Челюсти (саундтрек)
Челюсти: Оригинальный саундтрек к фильму | ||||
---|---|---|---|---|
![]() Три выпуска саундтрека под управлением Джона Уильямса включают Роджера Кастеля. культовую картину [1] [2] | ||||
Оценка фильма | ||||
Выпущенный | 21 апреля 1992 г. | |||
Записано | Март 1975 г. | |||
Студия | Озвучивание сцены 20th Century Fox Studios (Лос-Анджелес, Калифорния) | |||
Жанр | Саундтрек , Классика | |||
Длина | 35 : 12 | |||
Этикетка | МСА отчеты | |||
Джона Уильямса Хронология | ||||
| ||||
челюстей Хронология | ||||
|
Саундтрек фильму «Челюсти» к (официальное название «Челюсти: оригинальный саундтрек к фильму» ) — музыка, написанная и проведённая Джоном Уильямсом для фильма Стивена Спилберга 1975 года «Челюсти» . Саундтрек особенно примечателен двухнотным остинато, изображающим акулу, темой настолько простой, что Спилберг сначала подумал, что это шутка композитора. [3]
Музыка к фильму была записана в марте 1975 года на студиях 20th Century Fox Studios и Universal, а расширенные треки были записаны в апреле 1975 года для коммерческого выпуска альбома саундтреков. [4] Альбом саундтреков был выпущен на LP компанией MCA в 1975 году и на компакт-диске в 1992 году. В 2000 году были выпущены две новые версии партитуры, приуроченные к 25-летию фильма: одна представляет собой перезапись всей партитуры «Челюстей» автором Королевский шотландский национальный оркестр под управлением Джоэла МакНили и еще один оркестр Decca/Universal, включающий всю 51 минуту оригинальной партитуры. Музыка была снова переиздана в 2015 году на лейбле Intrada Records, содержащая полную музыку к фильму, а также альтернативные дубли, исходную музыку и ремастер альбома 1975 года.
Саундтрек был хорошо принят критиками и получил премию Оскар за лучший оригинальный саундтрек . [5] Премия «Золотой глобус» за лучший оригинальный саундтрек [6] и премия «Грэмми» за лучший саундтрек для визуальных медиа , [7] Кроме того, Американский институт кино поставил его на шестое место в результатов рейтинге лучших . [8] [9] Музыка была предметом научных дискуссий в связи с ее традициями в классической голливудской музыке. [10] и его роль в создании пространства в фильме. [11] [12]
Разработка
[ редактировать ]Джон Уильямс ранее написал музыку к Стивена Спилберга дебютному полнометражному фильму «Шугарлендский экспресс » и продолжал сотрудничать с режиссером почти во всех его последующих фильмах. [13] Спилберг использовал заглавную тему Уильямса из психологического фильма ужасов Роберта Альтмана 1972 года «Изображения» в качестве временного трека во время монтажа « Челюстей» . [3] Когда Уильямс впервые продемонстрировал свою идею Спилбергу, сыграв всего две ноты на фортепиано, Спилберг, как говорят, засмеялся, думая, что это шутка, поскольку он ожидал более «мелодичной» мелодии. [14] Уильямс ответил, объяснив: «Тот сложный подход, который вы хотели бы, чтобы я использовал, - это не тот подход, который вы использовали в фильме, который я только что посмотрел». [15] Прослушав ноты, сыгранные еще раз и с разной скоростью, Спилберг согласился, сказав, что «иногда лучшие идеи - самые простые» и что композитор «нашел подпись для всей партитуры». [3]
Основная «акулья» тема, простой чередующийся рисунок из двух нот, по-разному обозначаемых как «ми» и «фа». [16] или «Фа и фа-диез» [17] - стал классическим музыкальным произведением в стиле саспенс, синонимом приближающейся опасности (см. Ведущий тон ). Уильямс описал эту тему как «нападение на вас, как это сделала бы акула, инстинктивное, безжалостное, неудержимое». [13] Говоря о простоте, Уильямс сказал, что, по его мнению, мотив должен быть «безмозглым… как акула». [15]
Поскольку Уильямс видел сходство между «Челюстями» и пиратскими фильмами, в других местах партитуры он вызывал «пиратскую музыку», которую он называл «примильной, но веселой и развлекательной». Первичные вступительные ноты развиваются из вступительного предчувствия « Равеля » Вальса . [14] Призывая к быстрой, ударной игре на струнных инструментах, партитура также содержит отголоски Дебюсси » «Мера , Стравинского » «Весны священной и открытия 4-й части Дворжака Симфонии Нового Света . [17] [18] [19]
Запись
[ редактировать ]Запись саундтрека к фильму «Челюсти» началась 3 марта 1975 года. [4] Требовалась большая сцена, чтобы вместить полный оркестр; поскольку сцены Universal были недоступны, [20] первые два дня были записаны на этапе подсчета очков Fox в Калвер-Сити, Калифорния . Продюсер фильма Ричард Д. Занук тайно наблюдал за записью со стороны. [20] Обладатель премии Грэмми Теодор Кип был звукорежиссером, а среди музыкантов были гитарист Томми Тедеско , трубач Малкольм Макнаб и перкуссионисты Шелли Мэнн и Эмиль Ричардс . [4] Произведение исполнил тубист Томми Джонсон . На вопрос Джонсона, почему мелодия была написана в таком высоком регистре, а не игралась на более подходящей валторне, Уильямс ответил, что хотел, чтобы она звучала «немного более угрожающе». [21]
5 марта запись была перенесена на сцену 10 в Universal Studios, потому что она больше подходила для «безструнной» (перкуссия, туба, духовые и т. д.) записи диегетической музыки, исполняемой марширующим оркестром Amity в начале фильма; сюда входили мелодии Скотта Джоплина , Иоганна Штрауса II и оригинальные композиции Уильямса. Поскольку городской оркестр должен был звучать как музыканты-любители, сам Спилберг играл на кларнете , слегка фальшиво. [4] [22] Эти диегетические треки вошли в релиз Intrada.
Когда зрители высоко оценили музыку в комментариях на превью фильма в Далласе , штат Техас, и Лонг-Бич, штат Калифорния (26 и 28 марта соответственно), было решено выпустить альбом саундтреков. Уильямс обычно аранжирует и записывает версии своих саундтреков, которые больше подходят для выпуска коммерческого альбома. [23] В примечаниях к релизу Intrada объясняется, что Уильямс хотел разработать некоторые реплики, чтобы «сделать более связное впечатление от прослушивания, поэтому... он расширил и изменил основные моменты партитуры Jaws для презентации альбома». [4] Эти треки были записаны 17–18 апреля 1975 года в The Burbank Studios в Калифорнии . [4] Ученый Аудисино выделяет музыку в эпизоде пляжного монтажа, в котором туристы приезжают на выходные 4 июля, как пример расширенного произведения; В фильме длится 1:30, тогда как в оригинальном альбоме оно расширено до 2:46. [24]
Прием
[ редактировать ]Отзывы
[ редактировать ]Оценки по отзывам | |
---|---|
Источник | Рейтинг |
Вся музыка | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Империя | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Кинотреки | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
СаундтрекНет | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Звуки треков | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
В статье для Empire Ян Фрир назвал короткую продолжительность оригинального альбома саундтреков 1975 года («ничтожные 35 минут») «одним из самых отвратительных преступлений в истории альбомов саундтреков к кинофильмам». [25] В пятизвездочном обзоре релиза Decca Records 2000 года Фрир подчеркивает включение ранее неизданного материала, примечаний Спилберга и Уильямса, оценивая это коллекционное издание как «последнее слово в Jaws ». музыковедении [25]
Хотя Filmtracks признает роль музыки в контексте фильма и ее место в «истории киномузыки», в альбомной форме она относится к ней менее позитивно. Они пишут: « Челюсти — это не то, что вы можете сидеть и слушать в течение длительного времени. Изучайте и восхищайтесь его конструкцией и разумным применением, но не ждите, что он будет свободно развлекать вас, не заставляя вас к более созерцательному анализу его цели». ." [26]
Награды и похвалы
[ редактировать ]Джон Уильямс получил премию «Оскар» за лучший оригинальный саундтрек к фильму «Челюсти» на церемонии вручения наград 1976 года, ранее он получил «Оскар» в 1972 году за фильм «Скрипач на крыше» . [27] Композиция получила премию «Золотой глобус» за лучший оригинальный саундтрек на 33-й церемонии вручения премии «Золотой глобус» . [6] В 1976 году этот саундтрек также получил премию «Грэмми» за лучший саундтрек для визуальных медиа на 18-й ежегодной премии «Грэмми».
В 2005 году Американский институт кино поставил «Челюсти» на шестое место в рейтинге «100 лет киноскоростей» — списке 25 лучших фильмов в американском кино. [9]
Научный анализ
[ редактировать ]Существуют различные интерпретации значения и эффективности основной музыкальной темы, которую широко называют одной из самых узнаваемых кинематографических тем всех времен. [28] Музыковед Джозеф Канчелларо предполагает, что выражение из двух нот имитирует сердцебиение акулы. [29] По словам Александра Тыльского, как и темы, которые Бернар Херрманн написал для «Таксиста» , «Север через северо-запад» и особенно «Таинственный остров» , они предполагают человеческое дыхание. Далее он утверждает, что самым сильным мотивом партитуры на самом деле является «раскол, разрыв» - когда он резко обрывается, как после смерти Крисси. [17] Взаимосвязь между звуком и тишиной также используется для того, чтобы аудитория ассоциировала акулу с ее темой. [13] который используется в кульминации фильма, когда внезапно появляется акула без музыкального вступления. [28]
Музыковед Эмилио Аудисино пишет: «Уильямс придумал примитивную ритмическую простоту остинато … эти три повторяющиеся басовые ноты напоминают сердцебиение, первобытный ритм жизни. Их, казалось бы, неудержимое постоянное и механическое повторение эффективно представляет акулу». [15]
В фильме остинато представляет акулу. Аудисино отмечает, что Уильямс «играет честно», используя лейтмотив только тогда, когда акула действительно присутствует; например, он не используется в эпизоде паники на пляже, но выяснилось, что его вызвали мальчики с искусственным плавником. [30] Адаптируемый темп лейтмотива является примером Микки Маусинга , когда музыка воспроизводит действие на экране, а в данном случае за его пределами . [30]
Аудисино также подчеркивает, что музыка отражает контраст между мирами людей и акул. Люди, «освещенные солнцем», представлены мелодиями с «яркими тембрами скрипок, флейт и труб», тогда как музыка акулы «низкая, механическая, с темным тембром». [30]
Наследие
[ редактировать ]Позже Спилберг сказал, что без музыки Уильямса фильм имел бы лишь половину такого успеха, и, по словам Уильямса, это положило начало его карьере. [14]
Уильямс продолжил работу над продолжением фильма « Челюсти 2» . Хотя большая часть музыки для «Челюстей 2» была оригинальной, Уильямс сохранил мотив акулы, что, по его словам, является «великой традицией» повторения музыкальных тем в голливудских сериалах, таких как «Рой Роджерс» и «Одинокий рейнджер» . [31] Хотя саундтреки к последующим сиквелам были написаны разными композиторами, Алан Паркер и Майкл Смолл включили основную тему акулы в обе свои партитуры, отдавая должное Уильямсу. [32] [33] IQ Hunter называет музыку Смолла к фильму «Челюсти: Месть» «эффективной вариацией классической темы Джона Уильямса». [34]
Тема акул стала очень узнаваемой. Как говорит ученый Аманда Хауэлл, «широко воспроизводимый и широко признанный лейтмотив... в конечном итоге обрел собственную жизнь за пределами призрачных вод фильма - и значительно превзошел эстетику слышимости классической партитуры». [10] Он использовался в нескольких других фильмах для создания комического эффекта. Сам Спилберг использовал его в эпизоде своей комедии «1941» , которая имитировала вступительную сцену « Челюстей» , где на актрису Сьюзен Бэклини нападает атомная подводная лодка. [35] Он также используется в открытии комедии « Самолет!» , когда выясняется, что то, что кажется плавником акулы, на самом деле является хвостовым плавником самолета. , созданном Спилбергом, В фильме «Назад в будущее, часть II» эта тема используется в эпизоде, происходящем в тогдашнем будущем в 2015 году, когда Марти МакФлай ( Майкл Дж. Фокс ) сталкивается с кинотеатром, где показывают «Челюсти 19» . [36] В анимационных фильмах « В поисках Немо» и «История акулы» музыка используется, часто как часть комментария, утверждает Мэтью Лерберг, о восстановлении негативного представления о великих белых, созданного в фильме Спилберга. [37] Персонажи «В поисках Немо» напевают тему акулы Брюса, а «Сказка акулы» открывается темой Уильямса. [37]
Релизы
[ редактировать ]Оригинальный саундтрек к фильму «Челюсти» был выпущен MCA Records на LP в 1975 году и на компакт-диске в 1992 году, включая примерно полчаса музыки, которую Уильямс переделал для альбома. [25] [38] В 2000 году были выпущены две версии партитуры: Decca / Universal переиздала альбом саундтреков, приуроченный к выпуску юбилейного DVD, посвященного 25-летию, на котором была представлена вся 51 минута оригинальной партитуры. [25] [38] и Варез Сарабанда выпустила перезапись партитуры в исполнении Королевского шотландского национального оркестра под управлением Джоэла МакНили . [39]
В 2015 году Intrada Records выпустила специальное издание саундтрека, в которое вошли записи киноверсий реплик, обновленный оригинальный альбом саундтреков 1975 года, а также диегетическая музыка в исполнении городской группы Amity. Intrada перевела оригинальное трехдорожечное разделенное моно в 24-битное разрешение. Однако стало очевидно, что этот элемент никогда не предназначался для смешивания с настоящим стерео. Поскольку музыка к фильму была записана на студии Fox Studios, а не на Universal, формат записи был ближе к тому, что позже стало стандартом. [4]
На обложках трех релизов, записанных Уильямсом (1975, 2000, 2015), изображена картина с оригинального постера фильма, которую часто называют «культовой». [2] by artist Roger Kastel , [1] тогда как в выпуске Макнили есть фотография акулы.
Списки треков
[ редактировать ]Нет. | Заголовок | Длина |
---|---|---|
1. | «Основное название (тема из «Челюстей»)» | 2:18 |
2. | «Смерть Крисси» | 1:39 |
3. | «Променад (Туристы в меню)» | 2:46 |
4. | "Выход в море" | 2:26 |
5. | «История Индианаполиса» | 2:23 |
6. | «Морская атака номер один» | 5:23 |
7. | "Погоня за одним стволом" | 3:04 |
8. | «Подготовка клетки» | 3:23 |
9. | «Ночной поиск» | 3:29 |
10. | «Подводная осада» | 2:31 |
11. | «Рукопашный бой» | 2:32 |
12. | «Конец названия (тема из «Челюстей»)» | 2:18 |
Нет. | Заголовок | Длина |
---|---|---|
1. | «Основное название» | 1:06 |
2. | «Первая жертва» | 1:43 |
3. | «Пустой плот» | 1:15 |
4. | "Инцидент на пирсе" | 2:19 |
5. | «Отец и сын» | 2:19 |
6. | «Пищеварительный канал» | 2:02 |
7. | «Лодка Бена Гарднера» | 3:21 |
8. | "Монтаж" | 1:31 |
9. | "Буксир на линии" | 2:12 |
10. | «В устье реки» | 2:49 |
11. | "Выход в море" | 0:56 |
12. | «Человек против зверя» | 5:15 |
13. | «Сказка Квинта» | 2:30 |
14. | "Паника Броди" | 1:16 |
15. | "Бочка с правого борта" | 1:38 |
16. | «Великая погоня» | 3:02 |
17. | "Три бочки под водой" | 2:05 |
18. | «От плохого к худшему» | 0:53 |
19. | «Квинт обдумывает это» | 1:08 |
20. | "Фуга в клетке с акулами" | 2:00 |
21. | «Акула приближается» | 0:42 |
22. | «Акула попадает в клетку» | 1:45 |
23. | «Квинт встречает свой конец» | 1:08 |
24. | "Разнесенный на куски" | 3:11 |
25. | «Конечный заголовок» | 1:56 |
Нет. | Заголовок | Длина |
---|---|---|
1. | «Основное название и первая жертва**» | 3:27 |
2. | «Пустой плот*» | 1:23 |
3. | "Инцидент на пирсе*" | 2:23 |
4. | "Фуга в клетке с акулами" | 1:59 |
5. | «Атака акулы*†» | 1:17 |
6. | «Лодка Бена Гарднера» | 3:31 |
7. | "Монтаж" | 1:31 |
8. | «Отец и сын * †» | 3:42 |
9. | "В устье*" | 2:50 |
10. | "Выход в море" | 2:58 |
11. | «Человек против зверя» | 5:33 |
12. | «Сказка Квинта» | 2:40 |
13. | "Паника Броуди*" | 1:10 |
14. | "Бочка по правому борту *" | 1:30 |
15. | «Большая погоня за акулой**†» | 3:28 |
16. | "Три ствола ниже * †" | 2:05 |
17. | «Между атаками*†» | 2:06 |
18. | «Акула приближается **» | 2:40 |
19. | "Разнесенный на куски" | 3:03 |
20. | «Конечные названия» | 1:52 |
* = Ранее не выпускалось
** = Включает неизданную музыку.
† = Включает музыку, не использованную в фильме.
Выпуск 2CD на Intrada Records, 2015 г.
[ редактировать ]Диск 1
[ редактировать ]Нет. | Заголовок | Длина |
---|---|---|
1. | «Челюсти – главное название» | 0:59 |
2. | «Первая жертва» | 1:45 |
3. | «Остается на пляже» | 0:59 |
4. | «Пустой плот (Расширенная версия)» | 1:45 |
5. | "Инцидент на пирсе" | 2:30 |
6. | «Отец и сын (Киноверсия)» | 1:59 |
7. | «Пищеварительный канал» | 1:58 |
8. | «Лодка Бена Гарднера» | 3:33 |
9. | "Монтаж" | 1:35 |
10. | «В устье реки» | 2:53 |
11. | «В море (киноверсия)» | 1:01 |
12. | "Буксир на линии" | 2:39 |
13. | «Человек против зверя (киноверсия)» | 5:34 |
14. | «Сказка Квинта» | 2:48 |
15. | "Паника Броди" | 1:16 |
16. | "Бочка с правого борта" | 1:41 |
17. | «Великая погоня» | 3:02 |
18. | «Акула тащит косатку» | 0:41 |
19. | "Три бочки под водой" | 2:17 |
20. | «От плохого к худшему» | 1:07 |
21. | «Квинт обдумывает это» | 1:14 |
22. | "Фуга в клетке с акулами" | 2:02 |
23. | «Акула приближается (киноверсия)» | 0:53 |
24. | «Акула попадает в клетку» | 2:03 |
25. | «Квинт встречает свой конец» | 1:27 |
26. | "Разнесенный на куски" | 3:17 |
27. | «Челюсти – Конец названия» | 1:57 |
Нет. | Заголовок | Длина |
---|---|---|
28. | «Челюсти - Основное название (альтернативное)» | 1:12 |
29. | «Пишущая машинка (неиспользованная)» | 0:21 |
30. | «Человек против зверя (альтернативный вариант)» | 5:38 |
31. | «Бочка по правому борту (альтернативный сегмент)» | 0:54 |
32. | «Великая погоня (альтернативный вариант)» | 3:03 |
33. | «Акула тащит косатку (альтернативный вариант)» | 0:42 |
34. | «Акула приближается (альтернативный вариант)» | 0:55 |
35. | «Квинт встречает свой конец (альтернативный вариант)» | 1:32 |
36. | «Тема дикой акулы» | 1:10 |
Диск 2
[ редактировать ]Нет. | Заголовок | Длина |
---|---|---|
1. | «Основное название (тема из «Челюстей»)» | 2:18 |
2. | «Смерть Крисси» | 1:39 |
3. | «Променад (Туристы в меню)» | 2:46 |
4. | "Выход в море" | 2:26 |
5. | «История Индианаполиса» | 2:23 |
6. | «Морская атака номер один» | 5:23 |
7. | "Погоня за одним стволом" | 3:04 |
8. | «Подготовка клетки» | 3:23 |
9. | «Ночной поиск» | 3:29 |
10. | «Подводная осада» | 3:31 |
11. | «Рукопашный бой» | 2:32 |
12. | «Конец названия (тема из «Челюстей»)» | 2:18 |
Нет. | Заголовок | Длина |
---|---|---|
13. | «Joplin Rag (Original Rag)» (композитор Скотт Джоплин ) | 2:07 |
14. | «Вальс зимних историй» (композитор Альфонс Цибулька ) | 1:46 |
15. | «Старым добрым летом» (композиторы Джордж Эванс и Рен Шилдс ) | 1:29 |
16. | «Вальс тысячи и одной ночи» (композитор Иоганн Штраус-младший ) | 1:49 |
17. | «Марширующий оркестр № 1» | 1:09 |
18. | «Марширующий оркестр № 2» | 2:05 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Петерсен 1975 , стр. 70.
- ^ Jump up to: а б Howell 2015 , p=19 «легко рекламируется с помощью одного знакового изображения, разбросанного по газетным объявлениям, обложкам книг и афишам фильмов»
- ^ Jump up to: а б с Аудисино 2021 , с. 125
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Челюсти (2CD) (Примечания на вкладыше). Введенные записи 2015 г. Введен INT 7145.
- ^ Аудисино 2021 , с. 133
- ^ Jump up to: а б «33-я ежегодная церемония вручения премии «Золотой глобус» (1975)» . Голливудская ассоциация иностранной прессы. Архивировано из оригинала 24 ноября 2010 года . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ «18-я ежегодная премия Грэмми» , Arc.Ask3.Ru , 10 августа 2022 г. , получено 30 июля 2023 г.
- ^ «Номинанты и победители 48-й церемонии вручения премии Оскар (1976)» . Академия кинематографических искусств и наук . Проверено 2 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «100 ЛЕТ КИНОФИЛЬМОВ AFI» . Американский институт кино . 2005 . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Хауэлл 2015 , с. 20
- ^ Слушайте 2020 г.
- ^ Аудисино 2021
- ^ Jump up to: а б с Фридман 2006 , с. 174
- ^ Jump up to: а б с Бузеро, Лоран (1995). «Взгляд внутрь челюстей: музыка Джона Уильямса». DVD «Челюсти: 30-летие», издание (2005) . Универсальное домашнее видео.
- ^ Jump up to: а б с Аудисино 2021 , с. 126
- ^ Матессино 1999
- ^ Jump up to: а б с Тыльский 1999 г.
- ^ Шойрер 1997 г.
- ^ «Антонин Дворжак – Симфония № 9 ми минор, соч. 95, Б. 178 (Из Нового Света)" " . Нация наушников . 29 марта 2016 г. Проверено 23 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Готлиб 2005 , с. 182
- ^ Чаунди, Боб (6 ноября 2006 г.). «Шпионы, спорт и акулы» . Новости Би-би-си . Проверено 6 ноября 2006 г.
- ^ Коллинз, Дэвид В. (4 апреля 2018 г.). «Челюсти: Музыка. Часть 1, Шоу саундтреков » (Подкаст). HowStuffWorks.com. Мероприятие состоится в 11:00-15:00 . Проверено 30 марта 2023 г.
- ^ Аудисино 2021 , с. 154
- ^ Аудисино 2021 , с. 155
- ^ Jump up to: а б с д Фрир, Ян. «Обзор саундтрека к фильму «Челюсти Империи»» . Империя . Архивировано из оригинала 20 января 2012 года . Проверено 5 января 2012 г.
- ^ Клемменсен, Кристиан (30 марта 2016 г.). «Челюсти (Джон Уильямс)» . Filmtracks.com . Проверено 6 мая 2023 г.
- ^ «44-я церемония вручения премии Оскар» . Академия кинематографических искусств и наук . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Берардинелли, Джеймс (2002). «Челюсти» . Обзоры роликов . Проверено 6 августа 2006 г.
- ^ Канчелларо 2006 , с. 170
- ^ Jump up to: а б с Аудисино 2021 , с. 127
- ^ Бузеро, Лоран (2001). «Музыка Челюстей 2». DVD Челюсти 2 . Универсальное домашнее видео.
- ^ «ЧЕЛЮСТИ 3D» . Интрада . Архивировано из оригинала 16 декабря 2007 года . Проверено 30 декабря 2007 г.
- ^ "Челюсти: Месть саундтрек, издание Intrada" . Саундтрек.нет . 2 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 23 марта 2020 г. . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Хантер 2019 , с. 686
- ^ Эдер, Брюс. «Джон Уильямс - Обзоры альбомов, песни и многое другое Jaws [Оригинальная партитура]» . Вся музыка . Проверено 11 апреля 2023 г.
- ^ Смотри 2020 , с. 201
- ^ Jump up to: а б Лерберг 2016 , стр. 43.
- ^ Jump up to: а б «Челюсти – коллекционное издание, посвященное 25-летию» . Декка Классика . Архивировано из оригинала 6 октября 2003 года . Проверено 2 января 2012 г.
- ^ «Челюсти» . Варез Сарабанда . Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 года . Проверено 1 января 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аудисино, Эмилио (2020). « Акула не работает», но музыка такая: «Челюсти» делают хит». В Хантере !.Q.; Мелия, Мэтью (ред.). Книга Челюсти . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Bloomsbury Academic. ISBN 978-1-5013-7386-2 .
- Аудисино, Эмилио (2021). Музыка из фильма Джона Уильямса . Висконсин: Университет Висконсина. ISBN 978-0-299-33234-1 .
- Канчелларо, Джозеф (2006). Изучение звукового дизайна для интерактивных медиа . Флоренция, Кентукки: Delmar Learning. ISBN 978-1-4018-8102-3 .
- Дауни, Пол (2022). Акула рычит – История челюстей: Месть . BearManor Media. ISBN 978-1629339726 .
- Фридман, Лестер Д. (2006). Гражданин Спилберг . Шампейн: Издательство Университета Иллинойса . ISBN 978-0-252-07358-8 .
- Готлиб, Карл (2005). Журнал «Челюсти» (расширенная ред.). Нью-Йорк: Newmarket Press для It Books. ISBN 978-0-06-222928-1 .
- Хауэлл, Аманда (2015). Популярная киномузыка и мужественность в действии: другая мелодия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-113410934-0 .
- Хантер, IQ (2019). «Челюсти: месть и порождение неудачи». Континуум: Журнал медиа и культурных исследований . 33 (6): 677–691. дои : 10.1080/10304312.2019.1677981 . hdl : 2086/16764 . S2CID 210613770 .
- Лерберг, Мэтью (2016). «Борчащие челюсти: переосмысление представлений об акулах после челюстей». В Джордже, Эмбер Э.; Шац, Дж.Л. (ред.). Экранирование нечеловеческих существ: изображения других животных в средствах массовой информации . Лексингтон: Лексингтон. ISBN 978-1-4985-1375-3 .
- Посмотрите, Кэтлин (2020). « Когда ты подумал, что это безопасно…» Продолжение «Челюстей». В Хантере !.Q.; Мелия, Мэтью (ред.). Книга Челюсти . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Bloomsbury Academic. ISBN 978-1-5013-7386-2 .
- Матессино, Майкл (24 сентября 1999 г.). «Письмо в ответ на «Исследование резкой увертюры «Челюстей» к закрытию века» » . Рейтинг фильмов ежемесячно . Архивировано из оригинала 17 октября 2006 г. Проверено 17 декабря 2006 г.
- Петерсен, Кларенс (1975). История Bantam: тридцать лет публикации в мягкой обложке . Бантамские книги. OCLC 1937339 .
- Шерер, Тимоти Э. (весна 1997 г.). «Джон Уильямс и музыка для кино с 1971 года» . Популярная музыка и общество . 21 . Тейлор и Фрэнсис Онлайн: 59–72. дои : 10.1080/03007769708591655 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2005 г. Проверено 9 августа 2006 г.
- Тыльский, Александр (14 сентября 1999 г.). «Исследование острой увертюры «Челюстей» к завершению века» . Рейтинг фильмов ежемесячно . Архивировано из оригинала 23 октября 2006 г. Проверено 26 августа 2006 г.