Капитаны облаков
Капитаны облаков | |
---|---|
![]() Постер фильма | |
Режиссер | Майкл Кертис |
Автор сценария | Артур Т. Хорман , Ричард Маколей , Норман Рейли Рейн |
Рассказ | Артур Т. Хорман Роланд Джиллетт |
Продюсер: | Хэл Б. Уоллис (исполнительный продюсер) Уильям Кэгни (ассоциированный продюсер) |
В главных ролях | Джеймс Кэгни Деннис Морган Бренда Маршалл Алан Хейл Джордж Тобиас Реджинальд Гардинер Реджинальд Денни |
Кинематография | Сол Полито , ASC Уилфрид М. Клайн , ASC |
Под редакцией | Джордж Эми |
Музыка | Макс Штайнер (партитура) Гарольд Арлен Джонни Мерсер (заглавная песня) |
Цветовой процесс | Техниколор |
Распространено | Уорнер Бразерс. |
Даты выпуска |
|
Время работы | 114 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 1,77 миллиона долларов [1] |
Театральная касса | 3,4 миллиона долларов [1] [2] |
«Капитаны облаков» ( также известные как «Тени их крыльев ») — американский военный фильм 1942 года в цвете , снятый Майклом Кёртисом с Джеймсом Кэгни в главной роли . Его продюсировал Уильям Кэгни (брат Кэгни) с Хэлом Б. Уоллисом в качестве исполнительного продюсера. Сценарий . написали Артур Т. Хорман, Ричард Маколей и Норман Рейли Рейн по рассказу Хормана и Роланда Джиллетта Кинематографию выполнили Уилфред М. Клайн и Сол Полито , и она была примечательна тем, что это была первая полнометражная голливудская постановка, полностью снятая в Канаде. [3]
В фильме снимались Джеймс Кэгни и Деннис Морган в роли канадских пилотов, принимавших участие во Второй мировой войне , а также Бренда Маршалл , Алан Хейл-старший , Джордж Тобиас , Реджинальд Гардинер и Реджинальд Денни в ролях второго плана. Название фильма произошло от фразы, которую использовал Билли Бишоп , Первой мировой войны ас-истребитель , сыгравший в фильме самого себя. [4] Эти же слова звучат и в повествовании документального фильма «У льва есть крылья» (1939).
Фильм о продолжающемся участии Канады имел смысл для американских военных действий. Фильм заканчивается эпилогом, в котором рассказывается о вкладе Королевских ВВС Канады (RCAF) в создание фильма.
Текст во вступительных титрах
[ редактировать ]«Эта фотография почтительно посвящается Королевским ВВС Канады....
С искренней признательностью за их сотрудничество и восхищением их способностями и смелостью...
Тем пилотам-студентам на этой фотографии, которые сейчас участвуют в реальных боях за границей....
И особенно он посвящается многим военнослужащим, которые пронесли тени своих крыльев по просторам Канады от сорок девятой параллели до Полярного круга...
Пилоты Буша"
Сюжет
[ редактировать ]Брайан Маклин раздражает своих коллег -пилотов Джонни Даттона, Тайни Мерфи, Дирижабля Лебека и британского эмигранта Скраунджера Харриса, выбивая их из конкуренции за бизнес в суровом Северном Онтарио , Канада. 1939 год, начало Второй мировой войны. Даттон, чья амбиция состоит в том, чтобы открыть собственную авиакомпанию, руководствуется правилами, но Маклин - пилот, находящийся на месте, отражающий различия в их личностях.
Маклин чуть не погиб после того, как упал с одного из понтонов своего самолета и ударился головой, пытаясь привязать свой самолет к причалу. Даттон вызывает врача для проведения экстренной операции и совершает трудную ночную посадку в условиях сильной облачности. Маклин благодарен и присоединяется к Даттону во временном партнерстве, чтобы помочь Даттону заработать начальный фонд для его авиакомпании. Когда Даттон отвергает предупреждение Маклина о его девушке Эмили Фостер, Маклин женится на ней, чтобы спасти Даттона от разрушения его жизни. Даттон, однако, не знает об этом и внезапно прекращает их дружбу. Даттон импульсивно отдает свои сбережения на благотворительность и записывается в Королевские ВВС Канады.



Позже, услышав по радио речь Уинстона Черчилля « Мы будем сражаться на пляжах », Маклин и другие пилоты Буша записываются в Королевские ВВС Канады , но обнаруживают, что их считают слишком старыми для боевых действий. Они неохотно соглашаются пройти обучение в качестве летных инструкторов по Плану воздушной подготовки Британского Содружества . Их командир — не кто иной, как Даттон. Маклин, с его дерзким и яростно независимым характером, противоречит военному образу ведения дел, он предстает перед военным трибуналом и уволен со службы за полет слишком низко, в результате чего кадет серьезно ранен. Чтобы отомстить, он и «Крошечный» летают по аэродрому, когда известный канадский ас Первой мировой войны маршал авиации Уильям «Билли» Бишоп (играет самого себя) выступает во время выпускной церемонии группы. «Крошечный» теряет сознание при выходе из пикирования, и его самолет падает на землю, убивая его. В результате Маклин теряет лицензию пилота.
Позже, когда два транспортных самолета разбились, в результате чего погибли все 44 пилота парома, находившиеся на борту, у пилотов возникла острая необходимость переправить группу невооруженных бомбардировщиков Lockheed Hudson из Гандера в Великобританию. Задача поручается летным инструкторам, но их число необходимо пополнить гражданскими пилотами. Маклин использует для участия документы «Крошечного» Мерфи. Даттон узнает его, но, поскольку Эмили рассказала ему, почему Маклин женился на ней (и бросил ее), они примиряются, и Даттон разрешает ему лететь.
Даттон командует отрядом из пяти человек. У берегов Британских островов их атакует немецкий истребитель Мессершмитт Bf 109 . Сначала сбит дирижабль Лебек. Затем, после того, как Скраунджер, штурман Маклина, был убит, Маклин использует свои летные навыки, чтобы врезать свой громоздкий бомбардировщик в юркий истребитель, жертвуя собой, чтобы спасти остальных.
Бросать
[ редактировать ]Актер | Роль |
---|---|
Джеймс Кэгни | Брайан Маклин |
Деннис Морган | Джонни Даттон |
Бренда Маршалл | Эмили Фостер |
Алан Хейл | Крошечный Мерфи |
Джордж Тобиас | Дирижабль Лебек |
Реджинальд Гардинер | Скрунджер Харрис |
Маршал авиации Вашингтон Бишоп | Сам |
Реджинальд Денни | Командир |
Рассел Армс | Прентисс |
Пол Кавана | Капитан группы |
Клем Беванс | Магазин-Зубы Моррисон |
Дж. М. Керриган | Взращивать |
Дж. Фаррелл Макдональд | доктор Невилл |
Патрик О'Мур | Файфф |
Мортон Лоури | Кармайкл |
S/L O. Кэткарт-Джонс | Главный летный инструктор |
Фредерик Уорлок | Председатель военного суда |
Роланд Дрю | Офицер |
Люсия Кэрролл | Блондинка |
Джордж Микер | Плейбой |
Бенни Бейкер | Попкорн Кернс |
Харди Олбрайт | Кингсли |
Рэй Уокер | Мейсон |
Чарльз Хэлтон | Нолан |
Луи Жан Хейдт | Провост Маршал |
Байрон Барр Майкл Эймс | Студенты-пилоты |
Вилли Фунг | Вилли |
Карл Харборд | Блейк |
Майлз Мандер | Голос Черчилля (в титрах не указан) |
Текст в финальных титрах
[ редактировать ]«Искренняя признательность выражается достопочтенному майору CG Power , PC, MC, министру национальной обороны авиации (Канада) и маршалу авиации Л.С. Бреднеру , DSC, начальнику штаба авиации Королевских ВВС Канады, без чьего авторитета и В сотрудничестве эта картина не могла бы быть доведена до блестящего завершения.
Мы также хотим выразить нашу благодарность маршалу авиации Бишопу , ВК, и другим офицерам и солдатам RCAF, которые при создании этой фотографии изображены при фактическом исполнении своих обычных обязанностей».
Производство
[ редактировать ]Во время подготовки к съемкам Джозеф У. Кларк, директор по связям с общественностью Плана авиационной подготовки Британского Содружества, активно участвовал в продвижении кинопроекта, который первоначально был назван «Пилоты Буша» на основе сценария, представленного канадскими сценаристами. При поддержке RCAF в Голливуде Хэлу Уоллису и Джеку Уорнеру предложили снять «патриотический фильм». Уорнер был полон энтузиазма и приступил к поиску главной звезды, которая возглавит проект. После рассмотрения Рэймонда Мэсси , Эррола Флинна и Кларка Гейбла было принято решение взять на роль Джорджа Брента , но Warner Bros. не была уверена, сможет ли он снять фильм. [5]
Многочисленные попытки переписать сценарий в более приемлемую форму привели к тому, что окончательный сценарий теперь называется «Капитаны облаков». Название было заимствовано из речи Билли Бишопа «Победные ссуды» . Единственной задержкой был кастинг, который разрешился, когда Warner убедила своего постоянного «дерзкого парня» (как его окрестил продюсер Джерри Уолд ), 42-летнего Джеймса Кэгни, взять на себя главную мужскую роль. [6]
Этот фильм был первым фильмом Кэгни в цвете . Его участие в постановке было охарактеризовано как неохотное, и он согласился только после того, как его брат был назначен ассоциированным продюсером. Он пошутил: «Мне не нравилась эта история последние четыре раза, когда я ее повторял, и она мне не нравится сейчас!» и боялся, что он погрузился в одну из своих фирменных « хулиганов » Warner Bros., играя роль, которую он повторял много раз. Однако в некоторых сценах Кэгни импровизировал. Его вольная интерпретация очевидна в сцене в хижине, когда он играет против своих друзей. Кэгни отклоняется от сценария, возвращаясь к дерзкому образу, который он культивировал в бесчисленных предыдущих фильмах. [7]
«Капитаны облаков» были созданы при полном сотрудничестве Королевских ВВС Канады с целью содействия зачислению в План авиационной подготовки Британского Содружества. [4] (Он также был задуман как воодушевляющий фильм о «готовности к войне» для американской аудитории, но к моменту его выхода в прокат США уже находились в состоянии войны; тем не менее, он действительно послужил демонстрацией военных усилий Канады.) Фильм Warner Bros. Основная актерская и производственная группа, состоящая из более чем 80 технических специалистов, а также «оборудование для цветной кинематографии на полмиллиона долларов» прибыла из Голливуда и пересекла границу Канады 12 июля 1941 года. [6] Фильм снимался с середины июля до середины октября 1941 года. [8] Сцены, снятые в Оттаве, включают несколько видов исторического отеля Chateau Laurier , Парламента , бывшего вокзала Оттавы Юнион и территории Кенотафа . [4]
Большая часть ранних кадров включала несколько кустовых самолетов в лагере Вудклифф на озере Траут в Норт-Бэй, Онтарио , и близлежащем лагере Карибу на озере Джампинг-Карибу в Мартен-Ривер, Онтарио . [9] Воздушные сцены проводились под руководством Пола Манца , давнего голливудского пилота-каскадера, который использовал Stinson Model A. трехмоторный операторский корабль Самолет Маклина, CF-HGO на экране, представлял собой Noorduyn Norseman, которым управлял опытный пилот-каскадер Фрэнк Кларк (который дублировал Джеймса Кэгни в сценах с полетами). [10] Серебристый CF-NBP Джонни Даттона был настоящим кустовым самолетом Fairchild 71C . [Н 1] компании Laurentian Air Service в то время как самолеты с салоном Waco EGC-7 и AGC-8 предоставили другие гидросамолеты. [12] Кроме того, существовала компания Waco CJC, зарегистрированная как CF-AVW (в фильме преобразованная в CF-JPY), которая принадлежала Альберту Расико, монреальскому авиадилеру и авиационному механику, который в то время также был одним из несколько инструкторов, нанятых канадским правительством для обучения военных летчиков, участвовавших во Второй мировой войне.
Основная фотография прошла не очень хорошо; ряд инцидентов замедлил производство. [12] Один из хаски, игравший ключевую роль в сцене, укусил Моргана, оставив рану на его руке. Кэгни, сделав нехарактерный ход, решил отказаться от дублера и самому сыграть сцену, в которой его персонажа сбивает вращающийся пропеллер. Поначалу все шло гладко, но когда пришло время упасть в озеро, он перестарался и получил настоящее сотрясение мозга, в результате чего 10-дневные съемки в Норт-Бэй, Онтарио, еще больше отстали от графика. Погода была постоянной проблемой, и из-за необходимости обеспечения непрерывности небольшие сцены становились излишне сложными; в результате обычный съемочный день длился почти до ночи. [12] На создание одной 30-секундной сцены, в которой все руководители бегут по причалу, ушел целый день, а Кэгни, Хейл и Тобиас едва могли стоять в конце съемок. [13] Поскольку среди них была съемочная группа Голливуда, жители Норт-Бэй стали настолько постоянными помехами, что съемочная группа вернулась к отправке сообщений за пределы локации с помощью почтовых голубей . [14] [Н 2]
Военные сцены были сняты на авиабазах RCAF в Упландсе , Трентоне , Дартмуте , Джарвисе и Маунтин-Вью . «Парад крыльев» (официально «Церемония вручения крыльев»), снятый в Школе служебной подготовки № 2 в RCAF Uplands, стал настоящим выпускным мероприятием для 110 кадетов RCAF. Это оказалась самая сложная сцена фильма. Более 100 учебных самолетов Гарварда пролетели над головой, приветствуя выпускников. [9]
Кульминационная перегонная миссия была проведена над Атлантикой со станции RCAF в Дартмуте с использованием имеющихся на базе бомбардировщиков Lockheed Hudson, а также перекрашенного Hawker Hurricane , выдававшего себя за немецкий Bf 109. [Н 3] Из-за заметной маркировки Люфтваффе на истребителе RCAF пришлось разместить специальные предупреждения, чтобы не допустить, чтобы «счастливые на спусковом крючке» артиллеристы национальной обороны открыли по нему огонь. [9]
Прием
[ редактировать ]Выпущенный в эпоху патриотических фильмов с откровенно пропагандистскими темами, «Капитаны облаков» получили восторженное признание публики. Хотя это была «голливудская» постановка, премьера фильма состоялась одновременно 21 февраля 1942 года в Нью-Йорке, Лондоне, Оттаве, Каире , Мельбурне , Торонто , Виннипеге и Ванкувере , при этом пилоты RCAF развозили копии фильма во все эти города. [16] [17] Реакцию общественности можно частично объяснить сюжетной линией, которая вращалась вокруг уникальной канадской дикой природы и мистики пилота-буша. «Настолько зрелищно и славно, что его нужно было сделать в цвете!» был использован экземпляр объявления. Яркие воздушные сцены, снятые в цвете Technicolor, были еще одним аспектом дорогостоящего производства, привлекшим внимание критиков. [Н 4] Отзывы были неоднозначными; хотя некоторые критики считали, что фильм страдает сценическим сюжетом и вынужденной романтической сюжетной линией, воздушные сцены считались достоинством фильма. [18]
15 февраля 1942 года в филадельфийском театре «Эрл» состоялся «специальный просмотр», доходы от которого пошли в фонд Philadelphia Inquirer «Build-a-Bomber». [19] Регулярная выставка фильма началась в Филадельфии 18 февраля в городском театре Стэнли. [20]
Газета « Чикаго Трибьюн» писала: «Прекрасный и вдохновляющий фильм… одно из самых захватывающих и полных представлений о группе, когда-либо показанных на экране. Фильм выполнен в цвете Technicolor – великолепен!....детали, смешные, трагичные, вы должны увидеть картину….Режиссура была блестящей, и вы еще не скоро забудете сцены с летающими полями». [21]
По данным Warner Bros., фильм заработал 2 116 000 долларов на внутреннем рынке и 1 312 000 долларов на зарубежных рынках. [1]
номинации на Оскар
[ редактировать ]Тед Смит и Кейси Робертс были номинированы на лучшую художественную постановку — внутреннее оформление, цвет, а Сол Полито — на лучшую цветную операторскую работу. [Н 5] на церемонии вручения премии Оскар 1943 года . [22]
Музыка
[ редактировать ]Музыкальное сопровождение написал Макс Штайнер , а Гарольд Арлен написал заглавную песню (слова Джонни Мерсера ), которая используется в качестве марша в фильме. Позже «Капитаны облаков» были приняты в качестве официальной песни Королевских ВВС Канады , хотя последующее ее использование стало в основном церемониальным. [23] Эта мелодия также известна тем, что она использовалась в Карла Столлинга партитурах для различных короткометражных фильмов Warner Bros. Cartoons .
Также звучит неофициальный национальный гимн Канады « The Maple Leaf Forever » Александра Мьюра , а также « O Canada », де-факто канадский гимн с 1939 года и официальный гимн с 1980 года.
Запись
[ редактировать ]Заглавная песня была стороной B записи 1942 года ( Decca 4174 ) Дика Пауэлла с Over There в качестве стороны A. [24]
Расположение самолетов
[ редактировать ]Три самолета, использованных в эпизодах полетов, сохранились: обломки Noorduyn Norseman выставлены в Канадском центре наследия бушпланов , Су-Сент. Мари, Онтарио, Канада; Fairchild 71 теперь выставлен в Музее авиации Альберты , Эдмонтон, Альберта, Канада; [9] и североамериканский NA-64 Yale находится в Даннвиллском музее RCAF № 6 , Даннвилл, Онтарио, Канада.
Радио Адаптация
[ редактировать ]2 февраля 1942 года, накануне выхода фильма, NBC представила радиоадаптацию своей программы «Кавалькада Америки», в которой Кэгни был среди актеров. [25]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Фактический регистрационный номер CF-ATZ хорошо виден под фиктивной регистрацией на верхней поверхности правого крыла. [11]
- ^ Хотя это кажется маловероятным, уединенное место и отсутствие телефонов потребовали использования местных почтовых голубей для рассылки сообщений другим съемочным группам.
- ^ Hawker Hurricanes базировались в RCAF Дартмут для обеспечения истребительного прикрытия конвоев. [15]
- ↑ Однако основные части фильма не были сняты с использованием громоздкой трехполосной системы Technicolor, а вместо этого были сняты с использованием однополосной цветовой системы Technicolor, которая на самом деле была адаптацией коммерческой системы Kodachrome от Eastman Kodak, специальной низкоконтрастной пленки, но он был предназначен для трехцветной фотографии с 35-миллиметровыми отпечатками с использованием обычных 35-миллиметровых камер и съемочных групп, а не камер и съемочных групп Technicolor. Позже Дисней использовал Kodachrome Commercial для своей серии « Настоящие приключения », но в случае с Диснеем 16 мм; Затем компании Kodak было запрещено производить однополосные цветные пленки шириной 35 мм для своих клиентов, так же как компании Technicolor было запрещено производить однополосные цветные пленки шириной 16 мм для своих клиентов. повторно перфорировать, разрезать и выбросить более 50 процентов этого продукта.
- ↑ Полито изначально было отказано во въезде в Канаду, поскольку он был гражданином Италии.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Финансовая информация Warner Bros в The William Schaefer Ledger. См. Приложение 1, «Исторический журнал кино, радио и телевидения», (1995) 15:sup1, 1-31 стр. 22 DOI: 10.1080/01439689508604551
- ^ "101 пикс брутто в миллионах", разновидность , 6 января 1943 г., стр. 58
- ^ Баррис 2005, стр. 164.
- ^ Jump up to: а б с Макки, Дуг. «Большой фильм Норт-Бэй - Капитаны облаков 1941» , Pastforward.ca, 29 августа 2003 г.
- ^ Данмор 1994, стр. 264–265.
- ^ Jump up to: а б Баррис 2005, с. 145.
- ^ МакЭлви, Джон. Обзор «Капитанов облаков (1942)» , amazon.com. Проверено 6 октября 2011 г.
- ^ Капитаны облаков в каталоге художественных фильмов AFI.
- ^ Jump up to: а б с д Орисс 1984, с. 43.
- ^ Баррис 2005, стр. 151.
- ^ "Фэйрчайлд 71-C." [ постоянная мертвая ссылка ] Музей авиации Альберты . Проверено 7 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Меткалф-Ченейл 2009, стр. 32.
- ^ Данмор 1994, стр. 269.
- ^ Баррис 2005, стр. 154–155.
- ^ Фукуто, Джо. «Нацисты над Канадой». Архивировано 16 января 2013 г. на archive.today AcesofWW2.com. Проверено 11 октября 2012 г.
- ^ «Капитаны облаков: Общая информация». IMDb.com. Проверено: 28 июля 2010 г.
- ^ Орисс 1984, с. 44.
- ^ Арнольд, Джереми. «Капитаны облаков (1942) рецензия». Классические фильмы Тернера . Проверено: 7 июня 2009 г.
- ^ «Звезды Кэгни в фильме «Фонд помощи бомбардировщикам»: превью воздушной драмы, действие которой происходит в Эрле 15 февраля». Philadelphia Inquirer, 3 февраля 1942 г., стр. 14.
- ^ «Капитаны облаков» сегодня вечером помогают Фонду бомбардировщиков». Филадельфия Инкуайерер, 15 февраля 1942 г.
- ^ Тини, Мэй. «Прекрасный, вдохновляющий фильм: «Капитаны кораблей». Чикаго Трибьюн, 9 апреля 1942 г., 23.
- ^ «Капитаны облаков (награды)». Классические фильмы Тернера . Проверено: 16 июня 2010 г.
- ^ Яблонски, Эдвард. Гарольд Арлен: ритм, радуга и блюз . Бостон: Издательство Северо-Восточного университета, 1996. ISBN 1-55553-263-2 .
- ^ Ороденкер, М.Х. (7 марта 1942 г.). «В записях». Рекламный щит. п. 66.
- ^ «Основные события недели». Philadelphia Inquirer, 1 февраля 1942 г., стр. 15.
Библиография
[ редактировать ]- Баррис, Тед. За славой: план, который выиграл воздушную войну союзников . Маркхэм, Онтарио: Thomas Allen & Son Publishers, 2005. ISBN 0-88762-212-7 .
- Данмор, Спенсер. Крылья для победы . Торонто: Макклелланд и Стюарт, 1994. ISBN 0-7710-2927-6 .
- Капитаны облаков (DVD). Бербанк, Калифорния: Warner Home Video, 2007.
- Долан, Эдвард Ф. Младший. Голливуд идет на войну . Лондон: Bison Books, 1985. ISBN 0-86124-229-7 .
- Хардвик, Джек и Эд Шнепф. «Путеводитель по авиационным фильмам». Создание великих авиационных фильмов , серия «Авиация общего назначения», том 2, 1989.
- Мауро, Руди. «Капитаны облаков: взгляд на первую канадскую воздушную эпопею за полвека». Журнал Канадского исторического общества авиации , Vol. 29, № 2, лето 1991 г.
- Мауро, Руди. «Капитаны облаков: съемки эпизодов полета Буша из первого канадского воздушного эпоса». Журнал Канадского исторического общества авиации , Vol. 29, № 3, осень 1991 г.
- Мауро, Руди. «Капитаны облаков: Постскриптум». Журнал Канадского исторического общества авиации , Vol. 33, № 1, весна 1995 г.
- Мауро, Руди. «Возврат «Кегни Норсмана»: спасение останков CF-AYO после четырех десятилетий». Журнал Канадского исторического общества авиации , Vol. 39, № 1, весна 2001 г.
- Меткалф-Шенейл, Даниэль. Из любви к полетам: история компании Laurentian Air Services . Монреаль: Студия Робина Брасса, 2009. ISBN 978-1-896941-57-8 .
- Оррисс, Брюс. Когда Голливуд правил небом: классика авиационного кино времен Второй мировой войны . Хоторн, Калифорния: Aero Associates Inc., 1984. ISBN 0-9613088-0-X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Капитаны облаков на IMDb
- Капитаны облаков в базе данных TCM Movie
- Капитаны облаков в AllMovie
- Капитаны облаков в каталоге художественных фильмов AFI
- Капитаны облаков в Rotten Tomatoes
- Запись на сайтеimpdb.org.
- Реальный самолет, использованный в фильме
- Большой фильм Норт-Бэй - Капитаны облаков, 1941 г.
- фильмы 1942 года
- Англоязычные фильмы 1940-х годов
- военные фильмы 1940-х годов
- Американские авиационные фильмы
- Американские фильмы о войне
- Вооруженные силы Канады в фильмах
- Фильмы Майкла Кертиса
- Фильмы, написанные Максом Штайнером
- Действие фильмов происходит в Северном Онтарио.
- Фильмы, снятые в Альберте
- Фильмы, снятые в Новой Шотландии
- Фильмы, снятые в Норт-Бэй, Онтарио.
- Фильмы, снятые в Оттаве
- Фильмы Warner Bros.
- Фильмы об авиации Второй мировой войны
- Фильмы о Второй мировой войне, снятые в военное время