Jump to content

Бульвар Сансет (фильм)

Бульвар Сансет
Преимущественно красная иллюстрация гневного, разъяренного лица пожилой женщины, нависшего над испуганной молодой парой; заголовок «Бульвар Сансет» отображается на полосе целлулоидной пленки, завязанной узлом.
Афиша театрального релиза
Режиссер Билли Уайлдер
Написал
Продюсер: Чарльз Брэкетт
В главных ролях
Кинематография Джон Ф. Зейтц
Под редакцией
Музыка Франц Ваксман
Производство
компания
Распространено Парамаунт Пикчерз
Дата выпуска
  • 10 августа 1950 г. ( 10.08.1950 )
Время работы
110 минут
Страна Соединенные Штаты
Язык Английский
Бюджет 1,75 миллиона долларов
Театральная касса 5 миллионов долларов

«Бульвар Сансет» (в главном названии на экране он обозначен как «БУЛЬВАР САНСЕТ» ) - американская черная комедия 1950 года. [1] [2] фильм нуар [3] Режиссер Билли Уайлдер , сценарий написан в соавторстве с Уайлдером и Чарльзом Брэкеттом . Он назван в честь главной улицы , проходящей через Голливуд .

В фильме снимались Уильям Холден в роли Джо Гиллиса, борющегося сценариста , и Глория Суонсон в роли Нормы Десмонд, бывшей звезды немого кино , которая вовлекает его в свой безумный мир фантазий, где она мечтает триумфально вернуться на экран. Эрих фон Штрогейм играет Макса фон Майерлинга, ее преданного дворецкого, а Нэнси Олсон , Джек Уэбб , Ллойд Гоф и Фред Кларк появляются в ролях второго плана. Режиссер Сесил Б. Демилль и обозреватель светской хроники Хедда Хоппер играют самих себя, а в фильме есть эпизодические роли звезд немого кино Бастера Китона , Х.Б. Уорнера и Анны К. Нильссон .

Получивший высокую оценку многих критиков при первом выпуске, «Бульвар Сансет» был номинирован на 11 премий «Оскар» (включая номинации во всех четырех актерских категориях ) и выиграл три. Его часто называют одним из величайших фильмов, когда-либо созданных . США признала « Библиотека Конгресса Поскольку в 1989 году Бульвар Сансет » «культурно, исторически или эстетически значимым», он был включен в первую группу фильмов, отобранных для сохранения в Национальном реестре фильмов . [4] В 1998 году он занял 12-е место в Американского института кино списке 100 лучших американских фильмов 20-го века , а в 2007 году он занял 16-е место в списке, посвященном 10-летнему юбилею Американского института кино .

В особняке на бульваре Сансет полицейские и фотографы обнаруживают тело Джо Гиллиса, плавающее лицом вниз в бассейне. В воспоминаниях Джо рассказывает о событиях, приведших к его смерти.

Шестью месяцами ранее Джо - неудавшийся сценарист, пытающийся заинтересовать Paramount Pictures представленной им историей. Читательница сценария Бетти Шефер резко критикует его, не подозревая, что Джо слушает. Позже, убегая от репо, разыскивающих его машину, Джо сворачивает на подъездную дорожку к, казалось бы, заброшенному особняку, в котором живет забытая звезда немого кино Норма Десмонд. Узнав, что Джо — писатель, Норма спрашивает его мнение о написанном ею сценарии к фильму о Саломее . По возвращении на экран она планирует сыграть эту роль сама. Джо находит ее сценарий ужасным, но льстит ей, заставляя ее нанять его сценаристом .

Джо переезжает в особняк Нормы по ее настоянию и видит, что Норма отказывается верить в то, что ее слава испарилась. Ее дворецкий Макс тайно пишет все письма от фанатов , которые она получает, чтобы поддерживать иллюзию. На новогодней вечеринке Джо понимает, что она влюбилась в него. Он пытается мягко ее подвести, но Норма дает ему пощечину и в отчаянии уходит в свою комнату. Джо навещает своего друга Арти Грина и снова встречает Бетти, которая считает, что сцена в одном из сценариев Джо имеет потенциал. Когда он звонит Максу и просит его собрать вещи, Макс сообщает ему, что Норма порезала себе запястья его бритвой. Затем Джо возвращается к Норме, и их отношения становятся сексуальными.

Норма просит Макс передать отредактированный сценарий «Саломеи» ее бывшему режиссеру Сесилу Б. Демиллю в Paramount. Ей начинает звонить исполнительный директор Paramount Гордон Коул, но она отказывается разговаривать ни с кем, кроме Демилля. В конце концов, она просит Макса отвезти ее и Джо в Paramount на ее Isotta Fraschini 1929 года выпуска . Демилль ласково встречает ее и относится к ней с большим уважением, но тактично уклоняется от вопросов о сценарии. Затем Макс узнает, что Коул позвонил ей только потому, что хочет арендовать ее Изотту Фраскини для использования в фильме.

Готовясь к своему воображаемому возвращению, Норма проходит строгие косметические процедуры. Джо тайно работает по ночам в офисе Бетти, работая над оригинальным сценарием. Его подработку обнаруживает Макс, который затем рассказывает, что когда-то он был уважаемым кинорежиссером, который открыл Норму, сделал ее звездой и был ее первым мужем. После того, как она развелась с ним, он отказался от своей карьеры, чтобы стать ее слугой.

Норма обнаруживает рукопись с именами Джо и Бетти и звонит Бетти, намекая, что Джо не тот человек, которым кажется. Услышав звонок, Джо приглашает Бетти в особняк, чтобы увидеть все своими глазами. Когда она приходит, он делает вид, что его устраивает роль жиголо , чтобы она могла быть с Арти. Однако после того, как она со слезами на глазах уходит, он собирает вещи, чтобы вернуться на свою старую работу в газете в Дейтоне, штат Огайо . Он прямо сообщает Норме, что возвращения не будет, что Макс пишет ей все письма от поклонников и что о ней забыли. Он игнорирует угрозу Нормы покончить с собой, когда она размахивает пистолетом; Когда он выходит из дома, Норма трижды стреляет в него, и он падает в бассейн.

Воспоминания заканчиваются, и фильм возвращается в наши дни, когда Десмонда собираются арестовать за убийство. Особняк наводнен полицией и репортерами с камерами для кинохроники , которые, по ее мнению, являются пленочными. Макс делает вид, что «направляет» ее, а полиция подыгрывает. Пока камеры работают, Норма спускается по парадной лестнице и делает, по ее мнению, крупный план Демилля. Она останавливается и произносит импровизированную речь о том, как она счастлива снова снимать фильм, а затем идет к камере.

Производство

[ редактировать ]

Улица, известная как бульвар Сансет, связана с голливудским кинопроизводством с 1911 года, когда здесь открылась первая в городе киностудия « Нестор ». Работники кино жили скромно в развивающемся районе, но в 1920-е годы прибыли и зарплаты выросли до беспрецедентного уровня. С появлением звездной системы в этом районе были построены роскошные дома, известные своим зачастую нелепым величием.

Будучи молодым человеком, жившим в Берлине в 1920-х годах, Билли Уайлдер интересовался американской культурой, причем большая часть его интереса подогревалась фильмами этой страны. В конце 1940-х годов многие величественные дома Голливуда сохранились, и Уайлдер, тогда живший в Лос-Анджелесе, нашел их частью своего повседневного мира. В них все еще жили многие бывшие звезды немого кино, хотя большинство из них уже не занимались кинобизнесом. Уайлдер задался вопросом, как они проводят время теперь, когда «парад прошел мимо них», и начал воображать историю звезды, потерявшей свою известность и кассовую привлекательность. [5]

Характер Нормы Десмонд отражает аспекты заката нескольких реальных звезд немого кино, такие как затворническое существование Мэри Пикфорд и Полы Негри и психические расстройства Мэй Мюррей , Валески Сурратт , Одри Мансон и Клары Боу . Дэйв Кер заявил, что Норма Талмадж является «очевидным, хотя и непризнанным источником Нормы Десмонд, гротескной, хищной королевы немого кино» из фильма. [6] Самый распространенный анализ имени персонажа состоит в том, что оно представляет собой комбинацию имен актрисы немого кино Мэйбл Норманд и режиссера Уильяма Десмонда Тейлора , близкого друга Нормана, убитого в 1922 году по так и не раскрытому делу, разрекламированному прессой. [7]

Глория Суонсон и Билли Уайлдер

Кинематографист Джон Зейтц заявил, что Уайлдер «хотел сняться в романе Ивлин 1948 года Во «Любимый человек» , но не смог получить права». История Во рассказывает о сценаристе-неудачнике, который живет со звездой немого кино и работает на кладбище. Обозреватель светской хроники Хедда Хоппер , которая играет саму себя в фильме, написала, что «Билли Уайлдер… был без ума от книги Ивлина Во «Любимый» , и студия хотела ее купить». Тем не менее, планы по этой адаптации провалились. Тем не менее последующий оригинальный сценарий имеет сходство с романом. В какой-то момент Норма принимает Джо за распорядителя похорон и спрашивает о гробе для себя и своего умершего домашнего шимпанзе. [8]

Уайлдер и Брэкетт начали работать над сценарием в 1948 году, но результат их не полностью удовлетворил. В августе 1948 года Д.М. Маршман-младший , бывший писатель Life , был нанят для помощи в разработке сюжетной линии после того, как Уайлдер и Брэкетт были впечатлены критикой, которую он дал их фильму «Императорский вальс» (1948). Стремясь сохранить все подробности истории от Paramount Pictures и избежать ограничительной цензуры Кодекса Брина , они представили сценарий по несколько страниц за раз. Офис Брина настаивал на переписывании некоторых строк, например, фраза Гиллиса «Я наверху этого ручья, и мне нужна работа», которая превратилась в «Я за бочкой. Мне нужна работа». Руководители Paramount считали, что Уайлдер адаптирует рассказ под названием «Банка с фасолью» (которой не существовало), и давали ему относительную свободу действовать так, как он считал нужным. Когда в начале мая 1949 года начались съемки, была написана только первая треть сценария, и Уайлдер не знал, чем закончится фильм. [7]

Сочетание острого юмора сценариста и режиссера Билли Уайлдера и классических элементов нуара создает странную комедию, а также странный вид фильма-нуар. Здесь нет смеха, но определенно есть сдавленный смех: на полуночных похоронах домашнего шимпанзе, при смущенном согласии Джо на роль жиголо; у Нормы Мака Сеннетта в «развлечениях» в стиле для ее беспокойного любовника; и на ритуальной торжественности карточных вечеринок «восковых фигур» Нормы, на которых в качестве бывших друзей Нормы участвуют такие бывшие светила, как Бастер Китон. [9]

Уайлдер предпочитал оставлять анализ своих сценариев и фильмов другим. На вопрос, ли «Бульвар Сансет» был черной комедией , он ответил: «Нет, просто картинка». [10]

Уайлдер рассматривал множество актеров на главные роли, но выбрал Суонсона и Холдена.

По словам Брэкетта, они с Уайлдером никогда не рассматривали на роль Нормы Десмонд никого, кроме Глории Суонсон. Уайлдер, однако, вспомнил, что сначала хотел, чтобы на главные роли были Мэй Уэст и Марлон Брандо . Уэст категорически отклонил это предложение. В старости Уэст изображала себя секс-символом и была оскорблена тем, что ее попросили сыграть бывшую голливудскую звезду. [11]

Создатели фильма обратились к Грете Гарбо , с которой ранее работали над «Ниночкой» (1939), но она ее не заинтересовала. Уайлдер связался с Полой Негри по телефону, но ему было трудно понять ее сильный польский акцент. Затем он обратился к Кларе Боу , знаменитой « ИТ-девушке » 1920-х годов, но она отказалась, сославшись на то, что у нее нет интереса снова участвовать в киноиндустрии из-за того, как тяжело ей было во время перехода к звуковому кино, и что она предпочла бы остаться в уединении со своим мужем и сыновьями, оставив свою предыдущую жизнь позади. Они также предложили роль Нормы Десмонд Норме Ширер , но она отказалась от этой роли как из-за выхода на пенсию, так и из-за отвращения к сценарию. Они рассматривали Фреда МакМюррея возможность сыграть с ней в роли Джо . Затем Уайлдер и Брэкетт посетили Мэри Пикфорд , но еще до того, как обсудить с ней сюжет, Уайлдер понял, что она сочтет роль, связанную с романом с мужчиной вдвое моложе ее, оскорблением, поэтому они ушли. Они рассматривали возможность создания пары Монтгомери Клифт с ней. [12]

По словам Уайлдера, он обратился за советом к Джорджу Кьюкору и предложил Суонсон, одну из самых прославленных актрис эпохи немого кино, известную своей красотой, талантом и экстравагантным образом жизни. Во многом она напоминала героиню Нормы Десмонд и, как и она, не смогла плавно перейти к говорящим картинкам . На этом сходство закончилось; Свенсон сделал несколько говорящих картинок. Она смирилась с завершением своей карьеры в кино и в начале 1930-х годов переехала в Нью-Йорк, где работала на радио. В середине 1940-х годов она работала на телевидении и на сцене Нью-Йорка и в последний раз появлялась в фильме 1941 года «Отец берет жену» . Хотя Суонсон не стремилась к возвращению в кино, она была заинтригована, когда Уайлдер обсудил с ней роль. [5]

Суонсон была рада возможности зарабатывать большую зарплату, чем она зарабатывала на телевидении и на сцене. [11] Однако она была огорчена идеей пройти кинопробы , заявив, что она «сняла 20 фильмов для Paramount. Почему они хотят, чтобы я прошла прослушивание?» Ее реакция была отражена в сценарии, когда Норма Десмонд заявляет: «Без меня не было бы студии Paramount». В своих мемуарах Суонсон вспоминает, как спрашивала Кьюкора, неразумен ли отказ от кинопробы. Он ответил, что, поскольку Норма Десмонд была ролью, по которой ее запомнили: «Если они попросят вас пройти десять кинопроб, проведите десять кинопроб, или я лично вас пристрелю». Его энтузиазм убедил Суонсона принять участие. [13] и она подписала контракт на 50 000 долларов (что эквивалентно 630 000 долларов в 2023 году). [14] В интервью 1975 года Уайлдер вспомнил реакцию Суонсон, сделав замечание: « Знаете, в ней было много Нормы». [15]

Уайлдер возвращается к карьере Свонсона в немом кино, когда Норма показывает Джо фильм «Королева Келли» , более ранний фильм о Глории Свонсон, снятый Эрихом фон Штрохаймом , который сам играет дворецкого Нормы, бывшего режиссера и мужа Макса фон Майерлинга. «Королева Келли» не выпускалась в США более 50 лет после того, как Суонсон покинула съемочную площадку. [13] [16]

Монтгомери Клифт был подписан на роль Джо Гиллиса за 5000 долларов в неделю в течение гарантированных двенадцати недель, но отказался от участия незадолго до начала съемок, заявив, что его роль молодого человека, связанного с пожилой женщиной, была слишком близка к той, которую он сыграл в Наследница (1949), в которой, по его мнению, он был неубедителен. Разъяренный Уайлдер ответил: «Если он какой-то актер, он мог бы убедительно заняться любовью с любой женщиной». [17] У самого Клифта был роман с женщиной, которая была на 15 лет старше его, певицей Либби Холман , что, по мнению некоторых, было настоящей причиной его ухода из фильма. [18] [19]

Вынужденные рассмотреть доступных контрактных игроков Paramount, Уайлдер и Брэкетт сосредоточили свое внимание на Уильяме Холдене, который впечатляюще дебютировал десятью годами ранее в фильме «Золотой мальчик» (1939). После появления в «Нашем городе» (1940) он служил в армии во время Второй мировой войны , и его возвращение на экран после этого было умеренно успешным. Холден был в восторге от сценария и очень хотел принять роль. В то время он не знал, что его зарплата в 39 000 долларов (что эквивалентно 490 000 долларов в 2023 году) была намного меньше, чем предлагалось Клифту. [20]

На роль Бетти Шефер Уайлдер хотел новичка, который мог бы создать здоровый и обычный образ, контрастирующий с ярким и одержимым Десмондом Суонсона. Он выбрал Нэнси Олсон , которая недавно рассматривалась на роль Далилы в фильме Сесила Б. Демилля «Самсон и Далила» . [7]

Демилль, которого часто называют человеком, ответственным за то, чтобы Свонсон стал звездой, играет самого себя, а его сцены сняты на съемочной площадке « Самсона и Далилы» на студии Paramount Studios. Он называет Норму «молодым парнем», так он прозвал Суонсона.

Друзьями Нормы, которые пришли поиграть с ней в бридж , которых Джо называл «восковыми фигурами», были современники Суонсона эпохи немого кино Бастер Китон , Анна К. Нильссон и Х.Б. Уорнер , изображавшие самих себя. Хедда Хоппер также сыграла саму себя, сообщив о падении Нормы Десмонд в заключительных сценах фильма. [7]

Кинематография и дизайн

[ редактировать ]

операторская работа фильма Мрачная, призрачная черно-белая была работой Джона Ф. Зейтца . Уайлдер раньше работал с Зейтцем над несколькими проектами и доверял его суждениям, что позволяло ему принимать собственные решения. Зейтц вспомнил, как спросил Уайлдера, что ему нужно для сцены похорон домашнего шимпанзе, на что Уайлдер ответил: «Знаете, просто стандартный кадр похорон обезьяны». Для некоторых внутренних кадров Зейтц перед съемкой посыпал пылью перед камерой, чтобы подчеркнуть «затхлость» - прием, который он также использовал в фильме Уайлдера « Двойное возмещение» (1944). [21] Фильм можно было снять в цвете, но вместо этого он был снят в черно-белом режиме, чтобы лучше отражать жанр нуар. [22]

Продолжительность: 3 минуты 14 секунд.
Трейлер к фильму

Уайлдер был непреклонен в том, чтобы труп Джо Гиллиса был виден со дна бассейна, но создать эффект было сложно. Камеру поместили внутрь специально построенного ящика и опустили под воду, однако результат разочаровал Уайлдера, который настоял на дальнейших экспериментах. В конечном итоге кадр был достигнут путем размещения зеркала на дне бассейна и съемки отражения Холдена сверху, а искаженное изображение полицейских, стоящих вокруг бассейна, образуло фон. [7]

Историк кино Том Стемпель пишет: «И в «Двойной страховке» , и в «Бульваре Сансет» Зейтц делает то, что всегда меня впечатляло. Оба фильма — нуар, и он подчеркивает тот факт, что действие обоих происходит в самом солнечном из мест — Лос-Анджелесе… он объединяет свет и тьму в одном фильме без каких-либо швов... он объединяет реалистичное освещение Джо Гиллиса в реальном мире с готическим видом особняка Нормы Десмонд». [7]

Эдит Хэд разработала костюмы. Уайлдер, Хед и Суонсон согласились, что Норма Десмонд могла бы быть в курсе модных тенденций, поэтому Хед разработала костюмы, очень напоминающие образ Диора середины 1940-х годов. Были добавлены украшения, чтобы персонализировать их и отразить вкус Нормы Десмонд. [23]

Суонсон вспоминала в своей биографии, что костюмы были лишь «немного устаревшими и немного экзотичными». [13] Позже Хед описала свое задание как «самое сложное в моей карьере» и объяснила свой подход комментарием: «Поскольку Норма Десмонд была актрисой, которая потерялась в собственном воображении, я старался заставить ее выглядеть так, будто она всегда изображала кто-то." Позже Хед сказала, что полагалась на опыт Суонсон, потому что «она создавала прошлое, которое она знала, а я нет». [7] Хед также разработал костюмы для Уильяма Холдена и второстепенных персонажей, но Уайлдер поручил фон Штрогейму и Нэнси Олсон носить свою собственную одежду. [24]

Преувеличенный декаданс дома Нормы Десмонд был создан художником-постановщиком Гансом Драйером , чья карьера началась еще в эпоху немого кино. Ему также было поручено завершить дизайн интерьера домов кинозвезд, в том числе дома Мэй Уэст. Уильям Хейнс , дизайнер интерьеров и бывший актер, позже опроверг критику декораций Дрейера, заметив: « У Бебе Дэниелс , Нормы Ширер и Полы Негри были дома с такими уродливыми интерьерами». [7]

Кровать в форме лодки, в которой спала Норма Десмонд, принадлежала танцовщице Габи Деслис , умершей в 1920 году. Первоначально она была куплена отделом реквизита Universal на аукционе после смерти Деслис. Кровать появилась в фильме «Призрак оперы» (1925) с Лоном Чейни в главной роли .

Уайлдер также использовал аутентичные места действия. Квартира Джо находится в Альто-Нидо, настоящем многоквартирном доме в центре Голливуда, который часто был домом для писателей, испытывающих трудности. Он расположен по адресу 1851 Ивар-авеню и Франклин-авеню к западу от Голливудского шоссе . Сцены с Гиллисом и Бетти Шефер на задней площадке Paramount были сняты на самой задней площадке студии, а интерьер аптеки Шваба был тщательно воссоздан для нескольких сцен. Внешние сцены дома Десмондов были сняты в доме на бульваре Уилшир, построенном в 1920-х годах миллионером Уильямом О. Дженкинсом . Дженкинс и его семья прожили в нем всего один год, а затем оставили его заброшенным более чем на десять лет, за что он получил прозвище «Дом-призрак». [25] К 1949 году им владела бывшая жена Дж. Пола Гетти . Позже дом был показан в фильме Николаса Рэя « Бунтарь без причины » (1955). Семья Гетти снесла его в 1957 году, чтобы освободить место для строительства офисного здания. [26] [27]

Во время съемок значительная огласка получила моложавая внешность заботящейся о своем здоровье Глории Суонсон, из-за которой она выглядела ровесницей Холдена. Уайлдер настоял на том, чтобы разница в возрасте между персонажами была подчеркнута, и поручил гримеру Уолли Уэстмору сделать Суонсон старше. Суонсон утверждал, что женщина возраста Нормы Десмонд, с ее значительным богатством и преданностью себе, не обязательно будет выглядеть старой, и предложила Холдену накраситься, чтобы он выглядел моложе. Уайлдер согласился, и Уэстмору была поручена эта задача, что позволило Суонсону изобразить Норму Десмонд более гламурной фигурой, чем первоначально предполагал Уайлдер. [7]

Музыкальная партитура Франца Ваксмана была последним элементом, добавленным к бульвару Сансет . [28] Его тема для Нормы была основана на музыке танго , вдохновленной ее танцами танго с Рудольфом Валентино . Этот стиль контрастировал с темой бибопа Джо . Ваксман также использовал искаженные аранжировки популярных стилей киномузыки 1920-х и 1930-х годов, чтобы передать душевное состояние Нормы Десмонд. Музыка к фильму была записана на компакт-диск Шотландским симфоническим оркестром под управлением Джоэла МакНили и выпущена в 2002 году. [29] Сохранившиеся части оригинальной партитуры были выпущены в 2010 году. [30]

Оригинальный выпуск и ответы

[ редактировать ]

Предварительный просмотр и доработка

[ редактировать ]

Уайлдер и Брэкетт, нервничавшие по поводу крупного показа в Голливуде, провели предварительный просмотр в Эванстоне, штат Иллинойс , в конце 1949 года. Первоначальный монтаж начинался сценой в морге , где собравшиеся трупы обсуждали, как они там оказались. История началась с того, что труп Джо Гиллиса рассказал остальным о своем убийстве. Зрители отреагировали смехом и, казалось, не знали, рассматривать ли остальную часть фильма как драму или комедию. После аналогичной реакции во время второго показа в Покипси, штат Нью-Йорк , и третьего в Грейт-Нек , отверстие морга было заменено более коротким отверстием у бассейна. [31] с использованием кадров, снятых 5 января 1950 года. [32]

В Голливуде компания Paramount устроила закрытый показ для руководителей студий и специально приглашенных гостей. После просмотра фильма Барбара Стэнвик опустилась на колени, чтобы поцеловать подол юбки Глории Суонсон. Позже Суонсон вспомнил, как искал Мэри Пикфорд , но ему сказали: «Она не может показать себя, Глория. Она слишком подавлена. Мы все такие». Луи Б. Майер отругал Уайлдера перед толпой знаменитостей, заявив: «Вы опозорили индустрию, которая вас создала и накормила! Вас следует вымазать смолой и перьями, и вы должны покинуть Голливуд!» Услышав о пренебрежении Майера, Уайлдер подошел к магнату и ответил с вульгарностью, которая, по словам одного биографа, якобы была вызвана тем, что Майер, который был евреем, предположил, что Уайлдеру, который также был евреем, было бы лучше, если бы его отправили обратно в Германию, необычайное чувство вскоре после войны и Холокоста, в котором погибла семья Уайлдера. [33] [34] В 2020 году Олсон рассказала, что друзья, присутствовавшие на показе, рассказали ей, что Уайлдер просто сказал Майеру: «Иди на хуй». [24]

Несколько других критических замечаний не были столь ядовитыми. Согласно одному часто рассказываемому, но позже дискредитированному анекдоту, [35] Актриса Мэй Мюррей , современница Суонсона, была оскорблена фильмом и прокомментировала: «Никто из нас, шлюх, не был таким сумасшедшим». [36]

Премьера и кассовые сборы

[ редактировать ]

«Бульвара Сансет» Официальная мировая премьера состоялась в Radio City Music Hall 10 августа 1950 года. [37] После семинедельного тиража журнал Variety сообщил, что фильм собрал «около 1 020 000 долларов» (12 917 178 долларов в долларах 2023 года). [38] ), что сделало его одной из самых успешных картин этого театра. Variety также отметила, что, хотя компания «бьет рекорды в крупных городах, ее показатели ниже среднего в… палках». Для продвижения фильма Глория Суонсон путешествовала на поезде по Соединенным Штатам, посетив за несколько месяцев 33 города. Реклама помогла привлечь людей в кинотеатры, но во многих районах вдали от крупных городов это считалось менее чем хитом. [7]

В прокате в США в 1950 году фильм заработал около 2 350 000 долларов (29 760 166 долларов в долларах 2023 года). [38] ). [39]

Критический ответ

[ редактировать ]

Агрегатор рецензий Rotten Tomatoes сообщает, что 98% критиков дали фильму положительную оценку на основе 112 рецензий со средней оценкой 9,5 из 10. Критический консенсус гласит: «Вероятно, величайший фильм о Голливуде, шедевр Билли Уайлдера «Бульвар Сансет» представляет собой чрезвычайно занимательную комбинацию нуара, черной комедии и исследования персонажей». [40]

Современный

[ редактировать ]

Бульвар Сансет получил ряд положительных отзывов критиков. Time описал это как историю «Худшего Голливуда, рассказанного Голливудом в лучшем его проявлении». [41] в то время как Boxoffice Review написал, что «картина будет держать зрителей в восторге». [42] Джеймс Эйджи , писавший для Sight & Sound , похвалил фильм и сказал, что Уайлдер и Брэкетт «прекрасно подготовлены для выполнения той холодной, точной, ловкой и сардонической работы, которую они проделали». Good Housekeeping описал Суонсон как «великую женщину, [которая] прожила еще десять лет со своим волшебством». [7] в то время как Лук похвалил ее «блестящее и захватывающее выступление». [41]

Некоторые критики точно предвидели непреходящую привлекательность фильма. The Hollywood Reporter писал, что будущие поколения «поставят перед собой задачу проанализировать долговечность и величие» фильма, а Commonweal заявила, что в будущем «Библиотека Конгресса будет рада иметь в своих архивах репродукцию бульвара Сансет». " [7]

В редкой отрицательной рецензии на фильм журнал The New Yorker назвал его «претенциозным кусочком Рокфора », содержащим лишь «зачаток хорошей идеи». [7] Несмотря на то, что Томас М. Прайор хвалил его как «великий фильм» с «запоминающейся» актерской игрой, он написал в «Нью-Йорк Таймс» , что использование мертвого Джо Гиллиса в качестве рассказчика было сюжетным ходом, «совершенно недостойным Брэкетта и Уайлдера». [43]

Ретроспектива

[ редактировать ]

В 1999 году Роджер Эберт охарактеризовал Суонсона как «одно из величайших [актёрских] выступлений за всю историю», но выделил игру фон Штрохайма как «скрепляющую фильм». [44] Он включил его в свой список великих фильмов , назвав «лучшей драмой, когда-либо созданной по мотивам фильмов, потому что она видит сквозь иллюзии». [44] Полин Кель охарактеризовала фильм как «почти слишком умный, но в лучшем виде по своей остроумности». [45] а также написал, что было обычным делом «слышать, как Билли Уайлдера называют величайшим режиссером в мире». [46] Когда Уайлдер умер в 2002 году, в некрологах для комментариев была выделена «Бульвар Сансет» , назвавшая ее одной из самых значительных его работ, наряду с «Двойной страховкой» и «Некоторые любят погорячее» . [47]

Сценарист Ричард Корлисс описывает «Бульвар Сансет» как «настоящий голливудский фильм ужасов», отмечая, что почти все в сценарии «омерзительно». Он отмечает, что историю рассказывает мертвец, которого Норма Десмонд сначала принимает за гробовщика, в то время как большая часть фильма происходит «в старом темном доме, который открывает свои двери только живым мертвецам». Он сравнивает персонажа фон Штрогейма Макса со скрытым Эриком , центральным персонажем «Призрака оперы» , а Норму Десмонд с Дракулой , отмечая, что, когда она соблазняет Джо Гиллиса, камера тактично отстраняется, придерживаясь «традиционного режиссерского отношения к яремной вене Дракулы». соблазнения». Он пишет, что повествование содержит избыток «дешевого сарказма», но в конечном итоге считает его ценной частью характеристики Джо как писателя-хакера . [48] Дэвид Томсон отмечает иронию того, что Гиллис рассказывает историю: «Человек, который не может придумать жизнеспособную сюжетную линию, становится лучшим рассказчиком, который он когда-либо слышал. Гиллис рассказывает историю, лежа лицом вниз в жидком бассейне, именно голливудскую награду, которую Джо получает только во сне. И поэтому этот захватывающий дух портрет голливудской неудачи окутан печальным, разрушенным успехом». [49]

Награды и номинации

[ редактировать ]
Премия Категория Номинант(ы) Результат
Награды Академии [50] Лучший фильм Чарльз Брэкетт (для Paramount Pictures ) номинирован
Лучший режиссер Билли Уайлдер номинирован
Лучший актер Уильям Холден номинирован
Лучшая актриса Глория Суонсон номинирован
Лучший актер второго плана Эрих фон Штрогейм номинирован
Лучшая актриса второго плана Нэнси Олсон номинирован
Лучший сюжет и сценарий Чарльз Брэкетт, Билли Уайлдер и Д.М. Маршман-младший. Выиграл
Лучшее художественное оформление декораций — черно-белое Ханс Драйер , Джон Миэн , Сэмюэл М. Комер и Рэй Мойер Выиграл
Лучшая операторская работа – черно-белая Джон Ф. Зейтц номинирован
Лучший монтаж фильма Артур П. Шмидт и Доан Харрисон номинирован
Лучший саундтрек к драматическому или комедийному фильму Франц Ваксман Выиграл
Награды «Голубая лента» Лучший иностранный фильм Билли Уайлдер Выиграл
Награды Бодил Лучший американский фильм Выиграл
Ноутбуки для кино Лучший фильм номинирован
Награды Гильдии режиссёров Америки Выдающиеся режиссерские достижения в кино номинирован
Эксклюзивные DVD-награды Лучшие в целом новые дополнительные функции — выпуск библиотеки Джон Барбур (для «Специального коллекционного издания») номинирован
Золотой глобус Лучший фильм – драма Выиграл
Лучшая женская роль в кинофильме (драма) Глория Суонсон Выиграл
Лучший актер второго плана – кинофильм Эрих фон Штрогейм номинирован
Лучший режиссер – кинофильм Билли Уайлдер Выиграл
Лучший сценарий – кинофильм Чарльз Брэкетт, Билли Уайлдер и Д.М. Маршман-младший. номинирован
Лучшая оригинальная музыка – кинофильм Франц Ваксман Выиграл
Лучшая операторская работа – черно-белое Джон Ф. Зейтц номинирован
Награды Юсси Лучшая зарубежная актриса Глория Суонсон Выиграл
Серебряная лента Лучший зарубежный режиссер Билли Уайлдер Выиграл
Лучшая зарубежная актриса Глория Суонсон Выиграл
Награды Национального совета по обзору Лучший фильм Выиграл
Десять лучших фильмов 2-е место
Лучшая актриса Глория Суонсон Выиграл
Национальный совет по сохранению фильмов Национальный реестр фильмов Введен в должность
Награды Круга кинокритиков Нью-Йорка Лучший фильм номинирован
Лучший режиссер Билли Уайлдер номинирован
Лучшая актриса Глория Суонсон номинирован
Награды Ассоциации онлайн-кино и телевидения Зал славы – кинофильм Выиграл
Награды кинозрителя Лучший актер Уильям Холден номинирован
Лучшая актриса Глория Суонсон номинирован
Награды Гильдии писателей Америки Лучшая написанная американская драма Чарльз Брэкетт, Билли Уайлдер и Д.М. Маршман-младший. Выиграл

Из различных фильмов, номинированных на премию Оскар во всех четырех актерских категориях , «Бульвар Сансет» — один из трех, не получивших победы ни в одной категории, остальные — «Мой мужчина Годфри» (1936) и «Афера по-американски» (2013). В то время одиннадцать номинаций на «Оскар» уступали только четырнадцати, полученным фильмом « Все о Еве» , получившим шесть наград, в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру. Многие критики предсказывали, что награда за лучшую женскую роль будет вручена Глории Суонсон или Бетт Дэвис за фильм «Все о Еве», и были удивлены, что лауреатом стала новичок Джуди Холлидей за фильм «Рожденный вчера» . [13] Бетт Дэвис считала, что сопоставимые персонажи ее и Суонсона фактически «нейтрализуют друг друга», позволяя Холлидею победить. [51] Суонсон вспоминает реакцию прессы после победы Холлидея: «До меня постепенно дошло, что они просили сцену, превышающую жизнь, или, еще лучше, сцену безумия. Точнее, они пытались избавиться от Нормы Десмонд». [41]

«Бульвар Сансет» был инсценирован как часовая радиоспектакль 17 сентября 1951 года в эфире Lux Radio Theater с Глорией Суонсон и Уильямом Холденом в их оригинальных ролях в кино. [52]

Признание с 1989 года.

[ редактировать ]

«культурно, исторически или эстетически значимыми» В 1989 году этот фильм вошел в первую группу из 25 фильмов, признанных Библиотекой Конгресса и отобранных для сохранения в Национальном реестре фильмов . [53] Газета Village Voice поставила этот фильм на 43-е место в списке 250 лучших фильмов века в 1999 году на основе опроса критиков. [54] В 2002 году фильм был включен в « The New York Times ». Путеводитель по 1000 лучших когда-либо созданных фильмов [55] В январе 2002 года фильм занял 87-е место в списке «100 лучших фильмов всех времен» Национального общества кинокритиков . [56] [57] «Бульвар Сансет» получил 33 голоса в Британского института кино в 2012 году опросах Sight & Sound , что сделало его 63-м величайшим фильмом всех времен по опросу критиков и 67-м по опросу режиссеров. [58] В опросах Sight & Sound , проведенных ранее в 2002 году, фильм занял 12-е место среди режиссеров. [59] по версии Sight & Sound за 2022 год В списке величайших фильмов всех времен фильм занял 62-е место в опросе режиссеров. [60] Гильдия писателей Америки поставила сценарий фильма (написанный Чарльзом Брэкеттом, Билли Уайлдером и Д.М. Маршманом-младшим) на 7-е место среди лучших за всю историю. [61] В опросе BBC Culture , проведенном в 2015 году , кинокритики поставили «Бульвар Сансет» на 54-е место среди величайших американских фильмов всех времен. [62]

Американский институт кино включил фильм в следующие списки:

Последствия

[ редактировать ]

«Бульвар Сансет» стал последней совместной работой Уайлдера и Брэкетта. Расстались они мирно и до конца жизни публично не высказывали никаких обид. В последующие годы Брэкетт признался сценаристу и режиссеру Гарсону Канину , что он не ожидал раскола и никогда точно не понимал, что произошло и почему. Он описал это как «неожиданный удар», от которого он так и не оправился полностью; Когда его попросили ответить на комментарии Брэкетта, Уайлдер промолчал. [63]

Двое мужчин ненадолго воссоединились в октябре 1951 года, чтобы предъявить обвинения в плагиате бульвара Сансет. Бывший бухгалтер Paramount Стефани Джоан Карлсон утверждала, что в 1947 году она представила Уайлдеру и Брэкетту по их просьбе рукописи рассказов, как вымышленных, так и основанных на реальных событиях, которые она написала о студийной жизни. Она утверждала, что один из них, в частности, «Прошлое исполнение» , послужил основой для сценария «Закат» , и подала в суд на сценаристов и Paramount на 100 000 долларов в качестве компенсации общего ущерба , 250 000 долларов в качестве штрафных санкций , 700 000 долларов, исходя из кассовых сборов, и еще 350 000 долларов за хорошее качество. мера, на общую сумму 1 400 000 долларов США. Иск Карлсона был отклонен через два с половиной года. В 1954 году аналогичный иск был подан драматургом Эдрой Баклер, которая утверждала, что написанный ею материал послужил источником сценария. В следующем году ее иск был отклонен. [64]

Голливудская карьера Брэкетта продолжилась после его разрыва с Уайлдером. Он получил премию «Оскар» за сценарий к фильму «Титаник» (1953) и написал «Ниагару» (1953), фильм-прорыв в карьере Мэрилин Монро как драматической актрисы. Однако именно Уайлдер реализовал комедийные способности Монро в фильмах «Зуд седьмого года» и «Некоторые любят погорячее» . К концу десятилетия карьера Брэкетта пошла на убыль, хотя он и продюсировал номинированный на «Оскар» фильм «Король и я» (1956). В 1958 году он получил Почетный Оскар за заслуги перед жизнью.

Уильям Холден начал получать более важные роли, и его карьера пошла вверх. Он получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль за фильм «Шталага 17 » (1953), также поставленный Уайлдером, и к 1956 году стал самым кассовым фильмом в Соединенных Штатах. Холден и Уайлдер также воссоединились для создания «Федоры» (1978), еще одного фильма, критикующего Голливуд.

До того, как фильм был выпущен, Нэнси Олсон разочаровалась в кино как в карьере, отчасти потому, что темы бульвара Сансет резонировали с ней, а также потому, что она обручилась с автором песен Аланом Джеем Лернером и решила переехать с ним в Нью-Йорк. Тем не менее, союз Олсона с Уильямом Холденом считался успешным, и она появилась вместе с ним в нескольких фильмах 1950-х годов, хотя ни один из них не повторил своего прежнего успеха; она вернулась в Голливуд, чтобы сняться в нескольких других фильмах, в том числе «Рассеянный профессор» (1961) и «Сын Флаббера» (1963), в которых она была в паре с Фредом МакМюрреем . [24]

Точно так же Глория Суонсон не смогла использовать свой успех на бульваре Сансет . Хотя ей предлагали сценарии, она чувствовала, что все они были плохой имитацией Нормы Десмонд. Представляя себе карьеру, которая в конечном итоге сведет ее к роли «пародии на пародию», она практически ушла из кино. [5]

«Бульвар Сансет» снова показали в Нью-Йорке в 1960 году и вызвали такой положительный отклик, что Paramount организовала ограниченный переиздание в кинотеатрах по всей территории Соединенных Штатов.

которых обсуждается бульвар Сансет К фильмам, в сценариях или отдается дань уважения в сценах или диалогах, относятся «Мыльная тарелка» (1991), «Игрок» (1992), «Боги и монстры» (1998), «Малхолланд Драйв» (2001), [7] Внутренняя империя (2006) и Будь крутым (2005). Концовка фильма «Сесил Б. Безумный» (2000) представляет собой пародию на финальную сцену «Бульвара Сансет» .

Реставрация и домашние медиа

[ редактировать ]

К концу 1990-х годов большинство отпечатков «Бульвара Сансет» находились в плохом состоянии, а поскольку фильм был снят с использованием из нитрата целлюлозы пленки , большая часть оригинального негатива погибла. Paramount Studios, полагая, что фильм заслуживает полной реставрации, разработала дорогостоящий проект по его цифровой реставрации. Эта восстановленная версия была выпущена на DVD в 2002 году. [65] [66] В 2012 году фильм был отреставрирован в цифровом формате компанией Paramount Pictures для дебюта на Blu-ray Disc . Покадровая цифровая реставрация Prasad Corporation удалила грязь, потертости, царапины и другие дефекты. [67] [68]

Музыкальные адаптации

[ редактировать ]

Стэпли и Хьюз

[ редактировать ]

Примерно с 1952 по 1956 год сама Глория Суонсон работала с актером Ричардом Стэпли (он же Ричард Уайлер) и певцом и пианистом кабаре Диксоном Хьюзом над адаптацией под названием «Бульвар!». (сначала в главной роли Норма Десмонд ). Стэпли и Хьюз сначала обратились к Суонсону с предложением появиться в написанном ими музыкальном ревю « О времени» (по мотивам «Время »). Суонсон заявила, что вернется на сцену только в музыкальной версии своего фильма-возвращения. За неделю Стэпли и Диксон написали три песни, которые Суонсон одобрил. [69]

В этой версии роману между Гиллис и Шефером позволили расцвести, и вместо того, чтобы застрелить Гиллиса в конце, Норма благословила пару, отправив их жить «долго и счастливо».

Хотя Paramount дала устное разрешение на продолжение мюзикла, формального юридического варианта не было. В конце 1950-х годов Paramount отозвала свое согласие, что привело к закрытию проекта.

В 1994 году Диксон Хьюз включил материал из Boulevard! в мюзикл «Свенсон на закате» , основанный на его и Стэпли опыте написания «Бульвара!» .

Эта попытка описана в документальном фильме «Бульвар» 2021 года! Голливудская история .

Другие неудачные попытки

[ редактировать ]

Стивен Сондхейм кратко подумывал о том, чтобы превратить «Бульвар Сансет» в мюзикл, пока не встретил на коктейльной вечеринке Билли Уайлдера, который сказал ему, что фильм лучше адаптировать как оперу, чем как мюзикл. [70] Позже Хэл Принс обратился к Сондхейму с просьбой адаптировать фильм как мюзикл с Анжелой Лэнсбери в роли Нормы Десмонд. [71]

Джону Кандеру и Фреду Эббу Хэл Принс также предложил написать мюзикл о бульваре Сансет . [72]

Музыкальная адаптация с книгой и текстами, написанными Доном Блэком и Кристофером Хэмптоном , а также музыкой Эндрю Ллойда Уэббера, была поставлена ​​в 1993 году в Лондоне, где Патти Лупоне играла Норму Десмонд. Он внимательно следил за сюжетом фильма, сохранил большую часть диалогов и попытался представить аналогичные декорации. Он вышел на Бродвей в 1994 году, когда Гленн Клоуз сыграла Норму Десмонд. Начиная с 1 ноября 1994 года спектакль поставил 17 премьер и сыграл 977 спектаклей в Театре Минскофф с 17 ноября 1994 года по 22 марта 1997 года. [73] Он был назван лучшим мюзиклом на церемонии вручения премии «Тони» 1995 года .

В 2016 году Клоуз повторила роль в лондонском Вест-Энде , после чего последовал 12-недельный показ в Palace Theater в Нью-Йорке со 2 февраля по 25 июня 2017 года.

«Бульвар Сансет» играл один вечер в Королевском Альберт-Холле 3 декабря 2021 года. Режиссером постановки был Джордан Мерфи, дирижировал Алекс Паркер, в главной роли играл Мазз Мюррей .

В 2023 году Николь Шерзингер возродила роль Нормы Десмонд в 16-недельном показе с сентября в лондонском театре «Савой » в постановке Джейми Ллойда . Спектакль планируется перенести в бродвейский театр Сент-Джеймс , а премьера запланирована на 20 октября 2024 года.

Экранизация мюзикла, в которой Клоуз и Ллойд Уэббер продюсируют, а Клоуз играет Норму, находится в разработке в Paramount Pictures, режиссером является Роб Эшфорд , а сценаристом - Том Макрей . Первоначально съемки должны были начаться в конце 2019 года, но трижды откладывались из-за пандемии COVID-19 , а также из-за того, что Paramount приостановила проект в октябре 2021 года. [74] [75] [76] В мае 2024 года Клоуз сообщил, что фильм все еще движется вперед, но Эшфорд больше не назначен режиссером. [77]

[ редактировать ]

Телевидение

[ редактировать ]
  • Фильм был пародирован на «Шоу Кэрол Бернетт» в повторяющемся скетче под названием «Бульвар Саннисет», в котором Кэрол Бернетт сыграла безумную «Нору Десмонд», а Харви Корман - ее слугу Макса.
  • Фильм явно повлиял на «Храм шестнадцати миллиметров» — четвертый эпизод первого сезона оригинальной «Сумеречной зоны» 1959 года . В нем Ида Лупино играет Барбару Джин Трентон, стареющую голливудскую кинозвезду, которая живет уединенной жизнью в своем особняке, постоянно вспоминая свое прошлое, просматривая свои старые фильмы 1930-х годов и планируя нереальное возвращение.
  • Эпизод «Приключения крошечных мультяшек » « Бульвар Сепульведа » представляет собой пародию на фильм, в которой различные персонажи пытаются украсть друг у друга идеи сценария; когда персонажи пытаются оправдать кражу словами: «Эй, это Голливуд», кто-то отвечает: «Это ДОЛИНА, чувак!»
  • В эпизоде ​​« Американский папаша!» Сюжет под названием «Звездный путь» вращается вокруг падения славы и отдает дань уважения, повторяя первую сцену фильма. Сюжет серии «Звезда возрождается» также основан на фильме.
  • и Финал 7-го сезона «Лучника» переход к 8-му сезону фильма-нуара «Арчер: Страна грез » воссоздают сцену у бассейна из начала фильма.
  • Премьера 11-го сезона сериала « Умерь свой энтузиазм » под названием «Пятифутовый забор» начинается с того, что Ларри Дэвид находит в своем бассейне труп захватчика, плавающий лицом вниз.
  • Персонаж «Твин Пикс» Гордон Коул назван в честь персонажа «Бульвар Сансет» . Сцена из самого фильма появляется в 15 части «Твин Пикс: Возвращение» . В сцене, которую смотрит Дейл Купер, произносится имя «Гордон Коул», что пробуждает похороненные воспоминания Купера о его пребывании в ФБР.
  • Эпизод « Третий камень от Солнца » «Пятнадцать минут Дика» (сезон 2, серия 23) представляет собой пародию на фильм, в которой Салли, внезапно ставшая знаменитой, впадает в отчаяние в стиле Нормы по мере того, как ее знаменитость угасает.
  • В ранних эпизодах « Отчаянных домохозяек » (2004) есть многочисленные отсылки к бульвару Сансет , в том числе использование мертвого человека в качестве рассказчика и любовь другого персонажа к фильмам Билли Уайлдера.
  • В фильме «Хик » Лули ( Хлоя Грейс Морец ) можно найти в своей комнате, читающей фильм перед зеркалом. Морец заявила, что именно она предложила реализовать эту цитату.
  • В сцене, где Робин Уильямс впервые примеряет свой спортивный костюм в «Миссис Даутфайр» , он цитирует знаменитую фразу Суонсона: «Я готов к крупному плану, мистер Демилль».

Литература

[ редактировать ]

Бульвар Сансет часто упоминается в книге «Художник-катастрофа: Моя жизнь внутри комнаты, величайший плохой фильм, когда-либо созданный » Грега Сестеро и Тома Бисселла , в которой документируются отношения Сестеро с режиссером и актером Томми Визо и создание фильма Визо «Комната» . Цитаты из «Бульвара Сансет» использованы в качестве эпиграфов к некоторым главам книги. [78] В интервью 2017 года Сестеро заявил: «Я увидел много общего в своей истории, особенно когда Томми жил в месте, где был бассейн, и хотел создать свой собственный тщеславный проект». [79]

Политика

[ редактировать ]

Дональд Трамп назвал этот фильм одним из своих любимых и во время своего президентства несколько раз показывал его в Семейном театре Белого дома . Впоследствии пресса провела аналогию между Мар-а-Лаго Трампа и особняком Нормы Десмонд на бульваре Сансет. [80]

[ редактировать ]

Песня Джона Кейла «Antarctica Starts Here» из его альбома Paris 1919 1973 года описывает «великую параноидальную королеву кино», которая, по словам Кейла, была вдохновлена ​​персонажем Нормы Десмонд. [81]

Песня «Floating» из альбома Outskirts канадской кантри-рок-группы Blue Rodeo отсылает к припеву фильма: «Я чувствую себя Уильямом Холденом, плывущим в бассейне». Примечания к альбому объясняют связь с фильмом.

Песня 1996 года «Sunset Boulevard» испанского автора Хавьера Альвареса включает в себя куплеты Los años de papel te vuelven a cegar / Como a Norma Desmond en Sunset Boulevard («Бумажные годы снова ослепляют вас / как [они ослепили] Норму Десмонд в «Бульваре Сансет»). '".) [82]

Профессиональная борьба

[ редактировать ]

«Вневременной» трюк , изображенный австралийским борцом Тони Сторм в All Elite Wrestling в 2023 и 2024 годах, в первую очередь основан на характере Нормы Десмонд, а ее « дворецкий » - канадский борец доктор Лютер - основан на характере Макс фон Майерлинг. Сюжетная линия с участием Шторма также черпает вдохновение из фильма « Все о Еве» , где персонаж Шторма также имеет общие черты с персонажем Марго Ченнинг, а английский борец Мэрайя Мэй изображает Шторму фольгу в стиле Евы Харрингтон. [83]

  1. ^ Хатчинсон, Памела (август 2016 г.). «Бульвар Сансет: что на самом деле говорит нам сатира Билли Уайлдера о Голливуде» . Хранитель . Проверено 24 сентября 2021 г.
  2. ^ «Бульвар Сансет (1950)» . www.filmsite.org . Проверено 24 сентября 2021 г.
  3. ^ Диркс, Тим. «Бульвар Сансет (1950)» . Киносайт АМС .
  4. ^ «РАЗВЛЕЧЕНИЯ: Реестр фильмов выбирает первые 25 фильмов» . Лос-Анджелес Таймс . Вашингтон, округ Колумбия, 19 сентября 1989 года . Проверено 22 апреля 2020 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Перри, с. ??
  6. ^ Кер, Дэйв (11 марта 2010 г.). «Независимая женщина, благородно страдающая в молчании» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 ноября 2011 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Стэггс (2002), с. ??
  8. ^ Мэнли, Джеффри (4 августа 2017 г.). «Логово компьютерщика встречает любимого человека» . Общество Эвелин Во . Проверено 21 июля 2024 г.
  9. ^ Кирго (1979), стр.276.
  10. ^ Вуд, Майкл (2 марта 2000 г.). «Обзор бесед с Уайлдером Кэмерона Кроу» . Лондонское обозрение книг . Архивировано из оригинала 18 июня 2009 года . Проверено 21 июля 2005 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Филлипс 2010 , с. 112.
  12. ^ Сиков, с. 286
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Суонсон, стр. 249-260.
  14. ^ Сиков, с. 285
  15. Билли Уайлдер – «О фильме «Нуар». Архивировано 18 февраля 2021 года в Wayback Machine . Интервью, июль 1975 года. Проверено 21 июля 2005 года.
  16. ^ Харви, Стивен (22 сентября 1985 г.). « Открытие «Королевы Келли» - с опозданием более чем на 50 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 17 февраля 2018 г.
  17. ^ Сиков, с. 288
  18. ^ Петерсен, Энн Хелен (23 сентября 2014 г.). «Скандалы классического Голливуда: долгое самоубийство Монтгомери Клифта» . Ярмарка тщеславия . Проверено 3 декабря 2016 г. Он также был близок с театральной актрисой Либби Холман, которая была на 16 лет старше его, которая стала печально известной фигурой в колонках светской хроники после подозрительной смерти ее богатого мужа, слухов о лесбиянстве и ее обычной практики встречаться с молодыми мужчинами. Клифт настолько защищал Холмана, что, когда ему предложили главную мужскую роль в «Бульваре Сансет», он отказался — как сообщается, чтобы избежать любых предположений, что Либби Холман была его собственной бредовой Нормой Десмонд, использующей красивого молодого человека, чтобы добиться своей утраченной славы. .
  19. ^ Гриттен, Дэвид (3 февраля 2013 г.). «Монтгомери Клифт: лучше, чем Брандо, трагичнее, чем Дин» . Телеграф Лимитед . Проверено 3 декабря 2016 г. Его агент Герман Ситрон позже предположил биографу Клифта Патрисии Босворт, что роль Гиллиса могла быть слишком близкой, чтобы ее можно было утешить; в то время 30-летний актер поддерживал тайную связь с певицей и актрисой Либби Холман, которая была на 16 лет старше его, - такое положение дел было бы сочтено скандальным.
  20. ^ Сиков, стр. 288–289
  21. ^ Бич, Кристофер (2015). Скрытая история киностиля: операторы, режиссеры и процесс сотрудничества . Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 86–114. ISBN  9780520284357 .
  22. ^ Терри, Райан (2 апреля 2014 г.). «Почему бульвар Сансет до сих пор приковывает к себе внимание всего мира» . Искусственность . Проверено 12 февраля 2018 г.
  23. ^ Трулер, Кимберли. «Стиль кино: Эдит Хед готовит Глорию Суонсон к съемке крупным планом на БУЛЬВАРЕ САНСЕТ» . ГламАмор . Проверено 10 февраля 2018 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Файнберг, Скотт (19 апреля 2020 г.). « Бульвар Сансет». Исполняется 70 лет: Нэнси Олсон об Уайлдере, Холдене и о том, почему она ушла со славы» . Голливудский репортер . Проверено 21 апреля 2020 г.
  25. ^ «Призрачный дом Уилшира скоро станет только воспоминанием», Los Angeles Times , 24 февраля 1957 г.
  26. ^ Места съемок фильмов на бульваре Сансет. Архивировано 6 августа 2013 г. в Wayback Machine , Всемирный путеводитель по местам съемок фильмов, 2013 г.
  27. ^ «Лучшие дома из кино» . Дейли Телеграф . Архивировано из оригинала 2 мая 2012 года.
  28. ^ Сиков, Эд (2017). На бульваре Сансет: жизнь и времена Билли Уайлдера . Джексон: Издательство Университета Миссисипи. п. 300. ИСБН  978-1496812650 .
  29. ^ «Подробности саундтрека: Бульвар Сансет» . Коллекционер саундтреков . Проверено 17 марта 2010 г.
  30. ^ «Бульвар Сансет» . Апрель 2015.
  31. ^ Стэггс (2002), стр. 151-152.
  32. Даты производства указаны в подробном списке онлайн- каталога художественных фильмов AFI. Архивировано 8 июля 2020 г. на Wayback Machine.
  33. ^ Сиков, Эд (1999). На бульваре Сансет: жизнь и времена Билли Уайлдера . Гиперион. ISBN  0-7868-8503-3 .
  34. ^ Эйман, Скотт (2005). Лев Голливуда: жизнь и легенда Луи Б. Майера . Саймон и Шустер. ISBN  0-7432-0481-6 .
  35. ^ Анкерич, Майкл Г. (2013). Мэй Мюррей: девушка с укушенными пчелами губами (отсутствие заглавных букв в колофоне), Университетское издательство Кентукки. Согласно предисловию Кевина Браунлоу (стр. ix), «тщательная работа» Анкериха «указывает на то, что Мюррей никогда не делал этого замечания».
  36. ^ Стэггс (2002), стр. 161-163.
  37. ^ Стэггс (2002), стр. 154-156.
  38. ^ Перейти обратно: а б 1634–1699: Маккаскер, Джей-Джей (1997). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов: Addenda et Corrigenda (PDF) . Американское антикварное общество . 1700–1799: Маккаскер, Джей-Джей (1992). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов (PDF) . Американское антикварное общество . 1800 – настоящее время: Федеральный резервный банк Миннеаполиса. «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Проверено 29 февраля 2024 г.
  39. ^ «Лучшие кассовые хиты 1950 года», Variety , 3 января 1951 г.
  40. ^ «Бульвар Сансет (1950)» . Гнилые помидоры . Фанданго . Проверено 11 октября 2021 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Уайли и Бона, с. ??
  42. Обзор кассового фильма от 22 апреля 1950 года. Проверено 21 июля 2005 года. Архивировано 31 октября 2004 года в Wayback Machine.
  43. ^ Прайор, Томас М. (11 августа 1950 г.). «Бульвар Сансет» . Нью-Йорк Таймс .
  44. ^ Перейти обратно: а б Обзор Роджера Эберта. Архивировано 20 ноября 2019 года в Wayback Machine 27 июня 1999 года. Проверено 9 января 2021 года.
  45. ^ Кель, бульвар Сансет.
  46. ^ Мирна Оливер. « Сценарист-режиссер Билли Уайлдер умер. Архивировано 7 июля 2019 года в Wayback Machine », Los Angeles Times , 28 марта 2002 года. Проверено 21 июля 2005 года.
  47. ^ Энтони Брезникан, « Оскароносный кинорежиссер Билли Уайлдер умирает в возрасте 95 лет. Архивировано 8 июля 2020 года в Wayback Machine » (Associated Press), Gettysburg Times , 29 марта 2002 г. Проверено 20 ноября 2011 г.
  48. ^ Корлисс, с. 147
  49. ^ Томсон, Дэвид (2008). Вы видели...? Личное знакомство с 1000 фильмами . п. 846.
  50. Академия кинематографических искусств и наук, номинации на награды за бульвар Сансет . Архивировано 12 января 2012 г. в Wayback Machine . Проверено 21 июля 2005 г.
  51. ^ Рэндалл, Стивен, изд. (2006). Интервью Playboy: больше, чем жизнь (1-е изд. M Press). Милуоки, Орегон: M Press. ISBN  1595820469 . OCLC   71350355 .
  52. ^ Стэггс (2002), с. 297
  53. ^ Список избранных фильмов 1989–2004 гг. Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса. Архивировано 7 апреля 2014 года в Wayback Machine . Проверено 21 июля 2005 г.
  54. ^ «Take One: первый ежегодный опрос кинокритиков Village Voice» . Деревенский голос . 1999. Архивировано из оригинала 26 августа 2007 года . Проверено 27 июля 2006 г.
  55. ^ «1000 лучших фильмов, когда-либо созданных» . Нью-Йорк Таймс . 2002. Архивировано из оригинала 11 декабря 2013 года . Проверено 7 декабря 2013 г.
  56. ^ Карр, Джей (2002). Список А: 100 важнейших фильмов Национального общества кинокритиков . Да Капо Пресс. п. 81 . ISBN  978-0-306-81096-1 . Проверено 27 июля 2012 г.
  57. ^ «100 важнейших фильмов Национального общества кинокритиков» . сайт www.filmsite.org .
  58. ^ «Голосует за бульвар Сансет (1950)» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 25 июля 2018 года . Проверено 14 февраля 2018 г.
  59. ^ «Десять лучших по опросу Sight & Sound 2002, остальные участники списка режиссеров» . old.bfi.org.uk. ​Архивировано из оригинала 1 февраля 2017 года . Проверено 31 мая 2021 г.
  60. ^ «100 величайших фильмов всех времен по версии режиссеров» . bfi.org .
  61. ^ «101 величайший сценарий» . Гильдия писателей Америки . Проверено 8 марта 2017 г.
  62. ^ «100 величайших американских фильмов» . BBC Культура . Проверено 15 февраля 2018 г.
  63. ^ Сиков, стр. 305–306
  64. ^ Сиков, стр. 310–311
  65. ^ Роберт А. Харрис, « Спасение заката. Архивировано 22 ноября 2005 г. в Wayback Machine », The Digital Bits, 15 ноября 2002 г. Проверено 21 ноября 2011 г.
  66. ^ Бревет, Брэд (14 января 2009 г.). «Столетняя коллекция Paramount: бульвар Сансет и четыре фильма Хепберн» . ComingSoon.net . Проверено 26 ноября 2016 г.
  67. ^ Кинг, Сьюзен (5 ноября 2012 г.). « Бульвар Сансет» отреставрирован в цифровом формате для своего дебюта на Blu-ray» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 26 ноября 2016 г.
  68. ^ "prasadgroup.org, Реставрация цифровой пленки" . Архивировано из оригинала 21 апреля 2018 года . Проверено 16 сентября 2014 г.
  69. ^ На основе аннотации к бульвару! Выпуск компакт-диска с демо-записью Ричарда Стэпли, Тима Дж. Хаттона и Стивена М. Уорнера
  70. ^ Стивен., Сондхейм (2011). Смотрите, я сделал шапку: собрал тексты песен (1981-2011) с сопутствующими комментариями, уточнениями, догмами, речами, болтовнями, анекдотами и всякой всячиной . Лондон: Девственница. ISBN  978-0753522608 . OCLC   751797401 .
  71. ^ «Бок о бок со Стивеном Сондхеймом» . sondheim.com . Проверено 18 февраля 2018 г.
  72. ^ Стэггс, Сэм (февраль 2003 г.). Крупный план бульвара Сансет: Билли Уайлдер, Норма Десмонд и мрачная голливудская мечта (1-е изд. «Гриффин Святого Мартина»). Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина. п. 320. ИСБН  0312302541 . OCLC   51815402 .
  73. ^ «Бульвар Сансет» . Интернет-база данных Бродвея ( Бродвейская лига ) . Проверено 27 февраля 2016 г.
  74. ^ Кришителло, Алекса (28 февраля 2019 г.). «Подтверждено! Гленн Клоуз сыграет главную роль в музыкальном фильме Роба Эшфорда «Бульвар Сансет»!» . Бродвейский мир . Проверено 1 марта 2019 г.
  75. ^ Салливан, Линдси (23 октября 2020 г.). «Гленн Клоуз предлагает обновленную информацию о предстоящем мюзикле на бульваре Сансет» . Бродвей.com . Проверено 30 декабря 2020 г.
  76. ^ Майор, Майкл. «Эндрю Ллойд Уэббер сообщает, что производство фильма «БУЛЬВАР САНСЕТ» остановлено» . BroadwayWorld.com . Проверено 25 ноября 2021 г.
  77. ^ «Гленн Клоуз говорит, что ремейк «Бульвара Сансет» «движется вперед » . 2 мая 2024 г.
  78. ^ Сестеро, Грег (2014). Художник-катастрофа: Моя жизнь в комнате, величайший плохой фильм из когда-либо созданных . Саймон и Шустер. п. 152.
  79. ^ Бержерон, Майкл (28 ноября 2017 г.). «Художник-катастрофа: интервью с Грегом Сестеро из The Room» . Свободная пресса Хьюстон . Проверено 17 февраля 2018 г.
  80. ^ Хеллер, Карен (30 декабря 2022 г.). «Новые актуальные отношения между Трампом и «Бульваром Сансет». " . Вашингтон Пост . Проверено 30 декабря 2022 г.
  81. ^ Бобзилла (25 сентября 2010 г.). «Интервью LAist: Джон Кейл» . ЛАист . Архивировано из оригинала 5 ноября 2017 года . Проверено 28 марта 2015 г.
  82. ^ Дубковский, Беттина (27 июля 2021 г.). «Хавьер Альварес: ​​«Мне понадобилось 45 лет жизни, чтобы понять, что я родился пердежом» · ВЕЩИ ЖЕЛАНИЯ» . Вещи желания (на европейском испанском языке) . Проверено 20 февраля 2023 г.
  83. ^ «Тони Хан подробно описывает восхождение Мэрайи Мэй в AEW» . Борьба на Фаннации . 17 июля 2024 г. . Проверено 18 июля 2024 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Корлисс, Ричард (1974). Говорящие картинки: сценаристы в американском кино, 1927–1973 . Не обращайте внимания на прессу. ISBN   0-87951-007-2
  • Хэдли, Боз (1996). Выступление Бетт Дэвис . Книги о баррикадах. ISBN   1-56980-066-9 .
  • Кель, Полина (1982). 5001 ночь в кино . Книги Зенита. ISBN   0-09-933550-6 .
  • Кирго, Джули (1979). « Бульвар Сансет ». В книге Алена Сильвера и Элизабет Уорд, редакторы, «Фильм нуар: энциклопедическая ссылка на американский стиль». Вудсток: Overlook Press, 1979. ISBN   0-87951-055-2 .
  • Перри, Джордж и Эндрю Ллойд Уэббер (1993). Бульвар Сансет, От кино к мюзиклу . Павильон. ISBN   1-85793-208-0 .
  • Филлипс, Джин (2010). Некоторым нравится Уайлдер: жизнь и противоречивые фильмы Билли Уайлдера . Университетское издательство Кентукки. ISBN  978-0-8131-7367-2 .
  • Рэндалл, Стивен (2006). Интервью Playboy: больше, чем жизнь . Милуоки, Орегон: M Press. ISBN   1595820469 .
  • Сиков, Эд (1998). На бульваре Сансет: жизнь и времена Билли Уайлдера . Нью-Йорк: Гиперион. ISBN   0-7868-6194-0 .
  • Сондхейм, Стивен (2011). Смотрите, я сделал шапку: собрал тексты песен (1981-2011) с сопутствующими комментариями, уточнениями, догмами, речами, болтовнями, анекдотами и всякой всячиной . Лондон: Девственница. ISBN   0753522608 .
  • Стэггс, Сэм (2001). Все о «Все о Еве» . Пресса Святого Мартина. ISBN   0-312-27315-0 .
  • Стэггс, Сэм (2002). Крупный план бульвара Сансет: Билли Уайлдер, Норма Десмонд и темная голливудская мечта . Нью-Йоркская пресса Святого Мартина. ISBN   0-312-27453-X .
  • Суонсон, Глория (1981). Суонсон о Суонсоне, Создание голливудской легенды . Хэмлин. ISBN   0-600-20496-0 .
  • Уайли, Мейсон и Дэмиен Бона (1987). Внутри Оскара, Неофициальная история вручения премии Оскар . Книги Баллантайна. ISBN   0-345-34453-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 578c1bccf4abcaf807e1cb181bc49192__1722177900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/92/578c1bccf4abcaf807e1cb181bc49192.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sunset Boulevard (film) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)