Кавасаки Ки-100
К-100 | |
---|---|
![]() | |
Kawasaki Ki-100 1b в музее Королевских ВВС, Косфорд | |
Роль | Истребитель / Перехватчик |
Национальное происхождение | Япония |
Производитель | Кавасаки Кокуки Когё К.К. |
Первый полет | 1 февраля 1945 г. |
Введение | 9 марта 1945 г. |
Ушедший на пенсию | август 1945 г. |
Основной пользователь | Воздушная служба Императорской армии Японии |
Произведено | 1945 |
Количество построенных | 396 [ 1 ] |
Разработано на основе | Кавасаки Ки-61 |
Kawasaki Ki-100 ( キ100 ) — одноместный одномоторный -моноплан, истребитель использовавшийся Воздушной службой Императорской армии Японии (IJAAS) во время Второй мировой войны . Обозначение японской армии было « Истребитель Типа 5 » ( 五式戦闘機 , Го-сики сэнтоуки , или сокращенно Гошикисен ) . Ему не было присвоено кодовое имя союзников .
В начале 1945 года 275 Ki-100 были модифицированы из Ki-61 в качестве экстренной меры для установки 14-цилиндрового Mitsubishi Ha-112 -II радиального двигателя вместо исходного Kawasaki Ha-40 перевернутого V-12 рядного двигателя , в результате чего один из лучших перехватчиков, использовавшихся армией во время войны. Он сочетал в себе превосходную мощность и маневренность. [ 2 ] и с первых боевых вылетов в марте 1945 года и до конца войны он показал себя лучше, чем большинство истребителей IJAAS. [ 3 ] против ВВС США бомбардировщиков B-29 Superfortress и истребителей P-51 Mustang , а также ВМС США авианосных истребителей F6F Hellcat . [ 4 ]
Недавно построенный вариант Ki-100-Ib с урезанной задней частью фюзеляжа был выпущен в последние месяцы войны и на нем было оборудовано пять сэнтаев национальной обороны . Высотные характеристики были дополнительно улучшены в последнем варианте Ki-100-II, однако до окончания войны было произведено только три таких самолета, и этот последний вариант так и не поступил на вооружение.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Ки-100 представлял собой свободнонесущий одноместный истребитель-моноплан с закрытой кабиной и радиальным двигателем с убирающимся шасси. Поверхности управления были обтянуты тканью.
Проблемы с двигателем Ки-61
[ редактировать ]В середине 1944 года Ки-61 был одним из лучших истребителей Воздушной службы Императорской армии Японии (IJAAS). Это был также единственный серийный японский истребитель, имевший рядную силовую установку V-12 Kawasaki Ha-40 , японскую адаптацию немецкого двигателя Daimler-Benz DB 601 , а также один из первых истребителей с установленной на заводе броней и самозарядным двигателем. -герметизация топливных баков . Он также имел приличные характеристики, соответствующие современным американским разработкам, при этом упор делался на скорость и скороподъемность, а не на маневренность и дальность полета. Это была эффективная конструкция, но она страдала от нехватки двигателей и проблем с надежностью. Эти проблемы привели к разработке улучшенной модели Ki-61-II (позже Ki-61-II-KAI ), оснащенной улучшенным перевернутым двигателем V-12 Kawasaki Ha-140 мощностью 1120 кВт (1500 л.с.) , который тяжелее, чем пришедший ему на смену Ха-40. Максимальная скорость увеличилась с 590 до 610 км/ч (от 370 до 380 миль в час), а помимо скороподъемности улучшились и общие характеристики. Однако он никогда не работал так, как ожидалось, из-за продолжающихся проблем с контролем качества двигателя, хотя двигателей было произведено гораздо меньше, чем требовалось.
Радиальный двигатель Ха-112
[ редактировать ]На этом этапе войны IJAAS отчаянно нуждался в эффективных перехватчиках, чтобы остановить бомбардировки материковой части Японии, поэтому в октябре 1944 года было принято решение использовать Mitsubishi Ha-112 -II ( Kinsei ) мощностью 1120 кВт (1500 л.с.). [«Венера»] 60-й серии), 14-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель . Потребность в новом двигателе стала острой 19 января 1945 года, когда в результате бомбардировки был разрушен завод по производству Ха-140. [ 5 ] осталось 275 Ки-61 без двигателя.

Mitsubishi Ha-112-II был на 54 кг (119 фунтов) легче, чем Ha-140, и развивал ту же мощность, но с гораздо большей надежностью. Три Ки-61-II-КАИ были модифицированы под этот двигатель в качестве прототипов. Главный инженер Такео Дои вместе с двумя другими инженерами перепроектировал планер Ки-61, чтобы принять на него новый двигатель. Их решение заключалось в использовании второй обшивки для формирования обтекателя , приклепанного к фюзеляжу, чтобы сглаживать поток воздуха за охлаждающими заслонками и многочисленными выхлопными патрубками нового капота двигателя . [ 6 ] Поскольку этот двигатель был легче, удалось убрать ведущий противовес в хвостовой части, который уравновешивал более тяжелый двигатель Ха-140.
Новая модель впервые поднялась в воздух 1 февраля 1945 года. Без необходимости в тяжелом радиаторе охлаждающей жидкости и других приспособлениях, необходимых для двигателя жидкостного охлаждения, Ки-100 был на 329 кг (725 фунтов) легче Ки-61. -II, снижающий нагрузку на крыло со 189 кг/м. 2 (38,8 фунта/фута 2 ) до 175 кг/м 2 (35,8 фунта/фута 2 ). Это положительно сказалось на летных характеристиках, улучшив посадочные и взлетные качества, а также улучшив маневренность и уменьшив радиус разворота. [ 6 ] В марте и апреле 1945 года опытные инструкторы армейской летной школы Акено пилотировали Ki-100 в ходе обширных испытаний против Ki-84, который был лучшим истребителем IJAAS на тот момент на вооружении. Их вывод заключался в том, что при одинаковом опыте пилотов Ки-100 всегда будет побеждать в бою. [ 4 ]
Летные характеристики самолета превзошли Hien самолет Goshikisen во всем, кроме максимальной скорости, которая была уменьшена на 29 км/ч (18 миль в час) из-за большей площади поперечного сечения радиального двигателя, и модель была запущена в производство как . ( Го = пять; сики = тип; сэнтоки = боец) или армейский истребитель типа 5 . Обозначение компании для него было Ki-100-I-Ko . Все Ки-100-И-Ко были переоборудованы из существующих планеров Ки-61-II Кай и Ки-61-III. Встроенная опора двигателя и капот были отрезаны, а к противопожарной перегородке прикручена стальная трубчатая опора двигателя. Некоторые резервные детали двигателя жидкостного охлаждения, такие как привод заслонок радиатора, остались на месте. Первые 271 самолет с оригинальной обтекаемой задней частью фюзеляжа были выпущены с завода в период с марта по июнь 1945 года.
В отличие от ненадежных двигателей, использовавшихся на Kawanishi N1K-J , Kawasaki Ki-61 и Nakajima Ki-84, из-за которых многие из этих самолетов оставались на земле, новый двигатель был гораздо более надежным. [ 7 ] Хотя его максимальная скорость в горизонтальном полете была немного низкой для 1945 года, Ki-100 мог пикировать вместе с североамериканскими P-51 Mustang и сохранять скорость после отрыва, в отличие от большинства японских истребителей.

Две оставшиеся проблемы продолжали мешать японским истребителям к концу войны: ненадежные электрические системы и плохое радиооборудование, и хотя последняя так и не была решена, электрическая система Ki-100 представляла меньшую проблему, чем у других типов. [ 4 ]
Вооружение осталось таким же, как на Ки-61, состоящем из двух Установленные на капоте калибра 20 мм (0,79 дюйма) пушки Хо-5 с боезапасом 200 снарядов на ствол, дополненные двумя крыльевыми пулеметами Хо-103 калибра 12,7 мм (0,50 дюйма) с боекомплектом по 250 патронов на ствол. [ 8 ]
Улучшения фюзеляжа
[ редактировать ]Ki -100-I-Otsu были построены заново, а не были модификациями, с урезанной задней частью фюзеляжа и улучшенным фонарем, и с мая до конца июля 1945 года было произведено 118 самолетов. Эта версия также имела модифицированное масло. охладитель под двигателем в более обтекаемом обтекателе. [ 6 ]

Улучшения на большой высоте
[ редактировать ]Ki -100-II был оснащен двигателем с впрыском воды и метанола с турбонаддувом для улучшения характеристик на большой высоте, главным образом для улучшения возможностей перехвата самолетов Boeing B-29 Superfortress, но было построено только три прототипа, и ни один из них не использовался в эксплуатации. [ 9 ] Из-за нехватки места интеркулер не был установлен; однако производительность по-прежнему улучшалась на высоте более 8000 м (26000 футов). [ 10 ]
Операционная история
[ редактировать ]Ки-100 совершил боевой дебют в ночь на 9 марта 1945 года. [ 7 ] и понес свою первую потерю месяцем позже, в ночь на 7 апреля 1945 года, когда единственный Ki-100 из 18-го Sentai был сбит B-29 Superfortress после «снова и снова атаковать строй». [ 7 ] Летные экипажи союзников вскоре поняли, что столкнулись с новым грозным истребителем. [ 11 ] Хотя Ki-100 было доступно гораздо меньше, чем Ki-84 Nakajima, он был важным истребителем на вооружении армии. Хорошо управляемый Ки-100 был способен перехитрить любой американский истребитель, включая «Мустанги» P-51D и республиканские «Тандерболты» P-47N , сопровождавшие B-29 над Японией, и был сопоставим по скорости, особенно на средних высотах. Ки-100 оказался непростым противником в руках опытного пилота. Ki-100 вместе с армейским Nakajima Ki-84 и военно-морским Kawanishi N1K-J не уступали новейшим типам самолетов союзников в последний год войны на Тихом океане. [ 12 ]
Армейские истребительные подразделения, оснащенные этой моделью, включали 5-ю, 17-ю, 18-ю, 20-ю, 59-ю, 111-ю, 112-ю, 200-ю и 244-ю сентайскую , а также 81-ю независимую истребительную роту. Пилоты проходили подготовку в армейских летных школах Акено и Хитачи (Мито). Многие инструкторы «Акено» и «Хитачи» были из оперативных подразделений и между учебными вылетами также выполняли боевые вылеты, максимально используя те немногие истребители, которые были в боевой готовности, но эти авиаполки были переоборудованы лишь частично. [ 13 ]

Во время перехвата высоколетящих B-29 Superfortress (до того, как B-29 перешли на полеты на малых высотах) новые истребители испытывали трудности, поскольку на больших высотах мощность двигателя все еще падала. Наиболее эффективной стратегией против B-29 Superfortress оставалась чрезвычайно опасная лобовая атака, в результате которой истребитель оставался относительно неподвижным в прицеле защитных орудий бомбардировщика, что делало его легкой мишенью. В этом виде боя танк Mitsubishi J2M Raiden ВМФ сохранял превосходство. [ 14 ]
111-й полк Sentai Ki-100 перехватил B-29 Superfortress, атаковавший Кобе 5 июня 1945 года, заявив, что шесть сбитых бомбардировщиков и пять «вероятных». Американцы зафиксировали потерю девяти B-29, включая сбитые Ki-100 над районом цели. Ki-100 того же подразделения присоединились к 244-му Sentai Ki-84 в крупномасштабном бою против 21-й истребительной группы и 506-й истребительной группы P-51 Mustang над заливом Нагоя 16 июля 1945 года. Пилоты Ki-100 забрали шесть P-51. Взамен пять Ки-100 были потеряны, три пилота погибли, хотя американские записи показывают только одну потерю. [ 15 ]
25 июля 1945 года 18 истребителей 244-го Sentai Ki-100 столкнулись с 10 истребителями VF-31 Grumman F6F Hellcats с легкого авианосца USS Belleau Wood в воздушном бою, в котором пилоты Ki-100 одержали 12 побед при двух потерях. Претензии и встречные иски по этому иску остаются спорными. Американцы заявили о своих правах на два Ki-100 и признали потерю двух VF-31 F6F-5 Hellcats. В их число вошли Ki-100 и Hellcat, которые столкнулись, в результате чего оба пилота погибли. [ 16 ] [ 17 ]
После бомбардировки завода в Кагамигахаре и медленных поставок комплектующих заводами-спутниками темпы производства Ки-100 снизились, и в период с мая по июль было поставлено всего 12 штук. В результате бомбардировки производство было прекращено, и было поставлено только 118 армейских истребителей Type 5 Model 1b.
Последние полеты, совершенные Воздушной службой Императорской армии Японии, были совершены двумя Ki-100, переправленными из Комачи в Йокосуку , где они были переданы Соединенным Штатам, которые затем отправили их обратно в США для оценки. [ 10 ]
Варианты
[ редактировать ]- Ки-100 (прототипы): Kawasaki Ki-61 II KAI, модифицированный радиальным двигателем. 3 переоборудованы из Ки-61.
- Ки-100-И- Ко : начальный серийный вариант, модифицированный Ки-61 II КАИ. 271 переоборудован из Ki-61.
- Ki-100-I- Otsu : улучшен фонарь и урезана задняя часть фюзеляжа. 118 построено.
- Ki-100-II (прототипы): оснащен двигателем Mitsubishi Ha-112-II Ru мощностью 1120 кВт (1500 л.с.) с турбонагнетателем . 3 построено.
- Армейский истребитель Тип 5 Mark Ia : обозначение IJA для Ki-100-I- Ko.
- Армейский истребитель Тип 5 Mark Ib : обозначение IJA Ki-100-I- Otsu.
Производство
[ редактировать ]Ки-100 Серийный самолет: Кагамигахара, Кавасаки Кокуки К.К. [ 18 ] | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Ян. | фев. | Мар. | апрель | Может | Июнь | Июль | август | Сентябрь | Октябрь. | Ноябрь | декабрь. | Общий |
1945 | 0 | 1 | 36 | 89 | 131 | 88 | 23 | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 | 378 |
Примечание:
- Производство на авиазаводах Кагамигахара и Ичиномия серьезно пострадало из- за бомбардировок союзников . Планировалось выпускать 200 планеров в месяц, но завод в Ичиномии пришлось закрыть после его практически полного разрушения. [ 19 ]
Не включено:
- Три прототипа Ки-100-I были построены в феврале 1945 года. [ 1 ]
- В мае-июне 1945 года было построено три прототипа Ки-100-II. [ 1 ]
- Еще двенадцать Ки-100-И- Оцу были построены на авиазаводе Итиномия . [ 1 ]
Общий объем производства | |
---|---|
Согласно отчету USSBS: 378 [ 18 ] | В рисунок входят: 272 сборки Ki-100-I и 106 Ki-100-II. |
Для Франсильона: 396 [ 1 ] | На рисунке представлены: 275 сборок Ki-100-I и 121 Ki-100-II. |
Операторы
[ редактировать ]
Выживший самолет
[ редактировать ]- Kawasaki Ki-100-1b серийный номер 8476M был захвачен на аэродроме Тан Сон Нхот , Сайгон , в августе 1945 года в летном состоянии и был доставлен лишь недавно. [ 20 ] Однако он был поврежден там 26 ноября 1945 года во время приземления с поднятыми колесами после того, как ходовая часть не смогла опуститься при попытке приземления на аэродроме Бьен Хоа , в 15 милях от него; его переправил туда японский пилот для летных испытаний. [ 20 ] Маслорадиатор, воздушный винт и хвостовое колесо были отремонтированы, но не возвращены в летное состояние; Позже он был отправлен в Соединенное Королевство вместе с тремя другими японскими самолетами, включая фюзеляж Mitsubishi A6M Zero (Zeke), Mitsubishi Ki-46 (Dinah) и Nippon Kokusai Ki-86 (Кипр). [ 20 ] После многих лет хранения в различных местах и ошибочного распознавания как Накадзима Ки-43 (Оскар), он был восстановлен и выставлен на обозрение в музее Королевских ВВС в Хендоне , Великобритания . [ 20 ] Переехал в музей Королевских ВВС в Косфорде 30 января 2012 года, но с декабря 2022 года снова переехал в музей Хендона. [ 21 ]
Технические характеристики (Ки-100-И-Ко/Оцу Госикисен)
[ редактировать ]Данные японских самолетов Тихоокеанской войны [ 22 ]
Общие характеристики
- Экипаж: Один
- Длина: 8,82 м (28 футов 11 дюймов)
- Размах крыльев: 12,00 м (39 футов 4 дюйма)
- Высота: 3,75 м (12 футов 4 дюйма)
- Площадь крыла: 20 м 2 (220 кв. футов)
- Профиль крыла : NACA 2R1 16 (корневой), NACA 24009 (наконечник). [ 23 ]
- Вес пустого: 2525 кг (5567 фунтов)
- Полная масса: 3495 кг (7705 фунтов)
- Запас топлива: 595 л (157 галлонов США; 131 имп гал) (внутреннее топливо)
- Емкость водометанола: 95 л (21 имп галлон; 25 галлонов США)
- Колея ходовой части: 4,050 м (13,29 футов) [ 24 ]
- Силовая установка: 1 × Mitsubishi Ha-112-II/Ha-33 14-цилиндровый двухрядный воздушного охлаждения звездообразный двигатель мощностью 1120 кВт (1500 л.с.) на взлете.
- Гребные винты: 3-лопастной гребной винт с постоянной скоростью , диаметр 3,00 м (9 футов 10 дюймов). [ 24 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 580 км/ч (360 миль в час, 310 узлов) на высоте 6000 м (20 000 футов).
- Крейсерская скорость: 400 км/ч (250 миль в час, 220 узлов) на высоте 4000 м (13000 футов).
- Дальность действия: 1400 км (870 миль, 760 миль) только на внутреннем топливе, 2200 км (1400 миль; 1200 миль) с 2 внешними сбрасываемыми топливными баками по 200 л (44 имп галлона; 53 галлона США)
- Продолжительность: 3 часа 30 минут.
- Практический потолок: 11 000 м (36 000 футов)
- Время набора высоты: ** 6 минут до 5000 м (16 000 футов).
- От 20 минут до 10 000 м (33 000 футов)
- Нагрузка на крыло: 174,8 кг/м 2 (35,8 фунтов/кв. футов)
Вооружение
- Орудия: 2 × 20-мм (0,8 дюйма) фюзеляжные пушки Хо-5 (400 выстрелов) и 2 × 12,7-мм (0,50 дюйма) крыльевые пулеметы Хо-103 (500 выстрелов)
- Узлы подвески: 2 внешних сбрасываемых бака по 200 л (44 имп галлона; 53 галлона США), вынесенные за пределы стоек ходовой части.
- Бомбы: 2 бомбы по 250 кг (550 фунтов), перевозимые вместо сбрасываемых баков на тех же точках подвески за пределами ходовой части.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Франсильон, 1979, стр.134.
- ^ Этелл, 1995, стр.83.
- ^ Пикарелла, 2005, стр.74.
- ^ Jump up to: а б с Пикарелла, 2005, стр. 76–77.
- ^ Air International , октябрь 1976 г., стр. 186–187.
- ^ Jump up to: а б с Пикарелла, 2005, стр. 64–68.
- ^ Jump up to: а б с Пикарелла, 2005, стр.69.
- ^ Пикарелла, 2005, стр.67.
- ^ Пикарелла, 2005, стр. 74–75.
- ^ Jump up to: а б Франсильон, 1979, стр.132.
- ^ Франсильон, 1979, стр.130.
- ^ Скарлатто, 1996
- ^ Пикарелла, 2005, стр.73.
- ^ Франсильон, 1979, стр.395.
- ^ Миллман, 2015, стр. 81, 85–86.
- ^ Сакаида, 1997, стр.73.
- ^ «Список потерь зарубежных самолетов USN за июль 1945 года» . Авиационные археологические исследования и исследования . Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б USSBS, Приложение Е., стр.16
- ^ Крейвен, 1953, стр. 565–568.
- ^ Jump up to: а б с д Симпсон, Эндрю (2012). «Индивидуальная история Kawasaki Ki-100-1b BAPC.83/8476M, музейный инвентарный номер 85/AF/68» (PDF) . www.rafmuseum.org.uk .
- ^ «Кавасаки Ки-100» .
- ^ Франсильон, 1970, стр. 133–134.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Модельное искусство, 1994, с.186.
Библиография
[ редактировать ]- Бюшель, Ричард М. Кавасаки Ki.61/Ki.100 Hien в ВВС Японии, серия Aircam Aviation № 21 . Кентербери, Кент, Великобритания: Osprey Publications Ltd, 1971. ISBN 0-85045-026-8 .
- Крейвен, Уэсли и Кейт, Джеймс Армейские военно-воздушные силы во Второй мировой войне, том пятый. Тихий океан: от Маттерхорна до Нагасаки, июнь 1944 г. - август 1945 г. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1953. ASIN: B000LZHT7Q
- Этелл, Джеффри Л. Самолеты Второй мировой войны . Глазго, Коллинз Джейн, 1995. ISBN 0-00-470849-0 .
- Франсильон, Рене Ж. Японская авиация Тихоокеанской войны . Лондон: Патнэм, 1970. ISBN 0-370-00033-1 .
- Франсильон, Рене Ж. Японская авиация Тихоокеанской войны . Лондон: Патнэм, 2-е издание, 1979 г. ISBN 0-370-30251-6 .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том третий: Истребители . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd., 1961 (седьмое издание, 1973 г.). ISBN 0-356-01447-9 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Факты о самолетах времен Второй мировой войны: истребители японской армии, часть 1 . Лондон: Макдональд и Джейн, 1976. ISBN 0-356-08224-5 .
- Янушевский, Тадеуш; Ярский, Адам (1992). Kawasaki Ki-61 Hien, Авиационные монографии 5 (на польском языке). ЭйДжей-Пресс.
- «Последняя ласточка лета… Необыкновенная история Ki-100» Air International , октябрь 1976 г., том 11, номер 4, стр. 185–191. Бромли, Великобритания: Fine Scroll.
- Миллман, Николас. Ки-61 и Ки-100 Асы . Издательство Блумсбери, 2015. ISBN 1-780-96295-9 .
- Монди, Дэвид. Краткий справочник Хэмлина по самолетам Оси времен Второй мировой войны . Лондон: Bounty Books, 2006. ISBN 0-7537-1460-4 .
- Пикарелла, Джузеппе. «База данных: Kawasaki Ki-100. Артикул, чертежи в масштабе и в разрезе». Самолет , Том 33, № 11, выпуск № 391, ноябрь 2005 г. Лондон: IPC Media Ltd.
- Сакаида, Генри. Асы ВВС японской армии 1937–45 гг . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 1997. ISBN 1-85532-529-2 .
- Сакураи, Такаси. Рикугун Хико Дай 244 Сентай Ши История армии 244 Группа (на японском языке: Соубунша, 1995. ISBN неизвестен).
- Сакурай, Такаши. Истребительная группа Хиен: Иллюстрированная история 244-го сентая, защитников Токио (на японском и английском языках). Токио: Дай Ниппон Кага, 2004. ISBN неизвестен.
- Грубо, Нико. «Ки-100: японский FW-190» (на итальянском языке). Самолеты в истории №51 . 1996.
- Подразделение самолетов разведки стратегических бомбардировок США. Kawasaki Aircraft Company, Ltd. IV, Вашингтон, округ Колумбия, 1947 год. Отчет корпорации
- Неизвестный автор(ы) (1994). «Истребитель Ki-61 Hien (Tony) Ki-100» армии IJ Kawasaki Type 3 и 5. Модельное искусство . Специальный выпуск «Модельное искусство». № 428. Токио, Япония: Model Art Co. Ltd. с. 186.
{{cite magazine}}
:|last=
имеет общее имя ( справка )