Saunders-Roe было выбрано победителем, в результате чего компания получила заказ на производство трех летающих лодок SR.45 . [ 9 ] [ 8 ]

Работы над SR.45 начались практически сразу после получения заказа. [ 8 ] На раннем этапе разработки прогресс в программе был подвержен перерасходу графика и затратам, превышающим прогнозируемые, что привело к скептицизму относительно жизнеспособности летающей лодки в Палате общин , которая все чаще рассматривалась как инициатива с высоким риском с ненадежный расчет стоимости. В частности, проектирование и испытания планера, а также независимая разработка двигателя Proteus для двигателя SR.45 внесли основной вклад в более высокие, чем ожидалось, затраты. [ 8 ]

В 1951 году BOAC пересмотрел свои постоянные требования и определил, что в настоящее время у авиакомпании нет необходимости в «Принцессе» или какой-либо новой большой летающей лодке. Авиакомпания уже приняла решение прекратить обслуживание существующих летающих лодок в 1950 году. [ 10 ] В конце 1951 года было объявлено, что строительство трех «Принцесс» продолжится с намерением использовать их в качестве транспортных самолетов на вооружении британских ВВС. [ 11 ] Однако в марте 1952 года было объявлено, что первый прототип будет готов, а второй и третий будут приостановлены в ожидании более мощных двигателей. [ 9 ]

Летные испытания

[ редактировать ]
Принцесса Саро Г-АЛУН на работе в Ист-Каусе, сентябрь 1954 года.

22 августа 1952 года прототип G-ALUN совершил свой первый полет , пилотируемый Джеффри Тайсоном . [ 10 ] Первоначальный полет длился 35 минут, в ходе которых летающая лодка совершила полный кругосветное плавание над островом Уайт . По словам автора авиации Филиппа Каплана, «Принцесса» вообще не собиралась летать в тот день, и были запланированы только испытания на руление, и Тайсон решил продолжить полет из-за отличных условий, существовавших в тот день. [ 10 ] Прототип был быстро подвергнут нескольким испытательным полетам в надежде, что он сможет в достаточной степени подготовить летающую лодку к участию в авиашоу в Фарнборо в 1952 году , однако были обнаружены признаки проблем с надежностью двигателя, и это привело к тому, что запланированный летный показ в Фарнборо в том же году был отменен. заброшенный. [ 10 ]

По мере продолжения дальнейших испытаний прототипа надежность двигателей и коробок передач продолжала оставаться проблематичной, но не до такой степени, чтобы предотвратить летные испытания. [ 10 ] Испытания летающей лодки продолжались и в 1953 году, в ходе которых особое внимание было уделено устранению обнаруженных трудностей. Прототип был представлен на авиашоу в Фарнборо в 1953 году. [ 12 ] [ 10 ] Летные испытания прототипа продолжались до 27 мая 1954 года, после чего было обнаружено, что двигатель Proteus, когда он будет усовершенствован, сможет позволить этому типу достичь запланированных показателей производительности. G-ALUN был единственной летной моделью, выполнившей в общей сложности 46 испытательных полетов, в ходе которых был налет 100 часов. [ 13 ] [ 10 ]

Компания Princess Air Transport Co Ltd была создана с целью изучения факторов, влияющих на работу летающих лодок Princess, и проведения тендеров на их эксплуатацию, если появится такая возможность. Директорами компании были MDN Wyatt (председатель), сэр Арчибальд Филип Хоуп, 17-й баронет , Джеффри Тайсон, П.Д. Айронс и капитан HWC Алджер (генеральный менеджер). 75 процентов акционерного капитала принадлежало Saunders-Roe Ltd, а остальная часть - Airwork Ltd.

Прекращение производства

[ редактировать ]

После завершения летных испытаний прототипа британское правительство испытывало значительную нерешительность относительно судьбы программы. [ 10 ] В дополнение к прототипу еще две «Принцессы» ( G-ALUO и G-ALUP строились ), но в конечном итоге они так и не взлетели. Пока решение правительства фактически ожидалось, три существующих самолета были помещены на хранение, изолированы и сохранены: один в Коусе и два в Калшот-Спит ; Была надежда, что работа над программой будет возобновлена, когда будет найден покупатель. [ 14 ] [ 10 ]

Предложения по повторному использованию

[ редактировать ]

В последующие годы было сделано несколько предложений с намерением приобрести Princesses, в том числе два предложения, которые предполагали модернизацию их двигателя на Rolls-Royce Tynes . [ 15 ] В 1954 году компания Aquila Airways предложила по 1 миллиону фунтов стерлингов за каждую хранящуюся принцессу, но это предложение было отклонено. [ 16 ] [ 17 ] В 1957 году Саро сам предложил переоборудовать самолет в сухопутные авианосцы/грузовики. [ 18 ]

В 1958 году информация о «Принцессе» была передана ВМС США , которые в то время изучали возможность переоборудования трех хранящихся самолетов для использования ядерной энергии . [ 19 ] [ 20 ] Этот интерес привел к тому, что в США была отправлена ​​делегация из Саро для обсуждения продажи сохранившихся принцесс. Однако этот интерес в конечном итоге ни к чему не привел. [ 15 ]

В 1964 году все три «Принцессы» были куплены Эоином Меки от имени Aero Spacelines , который планировал использовать их в качестве сверхмощных грузовых самолетов для перевозки «Сатурн-5» компонентов ракеты для НАСА . Когда коконы были сняты, выяснилось, что они сильно проржавели (контракт на техническое обслуживание и осмотр хранящихся самолетов был расторгнут, в результате чего планеры быстро пришли в негодность), и к 1967 году все три «Принцессы» были разобраны. [ 21 ] [ 22 ]

После успеха своего «Беременного гуппи » конструктор Джек Конрой обсудил свои концепции других негабаритных транспортных средств с Air Progress в их публикации «Величайший самолет в мире» (Petersen Publications, 1973). Конрой считал создание негабаритного транспортного средства на базе «Принцессы» в принципе осуществимым, поскольку он имеет секционную конструкцию фюзеляжа «двойной пузырь», аналогичную конструкции Boeing 377 Stratocruiser , на которой базировались «Гуппи». Причиной рассмотрения вопроса о производстве такого самолета было желание НАСА обладать средством транспортировки первой ступени ракеты Сатурн-5 по воздуху, если это было возможно, к мысу Канаверал ; Возможность самолета совершать посадку на воду также была бы полезна для приземления в непосредственной близости от моря или на близлежащих озерах во Флориде . В конечном итоге этот план был признан непрактичным, хотя существующие «Гуппи» продолжали функционировать на протяжении всей программы «Аполлон» в качестве эффективного воздушного транспорта негабаритного оборудования, используемого в этих миссиях. Конрой пошутил, что британцы «оскорбились, когда мы назвали наш самолет «Беременная гуппи». Чувак, можешь себе представить, что бы они сказали, если бы мы выпустили «Беременную принцессу»!» [ 23 ]

Это были последние коммерческие самолеты производства Saunders-Roe. Компания построила еще один самолет - Saunders-Roe SR.53 смешанной мощности (ракетный и турбореактивный) истребитель ; Помимо этого предприятия, компания в основном сосредоточила свои усилия на вертолетах и ​​судах на воздушной подушке после этого момента .

Saunders-Roe SR.45 Princess во время руления

SR.45 Princess представляла собой большую летающую лодку, самую большую цельнометаллическую летающую лодку, когда-либо построенную. «двойной пузырь», «Принцесса» имела округлый, выпуклый, герметичный фюзеляж в котором находились две полноценные пассажирские палубы ; на этих палубах было достаточно места, чтобы с большим комфортом разместить до 105 пассажиров. Глиссирующее днище корпуса имело лишь небольшую ступеньку киля для минимизации сопротивления воздуха. [ 24 ] «Принцесса» была оснащена десятью турбовинтовыми двигателями Bristol Proteus. Эти двигатели приводили в движение шесть комплектов четырехлопастных винтов ; из них внутренние четыре гребных винта были двойными гребными винтами противоположного вращения , которые приводились в движение двойной версией Proteus, названной Bristol Couped Proteus , каждый двигатель приводил в движение один из гребных винтов. Два внешних гребных винта были одинарными и приводились каждый в действие одним двигателем. [ 8 ]

Кабина «Принцессы» была рассчитана на управление парой пилотов, двумя бортинженерами , штурманом и радистом . [ 8 ] Первоначально предполагалось, что самолет будет оснащен той или иной формой управления полетом с электроприводом , включая раннюю реализацию электродистанционного управления , чтобы пилоты могли эффективно приводить в действие его большие поверхности управления, которые должны были бы преодолевать одинаково большие силы. Однако было решено выбрать традиционный подход к механической связи, который был дополнен серией вспомогательных блоков с электроприводом для эффективной поддержки срабатывания. [ 8 ]

Элероны были и руль направления разделены на несколько секций, чтобы в случае выхода из строя части сервоприводной системы управления неисправную секцию можно было «прицепить», чтобы она не действовала против остальных рабочих секций. [ нужна ссылка ] Хотя прототип самолета был оснащен усовершенствованным (но обычным) гидравлическим управлением, Сондерс-Роу предполагал, что серийный самолет будет использовать аналоговую систему с электрическими сервоприводами и гидравлическими приводами конечного управления. Такая система была построена и прошла наземные испытания, но «Принцесса» была снята с производства до того, как какой-либо самолет был оснащен этой системой. [ нужна ссылка ]

Технические характеристики

[ редактировать ]
Деревянная модель SR.45 Princess, использованная для в аэродинамической трубе. испытаний

Данные Saunders and Saro Aircraft с 1917 года. [ 25 ] Британские летающие лодки [ 26 ] и рейс 1952

Общие характеристики

  • Экипаж: 2 пилота, 2 бортинженера, радист и штурман.
  • Вместимость: 105 пассажиров в каютах туристического и первого класса / одноразовая нагрузка 137 000 фунтов (62 142,2 кг).
  • Длина: 148 футов (45 м)
  • Размах крыльев: 219 футов 6 дюймов (66,90 м) с убранными поплавками на законцовках крыла. Поплавки длиной 209 футов 6 дюймов (63,86 м) выдвинуты.
  • Высота: 55 футов 9 дюймов (16,99 м)
  • Площадь крыла: 5019 кв. футов (466,3 м ). 2 )
  • Профиль крыла : от «модифицированной Саро секции Гольдштейна» до «модифицированной серии NACA 4415» на кончике. [ 27 ]
  • Пустой вес: 190 000 фунтов (86 183 кг)
  • Полная масса: 330 000 фунтов (149 685 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 345 025 фунтов (156 501 кг)
  • Запас топлива: 14 000 имп галлонов (63 645,3 л; 16 813,3 галлонов США) в четырех встроенных баках внутреннего крыла.
  • Силовая установка: 4 × Bristol Double-Proteus 610 [ а ] турбовинтовые двигатели мощностью 5000 л.с. (3700 кВт) каждый + остаточная тяга 1660 фунтов силы (7,38 кН) при 10 000 об / мин на уровне моря [ 28 ] [ б ]
  • Силовая установка: 2 турбовинтовых двигателя Bristol Proteus 620 мощностью 2500 л.с. (1900 кВт) каждый + остаточная тяга 820 фунтов силы (3,65 кН) при 10 000 об / мин.
  • Гребные винты: 4-лопастные винты de Havilland быстроходные дюралюминиевые с постоянной скоростью вращения . [ 30 ] , диаметр 16 футов 6 дюймов (5,03 м)

Производительность

  • Максимальная скорость: 380 миль в час (610 км/ч, 330 узлов) на высоте 37 000 футов (11 000 м)
  • Крейсерская скорость: 360 миль в час (580 км/ч, 310 узлов) на высоте 32 500 футов (9 900 м).
  • Скорость сваливания: 113 миль в час (181 км/ч, 98 узлов), закрылки и плывут вниз.
  • Диапазон: 5720 миль (9210 км, 4970 миль)
  • Выносливость: 15 часов
  • Практический потолок: 39 000 футов (12 000 м) абсолютный
  • Скорость набора высоты: 1900 футов/мин (9,7 м/с) при скорости 184 миль в час (296 км/ч; 160 узлов) на уровне моря.

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ каждые два двигателя Proteus питают общую коробку передач и гребные винты противоположного вращения.
  2. ^ Максимальная продолжительная мощность Proteus составляла 2050 л.с. (1529 кВт) + остаточная тяга 700 фунтов силы (3,11 кН) при 9500 об / мин на уровне моря. [ 29 ]
  1. ^ «На фотографиях: празднование первого полета летающей лодки». BBC News , 18 августа 2012 г.
  2. ^ Богатые , с. 155.
  3. ^ Богатые , с. 154.
  4. ^ Jump up to: а б Каплан 2005, с. 196.
  5. ^ Каплан 2005, стр. 196–197.
  6. ^ Каплан 2005, стр. 197, 200, 204.
  7. ^ Jump up to: а б с Каплан 2005, с. 200.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Каплан 2005, с. 204.
  9. ^ Jump up to: а б Бриджмен 1953 , с. 88
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Каплан 2005, с. 205.
  11. ^ "Обложка". Рейс Интернэшнл , 16 ноября 1951 года.
  12. Рейс 26 сентября 1952 г. , с. 422
  13. ^ Халл 2002 , с. ?.
  14. ^ Лондон, 1988 , стр. 229–230.
  15. ^ Jump up to: а б Лондон, 1988 , стр. 230–231.
  16. ^ "Принцесса Сондерс-Роу SR4S". Рейс , 3 сентября 1954 г., с. 338.
  17. ^ Лондон 2003 , с. 246.
  18. ^ Лондон, 1988 , стр. 312–313.
  19. ^ «США предоставили данные о летающих лодках - использовании ядерной энергии» . The Times , понедельник, 3 февраля 1958 г., выпуск 54065. с. 5, столбец А.
  20. ^ Богатые , с. 187.
  21. ^ Лондон 1988 , с. 234
  22. ^ Лондон 2003 , с. 250
  23. ^ Air Progress, Величайшие самолеты в мире, Глава: «Гуппи», заключительный абзац.
  24. Рейс 26 сентября 1952 г. , с. 412
  25. ^ Лондон, 1988 , стр. 210–235.
  26. ^ Лондон 2003 , с. 282.
  27. Рейс 26 сентября 1952 г. , с. 413
  28. ^ ПОЛЕТ, 9 апреля 1954 г.
  29. ^ Отчет Сондерса-Роу FT/15/0/24, часть 1 . MAEE Феликстоу. Январь 1955 года. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  30. Рейс 16 марта 1950 г. , с. 345

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 74ddd9ebdadb7f70d71cf5332cd2e788__1717761540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/88/74ddd9ebdadb7f70d71cf5332cd2e788.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saunders-Roe Princess - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)