Блэкберн Акула
Акула | |
---|---|
RCAF Блэкберн Шарк Mk II | |
Роль | - торпедоносец - разведчик самолет |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Блэкберн Эйркрафт |
Первый полет | 24 августа 1933 г. |
Введение | 1934 |
Ушедший на пенсию | 1945 |
Основные пользователи | Королевский флот Королевские ВВС Королевские ВВС Канады Португальский флот |
Произведено | 1937–1939 |
Количество построенных | 269 |
Blackburn Shark — палубный бомбардировщик-торпедоносец, разработанный и построенный британской авиастроительной компанией Blackburn Aircraft . Первоначально он был известен как Blackburn TSR, что означает «разведчик-торпедоносец», в соответствии с его предназначением. «Акула» была последним из бипланов-торпедоносцев Блэкберна. [ 1 ]
Прототип Shark совершил свой первый полет 24 августа 1933 года, а первый серийный самолет был принят на вооружение в следующем году. Он эксплуатировался ВВС флота , Королевскими ВВС Канады , ВМС Португалии и Школой британских воздушных наблюдателей. замена ее более мощной «Fairey Swordfish» К 1937 году «Акула» уже приближалась к устареванию, и в следующем году началась . Несмотря на это, многочисленные самолеты продолжали эксплуатироваться во время Второй мировой войны , в основном ограничиваясь второстепенными функциями вдали от линии фронта, такими как обучение и буксирование целей . Несмотря на это, «Акулы» неоднократно использовались на передовой во время таких событий, как эвакуация из Дюнкерка и японское вторжение в Британскую Малайю . В 1945 году последние «Шарки» были выведены из эксплуатации.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Blackburn T.9 Shark возникла в начале 1930-х годов как частное предприятие компании. [ 2 ] Первоначально известный как Blackburn TSR, что означает разведчик-торпедоносец, он был разработан в соответствии со спецификацией Министерства авиации S.15/33 , которая предусматривала создание комбинированного самолета-корректировщика торпед (корабельной артиллерии) для ВВС флота ( ФАУ). Blackburn была не единственной компанией, которая решила следовать этому требованию; Компания Fairey Aviation разработала TSR 1 , предшественник весьма успешного самолета Fairey Swordfish , который использовался во время Второй мировой войны . [ 2 ]
TSR представлял собой существенный отход от предыдущих конструкций военно-морских самолетов Блэкберна, поскольку группа разработчиков решила практически отказаться от использования обтекаемых раскосов в пользу наклонных стоек. [ 2 ] Несмотря на это изменение, крылья по-прежнему оставались складными для облегчения хранения; крыльев . для ускорения складывания/раскладывания был установлен гидравлический механизм блокировки Дальнейшие меры по улучшению управляемости палубы включали установку гусеничного хвостового оперения и пневматических колесных тормозов. [ 2 ] Процессу проектирования способствовал опыт эксплуатации, полученный на Blackburn Baffin . Такие особенности, как закрылки , изменяющие развал , и конструкция фюзеляжа были заимствованы у более ранних прототипов. [ 3 ]
Первоначально конструкция TSR предусматривала открытые кабины, обогреваемые муфтой выхлопной трубы. [ 3 ] Его экипаж состоял из трех человек: пилот сидел в первой кабине, а наблюдатель/оператор радиосвязи и стрелок делили вторую кабину, хотя миссии на большие расстояния иногда выполнялись с экипажем только из двух человек. Предусматривалось также положение лежа для бомбометания, включавшее в себя водонепроницаемый люк и шарнирный курсовой бомбовый прицел. [ 3 ] Органы управления взрывателем бомбы находились в пределах досягаемости как пилота, так и наблюдателя; Боеприпасы размещались в десяти контейнерах для боеприпасов в кабине наводчика. калибра 0,303 дюйма (7,7 мм), стреляющего вперед Вооружение состояло из одного стационарного пулемета Vickers калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) , а также пулемета Vickers K или пулемета Lewis Gun, установленного на кольце Скарфа в задней кабине, с возможностью установки 1500 фунтов (680 кг) Торпеда массой или эквивалентная бомбовая нагрузка, переносимая снаружи. [ 3 ] [ 4 ]
Фюзеляж был усилен, чтобы выдерживать пуски катапульты , и разделен на водонепроницаемые отсеки. Элементы конструкции включали из нержавеющей стали трубчатые лонжероны и нервюры из легких сплавов ; аналогичные материалы были использованы для всей хвостовой части, за исключением Alclad , покрытого киля . [ 5 ] Большинство летающих поверхностей имели тканевое покрытие; Законцовки крыльев были съемными, что позволяло легко заменить их в случае повреждения. Основные топливные баки не были неотъемлемой частью конструкции; два съемных дюралевых бака, вмещавшие до 182,5 галлонов топлива. вместо этого в отдельных водонепроницаемых отсеках перед пилотом размещались [ 6 ] Обычно самолет имел дальность полета 623 мили, но ее можно было увеличить до 1130 миль за счет использования цилиндрического бака, прикрепленного к костылям торпеды, который был способен вместить до 150 галлонов дополнительного топлива. [ 3 ]
В полет
[ редактировать ]Блэкберна 24 августа 1933 года прототип B-6 , оснащенный двигателем Armstrong Siddeley Tiger IV мощностью 700 л.с. (520 кВт) , совершил свой первый полет в Бро . [ 4 ] После завершения заводских испытаний, во время которых двигатель был заключен в капот с длинной хордой, этот прототип был доставлен в Экспериментальный институт самолетов и вооружения (A&AEE) в RAF Martlesham Heath для официальной оценки характеристик 26 ноября 1933 года. [ 6 ] В следующем году, после завершения испытаний в Мартлшеме, он был передан Госпорту перед испытаниями на палубную посадку на борт авианосца HMS Courageous . Поскольку они также были признаны успешными, прототип был передан в управление Управления технического развития. [ 6 ]
В августе 1934 года Блэкберн получил первоначальный заказ на производство 16 самолетов для ФАУ. [ 6 ] Месяц спустя ограниченное производство уже началось. В октябре 1934 года имя Шарк I было официально утверждено; Примерно в это же время был реализован ряд модификаций, наиболее заметной из которых был удлиненный капот двигателя, закрывающий кольцо выпускного коллектора. [ 6 ] Среди необходимых модификаций было преобразование самолета в конфигурацию гидросамолета , поэтому прототип был капитально отремонтирован и оснащен двумя поплавками , оснащенными амортизаторами . В этой конфигурации первые испытательные полеты были проведены в Бро в апреле 1935 года; прошла успешная серия ходовых испытаний в Экспериментальном заводе морской авиации Феликстоу . [ 1 ]
Блэкберну был выдан контракт № 334315/34 в сочетании с новой Спецификацией 13/35. I, а также дополнительный контракт № 510994/35 к Спецификации 19/36, который был выпущен в январе 1937 года. Вскоре последовало еще больше контрактов, что привело к тому, что темпы производства превысили темпы производства многих предыдущих самолетов Blackburn. За три года производства в ФАУ было поставлено в общей сложности 238 самолетов Sharks, в том числе 16 Mk I (Tiger IV), 126 Mk II (760 л.с. (570 кВт) Tiger VI) и 95 Mk III (760 л.с. (570 кВт) Tiger VI). кВт) Тигр VI). [ 7 ] [ 1 ] Shark III отличался от предыдущих моделей по нескольким параметрам, наиболее очевидным из которых было добавление застекленного фонаря кабины и трехлопастных деревянных гребных винтов Rotol . На позднем этапе производства сборка из компонентов, произведенных в других местах, происходила на новом заводе Blackburn в Дамбартоне , Шотландия , после чего готовые планеры были перевезены по дороге в Клайд в Абботсинче (ныне аэропорт Глазго) для летных испытаний. [ 8 ]
Операционная история
[ редактировать ]Авиация флота
[ редактировать ]В мае 1935 года «Акула» поступила на вооружение 820-й военно-морской авиационной эскадрильи , заменив свои «Тюлени Фейри» на борту HMS Courageous . [ 9 ] В течение следующего года они также оснастили еще две эскадрильи, 810 и 821 . [ 7 ] ФАУ решило активно использовать Shark как в конфигурации сухопутного самолета на борту Королевского флота авианосцев , так и в качестве гидросамолета на своих линейных крейсерах , таких как HMS Warspite и HMS Repulse ; в последнем случае его либо запускали с помощью катапульты, либо опускали за борт для взлета из воды, в зависимости от имеющегося оборудования. Особой похвалы удостоились его мореходные качества, хорошие характеристики управляемости на бурной воде и плавучести. [ 10 ]
этот тип начал заменяться более мощным «Фейри-мечом» . Операции на передовой с участием «Акулы» были свернуты всего через относительно короткий промежуток времени, поскольку еще в 1937 году [ 11 ] Однако его ценность во второстепенных ролях означала, что он продолжал эксплуатироваться в течение многих лет после этого момента; значительное количество Shark II эксплуатировалось тренировочными полетами B и C в Ли-он-Солент . 20 «Акул» были переоборудованы Блэкберном в буксиры-мишени и использовались в подразделениях в Абботсинче , Госпорте, Крейле и Арброате для обучения пилотов, начиная с 1939 года. [ 12 ] 4 января 1939 года два «Акулы» были приняты на вооружение 4-го подразделения противовоздушной обороны в Селетаре , Сингапур . [ 13 ]
Во время эвакуации из Дюнкерка, проведенной с 26 мая по 4 июня 1940 года, многочисленные «Акулы» перелетели через Ла-Манш , чтобы обнаружить и осветить Кригсмарине электронные лодки с помощью сигнальных ракет ; в остальном они были безоружны; эти операции были затруднены и в конечном итоге остановлены из-за плохих погодных условий. [ 14 ] Широкое использование Shark III для обучения воздушных наблюдателей и штурманов распространилось даже на Тринидад ; его использование в этой роли продолжалось вплоть до 1942 года. [ 15 ]
Многочисленные «Акулы» в конечном итоге будут базироваться на базе Королевских ВВС Селетар в качестве буксиров-мишеней. В январе 1942 года этот тип использовался для патрулирования и даже бомбардировок частей Императорской японской армии , продвигавшихся в Малайю . [ 16 ] [ 15 ]
Зарубежные операторы
[ редактировать ]правительством контракт с конкурирующими фирмами из США , Германии , Чехословакии и Италии на сумму 50 000 фунтов стерлингов . 10 апреля 1935 года Блэкберн успешно заключил с португальским на шесть гидросамолетов [ 15 ] Обозначенные Shark IIA , они были во многом идентичны самолетам ФАУ, за исключением того, что были оснащены другим вооружением, поскольку некоторые из них могли быть вооружены только торпедами. Португальский флот принял их в середине 1936 года, разместив в Бом Сусессо (ныне часть Лиссабонской военно-морской базы ) на реке Тежу недалеко от Лиссабона для береговой обороны. [ 17 ] 22 октября 193 года «Португальская акула» совершила дальний беспосадочный перелет между Бом-Сукчесо и британскими ВВС Калшот , доставив дипломатическую депешу в Лондон и вернувшись через шесть дней. [ 18 ]
В 1936 году Королевские ВВС Канады (RCAF) приобрели семь самолетов Blackburn Shark II (760 л.с. (570 кВт) Tiger VI), первые четыре из которых были отправлены в сентябре того же года. [ 18 ] Первоначально на них летала эскадрилья № 6 (TB) , позже действовавшая как эскадрилья № 6 (BR), во время морского патрулирования у тихоокеанского побережья Канады. Сообщается, что этот тип ценился за надежность и простоту обслуживания, особенно при эксплуатации вдали от мастерских. [ 18 ] Shark был элементом более широкого плана по расширению производства самолетов в Канаде, и в начале 1939 года пара Shark III (800 л.с. (600 кВт) Pegasus III) была поставлена компанией Blackburn в качестве образцов для 17 самолетов, произведенных Boeing Aircraft из Канада на своем заводе в Ванкувере , а лонжероны из нержавеющей стали были предоставлены компанией Boulton Paul из Великобритании. [ 19 ]
Самолеты канадской постройки были оснащены двигателями Pegasus IX мощностью 840 л.с. (630 кВт) и поставлялись в 4-ю и 6-ю (BR) эскадрильи. Однако еще до того, как было налажено серийное производство, было признано, что Shark устарел и не может соответствовать требованиям Канады. [ 20 ] Тем не менее, выпущенные самолеты использовались для морской разведки и сопровождения дружественных кораблей вблизи Канады. Последние из «Шарков» RCAF, некоторые из которых эксплуатировались как гидросамолёты, были выведены из эксплуатации в августе 1944 года, после чего пять самолётов были переданы в Школу воздушных наблюдателей RN в Тринидаде . [ 21 ]
Варианты
[ редактировать ]- B-3 : прототип бомбардировщика-торпедоносца.
- B-6 : прототип «Акулы».
- Shark Mk I : двух- или трехместный бомбардировщик-торпедоносец, самолет-разведчик для Королевского флота . Оснащен радиально-поршневым двигателем Armstrong Siddeley Tiger IV мощностью 700 л.с. (500 кВт) .
- Shark Mk II : двух- или трехместный бомбардировщик-торпедоносец, самолет-разведчик для Королевского флота и RCAF . Оснащен радиально-поршневым двигателем Armstrong Siddeley Tiger VI мощностью 760 л.с. (570 кВт) .
- Shark Mk IIA : двух- или трехместный торпедоносец, гидросамолеты-разведчики для ВМС Португалии . Оснащен радиально-поршневым двигателем Armstrong Siddeley Tiger VIC мощностью 760 л.с. (570 кВт) . Шесть построено.
- Shark Mk III : двух- или трехместный бомбардировщик-торпедоносец, самолет-разведчик Королевского флота. Оснащен застекленным фонарем и двойным управлением для обучения экипажа. Оснащен радиально-поршневым двигателем Bristol Pegasus III мощностью 800 л.с. (600 кВт) .
Операторы
[ редактировать ]- ВМС Португалии - шесть самолетов
- Королевского военно-морского флота Авиация [ 23 ]
- 701-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 705-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 753-я морская авиационная эскадрилья
- 755-я морская авиационная эскадрилья
- 757-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 758-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 767-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 774-я морская авиационная эскадрилья
- 780-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 785-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 810-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 821-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 822-я военно-морская авиационная эскадрилья
- Королевские ВВС
Технические характеристики (Акула Мк II)
[ редактировать ]Данные британского бомбардировщика с 1914 года. [ 24 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Длина: 35 футов 3 дюйма (10,74 м)
- Размах крыльев: 46 футов (14 м)
- Высота: 12 футов 1 дюйм (3,68 м)
- Площадь крыла: 489 кв. футов (45,4 м 2 )
- Пустой вес: 4039 фунтов (1832 кг)
- Полная масса: 8111 фунтов (3679 кг)
- Силовая установка: 1 Armstrong Siddeley Tiger VI , мощностью 760 л.с. (570 кВт). 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель с воздушным охлаждением
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 150 миль в час (240 км/ч, 130 узлов)
- Крейсерская скорость: 118 миль в час (190 км/ч, 103 узла)
- Диапазон: 625 миль (1006 км, 543 миль)
- Продолжительность: четыре часа 54 минуты.
- Практический потолок: 15 600 футов (4800 м)
- Скорость набора высоты: 895 футов/мин (4,55 м/с).
- Время набора высоты: 6500 футов (2000 м) за 7 минут 6 секунд.
- Нагрузка на крыло: 16,6 фунтов/кв. футов (81 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,0937 л.с./фунт (0,1540 кВт/кг)
Вооружение
- Орудия: 1 фиксированный пулемет Vickers калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) калибра 0,303 дюйма (7,7 мм), стреляющий вперед, и один гибкий пулемет Vickers K или пистолет Льюиса .
- Бомбы: 1 18-дюймовая (460-мм) торпеда Mark VIII , 1 18-дюймовая (460-мм) торпеда Mark X или бомбы массой 1600 фунтов (730 кг).
См. также
[ редактировать ]Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Джексон 1968 , с. 367.
- ^ Jump up to: а б с д Джексон 1968 , с. 364
- ^ Jump up to: а б с д и Джексон 1968 , с. 365
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1969 , с. 322
- ^ Джексон 1968 , стр. 365–366.
- ^ Jump up to: а б с д и Джексон 1968 , с. 366
- ^ Джексон 1968 , с. 370
- ^ Джексон 1968 , с. 368
- ^ Джексон 1968 , стр. 367–369.
- ^ Мейсон 1994 , с. 243.
- ^ Джексон 1968 , с. 371
- ^ Джексон 1968 , с. 369
- ^ Джексон 1968 , стр. 371–372.
- ^ Jump up to: а б с Джексон 1968 , с. 372
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1992 , стр. 276, 337–338, 340.
- ^ Джексон 1968 , стр. 372–374.
- ^ Jump up to: а б с Джексон 1968 , с. 374
- ^ Джексон 1968 , стр. 374–376.
- ^ Джексон 1968 , с. 377
- ^ Молсон и Тейлор 1982 , с. 110
- ^ Jump up to: а б с д и ж Костенюк и Гриффин 1977 , с. 255
- ^ Тетфорд 1978 , с. 53.
- ^ Мейсон 1994 , с. 242
Библиография
[ редактировать ]- Костенюк, Самуэль; Гриффин, Джон (1977). Истории эскадрильи RCAF и самолеты 1924-1968 гг . Торонто: Национальный музей человека Канады. ISBN 0-88866-577-6 .
- Джексон, Эй Джей (1968). Blackburn Aircraft с 1909 года . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-00053-6 .
- Мейсон, Фрэнсис К. (1994). Британский бомбардировщик с 1914 года . Лондон: Книги Патнэма по аэронавтике. ISBN 0-85177-861-5 .
- Молсон, К.М.; Тейлор, ХА (1982). Канадские самолеты с 1909 года . Ститтсвилл, Онтарио, Канада: ISBN Canada's Wings Inc. 0-920002-11-0 .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан; Идзава, Ясухо (1992). Кровавые руины: Том первый: Переход к войне до падения Сингапура . Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-50-Х .
- Тейлор, Джон В.Р. (1969). «Блэкбернская акула». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. ISBN 0-425-03633-2 .
- Тетфорд, Оуэн (1978). Британские военно-морские самолеты с 1912 года (4-е изд.). Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-30021-1 .
- Винсент, Карл (1974). Блэкбернская акула (Канадские крылья, том 1) . Ститтсвилл, Онтарио, Канада: «Крылья Канады».