Jump to content

Блэкберн Акула

Акула
RCAF Блэкберн Шарк Mk II
Роль - торпедоносец - разведчик самолет
Национальное происхождение Великобритания
Производитель Блэкберн Эйркрафт
Первый полет 24 августа 1933 г.
Введение 1934
Ушедший на пенсию 1945
Основные пользователи Королевский флот
Королевские ВВС
Королевские ВВС Канады
Португальский флот
Произведено 1937–1939
Количество построенных 269

Blackburn Shark палубный бомбардировщик-торпедоносец, разработанный и построенный британской авиастроительной компанией Blackburn Aircraft . Первоначально он был известен как Blackburn TSR, что означает «разведчик-торпедоносец», в соответствии с его предназначением. «Акула» была последним из бипланов-торпедоносцев Блэкберна. [ 1 ]

Прототип Shark совершил свой первый полет 24 августа 1933 года, а первый серийный самолет был принят на вооружение в следующем году. Он эксплуатировался ВВС флота , Королевскими ВВС Канады , ВМС Португалии и Школой британских воздушных наблюдателей. замена ее более мощной «Fairey Swordfish» К 1937 году «Акула» уже приближалась к устареванию, и в следующем году началась . Несмотря на это, многочисленные самолеты продолжали эксплуатироваться во время Второй мировой войны , в основном ограничиваясь второстепенными функциями вдали от линии фронта, такими как обучение и буксирование целей . Несмотря на это, «Акулы» неоднократно использовались на передовой во время таких событий, как эвакуация из Дюнкерка и японское вторжение в Британскую Малайю . В 1945 году последние «Шарки» были выведены из эксплуатации.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Blackburn T.9 Shark возникла в начале 1930-х годов как частное предприятие компании. [ 2 ] Первоначально известный как Blackburn TSR, что означает разведчик-торпедоносец, он был разработан в соответствии со спецификацией Министерства авиации S.15/33 , которая предусматривала создание комбинированного самолета-корректировщика торпед (корабельной артиллерии) для ВВС флота ( ФАУ). Blackburn была не единственной компанией, которая решила следовать этому требованию; Компания Fairey Aviation разработала TSR 1 , предшественник весьма успешного самолета Fairey Swordfish , который использовался во время Второй мировой войны . [ 2 ]

TSR представлял собой существенный отход от предыдущих конструкций военно-морских самолетов Блэкберна, поскольку группа разработчиков решила практически отказаться от использования обтекаемых раскосов в пользу наклонных стоек. [ 2 ] Несмотря на это изменение, крылья по-прежнему оставались складными для облегчения хранения; крыльев . для ускорения складывания/раскладывания был установлен гидравлический механизм блокировки Дальнейшие меры по улучшению управляемости палубы включали установку гусеничного хвостового оперения и пневматических колесных тормозов. [ 2 ] Процессу проектирования способствовал опыт эксплуатации, полученный на Blackburn Baffin . Такие особенности, как закрылки , изменяющие развал , и конструкция фюзеляжа были заимствованы у более ранних прототипов. [ 3 ]

Первоначально конструкция TSR предусматривала открытые кабины, обогреваемые муфтой выхлопной трубы. [ 3 ] Его экипаж состоял из трех человек: пилот сидел в первой кабине, а наблюдатель/оператор радиосвязи и стрелок делили вторую кабину, хотя миссии на большие расстояния иногда выполнялись с экипажем только из двух человек. Предусматривалось также положение лежа для бомбометания, включавшее в себя водонепроницаемый люк и шарнирный курсовой бомбовый прицел. [ 3 ] Органы управления взрывателем бомбы находились в пределах досягаемости как пилота, так и наблюдателя; Боеприпасы размещались в десяти контейнерах для боеприпасов в кабине наводчика. калибра 0,303 дюйма (7,7 мм), стреляющего вперед Вооружение состояло из одного стационарного пулемета Vickers калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) , а также пулемета Vickers K или пулемета Lewis Gun, установленного на кольце Скарфа в задней кабине, с возможностью установки 1500 фунтов (680 кг) Торпеда массой или эквивалентная бомбовая нагрузка, переносимая снаружи. [ 3 ] [ 4 ]

Фюзеляж был усилен, чтобы выдерживать пуски катапульты , и разделен на водонепроницаемые отсеки. Элементы конструкции включали из нержавеющей стали трубчатые лонжероны и нервюры из легких сплавов ; аналогичные материалы были использованы для всей хвостовой части, за исключением Alclad , покрытого киля . [ 5 ] Большинство летающих поверхностей имели тканевое покрытие; Законцовки крыльев были съемными, что позволяло легко заменить их в случае повреждения. Основные топливные баки не были неотъемлемой частью конструкции; два съемных дюралевых бака, вмещавшие до 182,5 галлонов топлива. вместо этого в отдельных водонепроницаемых отсеках перед пилотом размещались [ 6 ] Обычно самолет имел дальность полета 623 мили, но ее можно было увеличить до 1130 миль за счет использования цилиндрического бака, прикрепленного к костылям торпеды, который был способен вместить до 150 галлонов дополнительного топлива. [ 3 ]

Блэкберна 24 августа 1933 года прототип B-6 , оснащенный двигателем Armstrong Siddeley Tiger IV мощностью 700 л.с. (520 кВт) , совершил свой первый полет в Бро . [ 4 ] После завершения заводских испытаний, во время которых двигатель был заключен в капот с длинной хордой, этот прототип был доставлен в Экспериментальный институт самолетов и вооружения (A&AEE) в RAF Martlesham Heath для официальной оценки характеристик 26 ноября 1933 года. [ 6 ] В следующем году, после завершения испытаний в Мартлшеме, он был передан Госпорту перед испытаниями на палубную посадку на борт авианосца HMS Courageous . Поскольку они также были признаны успешными, прототип был передан в управление Управления технического развития. [ 6 ]

В августе 1934 года Блэкберн получил первоначальный заказ на производство 16 самолетов для ФАУ. [ 6 ] Месяц спустя ограниченное производство уже началось. В октябре 1934 года имя Шарк I было официально утверждено; Примерно в это же время был реализован ряд модификаций, наиболее заметной из которых был удлиненный капот двигателя, закрывающий кольцо выпускного коллектора. [ 6 ] Среди необходимых модификаций было преобразование самолета в конфигурацию гидросамолета , поэтому прототип был капитально отремонтирован и оснащен двумя поплавками , оснащенными амортизаторами . В этой конфигурации первые испытательные полеты были проведены в Бро в апреле 1935 года; прошла успешная серия ходовых испытаний в Экспериментальном заводе морской авиации Феликстоу . [ 1 ]

Блэкберну был выдан контракт № 334315/34 в сочетании с новой Спецификацией 13/35. I, а также дополнительный контракт № 510994/35 к Спецификации 19/36, который был выпущен в январе 1937 года. Вскоре последовало еще больше контрактов, что привело к тому, что темпы производства превысили темпы производства многих предыдущих самолетов Blackburn. За три года производства в ФАУ было поставлено в общей сложности 238 самолетов Sharks, в том числе 16 Mk I (Tiger IV), 126 Mk II (760 л.с. (570 кВт) Tiger VI) и 95 Mk III (760 л.с. (570 кВт) Tiger VI). кВт) Тигр VI). [ 7 ] [ 1 ] Shark III отличался от предыдущих моделей по нескольким параметрам, наиболее очевидным из которых было добавление застекленного фонаря кабины и трехлопастных деревянных гребных винтов Rotol . На позднем этапе производства сборка из компонентов, произведенных в других местах, происходила на новом заводе Blackburn в Дамбартоне , Шотландия , после чего готовые планеры были перевезены по дороге в Клайд в Абботсинче (ныне аэропорт Глазго) для летных испытаний. [ 8 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Авиация флота

[ редактировать ]
Авиация флота Blackburn Shark в компании с Westland Wapiti пролетает над HMS Courageous.

В мае 1935 года «Акула» поступила на вооружение 820-й военно-морской авиационной эскадрильи , заменив свои «Тюлени Фейри» на борту HMS Courageous . [ 9 ] В течение следующего года они также оснастили еще две эскадрильи, 810 и 821 . [ 7 ] ФАУ решило активно использовать Shark как в конфигурации сухопутного самолета на борту Королевского флота авианосцев , так и в качестве гидросамолета на своих линейных крейсерах , таких как HMS Warspite и HMS Repulse ; в последнем случае его либо запускали с помощью катапульты, либо опускали за борт для взлета из воды, в зависимости от имеющегося оборудования. Особой похвалы удостоились его мореходные качества, хорошие характеристики управляемости на бурной воде и плавучести. [ 10 ]

этот тип начал заменяться более мощным «Фейри-мечом» . Операции на передовой с участием «Акулы» были свернуты всего через относительно короткий промежуток времени, поскольку еще в 1937 году [ 11 ] Однако его ценность во второстепенных ролях означала, что он продолжал эксплуатироваться в течение многих лет после этого момента; значительное количество Shark II эксплуатировалось тренировочными полетами B и C в Ли-он-Солент . 20 «Акул» были переоборудованы Блэкберном в буксиры-мишени и использовались в подразделениях в Абботсинче , Госпорте, Крейле и Арброате для обучения пилотов, начиная с 1939 года. [ 12 ] 4 января 1939 года два «Акулы» были приняты на вооружение 4-го подразделения противовоздушной обороны в Селетаре , Сингапур . [ 13 ]

Во время эвакуации из Дюнкерка, проведенной с 26 мая по 4 июня 1940 года, многочисленные «Акулы» перелетели через Ла-Манш , чтобы обнаружить и осветить Кригсмарине электронные лодки с помощью сигнальных ракет ; в остальном они были безоружны; эти операции были затруднены и в конечном итоге остановлены из-за плохих погодных условий. [ 14 ] Широкое использование Shark III для обучения воздушных наблюдателей и штурманов распространилось даже на Тринидад ; его использование в этой роли продолжалось вплоть до 1942 года. [ 15 ]

Многочисленные «Акулы» в конечном итоге будут базироваться на базе Королевских ВВС Селетар в качестве буксиров-мишеней. В январе 1942 года этот тип использовался для патрулирования и даже бомбардировок частей Императорской японской армии , продвигавшихся в Малайю . [ 16 ] [ 15 ]

Зарубежные операторы

[ редактировать ]
Пара канадских акул, около 1940 года.

правительством контракт с конкурирующими фирмами из США , Германии , Чехословакии и Италии на сумму 50 000 фунтов стерлингов . 10 апреля 1935 года Блэкберн успешно заключил с португальским на шесть гидросамолетов [ 15 ] Обозначенные Shark IIA , они были во многом идентичны самолетам ФАУ, за исключением того, что были оснащены другим вооружением, поскольку некоторые из них могли быть вооружены только торпедами. Португальский флот принял их в середине 1936 года, разместив в Бом Сусессо (ныне часть Лиссабонской военно-морской базы ) на реке Тежу недалеко от Лиссабона для береговой обороны. [ 17 ] 22 октября 193 года «Португальская акула» совершила дальний беспосадочный перелет между Бом-Сукчесо и британскими ВВС Калшот , доставив дипломатическую депешу в Лондон и вернувшись через шесть дней. [ 18 ]

В 1936 году Королевские ВВС Канады (RCAF) приобрели семь самолетов Blackburn Shark II (760 л.с. (570 кВт) Tiger VI), первые четыре из которых были отправлены в сентябре того же года. [ 18 ] Первоначально на них летала эскадрилья № 6 (TB) , позже действовавшая как эскадрилья № 6 (BR), во время морского патрулирования у тихоокеанского побережья Канады. Сообщается, что этот тип ценился за надежность и простоту обслуживания, особенно при эксплуатации вдали от мастерских. [ 18 ] Shark был элементом более широкого плана по расширению производства самолетов в Канаде, и в начале 1939 года пара Shark III (800 л.с. (600 кВт) Pegasus III) была поставлена ​​компанией Blackburn в качестве образцов для 17 самолетов, произведенных Boeing Aircraft из Канада на своем заводе в Ванкувере , а лонжероны из нержавеющей стали были предоставлены компанией Boulton Paul из Великобритании. [ 19 ]

Самолеты канадской постройки были оснащены двигателями Pegasus IX мощностью 840 л.с. (630 кВт) и поставлялись в 4-ю и 6-ю (BR) эскадрильи. Однако еще до того, как было налажено серийное производство, было признано, что Shark устарел и не может соответствовать требованиям Канады. [ 20 ] Тем не менее, выпущенные самолеты использовались для морской разведки и сопровождения дружественных кораблей вблизи Канады. Последние из «Шарков» RCAF, некоторые из которых эксплуатировались как гидросамолёты, были выведены из эксплуатации в августе 1944 года, после чего пять самолётов были переданы в Школу воздушных наблюдателей RN в Тринидаде . [ 21 ]

Варианты

[ редактировать ]

Операторы

[ редактировать ]
 Канада
 Португалия
 Великобритания

Технические характеристики (Акула Мк II)

[ редактировать ]

Данные британского бомбардировщика с 1914 года. [ 24 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 3
  • Длина: 35 футов 3 дюйма (10,74 м)
  • Размах крыльев: 46 футов (14 м)
  • Высота: 12 футов 1 дюйм (3,68 м)
  • Площадь крыла: 489 кв. футов (45,4 м 2 )
  • Пустой вес: 4039 фунтов (1832 кг)
  • Полная масса: 8111 фунтов (3679 кг)
  • Силовая установка: 1 Armstrong Siddeley Tiger VI , мощностью 760 л.с. (570 кВт). 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель с воздушным охлаждением
  • Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.

Производительность

  • Максимальная скорость: 150 миль в час (240 км/ч, 130 узлов)
  • Крейсерская скорость: 118 миль в час (190 км/ч, 103 узла)
  • Диапазон: 625 миль (1006 км, 543 миль)
  • Продолжительность: четыре часа 54 минуты.
  • Практический потолок: 15 600 футов (4800 м)
  • Скорость набора высоты: 895 футов/мин (4,55 м/с).
  • Время набора высоты: 6500 футов (2000 м) за 7 минут 6 секунд.
  • Нагрузка на крыло: 16,6 фунтов/кв. футов (81 кг/м). 2 )
  • Мощность/масса : 0,0937 л.с./фунт (0,1540 кВт/кг)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные списки

Библиография

[ редактировать ]
  • Костенюк, Самуэль; Гриффин, Джон (1977). Истории эскадрильи RCAF и самолеты 1924-1968 гг . Торонто: Национальный музей человека Канады. ISBN  0-88866-577-6 .
  • Джексон, Эй Джей (1968). Blackburn Aircraft с 1909 года . Лондон: Патнэм. ISBN  0-370-00053-6 .
  • Мейсон, Фрэнсис К. (1994). Британский бомбардировщик с 1914 года . Лондон: Книги Патнэма по аэронавтике. ISBN  0-85177-861-5 .
  • Молсон, К.М.; Тейлор, ХА (1982). Канадские самолеты с 1909 года . Ститтсвилл, Онтарио, Канада: ISBN Canada's Wings Inc.  0-920002-11-0 .
  • Шорс, Кристофер; Калл, Брайан; Идзава, Ясухо (1992). Кровавые руины: Том первый: Переход к войне до падения Сингапура . Лондон: Груб-стрит. ISBN  0-948817-50-Х .
  • Тейлор, Джон В.Р. (1969). «Блэкбернская акула». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. ISBN  0-425-03633-2 .
  • Тетфорд, Оуэн (1978). Британские военно-морские самолеты с 1912 года (4-е изд.). Лондон: Патнэм. ISBN  0-370-30021-1 .
  • Винсент, Карл (1974). Блэкбернская акула (Канадские крылья, том 1) . Ститтсвилл, Онтарио, Канада: «Крылья Канады».
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 01bf33a5f7f6cbb622a3e8205deb6f80__1720104540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/80/01bf33a5f7f6cbb622a3e8205deb6f80.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Blackburn Shark - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)