Кертисс Модель F
Модель Ф | |
---|---|
![]() | |
Роль | Универсальная летающая лодка |
Производитель | Curtiss Airplane and Motor Company |
Дизайнер | Гленн Кёртисс |
Первый полет | 12 января 1912 г. |
Основные пользователи | ВМС США ВМФ России Итальянский флот |
Количество построенных | более 150 |
Curtiss Models F представляла собой семейство первых летающих лодок, разработанных в Соединенных Штатах в годы, предшествовавшие Первой мировой войне . Широко производимые модели F служили в ВМС США под обозначениями от C-2 до C-5 , позже реклассифицированными в AB-2 через AB-5 . Несколько экземпляров были экспортированы в Россию , и этот тип был построен по лицензии в Италии .


Проектирование и разработка
[ редактировать ]По конфигурации это были летающие лодки -бипланы с одним двигателем, установленным между межплоскостными стойками и приводившим в движение толкающий винт . Пилот и единственный пассажир сидели рядом в открытой кабине . Ячейка крыла была заимствована у наземного самолета модели E и имела двухпролетную, неступенчатую, равноразмахную конструкцию с большими элеронами, установленными на межплоскостных стойках и выходящими за пределы размаха самих крыльев. Самые ранние образцы этой конструкции были построены и проданы компанией Curtiss в 1912 году без какого-либо обозначения; название Model F войдёт в употребление только в следующем году. Как это ни странно, Curtiss также использовал обозначение Model E для обозначения некоторых ранних машин этого семейства, хотя они сильно отличались от наземных самолетов Curtiss, которые носили то же обозначение и почти идентичны Model F.
Модель F, построенная в 1918 году, имела переработанное крыло неравного размаха, в котором элероны были встроены в верхнее крыло, а спонсоны по бокам корпуса - для улучшения управляемости самолета на воде. Они были известны как Модель MF (от Modernized-F), а спустя годы как Seagull на послевоенном гражданском рынке .
Операционная история
[ редактировать ]ВМС США первоначально закупили четыре таких самолета в дополнение к Freak Boat ( C-1 / AB-1 уже полученному им ) и который был модернизирован примерно до той же конструкции, что и остальные. Один из них, C-2, стал первым самолетом, совершившим полет с автоматическим управлением 30 августа 1913 года , когда он был оснащен гироскопическим стабилизатором, разработанным Элмером Сперри . Тот же самолет (теперь переименованный в AB-2 ) затем стал первым самолетом, который был запущен с помощью катапульты с военного корабля во время полета, когда он взлетел с авианосца «Северная Каролина» 5 ноября 1915 года , пилотируемый капитаном Генри К. Мустином , летчиком военно-морского флота. № 3 и военно-морской авиатор № 11. Ее сестра, AB-3 , стала первым американским самолетом тяжелее воздуха, принявшим участие в боевых действиях, когда он был запущен с авианосца «Миссисипи» 25 апреля 1914 года во время разведывательной миссии над Веракрусом во время Оккупация США Веракруса . [ 2 ]
ВМС США закупили еще восемь самолетов до конца 1916 года, но крупные заказы появились только после того, как этот тип был выбран в качестве стандартной учебно-тренировочной летающей лодки ВМФ в апреле 1917 года . Была заказана первоначальная партия из 144 базовых моделей F, за которыми в 1918 году последовали 22 MF. Еще 80 MF были произведены по лицензии Заводом военно-морских самолетов . Этот самолет был особенно полезен для тренировок из-за его благоприятного выхода из сваливания , в то время как многие другие самолеты той эпохи могли свалиться в штопор . [ 3 ] Небольшое количество моделей E и F также было закуплено армией США.
В 1913-1914 годах ВМФ России закупил две партии моделей F и эксплуатировал их в составе Черноморского и Балтийского флотов, пока не заменил их моделью К. вскоре после этого В Италии представитель Curtiss Энеа Босси получила права на местное лицензионное производство Type F братьями Зари , которые построили восемь экземпляров в своей мастерской в Бовизе , Милан . Первый из них был продемонстрирован итальянскому военно-морскому флоту на озере Комо 22 сентября 1914 года. Модель F была принята на вооружение Regia Marina на линкоре «Данте Алигьери» , крейсерах «Амальфи» и «Сан-Марко» , а также на гидросамолетном тендере «Эльба» . [ 4 ]
Еще в 1927 году авиакомпания Rogers Airlines эксплуатировала послевоенный флот из десяти самолетов Curtiss Seagull. В зимние месяцы самолеты вылетали из Майами и Нассау, а летом возвращались в северную часть штата Нью-Йорк для технического обслуживания и штурмовок. [ 5 ]
Варианты
[ редактировать ]- Модель Е
- Это обозначение иногда ошибочно применялось к некоторым ранним членам этого семейства.
- Модель Ф
- Стандартная модель, выпускаемая с 1912 года, получила это обозначение в 1914 году и получила цифровое обозначение Модель 7 в 1930 году.
- White & Thompson Летающая лодка Curtiss мощностью 100 л.с.
- Усовершенствованная версия модели F, поднявшаяся в воздух в марте 1913 года: межкрыльные элероны Curtiss заменены элеронами на задней кромке верхнего крыла.
- Аэробот White & Thompson Bass-Curtiss
- Капитальная реконструкция модели F с двигателем Anzani в июне 1914 года.
- Сперри-Кертисс
- Амфибийная версия Model E для Лоуренса Сперри .
- Школьная машина
- Тренажер с носовой аппарелью.
- Спортивная лодка
- Трехместная версия люкс.
- Рид Гидроаэроплан
- Кастомная версия для Маршалла Рида с рычагами управления элеронами на плече.
- Модель ФЛ
- Модель F оснащена крыльями от Curtiss Model L. Единственный экземпляр, также обозначенный как Модель 7, построенный в 1917 году. [ 6 ]
- Модель БАТ
- Прототип MF с тракторным двигателем, позже получивший обозначение Model 13 в последовательности Curtiss.
- Модель БАП
- Прототип MF с толкающим двигателем, аналогичный BAT, позже получивший обозначение Model 14 в последовательности Curtiss.
- Модель МФ
- Модернизированная версия 1914 года, стандарт производства с 1918 года, позже получившая обозначение Модель 18.
- Кокс-Клемин СК-14
- Модели MF переоборудованы и модифицированы для использования двигателя Hispano Suiza мощностью 180 л.с. [ 7 ]
- Чайка
- Послевоенная гражданская версия MF с двумя дополнительными сиденьями, позже получившая обозначение Model 25 . Продано около 16 штук. [ 8 ]
- Кран
- Амфибийная версия «Чайки», позже получившая обозначение «Модель 20» . [ 9 ]
- Джадсон Триплан
- Увеличенная версия специального триплана.
- Летающая лодка Маккормика
- Увеличенная пятиместная кастомная версия для Гарольда Фаулера Маккормика .
Операторы
[ редактировать ]- Летная школа братьев Уолш , Новая Зеландия , 5 самолетов, используемых для подготовки пилотов Королевского летного корпуса.
- Османский флот - одна модель F [ 10 ]
- Императорский флот России - получил две партии модели F в 1913-1914 годах.
- Уайт и Томпсон — одна модель F
Выживший самолет
[ редактировать ]- Двигатель и радиатор модели F хранятся в Музее «Колыбель авиации» на Лонг-Айленде . [ 11 ]
- Части модели F с серийным номером 112, разбившейся в Коннектикуте в 1915 году, были включены в реставрацию компании Century Aviation в Уэнатчи, штат Вашингтон, в 2016–2018 годах. Самолет совершил свой первый полет над озером Мозес в Вашингтоне 21 августа 2018 года. [ 12 ]
- Curtiss MF/Seagull NC903 (бывший C903, A5541 ВМС США) выставлен в Центре авиационного наследия Омаки , Новая Зеландия. [ 13 ]
Технические характеристики (модель F 1917 г.)
[ редактировать ]
Данные Curtiss Aircraft 1907–1947 гг. [ 6 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 1 носилки в переоборудованных машинах скорой помощи.
- Длина: 27 футов 9 + 3 ⁄ дюйма (8,48 м)
- Размах крыльев: 45 футов 1 + 3 ⁄ 8 дюймов (13,75 м)
- Высота: 11 футов 2 + 13 ⁄ 16 дюймов (3,42 м)
- Площадь крыла: 387 кв. футов (36,0 м 2 )
- Профиль : США 1 [ 14 ]
- Пустой вес: 1860 фунтов (844 кг)
- Полная масса: 2460 фунтов (1116 кг)
- Силовая установка: 1 поршневой двигатель Curtiss OXX-3 V-8 с водяным охлаждением, мощностью 100 л.с. (75 кВт)
- Гребные винты: 2-лопастной толкающий винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 69 миль в час (111 км/ч, 60 узлов)
- Продолжительность: 5 часов 30 минут.
- Практический потолок: 4500 футов (1400 м)
- Время набора высоты: 2300 футов (700 м) за 10 минут.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Prve letjuce clny — Гаккель и Кёртисс» . КАФЕ ЛОЖЗОЙАГО . лойзояго. 4 октября 2012 года . Проверено 10 июня 2017 г.
- ^ Крессман, Роберт (22 августа 2007 г.). «Миссисипи II (Линкор № 23)» . НХХК . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Дарден, Колгейт В. младший (1984). «Морская авиация в Первой мировой войне». Слушания . 110 (11). Военно-морской институт США : 163–166.
- ^ «Идроволанте Кертисс «Летающая лодка» » . Проверено 3 мая 2011 г.
- ^ «Чайка Кертисс». Спортивная авиация . Август 1960 года.
- ^ Перейти обратно: а б Бауэрс 1979, с. 83
- ^ «Американские самолеты: Кл – Кр» . www.aerofiles.com .
- ^ Бауэрс 1979, с. 178
- ^ Бауэрс 1979, с. 181.
- ^ Николь, Дэвид К. (август 2019 г.). Воздушная мощь и арабский мир 1909–1955 гг. Том 1: Военные летные службы в арабских странах, 1909–1919 гг . Гелион. п. 33. ISBN 9781912866434 .
- ^ Журнал Air & Space, декабрь 2017 г. / январь 2018 г.
- ^ Волосы, Стив (22 августа 2018 г.). «История авиации начинается с озера Мозес» . NCWLife . Канал NCWLife . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ «Рыцари неба – выставка Первой мировой войны» . www.omaka.org.nz .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бауэрс, Питер М. (1979). Самолет Curtiss, 1907-1947 гг . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-10029-8 .
- Эллиот, Брин (март – апрель 1997 г.). «Медведи в воздухе: перспектива воздушной полиции США». Любитель воздуха . № 68. С. 46–51. ISSN 0143-5450 .
- Хагедорн, Дэн (март – май 1992 г.). «Типы Кертисс в Латинской Америке». Любитель воздуха . № 45. С. 61–77. ISSN 0143-5450 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тейлор, Майкл Дж. Х. (1989). Энциклопедия авиации Джейн . Лондон: Студийные издания. стр. 193, 278.
- Форзац Кертисса . Хаммондспорт, Нью-Йорк: Краеведческий музей Гленна Х. Кертисса. 1987.
- Файлы с информацией о мировых самолетах . Лондон: Издательство Bright Star. л.д. 891. Л. 43.
Внешние ссылки
[ редактировать ]