Curtiss SB2C Хеллдайвер
SB2C Хеллдайвер А-25 Шрайк | |
---|---|
Curtiss SB2C Helldiver в трехцветной схеме и с маркировкой на хвосте для VB-80, действовавший на авиабазе USS Hancock , февраль 1945 года. | |
Роль | Пикирующий бомбардировщик |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Кертисс-Райт |
Построено | |
Первый полет | 18 декабря 1940 г. |
Введение | декабрь 1942 г. |
Ушедший на пенсию | 1959 (Италия) |
Основные пользователи | ВМС США |
Произведено | 1943–1945 |
Количество построенных | 7,140 |
Развитый в | Кертисс XSB3C |
Curtiss SB2C Helldiver — пикирующий бомбардировщик, разработанный компанией Curtiss-Wright во время Второй мировой войны . В качестве палубного бомбардировщика ВМС США (USN) на Тихоокеанских театрах военных действий он дополнял и заменял Douglas SBD Dauntless . Сохранилось несколько выживших.
Первоначально плохие характеристики управляемости и поздние модификации привели к длительным задержкам производства и развертывания, вплоть до того, что это было расследовано Комитетом Трумэна , который представил резкий отчет. Это способствовало упадку Curtiss как компании. Ни пилотам, ни командирам авианосцев это, похоже, не понравилось. [1] Тем не менее, этот тип был быстрее, чем «Бесстрашный», и к концу войны на Тихом океане «Хеллдайвер» стал основным пикирующим бомбардировщиком и штурмовиком на авианосцах ВМС США. [1]
К тому времени, когда в конце 1943 года стал доступен наземный вариант, известный как А-25 «Шрайк», ВВС западных союзников отказались от специализированных пикирующих бомбардировщиков. Большая часть А-25, поставленных в ВВС США, была передана Корпусу морской пехоты США , который использовал этот тип только в односторонней кампании и небоевых целях. Британский Королевский флот и Королевские ВВС Австралии также отменили существенные заказы. [2] сохранив лишь несколько самолетов для исследовательских целей.
Прозвища самолета включали «Большой хвостатый зверь» или просто «Зверь». [3] «Два-Си» и «Сукин сын 2-го класса»; последнее прозвище произошло от названия SB2C и репутации самолета с трудными характеристиками управления. [4]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Helldiver был разработан для замены Douglas SBD Dauntless . Это был гораздо более крупный самолет, способный действовать с новейших авианосцев и нести значительный набор вооружения. Он имел внутренний бомбоотсек, который уменьшал лобовое сопротивление при перевозке тяжелых боеприпасов. Обремененный жесткими требованиями, предъявляемыми как морской пехотой США, так и ВВС США, производитель включил в конструкцию самолета особенности «многоцелевого» самолета. [5]
Прототип модели XSB2C-1 изначально имел проблемы при разработке, связанные с двигателем Wright R-2600 Twin Cyclone и трехлопастным винтом; Дополнительные опасения включали структурные недостатки, плохую управляемость , нестабильность направления и плохие сваливания . характеристики [6] [7] В 1939 году студент взял модель нового Curtiss XSB2C-1 в аэродинамическую трубу Массачусетского технологического института . Профессор авиационной техники Отто К. Коппен сказал: «Если они построят больше одного из них, они сумасшедшие». Он имел в виду проблемы с управляемостью из-за небольшого вертикального оперения. [8]
Первый прототип совершил свой первый полет 18 декабря 1940 года. [9] Он разбился 8 февраля 1941 года, когда у него отказал двигатель при заходе на посадку, но Кертисса попросили восстановить его. Фюзеляж был удлинен, было установлено хвостовое оперение большего размера, а автопилот для снижения устойчивости был установлен . Доработанный прототип снова поднялся в воздух 20 октября 1941 года, но был разрушен, когда его крыло вышло из строя во время водолазных испытаний 21 декабря 1941 года. [10] [11]
Масштабное производство было заказано уже 29 ноября 1940 года, но для серийной модели предусматривалось большое количество модификаций. Были увеличены площадь киля и руля направления, увеличен запас топлива, были добавлены самоуплотняющиеся топливные баки , а фиксированное вооружение было увеличено вдвое до четырех пулеметов калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) в крыльях по сравнению с двумя подкапотными орудиями прототипа. SB2C-1 был построен с топливными баками большего размера, что значительно увеличило его дальность полета.
В реализации программы было так много задержек, что Grumman TBF Avenger поступил на вооружение раньше Helldiver, хотя разработка Avenger началась два года спустя. Тем не менее, темпы производства ускорились за счет производства в Колумбусе, штат Огайо, и на двух канадских заводах: Fairchild Aircraft Ltd. (Канада) , которая выпустила 300 самолетов (под обозначениями XSBF-1, SBF-1, SBF-3 и SBF-4E) и Компания Canadian Car and Foundry , которая построила 894 экземпляра (обозначенные SBW-1, SBW-3, SBW-4, SBW-4E и SBW-5), эти модели соответственно эквивалентны своим аналогам, построенным Curtiss. Всего во время Второй мировой войны было произведено 7140 SB2C и аналогичных моделей. [12]
Операционная история
[ редактировать ]ВМС США
[ редактировать ]ВМС США не примут SB2C до 880 модификации. [7] В конструкцию и изменения в производственную линию были внесены, в результате чего боевой дебют Curtiss Helldiver был отложен до 11 ноября 1943 года с эскадрильей VB-17 на Банкер-Хилле , когда они атаковали удерживаемый японцами порт Рабаул на острове Новая Британия. к северу от Папуа-Новой Гвинеи . [7] Первая версия SB2C-1 была оставлена в США для обучения, из-за различных проблем при разработке было построено всего 200 экземпляров. Первой моделью развертывания стал SB2C-1C. [13] SB2C-1 мог разворачивать предкрылки, механически связанные с приводами шасси, которые выступали из внешней трети передней кромки крыла для облегчения бокового управления на низких скоростях. Ранний прогноз «Зверя» был неблагоприятным; его сильно не любили экипажи из-за его размера, веса и меньшей дальности полета по сравнению с SBD, который он заменил. [14]
В битве в Филиппинском море 45 «Хеллдайверов», большинство из которых были запущены с предельной дальности, были потеряны, когда у них закончилось топливо при возвращении на свои авианосцы. [15]
Среди основных недостатков Helldiver была недостаточная мощность, меньшая дальность полета, чем у SBD, он был оснащен ненадежной электрической системой, а контроль качества производства часто был плохим. У винта Curtiss-Electric и сложной гидравлической системы часто возникали проблемы с обслуживанием. [16] Одним из недостатков самолета на протяжении всего срока эксплуатации была плохая продольная устойчивость, обусловленная слишком коротким фюзеляжем из-за необходимости установки на лифты авианосца. [7] Реакция элеронов Helldiver также была плохой, а управляемость сильно ухудшалась при скорости полета менее 90 узлов (100 миль в час ; 170 км / ч ); поскольку скорость захода на посадку авианосца должна была составлять 85 узлов (98 миль в час; 157 км/ч), это оказалось проблематичным. [7] Изменения 880, требуемые ВМФ, и модификация самолета для выполнения боевых задач привели к увеличению веса на 42%, что во многом объясняет проблему. [17]
Решение этих проблем началось с внедрения в 1944 году самолета SB2C-3, на котором использовался двигатель R-2600-20 Twin Cyclone мощностью 1900 л.с. (1400 кВт ) и четырехлопастной винт Curtiss. Это существенно решило хроническую нехватку мощности, от которой страдал самолет. [13] «Хеллдайверам» предстояло участвовать в боях над Марианскими островами , Филиппинами (частично ответственными за потопление линкора «Мусаси» ), Тайванем, Иводзимой и Окинавой (за потопление линкора « Ямато » ). Они также использовались в атаках на острова Рюкю и родной японский остров Хонсю в 1945 году для тактических атак на аэродромы, средства связи и судоходство. Они также широко использовались в патрулировании в период между сбросом атомных бомб и официальной капитуляцией Японии , а также в период непосредственно перед оккупацией.
Странность SB2C с трехцветным камуфляжем в стиле 1942–1943 годов заключалась в том, что нижняя часть внешних панелей крыла имела темный верхний камуфляж, поскольку нижняя часть крыла была видна сверху, когда крылья были сложены.
Опыт эксплуатации показал, что истребители Grumman F6F Hellcat и Vought F4U Corsair ВМС США способны нести столь же тяжелую бомбовую нагрузку по наземным целям и значительно лучше защищаются от истребителей противника. [18] Однако «Хеллдайвер» по-прежнему мог с большей точностью наносить боеприпасы по конкретным целям, а его двухместная конфигурация позволяла иметь вторую пару глаз. «Хеллдайвер» также имеет значительное преимущество в дальности полета перед истребителем при несущей бомбовой нагрузке, что крайне важно в морских операциях.
Появление ракет класса «воздух-земля» сделало SB2C последним выпущенным пикирующим бомбардировщиком специальной конструкции. [18] Ракеты позволяли точно атаковать надводные морские и наземные цели, избегая при этом стрессов, связанных с почти вертикальным пикированием, и высоких требований к характеристикам, которые они предъявляют к пикирующим бомбардировщикам. [7]
SB2C оставался на действительной послевоенной службе в действующих эскадрильях ВМС США до 1947 года и в авиационных частях резерва ВМС до 1950 года. Излишки самолетов были проданы военно-воздушным силам Франции , Италии , Греции , Португалии и Таиланда . Греческие SB2C участвовали в боях во время Гражданской войны в Греции с дополнительными пулеметами, установленными в подкрылках. Французские SB2C участвовали в Первой Индокитайской войне с 1951 по 1954 год.
Служба армии США и Корпуса морской пехоты США
[ редактировать ]Построенные на заводе компании Curtiss в Сент-Луисе 900 самолетов были заказаны ВВС США под обозначением A-25A Shrike . [19] Первые десять самолетов имели складные крылья , в то время как в остальных экземплярах производственного заказа эта особенность отсутствовала. А-25А отличался множеством других изменений, в том числе более крупными основными колесами, пневматическим хвостовым колесом, кольцевым и бортовым прицелом, более длинными выхлопными патрубками и другим армейским радиооборудованием. К концу 1943 года, когда был представлен А-25А, ВВС США больше не имели роли пикирующих бомбардировщиков, поскольку истребители, такие как Republic P-47 Thunderbolt, с большим успехом показали свою способность выполнять задачи тактической поддержки с воздуха. .
USAAF передал морской пехоте США 410 Helldivers . 25А стандарта А были преобразованы в вариант морской пехоты США SB2C-1 , а одна эскадрилья VMSB-151 , базирующаяся на Энджеби (также известная как Энгеби/Энджибе; часть атолла Эниветак), проводила бомбардировки обойденных японских опорных пунктов поблизости. В остальном вариант SB2C-1 так и не участвовал в боях и использовался в основном как учебно-тренировочный и буксир-мишень. [19]
Австралийский сервис
[ редактировать ]На раннем этапе Второй мировой войны австралийское правительство отметило, что Королевским ВВС Австралии (RAAF) не хватает специализированных пикирующих бомбардировщиков, и заказало 150 Curtiss Shikes. [20] Эти самолеты были оплачены правительством США в рамках помощи по ленд-лизу . [21]
К ноябрю 1943 года, когда в Австралию прибыла первая партия из 10 «Шрайков», ВВС Великобритании решили, что бомбардировка с пикирования — устаревшая тактика. Пикирующие бомбардировщики Vultee Vengeance , уже состоявшие на вооружении RAAF , заменялись легкими бомбардировщиками. В результате заказ на оставшиеся 140 «Шрайков» был отменен. [21]
Хотя 10 полученных самолетов были приняты на вооружение, с серийным префиксом RAAF A69, только один из этих «Шрайков» официально поднялся в воздух на вооружении RAAF. [21] [22] A69-4 был передан в состав подразделения летных характеристик № 1 для испытаний характеристик в период с декабря 1943 по апрель 1944 года. RAAF и Пятые воздушные силы США уже эксплуатировали совместный парк типов самолетов, общих для обеих служб на юго-западном Тихоокеанском театре военных действий и на юго-западном Тихоокеанском театре военных действий. К середине января 1944 года остальные девять «Шрайков» были переданы частям USAAF. [21] А69-4 также был передан ВВС США в декабре 1944 года. [21] [22]
Британская служба
[ редактировать ]Служба «Хеллдайвера» у британцев напоминала опыт работы с этим типом в Австралии. Всего 26 самолетов из 450 заказанных были доставлены в Королевского флота , авиацию флота где они были известны как I. Helldiver После неудовлетворительных испытаний A&AEE , которые выявили «ужасное управление», ни один из британских «Хеллдайверов» не использовался в боевых действиях. [23]
Греческий сервис
[ редактировать ]Американская помощь предоставила Королевским ВВС Греции 48 самолетов Curtiss SB2C-5 Helldivers из избыточных запасов ВМС США. Самолеты были доставлены авианосцем USS Sicily (CVE-118) весной 1949 года. Из 48 самолетов 6 использовались для наземного обучения или запасных частей, а 42 были переданы в 336-ю истребительную эскадрилью ( 336 Μοίρα Διώξεως ) для замены. Supermarine Spitfires и название эскадрильи было изменено на 336-ю бомбардировочную эскадрилью ( 336 Μοίρα Βομβαρδισμού ). [24]
Греческие SB2C-5 Helldivers претерпели незначительные изменения в своих операциях COIN : хвостовое колесо из твердой резины (для использования на авианосце) было заменено на пневматическую шину большего размера для использования на взлетно-посадочных полосах; а задний наводчик и его спаренные пулеметы были удалены, поскольку не существовало воздушного сопротивления, а для бомб и дополнительных пулеметов было использовано снижение веса.
Curtiss SB2C-5 Helldivers, Supermarine Spitfires и North American T-6D/G использовались в штурмовых операциях против коммунистических наземных войск , лагерей и транспортов на последних этапах гражданской войны в Греции . [25] [26]
Curtiss SB2C-5 Helldivers прослужил относительно недолго и к 1953 году постепенно был снят с производства. [24] Некоторые из них использовались до 1957 года в качестве фотосамолетов. Один Curtiss SB2C-5 Helldiver был отреставрирован в 1997 году и выставлен в Музее ВВС Греции . [27]
Французский сервис
[ редактировать ]В период с 1949 по 1954 год Франция закупила 110 самолетов SB2C-5 Helldiver для замены устаревших SBD-5 Dauntless, участвовавших в боях во Вьетнаме. [28] Французская авиакомпания Aeronavale летала на Helldiver с 1951 по 1958 год.
Некоторые из этих самолетов были в составе флотилий 3F и 9F, стоявших на борту авианосцев «Арроманш» , «Буа Белло» и «Ла Файет » во время Первой Индокитайской войны . Helldivers использовались для поддержки французских войск на земле во время битвы при Дьенбьенфу в 1954 году.
Варианты
[ редактировать ]- XSB2C-1
- Прототип с двигателем Р-2600-8 мощностью 1700 л.с. (1268 кВт).
- СБ2С-1
- Серийная версия для ВМС США с четырьмя крыльевыми пушками диаметром 0,50 дюйма (12,7 мм) и одной спинной пушкой диаметром 0,30 дюйма (7,62 мм), построено 200 штук.
- СБ2С-1А
- Первоначальное обозначение версии авиакорпуса армии США, которая стала A-25A, позже использовалось для 410 A-25A, переданных Корпусу морской пехоты США .
- СБ2С-1С
- SB2C-1 с двумя 20-мм (0,79 дюйма) крыльевыми пушками и закрылками с гидравлическим приводом, построено 778 штук. Впервые увидел бой.
- XSB2C-2
- Один SB2C-1 с двойными поплавками, 1942 год.
- СБ2С-2
- Серийная версия гидросамолета, 287 отменено и не построено.
- XSB2C-3
- Один SB2C-1 с модернизированным двигателем R-2600-20 мощностью 1900 л.с. (1417 кВт).
- СБ2С-3
- В качестве SB2C-1c с модернизированным двигателем R-2600-20 мощностью 1900 л.с. (1417 кВт) и четырехлопастным воздушным винтом построено 1112 экземпляров.
- СБ2С-3Е
- СБ2С-3 оснащены РЛС АПС-4 .
- СБ2С-4
- SB2C-1c, но с стойками на крыльях для восьми 5-дюймовых (127-мм) ракет или 1000-фунтовых (454 кг) бомб, построено 2045 штук.
- СБ2С-4Е
- СБ2С-4 оснащены РЛС АПС-4.
- XSB2C-5
- Два SB2C-4 переоборудованы в прототипы для варианта -5.
- СБ2С-5
- СБ2С-4 с увеличенным запасом топлива, безрамным сдвижным фонарем, фиксированным в выдвинутом положении хвостовым крюком и отсутствием радара АСБ, построено 970 штук (2500 списано).
- XSB2C-6
- Два SB2C-1C оснащены двигателем Р-2600-22 мощностью 2100 л.с. (1566 кВт) и увеличенным запасом топлива.
- СБФ-1
- Построенная в Канаде версия SB2C-1, 50 штук построены компанией Fairchild-Canada.
- СБФ-3
- Построенная в Канаде версия SB2C-3, 150 штук построено компанией Fairchild-Canada.
- СБФ-4Э
- Построенная в Канаде версия SB2C-4E, 100 штук построено компанией Fairchild-Canada.
- СБВ-1
- Построенная в Канаде версия SB2C-1, 38 построена канадской компанией Car & Foundry.
- СБВ-1Б
- Построенная в Канаде версия для ленд-лиза Королевского флота под названием Helldiver I , 28 самолетов, построенных канадской компанией Car & Foundry.
- СБВ-3
- Построенная в Канаде версия SB2C-3, 413, построенная канадской компанией Car & Foundry.
- СБВ-4Э
- Построенная в Канаде версия SB2C-4E, 270 штук построено канадской компанией Car & Foundry.
- СБВ-5
- Версия SB2C-5 канадского производства, 85 построено (165 отменено) канадской компанией Car & Foundry.
- А-25А Шрайк
- Версия для авиакорпуса армии США без тормозного устройства или складных крыльев и измененное оборудование, построено 900 штук.
- Хеллдайвер I
- Обозначение Королевского флота для 28 самолетов SBW-1B канадского производства.
Операторы
[ редактировать ]- ВВС Италии эксплуатировали 42 самолета. С 1950 по 1959 год [29]
- ВМС Португалии (до 1952 г.)
- Португальские ВВС (после 1952 г.)
Выживший самолет
[ редактировать ]ПРИМЕЧАНИЕ. Все уцелевшие самолеты идентифицированы по оригинальным номерам Бюро аэронавтики ВМС США (BuAer) (BuNo).
Греция
[ редактировать ]- На дисплее
- СБ2С-5
- 83321 — Музей ВВС Греции , авиабаза Деселеа . [31]
Таиланд
[ редактировать ]- На дисплее
- СБ2С-5
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Годен к полетам
- СБ2С-5
- 83393 — базируется в Музее Fagen Fighters Второй мировой войны в Гранит-Фолс, Миннесота . [33] [34] [35]
- 83589 — базируется в Мемориальных ВВС (West Texas Wing) в Хьюстоне, штат Техас . Этот Helldiver позднего производства, построенный в 1945 году, часто появляется на авиашоу. В 1982 году у него произошел отказ двигателя и произошла жесткая аварийная посадка, которая привела к серьезным повреждениям; Добровольцы CAF потратили тысячи часов и потратили более 200 000 долларов, чтобы снова вернуть самолет в летное состояние. [36] [37]
- На дисплее
- СБ2С-5
- 83479 — Центр Стивена Ф. Удвар-Хейзи Национального музея авиации и космонавтики в Шантильи, Вирджиния . [38]
- На реставрации или на хранении
- А-25А Шрайк/СБ2С-1А
- 75552 — до летной годности в Национальном музее авиации Второй мировой войны в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо . [39]
- 76805 — на хранении в Национальном музее ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо . [40]
- СБ2С-3
- 19075 г. - до летной годности в Музее авиации Янкса в Чино, Калифорния. [41]
- СБ2С-4
- 19866 — на хранении в Национальном музее морской авиации на авиабазе ВМС Пенсакола , Флорида . Он разбился 28 мая 1945 года на водохранилище Лоуэр-Отай , недалеко от Сан-Диего, Калифорния, из-за отказа двигателя во время учений. И пилот Э.Д. Фрейзер, и его пассажир не пострадали, но «Хеллдайвер» затонул на глубине 90 футов. Самолет был обнаружен в феврале 2010 года рыбаком и 20 августа 2010 года возвращен для реставрации. [42]
- Обломки
- Самолет SB2C-4E Helldiver, принадлежащий ВМС США, разбился и сгорел в ненастную погоду 9 октября 1945 года по пути из Нью-Камберленда, штат Пенсильвания, на свою базу на военно-морской авиабазе Гросс-Иль , штат Мичиган, после участия в праздновании Дня Нимица, проходившем в Вашингтон, округ Колумбия Пилот Фрэнк Кэмпбелл и стрелок Джордж Колмиа, оба ветераны Второй мировой войны , погибли в результате крушения. Останки самолета до сих пор находятся на месте крушения на Лорел-Хилл в Лигоньер-Тауншип , штат Пенсильвания, в трех милях к юго-востоку от деревни Уотерфорд. [43]
- В январе 2010 года аквалангист обнаружил SB2C-1C Helldiver, который затонул в заливе Маалеа у Южного Мауи в августе 1944 года. [44] «Хеллдайвер» покрыт кораллами, у него отсутствует хвостовая часть. У самолета возникли проблемы с хвостовым оперением после маневров бомбардировки с пикирования, из-за которых пилот лейтенант Уильям Дилл сел на воду. [45] Он расположен на глубине 50 футов и обращен на восток. Это место, которое охраняется законами штата и федеральным законодательством, находится в процессе маркировки мемориальной доской ВМС США. Позднее может быть установлен причал, чтобы облегчить погружения на месте. [46]
- 19 декабря 2011 года аквалангисты обнаружили SB2C Helldiver у побережья Юпитера, Флорида. Самолет практически не поврежден и был найден перевернутым с убранным шасси. В мае 2012 года ВМС США провели обследование самолета, обнаружив табличку с техническими данными на горизонтальном стабилизаторе. Командования и наследия военно-морской истории Отделение подводной археологии пыталось определить, можно ли прочитать номера, выбитые на табличке с техническими данными, для идентификации самолета. [47]
- СБ2С-5
- 83414 - 25 марта 2010 года полиция штата Орегон, офис шерифа округа Тилламук и ВМС США объявили, что во время лесозаготовок недалеко от Рокуэй-Бич, штат Орегон, было обнаружено место крушения самолета SB2C Helldiver. По предварительным данным, на месте происшествия могут быть человеческие останки. [48] [49] [50]
Технические характеристики (SB2C-4 Хеллдайвер)
[ редактировать ]Данные самолетов ВМС США с 1911 года. [51]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 36 футов 8 дюймов (11,18 м)
- Размах крыльев: 49 футов 9 дюймов (15,16 м)
- Высота: 13 футов 2 дюйма (4,01 м)
- Площадь крыла: 422 кв. футов (39,2 м 2 )
- Профиль профиля : корень: NACA 23017 ; совет: NACA 23009 [52]
- Пустой вес: 10 547 фунтов (4784 кг)
- Полная масса: 16 616 фунтов (7 537 кг)
- Силовая установка: 1 Wright R-2600-20 Twin Cyclone , мощностью 1900 л.с. (1400 кВт). 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения
- Гребные винты: 4-лопастной гребной винт постоянной скорости.
Производительность
- Максимальная скорость: 295 миль в час (475 км/ч, 256 узлов) на высоте 16 700 футов (5 100 м)
- Крейсерская скорость: 158 миль в час (254 км/ч, 137 узлов)
- Боевая дальность: 1165 миль (1875 км, 1012 морских миль) с бомбовой нагрузкой 1000 фунтов (450 кг).
- Практический потолок: 29 100 футов (8 900 м)
- Скорость набора высоты: 1800 футов/мин (9,1 м/с).
Вооружение
- Орудия: **2 20-мм (0,787 дюйма) пушки AN/M2 в крыльях .
- 2 × 0,30 дюйма (7,6 мм) пулемета M1919 Browning в задней кабине
- калибра 0,50 дюйма (13 мм) 4 пулемета M2 Browning , по два в артиллерийских установках, установленных на узлах подвески под крылом (опция)
- Ракеты: 8 × 5 дюймов (127 мм). высокоскоростные авиационные ракеты
- Бомбы: во внутреннем отсеке: 2000 фунтов (910 кг) бомб или 1 торпеда Mark 13-2. [53]
на подкрыльевых узлах подвески: по 500 фунтов (230 кг) бомб каждая.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Айти B7A
- Брюстер SB2A Buccaneer / Бермудские острова
- Дуглас А-33
- Эсминец Дуглас БТД
- Фейри Барракуда
- Фейри Фулмар
- Юнкерс Ю 187
- Митсубиси Ки-51
- Может достигать 17 C
- Сухой Су-2
- Супермарин Тип 322
- Вулти А-31 Месть
- Йокосука D4Y
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список обозначений самолетов ВМС США (до 1962 г.)
- Список военных самолетов США
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Этел 1995, с. 221.
- ^ Уилсон, Стюарт (1994). Военные самолеты Австралии . Уэстон-Крик, Австралия: Аэрокосмические публикации. п. 85. ИСБН 1875671080 .
- ^ О'Рурк, Г.Г., КАПИТАН США. «О хосенозах, копытах и леворуких лопатах». Труды Военно-морского института США , июль 1968 г.
- ^ Шеттл 2001, с. 29.
- ^ Винчестер 2004, с. 63.
- ^ "Пикирующий бомбардировщик SB2C Helldiver Curtiss: "Хеллдайвер!" Какое великолепное имя!" acepilots.com . Проверено: 18 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гутман, Роберт. «Кертисс SB2C Хеллдайвер: последний пикирующий бомбардировщик», с. 3. Архивировано 12 июня 2011 г. в Wayback Machine Aviation History на сайте Historynet.com , июль 2000 г. Проверено: 18 марта 2010 г.
- ^ Дедукция и Ларраби 1997, с. 92.
- ^ Бауэрс 1979, с. 424.
- ^ Дональд 1995, стр. 76–77.
- ^ Бауэрс 1979, стр. 424–425.
- ^ Тейлор 1969, с. 480.
- ^ Jump up to: а б Гебель, Грег. «Douglas SBD Dauntless и Curtiss SB2C Helldiver». Сайт Вектор, 1 ноября 2010 г.
- ^ Винчестер 2004, с. 62.
- ^ «Кертисс SBW-1B Хеллдайвер (Curtiss SB2C Хеллдайвер)» . Fleetairarmarchive.net . Архивировано из оригинала 19 июня 2010 г. Проверено 18 марта 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Тиллман 1997, с. 61.
- ^ Гутман, Роберт. «Кертисс SB2C Хеллдайвер: последний пикирующий бомбардировщик», с. 4. Архивировано 13 января 2011 г. в Wayback Machine Aviation History на сайте Historynet.com , июль 2000 г. Проверено: 18 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Гутман, Роберт. «Кертисс SB2C Хеллдайвер: последний пикирующий бомбардировщик», с. 6. Архивировано 13 января 2011 г. в Wayback Machine Aviation History на сайте Historynet.com , июль 2000 г. Проверено: 18 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Стерн 1982, с. 15.
- ^ «А69 Кёртисс Шрайк» . Музей RAAF Пойнт Кук . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и Уилсон 1994, с. 85
- ^ Jump up to: а б «RAAF A69 Curtiss A-25A Shrike» . ADF-сериалы . Проверено 14 апреля 2018 г.
- ^ Винчестер 2004, стр. 62–63.
- ^ Jump up to: а б «Кертисс SB2C-5 Хеллдайвер» . Греческие ВВС . Архивировано из оригинала 28 июня 2015 года . Проверено 23 ноября 2015 г.
- ^ "Супермарин Spitfire Mk VB/VC, Mk IX Lf/HF, Mk XVI." ВВС Греции, 2012 г. Дата обращения: 9 августа 2012 г.
- ^ "Североамериканский авиационный Т-6Г". ВВС Греции, 2012 г. Дата обращения: 9 августа 2012 г.
- ^ "Экспонаты музея ВВС Греции". Архивировано 18 марта 2012 г. в Wayback Machine Hellenic Air Force , 2012. Дата обращения: 9 августа 2012 г.
- ^ Шерман, Стивен. «Пикирующий бомбардировщик SB2C Helldiver Curtiss». Ace Pilots, 23 января 2012 г. Дата обращения: 9 августа 2012 г.
- ^ авиарейс
- ^ Jump up to: а б World Air Forces – Исторические списки Таиланда (THL) , заархивировано из оригинала 25 января 2012 г. , получено 30 августа 2012 г.
- ^ "Кертисс SB2C Хеллдайвер/83321." aerialvisuals.ca Дата обращения: 18 августа 2017 г.
- ^ "Curtiss SB2C Helldiver/83410" aerialvisuals.ca. Проверено: 18 августа 2017 г.
- ^ "Fagen Fighters Helldiver снова взлетает" Vintage Aviation News. Проверено: 24 июля 2024 г.
- ^ "Curtiss SB2C Helldiver/83393" Fagen Fighters & Warhawks, Inc. Дата обращения: 18 августа 2017 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N48HD». FAA.gov Дата обращения: 25 июля 2024 г.
- ^ "Curtiss SB2C-5 Helldiver/83589." Памятник ВВС. Проверено: 18 августа 2017 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N92879». FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ "Curtiss SB2C-5 Helldiver/83479" Центр Стивена Ф. Удвар-Хейзи Дата обращения: 14 июля 2021 г.
- ^ "Curtiss A-25 Shrike/75552" Полный список самолетов. Проверено: 13 июля 2021 г.
- ^ "Curtiss A-25 Shrike/76805" Национальный музей ВВС США. Проверено: 18 августа 2017 г.
- ^ "Curtiss SB2C Helldiver/19075" Музей авиации Янкса , дата обращения: 17 августа 2017 г.
- ^ "Кертисс SB2C Хеллдайвер/19866." Каталог Warbird: Curtiss Страница 2 Дата обращения: 21 сентября 2022 г.
- ^ [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Дайер, Шон. «Погружение затонувшего пикирующего бомбардировщика Мауи Хеллдайвер SB2C-1C». Архивировано 13 августа 2018 г. на Wayback Machine bbscuba.com . Проверено: 23 апреля 2010 г.
- ^ «Отчет о происшествии». Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine ВМС США на сайте bbscuba.com . Проверено: 23 апреля 2010 г.
- ^ Лумис. Илима. «Идентифицирован самолет времен Второй мировой войны». mauinews.com , 4 апреля 2010 г. Дата обращения: 23 апреля 2010 г.
- ^ "Отдел подводной археологии NHHC и исследование MDSU2 SB2C Helldiver Wreck". 24 мая 2012 г. Дата обращения: 7 мая 2013 г.
- ^ "SB2C-5 Номер бюро Helldiver 83414" Дата обращения: 24 июля 2024 г.
- ^ «Самолет ВМФ времен Второй мировой войны найден в округе Тилламук, штат Орегон». Архивировано 28 марта 2010 г. на сайте Wayback Machine oregon.gov . Проверено: 25 марта 2010 г.
- ^ Тобиас, Лори. «Бывший механик авиабазы ВМФ в Тилламуке вспоминает катастрофу 62-летнего пассажира недалеко от пляжа Рокуэй». oregonlive.com, 26 марта 2010 г. Дата обращения: 23 августа 2010 г.
- ^ Суонборо, Гордон; Бауэрс, Питер М. (1990). Самолеты ВМС США с 1911 года (3-е изд.). Лондон: Патнэм. стр. 166–168. ISBN 0870217925 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Дональд 1995, стр. 80–151.
Библиография
[ редактировать ]- Абзуг, Малкольм Дж. и Э. Юджин Ларраби. Стабильность и управление самолетом: история технологий, сделавших авиацию возможной (серия Cambridge Aerospace). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1997. ISBN 978-0-521-55236-3 .
- Эндрюс, Харальд. Curtiss SB2C-1 Helldiver, самолет в профиль 124 . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1967, переиздано в 1971 и 1982 годах. ISBN отсутствует.
- Бауэрс, Питер М. Кёртисс Самолеты 1907–1947 гг . Лондон: Putnam & Company Ltd., 1979. ISBN 0-370-10029-8 .
- Браун, Эрик, CBE, DCS, AFC, RN., Уильям Грин и Гордон Суонборо. «Кертисс Хеллдайвер». Крылья ВМФ, летающие авианосцы союзников времен Второй мировой войны . Лондон: Издательская компания Джейн, 1980, стр. 90–99. ISBN 0-7106-0002-X .
- Кроснье, Ален и Жан-Пьер Дюбуа. Douglas SBD-5 Dauntless и Curtiss SB2C-5 Helldiver: пикирующие бомбардировщики морской авиации (на французском языке). Клиши-ла-Гаренн, Франция: DTU sarl., 1998. ISBN 2-912749-01-8 .
- Дональд, Дэвид, изд. Американские военные самолеты Второй мировой войны . Лондон: Аэрокосмическое Издательство, 1995. ISBN 1-874023-72-7 .
- Дрендел, Лу. Авианосные бомбардировщики ВМС США времен Второй мировой войны . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1987. ISBN 0-89747-195-4 .
- Этелл, Л. Джеффри. Самолеты Второй мировой войны . Глазго: Издательство HarperCollins, 1995. ISBN 0-00-470849-0 .
- Форсайт, Джон Ф. Хеллдайверс, Пикирующие бомбардировщики ВМС США на войне . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International, 1991. ISBN 0-87938-493-X .
- Кинзи, Берт. SB2C Helldiver в деталях и масштабе, D&S Vol.52 . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1997. ISBN 1-888974-04-4 .
- Оцепка, Павел П. «Curtiss SB2C Helldiver» (на польском языке). Крылья в миниатюре 12 . Гданьск, Польша: Авиа-Пресс, 1995. ISSN 1234-4109.
- Шеттл, М.Л. Аэродромы морской пехоты США во время Второй мировой войны . Бауэрсвилл, Джорджия: Schaertel Publishing Co., 2001. ISBN 0-9643388-2-3 .
- Смит, Питер К. SB2C Хеллдайвер . Рамсбери, Мальборо, Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press Ltd., 1998. ISBN 1-86126-710-X .
- Стерн, Роберт. SB2C Helldiver в действии, самолет номер 54 . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications Inc., 1982. ISBN 0-89747-128-8 .
- Суонборо, Гордон и Питер М. Бауэрс. Самолеты ВМС США с 1911 года . Лондон: Патнэм, второе издание, 1976. ISBN 0-370-10054-9 .
- Тейлор, Джон В.Р. «Curtiss SB2C/A-25 Helldiver». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
- Тиллман, Барретт . Хеллдайверы времен Второй мировой войны . Лондон: Издательство Osprey, 1997. ISBN 1-85532-689-2 .
- Тиллман, Барретт и Роберт Л. Лоусон. Пикирующие и торпедоносцы ВМС США времен Второй мировой войны . Сент-Пол, Миннесота: Издательство Motor Books, 2001. ISBN 0-7603-0959-0 .
- Уилсон, Стюарт (1994). Военные самолеты Австралии . Уэстон-Крик, столичная территория Австралии: аэрокосмические публикации. ISBN 1-875671-08-0 .
- Винчестер, Джим. «Кертисс SB2C Хеллдайвер». Самолеты Второй мировой войны: факты об авиации . Кент, Великобритания: Grange Books plc, 2004. ISBN 1-84013-639-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Я катаюсь на «Звере»». Дж. Рунян , Popular Science , февраль 1945 г.
- Летающий SB2C Helldiver Памятных ВВС
- WW2DB: SB2C Хеллдайвер
- ENS Боб Барнс: Хеллдайверы Большой Е
- «Гражданская война в Греции, 1944-1949 гг.»
- рейсе 1943 года Статья о
- Внутренние и внешние сферические панорамы Мемориального летного музея ВВС.
- Справочник пилота: модель SB2C-1, 1942 г. - Электронные коллекции Летного музея.