Блэкберн Бота
Б.26 Бота | |
---|---|
![]() | |
Блэкберн Б.26 Бота | |
Роль | Торпедоносец |
Производитель | Блэкберн Эйркрафт |
Первый полет | 28 декабря 1938 г. |
Введение | 12 декабря 1939 г. |
Ушедший на пенсию | сентябрь 1944 г. |
Основной пользователь | Королевские ВВС |
Количество построенных | 580 |
Blackburn B.26 Botha представлял собой четырёхместный разведчик и торпедоносец . Его производила британская авиационная компания Blackburn Aircraft на своих заводах в Бро и Дамбартоне .
Бота был разработан в середине 1930-х годов в соответствии со спецификацией Министерства авиации M.15/35 и был заказан прямо с чертежной доски вместе с конкурирующим Bristol Beaufort . 28 декабря 1938 года первый серийный самолет совершил первый полет этого типа ; почти ровно год спустя он поступил на вооружение Королевских ВВС. В ходе официального оценочного тестирования Botha были выявлены проблемы со стабильностью, а также недостаточная мощность. Он лишь ненадолго использовался в операциях на передовой, прежде чем в 1941 году был переведен на второстепенные роли. Он продолжал выполнять эти функции, в основном использовался для тренировок и в качестве буксира-мишени , прежде чем был полностью выведен из эксплуатации в сентябре 1944 года.
Разработка
[ редактировать ]В сентябре 1935 года британское министерство авиации выпустило спецификацию M.15/35 , которая предусматривала создание нового разведчика/ бомбардировщика-торпедоносца для перевооружения берегового командования Королевских ВВС . [ 1 ] Среди выдвинутых условий были двухмоторная компоновка, экипаж из трех человек и наличие внутреннего отсека для размещения одной торпеды. Блэкберн решил разработать конструкцию, отвечающую этому требованию. [ 1 ] В начале 1936 года были приняты две заявки, отвечающие этому требованию: одна — от Блэкберна, а другая — Тип 152 из Бристоля . Проект Блэкберна получит название Бота в честь генерала Боты , а конкурирующий Тип 152 будет назван Бофортом в честь герцога Бофорта . [ 1 ]
Оба предложенных самолета изначально предназначались для установки на Bristol Perseus радиальный двигатель мощностью 850 л.с. (634 кВт). [ 1 ] На позднем этапе Министерство авиации решило пересмотреть спецификацию и переиздать ее как M.10/36; Принципиальное изменение заключалось в том, что самолету внезапно потребовалось вмещать экипаж из четырех человек, а также увеличился фюзеляж, что увеличило общий вес самолета. Также предполагалось, что это изменение позволит заказать успешный дизайн прямо с чертежной доски. [ 1 ] Следствием увеличения веса стало то, что обеим конструкциям внезапно потребовалось больше мощности для достижения запланированных характеристик; однако, в то время как для Beaufort был предусмотрен Taurus , способный развивать мощность до 1130 л.с. (840 кВт), Botha получила только Perseus X мощностью до 880 л.с. (660 кВт) из-за ограниченных поставок Taurus. двигатель. [ 1 ]
Вначале Блэкберн внес несколько предложений по устранению нехватки двигателей; принятие на вооружение большого радиального двигателя Bristol Hercules было основным элементом предложенного Botha II , однако оно не получило дальнейшего развития. [ 1 ] В декабре 1936 года министерство авиации заказало 442 самолета «Бота», а также разместило заказы на конкурирующий самолет «Бофорт». Сразу после получения заказа компания Blackburn приступила к созданию двух производственных линий для Botha на своем главном заводе в Бро и новом предприятии в Дамбартоне , Шотландия ; Производство дополнительных компонентов осуществлялось на заводе «Олимпия» в Лидсе . [ 2 ]
28 декабря 1938 года в Бро состоялся первый полет «Боты», пилотируемый Х. Бэйли. [ 3 ] Это был первый серийный самолет, поскольку прототипов как таковых не было. [ 4 ] 25 марта 1939 года он был доставлен в Королевские ВВС Мартлшем-Хит для эксплуатационных и эксплуатационных испытаний Экспериментальным институтом самолетов и вооружения (A&AEE). Было обнаружено, что у первого серийного самолета было недостаточное управление рулем высоты; на втором самолете, отправленном на испытания, это было исправлено за счет небольшого увеличения площади хвостового оперения и увеличения рупорного сбалансированного руля высоты. [ 4 ]
Всего в Бро было произведено 380 самолетов, а в Дамбартоне построено еще 200 самолетов, всего 580 самолетов. [ 5 ] Пик производства был достигнут в июне 1940 года, только за этот месяц на двух предприятиях было выпущено 58 самолетов. [ 6 ] В ходе серийного производства были внесены ограниченные модификации, такие как добавление съемной главной входной двери, неубирающихся выпуклых штурманских окон, новых откидных домкратов и улучшенного механизма втягивания ходовой части; несколько предложенных изменений, таких как более крупные гребные винты и пламегасители, не были реализованы. [ 7 ]
Дизайн
[ редактировать ]В базовой конфигурации Blackburn Botha представлял собой двухмоторный свободнонесущий моноплан; Высоко расположенное крыло было продуманным конструктивным решением, призванным обеспечить экипажу наилучший обзор вниз. [ 8 ] Пилот, сидящий в относительно просторной и хорошо оборудованной кабине в передней части самолета, имел исключительно беспрепятственный обзор вперед, хотя обзор назад был ограничен расположением двигателей. Позиции штурмана и радиста находились в отдельной центральной кабине, куда можно было попасть через входную дверь со встроенной стремянкой на правом борту фюзеляжа. [ 8 ] Члены экипажа могли перемещаться между своими позициями по узкому проходу; наблюдателю пришлось использовать этот проход, чтобы достичь позиции для бомбардировки лежа в носовой части самолета. Последний член экипажа, стрелок, располагался в задней части крыла в яйцеобразной турели с электроприводом в верхней части фюзеляжа. [ 8 ]
Носовая часть фюзеляжа напоминала Blackburn Skua и имела приклепанную обшивку из Alclad, заподлицо , а задняя часть фюзеляжа представляла собой металлическую обшивку поверх трубчатой металлической конструкции. [ 8 ] Полетные поверхности, такие как руль направления , руль высоты и элероны, имели тканевое покрытие. В центральной части крыла размещались три основных топливных бака общей максимальной емкостью 435,75 галлонов; для специальных операций его можно увеличить до 565,75 галлонов. [ 9 ] Выбор топливных баков осуществлялся с помощью панели за кабиной, вне досягаемости пилота, и где можно было случайно отключить все баки, что привело к отказу двигателя через несколько минут после начала полета. Пилот не мог добраться до этой панели, и такую проблему нехватки топлива нельзя было решить в полете, когда пилотировал один пилот парома . [ 10 ] с гидравлическим приводом разрезные закрылки крыла располагались На центральной части задней кромки внешних панелях крыла располагались сбалансированные элероны , а на резко конических . Киль и хвостовое оперение представляли собой нераскрепленные консольные конструкции с напряженной обшивкой. [ 4 ]
Ходовая часть состояла из двух олео — пневматических стоек, убиравшихся назад в мотогондолы, снабженные подпружиненными створками; Были установлены ручные гидравлические тормоза. [ 4 ] В заводской комплектации «Бота I» оснащался парой Bristol Perseus X радиальных двигателей , каждый из которых приводил в движение винт De Havilland трехлопастной Type 5/11 Hydromatic с постоянной скоростью . Двигатели, установленные на центральной части крыла в широкохордных капотах, оснащались управляемыми решетками охлаждения. [ 4 ] Специальная ячейка в фюзеляже могла вместить одну торпеду, одну 500-фунтовую бомбу или две 250-фунтовые бомбы; Дополнительные бомбы можно было нести на внешних бомбодержателях основного самолета. Другое вооружение включало стреляющий вперед 0,303-дюймовый пулемет «Виккерс» пилота и спаренные пушки Льюиса, установленные в башне. Также было предоставлено комплексное морское снаряжение, в том числе складная шлюпка . [ 4 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Первая «Бота» Королевских ВВС была доставлена в подразделение технического обслуживания № 5 авиабазы Кембл , Глостершир , 12 декабря 1939 года. [ 11 ] Эксплуатационные испытания «Боты» были омрачены серией аварий, хотя, по словам автора авиации Обри Джозефа Джексона, общей причины так и не было обнаружено; он также не считал уровень потерь чрезмерным для того времени. [ 12 ] Однако обычно считалось, что самолет несколько недостаточно мощный. [ 13 ]
По словам авиационного автора Роджера Хейвуда, были высказаны опасения по поводу его плохой боковой устойчивости, в то время как обзор экипажа в стороны или назад практически отсутствовал из-за расположения двигателей, а плохой обзор делал самолет «бесполезным в качестве GR». Самолет общей разведки». Хотя «Бота» прошел торпедные и минные испытания, плохие общие характеристики самолета привели к решению в апреле 1940 года передать «Бота» только четырем общим разведывательным эскадрильям, оснащенным « Авро Ансон» , а не запланированным ранее эскадрильям торпедоносцев. [ 14 ]
В июне 1940 года «Бота» поступил на вооружение 608-й эскадрильи и конвоев через два месяца начал выполнять обязанности по сопровождению . Это была единственная эскадрилья, которая эксплуатировала этот тип самолетов. [ 15 ] Во время полетов в этих патрулях типичная бомбовая нагрузка составляла три противолодочные бомбы по 100 фунтов (50 кг) плюс две универсальные бомбы по 250 фунтов (110 кг). [ 16 ] По словам Джексона, оперативная потребность в таких самолетах, как «Бота», значительно уменьшилась после падения Франции в том же году. [ 17 ]
Усилия, направленные на устранение некоторых недостатков самолета, привели к тому, что как планер, так и двигатели подверглись доработке. Однако штаб авиации решил вывести «Боту» из боевой службы и передать уцелевшие самолеты на второстепенные задачи. Соответственно, этот тип получили многочисленные учебные подразделения; в какой-то момент в 1941 году на вооружении одного подразделения было более сотни ботов. [ 18 ] Однако сочетание неопытных пилотов и неблагоприятных летных характеристик привело к новым жертвам. Некоторые «Бота» были переоборудованы в буксиры-мишени , эти самолеты были переименованы в TT Mk.I. В августе 1943 года этот тип был официально объявлен устаревшим, при этом многие самолеты были сломаны либо на месте, либо после возвращения в Блэкберн. [ 19 ] В сентябре 1944 года «Бота» был полностью выведен из службы в ВВС Великобритании. [ 20 ]
Варианты
[ редактировать ]- Botha Mk I : четырехместный разведывательный самолет-торпедоносец.
- Botha TT Mk I : Буксир-мишень.
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (Botha Mk.I - Perseus XA)
[ редактировать ]
Данные самолетов Блэкберна с 1909 года , [ 21 ] Краткий справочник Хэмлина по британским самолетам времен Второй мировой войны [ 5 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4
- Длина: 51 фут 0,5 дюйма (15,558 м)
- Размах крыльев: 59 футов 0 дюймов (17,98 м)
- Высота: 14 футов 7,5 дюймов (4,458 м)
- Площадь крыла: 518 кв. футов (48,1 м 2 )
- Пустой вес: 12 036 фунтов (5 459 кг)
- Полная масса: 18 450 фунтов (8 369 кг)
- Запас топлива: 435,75 имп галлонов (523 галлона США; 1981 л) обычного топлива в трех крыльевых баках и распределительном/сборном баке, из которых 565,75 имп галлонов (679 галлонов США; 2572 л) доступно для специальных операций.
- Силовая установка: 2 Bristol Perseus XA мощностью 930 л.с. (690 кВт) каждый. девятицилиндровых радиально-поршневых двигателя воздушного охлаждения
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты de Havilland Hydromatic Type 5/11 с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 209 миль в час (336 км/ч, 182 узла) на уровне моря.
- 220 миль в час (191 узел; 354 км / ч) на высоте 15 000 футов (4572 м)
- Крейсерская скорость: 212 миль в час (341 км/ч, 184 узла)
- Скорость сваливания: 75 миль в час (121 км/ч, 65 узлов) с закрылками и опущенным шасси. [ 22 ]
- Диапазон: 1270 миль (2040 км, 1100 миль)
- Практический потолок: 18 400 футов (5600 м)
- Абсолютный потолок: 19 700 футов (6 005 м)
- Скорость набора высоты: начальная 985 футов/мин (5,00 м/с).
- 355 футов/мин (1,80 м/с) на высоте 15 000 футов (4572 м)
Вооружение
- Орудия: 0,303 дюйма (7,7 мм) три пулемета (один фиксированный, стреляющий вперед, два в спинной башне).
- Бомбы: внутренняя торпеда, глубинные бомбы или бомбы массой до 2000 фунтов (907 кг).
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джексон (1968) , с. 421.
- ^ Джексон (1968) , стр. 421–423.
- ^ Мейсон 1994 , с. 320.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джексон (1968) , с. 423.
- ^ Jump up to: а б Понедельник 1994 , с. 38
- ^ Джексон 1968 , стр. 423–424, 429.
- ^ Джексон 1968 , с. 425.
- ^ Jump up to: а б с д Джексон (1968) , с. 422.
- ^ Джексон (1968) , стр. 422–423.
- ^ Бергель (1982) , с. 32.
- ^ Джексон 1968 , с. 424.
- ^ Джексон 1968 , стр. 424–425.
- ^ Haywood Airplane Monthly , февраль 2013 г. , стр. 77–78.
- ^ Haywood Airplane Monthly , февраль 2013 г. , стр. 79–80.
- ^ Haywood Airplane Monthly , февраль 2013 г. , стр. 80.
- ^ Haywood Airplane Monthly , февраль 2013 г. , стр. 84.
- ^ Джексон 1968 , с. 426.
- ^ Джексон 1968 , стр. 426–427.
- ^ Джексон 1968 , с. 427.
- ^ Джексон 1968 , с. 428.
- ^ Джексон, AJ (1 апреля 1989 г.). Самолет Блэкберн с 1909 года . Издательство Военно-морского института. стр. 421–438. ISBN 978-0870210242 .
- ^ "Бота I". Заметки пилотов вспомогательных паромов воздушного транспорта
Библиография
[ редактировать ]- Записки пилотов вспомогательных паромов воздушного транспорта (переиздание). Йоркширский музей авиации. 1996. ISBN 0-9512379-8-5 .
- Бергель, Хью (1982). Летайте и доставляйте . Эйрлайф. стр. 31–32. ISBN 0-906393-17-5 .
- Хейворд, Роджер (февраль 2013 г.). «База данных: Блэкберн Бота». Самолет . Том. 41, нет. 2. С. 69–85. ISSN 0143-7240 .
- Джексон, Эй Джей (1968). Blackburn Aircraft с 1909 года . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-00053-6 .
- Мейсон, Фрэнсис К. (1994). Британский бомбардировщик с 1914 года . Лондон: Патнэм. ISBN 0-85177-861-5 .
- Монди, Дэвид (1994). Краткий справочник Хэмлина по британским самолетам времен Второй мировой войны . Лондон: Аэрокосмическое издательство. ISBN 1-85152-668-4 .
- Викси, Кен (1997). Забытые бомбардировщики Королевских ВВС . Оружие и доспехи Пресс. ISBN 1-85409-306-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]