Jump to content

ВВС (фильм)

ВВС
Афиша театрального релиза на поллиста
Режиссер Говард Хоукс
Автор: Дадли Николс
Продюсер: Хэл Б. Уоллис
Джек Л. Уорнер (исполнительный продюсер)
В главных ролях Джон Гарфилд
Джон Риджели
Гиг Янг
Артур Кеннеди
Гарри Кэри
Кинематография Джеймс Вонг Хоу
Элмер Дайер (Воздушный)
Чарльз А. Маршалл (Воздушный)
Под редакцией Джордж Эми
Музыка Франц Ваксман
Распространено Уорнер Бразерс.
Дата выпуска
  • 3 февраля 1943 г. ( 03.02.1943 )
Время работы
124 минуты
Страна Соединенные Штаты
Язык Английский
Бюджет $2,646,000 [ 1 ]
Театральная касса 2,7 миллиона долларов (аренда в США) [ 2 ]
4 129 000 долларов США (всего) [ 1 ]

«Военно-воздушные силы» — американский 1943 года о Второй мировой войне, авиационный фильм снятый Говардом Хоуксом и в главных ролях: Джон Гарфилд , Джон Риджли , Гиг Янг , Артур Кеннеди и Гарри Кэри . Распространением фильма занималась компания Warner Bros. , а продюсерами выступили Хэл Б. Уоллис и Джек Л. Уорнер . Задуманный тогда генерал-лейтенантом «Хэпом» Арнольдом (командующим ВВС США) после нападения на Перл-Харбор, его первоначально планировалось выпустить 7 декабря 1942 года, в первую годовщину. Уложиться в этот срок стало невозможно, премьера состоялась в Нью-Йорке 3 февраля 1943 года и вышла 20 марта. [ 3 ] Сюжетная линия фильма вращается вокруг реального события, произошедшего 7 декабря 1941 года. Экипаж переправляет невооруженный Boeing B-17D Flying Fortress тяжелый бомбардировщик серии 1940 года, получивший название « Мэри-Энн», через Тихий океан на базу ВВС США в Хикам Филд . Они летят прямо в самый разгар японской воздушной атаки на Перл-Харбор и начала масштабного участия Америки во Второй мировой войне . Неуказанный в титрах Уильям Фолкнер написал эмоциональную сцену на смертном одре для Риджли, сыгравшего командира и пилота « Мэри-Энн» .

6 декабря 1941 года на аэродроме Гамильтон-Филд , недалеко от Сан-Франциско, экипаж « Мэри-Энн» авиакорпуса армии США , B-17D , получает приказ пересечь Тихий океан на Гавайи , одному из девяти бомбардировщиков Flying Fortress .

Старший сержант Робби Уайт, командир экипажа «Мэри-Энн » , является ветераном с давним опытом, чей сын Дэнни является офицером и пилотом-истребителем (истребителем). Штурман лейтенант Монк Хаузер-младший — сын героя Первой мировой войны Лафайета Эскадрильи . Пилот — Майкл «Ирландец» Куинканнон-старший, второй пилот — Билл Уильямс, бомбардир — Том МакМартин. Сержант Джо Виноки - недовольный стрелок, который, будучи курсантом авиации в 1938 году, был выброшен из летной школы после того, как стал причиной столкновения в воздухе, в результате которого погиб еще один курсант. Куинканнон был летным инструктором, который запросил комиссию по расследованию происшествия.

Поскольку Соединенные Штаты по-прежнему нейтральны, « Мэри-Энн» и другие B-17 летят, полностью оборудованные, за исключением боеприпасов, в Хикам-Филд. Они прибывают 7 декабря 1941 года во время нападения японцев на Перл-Харбор . [ Примечание 1 ] После этого уставшему экипажу приказано, почти не отдыхая, вылететь сначала на остров Уэйк , а затем на Кларк Филд на Филиппинах, которые также все еще находятся под атакой японцев. По пути команда слушает, как президент Франклин Д. Рузвельт просит Конгресс объявить войну. Они берут с собой двух пассажиров: летчика-истребителя лейтенанта Томаса «Текса» Рейдера и маленькую собаку «Триполи», талисман морской пехоты на острове Уэйк.

Когда они приземляются в Кларк-Филд, Уайт узнает, что его сын был убит при попытке поднять свою эскадрилью в воздух во время первой атаки. Вскоре после этого Куинканнон добровольно вызывает свой бомбардировщик (единственный доступный) для атаки японского флота вторжения, но « Мэри-Энн» окружена вражескими авианосными истребителями и вынуждена прервать полет после потери двух двигателей. Смертельно раненый Куинканнон приказывает своим людям спасаться, а затем теряет сознание. Виноки остается на борту и ведет « Мэри-Энн» к успешной посадке на брюхо, когда он не может опустить шасси.

Сказав умирающему Куинкэннону, что « Мэри-Энн» готова к полету, экипаж всю ночь лихорадочно работает над ремонтом своего бомбардировщика, собирая детали с других поврежденных B-17, в то время как японская армия приближается. Честер, помощник радиста , добровольно летает наводчиком на двухместном наблюдательном самолете. Они попали под налет вражеской авиации. Честер выпрыгивает после того, как пилот убит, но во время спуска на парашюте его обстреливают из пулемета, а затем смертельно обстреливают землю. Виноки и Уайт сбивают ответственного за это истребителя «Зеро» из пулеметов 30-го калибра . Когда пилот спотыкается о горящие обломки, Виноки стреляет в него. Едва экипаж успевает закончить ремонт и дозаправиться, как японцы захватывают аэродром. С помощью морской пехоты и солдат « Мэри-Энн» взлетает, ее поясные пулеметы ведут ответный огонь.

Направляясь в Австралию с Рейдером в роли сопротивляющегося пилота и раненым Уильямсом в качестве второго пилота, они замечают прямо под собой большую оперативную группу японского военно-морского вторжения . Экипаж сообщает по радио о положении противника и кружит до прибытия подкрепления; Затем « Мэри-Энн» возглавляет атаку, опустошающую японский флот (эта драматическая сцена отражает реальные события битвы в Коралловом море ). [ 4 ]

Позже в ходе войны о бомбардировке Токио наконец объявляют группе экипажей бомбардировщиков, среди которых несколько знакомых лиц с « Мэри-Энн» , включая Рейдера, теперь пилота B-17. Когда бомбардировщики взлетают, президент Рузвельт говорит голосом за кадром , а воздушная армада направляется к восходящему солнцу.

Актер Кредит на экране Примечания
Джон Риджели Пилот Капитан Майкл Алоизиус «Ирландец» Куинканнон-старший.
Гиг Янг Второй пилот Лейтенант Уильям Уильямс
Артур Кеннеди Бомбардир Лейтенант Томас К. МакМартин
Чарльз Дрейк Навигатор Лейтенант Монк Хаузер младший
Гарри Кэри Начальник экипажа Старший сержант Роберт «Робби» Уайт, также второй бортинженер.
Джордж Тобиас Ассистент Начальник экипажа Капрал Вайнберг
Уорд Вуд Радист Капрал "Миннесота" Петерсон
Рэй Монтгомери Ассистент Радист Рядовой Честер
Джон Гарфилд Воздушный стрелок сержант Джо Виноки
Джеймс Браун Пилот преследования (пассажир) Лейтенант Томас «Текс» Рейдер
Стэнли Риджес Майор Мэллори, Кларк Филд
Уиллард Робертсон Полковник в Хикам Филд
Морони Олсен Полковник Блейк, командующий Манилой
Эдвард Брофи (как Эдвард С. Броуди) Сержант Джей Джей Каллахан, морская пехота США
Ричард Лейн Майор У. Г. Робертс
Билл Краго Пилот П.Т. Моран в Маниле
Фэй Эмерсон Сьюзен МакМартин, сестра Томми
Эддисон Ричардс Майор Дэниэлс
Джеймс Флавин Майор А. М. Бэгли
Дороти Петерсон миссис Честер (в титрах не указана)
Лия Бэрд Медсестра #2 (в титрах не указана)
Генри Блэр сын Куинканнона (в титрах не указан) [ 5 ]
Энн Доран миссис Мэри Куинканнон (в титрах не указана)
Рут Форд Медсестра (в титрах не указана)

Производство

[ редактировать ]
Боинг RB-17B в роли Мэри-Энн в фильме.

Режиссер Говард Хоукс поручил концепцию фильма генерал-лейтенанту Генри Х. Арнольду , командующему армейскими военно-воздушными силами , в общих чертах основанную на опыте реального полета двенадцати B-17, которые покинули Гамильтон-Филд , Калифорния, в ночь на 6 декабря 1941 года, а на следующее утро буквально улетел на войну в Перл-Харбор. (Японский самолет был обнаружен радиолокационной станцией Опана на севере острова Оаху, о нем было доложено в Центр перехвата Форт-Шафтер, но дежурный офицер отклонил его как этот рейс B-17, который должен был прибыть на Хикам-Филд примерно в то же время, что и японская атака. .) Исполнительный продюсер Джек Уорнер был непреклонен в том, чтобы фильм был готов к выпуску к 7 декабря 1942 года, первой годовщине нападения на Перл-Харбор. С этой целью в мае и июне 1942 года, еще до завершения сценария и сюжетной линии, были сняты миниатюры для боевых сцен. [ 4 ]

Хотя предсерийная работа уже была проведена, официальный старт производства 18 мая 1942 года был привязан к утверждению сценария военным министерством. [ 4 ] Разработка фильма велась одновременно с написанием сценария Дадли Николсом, при этом некоторые персонажи были основаны на персонале авиакорпуса, которого Хоукс встретил во время поездки в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы посовещаться с Арнольдом и Советом по обзору кинофильмов военного министерства. [ 4 ] Сценарий Николса, представленный 15 июня, имел длину 207 страниц (вдвое больше, чем у обычного полнометражного фильма), первые 55 страниц были посвящены «развитию персонажей», и он не был закончен. [ 6 ]

Основная фотография, состоящая из снимков с воздуха и экстерьера, проходила на армейском аэродроме Хендрикс , Флорида . Для водных сцен и съемки миниатюр, МакДилл Филд , Флорида; Рэндольф Филд , Техас; и залив Санта-Моника , Калифорния. [ 7 ] Съемки начались 18 июня 1942 года с использованием арендованного макета интерьера Б-17, в котором в течение месяца выступали 10 главных героев. компания переехала поездом на аэродром Дрю Арми Затем в конце июля , штат Флорида, чтобы провести следующий месяц, снимая воздушные сцены под руководством Пола Манца , главного пилота и технического координатора по воздушным операциям. [ Примечание 2 ] для производства. [ 8 ] Дрю был выбран из-за опасений, что использование самолетов с пометкой «Японцы» может вызвать панику на Западном побережье . [ 9 ]

В конце августа Хоукс вернулся в Голливуд и нанял Уильяма Фолкнера для переписывания двух сцен, включая смерть пилота Мэри- Энн . К тому времени фильм, который планировалось завершить к 17 сентября, отставал от графика на три недели и был завершен только наполовину. В производстве произошел знаменитый конфликт между продюсером Хэлом Уоллисом и Хоуксом из-за постоянного изменения диалога последнего во время съемок сцен. 4 октября Хоукса ненадолго заменил Винсент Шерман , но 10 октября он вернулся после «болезни», чтобы вернуть себе основное направление. Шерман остался в качестве режиссера второй группы, чтобы помочь завершить работу над фильмом, который завершился 26 октября 1942 года, не сумев отснять 43 страницы сценария и оторвавшись от графика на 33 дня, что было слишком поздно, чтобы уложиться в дату выхода 7 декабря. [ 4 ] [ 10 ]

Уоллис написала, что капитаны AAF Сэм П. Триффи и Хьюитт Т. Уилесс были техническими консультантами фильма, и что Триффи, в частности, внес значительный вклад в сюжетную линию, диалоги и декорации. [ 11 ] < «Коротышка» Уилесс ранее был командиром самолета B-17 на Филиппинах в составе 19-й бомбардировочной группы и был одним из выживших, эвакуированных в Австралию в декабре 1941 года. Он находился в Рэндольф-Филд , штат Техас, в процессе появления в качестве себя в короткометражном фильме « За пределами служебных обязанностей» , получившем премию «Оскар» , когда он помогал в ВВС . [ Примечание 3 ]

ВВС США предоставили различные самолеты, которые появляются в фильме:

  • Десять самолетов Boeing B-17 B/C/D Flying Fortress были доставлены с армейского аэродрома Хендрикс в Себринге, Флорида . Большинство из них на самом деле представляли собой RB-17B, модернизированные до стандартов B-17C/D, как и B-17, изображавший Мэри-Энн . Экранный серийный номер бомбардировщика «военной безопасности» 05564 (на самом деле «40-5564») указан в титрах фильма. серийный номер бомбардировщика Фактический был 8584 («38-584») и был указан на левой стороне вертикального оперения. полета фильма В начальной видеозаписи на фоне линейки бомбардировщиков можно увидеть раннюю модель YB-17.
  • Североамериканские AT-6 Texans и Republic P-43 Lancers были раскрашены как японские истребители.
  • Bell P-39 Airacobras и Curtiss P-40C Warhawks с армейского аэродрома Дрю изображали истребители AAF.
  • Шесть Martin B-26C Marauders с Макдилл Филд были раскрашены как японские бомбардировщики. [ 12 ]

«настоящая» Мэри-Энн Согласно информации, предоставленной техническим консультантом производства, была потеряна в Тихом океане вскоре после завершения производства; на самом деле ни одна из первых «Летающих крепостей» не служила долго в боях на Тихом океане после Перл-Харбора. Два ранних самолета RB-17B, модернизированных до стандартов более поздней серии «D», использовали « Мэри-Энн» ; Серийные номера AAF 38-584 и 39-10 (ненадолго видны на заднем плане, когда Джон Гарфилд садится на борт самолета) были реклассифицированы в конце 1943 года как учебные самолеты; после войны оба были списаны в январе 1946 года. [ Примечание 4 ] [ 13 ] Еще одно утверждение, приписываемое газетной статье, заключалось в том, что настоящая Мэри-Энн отправилась в турне для продвижения фильма, затем была направлена ​​на армейский аэродром Хоббс в Нью-Мексико, а затем на армейский аэродром Амарилло , где ее направили на авиабазу. наземная школа.

Исторические неточности

[ редактировать ]

Основная предпосылка ВВС о том, что группа B-17, летящих для усиления обороны Филиппин, направляется в атаку на Перл-Харбор, отражает реальные события. Однако с этого момента все инциденты являются вымышленными. Фактическое количество B-17, прибывших на Хикам-Филд (Оаху), составило 12, и все их фактические места аварийной посадки находились на острове Оаху. Никакое подкрепление B-17 не достигло Филиппин; оставшиеся в живых из тех, кто уже базировался там, были выведены в Австралию менее чем через две недели после начала войны. Основная бомбардировка, изображенная в кульминации фильма, больше всего напоминает битву в Коралловом море пять месяцев спустя. Миниатюрные съемки батальных сцен были сняты в мае и июне 1942 года, одновременно, но, вероятно, случайно, с Коралловым морем и битвой за Мидуэй .

Антияпонская пропаганда в фильме включала постановочные сцены, в которых экипаж вынужден приземлиться на острове Мауи и подвергается обстрелу со стороны «местных японцев». Этого никогда не происходило. Позднее командующий Хикам Филд утверждал, что местные грузовики с овощами из Гонолулу сбили хвосты припаркованным P-40 истребителям в начале атаки. Также лейтенант Рейдер утверждает, что японский гражданский перекрыл дорогу перед его машиной, когда он спешил на аэродром, а затем выстрелил в него из дробовика. Как подробно описано в Уолтера Лорда книге «День позора» , более поздние расследования показали, что ни один американец японского происхождения не участвовал в каких-либо диверсиях пятой колонны во время нападения на Перл-Харбор или позже.

В «ВВС» при вылете с поля аварийной посадки на Мауи на Хикам-Филд сержант Винокки сообщает остальным членам экипажа, что он всего лишь «хвостовой стрелок» (32:00), но на «Хикэм-Филд» не установлено хвостовое орудие. Мэри-Энн», пока несколько дней спустя Виноки не импровизировал одну из них на Филиппинах. (Это можно объяснить последовательностью съемок сцен.) «Летающая крепость», использованная в фильме, сыграла роль Боинга B-17C 1940 года выпуска; Ни один ранний B-17 серий от «А» до «D» не оснащался на заводе хвостовым пулеметом. Эта функция не была официально добавлена ​​до тех пор, пока компания Boeing не выпустила сильно переработанную серию B-17E. Однако в фильме член экипажа « Мэри-Энн » вносит импровизированную полевую модификацию, удаляя хвостовой обтекатель и создавая пилотируемую одиночную пулеметную позицию. В реальной жизни некоторые летные экипажи устанавливали метлу, окрашенную в черный цвет, в прозрачный хвостовой обтекатель, чтобы препятствовать атакам сзади. Как подробно описано в книге Герберта С. Браунштейна «Летающая крепость» «The Swoose: Odyssey of a B-17». Несколько экипажей B-17D установили в хвостовой части самолета дистанционно управляемый (с помощью шнура) пулемет калибра .30.

В «ВВС» сценарий подразумевает, что ВВС США (USAAF) участвуют в защите острова Уэйк, когда пилоты «Мэри-Энн» встречают раненого командира ВВС острова. Раненый командир (майор Бэгли) называет пилотов, защищавших Уэйка, а экипаж Мэри-Энн утверждает, что знал этих пилотов, но Уэйка защищала истребительная эскадрилья морской пехоты VMF-211, и можно с уверенностью сказать, что пилоты ВВС « Мэри-Энн» не знала никого из пилотов ВМФ-211. Поскольку этот фильм был задуман и поддержан USAAF, похоже, целью было создание пропагандистского фильма, призванного укрепить мнение общественности о армейских ВВС наряду с усилиями по набору персонала. Соединенные Штаты все еще оправлялись от атак на Гавайи, Гуам, Уэйк и Филиппинские острова, и об успехах говорить особо не приходилось.

Признание критиков последовало за премьерой фильма. ВВС повторили некоторые эмоциональные проблемы, которые лежали в основе психики американского общества того времени, включая недоверие к американцам японского происхождения. Назвав его одним из «Десяти лучших фильмов 1943 года», Босли Кроутер из The New York Times охарактеризовал фильм как «... постоянно захватывающий, часто захватывающий, а иногда и возвышающий ...». [ 14 ] Если смотреть с современной точки зрения, эмоциональные аспекты фильма кажутся непропорциональными. Хотя его отвергли как часть военной пропаганды, он по-прежнему представляет собой классический военный фильм, который можно считать историческим документом. [ 15 ] На момент выхода в прокат «ВВС» входили в тройку фильмов с наибольшим коммерческим доходом в 1943 году.

В более поздних обзорах ВВС отмечалось, что это был яркий пример способностей Говарда Хокса; « Воздушные силы — это образец свежего, энергичного кинопроизводства студийной эпохи». [ 16 ]

ВВС заняли третье место (после «Инцидента в Окс-Боу» и «Вахты на Рейне ») как лучший фильм 1943 года, выбранный Национальным советом кинокритиков .

Театральная касса

[ редактировать ]

По данным Warner Bros., фильм заработал 2 616 000 долларов внутри страны и 1 513 000 долларов за рубежом. [ 1 ]

Награды и номинации

[ редактировать ]

ВВС Редактор Джордж Эми получил премию Оскар в 1944 году за лучший монтаж фильма , победив своих коллег в фильмах «Касабланка» , «По ком звонит колокол» , «Пять могил в Каир » и «Песня о Бернадетте» .

Дадли Николс был номинирован на лучший сценарий оригинального сценария ; Ханс Ф. Кенекамп , Рекс Вимпи и Натан Левинсон за лучшие эффекты и специальные эффекты ; и Элмер Дайер , Джеймс Вонг Хоу и Чарльз А. Маршалл за лучшую операторскую работу в черно-белом фильме . [ 17 ]

Радиоадаптация

[ редактировать ]

Air Force был представлен в театре Lux Radio Theater 12 июля 1943 года. В адаптации снимались Гарри Кэри и Джордж Рафт . [ 18 ]

Домашние СМИ

[ редактировать ]

Говарда Хокса» «ВВС были выпущены на DVD в 2007 году компаниями Turner Entertainment и Warner Bros. Entertainment. Единственный DVD-диск также содержит специальные видеоматериалы: номинированный на «Оскар» короткометражный драматический фильм «Женщины на войне» , два мультфильма Warner Bros. о патриотической войне, «Мышь пятой колонны» и «Счастливый Даффи» , а также трейлер к театральному релизу драмы.

[ редактировать ]

Деталь сюжета ВВС частично упоминается в фильме «Криминальное чтиво» (1994) во время Кристофера Уокена, монолога играющего капитана Кунса. Кунс рассказывает историю о боксера Бутча Кулиджа часах дедушки : дедушка Бутча, которому грозила верная смерть от рук японцев в битве у острова Уэйк во время Второй мировой войны , отдает свои часы стрелку бомбардировщика ВВС по имени Виноки. [ 19 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Это основано на реальном происшествии.
  2. ^ Координатора воздушной техники обычно считали «боссом авиации». Помимо полетов, Манц работал третьим режиссером или помощником режиссера в постановочных воздушных сценах.
  3. Уилесс дослужился до звания генерал-лейтенанта и был помощником заместителя начальника штаба ВВС на момент выхода на пенсию в 1968 году.
  4. Кадры из фильма показали, что RB-17B 38-269, возможно, на самом деле играл Мэри-Энн . [ 13 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Финансовая информация Warner Bros в The William Schaefer Ledger. См. Приложение 1, «Исторический журнал кино, радио и телевидения», (1995) 15:sup1, 1-31 стр. 23 DOI: 10.1080/01439689508604551
  2. ^ «Лучшие кассовые сборы сезона», Variety , 5 января 1944 г., стр. 54.
  3. ^ «ВВС» . www.tcm.com . Проверено 12 апреля 2023 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Оррис 1984, с. 67.
  5. ^ Майкл, Пол; Пэриш, Джон Роберт (1969). Американские фильмы: история, фильмы, награды: иллюстрированная энциклопедия . Нью-Йорк: Книги Галахада. п. 46. ​​LCCN   68--13401 .
  6. ^ Маккарти 2000, стр. 336–337.
  7. ^ Оррисс 1984, с. 68.
  8. ^ Оррисс 1984, с. 64.
  9. ^ Маккарти 2000, стр. 337–339.
  10. ^ Маккарти 2000, стр. 341–342.
  11. ^ Уоллис, Хэл Б.; Хайэм, Чарльз (1980). Создатель звезд: Автобиография Хэла Уоллиса . Лондон: Издательство MacMillan. ISBN  0-02-233170-0 .
  12. ^ Оррисс 1984, с. 69.
  13. ^ Перейти обратно: а б «Тампа в 1940-е годы». tampapix.com. . Проверено: 25 июля 2011 г.
  14. ^ Кроутер, Босли. «ВВС (1943)». «Нью-Йорк Таймс» , 4 февраля 1943 года.
  15. ^ Макдональд, Дэниел. «ВВС». DVD Вердикт , 31 августа 2007 г.
  16. ^ Андерсон, Джеффри М. «Крылатые люди». Горючий целлулоид , 8 июня 2007 г.
  17. ^ «Номинанты и победители 16-й церемонии вручения премии Оскар (1944)». oscars.org . Проверено: 22 июня 2013 г.
  18. ^ «Золотой век радио». Ностальгический дайджест . 40 (1): 40–41. Зима 2014.
  19. ^ «Криминальное чтиво, капитан Кунс» . www.monologuedb.com . Проверено 24 марта 2020 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Долан, Эдвард Ф. Младший. Голливуд идет на войну . Лондон: Bison Books, 1985. ISBN   0-86124-229-7 .
  • Эванс, Алан. Путеводитель Брасси по военным фильмам . Даллес, Вирджиния: Потомакские книги, 2000. ISBN   1-57488-263-5 .
  • Хардвик, Джек и Эд Шнепф. «Путеводитель по авиационным фильмам для любителей». Эйр Прогресс Авиация , Том. 7, № 1, весна 1983 г.
  • Хики, Лоуренс Дж. (с Бердсоллом, Стивом; Джонасом, Мэдисон Д.; Роджерсом, Эдвардсом М.; и Тагаей, Осаму). Люди Кена против Империи: Иллюстрированная история 43-й бомбардировочной группы во время Второй мировой войны (Том I: До войны - октябрь 1943 года, Эра B-17). Международная ассоциация исторических исследований, 2016. ISBN   978-0-9135-1107-7 .
  • Маккарти, Тодд. Говард Хоукс: Серый Лис Голливуда . Нью-Йорк: Grove Press, 2000. ISBN   0-8021-3740-7 .
  • Оррисс, Брюс. Когда Голливуд правил небом: классика авиационного кино времен Второй мировой войны . Хоторн, Калифорния: Aero Associates Inc., 1984. ISBN   0-9613088-0-X .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 51c1e689c3f99b9b2e126f4e30b742c4__1722482580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/c4/51c1e689c3f99b9b2e126f4e30b742c4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Air Force (film) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)