Орлеанская дева (опера)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2020 г. ) |
Орлеанская дева | |
---|---|
Опера Чайковского | |
![]() | |
Родное название | Russian: Орлеанская дева |
Либреттист | Чайковский |
Язык | Русский |
На основе | Несколько произведений о Жанне Д'Арк |
Премьера | 25 февраля 1881 г. |
Орлеанская дева (русский: Орлеанская дева , латинизированная: Орлеанская дева , букв. «Орлеанская дева») — опера в 4-х действиях, 6-ти картинах Петра Ильича Чайковского . Он был написан в 1878–1879 годах на русское либретто композитора на основе нескольких источников: Фридриха Шиллера » «Орлеанской девицы в переводе Василия Жуковского ; Жюля Барбье » « Жанна д'Арк ; Огюста Мерме Либретто к его собственной опере 1876 года; и написанная Анри Валлоном биография Жанны д'Арк, . Это произведение , посвященное дирижеру Эдуарду Направнику , представляет собой наиболее близкий подход композитора к французской большой опере , хотя и на русском языке, особенно с включением балета во второй акт.
История выступлений
[ редактировать ]Мировая премьера состоялась 25 февраля 1881 года (13 февраля по ст. ст .) в Мариинском театре в Санкт-Петербурге под управлением Эдуарда Направника . Известные последующие выступления были даны 28 июля 1882 года в Праге под управлением Адольфа Чеха , что стало первой постановкой оперы Чайковского за пределами России; в 1899 году в Москве Частным оперным обществом под управлением Михаила Ипполитова-Иванова ; а в 1907 году в Москве — Зиминская опера под управлением Палицына.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьерный состав 25 февраля 1881 г. (13 февраля по ст. ст. ) Дирижер: Эдуард Направник |
---|---|---|
Король Карл VII | тенор | Mikhail Vasilyev |
Архиепископ | бас | Владимир Майборода |
Папа Римский | тенор | |
Дюнуа, французский рыцарь | баритон | Федор Стравинский |
Лионель, бургундский рыцарь | баритон | Ippolit Pryanishnikov |
Тибо д'Арк, отец Жанны | бас | Михаил Корякин |
Раймонд, жених Джоан | тенор | Sokolov |
Бертран, крестьянин | бас | |
Солдат | бас | |
Жанна д'Арк | сопрано или меццо-сопрано | Mariya Kamenskaya |
Агнес Сорель | сопрано | Вильгельмина Рааб |
Ангел, сольный голос в хоре ангелов. | сопрано | |
Хор, немые роли: Придворные и дамы, французские и английские солдаты, рыцари, монахи, Цыгане , пажи, скоморохи, карлики, менестрели, палачи, люди |
Инструментарий
[ редактировать ]Опера рассчитана на следующие силы: [1]
- Струнные : первая и вторая скрипки, альты, виолончели, контрабасы, арфа.
- Деревянные духовые инструменты : пикколо, 3 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета (си-бемоль, ля, до), 2 фагота.
- Духовые : 4 валторны (F, D, E-бемоль, ми), 2 корнета (си-бемоль, ля), 2 трубы (ми-бемоль, фа, ми, ре, ля), 3 тромбона, туба.
- Перкуссия : литавры, треугольник, бубен, боковой барабан, большой барабан, там-там, колокольчик.
- Другое : орган
Краткое содержание
[ редактировать ]- Время: Начало 15 века, разгар Столетней войны с Англией. [1]
- Место: Франция
Акт 1
[ редактировать ]- Введение
- Хор девиц (№1)
- Сцена и тройничок (№ 2)
- Сцена (№3)
- Хор крестьян и сцена (№4)
- Сцена (№5)
- Гимн «Царь небесного воинства» (№6)
- Ария Жанны «Прощайте, родные холмы и поля» (№7)
- Финал (№8)
- Ария Жанны и хор ангелов (№ 8а)
На площади перед церковью деревенские девушки украшают дуб и поют песни. Крестьянин Тибо д'Арк раздражен их легкомыслием в такое страшное для отечества время. Он обеспокоен судьбой своей семнадцатилетней дочери Джоан и хочет, чтобы она вышла замуж за Раймонда, чтобы защитить ее от опасности. Но Джоан чувствует другое призвание. Звучит сигнал тревоги, возвещающий о падении Парижа и осаде Орлеана. В панике граждане молятся о спасении; воодушевленная, Джоан предсказывает скорую победу. Девушка прощается с местом своего рождения, слыша голоса ангелов, благословляющих ее героический подвиг.
Акт 2
[ редактировать ]- Закон (№ 9)
- Хор менестрелей (№10)
- Цыганский танец (№11а)
- Танец пажей и гномов (№ 11б)
- Танец клоунов и акробатов (№ 11в)
- Сцена и дуэт (№ 12)
- Ариозо и дуэттино Агнессы (№ 13)
- Сцена и повествование архиепископа (№ 14)
- Повествование Жанны (№ 15)
- Финал (№16)
В замке Шинон развлекается король, забывающий о своем долге перед своей возлюбленной Аньес Сорель . Менестрели, пажи, цыгане, клоуны следуют друг за другом. Король парализован бездействием. Ни появление смертельно раненного в бою рыцаря Лаурета, ни отставка мужественного рыцаря Дюнуа, который с честью уходит сражаться («Прости! Монарха у нас нет, я тебе больше не слуга... ") может поколебать решение короля бежать. Внезапно появляется архиепископ; придворные и народ рассказывают королю о разгроме англичан, победе французов и «славной деве», вдохновившей солдат. Джоан рассказывает изумленной публике о видении, которое ей приказывало возглавить битву. Условием этой победы был обет девства. По приказу короля Жанна назначается командовать армией.
Акт 3
[ редактировать ]Таблица 1 и Таблица 2
- Сцена и дуэт (№ 17)
- Март (№ 18)
- Сцена и дуэт (№ 19)
- Финал (№ 20)
сцена 1
Глубоко в лесу Джоан сражается с рыцарем Лайонелом Бургундским. Его бьют, падает шлем с забралом. Покоренная его прекрасным молодым лицом, она не может его убить. Лайонел тронут щедростью Жанны: «Ходят слухи, что ты не щадишь врагов, зачем жалеть меня одного?» Она потрясена пробудившимися чувствами, вспоминая обет. Лионель решает встать на сторону французов и предлагает свой меч Дюнуа. В сердце недавнего врага растет любовь к Джоан.
сцена 2
Нация чествует короля и Жанну-победительницу. Ее отец, однако, считает, что все деяния дочери — дело рук дьявола, и решает спасти ее душу, даже ценой жизни. Когда царь объявляет ее спасительницей отечества, приказав воздвигнуть жертвенник, отец обвиняет дочь в общении с сатаной и призывает ее публично доказать свою невиновность: «Ты считаешь себя святой и чистой?» Джоан не отвечает, терзаемая любовью к Лайонелу. Дюнуа пытается защитить героиню; испугавшись раската грома, горожане, посчитав это приговором небесным, отрекаются от нее. Лайонел пытается защитить ее, но Джоан прогоняет его.
Акт 4
[ редактировать ]- Вступление и сцена (№ 21)
- Дуэт и сцена (№ 22)
- Финальная сцена (№23)
сцена 1
Джоан одна, брошенная в глухом лесу. «Как я смею смертному отдать душу, обещанную создателю?» Но когда Лайонел находит ее, она охотно отвечает ему. Счастливый момент прерывается, когда прибывают английские солдаты, убивающие Лайонела и захватывающие Джоан.
сцена 2
На площади Руана разводят костер. Джоан должна быть казнена. Горожане, заполняющие площадь, сочувствуют героине, и растут сомнения в справедливости готовящейся казни. Но Джоан привязана к столбу, загорелся огонь. Держа крест, Жанна взывает к Богу, смиренно готовая умереть. Она слышит голоса ангелов, несущих прощение.
Записи
[ редактировать ]- 1946, Boris Khaykin (conductor), Kirov Theatre Orchestra and Chorus, Sofia Preobrazhenskaya (Joan), V. Kilchevskyi (King Charles), N. Konstantinov (Archbishop), O. Kashevarova (Agnes Sorel), V. Runovsky (Dunois), L. Solomiak (Lionel), V. Ulianov (Raymond), I. Yashugin (Thibaut), I. Shashkov (Bertrand), S. Vodsinsky (Soldier), A. Marin (Lore), M. Merzhevskaya (Angel), N. Grishanov (Minstrel)
- 1971, Gennady Rozhdestvensky (conductor), Moscow Radio Symphony Orchestra and Chorus, Irina Arkhipova (Joan), Vladimir Makhov (King Charles), Klavdiya Radchenko (Agnes Sorel), Vladimir Valaitis (Dunois), Sergey Yavkovchenko (Lionel), Lev Vernigora, (Archbishop), Andrey Sokolov (Raymond), Viktor Selivanov (Bertrand), Vartan Makelian (Soldier), Yevgeny Vladimirov (Thibaut) [HMV ASD 2879-82]
- 1993, Александр Лазарев (дирижер), Оркестр и хор Большого театра, Нина Раутио (Жанна), Олег Кулько (король Карл), Мария Гаврилова (Агнесса Сорель), Михаил Крутиков (Дюнуа), Владимир Редькин (Лионель), Глеб Никольский (архиепископ) ), Аркадий Мишенькин (Раймон), Максим Михайлов II (Бертран), Анатолий Бабикин (Солдат), Зоя Смоляникова (Ангел), Вячеслав Почапский (Тибо)
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Перейти обратно: а б Орлеанская дева , tchaikova-research.net
Источники
- Bernandt, Grigoriĭ Borisovich. Словарь опер впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР, 1736–1959 [ Dictionary of Operas First Performed or Published in Pre-Revolutionary Russia and in the USSR, 1736–1959 ] (Moscow: Советский композитор, 1962), p. 215.
- 100 опер: история создания, сюжет, музыка. [ 100 Operas: History of Creation, Subject, Music. ] Leningrad: Издательство "Музыка", 1968, pp. 390–396.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Орлеанская дева (Чайковский) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур