Миссия в Москву
Миссия в Москву | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Майкл Кертис |
Написал | Говард Кох |
На основе | Миссия в Москву (книга 1941 года) Джозеф Э. Дэвис |
Продюсер: | Роберт Бакнер |
В главных ролях | Уолтер Хьюстон Энн Хардинг Оскар Хомолка |
Кинематография | Берт Гленнон |
Под редакцией | Оуэн Маркс |
Музыка | Макс Штайнер |
Производство компания | Уорнер Бразерс. |
Распространено | Уорнер Бразерс. |
Дата выпуска |
|
Время работы | 124 минуты |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | $1,516,000 [ 1 ] |
Театральная касса | 1,2 миллиона долларов (аренда в США) [ 2 ] или $1 649 000 по всему миру [ 1 ] |
«Миссия в Москву» — пропагандистский фильм 1943 года режиссёра Майкла Кертиса , основанный на книге 1941 года бывшего посла США в Советском Союзе Джозефа Дэвиса .
Фильм рассказывает о событиях второго американского посла в Советском Союзе и был снят по просьбе Франклина Д. Рузвельта . Он был сделан во время Второй мировой войны , когда американцы и Советы были союзниками, и в нем сочувственно относится не только к СССР в целом, но и к сталинизму и сталинским репрессиям в частности. По этой причине оно было тщательно изучено Комитетом Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности .
Справочник
[ редактировать ]Фильм основан на мемуарах Джозефа Э. Дэвиса. [ 3 ] о его пребывании на посту посла США в Советском Союзе с ноября 1936 по июнь 1938 года. Книга была опубликована издательством Simon & Schuster в 1941 году и имела успех у критиков и коммерческий успех: было продано 700 000 экземпляров, а книга была переведена на тринадцать языков. [ 4 ]
Сюжет
[ редактировать ]
В фильме рассказывается о впечатлениях посла Дэвиса от Советского Союза, его встречах со Сталиным, а также его общем мнении о Советском Союзе и его связях с Соединенными Штатами. Он сделан в псевдодокументальном стиле, начиная со встречи Дэвиса с президентом Франклином Д. Рузвельтом, чтобы обсудить его новое назначение на пост посла США в Советском Союзе. Он продолжает показывать путешествие семьи Дэвис на лодке в Москву с остановками в Европе.
Находясь в Москве, в фильме чередуются интерпретации Дэвисом советской политики и коммунизма и впечатления его семьи о русской жизни. В него входит запоминающаяся сцена с миссис Дэвис в русском универмаге. В фильме представлен взгляд Дэвиса на различные моменты советской истории. Он начинается с того, что настоящий посол Дэвис, сидя в кресле, заявляет: «Ни один лидер нации не был так искажен и неправильно понят, как лидеры советского правительства в те критические годы между двумя мировыми войнами». [ 5 ] Затем фильм переходит к Уолтеру Хьюстону (изображающему Дэвиса) и начинается повествование.
Дэвис показан свидетелем показательных процессов, проведенных Сталиным в 1930-х годах (известных как Московские процессы ), которые изображаются как судебные процессы над членами пятой колонны, работавшими на нацистскую Германию и императорскую Японию .
Закадровый голос продолжается на протяжении всего фильма, перемежая сюжетную линию мнениями Дэвиса. Повествование фильма сосредоточено на путешествии Дэвиса и его семьи. Во-первых, их физическое путешествие из Соединенных Штатов в Советский Союз . И, во-вторых, их менее ощутимый путь от скептиков коммунизма и Советского Союза к новообращенным и энтузиастам. Сюжет фильма и книги практически идентичен.

Бросать
[ редактировать ]- Уолтер Хьюстон в роли посла Джозефа Э. Дэвиса
- Энн Хардинг в роли миссис Марджори Дэвис
- Oscar Homolka as Maxim Litvinov , Foreign Minister
- Джордж Тобиас, как Фредди
- Gene Lockhart as Premier Vyacheslav Molotov
- Элеонора Паркер в роли Эмлен Дэвис
- Ричард Трэвис, как Пол
- Helmut Dantine as Major Kamenev
- Виктор Франсен — Вышинский , главный прокурор
- Генри Даниэль в роли министра фон Риббентропа
- Barbara Everest as Mrs. Litvinov
- Дадли Филд Мэлоун в роли Уинстона Черчилля
- Роман Бонен в роли Mr. Крестинский
- Maria Palmer as Tanya Litvinov
- Морони Олсен, как полковник Феймонвилл
- Майнор Уотсон в роли Лоя Хендерсона
- Vladimir Sokoloff as Mikhail Kalinin
- Морис Шварц в роли доктора Боткина
- Эрнст Хаусман — стюард корабля
- Джон Венграф — посол Польши Гжибовский
- Олаф Хиттен — член парламента (в титрах не указан)
- Франк Райхер в роли генерала фон Кёстриха (в титрах не указан)
- Эдвард Ван Слоан — немецкий дипломат в Берлине (в титрах не указан)
- Рэй Уокер в роли Рэймонда, дворецкого Дэвиса (в титрах не указан)
- Фрида Инескорт в роли мадам Молотова (в титрах не указана)
- Сид Чарисс в роли Галины Улановой , балерины (в титрах не указана)
- Ламсден Хэйр в роли лорда Чилстона (в титрах не указан)
- Kurt Katch as General Semen Timoshenko (uncredited)
- Дорис Ллойд в роли Клементины Черчилль (в титрах не указана)
- Константин Шейн в роли Николая Бухарина (в титрах не указан)
- Иван Трисо в роли маршала Михаила Тухачевского (в титрах не указан)
- Чарльз Троубридж в роли Корделла Халла (в титрах не указан)
Производство
[ редактировать ]Хотя сюжетные линии книги и фильма практически идентичны, в фильме используются кинематографические приемы и изменения диалогов, чтобы преувеличить или изменить некоторые спорные моменты в книге - изменения, которые были внесены с одобрения Дэвиса. Хотя первый черновик был написан Эрскином Колдуэллом , окончательную адаптацию сценария книги написал Говард Кох . Его музыкальная партитура была написана Максом Штайнером , а операторская работа - Бертом Гленноном . Обширные монтажные эпизоды, основанные на кадрах из советских архивов, проводились под руководством Дона Сигела . Картина была произведена и распространена компанией Warner Bros. Посол Дэвис появляется и представляет фильм как он сам; затем его изображает Уолтер Хьюстон . Энн Хардинг играет его жену Марджори Дэвис, Джин Локхарт — советского министра иностранных дел Вячеслава Молотова , Генри Дэниел — его немецкого коллегу Иоахима фон Риббентропа , а Дадли Филд Мэлоун играет Уинстона Черчилля . Большую часть ролей, за исключением ролей семьи Дэвиса, играют характерные актеры, похожие на известных политиков, которых они представляют.
Этот фильм стал первым просоветским голливудским фильмом своего времени, за ним последовали другие, в том числе Сэмюэля Голдвина » «Полярная звезда (1943), ( MGM «Песня о России» 1944), «Три русские девушки» (1943), «Колумбия ». « Мальчик из Сталинграда» (1943) и «Контратака» (1945). Сам Рузвельт одобрил создание фильма и даже несколько раз встречался с Дэвисом (июль, октябрь, ноябрь 1942 и март 1943 года) во время производства фильма, чтобы обсудить его ход. [ 6 ]
В рамках своего контракта с Warner Bros. Дэвис имел абсолютный контроль над сценарием и мог наложить вето на любой диалог, который ему не нравился. [ 7 ]
Кертис хотел, чтобы Фредрик Марч сыграл Джозефа Э. Дэвиса, а Оливия де Хэвилленд пробовалась на роль Марджори Дэвис. Пэт О'Брайен был выбран на роль католического священника, а Ирен Мэннинг - на роль певицы Московского оперного театра. Оба персонажа были вырезаны из финального фильма. [ 5 ]
Во время производства представители Управления военной информации просмотрели редакции сценария и распечатки фильма и прокомментировали их. Просматривая сценарии и отпечатки, представители OWI осуществляли власть над Миссией в Москве , гарантируя, что она продвигает тему « Организация Объединенных Наций ». Представитель администрации посоветовал продюсерам фильма дать объяснения советско -нацистскому пакту и вторжению Красной Армии в Финляндию . Прочитав окончательный вариант сценария, в ноябре 1942 года OWI выразила надежду, что «Миссия в Москву» «сделает одну из самых замечательных фотографий этой войны» и «внесет очень большой вклад в программу военной информации». [ 8 ]
В отчете OWI о миссии в Москве сделан вывод, что это будет
[B]еа наиболее убедительный способ помочь американцам понять своих российских союзников. Было приложено все усилия, чтобы показать, что русские и американцы, в конце концов, не так уж сильно отличаются. Показано, что русские хорошо питаются и живут комфортно, что станет сюрпризом для многих американцев. Лидеры обеих стран желают мира, и оба обладают откровенной честностью в адресе и целях... Одна из лучших услуг, оказанных этой картиной, - это представление российских лидеров не как безумцев с дикими глазами, а как дальновидных, серьезных , ответственные государственные деятели. Они оказались очень хорошими соседями, и эта картина поможет объяснить почему, а также укрепит веру в возможность послевоенного сотрудничества. [ 8 ]
Специалисты по правительственной информации с таким же энтузиазмом отнеслись к готовому отпечатку. Оценив это как «великолепный вклад» в пропаганду военного времени, OWI полагало, что эта картина «сделает многое для понимания советской международной политики последних лет и развеет опасения, которые многие честные люди испытывали в отношении нашего союза с Россией». Это было особенно верно, поскольку «показано, что возможность дружественного союза капиталистических Соединенных Штатов и социалистической России прочно укоренена во взаимном стремлении к миру двух великих стран». [ 9 ]
Перед выходом в российский прокат фильм был показан Иосифу Сталину на банкете в Московском Кремле, на котором присутствовали Джозеф Дэвис и члены британской дипломатической миссии в Москве . [ 10 ]
Историческая точность
[ редактировать ]Фильм, снятый во время Второй мировой войны, показывает Советский Союз при Иосифе Сталине в позитивном свете. Завершенный в конце апреля 1943 года, фильм, по словам Роберта Бакнера , представляет собой «целесообразную ложь в политических целях, блестяще прикрывающую важные факты при полном или частичном знании их ложного изложения». продюсера фильма [ 11 ]
Фильм дает однобокий взгляд на московские процессы , рационализирует участие Москвы в пакте Молотова-Риббентропа и советском вторжении в Финляндию , а также изображает Советский Союз как государство, которое двигалось к демократической модели, как Советский Союз, приверженный интернационализм . В книге неясно говорится о виновности или невиновности подсудимых по московским процессам, но в фильме подсудимые московских процессов изображены виновными. [ 12 ] по мнению Дэвиса. В нем также показано, что некоторые чистки были попыткой Сталина избавить свою страну от сторонников Оси «пятой колонны». [ 13 ] Некоторые «пятые колонны» описаны в фильме как действующие от имени Германии и Японии. Фильм «защищает чистки, включая четверть часа, посвященные утверждению, что Лев Троцкий был нацистским агентом». [ 14 ] В фильме Дэвис заявляет в конце сцены суда: «Основываясь на двадцатилетней судебной практике, я был бы склонен поверить этим признаниям». [ 5 ]
В фильме есть анахронизмы - например, суды над Михаилом Тухачевским (июнь 1937 г.) и Николаем Бухариным (март 1938 г.) изображены происходящими в одно и то же время. Тухачевский и Семен Тимошенко показаны маршалами Советского Союза одновременно, но Тухачевский был казнен в июне 1937 года, а Тимошенко стала маршалом только в 1940 году.
По словам историка кино Роберта Осборна , «на момент создания этого фильма в нем был задействован один из самых больших актеров, когда-либо собранных... был очень успешным... Когда его показали в Москве, несмотря на всю добрую волю, люди, видевшие его, считал это комедией - изображение средней повседневной жизни в Советском Союзе явно не соответствовало уровню 1943 года». [ 15 ] «Когда русский композитор Дмитрий Шостакович увидел это, он заметил, что ни одно советское пропагандистское агентство не посмеет представить такую возмутительную ложь ». [ 16 ]
Прием
[ редактировать ]Некоторые рецензенты презирали фильм. [ 14 ] но были исключения. Критик The New York Times , будущий оппонент Маккарти Босли Кроутер , счёл попытки фильма реабилитировать Сталина правдоподобными:
Основанная исключительно на личных наблюдениях, изложенных г-ном Дэвисом в его книге, она, очевидно, окажется оскорбительной для тех элементов, которые бросили вызов его взглядам. Особенно он разозлит так называемых троцкистов своей визуальной реконструкцией знаменитых «московских процессов». заговорщики в заговоре. [ 17 ]
Театральная касса
[ редактировать ]В отличие от книги, по которой он снят, фильм не имел кассового успеха. Хотя Warner Bros. потратила 250 000 долларов на рекламу фильма перед его выпуском 30 апреля 1943 года, в общей сложности компания потеряла около 600 000 долларов при окончательном отчете. [ 18 ]
По данным Warner Bros., фильм заработал 1 017 000 долларов внутри страны и 632 000 долларов за рубежом. [ 1 ]
Миссия в Москву Многочисленные фактические неточности и откровенно ложное изображение советских лидеров и событий вызвали критику со стороны представителей как левого, так и правого политического спектра. [ 19 ]
Фильм был номинирован на премию «Оскар» за лучшую художественную постановку-интерьер в черно-белом фильме ( Карл Жюль Вейль , Джордж Джеймс Хопкинс ). [ 20 ]
Позже кинокритик Леонард Малтин дал фильму три с половиной звезды. [ 14 ]
Споры
[ редактировать ]Просоветский тон фильма подвергся критике в США еще во время его выхода на экраны. Джон Дьюи написал статью в The New York Times, назвав Миссию в Москву «первым в нашей стране примером тоталитарной пропаганды для массового потребления - пропаганды, которая фальсифицирует историю посредством искажения, умолчания или чистой выдумки фактов». назвал Национальный комитет Республиканской партии это « пропагандой нового курса ». При этом у фильма изначально были свои защитники. Герман Шумлин назвал фильм «инструментом взаимопонимания и дружбы между союзниками». Сенатор Шеридан Дауни зачитал письмо армии США, сержанта участвовавшего в итальянской кампании , в протоколе Конгресса , в котором отмечалось, что нацистская пропаганда, которую он видел, критиковала Советский Союз так же, как американская критика фильма. [ 5 ]
Комитет Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности позже назвал «Миссию в Москву» одним из трех примеров просоветских фильмов, снятых Голливудом (два других — «Полярная звезда» и «Песня о России») . [ 21 ] Его назвали «несомненно, самым вопиющим произведением просталинской пропаганды, когда-либо предлагаемым американскими средствами массовой информации». [ 22 ]
В 1950 году фильм стал объектом внимания членов Конгресса, которые усмотрели в нем просоветскую пропаганду. Дэвис практически ничего не говорил о своей роли в фильме, хотя он все же направил письмо в Комитет Палаты представителей по антиамериканской деятельности (HUAC) . в 1947 году [ 23 ] Вызванный для дачи показаний перед Конгрессом под присягой Джек Л. Уорнер сначала утверждал, что фильм был снят по просьбе Дэвиса, который с одобрения Рузвельта попросил Warner Bros. снять фильм (эту версию фактов подтвердил письмо Дэвиса). [ 23 ] Он сказал: [ 24 ]
Фотография сделана, когда наша страна боролась за свое существование, а Россия была одним из наших союзников. Он был создан для достижения той же цели военного времени, ради которой мы создавали такие другие фильмы, как « Воздушные силы» , «Это армия» … и многие другие. Если миссия в Москву в 1942 году была подрывной деятельностью, то и американские корабли «Либерти» , доставлявшие продовольствие и оружие российским союзникам, и американские военные корабли, их конвоировавшие подрывной деятельностью занимались . Эта фотография была сделана только для того, чтобы помочь отчаянным военным усилиям, а не для потомков.
Позже Уорнер отказался от этой версии, заявив, что Гарри Уорнер сначала прочитал «Миссию в Москве» , а затем связался с Дэвисом, чтобы обсудить права на фильм. [ 23 ]
«Миссия в Москву» была одним из сотен фильмов Warner Bros., выпущенных до 1948 года, проданных для телевизионного показа, но никогда не была включена в пакеты отечественного распространения, составленные его тогдашним владельцем, United Artists . Его американском телевидении дебют на состоялся на канале PBS в 1970-х годах, и он время от времени показывался на Turner Classic Movies , был показан в сериале «Тени России» в январе 2010 года и последний раз транслировался 30 мая 2024 года. Право собственности на фильм вернулось Warner Bros. . благодаря покупке Turner Entertainment , и в октябре 2009 года это название дебютировало на DVD как часть Warner Archive Collection . [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Финансовая информация Warner Bros в The William Schaefer Ledger. См. Приложение 1, «Исторический журнал кино, радио и телевидения», (1995) 15:sup1, 1-31 стр. 23 DOI: 10.1080/01439689508604551
- ↑ Персонал (5 января 1944 г.) "Самые кассовые сборы сезона", Разнообразие стр.54
- ^ «Миссия в Москву» . Виктор Голланц Лимитед. 27 августа 1945 года . Проверено 27 августа 2022 г. - из Интернет-архива.
- ^ Коппес, Клейтон Р. и Блэк, Грегори Д. (1987) Голливуд идет на войну: как политика, прибыль и пропаганда сформировали фильмы о Второй мировой войне . Беркли, Калифорнийский университет Press . стр.190.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Миссия в Москву» , продюсер Роберт Бакнер , 123 минуты, Warner Bros., сценарий Говард Кох .
- ^ Беннетт, стр. 498–499.
- ^ Калберт, стр.17
- ^ Перейти обратно: а б Беннетт, стр.506
- ^ Беннетт, стр.507
- ^ Даунс, Билл (14 июня 1943 г.). «Хихикает в Москве». Newsweek . п. 88.
Премьера российской миссии состоялась в Кремле после банкета для международной аудитории избранных дипломатов. Окруженный с одной стороны переводчиком, а с другой — сияющим Джо Дэвисом (тогда он возвращался в качестве миссионера в Москву), Сталин сидел с непроницаемым лицом на протяжении двухчасовой церемонии прославления своего народа и режима.
- ^ Беннетт, стр.508
- ^ Брендон, Пирс (2007). Темная долина: Панорама 1930-х годов . Случайный дом (перепечатка). стр.498 . ISBN 978-0-307-42837-0 . «По сравнению с искушенным Кеннаном, конечно, Дэвис в целом был грубым и доверчивым. Он считал Сталина добрым и заслуживающим доверия, другом детей и собак».
- ^ Беннетт, стр.509
- ^ Перейти обратно: а б с Уокер, Джесси (5 апреля 2004 г.) Настройте видеомагнитофоны , Разум . Проверено 5 июня 2013 г.
- ↑ Осборн, Роберт (4 июня 2013 г.). комментарий к показу «Миссия в Москву» . Трансляция TCM в США с 1:00 до 3:15 утра по восточному стандартному времени.
- ^ Майлз, Джонатан (2010) Опасный Отто Кац . Нью-Йорк: Блумсбери. стр.255
- ↑ Кроутер, Босли (30 апреля 1943 г.). «Миссия в Москву по книге экс-посла Дэвиса, звезды Уолтер Хьюстон, Энн Хардинг в Голливуде» . Нью-Йорк Таймс . По состоянию на 1 июля 2013 г.
- ^ Беннетт, стр.516
- ^ Беннетт, стр. 501–503.
- ^ «Миссия в Москву (1943), подробности фильма» . Отдел кино и телевидения The New York Times . 2007. Архивировано из оригинала 14 ноября 2007 года . Проверено 2 июля 2013 г.
- ↑ Гудман, Уолтер (25 февраля 1996 г.). «Как узнать из черного списка» . The New York Times , размещенная на upenn.edu. По состоянию на 2 июля 2013 г.
- ^ Шикель, Ричард и Перри, Джордж (2008). Вы должны помнить это: история Warner Brothers . Беговой пресс. стр.125
- ^ Перейти обратно: а б с Калберт, стр.16
- ^ «Миссия в Москву» . Американский институт кино . Проверено 21 февраля 2022 г.
- ↑ Люменик, Лу (6 января 2010 г.). «Миссия: невероятна — противоречивый вклад Голливуда в военные усилия» Источник движущегося изображения , Музей движущегося изображения. По состоянию на 2 июля 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бармин, Александр (1945) Тот, кто выжил: история жизни русского при Советском Союзе , Нью-Йорк: Сыновья Г.П. Патнэма; переиздано «Прочитанные книги» (2007). ISBN 1-4067-4207-4 , ISBN 978-1-4067-4207-7 .
- Беннетт, Тодд (2001) «Культура, власть и миссия в Москве: кино и советско-американские отношения во время Второй мировой войны» , Журнал американской истории , Vol. 88, № 2, стр. 489–518.
- Благова, Йиндришка. «Веселый огонек в глазах Сталина: Эрик Джонстон, Голливуд и Восточная Европа». История кино: Международный журнал 22.3 (2010): 347–359. онлайн [ мертвая ссылка ]
- *Калберт, Дэвид Х. «Возвращение к сталинской загадке: миссия в Москву». Американская коммунистическая история (2013) 12 № 2, стр. 117–135.
- Калберт, Дэвид Х. (редактор) (1980) Миссия в Москву , Висконсин / Серия сценариев Warner Bros. (включая сценарий Говарда Коха), Мэдисон: University of Wisconsin Press . ISBN 0-299-08384-5 , ISBN 978-0-299-08384-7 .
- Федоров, Александр. «Позитивный образ СССР и советских героев в американских фильмах 1943-1945 годов». Журнал пропаганды, исследований и образования 1 № 1 (2015): 33–36. онлайн .
- Каптерев, Сергей. «Иллюзорные трофеи: советское отношение к американскому кино в начале холодной войны». Критика: Исследования по истории России и Евразии 10.4 (2009): 779-807 онлайн .
- Сбарделлати, Джон. «G-Men в медном переплете и красный целлулоид: поиски ФБР коммунистической пропаганды в Голливуде военного времени». История кино (2008) 20 № 4: 412-436. онлайн
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Миссией в Москве, на Викискладе?
- Миссия в Москву на IMDb
- Миссия в Москву в базе данных TCM Movie
- Миссия в Москву на AllMovie
- Миссия в Москву в Каталоге художественных фильмов AFI
- Миссия в Москву в Британском институте кино [ нужен лучший источник ]
- Миссия в Москву на Rotten Tomatoes
- Миссия в Москву в Box Office Mojo
- фильмы 1943 года
- Американские черно-белые фильмы
- Американские просоветские пропагандистские фильмы
- Фильмы о Советском Союзе сталинской эпохи
- Фильмы по мотивам научно-популярных книг
- Фильмы Майкла Кертиса
- Фильмы, написанные Максом Штайнером
- Фильмы, действие которых происходит в России.
- Фильмы, действие которых происходит в Берлине
- Фильмы, действие которых происходит в Кенте
- Фильмы, действие которых происходит в Лондоне
- Действие фильмов происходит в Вашингтоне, округ Колумбия.
- Фильмы, действие которых происходит в 1930-е годы.
- Франклин Д. Рузвельт
- Фильмы по сценариям Говарда Коха (сценарист)
- Фильмы Warner Bros.
- Драматические фильмы 1943 года
- Американские драматические фильмы
- Англоязычные фильмы 1940-х годов
- Американские фильмы 1940-х годов