Кертисс Модель N
Модель Н | |
---|---|
![]() | |
Кертисс Н-9Н | |
Роль | тренер |
Производитель | Кёртисс , компания Берджесс |
Дизайнер | Гленн Кёртисс |
Первый полет | 1915 |
Основной пользователь | ВМС США |
Количество построенных | 560 |
Разработано на основе | Кертисс Модель J |
Развитый в | Кёртисс Дж. Н. Дженни |
Curtiss Model N был военным учебно-тренировочным самолетом, использовавшимся в основном ВМС США во время Первой мировой войны .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Модель N представляла собой двухместный биплан, аналогичный модели J , отличавшийся аэродинамическим профилем и расположением элеронов, которые устанавливались между крыльями. Он оснащался Curtiss OX рядным двигателем мощностью 90–100 л.с. Из-за юридических проблем с братьями Райт по поводу использования элеронов, единственная модель N была модифицирована путем блокировки элеронов и увеличения двугранного угла до семи градусов, чтобы доказать, что самолет может летать без элеронов или деформации крыла . [ 1 ]
Самый массовый вариант, Н-9, представлял собой гидросамолет, оснащенный одним центральным понтоном, установленным под фюзеляжем. Под каждой законцовкой крыла был установлен небольшой поплавок. Из-за дополнительного веса понтона потребовался ряд конструктивных и аэродинамических изменений, при проектировании которых использовались данные аэродинамической трубы, разработанные в Массачусетском технологическом институте , а это означает, что N-9 был первым американским военно-морским самолетом, оснащенным ветрогенератором. данные туннеля непосредственно в его конструкцию. Размах крыла увеличили еще на десять футов (три метра), удлинили фюзеляж, увеличили хвостовое оперение, а поверх верхнего крыла добавили стабилизирующие киль. Первоначально N-9 оснащался двигателем Curtiss OXX -6 мощностью 100 л.с. (75 кВт).

В августе 1916 года компания Curtiss получила первоначальный контракт на поставку 30 самолетов, а еще 14 были заказаны армией Соединенных Штатов , которая поддерживала небольшие операции с гидросамолетами. Быстро стало очевидно, что самолету недостает мощности, поэтому Кертисс заменил двигатель на двигатель Hispano-Suiza мощностью 150 л.с. (112 кВт) , произведенный в США по лицензии Wright-Martin подразделением Simplex компании (позже Wright Aeronautical ). Самолет получил новое обозначение N-9H .
Всего во время Первой мировой войны было построено 560 Н-9, большинство из которых были модели «H». На самом деле компания Curtiss построила только 100 штук. Большинство из них были построены по лицензии компанией Burgess Company из Марблхеда, Массачусетс . Пятьдесят других были собраны после войны из запасных частей и двигателей ВМС США на военно-морской авиабазе Пенсакола во Флориде .
Операционная история
[ редактировать ]Первый полет модели N состоялся в 1915 году. [ 2 ] Армия США приобрела самолет для оценки, но Кёртисс вернул его себе во владение из-за юридических проблем с братьями Райт. [ 1 ]
Хотя в начале 1917 года среди авиаторов и даже производителей N-9 было единодушное мнение , что N-9 не может быть зациклен , один из пионеров морской пехоты США Корпуса Фрэнсис Томас Эванс-старший считал, что это возможно. 13 февраля 1917 года он пролетел на N-9 над Мексиканским заливом недалеко от Пенсаколы, Флорида, и начал попытки обойти его. Ему это удалось с четвертой попытки, и он стал одним из первых людей, когда-либо совершавших петлю гидросамолета (первым пилотом, совершившим петлю гидросамолета, был польский летчик Ян Нагурский 17 сентября 1916 года на Григоровича М-9 летающей лодке ). Не имея свидетелей, он пролетел над авиабазой ВМС Пенсакола и повторил свой подвиг. За это достижение в 1936 году он получил Крест за выдающиеся летные заслуги . [ 3 ] Однако более важными были методы выхода из сваливания и вращения, которые он обнаружил в тот день во время полета на N-9. Во время первых трех попыток круга N-9 заглох, не дойдя до вершины круга, и впал в штопор. Он обнаружил, что, ослабив противодавление на ручку и агрессивно применяя руль направления, противоположный направлению вращения, он может превратить вращение в нормальное пикирование и восстановиться, что раньше считалось невозможным для N-9. Его методы выхода из сваливания и вращения до сих пор используются авиаторами по всему миру. [ 3 ]

Более 2500 пилотов ВМС США прошли подготовку на гидросамолетах на самолетах N-9. Однако, помимо этой основной роли, самолет также использовался для помощи в развитии операций корабельной авиации во время Первой мировой войны, особенно при разработке корабельных пусковых катапульт . В 1917 году несколько N-9 были предоставлены компании Sperry Gyrscope Company для переоборудования в конфигурацию автоматического самолета Хьюитт-Сперри для летных испытаний новых компонентов автопилота, предназначенных для использования в беспилотных «воздушных торпедах ».
ВМС США сняли с вооружения Н-9 в 1927 году, когда стали доступны более современные учебно-тренировочные самолеты.
Выживший самолет
[ редактировать ]Сохранился только один экземпляр этого типа, который сейчас является частью коллекции Национального музея авиации и космонавтики . Первоначально выставленный в Музее науки и промышленности в Чикаго , штат Иллинойс , позже он был передан обратно ВМС США для транспортировки в Национальный музей авиации и космонавтики. Лаборатория военно-морской авиации в Филадельфии , штат Пенсильвания , полностью восстановила его в 1966 году. [ 4 ]
Варианты
[ редактировать ]
- Модель Н
- Двухместный учебно-тренировочный самолет 1914 года с двигателем Curtiss OXX мощностью 100 л.с. (75 кВт) , похожий на Model J , но с другим сечением аэродинамического профиля. Один построен для армии США. Позже переоборудован в Модель O с сиденьями, расположенными рядом. [ 5 ]
- Модель Н-8
- Серийная версия N для армии США с двигателем Curtiss OX -2 мощностью 90 л.с. (67 кВт). Эквивалент JN-3. Четыре построены в 1915 году. [ 6 ]
- Модель Н-9
- Двухместный одномоторный учебно-тренировочный гидросамолет.
- Модель Н-9Н
- Оснащен поршневым двигателем Wright A мощностью 150 л.с. (112 кВт).
- Модель Н-9С
- Оригинальный гидросамолет Н-9 с двигателем мощностью 100 л.с. (75 кВт), позже получивший название Н-9С.
- Модель Н-9Н
- мощностью 150 л.с. (112 кВт) Основной серийный вариант с двигателем Hispano-Suiza
- Полностью стальной самолет Мюррея-Карнса
- Этот самолет представлял собой полностью стальную разработку Curtiss N-9, заказанную секретарем военно-морского ведомства Дэниелсом в 1918 году у компании JW Murray Mfg. Co. из Детройта. [ 7 ]
Операторы
[ редактировать ]
Технические характеристики (Н-9Н)
[ редактировать ]Данные Curtiss Aircraft 1907–1947 гг. [ 8 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 30 футов 10 дюймов (9,40 м)
- Размах крыльев: 53 фута 4 дюйма (16,26 м)
- Высота: 10 футов 11 дюймов (3,33 м)
- Площадь крыла: 496 кв. футов (46,1 м 2 )
- Пустой вес: 2140 фунтов (971 кг)
- Полная масса: 2750 фунтов (1247 кг)
- Силовая установка: 1 поршневой двигатель Wright-Hisso A V-8 с водяным охлаждением, мощностью 150 л.с. (110 кВт)
- Гребные винты: 2-лопастной деревянный гребной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 78 миль в час (126 км/ч, 68 узлов)
- Практический потолок: 6600 футов (2000 м)
- Время набора высоты: 3240 футов (990 м) за 10 минут.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Кертисс Модель Н» . www.historyofwar.org . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ «Таинственный самолет, июнь 2016 г. — военный трактор Curtiss Model «N» | Ассоциация старинных самолетов EAA» . eaavitage.org . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кнапп, Уолтер, «Морские пехотинцы взлетают», История авиации , май 2012 г., стр. 51.
- ^ «Кертисс Н-9Н» . Национальный музей авиации и космонавтики . Смитсоновский институт. Архивировано из оригинала 21 июля 2019 года . Проверено 14 января 2020 г. .
- ^ Бауэрс 1979, стр. 65–66.
- ^ Бауэрс 1979, стр. 111–112.
- ^ Производитель и финансовый отчет штата Мичиган . 1919.
- ^ Бауэрс, Питер М. (1979). Самолет Curtiss, 1907–1947 гг . Лондон: Патнэм. стр. 111–115. ISBN 0370100298 .
Библиография
[ редактировать ]- Бауэрс, Питер М. Кёртисс Самолеты 1907–1947 гг . Лондон: Патнэм, 1979. ISBN 0-370-10029-8 .
- Хагедорн, Дэн (март – май 1992 г.). «Типы Кертисс в Латинской Америке». Любитель воздуха . № 45. С. 61–77. ISSN 0143-5450 .
- Информация Национального музея авиации и космонавтики. Архивировано 29 апреля 2011 г. в Wayback Machine.
- «Новый военный трактор Curtiss» . Аэронавтика . XV (7): 104. 15 октября 1914 г. hdl : 2027/chi.105942614 . (Краткое описание оригинальной модели N 1914 года с иллюстрациями.)
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Curtiss Model N, на Викискладе?