Скандинав из Нордуна
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2008 г. ) |
норвежец | |
---|---|
![]() | |
Восстановленный Norseman VI от Норвежского фонда Spitfire. | |
Роль | Самолеты гражданской авиации |
Производитель | ООО «Нордуйн Эйркрафт» |
Дизайнер | Роберт BC Норвуд |
Первый полет | 14 ноября 1935 г. |
Статус | 42 зарегистрированы в Канаде, 9 в США, неизвестны во всем мире. |
Основной пользователь | Операторы самолетов Буша по всему миру |
Произведено | 1935–1959 |
Количество построенных | 904, включая прототипы |
Noorduyn Norseman , также известный как C-64 Norseman , — канадский одномоторный кустовой самолет , предназначенный для полетов с неулучшенных поверхностей. Характерные короткие выступы шасси в нижней части фюзеляжа делают его легко узнаваемым.
Представленный в 1935 году, Norseman производился почти 25 лет, всего было выпущено более 900 экземпляров. Ряд примеров по сей день используется в коммерческих и частных целях. Известно, что самолеты Norseman зарегистрированы или эксплуатируются в 68 странах, а также базируются и летают в регионах Арктики и Антарктики.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Разработанный Робертом Б.К. Ноордуйном , Noorduyn Norseman производился с 1935 по 1959 год первоначально компанией Noorduyn Aircraft Ltd. , а затем канадской компанией Car and Foundry .
Имея опыт работы над многими новаторскими проектами в Фоккере , Белланке и Питкэрн-Сьерве , Ноордуин решил в 1934 году создать свою собственную конструкцию — Noorduyn Norseman. Вместе со своим коллегой Уолтером Клейтоном Ноордуин создал свою первоначальную компанию Noorduyn Aircraft Limited в начале 1933 года в Монреале, а в 1935 году была основана компания-преемница под названием Noorduyn Aviation.
Представление Ноордуна об идеальном кустовом самолете началось с планера моноплана с высоким крылом , который облегчал погрузку и выгрузку пассажиров и грузов в доках гидросамолетов и аэропортах; во-вторых, канадский оператор, использующий существующие таланты, оборудование и возможности, должен иметь возможность зарабатывать на этом деньги; наконец, он должен во всех отношениях превосходить те, которые уже используются там.
С самого начала Ноордюн проектировал свой транспорт так, чтобы он имел сменное колесное, лыжное или двухпоплавковое шасси. В отличие от большинства конструкций самолетов, Norseman сначала оснащался поплавками, затем лыжами и, наконец, неубирающимся шасси.
Окончательная конструкция во многом напоминала более ранние разработки Ноордуна Fokker: моноплан с высоким крылом и цельносварным фюзеляжем из стальных труб. Прикрепленные деревянные стрингеры имели тканевую обшивку. Его крыло было полностью деревянным, с тканевой обшивкой, за исключением закрылков и элеронов из стальных труб. Разделенные стойки шасси крепились к стойкам фюзеляжа; ноги крепились двумя болтами каждая, чтобы можно было поочередно расставлять поплавки или лыжи. Хвостовая стойка могла оснащаться колесом или хвостовой полозью.
Операционная история
[ редактировать ]
Первый Norseman, оснащенный двигателем Wright R-975 -E3 Whirlwind, прошел летные испытания на поплавках 14 ноября 1935 года, а 18 января 1936 года был продан и доставлен компании Dominion Skyways Ltd., зарегистрированный как «CF-AYO» и под названием «Арктур». Летом 1941 года компания Warner Brothers арендовала CF-AYO для съемок фильма « Капитаны облаков » с Джеймсом Кэгни в главной роли . Основная аэрофотосъемка проводилась недалеко от Норт-Бэй, Онтарио, при этом CF-AYO имела временную регистрацию «CF-HGO». CF-AYO погиб в результате крушения в Алгонкин-парке в 1952 году. Его обломки в настоящее время выставлены в Канадском центре наследия бушпланов .
Почти сразу Norseman зарекомендовал себя как прочная и надежная рабочая лошадка с устойчивыми продажами. Первый самолет, CF-AYO, получил обозначение Norseman Mk I. Следующий самолет, «CF-BAU», претерпевший некоторые незначительные изменения, необходимые после сертификационных испытаний, и новый двигатель Pratt & Whitney R-1340 Wasp SC-1, мощность которого была увеличена с 420 до 450 л.с., получил обозначение Norseman Mk II, а Следующими тремя самолетами были Norseman Mk III : «CF-AZA» отправлялся в MacKenzie Air Service, Эдмонтон, Альберта , «CF-AZE» в Prospector Airways, Кларксон, Онтарио и «CF-AZS» в Starrat Airways, Гудзон, Онтарио. 26 июня 1937 года «CF-BAU» будет модифицирован и станет прототипом Norseman Mk IV , оснащенным двигателем Pratt & Whitney Wasp S3H-1. Mk IV стал «окончательной» моделью, но серийный выпуск мог бы закончиться на нескольких сотнях экземпляров, если бы не начало Второй мировой войны .
Вторая мировая война
[ редактировать ]До 1940 года компания Noorduyn продала всего 17 самолетов, в основном коммерческим операторам на севере Канады и Королевской канадской конной полиции . С началом войны в Европе спрос на грузовой транспорт привел к крупным военным заказам. Королевские ВВС Канады и ВВС армии США Двумя крупнейшими эксплуатантами стали ; RCAF заказало 38 самолетов Norseman Mk IVW для радио- и навигационной подготовки в рамках Плана воздушной подготовки Британского Содружества .

Полковник ВВС США Бернт Балхен участвовал в создании перевалочного маршрута через Гренландию для облегчения переправки самолетов из Северной Америки в Европу. Ему нужен был самолет, достаточно прочный, чтобы выжить в суровых условиях Арктики. После оценки шести Norsemans, полученных из предыдущего заказа RCAF, в конце 1941 года он рекомендовал приобрести Norseman Mk IV, специально модифицированный в соответствии с требованиями USAAF, как YC -64A . После вступления США во Вторую мировую войну ВВС США разместили первый из нескольких заказов на серийную версию C-64A Norseman . Основные различия заключались в установке двух нижних баков фюзеляжа, в результате чего стандартный запас топлива достиг 201 имп галлона (910 л; 241 галлон США); дополнительный кабинный топливный бак на 32 имп. галлон (145 л) также может быть установлен. Эти изменения привели к увеличению снаряженной массы стандартного Mk IV на 950 фунтов (430 кг). Поставки начались в середине 1942 года, когда американские военные в конечном итоге разместили заказы на 749 самолетов Norseman Mk IV под обозначением C-64A (позже UC-64А ).
На протяжении Второй мировой войны самолеты USAAF Norseman использовались в Северной Америке (в первую очередь на Аляске), а также на других театрах военных действий, включая Европу. Три UC-64A использовались ВМС США под обозначением JA-1 . Шесть гидросамолетов C-64B использовались Инженерным корпусом армии США , а также другими военно-воздушными силами союзников, которые разместили заказы на 43 самолета Norseman Mk IV. RCAF заказал еще 34 самолета под обозначением Norseman Mk VI . Noorduyn был единственным производителем, но когда USAAF рассматривало возможность заказа большего количества C-64A, предполагалось лицензионное производство 600 самолетов Aeronca Aircraft Corp. (Мидлтаун, Огайо), прежде чем контракт был расторгнут в 1943 году.
Майор Гленн Миллер был пассажиром самолета UC-64A Norseman (серийный номер 44-70285), пилотируемого фланговым офицером Джоном Р.С. Морганом, который исчез над Ла-Маншем 15 декабря 1944 года, возможно, из-за обледенения карбюратора самолета или из-за удара Бомбы, сброшенные с британских ВВС Ланкастер после прерванного рейда. [1]
Также в 1944 году норвежец врезался в Башню короля Альфреда высотой 50 м (160 футов) , безумие в Сомерсете, Англия, в результате чего погибли все пять летных экипажей. Башня, являющаяся частью знаменитого поместья и ландшафта Стоурхед , не ремонтировалась до 1986 года, что включало использование вертолета Уэссекса, чтобы опустить на вершину камень весом 300 кг (660 фунтов).
Послевоенный
[ редактировать ]
Музей авиации Альберты , Эдмонтон, Альберта
В послевоенном производстве компания Canada Car and Foundry в Форт-Уильяме, Онтарио, приобрела права на конструкцию Norseman, выпустив версию, известную как Norseman Mk V , гражданскую версию Mk IV военного времени. Чтобы и дальше осваивать рынок, завод Can Car спроектировал и построил Norseman Mk VII . Эта версия имела двигатель большего размера, новое цельнометаллическое крыло и большую грузоподъемность, но ей суждено было так и не пойти в производство. Имея на тот момент большие обязательства перед Корейской войной, компания поместила его во временное хранилище, где он был уничтожен в результате пожара в ангаре в сентябре 1951 года.
В 1953 году Ноордейн возглавил группу инвесторов, которые выкупили приспособления и оборудование у Canada Car and Foundry и основал новую компанию под названием Noorduyn Norseman Aircraft Ltd. Боб Нордейн заболел и умер 22 февраля в своем доме в Южном Берлингтоне, штат Вермонт. 1959. Компания продолжала оказывать поддержку эксплуатации самолетов Norseman и построила три новых Mk V, прежде чем в 1982 году продала свои активы компании Norco Associates. Norco оказывала только вспомогательные услуги, поскольку производство самолетов Norseman было трудоемким и очень дорогим.
Последний построенный Noorduyn Norseman был продан и передан коммерческому заказчику 19 января 1959 года. Всего было произведено и поставлено различным коммерческим и военным заказчикам 903 самолета Norseman (Mk I – Mk V). В настоящее время в активном реестре самолетов Канады имеется 42 самолета Norseman, а в Соединенных Штатах - 9. Число используемых во всем мире неизвестно.
В знак признания роли норвежцев в служении отдаленным деревням северной Канады, город Ред-Лейк, Онтарио , отправная точка для отдаленных общин на северо-западе Онтарио , позиционирует себя как мировая столица норвежцев . Каждое лето в июле «Фестиваль плавучих самолетов Norseman» привозит самолеты Norseman на Красное озеро в качестве центрального элемента общественного фестиваля выходного дня, который включает в себя сценические развлечения, детские игры и аттракционы, конкурсы, культурные и исторические выставки и уличных торговцев с ремесленными и специализированными киосками. .
Канадский «ас-ас» времен Второй мировой войны Джордж Бёрлинг погиб на «Норсемане» при приземлении в аэропорту Урбе в Риме, Италия, в мае 1948 года. Бёрлинг переправлял самолёт для зарождающихся ВВС Израиля . Останки еще одного норвежца ВВС Израиля украшают мемориал ВВС США павшим на Хар-Хатаясиме (Горе пилотов) недалеко от Иерусалима. Самолет разбился во время операции «Маккаби» во время арабо-израильской войны 1948 года . [2] [3]
Операторы
[ редактировать ]Крупнейшие гражданские операторы
[ редактировать ]

- Остин Эйрвейз (на пенсии)
- Bearskin Airlines (на пенсии)
- Buffalo Airways (на пенсии)
- Canadian Airways и Western Canada Airways (на пенсии)
- Canadian Pacific Airlines (на пенсии)
- Central Northern Airways (на пенсии)
- Империал Ойл (в отставке)
- Лэмб Эйр
- Ontario Central Airlines (на пенсии)
- Провинциальная воздушная служба Онтарио - 4 (с 1943 по 1947 год), проданы с 1951 по 1952 год.
- Пасифик Вестерн Эйрлайнз
- Королевская канадская конная полиция
- Саскачеванская воздушная скорая помощь
- Государственные авиалинии Саскачевана
- Старратт Эйрвэйз
- Компания «Дальневосточный воздушный транспорт» (FEATI) (1946–1947)
- Philippine Airlines (переведена из FEATI, 1947-1955 гг.)
Военные операторы
[ редактировать ]

- Королевские ВВС Австралии С 1943 по 1946 год эксплуатировали 14 самолетов.
- Отряд связи № 1 РАФ
- Отряд связи № 3 РАФ
- № 4 Отряд связи RAAF
- № 5 Отряд связи RAAF
- № 7 Отряд связи RAAF
- ВВС Бразилии эксплуатировали 19 самолетов. С 1944 по 1960 год
- Королевские ВВС Канады эксплуатировали 79 самолетов с 1940 по 1953 год.
- Королевский военно-морской флот Канады эксплуатировал 21 самолет с 1943 по 1957 год.
- Служба воздушного наблюдения эксплуатировала один самолет в 1948 году.
- Кубинские ВВС получили один самолет в 1951 году.
- Чехословацкие ВВС после войны эксплуатировали Norseman под обозначением К-73.
- Египетские ВВС эксплуатировали два самолета с 1948 по 1960 год.
- ВВС Гондураса эксплуатировали два самолета с 1945 по 1961 год.
- Индонезийские ВВС получили один самолет в 1950 году.

- ВВС Израиля эксплуатировали 17 самолетов. С 1948 по 1954 год
- Королевские ВВС армии Нидерландов в Ост-Индии эксплуатировали один самолет с 1948 по 1950 год.
- Королевские ВВС Норвегии эксплуатировали 22 самолета с 1945 по 1959 год.
- Филиппинские ВВС эксплуатировали два самолета с 1946 по 1952 год.
- Шведские ВВС с 1949 года эксплуатировали три самолета в качестве спасательных и санитарных транспортных средств. Один погиб в результате крушения в 1954 году, второй при пожаре на F 4 в 1956 году, а последний был продан в 1959 году. В 1980 году он был куплен Музеем ВВС Швеции и с 1989 года отреставрирован и является частью выставки.
- Воздушный корпус армии США
- Военно-воздушные силы армии США
- ВВС США
- В 1945 году ВМС США приобрели три корабля Norseman (под обозначением JA-1) для поддержки антарктических экспедиций, таких как операция Highjump .
Технические характеристики (Norseman Mark V)
[ редактировать ]
Данные Jane's All the World's Aircraft, 1947 год. [4]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 10
- Длина: 32 фута 4 дюйма (9,86 м)
- Размах крыльев: 51 фут 6 дюймов (15,70 м)
- Высота: 10 футов 1 дюйм (3,07 м)
- Площадь крыла: 325 кв. футов (30,2 м 2 )
- Профиль крыла : NACA 2412.
- Пустой вес: 4240 фунтов (1923 кг)
- Максимальный взлетный вес: 7400 фунтов (3357 кг); 7540 фунтов (3420 кг) с поплавками.
- Запас топлива: 100 имп галлонов (120 галлонов США; 450 л) в двух корнях крыла + дополнительные вспомогательные баки на 37,4 имп галлонов (44,9 галлонов США; 170 л) или 2 дополнительных бака по 101,6 имп галлонов (122,0 галлонов США; 462 л) в кабине.
- Силовая установка: 1 × Pratt & Whitney R-1340-AN1, 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель с воздушным охлаждением, мощностью 600 л.с. (450 кВт).
- Гребные винты: 3-лопастной гребной винт Hamilton Standard диаметром 9 футов 0,75 дюйма (2,7623 м) с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: сухопутный самолет 155 миль в час (249 км/ч, 135 узлов); 138 миль в час (120 узлов; 222 км / ч) (лыжи); 134 мили в час (116 узлов; 216 км / ч) (плавает)
- Крейсерская скорость: 130 миль в час (210 км/ч, 110 узлов) KTAS на высоте 10 000 футов (3 000 м)
- Скорость сваливания: 68 миль в час (109 км/ч, 59 узлов)
- Диапазон: 932 мили (1500 км, 810 миль) на высоте 10 000 футов (3 000 м)
- Практический потолок: 17 000 футов (5 200 м)
- Скорость набора высоты: 591 фут/мин (3,00 м/с) при скорости 100 миль в час (87 узлов; 161 км/ч)
- Нагрузка на крыло: 22,8 фунта/кв. футов (111 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,08 л.с./фунт (0,13 кВт/кг)
- Максимум - закрылки выпущены (V fe ): 108 миль в час (94 узла; 174 км/ч)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Книга Гленна Миллера освобождает Королевские ВВС от случайного убийства лидера группы» . Хранитель . 29 августа 2017 года . Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ «Прогулка из Хар Тайясима в Эйн Тайясим» . Еврейский национальный фонд . Проверено 8 апреля 2017 г.
- ^ Ман, Надав (26 июня 2008 г.). «С палкой и рюкзаком: Походы 1920-х годов – часть 3» . Инетньюс . йнет . Проверено 8 апреля 2017 г.
- ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1947). Джейн «Все самолеты мира», 1947 год . Лондон: Sampson Low, Marston & Co. 96с.
Библиография
[ редактировать ]- Грант, Роберт С. (зима 1993 г.). «Финский слон: жизнь норвежца». Любитель воздуха . № 52. с. 52. ISSN 0143-5450 .
- Грант, Роберт С. Нурдейн. Норманн: Красное озеро, Онтарио, Канада, мировая столица норвежцев . Красное озеро, Онтарио: Фестиваль гидросамолетов Norseman, 2007 г. (буклет)
- Хардинг, Стивен (ноябрь – декабрь 1999 г.). «Канадские связи: склонность авиации армии США к канадским типам». Энтузиаст авиации (84): 72–74. ISSN 0143-5450 .
- Матируд, Нильс. Норвежские крылья №1: Ноордуйн Норсман Mk. IV и Мк. VI . Осло: Издательство FlyGloster, 2007. ISBN 978-82-92822-00-5 .
- Милберри, Ларри . Авиация в Канаде . Торонто: МакГроу-Хилл Райерсон, 1979. ISBN 0-07-082778-8 .
- Мансон, Кеннет. Бомбардировщики, патрульные и транспортные самолеты 1939-1945 гг . Лондон: Бландфорд Пресс, 1969. ISBN 0-7537-0919-8 .
- «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сайт Norduyn (название компании изменено)
- Архив веб-сайта Noorduyn Norseman
- Неофициальный сайт Noorduyn Norseman
- Архивный исторический веб-сайт , поддерживаемый Джули Бодди, правнучкой Роберта Б.С. Ноордуна.