Jump to content

Франц Ваксман

Франц Ваксман
Ваксман в 1930-е годы
Рожденный
Франц Ваксманн

( 1906-12-24 ) 24 декабря 1906 г.
Умер 24 февраля 1967 г. ) ( 1967-02-24 ) ( 60 лет
Эра 20 век

Франц Ваксман (урожденный Ваксман ; 24 декабря 1906 — 24 февраля 1967) — немецкий композитор и дирижер еврейского происхождения, известный прежде всего своими работами в жанре музыки для кино . Среди его фильмов «Невеста Франкенштейна» , «Ребекка» , «Бульвар Сансет» , «Место под солнцем» , «Шталага 17» , «Окно во двор» , «Пейтон Плейс» , «История монахини » и «Тарас Бульба» . Он получил двенадцать номинаций на премию «Оскар» и выиграл два «Оскара» подряд (за «Бульвар Сансет» и «Место под солнцем» ). Он также получил премию «Золотой глобус» за предыдущий фильм. Бернард Херрманн назвал партитуру «Тараса Бульбы» «партитурой всей жизни».

Он также сочинил концертные произведения, в том числе ораторию «Иошуа» (1959) и «Песню о Терезине» (1964–65), произведение для оркестра, хора и детского хора на основе стихов, написанных детьми в концентрационном лагере Терезиенштадт во время Второй мировой войны. . [1] Ваксман также основал Музыкальный фестиваль в Лос-Анджелесе в 1947 году, в рамках которого он дирижировал рядом премьер на Западном побережье как других кинокомпозиторов, так и композиторов-концертов. [2]

Биография

[ редактировать ]

Молодость (1906–1934)

[ редактировать ]

Ваксман родился Франц Ваксман ( Немецкий: [ˈvaksman] ) в Кенигсхютте еврейским . родителям [3] в Германской империи ( прусской провинции Силезия ныне Хожув, Польша). В возрасте трёх лет Ваксман получил серьёзную травму глаза из-за кипятка, вылитого из плиты, в результате чего его зрение навсегда ухудшилось.

В 1923 году, в 16 лет, Ваксман поступил в Дрезденскую музыкальную академию и изучал композицию и дирижирование. Ваксман жил на деньги, которые зарабатывал, играя популярную музыку, и сумел закончить школу. [4] Работая пианистом в танцевальном ансамбле Weintraub Syncopators, Ваксман познакомился с Фредериком Холландером , который в конечном итоге познакомил Ваксмана с выдающимся дирижером Бруно Вальтером . [5]

Ваксман работал дирижером в немецкой киноиндустрии, в том числе над партитурой Холландера к фильму «Голубой ангел» (1930). Одна из его первых драматических композиций была к фильму «Лилиом» (1934). В том же году Ваксман подвергся жестокому избиению со стороны сторонников нацизма в Берлине, что заставило его покинуть Германию и переехать с женой сначала в Париж. [5] и вскоре после этого в Голливуд.

Музыка из фильмов и музыкальный фестиваль в Лос-Анджелесе (1935–1949)

[ редактировать ]

В Голливуде Ваксман встретил Джеймса Уэйла , на которого очень впечатлила музыка Ваксмана к «Лилиом» . Успех его партитуры к «Невесте Франкенштейна Кита» (1935) привел к назначению молодого композитора руководителем музыкального отдела студии Universal Studios . [6] Ваксмана, однако, больше интересовала композиция, чем музыкальное руководство для кино, и в 1936 году он покинул Universal, чтобы стать композитором в MGM . [2] В течение следующих нескольких лет Ваксман написал несколько картин, но его имя сделала музыка к фильму Альфреда Хичкока « Ребекка » (1940). Ваксмана часто приглашали для работы над множеством фильмов ужасов или саспенсов, а Ребекка была для Ваксмана кульминацией жанра. [7]

«Ребекка» была первым голливудским фильмом Хичкока в рамках его контракта с Дэвидом О. Селзником , и, таким образом, это был первый раз, когда ему разрешили написать полную симфоническую партитуру. [8] [7] Селзник финансировал фильм одновременно с созданием « Унесенных ветром» . Партитура Ваксмана к «Ребекке» жуткая и неземная, она часто задает настроение и, как выразился Джек Салливан, становится «декой для подсознания». [9]

В 1943 году Ваксман покинул MGM и перешёл в Warner Bros. , где работал вместе с такими великими кинокомпозиторами, как Макс Штайнер и Эрих Вольфганг Корнголд . Последовал период расширенного состава, включая такие фильмы, как «Мистер Скеффингтон» (1944) и «Цель, Бирма!». (1945). [6] Кульминационная сцена в Objective, Бирма! был оценен бегло, и это стало одной из визитных карточек Ваксмана, вернувшись в «Дух Сент-Луиса» (1957) и «Тарас Бульба» (1962). [10]

В 1947 году Ваксман основал Музыкальный фестиваль в Лос-Анджелесе, на котором он был музыкальным руководителем и дирижером до конца своей жизни. [11] По словам Тони Томаса, цель Ваксмана на музыкальном фестивале в Лос-Анджелесе заключалась в том, чтобы привести процветающий город к «европейским культурным стандартам». [6] Помимо исполнения произведений великих мастеров, таких как Стравинский , он также сотрудничал со своими коллегами, такими как Миклош Рожа , дирижируя его Концертом для скрипки. [12]

Музыка из послевоенных фильмов (1947–1959)

[ редактировать ]

К 1947 году Ваксман покинул Warner Bros., чтобы стать композитором-фрилансером для фильмов, соглашаясь только на ту работу, которую он хотел, а не назначал студией. [6] Ваксман написал музыку к фильму «Извините, неправильный номер » (1948), кульминацией которого является использование пассакалии, подчеркивая весьма изобретательное использование Ваксманом необычных музыкальных форм в кино. [13] Ваксман и раньше использовал классические формы: кульминационная реплика «Сотворение» из «Невесты Франкенштейна» (1935), как выразился Кристофер Палмер , «по сути является фантазией на одной ноте». [14]

Его работа над «Бульваром Сансет» (1950) привела к получению премии «Оскар» . Партитура динамичная и мощная, в ней используются различные приемы, чтобы подчеркнуть безумие Нормы Десмонд, включая низкие пульсирующие ноты (впервые услышанные в «Невесте Франкенштейна» ) и частые трели. По словам Мервина Кука, Рихарда Штрауса опера « Саломея » послужила источником вдохновения для диких трелей, услышанных во время безумного финального выступления Десмонда. [15]

Ваксман получил второй подряд «Оскар» за «Место под солнцем» (1951). Однако, хотя начало 1950-х годов ознаменовали награды за музыку к фильмам, Ваксман теперь начал писать серьезные произведения для концертного зала. Симфониетта для струнных и литавр появилась в 1955 году, а в 1959 году была завершена оратория Ваксмана «Джошуа» . [2] Написанная в память о смерти жены Ваксмана, «Джошуа» с сильным влиянием иврита и широким использованием форм представляет собой яркий пример композиционных способностей Ваксмана конца 1950-х годов. [16]

Дальнейшая жизнь (1960–1967)

[ редактировать ]

В дальнейшей жизни Ваксмана его репутация как композитора продолжала расти. Кристофер Палмер пишет, что на момент своей смерти в 1967 году «Ваксман был в зените своих сил». [17] Работы Ваксмана в 1960-е годы, возможно, были более сдержанными, чем предыдущие, однако он написал «Тараса Бульбу» в 1962 году. Ваксман работал над несколькими телешоу, включая Gunsmoke , в 1966 году.

«Песня о Терезине» (1964–65) была основана на стихах детей, оказавшихся в нацистском концентрационном лагере Терезиенштадт . [2] Возможно, глубокая духовная связь Ваксмана с этой темой возникла из его собственных столкновений с нацизмом на улице Берлина в 1934 году, но какова бы ни была причина глубокой приверженности Ваксмана этой теме, «Песнь о Терезине» остается образцовым произведением в жизни композитора. [18] Произведение написано для смешанного хора, детского хора, солистки-сопрано и оркестра.

У него был сын Джон Ваксман; У Джона было двое детей, Джош и Элис Ваксман; и у Джоша было трое детей: Эндрю, Кристофер и Грейс Ваксман.

Ваксман умер от рака в феврале 1967 года, через два месяца после своего шестидесятилетия. [17] Его наследие насчитывает более 150 саундтреков к фильмам и богатую коллекцию концертных произведений.

Наследие

[ редактировать ]

Некоторая музыка Ваксмана была включена в коммерческие записи как на LP , так и на компакт-дисках. Чарльз Герхардт и Национальный филармонический оркестр исполнили отрывки из различных партитур Ваксмана для записи RCA Victor в начале 1970-х годов, в которой использовался Dolby объемный звук . Двадцать лет спустя австралийский композитор и дирижер Ричард Миллс (р. 1949) записал антологию киносюит с Квинслендским симфоническим оркестром для звукозаписывающей компании Varèse-Sarabande (VSD5242/5257/5480/5713), которые были (как и Герхардт выше) спродюсированы. Джорджа Корнгольда, сына Эриха Вольфганга Корнгольда , коллеги Ваксмана, а также еще одного пионера «голливудского звука». Музыка к «Тарасу Бульбе» записана [Пражским филармоническим оркестром/Ник Рейн, на 2-м диске Tadlow013-2]

Американский институт кино включил музыку Ваксмана к «Бульвару Сансет № 16» в свой список лучших саундтреков к фильмам . В список также были номинированы его саундтреки к следующим фильмам:

Фильмография

[ редактировать ]

Избранные концертные произведения

[ редактировать ]
  • Кармен Фантазия (1946) для скрипки с оркестром
  • Тристан и Изольда-фантазия , для скрипки, фортепиано и оркестра
  • Четыре сцены из детства (1948), для скрипки и фортепиано (написано для Яши Хейфеца по случаю рождения его сына Джея)
  • Auld Lang Syne Variations (1947), для скрипки и камерного ансамбля. Части: «Eine kleine Nichtmusik», «Лунный концерт», «Чакона, сын подагры» и «Посвящение Шостакофьеву».
  • Песня о Терезине (1964–65) по стихам детей концлагеря Терезиенштадт.
  • Джошуа (1959), Оратория
  1. ^ Палмер, Кристофер . «Франц Ваксман», глава 4 в «Композиторе в Голливуде» . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Мэрион Боярс, 1990, 96.
  2. ^ Jump up to: а б с д Палмер, 96.
  3. Лондонский телеграф: «Музыка, лежащая в основе золотого века Голливуда. Пока Променад отдает дань уважения золотому веку Голливуда, Тим Роби смотрит на композиторов, которые изменили определение музыки к фильму» Тим Роби, 24 августа 2013 г.
  4. ^ Томас, Тони. «Франц Ваксман». Глава. 4 место в рейтинге фильмов: Искусство и ремесло музыки для фильмов . Бербанк, Калифорния: Riverwood Press, 1991, 35.
  5. ^ Jump up to: а б Томас, 35.
  6. ^ Jump up to: а б с д Томас, 36.
  7. ^ Jump up to: а б Палмер, 102.
  8. ^ Салливан, Джек. Музыка Хичкока. Глава 5, «Ребекка: Музыка, воскрешающая мертвых». Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2006, 60.
  9. ^ Салливан, 59.
  10. ^ Кук, 100.
  11. ^ Палмер, 95.
  12. ^ Палмер, 35.
  13. ^ Кук, Мервин. История киномузыки . Кембридж, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2008, 99.
  14. ^ Палмер, 101.
  15. ^ Кук, 101.
  16. ^ Томас, 37.
  17. ^ Jump up to: а б Палмер, 97.
  18. ^ «Франц Ваксман | Филармонический оркестр» . Архивировано из оригинала 14 ноября 2018 года . Проверено 10 февраля 2020 г.
  19. ^ Jump up to: а б с «Невеста Франкенштейна» . ТКМ . Проверено 15 октября 2020 г.
  20. ^ Киннард, Рой; Црнкович, Тони; Витоне, Р.Дж. (2008). Сериалы о Флэше Гордоне, 1936–1940: хорошо иллюстрированное руководство . Джефферсон, Северная Каролина и Лондон: МакФарланд. стр. 9, 93. ISBN.  9780786455003 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6eacca569a75512a580d04b31227ebe1__1718821680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/e1/6eacca569a75512a580d04b31227ebe1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Franz Waxman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)