Черный лебедь (фильм)
Черный лебедь | |
---|---|
Режиссер | Даррен Аронофски |
Автор сценария |
|
Рассказ | Андрес Хайнц |
Продюсер: |
|
В главных ролях | |
Кинематография | Мэтью Либатик |
Под редакцией | Эндрю Вайсблюм |
Музыка | Клинт Мэнселл |
Производство компании | |
Распространено | Фотографии Fox Searchlight |
Даты выхода |
|
Время работы | 108 минут [1] |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 13 миллионов долларов [2] |
Театральная касса | 329,3 миллиона долларов [3] |
«Черный лебедь» — американский психологический фильм ужасов 2010 года режиссёра Даррена Аронофски по сценарию Марка Хеймана , Джона Маклафлина и Андреса Хайнца по рассказу Хайнца. В фильме снимались Натали Портман в главной роли, Венсан Кассель , Мила Кунис , Барбара Херши и Вайнона Райдер в ролях второго плана. В центре сюжета постановка Чайковского « Лебединого озера» труппой New York City Ballet . В постановке требуется, чтобы балерина сыграла невинного и хрупкого Белого Лебедя, для которого идеально подходит преданная танцовщица Нина Сэйерс (Портман), а также темного и чувственного Черного Лебедя, качества которых лучше воплощает новая соперница Лили ( Кунис). Нину охватывает чувство огромного давления, когда она борется за роль, из-за чего она теряет слабую связь с реальностью и впадает в безумие.
Аронофски задумал эту идею, соединив свои просмотры постановки « Лебединого озера» с нереализованным сценарием о дублёрах и идеей о том, что его преследует двойник, подобно фольклору, окружающему двойников . Аронофски называет Федора Достоевского » «Двойника еще одним источником вдохновения для создания фильма. Режиссер также считал «Черного лебедя» дополнением к своему фильму «Рестлер» (2008), причем оба фильма вращаются вокруг требовательных представлений для разных видов искусства. Он и Портман впервые обсудили проект в 2000 году, и после непродолжительного сотрудничества с Universal Pictures , «Черный лебедь» был снят в Нью-Йорке в 2009 году компанией Fox Searchlight Pictures . Портман и Кунис несколько месяцев тренировались в балете перед съемками.
«Черного лебедя» Премьера состоялась 1 сентября 2010 года на 67-м Венецианском международном кинофестивале , а с 3 декабря он был выпущен ограниченным тиражом в США, а затем вышел в широкий прокат 17 декабря. После выхода фильм получил положительные отзывы критиков. с похвалой режиссуре Аронофски и игре Портман, Кунис и Херши. Он также имел большой коммерческий успех в прокате, собрав 329 миллионов долларов по всему миру при бюджете в 13 миллионов долларов. Фильм получил пять номинаций на 83-й церемонии вручения премии Оскар , в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру (Аронофски), а Портман получила награду за лучшую женскую роль ; он также получил четыре номинации на 68-й церемонии вручения премии «Золотой глобус» , в том числе за лучший фильм в драме и за лучшую режиссуру (Аронофски), а Портман получила награду за лучшую женскую роль в драматическом фильме . В 2021 году игра Портман вошла в The New Yorker . список лучших киноспектаклей XXI века по версии [4]
Сюжет
[ редактировать ]Нина Сэйерс, молодая танцовщица труппы New York City Ballet , живет со своей чрезмерно опекающей матерью Эрикой, которая сама бывшая балерина . Труппа открывает сезон « Чайковского » Лебединым озером . Вынудив приму-балерину Элизабет «Бет» Макинтайр уйти на пенсию , художественный руководитель Томас Лерой объявляет, что ищет новую танцовщицу на двойные роли : невинного и хрупкого Белого лебедя Одетты и чувственного и темного Черного лебедя Одиллии. Нина проходит прослушивание на роли и безупречно танцует в роли Одетты, но не может воплотить Одиллию.
На следующий день Нина просит Томаса передумать, но когда он насильно целует ее, она кусает его и убегает из его офиса. Позже в тот же день Нина видит список актеров и к своему удивлению узнает, что получила главную роль. На гала-концерте, посвященном новому сезону, пьяная Бет обвиняет Нину в оказании сексуальных услуг Томасу в обмен на повышение по службе. На следующий день Нина слышит, что Бет сбила машина ; Томас считает, что она пыталась покончить жизнь самоубийством . Затем Нина навещает Бет, находящуюся без сознания, в больнице и приходит в отчаяние, увидев ее серьезно поврежденные ноги, а это означает, что, если Бет выздоровеет, она не сможет быть танцовщицей.
Во время репетиций Томас просит Нину понаблюдать за новичком, Лили, которая внешне похожа на Нину, но в то же время обладает раскованностью, которой нет у Нины. У Нины галлюцинации , и она обнаруживает на спине царапины. Однажды ночью, несмотря на возражения Эрики, Нина принимает приглашение Лили сходить выпить. Лили предлагает Нине капсулу экстази , говоря, что это поможет ей расслабиться. Нина сначала отказывается, но затем соглашается. Она повторяет заверения Лили, что эффект продлится всего несколько часов, и быстро начинает действовать под влиянием экстази. Нина флиртует с мужчинами в баре, как и Лили. После танца в ночном клубе они возвращаются в квартиру Нины на такси, где Лили мастурбирует Нину. Когда они приходят в квартиру Нины, Нина кричит Эрике, чтобы она оставила ее в покое. Она сразу же занимается сексом с Лили. На следующее утро она просыпается дезориентированной и с похмелья и понимает, что опаздывает на генеральную репетицию.
Прибыв в Линкольн-центр , Нина видит Лили, танцующую в роли Одиллии, и рассказывает ей о прошлой ночи. В замешательстве Лили отрицает, что занималась сексом с Ниной, говоря, что пошла домой с одним из мужчин из бара. Нина убеждается, что Лили намерена занять ее место, особенно после того, как узнает, что Томас назначил Лили своей заместителем. Галлюцинации Нины становятся сильнее, а ее травмы увеличиваются, доходя до того, что она галлюцинирует, превращаясь в Одиллию. На премьере Нина ругает свою мать за то, что она позвонила в театр и сказала, что она недостаточно здорова для выступления, опасаясь, что роль может оказаться для нее слишком сложной. Когда Нина опаздывает, Лили готова заменить ее, но Нина убеждает Томаса позволить ей вернуться к своей роли.
Ближе к концу второго акта балета Нина отвлекается на очередную галлюцинацию и теряет стабильность роли Одетты. Это заставляет танцора, играющего принца, бросить ее на сцену, что приводит Томаса в ярость. Она возвращается в свою гримерку и обнаруживает, что Лили готовится сыграть Одиллию. Во время противостояния Лили превращается в Нину. Двое дерутся, разбивая зеркало. Нина наносит удар своему двойнику большим осколком стекла от зеркала, убивая ее. Тело возвращается к Лили. Нина прячет тело в ванной и выходит на сцену, безупречно танцуя в роли Одиллии и, казалось бы, превращается в черного лебедя, ее руки покрыты перьями. Под овации публики Нина удивляет Томаса страстным поцелуем и возвращается в свою гримерку.
Когда Нина снова надевает пачку Одетты и делает макияж в виде белого лебедя, она слышит стук в дверь. Она открывает его и находит живую Лили, извиняющуюся за недоразумение и поздравляющую Нину перед тем, как уйти. Она видит, что зеркало все еще разбито, полотенце, которым вытерли кровь, чистое, а в ванной нет тела. Затем Нина смотрит вниз и вытаскивает из живота осколок стекла, понимая, что вместо этого она нанесла удар себе ножом. Она танцует заключительный акт балета, который заканчивается тем, что Одетта бросается со скалы и приземляется на матрас. Все разражаются бурными аплодисментами, а Томас, Лили и остальные собираются, чтобы поздравить Нину, которая продолжает лежать на матрасе. Томас видит, как кровь растекается по ее талии, и кричит о помощи. Он лихорадочно спрашивает Нину, что с ней случилось, на что она спокойно отвечает: «Я это почувствовала. Это было прекрасно», когда экран становится белым.
Бросать
[ редактировать ]В заключительных титрах основные актеры упоминаются как персонажи фильма, так и соответствующие им персонажи из «Лебединого озера» .
- Натали Портман в роли Нины Сэйерс/Белого лебедя/Одетты
- Мила Кунис в роли Лили/Черного лебедя/Одиллии
- Венсан Кассель в роли Томаса Лероя / Джентльмена
- Барбара Херши в роли Эрики Сэйерс / Королевы
- Вайнона Райдер в роли Элизабет «Бет» Макинтайр / «Умирающий лебедь»
- Бенжамен Мильпье в роли Давида Моро/принца Зигфрида
- Ксения Соло — Вероника/Маленький лебедь
- Кристина Анапова — Галина/Маленький лебедь
- Джанет Монтгомери в роли Мэдлин / Маленького лебедя
- Себастьян Стэн, как Эндрю / Поклонник
- Тоби Хемингуэй в роли Тома/Поклонника
- Серджио Торрадо в роли Серджио / фон Ротбарта
- Марк Марголис, как мистер Фитиан / Покровитель
- Тина Слоан в роли миссис Фитиан / покровительницы
Производство
[ редактировать ]Концепция
[ редактировать ]Даррен Аронофски впервые заинтересовался балетом, когда его сестра училась танцу в Высшей школе исполнительских искусств в Нью-Йорке. Основная идея фильма возникла, когда он нанял сценаристов для переделки сценария под названием «Дублер» , в котором изображались актеры вне Бродвея и исследовалась идея того, что их преследует двойник. Аронофски сказал, что в сценарии присутствуют элементы « Все о Еве» (1950), Полански Романа «Жильца» (1976) и Федора Достоевского повести «Двойник» . Режиссер также видел множество постановок « Лебединого озера » и связал со сценарием двойственность Белого лебедя и Черного лебедя. [5] Исследуя постановку « Черного лебедя» , Аронофски обнаружил, что балет — это «очень замкнутый мир», танцоров которого «кино не впечатляет». Тем не менее, режиссер нашел активных и неактивных танцоров, которые поделились с ним своим опытом. Он также стоял за кулисами, чтобы увидеть выступление балета Большого театра в Линкольн-центре исполнительских искусств . [6]
Аронофски назвал «Черного лебедя» сопутствующим фильмом к своему предыдущему фильму «Рестлер» , вспомнив один из своих ранних проектов о любовной связи между борцом и балериной. В конце концов он разделил мир борьбы и балета как «слишком много для одного фильма». Он сравнил два фильма: «Некоторые считают борьбу низшим искусством — если они вообще могут назвать это искусством, — а некоторые считают балет высшим искусством. Но что меня поразило, так это то, насколько похожи исполнители в обоих этих мирах. оба невероятно используют свои тела, чтобы выразить себя». [6] Говоря о психологическом триллере « Черного лебедя» , актриса Натали Портман сравнила тон фильма с фильмом Полански 1968 года « Ребенок Розмари» . [7] Полански в то время как Аронофски сказал, что «Отвращение» (1965) и «Жилец» (1976) «большое влияние» на финальный фильм. [6] Актер Венсан Кассель также сравнил «Черного лебедя» с ранними работами Полански, а также с Дэвида Кроненберга . ранними работами [8]
Кастинг
[ редактировать ]Аронофски впервые обсудил с Портман возможность создания фильма о балете в 2000 году, и он обнаружил, что ей интересно сыграть балерину. [6] Портман объяснила, что является частью «Черного лебедя» : «Я пытаюсь найти роли, которые потребуют от меня большей взрослости, потому что в роли женщины в кино можно застрять в очень ужасно милом круговороте, особенно будучи таким маленьким человеком». [9] Портман предположила Аронофски, что на эту роль идеально подойдет ее хорошая подруга Мила Кунис. Кунис противопоставил Лили Нине: «Мой персонаж очень свободный… Она не так хороша технически, как персонаж Натали, но, естественно, в ней больше страсти. Это то, чего [Нине] не хватает». [10] поставлены Женские персонажи в постановке «Лебединого озера» Томасом Лероем, которого играет Кассель. Он сравнил своего персонажа с Джорджем Баланчиным , который был соучредителем New York City Ballet и был «помешанным на контроле, настоящим артистом, использующим сексуальность, чтобы руководить своими танцорами». [11]
Портман и Кунис начали тренироваться за шесть месяцев до начала съемок, чтобы достичь телосложения и мышечного тонуса, более близких к профессиональным танцорам. [5] Портман тренировалась по пять часов в день, занимаясь балетом, кросс-тренингом и плаванием. За несколько месяцев до съемок она начала заниматься хореографией. [12] Кунис занимался кардио и пилатесом , «тренировался семь дней в неделю по пять часов в общей сложности пять-шесть месяцев и… сидел на очень строгой диете из 1200 калорий в день». Она похудела на 20 фунтов (9 кг) по сравнению со своим нормальным весом около 117 фунтов (53 кг) и сообщила, что Портман «стала меньше меня». [13] Кунис сказала: «В детстве я занималась балетом, как и любой другой ребенок. Ты носишь пачку , стоишь на сцене, выглядишь мило и вертишься. Но это совсем другое, потому что ты не можешь это притвориться. Ты не можешь просто оставайся там и делай вид, что знаешь, что делаешь. Все твое тело должно быть устроено по-другому». [14] Джорджина Паркинсон , балетмейстер Американского театра балета (ABT), тренировала актеров балету. [15] ABT Солистки Сара Лейн и Мария Рикчетто выступили «танцевальными дублерами» Портман и Кунис соответственно. [16] Танцовщица Кимберли Проса также была дублёром Портман. Она заявила: «Натали ходила на занятия, училась несколько месяцев, она выше пояса. Сара Лэйн, солистка ABT, делала тяжелые трюки, она делала фуэте , но она была у них только в течение ограниченного времени, пару недель, поэтому я сделал остальные танцевальные кадры, которые им были нужны». [17]
Помимо выступлений солистов, артисты Пенсильванского балета выступали в роли кордебалета , декорации для выступлений главных актеров. [5] В фильме также появятся Кристина Анапова. [18] Тоби Хемингуэй, [19] Себастьян Стэн, [20] и Джанет Монтгомери. [21]
Разработка и съёмки
[ редактировать ]Аронофски и Портман впервые обсудили фильм-балет в 2000 году, после выхода «Реквиема по мечте» , хотя сценарий еще не был написан. [6] Он рассказал ей о любовной сцене между соревнующимися артистами балета, и Портман вспоминала: «Я подумала, что это было очень интересно, потому что этот фильм во многих отношениях является исследованием эго артиста и такого рода нарциссического влечения к самому себе, а также отвращения к самому себе. ." [22] О десятилетнем ожидании начала съемок она сказала: «Тот факт, что я потратила так много времени на эту идею… позволил ей немного настояться, прежде чем мы приступим к съемкам». [23]
Сценарий «Дублер» написал Андрес Хайнц; Аронофски впервые услышал об этом во время монтажа своего второго фильма «Реквием по мечте» (2000) и описал его как « Все о Еве с дублером, действие которого происходит за пределами Бродвея». После создания «Фонтана» (2006) Аронофски и продюсер Майк Медавой попросили сценариста Джона Маклафлина переписать «Дублера» ; Аронофски сказал, что Маклафлин «взял мою идею о «Лебедином озере» и балете, вложил [историю] в мир балета и изменил название на « Черный лебедь ». [24] план « Черного лебедя» подробный Когда Аронофски предложил Universal Pictures , студия решила ускорить разработку проекта в январе 2007 года. [25] По словам Аронофски, проект «снова умер», пока после создания «Рестлера» (2008) он не поручил Марку Хейману , директору по развитию продюсерской компании Аронофски Protozoa Pictures, написать для «Черного лебедя » «и сделать его чем-то, что был работоспособным». [24] над проектом К июню 2009 года Universal завершила работу , привлекая внимание других студий и специализированных подразделений, особенно актрисы Портман, назначенной на главную роль. [26] «Черный лебедь» начал разработку под компаниями Protozoa Pictures и Overnight Productions, последняя финансировала фильм. В июле 2009 года Кунис прошла кастинг. [27]
Fox Searchlight Pictures распространила «Черного лебедя» и выделила фильму производственный бюджет в 10–12 миллионов долларов. Основные съемки проводились с использованием камер Super 16 мм и начались в Нью-Йорке в конце 2009 года. [28] [29] Часть съемок проходила в Центре исполнительских искусств Государственного университета Нью-Йорка в Пёрчесе . [5] Аронофски снял «Черного лебедя» с приглушенной палитрой и зернистым стилем, который, по его замыслу, был похож на «Рестлера» . [30] Аронофски сказал:
Мне нравится Super 16, потому что камеры очень легкие и подвижные. Кроме того, для Рестлера это была экономия денег. Кинопленки на 35 мм станут настолько глянцевыми, что будут близки к тому, что люди делают на видео. Мне хотелось вернуться к зернистому, правдивому ощущению «Рестлера» … Как и в случае с борьбой, балет снимается широким планом с двумя планами сбоку, и никто толком не выносил камеру – ну, рестлинг – на ринг или для нас – на сцену и в репетиционную комнату. Мне очень хотелось, чтобы камера танцевала, но я нервничала по поводу съемок психологического триллера/фильма ужасов ручной камерой. Я не мог вспомнить другого примера, когда они это сделали... Стадионные камеры сильно отличаются от портативных, потому что ручные камеры дают ощущение настоящей реальности. Я был обеспокоен, не повлияет ли это на интригу, но через некоторое время сказал: «К черту, давай действуем. [24]
Оператор Мэтью Либатик снял фильм на 16-миллиметровую пленку . [31]
Музыкальный саундтрек
[ редактировать ]Неоригинальная музыка, представленная в «Черном лебеде», состоит из музыки Чайковского с экранными выступлениями и саундтреком скрипача Тима Фейна. [32] и трек электронной танцевальной музыки английского продюсерского дуэта The Chemical Brothers . Это пятое подряд сотрудничество Аронофски и английского композитора Клинта Мэнселла , написавшего оригинальную музыку к фильму. Мэнселл попытался написать музыку к фильму по балету Чайковского. [33] но с радикальными изменениями в музыке. [34] Из-за использования музыки Чайковского партитура была признана неприемлемой для участия в церемонии вручения премии Оскар 2010 года за лучшую оригинальную партитуру . [35]
Музыка The Chemical Brothers, которая занимает видное место на клубной сцене в «Черном лебеде» , не включена в альбом саундтреков. [36]
Выпускать
[ редактировать ]«Черного лебедя» состоялась Мировая премьера 1 сентября 2010 года в качестве фильма открытия 67-го Венецианского кинофестиваля. Он получил овации, продолжительность которых, по словам Variety , сделала его «одним из самых сильных фильмов открытия Венеции за последнее время». [37] Художественный руководитель фестиваля Марко Мюллер выбрал «Черного лебедя» вместо «Американского » (с Джорджем Клуни в главной роли ) в качестве фильма открытия, заявив: «[Он] просто больше подходил… Клуни — замечательный актер, и ему всегда будут рады в Венеции». .Но это было так просто». [38] «Черный лебедь» , показанный на конкурсе, является третьим подряд фильмом режиссера Аронофски, премьера которого состоялась на фестивале, после «Фонтан» (2006) и «Рестлер» . [39] «Черный лебедь» был представлен на предварительном показе на кинофестивале в Теллуриде 5 сентября 2010 года. [40] фильм также прошел гала-показ на 35-м Международном кинофестивале в Торонто . Позднее в том же месяце [41] [42] В октябре 2010 года «Черный лебедь» был показан на кинофестивале в Новом Орлеане . [43] кинофестиваль в Остине , [44] и Лондонский кинофестиваль BFI . [45] В ноябре 2010 года фильм был показан на фестивале AFI Fest Американского института кино в Лос-Анджелесе, Денверском кинофестивале и фестивале Camerimage в Быдгоще , Польша. [46]
Выпуск « Черного лебедя» в Великобритании был перенесен с 11 февраля на 21 января 2011 года. По данным The Independent , фильм считался одним из «самых ожидаемых» фильмов 2010 года. Газета затем сравнила его с балетом 1948 года. фильм «Красные туфли» демонстрирует «кошмарное качество… танцовщицы, одержимой желанием танцевать». [47]
Домашние СМИ
[ редактировать ]«Черный лебедь» был выпущен на DVD и Blu-ray в регионе 1/регионе А 29 марта 2011 года. [48] Версия для региона 2/региона B была выпущена 16 мая 2011 года.
Прием
[ редактировать ]Театральная касса
[ редактировать ]3 декабря 2010 года «Черный лебедь» имел ограниченный прокат в некоторых городах Северной Америки в 18 кинотеатрах. [49] и имел неожиданный кассовый успех . [50] В день премьеры фильм собрал в общей сложности 415 822 доллара, в среднем 23 101 доллар за кинотеатр. [51] К концу первых выходных он собрал 1 443 809 долларов — 80 212 долларов на кинотеатр. Средний показатель по локациям был вторым по величине за первые выходные 2010 года после «Речи короля» . [52] У этого фильма самый высокий средний сбор в кинотеатрах по версии Fox Searchlight Pictures за всю историю, и он занимает 21-е место в списке за всю историю. [53] Во вторые выходные фильм расширился до 90 кинотеатров и собрал 3,3 миллиона долларов, что сделало его шестым фильмом по кассовым сборам. [54] В третий уик-энд он снова расширился до 959 кинотеатров и собрал 8 383 479 долларов. Фильм собрал более 106 миллионов долларов в США и более 329 миллионов долларов по всему миру. [3]
Критический ответ
[ редактировать ]После выхода «Черный лебедь» получил положительные отзывы критиков, в которых хвалили режиссуру Аронофски и игру Портман, Кунис и Херши.
Агрегатор рецензий Rotten Tomatoes дает фильму рейтинг одобрения 85% на основе 318 рецензий и среднюю оценку 8,20 из 10. Критический консенсус веб-сайта гласит: «Бодрящий, страстный и дико мелодраматичный, « Черный лебедь» скользит по смелому направлению Даррена Аронофски - и бравурному, потрясающему выступлению Натали Портман». [55] На сайте Metacritic , который присваивает рецензиям средневзвешенную оценку, фильм получил среднюю оценку 79 из 100 на основе 42 критиков, что указывает на «в целом положительные отзывы». [56]
В сентябре 2010 года Entertainment Weekly сообщило, что, основываясь на отзывах о показе фильма на Венецианском кинофестивале, «[ Черный лебедь ] уже станет одним из самых популярных фильмов года, которые вызывают восторг или ненависть». [57] Леонард Малтин в своем блоге Movie Crazy признался, что «терпеть не мог» фильм, несмотря на высокую оценку игры Портман. [58] Агентство Reuters охарактеризовало раннюю реакцию на фильм как «в основном положительную», а игра Портман получила высокую оценку. [59] Газета Sydney Morning Herald сообщила, что «фильм разделил критиков. Некоторых сочла его театральность сводящей с ума, но большинство заявило, что они «сметены»». [60]
Курт Лодер из Reason назвал фильм «на удивление жутким» и написал, что «он не совсем удовлетворителен; но он наполнен обычным творческим энтузиазмом режиссера и имеет великолепный темный, сияющий вид». [61] Майк Гудридж из Screen Daily назвал «Черного лебедя » «попеременно тревожным и волнующим» и описал фильм как гибрид « Поворотного момента» (1977) и фильмов Полански «Отвращение» (1965) и «Ребенок Розмари» (1968). Гудридж описал игру Портман: «[Она] очаровательна в роли Нины… она с пугающей правдивостью передает смятение подавленной молодой женщины, брошенной в мир опасностей и искушений». Критик также похвалил Касселя, Куниса и Херши за их роли второго плана, особенно сравнив Херши с Рут Гордон в роли «отчаявшейся, ревнивой матери». Гудридж похвалил кинематографию Либатика с танцевальными сценами и психологически «нервирующими» сценами: «Это завораживающая психологическая поездка, которая перерастает в великолепный театральный трагический финал, когда Нина пытается показать идеальную игру». [62]
Кирк Ханикатт из The Hollywood Reporter дал фильму неоднозначную оценку. Он написал: «[ Черный лебедь ] — это мгновенное чувство вины, великолепно снятый, визуально сложный фильм, чья плохая сторона — вот что в нем хорошего. Вы можете взвыть от явной смелости смешивания психического заболевания с утомляющим тело, отупляющим разум». суровость балета, но его мрачные образы и адская конкуренция между двумя соперничающими танцорами просто неотразимы». Ханикатт высоко оценил «роскошную» хореографию Мильпье и «стремительную и плетистую» операторскую работу Либатика. Критик сказал о тематическом коллаже: «Аронофски... никогда не удается сочетать элементы жанра с миром балета... Динамика «Белого лебедя» и «Черного лебедя» почти работает, но чепуха фильмов ужасов затягивает все в кроличью нору нелепости. ." [63] Точно так же в статье для The Huffington Post Роб Киркпатрик похвалил игру Портман, но сравнил сюжет фильма с сюжетом «Шоугелз» (1995) и «Бурлеск» (2010), при этом заключив, что «Черный лебедь» — это «просто более дорогой сыр, камамбер Аронофски с [ бурлеска] режиссёром Стив] Чеддер Антина. [64] Vulture Кайл Бьюкенен из также отметил сходство сюжета фильма с широко высмеиваемыми «Шоугелз » и сказал, что режиссер Даррен Аронофски «в большей степени обязан классической эксплуатации Пола Верховена , чем [он] готов признать». . [65]
Фильм подвергся критике за изображение балета и артистов балета. После выхода фильма в Великобритании The Guardian взяла интервью у четырех профессиональных артистов балета в Великобритании: Тамары Рохо , Лорен Катбертсон , Эдварда Уотсона и Елены Глурджидзе . Рохо назвал фильм «ленивым… в котором показаны все балетные клише». Уотсон чувствовал, что в фильме «[балет] выглядит таким наивным и смехотворным. Он не показывает, почему балет так важен для нас - почему нам так хочется стараться». [66] Канадская пресса также сообщила, что многие канадские артисты балета посчитали, что в фильме танцоры изображены негативно и преувеличены элементы их жизни, но Портман высоко оценила ее танцевальную технику. [67] В интервью газете Los Angeles Times Джиллиан Мерфи , солистка Американского театра балета, похвалила визуальные элементы фильма, но отметила, что представление мира балета в фильме было «экстремальным». [68]
Идеальный синий
[ редактировать ]Некоторые критики отметили поразительное сходство между Сатоши Кона 1997 года аниме- фильмом «Идеальный синий» » Аронофски и «Черным лебедем . [69] [70] В ответ на сравнения Perfect Blue и Black Swan Аронофски признал сходство в 2010 году, но отрицал, что Black Swan был вдохновлен Perfect Blue . [69] Кон отметил в своем блоге, что встречался с Аронофски в 2001 году. [70]
Эскиз костюма
[ редактировать ]Эми Уэсткотт считается художником по костюмам и получила несколько номинаций на награды. Публичный спор возник вокруг вопроса о том, кто разработал 40 балетных костюмов для Портман и танцоров. Статья в британской газете The Independent предположила, что эти костюмы на самом деле были созданы Кейт и Лорой Малливи из Rodarte . [71] Уэсткотт оспорил эту точку зрения и заявил, что всего лишь семь костюмов, среди которых Черный и Белый лебедь, были созданы в сотрудничестве Родарте, Уэсткотта и Аронофски. Кроме того, костюмы корпедического балета были разработаны Заком Брауном (для Американского театра балета) и слегка адаптированы Уэсткотт и ее отделом дизайна костюмов. Уэсткотт сказал: «Спор – слишком лестное слово для двух людей, использующих свои значительные ресурсы саморекламы, чтобы громко жаловаться на свою репутацию, когда они поняли, насколько хорош фильм». [72]
Танцевальный дубль
[ редактировать ]Танцовщица ABT Сара Лейн сыграла в фильме «танцевальную дублершу» Портман. [16] В записи в блоге журнала Dance Magazine от 3 марта главный редактор Венди Перрон спросила: «Неужели люди верят, что для того, чтобы стать балериной, нужен всего один год? Мы знаем, что Натали Портман в детстве училась балету и целый год занималась балетом. интенсивная подготовка для фильма, но это не значит, что она балерина. Однако, похоже, многие люди считают, что Портман сама танцевала в « Черном лебеде ». [73] [74] Это привело к ответам Бенджамина Мильпье и Аронофски, которые оба защищали Портман, а также ответу Лейна, утверждающего, что ей не оказали должного внимания. [75] [76]
Похвалы и награды
[ редактировать ]«Черный лебедь» вошел в десятку лучших фильмов 2010 года по версии многих критиков и часто считается одним из лучших фильмов года. [77] Он был включен в список Американского института кино . «10 фильмов года» [78] 25 января 2011 года фильм был номинирован на пять премий «Оскар» («Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучшая женская роль», «Лучшая операторская работа» и «Лучший монтаж»), а Портман получила награду за лучшую женскую роль . [79]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Черный лебедь (15)» . Британский совет классификации фильмов . 19 ноября 2010 года . Проверено 21 сентября 2016 г.
- ^ Зейчик, Стивен (17 сентября 2010 г.). «Чёрный лебедь» Даррена Аронофски — художественный фильм другого толка» . Корейский вестник . Информационные службы McClatchy-Tribune. Архивировано из оригинала 20 марта 2012 года . Проверено 4 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Черный лебедь (2010)» . Касса Моджо . Проверено 10 сентября 2011 г.
- ^ Броуди, Ричард (6 марта 2021 г.). «Лучшие киноспектакли столетия на данный момент» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 6 марта 2021 года . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Влощина, Сьюзан (22 июля 2010 г.). « Звезды «Черного лебедя» ловко входят в роли» . США сегодня . Архивировано из оригинала 26 августа 2010 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Дитциан, Эрик (30 августа 2010 г.). « Режиссер «Черного лебедя» Даррен Аронофски о балете, Натали Портман и лесбийских поцелуях» . Блог MTV Movies . МТВ. Архивировано из оригинала 1 сентября 2010 года.
- ^ Виглер, Джош (5 августа 2010 г.). «Натали Портман сравнивает «Черного лебедя» с ребенком Розмари по тону» . Блог MTV Movies . МТВ. Архивировано из оригинала 6 августа 2010 года . Проверено 6 августа 2010 г.
- ^ Бьюкенен, Кайл (26 августа 2010 г.). «Венсан Кассель о Мерин , Черном лебеде и актерском мастерстве» . Кинолайн . Архивировано из оригинала 31 августа 2010 года.
- ^ Виглер, Джош (8 декабря 2009 г.). «Натали Портман присоединилась к «Черному лебедю» Даррена Аронофски, чтобы исследовать свою взрослую жизнь» . Блог MTV Movies . МТВ. Архивировано из оригинала 26 июля 2010 года . Проверено 11 декабря 2009 г.
- ^ Лесник, Сайлас (13 декабря 2009 г.). «Мила Кунис говорит о черном лебеде » . ComingSoon.net . Архивировано из оригинала 16 февраля 2010 года . Проверено 23 декабря 2009 г.
- ^ Дуглас, Эдвард (7 августа 2010 г.). «Эксклюзив: Венсан Кассель возвращается в «Восточные обещания 2 »» . ComingSoon.net . Жажда Онлайн . Архивировано из оригинала 15 августа 2010 года.
- ^ «Гипер» балетное обучение Портман» . Ассоциация прессы . 1 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 1 сентября 2010 г.
- ^ Заявлено Кунисом на Jimmy Kimmel Live! , 6 декабря 2010 г.
- ^ Вольф, Жанна (3 сентября 2009 г.). «Мила Кунис: «Кто хочет быть нормальным?» » . Парад . Архивировано из оригинала 7 декабря 2010 года.
- ^ Кисельгофф, Анна (19 декабря 2009 г.). «Джорджина Паркинсон, звезда Королевского балета, умерла в 71 год» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 26 марта 2011 года.
- ^ Jump up to: а б Фюрер, Маргарет (апрель – май 2010 г.). «Балет повсюду: громкие имена в «Черном лебеде »» . Журнал Пуэнт . Macfadden Performing Arts Media. Архивировано из оригинала 15 июля 2010 года . Проверено 16 апреля 2010 г.
- ^ Левин, Дебра (29 ноября 2010 г.). «Злой двойник Натали Портман, двойник Кимберли Проза» . Хаффингтон Пост . Проверено 29 января 2011 г.
- ^ Маккейб, Джозеф (10 декабря 2009 г.). «Вот последний лебедь » . ФИРнет . Хоррор Энтертейнмент, ООО . Проверено 11 декабря 2009 г.
- ^ Вена, Джоселин (23 июля 2010 г.). «Блюда Тейлор Свифт из «Моего» видео «Любовный интерес»» . Новости МТВ . МТВ. Архивировано из оригинала 25 июля 2010 года . Проверено 1 августа 2010 г.
- ^ Кролл, Джастин (3 декабря 2009 г.). «Себастьян Стэн» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 8 декабря 2009 года . Проверено 11 декабря 2009 г.
- ^ «ИСКЛЮЧЕНИЕ: Монтгомери танцует под ритм « Черного лебедя »» . Шок до упаду . Жажда онлайн. 11 декабря 2009. Архивировано из оригинала 14 декабря 2009 года . Проверено 3 января 2010 г.
- ^ Коллетт-Уайт, Майк (1 сентября 2010 г.). «Натали Портман принимает мрачный поворот в фильме «Венеция»» . Рейтер . Архивировано из оригинала 3 сентября 2010 года.
- ^ Влощина, Сьюзен (22 июля 2010 г.). «Первый взгляд: Балетный триллер «Черный лебедь» от Даррена Аронофски» . США сегодня . Архивировано из оригинала 27 июля 2010 года.
- ^ Jump up to: а б с Томпсон, Энн (15 сентября 2010 г.). «Эксклюзивное интервью: Аронофски рассказывает о «кошмаре» создания «Черного лебедя» . ИндиВайр . Архивировано из оригинала 14 апреля 2012 года . Проверено 18 сентября 2012 г.
- ^ Флеминг, Майкл (19 января 2007 г.). «У пружины за Лебедя » . Разнообразие . Архивировано из оригинала 13 марта 2008 года . Проверено 11 декабря 2009 г.
- ^ Зейчик, Стивен (15 июня 2009 г.). «Натали Портман споет лебединую песню». Голливудский репортер .
- ^ Зейчик, Стивен (26 июля 2009 г.). «Мила Кунис охотится на Черного лебедя ». Голливудский репортер .
- ^ Проверено 6 марта 2011 г.
- ^ Зейчик, Стивен (9 ноября 2009 г.). «Прожектор мог спеть лебединую песню ». Голливудский репортер .
- ^ Барри, Коллин (1 сентября 2010 г.). « Черный лебедь открывает Венецианский кинофестиваль» . Хаффингтон Пост . Архивировано из оригинала 13 ноября 2012 года.
- ^ «Снимок Даррена Аронофски «Черный лебедь» на ARRI Super 16 мм, Canon 7D, Canon 1D Mark IV и Canon 5D Mark II» . Никакой киношколы . 22 декабря 2010 года . Проверено 17 марта 2022 г.
- ^ Нг, Дэвид (18 января 2011 г.). «Скрипач Тим Фейн рассказывает о сотрудничестве «Черного лебедя» и Филипа Гласса» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ Рич, Кэти (2 декабря 2010 г.). «Интервью: Даррен Аронофски о музыке, страхах и гендере в «Черном лебеде»» . Кино Смесь . Архивировано из оригинала 8 декабря 2010 года . Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ Райт, Джеймс (17 декабря 2009 г.). «Интервью Клинта Мэнселла» . Независимый киноканал . Архивировано из оригинала 30 ноября 2010 года . Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ Берлингейм, Джон (21 декабря 2010 г.). «Академия отбивает четырех претендентов на очки» . Разнообразие . Проверено 24 декабря 2010 г.
- ^ «Chemical Brothers пишут новые песни для «Black Swan» » . Британский музыкальный гид . Архивировано из оригинала 13 ноября 2014 года . Проверено 24 декабря 2010 г.
- ^ Виварелли, Ник (1 сентября 2010 г.). «Аронофски летает на лебеде в Венеции» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 7 сентября 2010 года . Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ Лайман, Эрик Дж. (25 августа 2010 г.). «Венецианский фестиваль надеется вдохнуть новую жизнь» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 1 сентября 2010 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
- ^ Лайман, Эрик Дж. (22 июля 2010 г.). Аронофски « Черный лебедь откроет фестиваль в Венеции» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 23 июля 2010 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
- ^ Скотт, АО (6 сентября 2010 г.). «Кино, горы и большие надежды» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 сентября 2010 г.
- ^ Кнегт, Питер (27 июля 2010 г.). «Торонто представит более 50 титулов на фестивале 2010 года» . ИндиВайр . Кивифон .
- ^ Эванс, Ян (2010). «Фото премьеры нашего «Черного лебедя»» . ДиджиталХит . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Скотт, Майк (30 августа 2010 г.). « Добро пожаловать к Райли на открытие кинофестиваля в Новом Орлеане 2010» . «Таймс-Пикаюн» . Архивировано из оригинала 1 сентября 2010 года.
- ^ « Черный лебедь , 127 часов до Остин Феста» . Голливудский репортер . 21 сентября 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Гриттен, Дэвид (25 октября 2010 г.). «Лондонский кинофестиваль процветает» . «Дейли телеграф» . Великобритания. Архивировано из оригинала 11 января 2022 года.
- ^ Зейчик, Стивен (13 октября 2010 г.). «AFI Fest предлагает фавориты фестиваля, бесплатные билеты» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Хьюз, Сара (27 августа 2010 г.). «Тьма и отчаяние: это танец на экране» . Независимый . Великобритания. Архивировано из оригинала 28 августа 2010 года.
- ^ Брэдли, Дэн (28 февраля 2011 г.). «Дата выпуска Blu-ray Black Swan и подробности» . HDRoom . ООО Збоос . Проверено 28 февраля 2011 г.
- ^ ДиОрио, Карл (5 декабря 2010 г.). « Черный лебедь» бьет студийный рекорд: престижные фильмы впечатляют дебютами и расширениями» . Голливудский репортер . Проверено 11 августа 2012 г.
- ^ Зейчик, Стивен; Фриц, Бен (16 января 2011 г.). « Риски «Черного лебедя» окупаются» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 7 мая 2012 г.
- ^ «Ежедневная касса за пятницу, 3 декабря 2010 г.» . Касса Моджо . IMDb. 6 декабря 2010 года . Проверено 6 декабря 2010 г.
- ^ Янг, Джон (5 декабря 2010 г.). «Отчет о кассовых сборах: «Рапунцель: Запутанная история» выигрывает медленные выходные с 21,5 миллионами долларов» . Развлекательный еженедельник . Проверено 8 декабря 2010 г.
- ^ Саберс, Рэй (6 декабря 2010 г.). «Артхаус-аудит: взлет черного лебедя» . Касса Моджо . Проверено 7 декабря 2010 г.
- ^ Грей, Брэндон (13 декабря 2010 г.). «Отчет за выходные: Нарния не ходит по воде, туристические поездки» . Касса Моджо . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ^ «Черный лебедь (2010)» . Гнилые помидоры . Фанданго Медиа . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ «Обзоры Черного лебедя» . Метакритик . CBS Интерактив . Проверено 18 сентября 2012 г.
- ^ Марковиц, Адам (2 сентября 2010 г.). Даррена Аронофски «Является ли «Черный лебедь» шедевром? Ранний ажиотаж с Венецианского кинофестиваля» . Архивировано из оригинала 5 сентября 2010 года.
- ^ «Рецензия на фильм: ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ | Леонард Малтин» . Сеть блогов indieWIRE . Кивифон. Архивировано из оригинала 18 марта 2011 года . Проверено 27 ноября 2012 г.
- ^ Коллетт-Уайт, Майк (2 сентября 2010 г.). «Натали Портман получила ранние награды за балетную драму» . США: АВС. Рейтер. Архивировано из оригинала 18 мая 2021 года.
- ^ Банбери, Стефани (5 сентября 2010 г.). «Красная ковровая дорожка Венеции тускнеет, но магия кино сияет ярко» . Сидней Морнинг Геральд . Архивировано из оригинала 7 сентября 2010 года.
- ^ Лодер, Курт (2 декабря 2010 г.) Черный лебедь , Причина
- ^ Гудридж, Майк (1 сентября 2010 г.). «Черный лебедь» . Экран Ежедневно . Проверено 1 сентября 2010 г.
- ^ Ханикатт, Кирк (1 сентября 2010 г.). «Черный лебедь – кинообзор» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 3 сентября 2010 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
- ^ Киркпатрик, Роб (14 января 2011 г.). «Бурлеск и Черный лебедь: танцовщицы бурлеска против танцовщиц балета?» . Хаффингтон Пост . Проверено 15 марта 2011 г.
- ^ Бьюкенен, Кайл (3 декабря 2010 г.). «Является ли «Черный лебедь» арт-хаусной версией «Шоугелз»?» . Стервятник . Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ Макрелл, Джудит (5 января 2011 г.). «Что британские звезды балета сделали из «Черного лебедя»» . Хранитель . Великобритания.
- ^ «Танцоры возражают против стереотипов «Черного лебедя»» . CBC.ca. Канадская пресса. 26 декабря 2010 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ Нг, Дэвид (7 декабря 2010 г.). «Профессиональные танцоры оценивают «Черного лебедя» » . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Культовый японский режиссер, вдохновивший Даррена Аронофски» . Ошеломленный . 27 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «VS Darren Дата обращения 28 . г. января 2015 »
- ^ Мезуре, Сьюзи (23 января 2011 г.). «Перья взъерошились над Черным лебедем» . Независимый . Великобритания . Проверено 30 января 2011 г.
- ^ Лаверти, Крис (28 января 2011 г.). «Черный лебедь: Интервью Эми Уэсткотт» . Одежда на пленке. Архивировано из оригинала 1 февраля 2011 года . Проверено 30 января 2011 г.
- ^ Фарли, Кристофер (26 марта 2011 г.). «Двойник Натали Портман в танце «Черный лебедь» говорит, что заслуживает большего признания» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 30 марта 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Перрон, Венди (3 марта 2011 г.). «Есть ли затмение в «Танце Черного лебедя»?» . Танцевальный журнал . Архивировано из оригинала 13 апреля 2011 года . Проверено 30 марта 2011 г.
- ^ Ленихан, Жан (23 марта 2011 г.). «Хореограф Бенжамен Мильпье о жизни после «Черного лебедя » . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 23 марта 2011 г.
- ^ Перрон, Венди (11 марта 2011 г.). «В контексте отключения электроэнергии «Черного лебедя»» . Танцевальный журнал . Архивировано из оригинала 15 марта 2011 года . Проверено 26 марта 2011 г.
- ^ «Десять лучших списков кинокритиков 2010 года» . Метакритик . Архивировано из оригинала 10 декабря 2010 года . Проверено 20 декабря 2010 г.
- ^ «AFI AWARDS 2010» . Американский институт кино . Проверено 20 июня 2020 г.
- ^ «Номинанты на 83-ю премию Американской киноакадемии» . oscars.org . Проверено 25 января 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 2010 года
- Фильмы 2010 года о ЛГБТ
- драматические фильмы 2010 года
- триллеры ужасов 2010 года
- независимые фильмы 2010 года
- психологические триллеры 2010 года
- Англоязычные фильмы 2010-х годов
- танцевальные фильмы 2010-х годов
- Драматические фильмы ужасов 2010-х годов
- Психологические фильмы ужасов 2010-х годов
- Американские фильмы о ЛГБТ
- Американские танцевальные фильмы
- Американские драматические фильмы ужасов
- Американские триллеры ужасов
- Американские независимые фильмы
- Американские психологические фильмы ужасов
- Американские психологические триллеры
- Победители BAFTA (фильмы)
- Фильмы Cross Creek Pictures
- Фильмы Дюны Энтертейнмент
- Художественная литература с ненадежными рассказчиками
- Фильмы о магическом реализме
- Фильмы о балете
- Фильмы о неблагополучных семьях
- Фильмы о шизофрении
- Фильмы о сексуальных репрессиях
- Фильмы режиссёра Даррена Аронофски
- Фильмы с участием актрисы, удостоенной премии Американской киноакадемии за лучшую женскую роль
- Фильмы с участием лучшей драматической актрисы, получившей «Золотой глобус»
- Фильмы продюсера Брайана Оливера
- Фильмы, написанные Клинтом Мэнселлом
- Фильмы, действие которых происходит в Нью-Йорке
- Фильмы, снятые в Нью-Йорке
- Фильмы Fox Searchlight Pictures
- Премия «Независимый дух» победителям за лучший фильм
- Фильмы лесбийской тематики
- Драматические фильмы 2010-х годов на тему ЛГБТ
- Споры, связанные с ЛГБТ, в кино
- Триллеры ужасов на тему ЛГБТ
- Фильмы об отношениях матери и дочери
- Фильмы Феникс Пикчерз
- Фильмы «Протозоа Пикчерз»
- Лебединое озеро
- Фильмы, снятые на пленку 16 мм.
- Американские фильмы 2010-х годов
- Фильмы продюсера Майка Медавоя
- Англоязычное независимое кино
- Фильмы о женской бисексуальности