Curtiss F11C Ястреб-тетеревятник
F11C Ястреб-тетеревятник | |
---|---|
![]() | |
XF11C-2 Goshawk, пилотируемый летчиком-испытателем Curtiss Уильямом Дж. Кроссвеллом, на фото во время испытательного полета, 4 ноября 1932 года. | |
Роль | Авианосный истребитель и истребитель-бомбардировщик |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Curtiss Airplane and Motor Company |
Первый полет | сентябрь 1932 г. |
Введение | апрель 1932 г. |
Основные пользователи | ВМС США Китайские националистические ВВС Колумбийские ВВС |
Произведено | Октябрь 1932 г. |
Количество построенных | 28 плюс 2 прототипа |
Варианты | Curtiss BF2C Ястреб-тетеревятник |
Curtiss F11C Goshawk — американский военно-морской биплан истребитель- , имевший ограниченный успех. Он был частью длинной линейки Curtiss Hawk самолетов , построенных компанией Curtiss Airplane and Motor Company для американских вооруженных сил.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В апреле 1932 года, когда Кёртисс планировал модель 35B , ВМС США заключили контракт с производителем на улучшенную модификацию модели 34C, F6C, получившую название F11C . Он содержал серьезные изменения, которые включали мощностью 600 л.с. (450 кВт ) Wright R-1510-98 радиальный двигатель , одноопорные свободнонесущие основные агрегаты шасси , небольшое увеличение межплоскостного зазора, металлические, а не полотняные поверхности управления, и вооружение на основе двух фиксированных пулеметов , стреляющих вперед, калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) , дополненных точкой подвески под фюзеляжем для перевозки 474-фунтового пулемета. (215 кг) бомба, или вспомогательный топливный бак. Кертисс разработал этот тип как Модель 64 Goshawk с обозначением ВМС США XF11C-1 (позже XBFC-1 после принятия BF для категории бомбардировщиков-истребителей). Самолет имел металлическую конструкцию с тканевой обшивкой, использовал конструкцию крыла разобранного YP-23 и был доставлен в сентябре 1932 года. [ 1 ]
Незадолго до заказа XF11C-1 ВМС приобрели принадлежащий компании демонстратор модели 64A . Он имел двигатель Wright R-1820 -78 Cyclone, немного более длинные стойки основных стоек шасси с колесами с шинами низкого давления, хвостовое колесо вместо хвостового полозья, обтянутые тканью поверхности управления на хвосте и внешние приспособления для подкрыльевых стоек. под фюзеляжем для легких бомб, а также точку подвески для топливного бака емкостью 50 галлонов (189 л) или костыля, который мог бы отвести бомбу от диска винта перед сбросом в бомбометание с пикирования. [ 1 ]
Летные испытания XF11C-2 (позже переименованного в XBFC-2 ) выявили необходимость внесения небольшого количества незначительных изменений. После внесения изменений XF11C-2 стал считаться прототипом F11C -2 , из которых в октябре 1932 года было заказано 28 экземпляров как истребителей-бомбардировщиков двойного назначения. [ 1 ]
С марта 1934 года самолеты были модернизированы с полузакрытой кабиной и рядом других модификаций, прежде чем они получили пересмотренное обозначение BFC-2 в знак признания их роли истребителя-бомбардировщика или, как это было бы принято в ВМФ, бомбардировщика-истребителя. [ 1 ] Последний самолет в контракте XF11C-2 был переоборудован в прототип XF11C-3 , включивший в себя более мощный двигатель R-1820-80 и убирающееся шасси с ручным управлением. [ 2 ]


Операционная история
[ редактировать ]Единственными подразделениями ВМС США, которые эксплуатировали F11C-2, были знаменитая «Эскадрилья высоких шляп» ВМФ, VF-1B на борту авианосца «Саратога» и VB-6 , временно приписанный к «Энтерпрайзу» . В марте 1934 года, когда самолеты были переименованы в BFC-2 , «Эскадрилья высоких шляп» была переименована в VB-2B , а затем в VB-3B и сохраняла свои BFC-2 до февраля 1938 года. VB-6 фактически никогда не отправлялся на борт «Энтерпрайза» с бомбардировщики BFC . [ 3 ]

F11C-2 Goshawk выпускался в двух экспортных модификациях — истребители Hawk I и Hawk II . По сути, это модифицированный XF11C-2, Hawk II был оснащен двигателем Wright R-1820F-3 Cyclone мощностью 710 л.с. (530 кВт) на высоте 1676 м (5499 футов) и 356 литров топлива, в то время как Hawk I имел 189 литров внутреннего двигателя. топливо. Обе версии несли то же вооружение, что и серийный F11C-2. Только Hawk II экспортировался в большом количестве в Турцию, причем первый заказчик получил 19 самолетов 30 августа 1932 года. Колумбия разместила заказ в конце октября 1932 года, получив первую партию из четырех двухпоплавковых самолетов Hawk II, первых из 26 поплавковых истребителей, поставленных к концу июля 1934 года. ВВС Колумбии использовали базировавшиеся на поплавках Hawk II и F11C-2 во время войны между Колумбией и Перу в 1932-1933 годах. В Боливию было поставлено девять Hawk II, три из которых имели сменные колесно-поплавковое шасси; четыре были доставлены в Чили, четыре на Кубу, два в Германию, один в Норвегию и 12 в Таиланд как Hawk III .
Китайские националистические ВВС получили 52 самолета F11C как Hawk II и сражались против японцев во время Второй китайско-японской войны . Командир эскадрильи Hawk II капитан Чан Ки-Вонг из 28-й эскадрильи 5-й истребительной группы, базировавшейся на авиабазе Чуюн для защиты Нанкина в начале войны против вторжения императорской Японии, предъявил частичную иск в сбитом автомобиле Mitsubishi. Средне-тяжелый бомбардировщик G3M , 15 августа 1937 года. Вскоре он и половина его эскадрильи были отправлены в Тайюань на северном фронте войны в Китае, и сбил майора Хироши Мива (бывшего военного летного инструктора Чжан Сюэляна ), Фэнтяньской армии авиакорпуса [ 4 ] командир 16-й Хико Рентай 1-й эскадрильи Дайтай истребителей Кавасаки Ки-10 во время битвы при Тайюане [ 5 ] Это было главное поле боя F11C во Второй мировой войне. [ 6 ]
Thai Hawk III участвовали в боевых действиях во время Второй мировой войны, в том числе против Королевских ВВС. 8 апреля 1944 года Thai Hawk III был сбит истребителем 211-й эскадрильи RAF Bristol Beaufighter над Лампхуном , пилот сбитого самолета спасся на парашюте. [ 7 ]
Варианты
[ редактировать ]- XF11C-1 (модель 64)
- Первый прототип создан на базе F6C Hawk .
- XF11C-2 (Модель 64А)
- Второй прототип, переименованный в XBFC-2 .
- F11C-2 (Модель 64А)
- Серийная версия, переименованная в BFC-2 ; 28 построено.
- XF11C-3 (модель 67)
- Один F11C-2 с убирающимся шасси и истребителем-бомбардировщиком R-1820-80 мощностью 700 л.с. (520 кВт), позже переименованным в XBF2C-1 .
- BFC-2 Ястреб
- Переименование F11C-2.
Операторы
[ редактировать ]

- Колумбийские ВВС — использовались в войне между Колумбией и Перу .
- Два самолета были куплены Германией для оценки. Один из них, Д-3165, испытывался как гидросамолет.
- Королевские ВВС Норвегии - один самолет приобретен для оценочных целей.
- ВМС Перу - в марте 1933 года были закуплены три самолета с поплавковым вооружением. В 1934 году были куплены еще четыре машины.
Выживший самолет
[ редактировать ]Весной 1933 года Франц Мюллер, который был высокопоставленным чиновником рейхсского министерства авиации, сообщил Герингу, что Удет обратился к нему с просьбой получить разрешение на покупку двух «Ястребов-тетеревятников» для испытаний пикирующего бомбометания. Геринг санкционировал выделение средств через посольство Германии в Вашингтоне. В октябре 1933 года пара ястребов-тетеревятников прибыла в Бремерхафен на борту лайнера SS Europa . [ 8 ] Удет использовал один из этих «Ястребов-тетеревятников» (обозначенный D-IRIK) в показательных выступлениях пилотажа, проходивших во время летних Олимпийских игр 1936 года . Самолет пережил войну, в конечном итоге был найден в поле недалеко от Кракова . [ 9 ] сейчас экспонируется в Музее польской авиации . [ 10 ]
BFC-2 находится в Национальном музее военно-морской авиации на авиабазе ВМС Пенсаколы, Флорида. [ 11 ]
Единственный существующий самолет Hawk III был отреставрирован Королевским музеем ВВС Таиланда . На выставленном самолете нанесен знак различия ( Хануман , белый корпус), обозначающий его принадлежность к крылу 4. Hawk III служил в RTAF в 1934–1949 годах. [ 12 ]
Технические характеристики (F11C-2) и (BFC-2)
[ редактировать ]Данные Curtiss Aircraft 1907–1947 гг., [ 13 ] Полная энциклопедия мировой авиации [ 14 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 22 фута 7 дюймов (6,88 м)
- Размах крыльев: 31 фут 6 дюймов (9,60 м)
- Высота: 9 футов 8,625 дюйма (2,96228 м)
- Площадь крыла: 262 кв. фута (24,3 м 2 )
- Профиль профиля : корень: Clark Y ; Совет: Кларк Ю. [ 15 ]
- Пустой вес: 3037 фунтов (1378 кг)
- Полная масса: 4132 фунта (1874 кг)
- Силовая установка: × Wright R-1820-78 Cyclone 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 600 л.с. (450 кВт).
- Гребные винты: 3-лопастной металлический гребной винт.
Производительность
- Максимальная скорость: 202 миль в час (325 км/ч, 176 узлов)
- Крейсерская скорость: 150 миль в час (240 км/ч, 130 узлов)
- Диапазон: 522 миль (840 км, 454 миль)
- Практический потолок: 25 100 футов (7700 м)
- Скорость набора высоты: 2300 футов/мин (12 м/с).
Вооружение
- Орудия: 2 фиксированных синхронизированных калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) AN / M2 Browning пулемета в носовой части фюзеляжа.
- Бомбы:
- 1 бомба массой 215 кг (474 фунта) на подфюзеляжной точке подвески или
- 2 бомбы по 53 кг (117 фунтов) несли по одной под каждым нижним крылом.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Иден и Моенг, 2002 г.
- ^ "Фотография - 'Фотография самолета F11C-3 Goshawk'". Архивировано 27 июля 2011 г. в Wayback Machine Музее ВМС США (Пенсакола), 31 января 2000 г. Дата обращения: 13 мая 2009 г.
- ^ Суонборо и Бауэрс 1976
- ^ NetEase, Цю Чжисянь (2018-02-02). «Капитан провинции Гуандун Тайюань сбил японского короля Мива Куана» . news.163.com Проверено 16 ноября 2020 г. .
Сбил знаменитого японца . пилот Мива Куан Чэнь Цигуан, капитан 28-й группы ВВС Китая с широкими колесами (фото) - Подполковник авиации японской армии Мива Хироши опубликован в «Докладе о выдающихся заслугах при инцидентах в Китае» (фото)
- ^ Густавссон, Хаканс. «Китайские асы-бипланы-истребители — Чан Ки-Вонг» . Асы-истребители-бипланы – Китай . Проверено 16 ноября 2020 г.
Капитан Чан оказался в полном одиночестве перед тремя Ki-10 IJAAF под командованием майора Мивы; в том, что казалось вызовом «единоборству» - Мива нырнул на него сверху, Чан ответил, подняв нос, чтобы встретиться с Мивой лицом к лицу. Предвидя, что Миве придется выйти из пике после того, как они пройдут - Чан втянулся в тугой шанделл - приступил к маневру еще до того, как Мива обогнал его - Чан смог развернуться - над и позади Мивы - воспользовавшись своим положением для ноля. Отклонив пас, Чан выстрелил в Ки-10 Мивы, отправив его в поле недалеко от Та Менга.
- ^ Густавссон, Хокан. «Кертисс Хоукс в ВВС Китая» . Асы-истребители-бипланы времен Второй мировой войны . Проверено 30 января 2013 г.
- ^ Томас 2005, стр. 73-74.
- ^ Гитлеровские эскадрильи «Штука» - Ju 87 на войне 1936-45 гг., Джон Уорд
- ↑ Гитлеровские генералы: Удет (телеканалы)
- ^ «Самолет: Кертисс Хок II» . Музей польской авиации . Проверено 16 апреля 2023 г.
- ^ «БФК-2 Ястреб-тетеревятник» . Национальный музей морской авиации . Архивировано из оригинала 30 августа 2016 года . Проверено 16 апреля 2023 г.
- ^ Трират. «Краткая история Королевских ВВС Таиланда». Архивировано 2 октября 2011 г. на сайте Wayback Machinenationmultimedia.com, октябрь 2007 г. Дата обращения: 30, 30 августа 2011 г.
- ^ Бауэрс, Питер М. (1979). Самолет Curtiss, 1907-1947 гг . Лондон: Патнэм. стр. 274–277. ISBN 0370100298 .
- ^ Иден и Моенг 2002, с. 514.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Белломо, Серджио; Кордон Агирре, Артуро; Марино, Атилио; Нуньес Падин, Хорхе (1999). Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). Кертисс Хоук . Серия ВВС Аргентины (на испанском языке). Том 5. Баия-Бланка, Аргентина: Воздушно-морские силы.
- Иден, Пол и Соф Моенг. Полная энциклопедия мировой авиации . Лондон: Янтарные книги, 2002. ISBN 978-0-7607-3432-2 .
- Хагедорн, Дэн (март – май 1992 г.). «Типы Кертисс в Латинской Америке». Любитель воздуха . № 45. С. 61–77. ISSN 0143-5450 .
- Суонборо, Гордон и Питер М. Бауэрс. Военные самолеты США с 1911 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1976. ISBN 978-0-87021-968-9 .
- Томас, Эндрю (2005). Бофайтеры-асы Второй мировой войны . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-846-5 .
- Уорд, Джон (2004). Гитлеровские «Штуки»: Ju 87 в войне 1936-1945 гг . ISBN 1862272468 .
- Янг, Эдвард М. (1984). «Забытая воздушная война Франции». Любитель воздуха . № 25. С. 22–33. ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]