Jump to content

Смерть Петра Ильича Чайковского.

Могила Чайковского в Александро-Невской лавре.

6 ноября 1893 г. [ OS 25 октября] [ а 1 ] Через девять дней после премьеры своей Шестой симфонии « Патетическая » Петр Ильич Чайковский умер в Санкт-Петербурге в возрасте 53 лет. Официальной причиной смерти была названа холера , которая, скорее всего, заразилась через употребление загрязненной воды несколькими днями ранее. Это объяснение было принято многими биографами композитора. Однако даже на момент смерти Чайковского было много вопросов по поводу этого диагноза. [ нужна ссылка ]

Были поставлены под сомнение сроки между употреблением Чайковским сырой воды и появлением симптомов, а также приобретение композитором сырой воды в уважаемом ресторане (по одной версии) в разгар эпидемии холеры со строгими санитарными нормами в эффект. Хотя холера фактически поразила все слои российского общества, ее считали болезнью низших классов. Позорное клеймо, возникшее в результате такой кончины такого известного человека, как Чайковский, было значительным, до такой степени, что его возможность была немыслима для многих людей. Была поставлена ​​под сомнение точность медицинских заключений двух врачей, лечивших Чайковского. Также было тщательно изучено обращение с трупом Чайковского, поскольку, как сообщается, оно не соответствовало официальным правилам для жертв холеры. Это отметил, в частности, Николай Римский-Корсаков в своей автобиографии, хотя некоторые издания подвергли этот раздел цензуре. [ нужна ссылка ]

Вскоре начали появляться теории о том, что смерть Чайковского была самоубийством. Постулы варьировались от безрассудных действий со стороны композитора до приказов царя российского Александра III , а репортеры варьировались от членов семьи Чайковского до композитора Александра Глазунова . С 1979 года получила распространение одна из вариаций этой теории — приговор о самоубийстве, вынесенный «судом чести » однокурсниками Чайковского по Императорской школе юриспруденции композитора в качестве порицания гомосексуализма . Тем не менее, причина смерти Чайковского остается весьма спорной и, возможно, никогда не будет решена.

Последние дни

[ редактировать ]
Одна из последних фотографий Петра Ильича Чайковского .

Биограф Александр Познанский пишет, что 1 ноября 1893 года [ OS 20 октября] (среда) Чайковский пошел в театр смотреть Александра Островского пьесу «Пылающее сердце» . После этого он пошел со своим братом Модестом , племянником Владимиром «Бобом» Давыдовым , композитором Александром Глазуновым и другими друзьями в ресторан Leiner's , расположенный в доме Котомина на Невском проспекте Петербурге в Санкт- . Во время еды Чайковский заказал стакан воды. Из-за вспышки холеры в городе санитарные правила требовали, чтобы воду, подаваемую в ресторанах, перед подачей кипятили. Официант сказал Чайковскому, что кипяченой воды тогда не было. Затем он, как сообщается, попросил холодную некипяченую воду, и ему принесли. Композитор, которого предупредили другие члены его партии не пить эту воду, сказал, что он не боится заразиться холерой и все равно выпил воду. [ 1 ]

На следующее утро в квартире Модеста Петр был не в гостиной, как обычно, попивая чай, а лежал в постели, жалуясь на понос и расстройство желудка. Модест спросил о вызове врача. Чайковский отказался, вместо этого приняв рыбий жир , но безрезультатно. Через три дня у него появились признаки холеры. Его состояние ухудшилось, но он по-прежнему отказывался обращаться к врачу. Наконец послали за врачом, но его не оказалось дома, поэтому вызвали другого. Диагноз холеры наконец поставил доктор Лев Бертенсон. Тем временем Чайковский, казалось бы, поправлялся, но затем регрессировал и становился намного хуже. У него начали отказывать почки. был вызван священник из Исаакиевского собора Для совершения отпевания , но композитор был слишком далеко, чтобы осознавать, что происходит вокруг него. Он умер в 3 часа ночи 6 ноября 1893 года. [ 2 ]

После смерти

[ редактировать ]
Николай Римский-Корсаков счел происходящее сразу после смерти Чайковского странным для жертвы холеры.

Биограф Чайковского Дэвид Браун утверждает, что еще до того, как появились сообщения врачей о смерти композитора, то, что произошло в квартире его брата Модеста, совершенно не соответствовало стандартным процедурам смерти от холеры. Правила предусматривали, что труп должен был быть немедленно вывезен с места смерти в закрытом гробу. [ 3 ] Вместо этого тело Чайковского было выставлено в квартире Модеста, и квартира свободно открывалась для посетителей, желающих отдать последний долг. Среди гостей композитор Николай Римский-Корсаков, казалось, был сбит с толку увиденным: [ 4 ] «Как странно, что, хотя смерть наступила от холеры, все же вход на мессу по умершим был для всех бесплатным! Помню, как [Александр] Вержбилович [виолончелист и профессор Петербургской консерватории ] был совершенно пьян... продолжал целовать голову и лицо умершего». [ 5 ] Этот отрывок был вырезан из более поздней версии книги Римского-Корсакова.

Однако собственные комментарии Римского-Корсакова, похоже, противоречат его действиям, как позже рассказал Сергей Дягилев . Дягилев, который впоследствии стал известен как основатель и импресарио « Русского балета» , был в то время студентом университета в Санкт-Петербурге и встречался и иногда беседовал с композитором. [ 6 ] с которым он был дальним родственником по браку. [ 7 ] Узнав о смерти Чайковского, Дягилев вспоминает:

В отчаянии я выбежал из дома и, хотя понял, что Чайковский умер от холеры, направился прямо к Малой Морской, где он жил. Двери были нараспашку, и никого не было... Я услышал голоса из другой комнаты и, войдя, увидел Петра Ильича в черном визитке, раскинувшегося на диване. Римский-Корсаков и певец Николай Фигнер готовили стол, чтобы его усадить. Мы подняли тело Чайковского, держась за ноги, и положили его на стол. Мы были в квартире одни, потому что после смерти Чайковского весь дом разбежался... [ 8 ]

Познанский опровергает точку зрения Брауна, говоря, что, несмотря на комментарий Римского-Корсакова, в том, что произошло, не было ничего странного. Он пишет, что, несмотря на сохраняющиеся предрассудки, преобладающее медицинское мнение заключалось в том, что холера менее заразна, чем предполагалось ранее. Хотя раньше публичные собрания в честь жертв холеры не поощрялись, Центральный медицинский совет весной 1893 года специально разрешил общественные службы и ритуалы в связи с похоронами жертв холеры. [ 9 ] Кроме того, в медицинском заключении, напечатанном « Петербургскими ведомостями», говорилось, что Чайковский умер от последующего заражения крови, а не от самой болезни. (Сообщается, что болезнь была остановлена ​​в пятницу, 3 ноября, за три дня до кончины композитора.) [ 10 ] По словам Познанского, с учетом дополнительных мер предосторожности, постоянных дезинфицирующих средств для губ и ноздрей тела, даже у пьяного виолончелиста, целовавшего лицо покойного, не было повода для беспокойства. [ 9 ]

Александр III вызвался сам оплатить расходы на похороны композитора и поручил Дирекции Императорских театров организовать мероприятие. По мнению Познанского, это действие свидетельствовало об исключительном уважении, с которым царь относился к композитору. Лишь дважды до этого российский монарх проявлял такую ​​благосклонность к павшему деятелю искусства или науки. Николай I написал письмо умирающему Александру Пушкину после роковой дуэли поэта. Николай также лично приехал отдать дань уважения историку Николаю Карамзину накануне его похорон. [ 11 ] Более того, Александр III дал специальное разрешение на проведение панихиды по Чайковскому в Казанском соборе . [ 12 ]

Похороны Чайковского состоялись 9 ноября 1893 года в Санкт-Петербурге. Казанский собор вмещает 6 тысяч человек, но билеты на службу подали 60 тысяч человек. Наконец, туда собралось 8000 человек. [ 13 ] Композитор был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, рядом с могилами коллег-композиторов Александра Бородина , Михаила Глинки и Модеста Мусоргского ; Римский-Корсаков и Милий Балакирев . в конечном итоге неподалеку также будут похоронены [ 14 ]

Холера в России

[ редактировать ]
Рисунок смерти , приносящей холеру, в Le Petit Journal .

Биограф Энтони Холден пишет, что холера пришла в Европу менее чем за столетие до смерти Чайковского. Первая пандемия поразила континент в 1818 году. За ней последовали еще три, а пятая, начавшаяся в 1881 году, свирепствовала. [ 15 ] Болезнь была завезена паломниками из Бомбея в Аравию , а оттуда пересекла российскую границу. [ 16 ]

Первые зарегистрированные случаи этой пандемии в России произошли во Владивостоке в 1888 году. К 1892 году Россия, безусловно, пострадала сильнее всего из 21 затронутой страны. В 1893 г. не менее 70 областей и губерний боролись с эпидемиями. [ 16 ]

Холден добавляет, что, согласно современным российским медицинским данным, конкретная эпидемия, унесшая жизнь Чайковского, началась 14 мая 1892 года и закончилась 11 февраля 1896 года. За это время холерой заразились 504 924 человека. Из этого числа от него умерли 226 940 (44,9 процента). [ 16 ]

Социальная стигма

[ редактировать ]

Даже несмотря на эти цифры, объяснение смерти Чайковского холерой было для многих столь же удивительным, как и внезапность его кончины. Хотя холера затронула все слои общества, ее в основном считали болезнью бедных. Эта стигма сделала холеру вульгарной и социально унизительной формой смерти. Тот факт, что Чайковский умер по такой причине, казалось, ухудшил его репутацию среди высших классов и показался многим невероятным. [ 17 ]

Вспышка холеры, начавшаяся летом 1893 года в Петербурге, как и предполагалось, ограничилась главным образом городскими трущобами, где бедняки «жили в тесноте, антисанитарии, не соблюдая элементарных медицинских условий». [ 18 ] Болезнь не затронула более обеспеченные и образованные семьи, поскольку они соблюдали медицинские протоколы, запрещающие употребление или питье некипяченой воды. [ 18 ] Более того, с наступлением холодной осенней погоды эта эпидемия начала идти на убыль. 13 октября было зарегистрировано 200 случаев заболевания холерой. К 6 ноября, дню смерти Чайковского, это число сократилось до 68 случаев, что сопровождалось «резким снижением смертности». [ 19 ] Though these figures were taken from Novosti i Birzhevaya Gazeta , Poznansky challenges them as inaccurate. [ 20 ]

Также друг Чайковского Герман Ларош сообщил, что композитор щепетильно соблюдает личную гигиену. [ 21 ] В надежде избежать врачей, пишет Ларош, «он полагался прежде всего на гигиену, в которой он казался (на мой непрофессиональный взгляд) настоящим мастером». [ 22 ] Это отметили СМИ, ставящие под сомнение смерть композитора. «Как мог Чайковский, только что приехавший в Петербург и живущий в прекрасных гигиенических условиях, заразиться?» — спросил корреспондент « Петербургских ведомостей» . [ 23 ] Писатель журнала «Русская жизнь» отметил: «[Е] все поражены необычным случаем молниеносного заражения азиатской холерой человека, столь умеренного, скромного и строгого в своих повседневных привычках». [ 24 ]

Врачи не подготовлены

[ редактировать ]

Холден утверждает, что, поскольку холера редко встречалась в высших эшелонах власти, в которых они практиковали, вполне возможно, что врачи Василий и Лев Бертенсоны никогда не лечили и даже не видели случаев холеры до случая композитора. [ 21 ] Все, что они могли знать об этой болезни, — это то, что они читали в учебниках и медицинских журналах. [ 21 ] Познанский цитирует Василия Бертенсона, который позже признал, что ему «не приходилось быть свидетелем реального случая холеры», несмотря на то, что композитор заразился «классическим случаем» заболевания. [ 25 ] Холден также задается вопросом, основано ли описание Львом Бертенсоном состояния Чайковского на его наблюдениях за пациентом или на том, что он когда-то читал. Если второе, то это означало бы, что он мог использовать терминологию в неправильной последовательности при описании диагноза Чайковского. [ 21 ]

Стакан некипяченой воды

[ редактировать ]

Если Чайковский действительно заразился холерой, неизвестно, когда и как он заразился. [ 26 ] Газеты печатали рассказы растерянных родственников о том, как Чайковский выпивал стакан сырой воды в ресторане Лейнера. Модест, напротив, предполагает, что его брат выпил роковой стакан в квартире Модеста во время обеда в четверг. [ 26 ] Если да, то что делал на столе кувшин с некипяченой водой? «[Я] прямо в середине нашего разговора о лекарстве, которое он принял, он налил стакан воды и сделал глоток. Вода была некипяченой. Мы все были напуганы: он один был к ней равнодушен и сказал нам не волноваться». [ 27 ]

По данным некоторых авторитетных источников, инкубационный период холеры составляет от одного до трех дней. [ 28 ] и от двух часов до пяти дней по другим данным. [ 29 ] Сообщается, что у Чайковского симптомы начали проявляться рано утром в четверг. Если принять интервал от одного до трех дней за 24–72 часа, то последнее возможное заражение композитора было бы в среду утром, раньше, чем ужин у Лейнера в тот вечер или обед у Модеста на следующий день. [ 26 ]

Возможность наличия некипяченой воды в таком ресторане, как Leiner's, для некоторых стала неожиданностью. "Нам кажется крайне странным, что во время эпидемии в хорошем ресторане могли подать сырую воду", - написал репортер газеты " Сын Отечества" . «Насколько мы помним, существует обязательный указ, согласно которому в торговых заведениях, столовых, ресторанах и т. д. должна быть кипяченая вода». [ 30 ] Познанский предполагает, что такое же отсутствие доверия справедливо и для истории Модеста. [ 26 ] Также было хорошо известно, что Чайковский предпочитал пить минеральную воду. «Должны ли мы предположить, что у Лейнера закончилась и минеральная, и кипяченая вода?»

Репортеры газет были не единственными, кто подвергал сомнению эти сообщения. Дягилев вспоминает: «О смерти Чайковского вскоре возникли различные мифы. Некоторые говорили, что он заразился холерой, выпив стакан водопроводной воды в ресторане «Лейнер». Конечно, мы видели, как Петр Ильич ел там почти каждый день, но при этом никого. время пили сырую воду, и нам казалось немыслимым, чтобы Чайковский мог это сделать». [ 31 ]

Холера от испорченной воды

[ редактировать ]

Познанский не исключает, что Чайковский заразился холерой от употребления загрязненной воды. Он допускает, что Чайковский мог выпить ее перед ужином в среду у Лейнера, поскольку композитор обычно пил холодную воду за едой. [ 32 ] В этом вопросе он и Холден согласны. Холден добавляет, что Чайковский, возможно, даже знал, что заразился холерой, еще до ужина у Лейнера в среду вечером. [ 33 ]

Познанский также говорит, что холерная палочка была более распространена в системе водоснабжения Санкт-Петербурга, чем кто-либо мог себе представить до смерти Чайковского. Через несколько недель после кончины композитора и река Нева , и водопровод Зимнего дворца были признаны загрязненными, а специальная санитарная комиссия обнаружила, что в некоторых ресторанах смешивали кипяченую и некипяченую воду, чтобы быстрее охладить ее для посетителей. [ 34 ]

Еще один фактор, о котором упоминает Позанский, заключается в том, что Чайковский, уже страдавший от желудочного расстройства в четверг утром, выпил стакан щелочной минеральной воды «Хуньяди Янош», пытаясь облегчить желудок. Щелочь в минеральной воде нейтрализовала бы кислоту в желудке Чайковского. Это стимулировало бы любую присутствующую холерную палочку, создав для нее более благоприятную среду для процветания. [ 32 ]

Холера от других средств

[ редактировать ]

Ссылаясь на специалиста по холере доктора Валентина Поковского, Холден упоминает еще один способ заражения Чайковского холерой - «фекально-оральный путь» в результате негигиеничных сексуальных практик с мужчинами-проститутами в Санкт-Петербурге. [ 35 ] Эту теорию отдельно выдвинул в лондонской «Таймс» ее тогдашний опытный медицинский специалист доктор Томас Статтафорд. [ 35 ] Хотя Холден признает, что никаких дополнительных доказательств в поддержку этой теории нет, он утверждает, что если бы это действительно было так, Чайковскому и Модесту пришлось бы приложить все усилия, чтобы скрыть правду. [ 36 ] По обоюдному согласию ради семьи, друзей, поклонников и потомства можно было устроить распитие сырой воды Чайковским у Лейнера. [ 36 ] Поскольку к тому времени Чайковский был почти священной национальной фигурой, Холден предполагает, что врачи, занимавшиеся делом композитора, возможно, согласились на этот обман. [ 36 ]

Самоубийство по решению «суда чести»

[ редактировать ]

Другая теория была впервые публично озвучена российским музыковедом Александрой Орловой в 1979 году, когда она эмигрировала на Запад. Ключевым свидетелем рассказа Орловой был Александр Войтров, ученик юридического факультета до Первой мировой войны , который, как сообщается, накопил много информации об истории и людях своей альма-матер . Среди этих людей был Николай Борисович Якоби, старший прокурор Сената в 1890-е годы. Вдова Якоби, Елизавета Карловна, как сообщается, рассказала Войтрову в 1913 году, что герцог Стенбок-Фермор был обеспокоен тем вниманием, которое Чайковский уделял своему молодому племяннику. Осенью 1893 года Стенбок-Фернор написал царю обвинительное письмо и передал письмо Якоби для доставки. Якоби хотел избежать публичного скандала. Поэтому он пригласил всех бывших одноклассников Чайковского, которых он смог найти в Санкт-Петербурге — всего восемь человек — выступить в «суде чести» для обсуждения обвинения. Эта встреча, состоявшаяся в кабинете Якоби, длилась почти пять часов. По истечении этого времени Чайковский выбежал, бледный и взволнованный, не сказав ни слова. Когда все ушли, Якоби сказал жене, что они решили, что Чайковский должен покончить с собой. Через день-два после этой встречи новость о болезни композитора распространилась по Петербургу. [ 37 ]

Орлова предполагает, что суд чести мог быть созван 31 октября. Это единственный день, в течение которого до вечера о деятельности Чайковского ничего не известно. Браун предполагает, что, возможно, важно то, что Модест записывает последние дни своего брата с того вечера, когда Чайковский посетил Антона Рубинштейна оперу «Маккавейер ». [ 38 ]

В ноябре 1993 года BBC выпустила в эфир документальный фильм под названием «Гордость или предубеждение» , в котором исследовались различные теории относительно смерти Чайковского. Среди опрошенных были Орлова, Браун и Познанский, а также различные эксперты по российской истории. Доктор Джон Генри из больницы Гая , свидетель-эксперт, работавший в то время в Британском национальном токсикологическом отделении, в документальном фильме пришел к выводу, что все описанные симптомы болезни Чайковского «очень близко соответствуют отравлению мышьяком ». Он предположил, что люди знали, что острая диарея, обезвоживание и почечная недостаточность напоминают проявления холеры. Это помогло бы укрепить потенциальную иллюзию смерти от холеры. Вывод, сделанный в документальном фильме, в основном склонялся в пользу теории «суда чести». [ 39 ]

Другие уважаемые исследования композитора подробно оспорили утверждения Орловой и пришли к выводу, что смерть композитора наступила по естественным причинам. [ 40 ] Среди других возражений против диссертации Орловой Познанский обнаружил, что герцога Стенбока-Фермора не существует, но есть граф с таким именем. Однако он был конюшим царя Александра III и не нуждался в посреднике для доставки письма своему работодателю. Что касается предполагаемой угрозы репутации Петербургской юридической школы, которую представляли гомосексуальные связи Чайковского, Познанский изображает школу как рассадник мужского разврата, у которого даже была своя собственная песня, воспевающая прелести гомосексуализма. [ 41 ]

Самоубийство по приказу царя

[ редактировать ]

Еще одна теория относительно смерти Чайковского состоит в том, что ее приказал сам царь Александр III. Эту историю рассказал швейцарский музыковед Роберт-Алоис Мусер , который якобы узнал ее от двух других — Риккардо Дриго , композитора и капельмейстера Императорских театров Санкт-Петербурга, и композитора Александра Глазунова . По их сценарию, композитор соблазнил сына смотрителя дома своего брата Модеста. Правдоподобность этой истории для многих заключалась в том, что ее якобы подтвердил Глазунов. Мусер считал Глазунова надежным свидетелем, подчеркивая его «правильный нравственный облик, почитание композитора и дружбу с Чайковским». [ 42 ] Совсем недавно французский ученый Андре Лишке подтвердил признание Глазунова. Отец Лишке был учеником композитора в Петрограде в 1920-е годы. Глазунов рассказал эту историю отцу Лишке, который, в свою очередь, передал ее своему сыну. [ 43 ]

Однако, возражает Познанский, Глазунов не мог бы подтвердить версию о самоубийстве, если бы он не был абсолютно уверен в ее правдивости. Однако единственный способ, которым это могло быть возможно, — это если бы ему рассказал об этом кто-то из ближайшего окружения Чайковского — другими словами, кто-то, кто присутствовал у смертного одра композитора. Однако именно этот круг приближенных Дриго обвинил в сокрытии «правды», (кавычки Познанского для выделения) в требовании ложных показаний от властей, врачей и священников. Только присягнув Глазунову на строжайшую тайну, кто-либо из этого круга мог раскрыть «правду». То, что Глазунов затем поделился этой информацией с Мусером, заключает Познанский, практически немыслимо, поскольку это полностью скомпрометировало бы Глазунова. [ 44 ]

Самоубийство в результате безрассудного действия

[ редактировать ]

Другая версия гласит, что Чайковский переживал тяжелый личный кризис. По некоторым сведениям, этот кризис был спровоцирован его увлечением племянником Владимиром Давыдовым , которого семья Давыдовых и композитор часто называли «Боб». [ 45 ] Сообщается, что это объясняет агонию, выраженную в Шестой симфонии , а также тайну, окружающую ее программу. Многие аналитики, работающие с этой точки зрения, с тех пор считают « Патетику» глубоко автобиографичной. [ 43 ] Согласно этой теории, Чайковский осознавал всю степень своих чувств к Бобу плюс маловероятность их физического исполнения. Он якобы излил свои страдания на эту последнюю великую работу как сознательную прелюдию к самоубийству, а затем выпил сырую воду в надежде заразиться холерой. Таким образом, как и в случае с тем, что он вошел в Москву-реку в 1877 году, разочаровавшись из-за своего брака, Чайковский мог покончить жизнь самоубийством, не навлекая позора на свою семью. [ 46 ]

Нет веских доказательств

[ редактировать ]

Без убедительных доказательств любого из этих случаев вполне возможно, что нельзя будет сделать определенный вывод и что истинная природа конца композитора никогда не будет известна. [ 41 ] Убедительные доказательства, предполагает Холден, будут означать эксгумацию трупа Чайковского для тестов на определение присутствия мышьяка , как это было сделано с телом Наполеона Бонапарта , поскольку мышьяк может оставаться в человеческом организме даже через 100 лет. [ 47 ] Музыковед Роланд Джон Уайли пишет: «Полемика по поводу смерти [Чайковского] зашла в тупик... Слухи, связанные со знаменитым стойким ореолом... Что касается болезни, проблемы доказательств дают мало надежды на удовлетворительное разрешение: состояние диагноза; замешательство свидетелей; игнорирование долгосрочных последствий курения и алкоголя. Мы не знаем, как умер Чайковский. Возможно, мы никогда не узнаем...». [ 48 ]

Изображения в СМИ

[ редактировать ]

В начале 1980-х годов канадский композитор Клод Вивье начал работу над оперой под названием «Чайковский, русский реквием» (букв. «Чайковский, русский реквием »), которая выдвинула бы теорию самоубийства по приказу Александра III. Вивье объявил о проекте музыкальным организациям ЮНЕСКО и начал писать либретто, но был убит в результате преступления на почве гомофобии в 1983 году до того, как опера была завершена. [ 49 ]

Английский композитор Майкл Финнисси написал короткую оперу «Позорный порок» (1995) о последних днях и смерти Чайковского. [ 50 ] [ 51 ]

Жалко, как Реквием

[ редактировать ]

Волков пишет, что еще до смерти Чайковского его симфония № 6 «Патетическая » была воспринята по крайней мере некоторыми как творческое прощание композитора с этим миром. После последней репетиции симфонии под управлением композитора великий князь Константин Константинович , талантливый поэт и горячий поклонник композитора, вбежал в зеленую комнату, плача и восклицая: «Что вы наделали, это же реквием, реквием!» [ 52 ]

Что касается самой премьеры, Волков пишет:

Чайковский начал дирижировать, крепко зажав палочку в кулаке... в своей обычной манере. Но когда затихли последние звуки симфонии и Чайковский медленно опустил палочку, в зале воцарилась мертвая тишина. Вместо аплодисментов из разных частей зала доносились сдавленные рыдания. Публика была ошеломлена, а Чайковский стоял неподвижно, опустив голову. [ 53 ]

Казалось бы, это противоречит описаниям этого события другими биографами. Холден, например, пишет, что произведение было встречено уважительными аплодисментами со стороны композитора, но с общим недоумением по поводу самого произведения. [ 54 ] Однако Дягилев, очевидно, подтверждает версию Волкова. Хотя он упоминает, что «на репетиции мнения сильно разделились...», он добавляет: «Успех концерта, естественно, был ошеломляющим». [ 8 ]

Независимо от первоначального приема, через две недели после смерти Чайковского, 18 ноября 1893 года, давний друг композитора, дирижер Эдуард Направник , провел второе исполнение Патетической симфонии на мемориальном концерте в Санкт-Петербурге . Это произошло через три недели после того, как композитор провел премьеру в том же зале, почти перед той же публикой.

«Это действительно своего рода лебединая песня, предчувствие приближающейся смерти и отсюда ее трагическое впечатление», — писал рецензент « Русской музыкальной газеты» . [ 55 ] Николай Римский-Корсаков , посетивший оба спектакля, объяснил изменение мнения публики «внезапной смертью композитора... рассказами о его предчувствиях приближающейся кончины (к которой так склонно человечество) и склонностью связывать эти предчувствия с мрачное настроение последней части этого великолепного... знаменитого, даже модного произведения». [ 56 ] Дягилев добавляет, что Направник плакала на протяжении всего спектакля. [ 8 ]

Хотя некоторые современные музыковеды, такие как Дэвид Браун, оспаривают мнение о том, что Чайковский написал « Патетику» как свой собственный реквием, многие другие, в частности Милтон Кросс, Дэвид Юэн и Майкл Пол Смит, доверяют этому мнению. Музыкальные подсказки включают в себя один из разделов развития первой части, где быстро прогрессирующая эволюция преобразованной первой темы внезапно «переходит в нейтральную» у струнных, а у тромбонов возникает довольно тихий, гармоничный хорал. Тема тромбона не имеет никакого отношения к музыке, которая предшествует ей или следует за ней. Кальвин Дотси из Хьюстонского симфонического оркестра заявляет: «Мухие напевают цитату из русского православного песнопения: «Со святыми Твоими, Христе, упокой душу раба Твоего», традиционную молитву за усопших». [ 57 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Россия все еще использовала даты по старому стилю В XIX веке , и источники информации, использованные в статье, иногда сообщают даты как по старому стилю, а не по новому стилю. Даты в статье взяты дословно из первоисточника и поэтому выполнены в том же стиле, что и источник, из которого они взяты.
  1. ^ Познанский, Чайковский: В поисках внутреннего человека , 579.
  2. ^ Познанский, Чайковский: В поисках внутреннего человека , 579–589.
  3. ^ Браун, Дэвид, Чайковский: Последние годы, 1885–1893 (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1991), 481.
  4. ^ Браун, Чайковский: Последние годы , 481.
  5. Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 340.
  6. ^ Дягилев, Сергей, Мемуары (неопубликованные). Цитируется по книге Бакл, Ричард, Дягилев (Нью-Йорк: Athenum, 1979), 17–18.
  7. ^ Diaghilev's step-mother's sister, the soprano Aleksandra Panayeva-Kartsova, married Georgy Kartsov, the son of Tchaikovsky's first cousin Aleksandra Petrovna Kartsova née Tchaikovskaya.
  8. ^ Jump up to: а б с Цитируется в Buckle, 23.
  9. ^ Jump up to: а б Познанского, 592.
  10. ^ Петербургская газета , 26 октября [6 ноября] 1893 г. Цитируется по Познанскому, 592.
  11. ^ Познанский, 594.
  12. ^ Волков, Соломон, Санкт-Петербург: История культуры (Нью-Йорк: Свободная пресса, 1995), 128.
  13. ^ Браун, Чайковский: Последние годы , 486.
  14. ^ Браун, Чайковский: Последние годы , 487.
  15. ^ См . Холеру : История: Происхождение и распространение.
  16. ^ Jump up to: а б с «Азиатская холера», Энциклопедия Брокауза и Ефрона (СПб., 1903), вып. 37а, 507–151. Цитируется у Холдена, 359.
  17. ^ Познанский, Чайковский: В поисках внутреннего человека , 596–597.
  18. ^ Jump up to: а б Орлова, Александра, «Чайковский: Последняя глава», 128. Цитируется по Холдену, Энтони, Чайковский: Биография (Нью-Йорк: Random House, 1995), 387.
  19. ^ Орлова, 128, сноска 12. Цитируется по Холдену, 387.
  20. ^ Познанский, Самоубийство Чайковского: миф и реальность , 217, примечание 81. Цитируется у Холдена, 474, сноска 36.
  21. ^ Jump up to: а б с д Холден, 360.
  22. ^ Цитируется по Холдену, 360.
  23. ^ Петербургская газета , 7 ноября 1893 г., цитируется по Познанскому, Чайковский: В поисках внутреннего человека , 597.
  24. Русская жизнь , 9 ноября 1893. Цитируется по Познанскому, Чайковский: В поисках внутреннего человека , 597.
  25. ^ Цитируется по Познанскому, 581.
  26. ^ Jump up to: а б с д Познанский, Чайковский: В поисках внутреннего человека , 582.
  27. Цитируется у Познанского, Чайковский: В поисках внутреннего человека , 582.
  28. ^ ред. Беркоу, Роберт, Руководство по диагностике и терапии компании Merck , 15-е изд. (Нью-Йорк, 1987 г.); Энциклопедический словарь , св. «холера». Цитируется у Познанского, 582.
  29. ^ Информационный бюллетень ВОЗ: Холера
  30. ^ Syn otechestva , 9 ноября 1893. Цитируется в Познанском, Чайковский: В поисках внутреннего человека , 597.
  31. Цитируется по книге Бакл, Ричард, Дягилев (Нью-Йорк: Athenum, 1979), 24.
  32. ^ Jump up to: а б Познанский, Чайковский: В поисках внутреннего человека , 583.
  33. ^ Холден, 391.
  34. ^ Толстой Л., Полное собрание сочиненли , 84:200–201. Цитируется у Познанского, Чайковский: В поисках внутреннего человека , 583.
  35. ^ Jump up to: а б Холден, 390 лет
  36. ^ Jump up to: а б с Холден, 391 год
  37. ^ Браун, Чайковский: Последние годы , 483–484; Браун, Дэвид, Чайковский: Человек и его музыка (Нью-Йорк: Pegasus Books, 2007), 434–435.
  38. ^ Браун, Чайковский: Последние годы , 484.
  39. ^ Цитируется в книге Нортона Риктора «Веселые любовные письма Чайковского его племяннику Бобу Давидофу», «Великие королевы истории», 19 октября 2002 г., обновлено 5 ноября 2005 г. < http://rictornorton.co.uk/tchaikov.htm >. Проверено 11 июля 2007 г.
  40. ^ См., например, « Последние дни Чайковского» Александра Познанского.
  41. ^ Jump up to: а б The Daily Telegraph : «Как умер Чайковский?» . Проверено 25 марта 2007 г.
  42. ^ Цитируется по Холдену, 374.
  43. ^ Jump up to: а б Холден, 374.
  44. Познанский, Чайковский: История внутреннего человека , 606.
  45. ^ Полянский, Чайковский: В поисках внутреннего человека , 333.
  46. ^ Холден, 374–375.
  47. ^ Генри, доктор Джон, «Гордость или предубеждение?» BBC Radio 3, 5 ноября 1993 г. Цитируется по Holden, 399.
  48. ^ Уайли, Нью-Гроув (2001) , 25:169.
  49. ^ Реом, Мартина (2021). « Я больше не сожалею об этом факте»: гомосексуализм и приверженность идентичности в произведениях и выступлениях Клода Вивье» . Цирк . 31 (1). Les Presses de l'Université de Montréal: 27–41. дои : 10.7202/1076403ар . S2CID   236686971 .
  50. ^ «Вечер премьеры! Премьеры оперы и оратории» . Библиотеки Стэнфордского университета. 29 марта 1995 года . Проверено 31 марта 2017 г.
  51. ^ Уильямс, Николас (30 марта 1995 г.). «Музыка: Несколько содержательных предсмертных записок» . Независимый . Проверено 31 марта 2017 г.
  52. ^ Volkov, 115.
  53. ^ Волков, Соломон, Санкт-Петербург: История культуры (Нью-Йорк: Свободная пресса, 1995), 115.
  54. ^ Холден, 371
  55. ^ Цитируется у Холдена, 371.
  56. ^ Браун, Дэвид, Вспомнил Чайковского (Лондон: Faber & Faber, 1993) xv
  57. ^ Тайны, слухи и ложь: Симфония № 6 Чайковского, Патетическая . Хьюстонский симфонический оркестр. 3 января 2020 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Браун, Дэвид, Чайковский: Последние годы, 1885–1893 (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1991).
  • Браун, Дэвид, Человек и его музыка (Нью-Йорк: Pegasus Books, 2007).
  • Бакл, Ричард, Дягилев (Нью-Йорк: Атенум, 1979).
  • Холден, Энтони, Чайковский: Биография (Нью-Йорк: Random House, 1995).
  • Нортон, Риктор, «Веселые любовные письма Чайковского к его племяннику Бобу Давидофу», «Великие королевы истории», 19 октября 2002 г., обновлено 5 ноября 2005 г. < http://rictornorton.co.uk/tchaikov.htm >.
  • Познанский, Александр Чайковский: В поисках внутреннего человека (Нью-Йорк: Schirmer Books, 1991)
  • Познанский, Александр, Последние дни Чайковского .
  • Rimsky-Korsakov, Nikolai, Letopis Moyey Muzykalnoy Zhizni (St. Petersburg, 1909), published in English as My Musical Life (New York: Knopf, 1925, 3rd ed. 1942).
  • Волков, Соломон, Санкт-Петербург: история культуры (Нью-Йорк: Свободная пресса, 1995).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 20826b05fe175de30410a5fb4810940e__1723244280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/0e/20826b05fe175de30410a5fb4810940e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Death of Pyotr Ilyich Tchaikovsky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)