Сондерс-Роу SR.A/1
СР.А/1 | |
---|---|
ТГ263 на воде | |
Роль | Летающая лодка- истребитель |
Производитель | Сондерс-Роу |
Первый полет | 16 июля 1947 г. |
Ушедший на пенсию | 1951 |
Статус | Экспериментальный |
Основной пользователь | Экспериментальный завод морской авиации |
Количество построенных | 3 |
Saunders -Roe SR.A/1 — прототип летающей лодки -истребителя, разработанный и построенный британским производителем гидросамолетов Saunders-Roe . Это был первый реактивный самолет водного базирования. в мире [ 1 ]
Идея SR.A/1 возникла во время Второй мировой войны как реакция на успешное использование Японией военных гидросамолетов и появление турбореактивного двигателя. первоначальное предложение по концепции гидросамолета с реактивным двигателем, получившего тогда обозначение SR.44 компания Saunders-Roe представила Министерству авиации В середине 1943 года . В апреле 1944 года министерство выпустило спецификацию E.6/44 на этот тип и поддержало его разработку контрактом на три прототипа. Разработка затянулась из-за работы Сондерса-Роу над другими проектами, поскольку война закончилась до того, как был завершен какой-либо из прототипов.
16 июля 1947 года первый прототип совершил свой первый полет . SR.A/1 прошел оценку Королевских ВВС (RAF), которые пришли к выводу, что эта конструкция не соответствует характеристикам наземных моделей. Несмотря на интерес со стороны иностранных правительств, в том числе США , заказов на SR.A/1 не последовало. Таким образом, он никогда не занимался серийным производством и не обслуживал пиломатериалы у каких-либо операторов. Хотя интерес к программе SR.A/1 ненадолго возродился после начала Корейской войны , к этому моменту самолет был признан устаревшим и снова отклонен.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]SR./A.1 был напрямую вдохновлен скромными успехами Императорского флота Японии в использовании истребителей -гидросамолетов , таких как Nakajima A6M2-N (адаптация Mitsubishi Zero ) и Kawanishi N1K . Гидросамолеты успешно проявили себя во время обеих мировых войн, хотя, по словам автора Х.Ф. Кинга, их достижения часто не получили широкой огласки и не были широко известны. [ 2 ] До появления Gloster Gladiator каждый британский корабельный истребитель проектировался со сменной колесной или поплавковой ходовой частью . [ 3 ] Теоретически гидросамолеты идеально подходили к условиям Тихоокеанского театра военных действий Второй мировой войны и могли превратить любой относительно спокойный участок побережья в авиабазу . Их главный недостаток заключался в том, что большая часть их плавучего снаряжения ухудшала их характеристики по сравнению с другими истребителями. [ 4 ]
Как непосредственно перед войной, так и во время войны Великобритания очень мало использовала гидросамолеты-истребители, вместо этого полагаясь на авианосцы и истребители наземного базирования в качестве основы своих военных операций, несмотря на то, что эта концепция оставалась популярной среди других держав, включая Японию, Италию. и Франция. [ 3 ] Предлагаемые модификации гидросамолетов были произведены как для Hawker Hurricane, так и для Supermarine Spitfire для удовлетворения оперативных потребностей Норвежской кампании , но были в значительной степени сокращены после быстрой победы Германии на этом театре военных действий. Серийного производства гидросамолетов-истребителей не последовало. [ 5 ] Именно на этом фоне британский производитель гидросамолетов Saunders-Roe осознал, что недавно разработанный турбореактивный двигатель дает возможность преодолеть традиционные недостатки производительности и конструктивные ограничения гидросамолетов. Не требуя зазора для винта , фюзеляж мог располагаться ниже в воде и использовать корпус типа летающей лодки . Предполагаемая скорость будущего самолета с двигателями Halford H.1 составляла 520 миль в час на высоте 40 000 футов. [ 6 ]
Сондерс-Роу предположил, что, поскольку гидросамолеты могут располагать плацдармы ближе к своим целям, чем их наземные аналоги, можно сократить время и усилия, затрачиваемые на выполнение миссий, особенно наступательных. [ 7 ] Ранние реактивные самолеты, как правило, имели ограниченную дальность полета из-за высокого расхода топлива, фактор, который можно было преодолеть, выдвинув вперед свои плацдармы, что легко мог бы сделать гидросамолет. По словам компании, перебазирование практически на любой водоем также может быть выполнено с минимальными затратами на установку и подготовку грунта. [ 8 ]
Подготовка заказа и производства
[ редактировать ]Сондерс-Роу впервые представил свою идею, получившую тогда обозначение SR.44 , Министерству авиации в середине 1943 года. Критика конструкции была высказана представителями министерства, включая замечание, что соотношение толщины крыла и хорды считалось слишком высоким для высокоскоростного истребителя при работе на большой высоте. [ 6 ] В ответ на эту критику конструкция гидросамолета была изменена и усовершенствована. В апреле 1944 года Министерство авиации выпустило спецификацию E.6/44 как прямой ответ на измененную конструкцию. [ 6 ] В следующем месяце с компанией Saunders-Roe был выдан сопутствующий контракт на разработку, охватывающий производство трех прототипов. [ 9 ]
На тот момент существовало намерение использовать SR.A/1 на Тихоокеанском театре военных действий против Японии; Таким образом, даже на ранней стадии разработки были приняты меры для поддержки немедленного серийного производства. [ 10 ] Однако вскоре после окончания войны на Тихом океане в августе 1945 года компания Saunders-Roe решила сосредоточить свои усилия на Saunders-Roe Princess , проекте гражданской летающей лодки дальнего действия, из-за которого разработка истребителя отстала. В связи с окончанием войны необходимость начала производства этого типа значительно уменьшилась. [ 10 ]
Летные испытания и отмена
[ редактировать ]16 июля 1947 года первый прототип, пилотируемый Джеффри Тайсоном , совершил свой первый полет . [ 11 ] Всего через две недели Тайсон совершил пятый рейс для толпы чиновников, представляющих несколько организаций, включая Королевский флот , Королевские военно-воздушные силы , Королевское авиастроительное предприятие , Сондерс-Роу, Метрополитен-Викерс и по крайней мере одно неопознанное иностранное правительство. [ 12 ] Последующие летные испытания прототипов показали, что SR.A/1 обладал относительно хорошими характеристиками и управляемостью. Его маневренность была публично продемонстрирована, когда Тайсон продемонстрировал высокоскоростной пилотаж и перевернутый полет над международной публикой на авиашоу в Фарнборо в 1948 году , пилотируя этот тип. [ 2 ] В ходе программы летных испытаний два из трех прототипов потерпели аварию, что привело к остановке испытаний и модификации оставшегося неповрежденного самолета. [ 10 ]
TG263 появился в кинохронике Pathé в июле 1947 года. [ 13 ] TG271 появился в кинохронике BBC в августе 1948 года. [ 14 ]
SR.A/1 имел довольно небольшой и тяжелоспланированный фонарь кабины , из-за которого пилоту был плохой обзор за пределами самолета, что было особенно отрицательной особенностью для перспективного истребителя. Несмотря на это, герметизированная кабина была относительно просторной, обеспечивая достаточно места для потенциального размещения дополнительного члена экипажа; наблюдатель также мог сидеть более назад. [ 15 ] В целях повышения живучести два прототипа SR.A/1 были оснащены Martin-Baker первыми двумя серийными катапультными креслами . Была включена автоматическая система швартовки, позволяющая пилоту пришвартовать самолет без каких-либо внешних средств и даже без необходимости покидать кабину. [ 16 ] Воздухозаборник двигателей можно было расширить, чтобы свести к минимуму попадание забортной воды во время взлета, хотя испытания выявили лишь незначительное снижение производительности из-за этого фактора. Для уменьшения лобового сопротивления поплавки можно было убирать во время полета. [ 17 ]
Фундаментальная проблема, возникшая в ходе разработки, заключалась в том, что двигатель Beryl , который приводил в действие этот тип, прекратил производство, когда британский производственный конгломерат Metropolitan-Vickers решил отказаться от разработки реактивных двигателей, оставив в наличии лишь ограниченное количество двигателей. [ 18 ] Для продолжения производства необходимо было приобрести альтернативную силовую установку. [ 10 ] Несмотря на некоторые положительные качества, официальные лица сочли, что необходимость в таких самолетах полностью исчезла с окончанием войны. Более того, успех авианосца в Тихом океане продемонстрировал гораздо более эффективный способ проецирования авиации над океанами, хотя Сондерс-Роу утверждал, что авианосцы и их эскорт все еще были очень уязвимы для самолетов и других судов. [ 7 ]
Из-за отсутствия заказов работа над проектом была приостановлена, в результате чего оставшийся прототип был помещен на хранение в начале 1950 года. В ноябре 1950 года, вскоре после начала Корейской войны , интерес к программе SR.A/1 снизился. ненадолго воскрес. Этот интерес не ограничивался только Великобританией; данные о проекте были также переданы в Соединенные Штаты . [ 10 ] Однако вскоре было признано, что эта концепция устарела по сравнению со все более мощными истребителями наземного базирования, а также неспособность решить проблему с двигателем, что привело к второй и окончательной отмене. В июне 1951 года прототип SR.A/1 (TG263) совершил последний полет. [ 18 ] [ 19 ] Сейчас он находится в Музее неба Солент в Саутгемптоне, Великобритания.
Хотя самолет так и не получил официального названия, работники компании обычно называли его «Сквирт». [ 11 ]
P.121 Гидролыжный морской истребитель
[ редактировать ]Несмотря на отказ SR.A/1, Сондерс-Роу по-прежнему интересовался разработкой военных гидросамолетов, выполнив несколько внутренних проектных исследований по этому вопросу, включая некоторые относительно радикальные концепции. [ 1 ] Среди них были конструкции, созданные на основе SR.A/1. [ 10 ] В начале 1950-х годов компания работала над новой конструкцией истребителя с лыжами - авиационное издание Flight называло его «Saunders-Roe Hydroski» - с целью приблизить его характеристики к характеристикам самолетов наземного базирования. Приняв на вооружение гидролыжи и отказавшись от подхода к корпусу, как у SR.A/1, к фюзеляжу не было применено никаких уступок в отношении гидродинамических требований. [ 1 ] Он получил обозначение «Проект П.121» . [ 20 ] [ 1 ]
Сообщается, что работа над P.121 «не получила официальной поддержки». 29 января 1955 года компания решила не продолжать строительство прототипа. [ 21 ] [ 1 ]
Операторы
[ редактировать ]Выжившие
[ редактировать ]Первый прототип, серийный номер TG263 , сохранился и выставлен в Solent Sky музее авиации в Саутгемптоне . Оба других самолета ( TG267 и TG271 ) погибли в результате аварий во время четырехлетней программы летных испытаний.
Спецификация (СР.А/1)
[ редактировать ]Данные британских летающих лодок [ 22 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 50 футов 0 дюймов (15,24 м)
- Размах крыльев: 46 футов 0 дюймов (14,02 м)
- Высота: 16 футов 9 дюймов (5,11 м)
- Площадь крыла: 415 кв. футов (38,6 м 2 )
- Пустой вес: 11 262 фунта (5 108 кг)
- Полная масса: 16 000 фунтов (7 257 кг)
- Максимальный взлетный вес: макс. 19 033 фунтов (8 633 кг). перегрузочный вес с тапочками [ 23 ]
- Запас топлива: 424 имп галлона (509 галлонов США; 1930 л) внутреннего топлива, [ 24 ] резерв для двух тапочных баков емкостью 149 имп галлонов (179 галлонов США; 680 л) [ 23 ]
- Силовая установка: 2 Metropolitan-Vickers Beryl MVB.2 турбореактивных двигателя с тягой 3850 фунтов силы (17,1 кН) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 512 миль в час (824 км/ч, 445 узлов)
- Выносливость: 1 час 48 минут
- Практический потолок: 48 000 футов (15 000 м)
Вооружение
- Орудия: 4x 20-мм Hispano Mk 5.
- Ракеты: 8 ракет. [ 23 ]
- Бомбы: 2 бомбы по 1000 фунтов (455 кг).
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Кинг, ХФ (25 июня 1954 г.). «Военная авиация 1954 года» . Полет . 65 (2370): 828.
- ^ Jump up to: а б Кинг, 14 декабря 1950 г., с. 551.
- ^ Jump up to: а б Кинг, 14 декабря 1950 г., с. 552.
- ^ Кинг, 14 декабря 1950 г., стр. 551-553.
- ^ Кинг, 14 декабря 1950 г., стр. 552-553.
- ^ Jump up to: а б с Баттлер, Тони (2004). Секретные проекты Великобритании: истребители и бомбардировщики, 1935–1950 гг . Лестер: Мидленд. стр. 206–207. ISBN 9781857801798 .
- ^ Jump up to: а б Кинг, 14 декабря 1950 г., с. 553.
- ^ Кинг, 14 декабря 1950 г., стр. 553-554.
- ^ Мейсон 1992, с. 352.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кинг, 14 декабря 1950 г., с. 555.
- ^ Jump up to: а б Лондон 2003, с. 233.
- ^ Flight International 1947, с. 127.
- ^ «Летающая лодка Saunders Roe Jet» . Ютуб . Британский Патэ. 30 июля 1947 года . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ «Кинохроника: Первый реактивный летающий истребитель» . Фейсбук . Архив Би-би-си. 8 августа 1948 года . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ Flight International 1947, с. 128.
- ↑ Кинг, 14 декабря 1950 г., стр. 553, 555.
- ^ Flight International 1947, стр. 127-128.
- ^ Jump up to: а б Лондон, 2003 г., стр. 235–237.
- ^ «Британские самолеты, 1951 год» . Полет . 60 (2224): 288. 7 сентября 1951 г.
Продолжаются испытания SR/A.1 с двигателем Beryl.
- ^ Баттлер. Британские секретные проекты: Реактивные истребители с 1950 года , стр. 240.
- ^ Баттлер. Британские секретные проекты: Реактивные истребители с 1950 года , стр. 243.
- ^ Лондон, 2003, стр. 262–263.
- ^ Jump up to: а б с Лондон 1988, с. 210.
- ^ Лондон 1988, с. 200.
Библиография
[ редактировать ]- Баттлер, Тони (2017). Британские секретные проекты: Реактивные истребители с 1950 года (2-е изд. в твердом переплете). Манчестер: Издательство Crecy Publishing. ISBN 978-1-910-80905-1 .
- Баттлер, Тони и Делезен, Жан-Луи (2012). X-Planes of Europe: Секретные исследовательские самолеты Золотого века 1946-1974 гг . Манчестер, Великобритания: Hikoki Publications. ISBN 978-1-902-10921-3 .
- Кинг, ХФ (14 декабря 1950 г.). «Истребители водного базирования: очерк истории и обзор современных возможностей» . Полет . 58 (2186): 551–555.
- «Представляем SARO A1» . Рейс : 127–128. 7 августа 1947 года.
- Лондон, Питер (2003). Британские летающие лодки . Страуд, Великобритания: Sutton Publishing. ISBN 0-7509-2695-3 .
- Лондон, Питер (1988). Saunders and Saro Aircraft с 1917 года . Лондон: Патнэм. ISBN 0-85177-814-3 .
- Мейсон, Фрэнсис К. (1992). Британский истребитель с 1912 года . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-082-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Истребители водного базирования, рейс 1950 г. - в разрезе
- SRA/1 в Jets45
- "Летающая лодка-истребитель", 1946 года. летная статья