Митсубиси А5М
А5М | |
---|---|
![]() A5M2b с тормозным крюком и сбрасываемым баком. | |
Общая информация | |
Тип | Авианосный истребитель |
Производитель | Мицубиси Хэви Индастриз |
Дизайнер | |
Основной пользователь | Воздушная служба Императорского флота Японии |
Количество построенных | 1,094 |
История | |
Дата введения | 1936 |
Первый полет | 4 февраля 1935 г. |
Ушедший на пенсию | 1945 |
Варианты |
Mitsubishi A5M , официальное обозначение ВМС Японии. Авианосный истребитель Mitsubishi Navy Type 96 ( 九六式艦上戦闘機 ) , экспериментальное обозначение ВМС Японии. Mitsubishi Navy Experimental 9- Sh Carrier Fighter , фирменное обозначение Mitsubishi Ka -14 , Второй мировой войны японский самолет времен . палубный истребитель . Номер типа состоит из двух последних цифр 2596 (1936) японского императорского года, когда он поступил на вооружение Императорского флота.
Это был первый в мире корабельный истребитель -моноплан с низкорасположенным крылом , поступивший на вооружение. [ примечание 1 ] и предшественник знаменитого Мицубиси А6М «Зеро» . Имя сообщника союзников было Клод .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1934 году Императорский флот Японии подготовил спецификацию усовершенствованного истребителя, требующего максимальной скорости 350 км/ч (220 миль в час) на высоте 3000 м (9800 футов) и способного подняться на высоту 5000 м (16000 футов) за 6,5 минут. [ 1 ] В этой спецификации 9- shi (1934 г.) использовались конструкции как Mitsubishi , так и Nakajima . [ 2 ] [ 3 ]

Компания Mitsubishi поручила разработку нового истребителя команде под руководством Дзиро Хорикоши (первоначального создателя аналогичного, но неудачного Mitsubishi 1MF10 , позднее ответственного за знаменитый A6M Zero ). [ 4 ] Получившаяся конструкция, получившая от Mitsubishi обозначение Ка-14 , представляла собой цельнометаллический низкоплан с тонким эллиптическим крылом типа «перевернутая чайка» и фиксированным шасси , что было выбрано из-за увеличения характеристик (по оценкам, лобовое сопротивление составляло 10 %, но Увеличение максимальной скорости всего лишь на 3%), возникшее за счет использования убирающейся ходовой части, не считалось оправданием дополнительного веса. [ 5 ] [ 6 ] Первый прототип , оснащенный Nakajima Kotobuki 5 радиальным двигателем мощностью 447 кВт (600 л.с.) , поднялся в воздух 4 февраля 1935 года. [ 7 ] Самолет значительно превзошел требования спецификации, достигнув максимальной скорости 450 км/ч (280 миль в час). [ 4 ] Второй прототип был оснащен переработанным крылом без рифлений и после различных изменений, направленных на максимальную маневренность и снижение лобового сопротивления, был запущен в производство как A5M .
Поскольку Ка-14 продемонстрировал отличные характеристики, ВВС Императорской армии Японии заказали для оценки один модифицированный прототип под названием Ki-18 . Хотя он продемонстрировал аналогичные характеристики с самолетами ВМФ и, следовательно, был намного быстрее, чем нынешний истребитель IJAAF, Kawasaki Ki-10 биплан , армия отвергла этот тип из-за его ограниченной маневренности. [ 8 ] Затем армия подготовила спецификацию улучшенного истребителя для замены Ki-10. Компания Mitsubishi, занятая переделкой Ка-14 в А5М, представила минимально измененный самолет под названием Ki-33 , который проиграл конкурирующему самолету Накадзимы, который был принят на вооружение как Ki-27 . [ 9 ]
Операционная история
[ редактировать ]Самолет поступил на вооружение в начале 1937 года и вскоре принял участие в воздушных боях в начале Второй китайско-японской войны . [ 10 ] включая бои воздух-воздух с самолетом C Model 281 «Peashooters» ВВС Китайской Республики в Boeing P-26 первом в мире воздушном воздушном бою и убийства между истребителями-монопланами, построенными в основном из металла. [ 11 ] A5M заменил на вооружении Nakajima A4N1 , истребитель-биплан. [ 12 ]

Китайские пилоты-националисты, в основном летавшие на Curtiss Hawk III , сражались против японцев, но A5M был лучше почти всех истребителей, с которыми он встречался. Несмотря на то, что новый истребитель был вооружен всего парой 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметов, он оказался эффективным и устойчивым к повреждениям, обладая отличной маневренностью и прочной конструкцией. [ 13 ] Позже А5М также обеспечивали столь необходимое сопровождение современных, но уязвимых бомбардировщиков Mitsubishi G3M .
Команда Mitsubishi продолжала совершенствовать A5M, работая над версиями до последней версии A5M4 , которая имела внешний откидной бак под днищем для подачи топлива на увеличенный запас хода.
Самым конкурентоспособным противником А5М в воздухе был Поликарпов И-16 , быстрый и тяжеловооруженный истребитель, на котором пилотировали как регулярные военные ВВС Китая, так и советские добровольцы. Воздушные бои 1938 года, особенно 18 февраля и 29 апреля, вошли в число крупнейших воздушных боев, когда-либо имевших место в то время. В бою 29 апреля приняли участие 67 истребителей Поликарпова (31 И-16 и 36 И-15 бис) против 18 G3M в сопровождении 27 A5M. Каждая сторона заявила о своей победе: китайско-советская сторона заявила, что 21 японский самолет (11 истребителей и 10 бомбардировщиков) был сбит, 50 японских летчиков убиты, двое взяты в плен и спаслись, потеряв при этом 12 самолетов и 5 пилотов убитыми; Японцы заявили, что потеряли только два сбитых G3M и два A5M, при этом было сбито более 40 китайских самолетов. [ 14 ]
104 самолета А5М были модифицированы для размещения двухместной кабины . Эта версия, использовавшаяся для обучения пилотов , получила название А5М4-К . Самолеты версии K продолжали использоваться для обучения пилотов еще долгое время после того, как стандартные A5M покинули фронтовую службу.
Почти все А5М имели открытые кабины. Была опробована закрытая кабина, но она не нашла поддержки среди авиаторов ВМФ. [ нужна ссылка ] . Все они имели фиксированную неубирающуюся ходовую часть. Колесные обтекатели были характерной чертой стандартных истребителей, но не учебных самолетов.
« Летающие тигры» столкнулись с Типом 96, хотя и не официально, и один из них был сбит на аэродроме Мингаладон в Бирме 29 января 1942 года. [ 15 ]
Некоторые A5M оставались на вооружении в конце 1941 года, когда Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну на Тихом океане. Источники в американской разведке полагали, что A5M по-прежнему служил основным истребителем ВМС Японии, хотя на самом деле A6M Zero заменил его на авианосцах первой линии и на Tainan Kōkūtai на Тайване . Другие японские авианосцы и кокутай (авиагруппы) продолжали использовать A5M, пока производство Zero не догнало спрос. 1 февраля 1942 года американский авианосец USS Enterprise нанес воздушные удары по японским военно-воздушным и военно-морским базам на атоллах Рой и Кваджалейн на Маршалловых островах . В ходе этих действий самолеты Mitsubishi A5M сбили три пикирующих бомбардировщика Douglas SBD , в том числе самолет подполковника. Холстед Хоппинг, командир эскадрильи VS-6. [ 16 ] Последние боевые действия с использованием А5М в качестве истребителя произошли в битве в Коралловом море 7 мая 1942 года, когда два А5М и четыре А6М японского авианосца «Сёхо» сражались с самолетами США, потопившими их авианосец. [ 17 ]
В последние месяцы войны большая часть оставшихся планеров А5М использовалась для камикадзе атак .
Варианты
[ редактировать ]
Свидание от Янушевского [ 18 ]
- Ка-14
- Шесть прототипов с различными двигателями и конструктивными модификациями.
- А5М1
- Палубный истребитель ВМФ, Модель 1: первая серийная модель с двигателем Kotobuki 2 KAI I мощностью 633 кВт (850 л.с.).
- А5М2/2а
- Модель 21: Более мощный двигатель.
- А5М2б
- Модель 22: Первые серийные экземпляры с капотом NACA и двигателем Kotobuki 3 мощностью 477 кВт (640 л.с.).
- А5М3а
- Прототипы с Hispano-Suiza 12 Xcrs мощностью 448 кВт (601 л.с.). двигателем
- А5М4
- Модель 24 (бывшая Модель 4): A5M2b с другим двигателем, закрытой кабиной, дополнительным съемным подвесным баком . Последние серийные модели (Модель 34) с двигателем Kotobuki 41 KAI.
- А5М1-А5М4
- 780 построен компанией Mitsubishi. 39 построены Ватанабэ, 161 произведен военно-морским арсеналом Омура.
- А5М4-К
- Двухместный учебно-тренировочный вариант A5M4, 103 экземпляра, построенный военно-морским арсеналом Омура.
- То-18
- Единственный прототип наземной версии для IJAAF на базе A5M. Двигатель Котобуки 5 мощностью 410 кВт (550 л.с.).
- Ки-33
- Два прототипа, развитие Ки-18 с другим двигателем и закрытой кабиной.
- Общий объем производства (все варианты): 1094
Операторы
[ редактировать ]Данные из [ 19 ]
- Воздушная служба Императорского флота Японии
- Авианосец Акаги
- Авианосец Хосё
- Авианосец Кага
- Авианосец Рюдзё
- Авианосец Сёхо
- Авианосец Сорю
- Авианосец Дзуйхо
- Титосэ Кокутай
- Оита Кокутай
- Оминато Кокутай
- Омура Кокутай
- Сасебо Кокутай
- Тайнань Кокутай
- Ёкосука Кокутай
- 12-й воздушный корпус
- 13-й воздушный корпус
- 14-й воздушный корпус
- 15-й воздушный корпус
Выживший самолет
[ редактировать ]Восстановленных или годных к полетам самолетов A5M не существует. Известно, что один A5M существует в разобранном виде под водой на затонувшем корабле Fujikawa Maru в лагуне Чуук в Микронезии , а также в нескольких разобранных экземплярах Mitsubishi A6M Zero .
Технические характеристики (Митсубиси А5М4)
[ редактировать ]
Данные японских самолетов Тихоокеанской войны [ 20 ] и Краткое руководство по самолетам Оси времен Второй мировой войны. [ 21 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 7,565 м (24 фута 10 дюймов)
- Размах крыльев: 11 м (36 футов 1 дюйм)
- Высота: 3,27 м (10 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 17,8 м 2 (192 кв. фута)
- Профиль профиля : корень: B-9 мод. (16%); Совет: Б-9 мод. (9%) [ 22 ]
- Пустой вес: 1216 кг (2681 фунт)
- Полная масса: 1671 кг (3684 фунта)
- Силовая установка: 1 × Nakajima Kotobuki 41 или 41 KAI 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 530 кВт (710 л.с.) на взлете.
- 585 кВт (785 л.с.) на высоте 3000 м (9800 футов)
- Гребные винты: 3-лопастной металлический гребной винт.
Производительность
- Максимальная скорость: 435 км/ч (270 миль в час, 235 узлов) на высоте 3000 м (9800 футов).
- Дальность: 1201 км (746 миль, 648 миль)
- Практический потолок: 9800 м (32200 футов)
- Время набора высоты: 3000 м (9800 футов) за 3 минуты 35 секунд.
- Нагрузка на крыло: 93,8 кг/м 2 (19,2 фунта/кв. фута)
- Мощность/масса : 0,316 кВт/кг (0,192 л.с./фунт)
Вооружение
- Орудия: 2 × 7,7-мм (0,303 дюйма) авиационных пулемета Тип 97 , установленных на фюзеляже синхронных пулеметов, стреляющих через цилиндры двигателя и воздушный винт примерно в положении 1 и 11 часов.
- Бомбы:
- 2 фугасные бомбы Тип 99 по 30 кг (66 фунтов) или
- 1 откидной бак емкостью 160 л (42,27 галлонов США; 35,20 имп галлонов)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список палубной авиации
- Список самолетов Японии во время Второй мировой войны
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список истребителей
- Список военных самолетов Японии
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Однако этому предшествовали Dewoitine D.1ter и Wibault Wib.74. поступившие на вооружение монопланы
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Грин и Суонборо 1982 , с. 27
- ^ Микеш и Абэ 1990 , с. 234
- ^ Янушевский 2003 , стр. 6.
- ^ Jump up to: а б Микеш и Абэ 1990 , с. 173
- ^ Грин и Суонборо 1982 , с. 28
- ^ Янушевский 2003 , стр. 8.
- ^ Грин и Суонборо 1982 , с. 29
- ^ Грин и Суонборо 1982 , с. 31
- ^ Микеш и Абэ 1990 , стр. 187–188.
- ^ Сакаида 1998 , стр. 8.
- ^ Китайско-японская воздушная война 1937–1945 гг. , http://surfcity.kund.dalnet.se.
- ^ Дмитрий Хазанов, Александр Медведь, Эдвард М. Янг, Тони Холмс (2019). Воздушный бой: Воздушные бои Второй мировой войны . Издательство Блумсбери. п. 102.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Боевые машины, Aerospace Publishing/Orbis Publishing, 1983, итальянское издание, стр.1168.
- ^ Воздушные бои над Китаем, 1938 г. , http://surfcity.kund.dalnet.se.
- ^ Бонд и Андерсон 1984 , стр. 86, 88.
- ^ Тиллман, Барретт. SBD Бесстрашные юниты Второй мировой войны . Bloomsbury Publishing, 2012. стр. 16.
- ^ Янушевский 2003 , стр. 47.
- ^ Янушевский 2003 , стр. 52.
- ^ Янушевский 2003 , стр. 49.
- ^ Франсильон, Рене Дж. (1979). Японская авиация Тихоокеанской войны . Лондон: Putnam & Company Limited. стр. 342–349. ISBN 0-370-30251-6 .
- ^ Понедельник 1996 , с. 193.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бонд, Чарльз Р.; Андерсон, Терри Х. (1984). Дневник летающего тигра . Колледж-Стейшн, Техас: Техасский университет A&M. ISBN 0-89096-408-4 .
- Франсильон, доктор философии, Рене Дж. Японская авиация Тихоокеанской войны . Лондон: Putnam & Company Ltd., 1970 (второе издание, 1979 г.). ISBN 0-370-30251-6
- Грин, Уильям (1961). Боевые самолеты Второй мировой войны, Том третий: Истребители . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd. ISBN 0-356-01447-9 .
- Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (август – ноябрь 1982 г.). «Нулевой предшественник... Mitsubishi A5M». Любитель воздуха . № 19. С. 26–43.
- Янушевский, Тадеуш (2003). Митсубиси А5М Клод . Сандомир, Польша/Редборн, Великобритания: Публикации моделей грибов. ISBN 83-917178-0-1 .
- Микеш, Роберт С.; Абэ, Шорзо (1990). Японские самолеты, 1910-1941 гг . Лондон: Книги Патнэма по аэронавтике. ISBN 0-85177-840-2 .
- Монди, Дэвид, изд. (1996). Краткое руководство по самолетам Оси времен Второй мировой войны . Лондон: Канцлер. ISBN 1-85152-966-7 .
- Сакаида, Генри (1998). Асы Императорского флота Японии, 1937-45 гг . Ботли, Оксфордшир, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 1-85532-727-9 .
- Неизвестный. «Справочник по японским самолетам 1910–1945 годов (Model Art Special № 327)», журнал Model Art Modeling , март 1989 г.
- Неизвестный. Авианосец Mitsubishi Type 96 / Nakajima Ki-27 (The Maru Mechanic # 49) . Токио: Издательство Кодзинша, 1984.
- Неизвестный. Авианосный истребитель Тип 96 (Известные самолеты мира № 27) . Токио: Издательство Бунриндо, 1991.
Внешние ссылки
[ редактировать ]