Каваниши N1K
Н1К/Н1К-ДЖ | |
---|---|
![]() | |
Каваниши N1K2-J Шиден Кай | |
Роль | боец |
Национальное происхождение | Япония |
Производитель | Авиационная компания Каваниси |
Первый полет | Н1К1: 6 мая 1942 г. [ 1 ] N1K1-J: 27 декабря 1942 г. [ 2 ] N1K2-J: 31 декабря 1943 г. [ 3 ] |
Введение | 1943 |
Ушедший на пенсию | 1945 |
Основной пользователь | Воздушная служба Императорского флота Японии |
Количество построенных | 1,532 [ 4 ] |
Kawanishi N1K — Императорского флота Японии истребитель , разработанный в двух формах: N1K Kyōfū ( 強風 , «Сильный ветер», союзное обозначение « Рекс »), гидросамолет , предназначенный для поддержки передовых наступательных операций там, где нет взлетно-посадочных полос, и N1K -J Shiden ( 紫電 , «Фиолетовая молния», имя « Джордж »), наземная версия N1K. Как пилоты, так и противники считали N1K-J одним из лучших истребителей наземного базирования, на которых летали японцы во время Второй мировой войны . [ 5 ] [ 6 ]
Усовершенствованный вариант N1K2-J « Сиден-Кай » (紫電改) впервые поднялся в воздух 1 января 1944 года. « Сиден Кай» обладал тяжелым вооружением, а также удивительно хорошей маневренностью благодаря ртутному переключателю , который автоматически выпускал закрылки во время поворота. . Эти «боевые» закрылки создавали большую подъемную силу, тем самым позволяя совершать более крутые повороты. В отличие от Mitsubishi A6M Zero , Shiden Kai мог конкурировать с лучшими истребителями союзников конца войны, такими как F6F Hellcat , F4U Corsair и P-51 Mustang . [ 7 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Каваниси N1K изначально создавался как однопонтонный истребитель-гидросамолет для поддержки передовых наступательных операций там, где не было взлетно-посадочных полос, но к 1943 году, когда самолет поступил на вооружение, Япония твердо заняла оборонительную позицию, и необходимости в истребителе для выполнения этих задач больше не было. эта роль. Требования ВМФ к этому истребителю были практически невыполнимы для поплавкового самолета, и ожидаемый длительный период разработки побудил Накадзиму разработать временный поплавковый истребитель на базе Зеро, Nakajima A6M2-N . В конце концов, «Кёфу» эксплуатировался лишь ограниченно, в основном в Юго-Восточной Азии. Некоторые из них были вывезены с Амбона и островов Ару на Молуккских островах, а некоторые были размещены на острове Пенанг у Малайского полуострова. Они также использовались в битве за Окинаву . К концу войны « Кёфу » также использовались в обороне страны, действуя с озера Бива авиационным корпусом Сасебо и авиационным корпусом Оцу.
N1K был оснащен Mitsubishi MK4C Kasei 13 14-цилиндровым радиальным двигателем . Максимальная скорость составляла 489 км/ч (304 миль в час); значительно меньше, чем нереалистичные требования ВМС в 310 узлов (574 км / ч; 357 миль в час).
Наземная версия
[ редактировать ]Требование иметь громоздкий и тяжелый поплавок существенно мешало N1K противостоять современным американским истребителям. Однако в конце 1941 года инженеры Каваниси предположили, что N1K также станет основой грозного наземного истребителя, и компания произвела наземную версию как частное предприятие. Эта версия совершила полет 27 декабря 1942 года и была оснащена Nakajima NK9A Homare 11 18-цилиндровым звездообразным двигателем , заменив менее мощный MK4C Kasei 13 самолета N1K-1. Самолет сохранил среднерасположенное крыло гидросамолета; в сочетании с большим пропеллером это потребовало длинного, стебельчатого основного шасси . Уникальной особенностью самолета были боевые закрылки , которые автоматически корректировались в зависимости от ускорения, освобождая пилота от концентрации и снижая вероятность сваливания в бою. Однако у N1K были темпераментные летные характеристики, которые требовали опытного управления. [ 8 ]
Nakajima Homare был мощным, но был запущен в производство до того, как он был достаточно развит, и оказался проблематичным. Еще одной проблемой стал выход из строя шасси из-за плохой термообработки колес. Помимо проблем с двигателем и шасси, программа летных испытаний показала, что самолет перспективен. Прототипы оценивались ВМФ, и поскольку самолет был быстрее, чем «Зеро», и имел гораздо большую дальность полета, чем Mitsubishi J2M Raiden , он был заказан в производство как N1K1-J , где -J обозначал модификацию истребителя наземного базирования. оригинальный гидроплан-истребитель.
Всего через четыре дня после первого испытательного полета « Сидэна » началась полная модернизация. В N1K2-J устранены основные недостатки N1K1-J, в первую очередь среднерасположенное крыло и длинное шасси. Крылья были перемещены в низкое положение, что позволило использовать более короткую обычную ходовую часть. Фюзеляж был удлинен, а хвостовое оперение изменено. Производство всего самолета было упрощено: более трети деталей, использованных в предыдущем «Сидэне», все еще можно было использовать в его преемнике, при этом в конструкции использовалось меньше ответственных материалов. [ 9 ] Модернизированный N1K1 был примерно на 250 кг (550 фунтов) легче, но при этом быстрее и надежнее, чем его предшественник. Двигатель Хомаре был сохранен, хотя проблемы с надежностью сохранялись, поскольку альтернативы не было. Прототип новой версии поднялся в воздух 1 января 1944 года. После завершения ВМФ испытаний в апреле N1K2-J был запущен в производство. Этот вариант получил название « Сиден-Кай » (紫電改), где «Кай» означает «модифицированный» .
Операционная история
[ редактировать ]
N1K1-J Shiden поступил на вооружение в начале 1944 года. N1K1-J и N1K2 Shiden-Kai, выпущенные позже в том же году, были среди редких японских самолетов, которые давали пилотам равные шансы против американских моделей конца войны, таких как F6F Hellcat. и F4U Корсар , [ 10 ] и мог стать грозным оружием в руках аса. В феврале 1945 года прапорщик Канеоши Муто , летавший на N1K2-J в составе смешанного формирования, состоящего как минимум из 10 японских самолетов, столкнулся в небе над Японией с семью пилотами Hellcat ВМС США из эскадрильи VF-82; формирование сбило четыре «Хеллкэта» без потерь для себя. [ 11 ] После боя японские пропагандисты сфабриковали версию, в которой Муто был единственным летчиком, столкнувшимся с 12 самолетами противника. [ 12 ] (Ведущий японский ас Сабуро Сакаи позже утверждал в своей автобиографии, что Муто действительно совершил этот подвиг на более раннем этапе войны – хотя и под управлением истребителя «Зеро» . [ 13 ] )
Самолеты N1K1-J весьма эффективно применялись над Формозой (Тайвань) , Филиппинами , а позднее и Окинавой . До перехода производства на улучшенный N1K2-J было выпущено 1007 самолетов, включая прототипы. Из-за производственных трудностей и ущерба, нанесенного налетами B-29 на заводы, было выпущено всего 415 превосходящих истребителей N1K2-J.
N1K2-J Shiden-Kai оказался одним из лучших боевых самолетов, произведенных обеими сторонами. Помимо высокой скорости, «Сиден-Кай» предлагал пилотам маневренный самолет со скоростью крена 82°/сек при скорости 386 км/ч (240 миль в час) и четырьмя мощными 20-мм пушками в крыльях. В качестве бомбардировщика - перехватчика N1K2-J показал себя хуже из-за плохой скороподъемности и снижения мощности двигателя на большой высоте. [ 14 ] [ 3 ]
343 Кокутай
[ редактировать ]
N1K2-J Shiden-Kai представлял собой грозный, хотя и требовательный самолет в ограниченном количестве. В результате самолеты были распределены по элитным военно-морским истребительным подразделениям, таким как 343 Кокутай («343-я военно-морская авиационная группа»), сформированная 25 декабря 1944 года под командованием Минору Генда . В новый Кокутай вошли некоторые из самых опытных пилотов-истребителей Японии, такие как Наоши Канно и Сабуро Сакаи . Подразделение получило лучшее имеющееся военно-морское оборудование, такое как Nakajima C6N Saiun дальнего действия самолет-разведчик под кодовым названием «Myrt» .
18 марта 1945 года один из «Миртов» заметил американские авианосцы, направлявшиеся в Японию. На следующее утро самолет «Сиден» под управлением 343 «Кокутай» перехватил 300 американских самолетов. Многие из сил Шидена были N1K2. Когда «Шидэны» столкнулись с Grumman F6F «Хеллкэты» из 17-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи ВМС США (VBF-17), в первой атаке с обеих сторон было потеряно три самолета: один «Хеллкэт» и два «Шидэна » были сбиты огнем противника с земли, два истребителя столкнулись в середине -air, а один Hellcat разбился при попытке приземлиться. Еще один Шиден нырнул на группу Hellcat и сбил еще одного. В итоге « Хикотай» потеряли шесть истребителей против восьми истребителей VBF-17 на другой стороне.

В другом известном столкновении N1K противостоял Vought F4U Corsair ; два «Корсара» из VBF-10, случайно отделившиеся от своих основных соединений, были атакованы Шиденами из 343-го. Четыре Н1К2 были сбиты. Корсарам удалось вернуться на свой авианосец USS Bunker Hill . Вторая встреча произошла, когда пилоты, летавшие на «Шидэнах», сначала приняли «Корсаров» из 123-й истребительной эскадрильи морской пехоты (VMF-123) за «Хеллкэтов» и атаковали. Завязалась 30-минутная воздушная дуэль, в которой три «Корсара» были сбиты, а еще пять получили повреждения. Три других F4U вернулись на свои авианосцы, но были настолько сильно повреждены, что самолеты были списаны. В том воздушном бою «Корсары» не потеряли ни одного Шидена. Однако потери японских пилотов N1K в соответствующих действиях действительно произошли; два «Шидэна» были сбиты при возвращении на посадку «Хеллкэтами» из 9-й боевой эскадрильи (VF-9), в то время как еще больше «Шидэнов» были уничтожены американскими истребителями над другим аэродромом, где из-за нехватки топлива их пилоты пытались приземлиться. По итогам дня 343-я дивизия заявила о 52 убитых, а американская эскадрилья - о 63. Фактические потери составили 15 человек. Шиденс и 13 пилотов, «Мирт» с экипажем из трех человек и девять других японских истребителей. США также понесли большие потери: 14 истребителей и семь пилотов, а также 11 штурмовиков. Пять дней спустя неофициальная награда была отправлена 343-му Кокутаю за доблесть, проявленную 19 марта.
12 апреля 1945 года в ожесточенном бою участвовал 343-й полк во время массовой атаки камикадзе Кикусуи N.2. Японцы зафиксировали несколько сбитых самолетов, но понесли потери 12 из 34 самолетов. 4 мая еще 24 сидэна были отправлены в Кикусуи N.5.
В каждом столкновении с истребителями противника « Сиден» , особенно версия «Кай» , оказывался способным бойцом с мощным сочетанием огневой мощи, маневренности и прочной конструкции. Главное подразделение, летавшее на «Сиден» , 343-й Кокутай , оставалось в боевой готовности, пока огромные потери подразделения не вынудили группу отступить. 343-й полк был расформирован 14 августа 1945 года, когда Император приказал сдаться.
Варианты
[ редактировать ]- N1K1 Киофу
- N1K1 : стандартный гидросамолет, использовавшийся с начала 1943 года, с Mitsubishi MK4C Kasei 13 . двигателем
- N1K2 : зарезервированное название для предполагаемой модели с более мощным двигателем, но не построенной.
- N1K1-J Шиден
- N1K1-J Прототипы: развитие гидросамолета-истребителя N1K1 Kyofu с Homare 11 мощностью 1820 л.с. двигателем
- N1K1-J Shiden Model 11: перехватчик наземного базирования ВМФ, первая серийная модель с двигателем Homare 21 мощностью 1990 л.с. и доработанной крышкой, вооруженная двумя 7,7-мм пулеметами Type 97 и двумя 20-мм пушками Type 99 . с полным обзором Модифицированная кабина .
- N1K1-Ja Shiden Model 11A: без лобовых 7,7-мм Тип 97, всего четыре 20-мм Тип 99 в крыльях.
- N1K1-Jb Shiden Model 11B: аналогичен модели 11A, с двумя 250-килограммовыми бомбами и измененным крыльевым вооружением.
- N1K1-Jc Shiden Model 11C: окончательная версия истребителя-бомбардировщика , созданная на основе модели 11B. Четыре бомбодержателя под крыльями.
- N1K1-J Kai Экспериментальная версия со вспомогательной ракетой. Одна переделка Модели 11.
- N1K1-J Kai b Конверсия для бомбометания с пикирования. Одна 250-килограммовая бомба под брюхом и шесть ракет под крыльями.
- N1K2-J Шиден-Кай
- N1K2-J Прототипы: изменен дизайн N1K1-Jb. Модифицированы низкие крылья, крышка двигателя и шасси. Новый фюзеляж и хвостовое оперение, построено 8 штук.
- N1K2-J Shiden Kai Model 21: перехватчик наземного базирования ВМФ, первая модель серии с двигателем Nakajima Homare 21 .
- N1K2-Ja Shiden KAI Model 21A: версия истребителя-перехватчика: двигатель Homare 21-18 мощностью 2000 л.с. с низкорасположенным крылом и увеличенной пропеллерной конструкцией с четырьмя наземными бомбами по 250 кг. Исправлена проблема с болями при прорезывании зубов у N1K2 J на большой высоте.
- N1K2-K Shiden Kai Rensen 1, Модель A: Учебно-тренировочный истребитель, модифицированный из серии N1K-J с двумя сиденьями, оперативная или заводская переоборудование.
- Дальнейшие варианты
- N1K3-J Shiden Kai 1, Model 31: Прототипы: двигатели смещены вперед, два 13,2-мм пулемета Тип 3 впереди, построено 2.
- N1K3-A Shiden Kai 2, Модель 41: Прототипы: Авиационная версия N1K3-J, построено 2 штуки.
- N1K4-J Shiden Kai 3, Модель 32: Прототипы: двигатель Homare 23 мощностью 2000 л.с. , построено 2 штуки.
- N1K4-A Shiden Kai 4, Модель 42: Прототип: Экспериментальная переделка экземпляра N1K4-J с оборудованием для использования на авианосцах, построен 1 экземпляр.
- N1K5-J Shiden Kai 5, Model 25: версия высотного перехватчика с Mitsubishi HA-43 (MK9A) взлетной мощностью 2200 л.с., только проект.
Производство
[ редактировать ]N1K1 Производство: Каваниси Кокуки К.К. [ 15 ] | |||||||||||||
Год | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ян. | фев. | Мар. | апрель | Может | Июнь | Июль | август | Сентябрь | Октябрь. | Ноябрь | декабрь. | Ежегодный | |
1942 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 3 | |||||||
1943 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 5 | 8 | 9 | 11 | 13 | 15 | 65 |
1944 | 9 | 10 | 10 | 29 | |||||||||
Общий | 97 |
- Первый прототип был построен в апреле 1942 года и совершил первый полет 6 мая 1942 года. [ 1 ]
- Предварительное производство началось с восьми прототипов и эксплуатационных испытаний самолетов, завершенных с августа 1942 по декабрь 1942 года, и еще пяти в следующем году. [ 16 ]
N1K1-J Производство: Каваниси Кокуки К.К. [ 15 ] | |||||||||||||
Год | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ян. | фев. | Мар. | апрель | Может | Июнь | Июль | август | Сентябрь | Октябрь. | Ноябрь | декабрь. | Ежегодный | |
1943 | 4 | 6 | 11 | 14 | 16 | 20 | 71 | ||||||
1944 | 17 | 40 | 65 | 93 | 17 | 71 | 90 | 92 | 106 | 100 | 82 | 51 | 824 |
1945 | 24 | 30 | 30 | 15 | 7 | 6 | 112 | ||||||
Общий | 1,007 |
- Предварительное производство началось с девяти прототипов и эксплуатационных испытаний самолетов, завершенных с июля по август 1943 года. [ 4 ]
N1K2-J Производство: Каваниси Кокуки К.К. [ 15 ] | |||||||||||||
Год | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ян. | фев. | Мар. | апрель | Может | Июнь | Июль | август | Сентябрь | Октябрь. | Ноябрь | декабрь. | Ежегодный | |
1943 | 1 | 1 | |||||||||||
1944 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 6 | 7 | 31 | 67 |
1945 | 35 | 47 | 58 | 80 | 81 | 20 | 12 | 5 | 338 | ||||
Общий | 406 |
- Предварительное производство началось с восьми прототипов и эксплуатационных испытаний самолетов, завершенных с декабря 1943 года по май. 1944 год. [ 4 ]
Общий объем производства: | |
По данным отчета USSBS: 1509. [ 15 ] | В рисунок входят: 97 сборок N1K1, 1007 N1K1-J и 406 сборок N1K2-J. |
По данным Франсильона: 1532. [ 4 ] | В рисунок входят: 97 сборок N1K1, 1007 N1K1-J и 423 сборки N1K2-J + K, включая 2 прототипа N1K3-J, 2 N1K4-J, 1 N1K4-A. |
Операторы
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]

Все четыре уцелевших самолета «Сиден Кай» сейчас выставлены в американских и японских музеях, а все три уцелевших самолета «Кёфу» выставлены/хранятся в американских музеях. [ 18 ]
Один N1K2-J (серийный номер 5128, хвостовой код A343-19) [ 19 ] находится в Национальном музее военно-морской авиации на авиабазе ВМС Пенсакола , Флорида . [ 20 ]
Второй Н1К2-Я (серийный номер 5312 [ 19 ] ), вариант истребителя-бомбардировщика, оснащенный креплениями на крыле для перевозки бомб, выставлен в галерее Air Power в Национальном музее ВВС США , на базе ВВС Райт-Паттерсон недалеко от Дейтона , штат Огайо . Этот самолет много лет выставлялся на детской площадке в Сан-Диего , подвергся значительной коррозии и серьезно изношен. В 1959 году он был передан в дар музею при сотрудничестве эскадрильи Сан-Диего Ассоциации ВВС . [ 21 ] В октябре 2008 года самолет был возвращен в экспозицию после обширной восьмилетней реставрации. Многие детали пришлось реконструировать реставраторам музея. На деталях по всему планеру были обнаружены четыре разных серийных номера самолетов, что указывает на повторную сборку из трех разных обломков, доставленных обратно в США для проверки, или на сборку или ремонт во время войны из деталей, полученных от трех разных самолетов. Серийный номер 5312 был найден в большинстве мест, и именно этот номер сейчас приводится. Этот N1K2-Ja окрашен как самолет Yokosuka Kōkūtai , оценочного и испытательного подразделения. [ 22 ] На это указывает хвостовой код (Yo)ヨ-105.
Третий пример (серийный номер 5341, хвостовой код A343-35) [ 19 ] принадлежит Национальному музею авиации и космонавтики, но был восстановлен Музеем истребителей Чамплина в Фэлкон Филд , Меса , Аризона , [ 23 ] в обмен на право выставлять самолет на Фэлкон Филд в течение 10 лет после реставрации. В настоящее время он выставлен в авиации и космонавтики. Национального музея Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи [ 24 ]
Четвертый подлинный Шиден-Кай выставлен в местном музее Нанреку Мишо Коэн в префектуре Эхимэ , Сикоку , Япония. [ 25 ] Известно, что этот самолет принадлежал 343-му Кокутаю, поскольку это подразделение совершало боевые вылеты в этом районе, но хвостовой код неизвестен, поскольку он был частично восстановлен из проржавевших обломков, извлеченных из моря. После воздушного боя 24 июля 1945 года его пилот бросил самолет в водах пролива Бунго , но его так и не нашли; к моменту подъема самолета со дна моря 14 июля 1979 года его удалось идентифицировать только как одного из шести летчиков 343-й эскадрильи, пропавших в тот день. Фотографии шестерых, в том числе Такаси Осибучи , командира 701 Hikōtai , и Канеоши Муто , выставлены под двигателем самолета. В 2019 году самолет был восстановлен до нелетного состояния. [ 26 ]

N1K1 Kyōfū (серийный номер 514) находится на хранении в авиации и космонавтики Национального музея Центре консервации, реставрации и хранения Пола Э. Гарбера в Суитленде, штат Мэриленд .
N1K1 Кёфу (серийный номер 562) выставлен в Национальном музее Тихоокеанской войны во Фредриксберге, штат Техас .
N1K1 Kyōfū (серийный номер 565), ранее выставленный на объединенной резервной базе военно-морской авиабазы Уиллоу-Гроув , городок Хоршам, округ Монтгомери, штат Пенсильвания , хранится в Национальном музее военно-морской авиации в Пенсаколе, Флорида . Сейчас реставрируется компанией American Aero Services, Нью-Смирна-Бич, Флорида , для Музея американского наследия в Стоу, Массачусетс .
Технические характеристики (N1K1-J)
[ редактировать ]Данные из [ 27 ] ПОДДЕРЖКА 107 Отчет A1: Каваниси N1K1-J [ 28 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 8,885 м (29 футов 2 дюйма)
- Размах крыльев: 12 м (39 футов 4 дюйма)
- Высота: 4,06 м (13 футов 4 дюйма)
- Площадь крыла: 23,5 м 2 (253 кв. фута)
- Аэродинамический профиль : LB620515-6075 [ 29 ]
- Вес пустого: 2897 кг (6387 фунтов)
- Полная масса: 3900 кг (8598 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 4321 кг (9526 фунтов)
- Емкость топливного бака: 477 л (126 галлонов США; 105 имп галлонов) внутренний + подвесной бак 323 л (85 галлонов США; 71 имп галлона); максимум 800 л (210 галлонов США; 180 имп галлонов)
- Силовая установка: 1 × Nakajima NK9H Homare 21, 18-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 1473 кВт (1975 л.с.) на уровне моря.
- Гребные винты: 4-лопастной гребной винт с постоянной скоростью диаметром 2,987 м (9 футов 9,6 дюйма).
Производительность
- Максимальная скорость: 571 км/ч (355 миль в час, 308 узлов) при весе 3500 кг (7717 фунтов) на уровне моря.
- 656 км/ч (408 миль в час) на высоте 6100 м (20 000 футов)
- Диапазон: 1078 км (670 миль, 582 миль) при 272 км/ч (169 миль в час) на высоте 460 м (1500 футов)
- . 75% V 813 км (505 миль) при макс при скорости 391 км/ч (243 миль в час) на высоте 460 м (1500 футов)
- Перегоночная дальность: 1746 км (1085 миль, 943 морских миль) максимум с подвесным баком на скорости 269 км/ч (167 миль в час) на высоте 460 м (1500 футов)
- . 75% V 1078 км (670 миль) при макс при скорости 381,5 км/ч (237,1 миль в час) на высоте 460 м (1500 футов)
- Практический потолок: 12 009 м (39 400 футов)
- Скороподъемность: 19,7 м/с (3880 футов/мин) при массе 3500 кг (7717 фунтов) на уровне моря.
- 4065 футов/мин при 3500 кг (7717 фунтов) на высоте 1798 м (5900 футов)
- Время набора высоты: 3000 м (10 000 футов) за 2 минуты 36 секунд.
- 6100 м (20 000 футов) за 5 минут 36 секунд
- Нагрузка на крыло: 166 кг/м 2 (34 фунта/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,38 кВт/кг (0,23 л.с./фунт)
Вооружение
- Оружие:
- 4 × 20-мм (0,79 дюйма) пулемета Тип 99 Mark 2 в крыльях.
- Бомбы:
- 2 бомбы по 250 кг (550 фунтов)
- или
- 1 сбрасываемый бак емкостью 323 л (85 галлонов США; 71 имп галлона)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Фокке-Вульф Fw 190 D
- Грумман F6F Хеллкэт
- Грумман F8F Беаркэт
- Хоукер Темпест
- Кавасаки Ки-100
- Lavochkin La-7
- Митсубиси Дж2М
- Накадзима Ки-84
- Республика P-47 Тандерболт
- Воут F4U Корсар
Связанные списки
- Список самолетов Японии во время Второй мировой войны
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список истребителей
- Список военных самолетов Японии
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Франсильон 1979 , с. 318.
- ^ Франсильон 1979 , с. 321.
- ^ Перейти обратно: а б Франсильон 1979 , с. 325.
- ^ Перейти обратно: а б с д Франсильон 1979 , с. 329.
- ^ Франсильон 1971 , с. 58.
- ^ Франсильон 1979 , с. 323.
- ^ «Информационные бюллетени: Каваниси N1K2-Джа Шиден Кай». Национальный музей ВВС США . Проверено: 23 ноября 2015 г.
- ^ Сакаи, Сабуро (1957. Самурай 304. ISBN) . 950-15-0163-9 .
- ^ Грин 1960 , с. 114.
- ^ «Информационные бюллетени: Каваниси N1K2-Джа Шиден Кай». Национальный музей ВВС США . Проверено: 23 ноября 2015 г.
- ^ Ангелуччи и Матрикарди 1978 , с. 171.
- ^ Тиллман 2010 , с. 117 .
- ^ Сакаи, Сабуро (1957). «31». Самурай . п. 321. ИСБН 950-15-0163-9 .
- ^ Франсильон 1971 , стр. 57–58.
- ^ Перейти обратно: а б с д Отчет корпорации III: Kawanishi Aircraft Company . Вашингтон, округ Колумбия: Отдел самолетов разведки стратегических бомбардировок США. Апрель 1947 г. Приложение С., с. 12-13 .
- ^ Франсильон 1979 , с. 319.
- ^ Pacific Wrecks, IJN 343 Кокутай, N1K2-J Модель 21
- ^ «Каваниси N1K2-Джа Шиден (Фиолетовая молния) Кай (Модифицированный) ДЖОРДЖ» . Национальный музей авиации и космонавтики . 07.04.2016 . Проверено 15 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Aces Flying High, The Survivors: Kawanishi N1K2-J Шиден Кай – Когда ударит фиолетовая молния!
- ^ Национальный музей военно-морской авиации, N1K2 Шиден-Кай (Джордж)
- ^ Путеводитель по музею ВВС США . Авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо: Фонд Музея ВВС, 1975, стр. 48.
- ^ Вернет 2008 , с. 18.
- ^ GossHawk Unlimited, Каваниси N1K2-J "Джордж"
- ^ Национальный музей авиации и космонавтики, Каваниси N1K2-Джа Шиден Кай
- ^ Пьер Космидис «Спасен и восстановлен: история Kawanishi N1K-J Shiden Shiden, которым, вероятно, пилотировал Канеоши Муто Кинеси . Муто »
- ^ «Завещание последнего 94-летнего пилота | Боевые шрамы, угасающие воспоминания о войне NHK |» .
- ^ Франсильон 1979 , стр. 320–329.
- ^ ПОДДЕРЖКА 107 Отчет A1: Kawanishi N1K1-J (PDF) . Центр воздушной разведки. 1946 год . Проверено 14 июня 2019 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи, Энцо; Матрикарди, Паоло (1978). Мировые самолеты: Вторая мировая война, Том II . Низкие направляющие Sampson. Мейденхед, Великобритания: Сэмпсон Лоу. ISBN 0-562-00096-8 .
- Франсильон, Рене Дж. (1979). Японская авиация Тихоокеанской войны . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-30251-6 . OCLC 6124909 . (новое издание 1987 г., издательство Putnam Aeronautical Books, ISBN 0-85177-801-1 .)
- Франсильон, Рене Ж. (1971). Каваниси Кёфу, Сиден и варианты Сиден Кай (Самолет в профиле 213) . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Профильные публикации.
- Гальбьяти, Фабио. «19 марта Воздушный бой над Куре. (на итальянском языке)». Журнал «Военная история» , издания Albertelli, №166, июль 2007 г.
- Грин, Уильям (1960). Знаменитые бойцы Второй мировой войны . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Company.
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том третий: Истребители . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd., 1961 (седьмое издание, 1973 г.). ISBN 0-356-01447-9 .
- Хаггинс, Марк (май – июнь 1999 г.). «Заходящее солнце: японская ПВО Филиппин 1944–1945». Энтузиаст авиации (81): 28–35. ISSN 0143-5450 .
- Косески, Кристиан. Каваниши N1K1/N1k2-J «Шиден/Кай» (на польском языке). Варшава, Польша: Wydawnictwo Susei, 1991. ISBN 83-900216-0-9 .
- Монди, Дэвид. Краткий справочник Хэмлина по самолетам Оси времен Второй мировой войны . Лондон: Bounty Books, 2006. ISBN 0-7537-1460-4 .
- Сакаида, Генри. Асы Императорского флота Японии, 1937–45 . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 1998. ISBN 1-85532-727-9 .
- Сакаида, Генри и Кодзи Такаки. Клинок Генды: Японская эскадрилья асов, 343 Кокутай . Хершам, Суррей, Великобритания: Classic Publications, 2003. ISBN 1-903223-25-3 .
- Тиллман, Барретт (2010). Вихрь: Воздушная война против Японии, 1942–1945 гг . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-41658-441-4 .
- Вернет, Рон (июнь 2008 г.). «Возрождение забытого истребителя ВМС Японии». Летный журнал . Том. 13, нет. 3.
Внешние ссылки
[ редактировать ]