Лебединое озеро (Борн)
Мэтью Борна Лебединое озеро | |
---|---|
Хореограф | Мэтью Борн |
Музыка | Чайковский |
Премьера | 9 ноября 1995 г. |
Оригинальная балетная труппа | Новые приключения |
Веб-сайт | новые приключения |
» Мэтью Борна «Лебединое озеро — современный балет, основанный на русском романтическом произведении «Лебединое озеро» , из которого взята музыка Чайковского и общая канва сюжета. Рендеринг Борна наиболее известен тем, что традиционно женские части лебедей танцуют мужчины.
Это был самый продолжительный балет в лондонском Вест-Энде и на Бродвее . Впервые поставленный в театре Sadler's Wells в Лондоне в 1995 году, он был показан в Великобритании, Лос-Анджелесе, Европе, России, Австралии, Южной Корее, Японии, Израиле, Китае и Сингапуре. [ 1 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Этот краткий обзор основан на примечаниях к программе и кратком описании, представленном на DVD. [ 2 ] Сюжет балета вращается вокруг молодого наследного принца , его далекой матери и его стремления к свободе, олицетворяемого лебедем.
Акт I
[ редактировать ]В прологе Принца в детстве будит кошмар лебедя. Мать принца приходит, чтобы утешить его, но, нервничая из-за интимности ситуации, уходит.
Сцена 1 начинается с того, что горничные и камердинеры готовят принца к дню официальных обязанностей.
Во второй сцене , одетому в парадную форму принцу , становится скучно от крещения в лодке, перерезания ленточки и других официальных задач. Его мать подталкивает его поддерживать внешний вид, хотя она уделяет солдатам больше внимания, чем ему. В этой сцене происходит переход от ребенка-актера, играющего юного принца, к взрослому танцору, одетому в такую же одежду, который изображает взрослого принца. Теперь уже взрослый принц знакомится с девушкой по имени «Подруга». Хотя девушку, кажется, навязал ему фон Ротбарт, личный секретарь , [ а ] Принц предпочитает ее своей обязанной жизни.
В сцене 3 королева, один из ее восхищенных солдат, личный секретарь, принц и подруга появляются в театральной ложе, где смотрят балет, поставленный как для реальной публики, так и для персонажей. Декорации балета (по эскизу Кристиана Янка которых было оригинальное « Лебединое озеро» для замка Фалькенштейн), богато украшенные костюмы и актерская игра пародируют романтические балеты, примером . Реакция Подружки на танец, а также то, что она в конечном итоге уронила сумочку из королевской шкатулки, раздражают Королеву и фон Ротбарта.
В сцене 4 принц пьет в своих личных покоях перед зеркалом, к шоку своей матери. За этим следует почти жестокое па-де-де , в котором он умоляет ее о внимании и любви, в то время как она упрекает его.
Затем принц выходит на улицу и заходит в Swank Bar, дискотеку в стиле 1970-х годов, в пятой и шестой сценах . Здесь хореография отклоняется от классического балета, доминируя в джазовых формах и современном танце . Принц подрался с матросами у бара, и его вышвырнули на улицу. В седьмой сцене он видит, как фон Ротбарт платит Подружке, и он совершенно потрясен, обнаружив, что единственный человек, который, казалось, любил его, был фальшивкой. Это усиливает его отчаяние, и он клянется покончить с собой.
Сидя на улице в конце седьмой сцены, Принц представляет себе летящую к нему группу лебедей, но видение исчезает. Это первая вспышка погружения принца в душевное смятение.
Акт II
[ редактировать ]Обезумевший и разочарованный тем, что он никогда не найдет любви, принц пишет предсмертную записку и идет броситься в озеро в общественном парке, где обитают лебеди. Его спасает видение, в котором он встречает главного Лебедя, явившегося ему во сне. Первоначально отвергнутый главным Лебедем, Принц постепенно принимается и попадает в объятия Лебедя. Принц в восторге и отказывается от своего плана покончить с собой. Этот акт содержит наиболее обсуждаемый элемент балета, в котором танцоры с обнаженной грудью и босиком играют лебедей, и содержит очень чувственное па-де-де между главными героями Лебедем и Принцем.
Акт III
[ редактировать ]Сцена 1 начинается с того, что принцессы из разных европейских стран и их сопровождающие прибывают к воротам дворца на грандиозный бал. Подруга пробирается к ним.
Сцена 2 происходит в бальном зале. Он начинается с прибытия королевы и принца и официальных танцев, но быстро перерастает в развратную вечеринку с выпивкой и похотливыми заигрываниями. Тут появляется харизматичный и сексуально агрессивный сын фон Ротбарта. [ б ] личный секретарь в черных кожаных брюках, который еще больше усиливает сексуальное напряжение, флиртуя с каждой присутствующей женщиной, включая королеву. Каждая женщина тянется к нему и активно участвует во взаимном, порой непристойном флирте.
Так же, как и в оригинальном «Лебедином озере» , где обычно (хотя и не всегда) одна балерина исполняет роли и белого лебедя (Одетта), и черного лебедя (Одиллия), белый лебедь и одетый в черное молодой человек исполняет одна и та же балерина. фон Ротбарт в этой версии. Принц видит в сыне что-то от своего возлюбленного Лебедя, его очень привлекает его бравада и животный магнетизм, но шокирует его распутство, особенно по отношению к матери. время Во групповых номеров и серии национальных танцев становится ясно, что королеву сильно привлекает сын фон Ротбарта. Его отец, личный секретарь, наблюдает за происходящим со все более торжествующим одобрением. Принц также пытается приблизиться к молодому фон Ротбарту, но получает отказ. Принц уходит в свои мысли и представляет, как танцует с ним, но замешательство Принца прерывает фантазию, и движения сына превращаются из любви в насилие.
Принц представляет себе, как королева и молодой фон Ротбарт выставляют напоказ свою растущую физическую привязанность друг к другу. Они присоединяются к другим гостям бала, чтобы смеяться и высмеивать его из-за его растущего страдания. Королева и юный фон Ротбарт заканчивают танец объятиями и страстными поцелуями. Принц в ярости яростно разлучает их и награждается возмущением обоих и пощечиной матери. Охваченный противоречивыми чувствами, принц достает пистолет и угрожает застрелить свою мать. В завязавшейся драке Подруга пытается отговорить принца, а личный секретарь выхватывает пистолет и направляет его на принца. Когда раздаются выстрелы, Подруга и Принц падают на землю, но ранена только Подруга. Она лежит без сознания, принца утаскивают, а королева бросается в объятия молодого фон Ротбарта. Он передает пистолет, который взял у принца, отцу, и они оба смеются.
Сюжет развивался с момента дебюта. Самым заметным изменением, которое внес Борн, было удаление сюжета о заговоре фон Ротбарта с целью возведения на трон своего сына. Личный секретарь теперь становится просто функционером (больше не аналогом фон Ротбарта и не злодеем), и Незнакомец больше не показан вступающим в сговор с ним. Личность Незнакомца становится еще более расплывчатой, и Борн предпочитает оставить его и его отношения с Принцем на усмотрение индивидуальной интерпретации зрителя.
Акт IV
[ редактировать ]В заключительном акте принца, которого считают потерявшим рассудок, помещают в приют в палате с высоким зарешеченным окном, где его лечат врач и бригада медсестер в масках, напоминающих лицо королевы. сцена напоминает его одевание в начале балета. Королева приезжает, но опять же, она все еще не может полностью выразить любовь к своему сыну.
Принц забирается в постель и кажется спящим. Однако он начинает корчиться, мечтая о труппе лебедей, появляющихся из-под и сзади и танцующих вокруг него. Он просыпается от кошмара и проверяет под кроватью и в комнате, нет ли лебедей. Его измученное выражение лица и судорожные движения передают принцу смятение. Затем его главный Лебедь медленно выходит из кровати принца. Лебедь танцует с принцем и уверяет его в своей неизменной привязанности. Но остальные лебеди нападают на главного Лебедя, когда он дает понять, что ценит свои отношения с Принцем больше, чем он их. Они разделяют двоих и начинают атаковать Принца, прежде чем Лебедь прыгает, чтобы спасти его. Лебедь обнимает Принца и окутывает его своими крыльями. Ярость лебедей возрастает, и их следующая атака расчленяет Лебедя, который затем исчезает. Убитый горем и подавленный, принц плачет в агонии и падает на кровать. Затем королева находит тело своего мертвого сына и плачет. Однако после смерти Принц и Лебедь воссоединяются, о чем свидетельствует картина, изображающая главного Лебедя, нежно держащего юного Принца на руках.
Образы и инновации
[ редактировать ]Оригинальное «Лебединое озеро» было основано на истории об Ундине , немецком мифе с темой, распространенной в романтизме , который был адаптирован Гансом Христианом Андерсеном для его рассказа «Русалочка» . Ундина была прекрасной и бессмертной водной нимфой . Единственной угрозой ее вечному счастью было бы, если бы она полюбила смертного и родила от него ребенка, так как тогда она потеряла бы свое бессмертие. Ундина влюбилась в отважного рыцаря сэра Лоуренса, и они поженились, причем рыцарь с каждым вздохом наяву клялся ей в неизменной любви и верности. Через год после свадьбы Ундина родила Лоуренсу сына. С этого момента она начала стареть. Когда красота Ундины угасла, Лоуренс потерял к ней интерес.
Однажды днем Ундина гуляла возле конюшен и услышала знакомый храп своего мужа. Когда она вошла в конюшню, она увидела сэра Лоуренса лежащим на руках другой женщины. Разбудив мужа, она прокляла его так, что он будет дышать, пока бодрствует, но если он когда-нибудь заснет, у него перехватит дыхание, и он умрет.
По мнению Аластера Маколея (бывшего главного танцевального критика The New York Times , The Times Literary Supplement и главного театрального критика Financial Times ) , миф об Ундине считается образом психосексуального расстройства: нимфа — это несчастный образ. подавленной девственности, обеспокоенной тем, что она никогда не достигнет женского удовлетворения, в то время как ее женский враг, сбивающий с пути ее мужа, представляет собой уверенную соблазнительную силу, которая угрожает ее надеждам. История обоюдоострая: главный герой- человек , любя нимфу, совершает преступления против себе подобных и может быть наказан. Если, предав ее однажды, он вернется к ней, ее поцелуй принесет ему смерть; на самом деле, возможно, именно этой любви в смерти мужчина желает больше всего. [ 3 ]
» Борна «Лебединое озеро радикально переосмысливает миф. Фокус балета переносится с образа Ундины на человека – Принца. Именно Принц борется с репрессиями и надеется на свободу, и ему нужна любовь, чтобы обеспечить его безопасность. [ 3 ] Кроме того, не смертный изменяет нимфе. Скорее, именно Лебедь (во втором акте) выражает любовь к Принцу, предает его в образе Незнакомца (третий акт) и, наконец, возвращается к нему (четвертый акт). Однако, как и в мифе об Ундине, грех предательства не может быть искуплен иначе как смертью.
Политика
[ редактировать ]Многое было сказано о решении Борна изобразить мужчин в роли лебедей. Оригинальный балет – эталон европейской традиции романтизированной женско-мужской любви. Героиня, царевна-лебедь Одетта, изображается бессильной, но милой в соответствии с общепринятыми гендерными ролями , а ее герой изображается охотником, который один только в силах спасти ее. Наличие мужчины в роли главного Лебедя предполагает, что борьба принца подавила гей-любовь в своей основе и меняет сферу сюжета с магической на психологическую. Жестокая, птичья хореография, данная корпусу лебедей, по-новому интерпретирует архетип лебедя как красивой, женственной птицы нежной грации. По словам Борна, «идея лебедя-самца имеет для меня полный смысл. Сила, красота, огромный размах крыльев этих существ больше напоминают мускулатуру танцора-мужчины, чем балерины в ее белой пачке». [ 1 ]
Однако через обе работы проходят одни и те же центральные темы. Оба повествуют об обреченной, запретной любви, и в обоих изображен принц, который посредством этой любви желает выйти за рамки повседневных условностей . Обе темы тесно связаны с жизнью Чайковского , композитора балета, гомосексуализм которого вызвал ряд осложнений в его жизни.
Оценка
[ редактировать ]Чтобы приспособить свой пересмотренный сценарий, Борн несколько изменил партитуру Чайковского, изменив порядок некоторых чисел и опустив другие. Например, № 5 был полностью перенесен из первого акта в третий, где он следует за национальными танцами (в измененном порядке). Третий акт был урезан: исключена большая часть № 19 и все последующие па-де-де . [ 2 ]
Оригинальный состав (неполный)
[ редактировать ]Премьера шоу состоялась в Сэдлерс-Уэллс 9 ноября 1995 года:
- Эндрю Уолкиншоу / Сид Митчелл в роли молодого принца
- Адам Купер / Дэвид Хьюз в роли Лебедя/Незнакомца
- Скотт Эмблер / Бен Райт в роли принца
- Эмили Пирси / Вики Эванс в роли девушки принца
- Фиона Чедвик /Изабель Мортимер в роли королевы
- Ренато Чинквегранна — Лебедь/Незнакомец
- Полин Дюлаурой в роли итальянской принцессы
- Барри Аткинсон — личный секретарь
- Уилл Кемп в роли поп-идола/итальянского эскорта/Большого лебедя
- Эндрю Корбетт
- Саранн Кертин
2012 3D film
[ редактировать ]был снят новый состав танцоров (в том числе Ричард Уинзор , Доминик Норт, Нина Голдман, Мадлен Бреннан, Стив Киркхэм, Джозеф Вон) В 2012 году в Sadler's Wells в 3D . [ 4 ] [ 5 ] Затем его показали в различных кинотеатрах с общенациональным прокатом, а премьера состоялась в Сохо , Лондон. [ 6 ] Позже выпущен на DVD. [ 7 ]
Награды
[ редактировать ]» Мэтью Борна «Лебединое озеро собрало более 30 международных наград, в том числе:
- 1996 – Лучшая новая танцевальная постановка, премия Лоуренса Оливье
- 1996, 1997 – Премия Time Out Dance Award
- 1997 – Лучшая хореография, Премия кружка драматических критиков Лос-Анджелеса [ 8 ]
- 1999 – Премия Астера за выдающиеся достижения в танце на Бродвее
- 1999 – Лучший режиссер мюзикла, Лучшая хореография и лучший дизайн костюмов, премия «Тони»
В популярной культуре
[ редактировать ]Финальная сцена фильма «Билли Эллиот» (2000) показывает главного героя Билли, которого играет Адам Купер , взрослым, собирающимся выступить в этой постановке в роли главного Лебедя.
См. также
[ редактировать ]- Мэтью Борн «Человек в машине»
- Ундина — новелла Фридриха де ла Мотта Фуке 1811 года, посвященная мифу об Ундине.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Jump up to: а б «История «Лебединого озера» Мэтью Борна», из программы « Лебединого озера » Мэтью Борна в Сэдлерс-Уэллс , Лондон, 13 декабря 2006 г. - 21 января 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Борн, Мэтью (режиссер) (1996), «Лебединое озеро» [DVD] , Нью-Йорк: NVC Arts: Warner Music Vision .
- ^ Jump up to: а б Аластер Маколей, «Лебединое озеро: версия Мэтью Борна», из программы из « Лебединого озера » Мэтью Борна , выше.
- ^ Дюшен, Джессика (15 мая 2012 г.). «Лебединое озеро: прыжок в будущее» . Независимый . Лондон. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 24 июля 2019 г.
- ^ Нести, Роберт (19 марта 2012 г.). «Ричард Уинзор: «Самый сексуальный мужчина в танце» снимается в 3D «Лебедином озере» » . EDGE США .
- ^ Браун, Исмена (15 мая 2012 г.). «Специальный выпуск вопросов и ответов: Мэтью Борн и создание «Лебединого озера 3D»» . Отдел искусств . Проверено 24 июля 2019 г.
- ^ «Лебединое озеро: Мэттью Борн» . www.amazon.com . Проверено 24 июля 2019 г.
- ^ «Награды 1990–1999 годов» . Круг драматических критиков Лос-Анджелеса. 2004–2006 гг. Архивировано из оригинала 24 января 2008 года . Проверено 17 февраля 2008 г.
- Цитируемые работы
- Борн, Мэтью (режиссер) (1996), «Лебединое озеро» [DVD] , Нью-Йорк: NVC Arts: Warner Music Vision .
- Журнал Lavender (3–16 февраля 2006 г.).
- Афиша » Мэтью Борна из «Лебединого озера в Государственном театре Миннеаполиса .
- Мэтью Борна Программа из «Лебединого озера» в Сэдлерс-Уэллс , Лондон, 13 декабря 2006 г. - 21 января 2007 г.