Франц Ваксман
Франц Ваксман | |
---|---|
![]() Ваксман в 1930-е годы | |
Рожденный | Франц Ваксманн 24 декабря 1906 г. |
Умер | 24 февраля 1967 г. Лос-Анджелес , Калифорния , США | ( 60 лет
Эра | 20 век |
Франц Ваксман (урожденный Ваксман ; 24 декабря 1906 — 24 февраля 1967) — немецкий композитор и дирижер еврейского происхождения, известный прежде всего своими работами в жанре музыки для кино . Среди его фильмов «Невеста Франкенштейна» , «Ребекка» , «Бульвар Сансет» , «Место под солнцем» , «Шталага 17» , «Окно во двор» , «Пейтон Плейс» , «История монахини » и «Тарас Бульба» . Он получил двенадцать номинаций на премию «Оскар» и выиграл два «Оскара» подряд (за «Бульвар Сансет» и «Место под солнцем» ). Он также получил премию «Золотой глобус» за предыдущий фильм. Бернард Херрманн назвал партитуру «Тараса Бульбы» «партитурой всей жизни».
Он также сочинил концертные произведения, в том числе ораторию «Иошуа» (1959) и «Песню о Терезине» (1964–65), произведение для оркестра, хора и детского хора на основе стихов, написанных детьми в концентрационном лагере Терезиенштадт во время Второй мировой войны. . [1] Ваксман также основал Музыкальный фестиваль в Лос-Анджелесе в 1947 году, в рамках которого он дирижировал рядом премьер на Западном побережье как других кинокомпозиторов, так и композиторов-концертов. [2]
Биография
[ редактировать ]Молодость (1906–1934)
[ редактировать ]Ваксман родился Франц Ваксман ( Немецкий: [ˈvaksman] ) в Кенигсхютте еврейским . родителям [3] в Германской империи ( прусской провинции Силезия ныне Хожув, Польша). В возрасте трёх лет Ваксман получил серьёзную травму глаза из-за кипятка, вылитого из плиты, в результате чего его зрение навсегда ухудшилось.
В 1923 году, в 16 лет, Ваксман поступил в Дрезденскую музыкальную академию и изучал композицию и дирижирование. Ваксман жил на деньги, которые зарабатывал, играя популярную музыку, и сумел закончить школу. [4] Работая пианистом в танцевальном ансамбле Weintraub Syncopators, Ваксман познакомился с Фредериком Холландером , который в конечном итоге познакомил Ваксмана с выдающимся дирижером Бруно Вальтером . [5]
Ваксман работал дирижером в немецкой киноиндустрии, в том числе над партитурой Холландера к фильму «Голубой ангел» (1930). Одна из его первых драматических композиций была к фильму «Лилиом» (1934). В том же году Ваксман подвергся жестокому избиению со стороны сторонников нацизма в Берлине, что заставило его покинуть Германию и переехать с женой сначала в Париж. [5] и вскоре после этого в Голливуд.
Музыка из фильмов и музыкальный фестиваль в Лос-Анджелесе (1935–1949)
[ редактировать ]В Голливуде Ваксман встретил Джеймса Уэйла , на которого очень впечатлила музыка Ваксмана к «Лилиом» . Успех его партитуры к «Невесте Франкенштейна Кита» (1935) привел к назначению молодого композитора руководителем музыкального отдела студии Universal Studios . [6] Ваксмана, однако, больше интересовала композиция, чем музыкальное руководство для кино, и в 1936 году он покинул Universal, чтобы стать композитором в MGM . [2] В течение следующих нескольких лет Ваксман написал несколько картин, но его имя сделала музыка к фильму Альфреда Хичкока « Ребекка » (1940). Ваксмана часто приглашали для работы над множеством фильмов ужасов или саспенсов, а Ребекка была для Ваксмана кульминацией жанра. [7]
«Ребекка» была первым голливудским фильмом Хичкока в рамках его контракта с Дэвидом О. Селзником , и, таким образом, это был первый раз, когда ему разрешили написать полную симфоническую партитуру. [8] [7] Селзник финансировал фильм одновременно с созданием « Унесенных ветром» . Партитура Ваксмана к «Ребекке» жуткая и неземная, она часто задает настроение и, как выразился Джек Салливан, становится «декой для подсознания». [9]
В 1943 году Ваксман покинул MGM и перешёл в Warner Bros. , где работал вместе с такими великими кинокомпозиторами, как Макс Штайнер и Эрих Вольфганг Корнголд . Последовал период расширенного состава, включая такие фильмы, как «Мистер Скеффингтон» (1944) и «Цель, Бирма!». (1945). [6] Кульминационная сцена в Objective, Бирма! был оценен бегло, и это стало одной из визитных карточек Ваксмана, вернувшись в «Дух Сент-Луиса» (1957) и «Тарас Бульба» (1962). [10]
В 1947 году Ваксман основал Музыкальный фестиваль в Лос-Анджелесе, на котором он был музыкальным руководителем и дирижером до конца своей жизни. [11] По словам Тони Томаса, цель Ваксмана на музыкальном фестивале в Лос-Анджелесе заключалась в том, чтобы привести процветающий город к «европейским культурным стандартам». [6] Помимо исполнения произведений великих мастеров, таких как Стравинский , он также сотрудничал со своими коллегами, такими как Миклош Рожа , дирижируя его Концертом для скрипки. [12]
Музыка из послевоенных фильмов (1947–1959)
[ редактировать ]К 1947 году Ваксман покинул Warner Bros., чтобы стать композитором-фрилансером для фильмов, соглашаясь только на ту работу, которую он хотел, а не назначал студией. [6] Ваксман написал музыку к фильму «Извините, неправильный номер » (1948), кульминацией которого является использование пассакалии, подчеркивая весьма изобретательное использование Ваксманом необычных музыкальных форм в кино. [13] Ваксман и раньше использовал классические формы: кульминационная реплика «Сотворение» из «Невесты Франкенштейна» (1935), как выразился Кристофер Палмер , «по сути является фантазией на одной ноте». [14]
Его работа над «Бульваром Сансет» (1950) привела к получению премии «Оскар» . Партитура динамичная и мощная, в ней используются различные приемы, чтобы подчеркнуть безумие Нормы Десмонд, включая низкие пульсирующие ноты (впервые услышанные в «Невесте Франкенштейна» ) и частые трели. По словам Мервина Кука, Рихарда Штрауса опера « Саломея » послужила источником вдохновения для диких трелей, услышанных во время безумного финального выступления Десмонда. [15]
Ваксман получил второй подряд «Оскар» за «Место под солнцем» (1951). Однако, хотя начало 1950-х годов ознаменовали награды за музыку к фильмам, Ваксман теперь начал писать серьезные произведения для концертного зала. Симфониетта для струнных и литавр появилась в 1955 году, а в 1959 году была завершена оратория Ваксмана «Джошуа» . [2] Написанная в память о смерти жены Ваксмана, «Джошуа» с сильным влиянием иврита и широким использованием форм представляет собой яркий пример композиционных способностей Ваксмана конца 1950-х годов. [16]
Дальнейшая жизнь (1960–1967)
[ редактировать ]В дальнейшей жизни Ваксмана его репутация как композитора продолжала расти. Кристофер Палмер пишет, что на момент своей смерти в 1967 году «Ваксман был в зените своих сил». [17] Работы Ваксмана в 1960-е годы, возможно, были более сдержанными, чем предыдущие, однако он написал «Тараса Бульбу» в 1962 году. Ваксман работал над несколькими телешоу, включая Gunsmoke , в 1966 году.
«Песня о Терезине» (1964–65) была основана на стихах детей, оказавшихся в нацистском концентрационном лагере Терезиенштадт . [2] Возможно, глубокая духовная связь Ваксмана с этой темой возникла из его собственных столкновений с нацизмом на улице Берлина в 1934 году, но какова бы ни была причина глубокой приверженности Ваксмана этой теме, «Песнь о Терезине» остается образцовым произведением в жизни композитора. [18] Произведение написано для смешанного хора, детского хора, солистки-сопрано и оркестра.
У него был сын Джон Ваксман; У Джона было двое детей, Джош и Элис Ваксман; и у Джоша было трое детей: Эндрю, Кристофер и Грейс Ваксман.
Ваксман умер от рака в феврале 1967 года, через два месяца после своего шестидесятилетия. [17] Его наследие насчитывает более 150 саундтреков к фильмам и богатую коллекцию концертных произведений.
Наследие
[ редактировать ]Некоторая музыка Ваксмана была включена в коммерческие записи как на LP , так и на компакт-дисках. Чарльз Герхардт и Национальный филармонический оркестр исполнили отрывки из различных партитур Ваксмана для записи RCA Victor в начале 1970-х годов, в которой использовался Dolby объемный звук . Двадцать лет спустя австралийский композитор и дирижер Ричард Миллс (р. 1949) записал антологию киносюит с Квинслендским симфоническим оркестром для звукозаписывающей компании Varèse-Sarabande (VSD5242/5257/5480/5713), которые были (как и Герхардт выше) спродюсированы. Джорджа Корнгольда, сына Эриха Вольфганга Корнгольда , коллеги Ваксмана, а также еще одного пионера «голливудского звука». Музыка к «Тарасу Бульбе» записана [Пражским филармоническим оркестром/Ник Рейн, на 2-м диске Tadlow013-2]
Американский институт кино включил музыку Ваксмана к «Бульвару Сансет № 16» в свой список лучших саундтреков к фильмам . В список также были номинированы его саундтреки к следующим фильмам:
- Невеста Франкенштейна (1935)
- Доктор Джекилл и мистер Хайд (1941)
- История монахини (1959)
- Пейтон Плейс (1957)
- Филадельфийская история (1940)
- Место под солнцем (1951)
- Ребекка (1940)
- Сайонара (1957)
- Дух Сент-Луиса (1957)
- Taras Bulba (1962)
Фильмография
[ редактировать ]- Грабители (1930)
- Человек в поисках своего убийцы (1931)
- Пойманный с поличным (1931)
- Остаток (1932)
- Первое право ребенка (1932)
- Императрица и я (1933)
- Единственная девушка (1933)
- Привет и поцелуи, Вероника (1933)
- Лили (1934)
- Плохое семя (1934)
- Кризис закончился (1934)
- Деде (1935)
- Невеста Франкенштейна (1935)
- Флэш Гордон (сериал, музыка из фильма «Невеста Франкенштейна» , [19] 1936)
- Ярость (1936)
- Невидимый луч (1936)
- Дьявол-Кукла (1936)
- Отважные капитаны (1937)
- Путешествие Флэша Гордона на Марс (сериал, музыка из фильма «Невеста Франкенштейна» , [19] [20] 1938)
- Рождественская песнь (1938)
- Приключение Гекльберри Финна (1939)
- Молодые сердцем (1938, 2 номинации на премию Оскар)
- В одолженное время (1939)
- Леди тропиков (1939)
- Флэш Гордон покоряет вселенную (сериал, музыка из фильма «Невеста Франкенштейна» , [19] 1940)
- Странный груз (1940)
- Ребекка (1940, номинация на премию Оскар)
- Бум-Таун (1940)
- Филадельфийская история (1940)
- Подозрение (1941, номинация на премию Оскар)
- Доктор Джекилл и мистер Хайд (1941, номинация на премию Оскар)
- Женщина года (1942)
- Ее картонный любовник (1942)
- Край тьмы (1943)
- Пункт назначения Токио (1943)
- ВВС (1943)
- Иметь и не иметь (1944, в титрах не указан)
- Мистер. Скеффингтон (1944)
- Цель, Бирма! (1945, номинация на премию Оскар)
- Отель Берлин (1945)
- Юмореска (1946, номинация на премию Оскар)
- Одержимый (1947)
- Эта девушка Хагена (1947)
- Крик Волка (1947)
- Дело Парадина (1947)
- Извините, неправильный номер (1948)
- Псевдоним Ник Бил (1949)
- Ночь за ночью (1949)
- Джонни Холидей (1949)
- Бульвар Сансет (1950) (премия Оскар)
- Фурии (1950)
- Ночь и город (1950)
- Темный город (1950)
- Голубая вуаль (1951)
- Он бежал всю дорогу (1951)
- Анна Индийская (1951)
- Место под солнцем (1951) (премия Оскар)
- Красная гора (1951)
- Решение перед рассветом (1951)
- Телефонный звонок от незнакомца (1952)
- Вернись, маленькая Шеба (1952)
- Моя кузина Рэйчел (1952)
- Ботанический залив (1953)
- Шталаг 17 (1953)
- Деметриус и гладиаторы (1954)
- Слоновья прогулка (1954)
- Принц Валиант (1954)
- Окно во двор (1954)
- Серебряная чаша (1954) (номинация на премию Оскар)
- Мистер Робертс (1955)
- Пейтон Плейс (1957)
- Сайонара (1957)
- Дух Сент-Луиса (1957)
- Беги молча, беги глубоко (1958)
- История монахини (1959) (номинация на премию Оскар)
- Восход солнца в Кампобелло (1960)
- Симаррон (1960)
- Возвращение в Пейтон-Плейс (1961)
- Большой банкролл (1961)
- Моя гейша (1962)
- Приключения молодого человека Хемингуэя (1962)
- Тарас Бульба (1962, номинация на премию Оскар)
- Потерянное командование (1966)
- Рейд (1966) , Gunsmoke, эпизоды 11.18 и 11.19
Избранные концертные произведения
[ редактировать ]- Кармен Фантазия (1946) для скрипки с оркестром
- Тристан и Изольда-фантазия , для скрипки, фортепиано и оркестра
- Четыре сцены из детства (1948), для скрипки и фортепиано (написано для Яши Хейфеца по случаю рождения его сына Джея)
- Auld Lang Syne Variations (1947), для скрипки и камерного ансамбля. Части: «Eine kleine Nichtmusik», «Лунный концерт», «Чакона, сын подагры» и «Посвящение Шостакофьеву».
- Песня о Терезине (1964–65) по стихам детей концлагеря Терезиенштадт.
- Джошуа (1959), Оратория
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Палмер, Кристофер . «Франц Ваксман», глава 4 в «Композиторе в Голливуде» . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Мэрион Боярс, 1990, 96.
- ^ Jump up to: а б с д Палмер, 96.
- ↑ Лондонский телеграф: «Музыка, лежащая в основе золотого века Голливуда. Пока Променад отдает дань уважения золотому веку Голливуда, Тим Роби смотрит на композиторов, которые изменили определение музыки к фильму» Тим Роби, 24 августа 2013 г.
- ^ Томас, Тони. «Франц Ваксман». Глава. 4 место в рейтинге фильмов: Искусство и ремесло музыки для фильмов . Бербанк, Калифорния: Riverwood Press, 1991, 35.
- ^ Jump up to: а б Томас, 35.
- ^ Jump up to: а б с д Томас, 36.
- ^ Jump up to: а б Палмер, 102.
- ^ Салливан, Джек. Музыка Хичкока. Глава 5, «Ребекка: Музыка, воскрешающая мертвых». Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2006, 60.
- ^ Салливан, 59.
- ^ Кук, 100.
- ^ Палмер, 95.
- ^ Палмер, 35.
- ^ Кук, Мервин. История киномузыки . Кембридж, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2008, 99.
- ^ Палмер, 101.
- ^ Кук, 101.
- ^ Томас, 37.
- ^ Jump up to: а б Палмер, 97.
- ^ «Франц Ваксман | Филармонический оркестр» . Архивировано из оригинала 14 ноября 2018 года . Проверено 10 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Невеста Франкенштейна» . ТКМ . Проверено 15 октября 2020 г.
- ^ Киннард, Рой; Црнкович, Тони; Витоне, Р.Дж. (2008). Сериалы о Флэше Гордоне, 1936–1940: хорошо иллюстрированное руководство . Джефферсон, Северная Каролина и Лондон: МакФарланд. стр. 9, 93. ISBN. 9780786455003 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1906 рождений
- 1967 смертей
- Американские композиторы 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Немецкие композиторы XX века
- Композиторы-классики XX века
- Американские композиторы музыки к фильмам
- Лауреаты премии Оскар за лучшую оригинальную музыку
- Похороны на кладбище Hollywood Forever
- Смертность от рака в Калифорнии
- Немецкие композиторы-классики
- Немецкие композиторы музыки к фильмам
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Музыканты, лауреаты премии «Золотой глобус»
- Американские еврейские композиторы-классики
- Еврейские композиторы-классики
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии в США
- Американские композиторы-музыканты к фильмам
- Офицерские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Люди из Хожува
- Музыканты из Силезии
- Американские евреи 20-го века