Государственный дом-музей Чайковского
Дом -музей Чайковского был загородным домом в Клине , в 85 километрах к северо-западу от Москвы , где Петр Ильич Чайковский жил с мая 1892 года до своей смерти в 1893 году. Здесь было написано его последнее крупное произведение — Шестая симфония . Сейчас дом является музеем.
Чайковский в Клине.
[ редактировать ]В 1885 году Чайковский писал своему другу и покровителю : «В эти дни я мечтаю поселиться в деревне недалеко от Москвы. дома." В начале того же года он снял небольшой дом в деревне Майданово (Майданово) в двух километрах от небольшого города Клина. Позже, между 1888 и 1891 годами, он снял дом в другом соседнем селе, Фроловском (Фроловском). (И Майдановский дом, и более поздний Фроловский дом были позже снесены.) Чайковский жил в Майдановском доме с февраля 1885 по март 1888 года. Дом располагался на берегу реки Сестры и имел лишь заросший парк с прудами и старой липой. деревья. Это было недалеко от железнодорожного вокзала как до Москвы, так и до Санкт-Петербурга, но достаточно далеко от города, чтобы отпугнуть непрошеных гостей и его не побеспокоить. В Майдановском доме Чайковский переписал написанную им в 1874 году старую оперу « Кузнец Вакула» , превратив ее в новую оперу: Черевички . Он также написал симфонию «Манфред» и еще одну оперу «Чародейка» . По вечерам Чайковский читал журналы и книги, играл на фортепиано, беседовал с гостями, гулял в лесу, собирал грибы, работал в саду и купался.
К несчастью для Чайковского, в Майданово приезжало все больше отдыхающих и росло число желающих его увидеть. После трехмесячного концертного тура по Европе он решил переехать в другой дом в этом районе, в селе Фроловское. В мае 1892 года Чайковский писал брату Анатолию: «Я снял дом в Клине, чтобы там жить. Наверное, вы видели его – дом Сахаровых, большой, уютный, загородный, недалеко от шоссе на Москву... Мне нужен – и я это чувствую – дом в деревне или, что почти то же самое, в Клине, чтобы иметь возможность, когда захочу, получить спокойное, тихое место для работы. , К Клину я уже привык. Вид из дома действительно чудесный, есть довольно большой сад, думаю в будущем купить этот дом.»
Во время пребывания в доме в Клине Чайковский закончил корректуру партитур «Иоланты» и «Щелкунчика» , написал 18 морсо для фортепиано, соч. 72, вокальный квартет «Ночь» , 6 романсов, соч. 73 и Симфония № 6 си минор (соч. 74, Патетическая ) .
3 октября 1893 года он закончил свой Фортепианный концерт № 3 . 7 октября он вылетел из Клина в Москву, а затем в Санкт-Петербург, где дирижировал премьерой своей VI симфонии. Он умер в Санкт-Петербурге 25 октября (6 ноября по новому стилю) в возрасте 53 лет.
Рабочие привычки Чайковского
[ редактировать ]Распорядок дня Чайковского в Клине описал его брат и биограф Модест Чайковский : «Петр Ильич вставал между 7 и 8 часами утра. После чая и чтения он отправлялся на прогулку, которая обычно продолжалась около часа. Разговор за завтраком, а также прогулка в чьей-то компании означали, что Чайковский был не собираясь в этот день сочинять; вместо этого он будет занят инструментами, исправлениями или написанием писем.
После ужина он снова пошел гулять в любую погоду. Уединение во время прогулок было для него так же необходимо, как и во время работы. В эти минуты он продумывал основные музыкальные темы и формировал идеи будущих композиций». [ 1 ]
Интерьер Дома Чайковского
[ редактировать ]Дом построен в 1870-х годах В. С. Сахаровым на земле, подаренной семье императором Николаем I. Семья Сахаровых редко использовала его, сдав его в аренду, а затем продав Чайковскому. Чайковский жил на втором этаже, а семья его слуги Алексея Софронова жила на первом этаже. Кухня и столовая также находились на первом этаже.
Приемная и кабинет на втором этаже, где находится его фортепиано, — самая большая комната дома. Фортепиано — «Беккер», подаренное ему петербургской фирмой в 1885 году, когда он впервые приехал в Майданово. Чайковский никогда не играл на фортепиано в концертном зале перед публикой, но играл дома для гостей и любил играть на фортепиано дуэтами с приезжими музыкантами. Его вечерние развлечения также обычно включали устные чтения литературы. [ 2 ]
Его письменный стол, за которым он каждое утро после завтрака писал письма, находится в конце комнаты. Над столом, на почетном месте, фотография Антона Рубинштейна , основателя Санкт-Петербургской консерватории и его первого учителя игры на инструментах и композиции. Чуть ниже изображения Рубинштейна находится изображение Бетховена . На других стенах множество фотографий его семьи, в частности отца Ильи Петровича Чайковского и матери Александры Андреевны. Рядом стоят два книжных шкафа, в которых лежат его музыкальная библиотека и библиотека русской и зарубежной литературы, а также переплетенные комплекты журналов, на которые он подписался. Остальные шкафы в комнате заполнены подарками Чайковскому, в том числе чернильницей в виде Статуи Свободы, подаренной ему во время визита в США. [ 3 ]
Спальня композитора примыкает к приемной через дверной проем, занавешенный портьерой. Он сочинял музыку в этой комнате на простом некрашеном столе с видом на сад. Стол из карельской березы изготовили деревенские рабочие в Майданово, когда он впервые поселился в Клинском районе. На этом столе Чайковский сочинил свою Шестую симфонию, « Патетическую» , последнее крупное произведение перед его смертью.
сад Чайковского
[ редактировать ]В последние годы жизни Чайковского сильно привлекала природа, деревенская жизнь и свой сад. Он писал Надежде фон Мекк : «Чем ближе я приближаюсь к старости, тем прекраснее мое удовольствие находиться рядом с природой. Никогда прежде я так не наслаждался красотой весны, пробуждающейся растительности, возвращающихся домой птиц – словом, все, что приносит русская весна, действительно самая красивая и веселая весна на земле». [ 4 ]
Он также писал: «Невозможно предложить лучший и более подходящий образ жизни, чем в деревне. После каждой новой поездки в Москву я все больше осознаю, как меня губит городская жизнь. Каждый раз, когда я возвращаюсь сюда, я совершенно болен, но тут же выздоравливаю в своем тихом уголке». [ 5 ]
Его сад не был опрятным и упорядоченным, а скорее напоминал идеализированный лес, с извилистой дорожкой и беседкой в дальнем конце дома. Чайковский обожал цветы, особенно полевые цветы в полях и лесах, которые он видел во время ежедневных прогулок. Особенно он любил ландыш , которому даже написал стихотворение. После его смерти его брат Модест посадил вокруг сада островки ландышей, а также фиалок , незабудок и колокольчиков , которыми восхищался Чайковский. В саду растет много других сортов цветов, которые были во времена Чайковского: розы , бегонии , левкои , флоксы и сладкий табак . [ 6 ]
Дом и музей после смерти Чайковского
[ редактировать ]После смерти Чайковского его младший брат Модест Чайковский , драматург и переводчик, решил создать музей, первый подобный музыкально-мемориальный музей в России. К проекту присоединился племянник композитора Владимир Давыдов , владевший правами на произведения Чайковского. Они построили на территории отдельный дом, чтобы главный дом остался в прежнем виде, и создали архив партитур, рукописей и библиотеки Чайковского. Модест Чайковский написал первую биографию Чайковского. Когда Модест Чайковский умер в 1916 году, он завещал дом Московскому отделению Русского музыкального общества с требованием, чтобы оно строго соответствовало правилам Музея Моцарта в Зальцбурге и Музея Бетховена в Бонне.
В 1917 году, после большевистской революции , анархист по имени Дорошенко поселился со своей семьей в музее и, как сообщается, стрелял в портрет Папы Иннокентия, висевший в одной из спален. придал музею статус охраняемого объекта В конце концов он был арестован в апреле 1918 года. В 1918 году Наркомпрос , а в 1921 году он был объявлен собственностью государства.
После вторжения нацистов в Россию в июне 1941 года музейная коллекция памятных вещей и библиотека были переведены в небольшой город Воткинск , место рождения Чайковского, в Удмуртии . Дом был занят немцами во время битвы под Москвой в 1941–42. Первый этаж они использовали как гараж для мотоциклов, а верхний этаж — как казарму. В конце 1944 года экспонаты были возвращены, и музей вновь открылся 6 мая 1945 года, накануне дня рождения Чайковского. [ 7 ]
В 1920-е годы для музыкантов стало традицией собираться и выступать в этом доме каждый год 7 мая, чтобы отметить день рождения Чайковского. Известные пианисты, в том числе Владимир Горовиц , получили честь играть на рояле Чайковского в его салоне. лауреаты ежегодного Международного конкурса Чайковского , в том числе Ван Клиберн (1958), Михаил Плетнев (1978) и Борис Березовский Начиная с 1958 года, в Клин приглашались также (1990). Музыканты конкурса положили начало традиции сажать дубы в саду .
В 1964 году рядом с домом открылся концертный зал, выставочное пространство и визит-центр.
Галерея Дома-музея Чайковского в Клине
[ редактировать ]-
Шкаф с сувенирами, подаренными Чайковскому, в том числе чернильница в форме Статуи Свободы, подаренная его американскими поклонниками во время его визита в Нью-Йорк в 1891 году.
-
Собрание сочинений Пушкина (в коричневых кожаных переплетах) в шкафу Чайковского. Они послужили источником его опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» .
-
Небольшая чайная, примыкающая к приемной Чайковского.
-
Портрет отца Чайковского и других членов семьи в его приемной. Занавешенный дверной проем ведет в его спальню.
-
Книжные полки Чайковского в его приемной.
-
Кровать Чайковского
-
Туалетный столик в спальне Чайковского.
-
Цилиндр и перчатки Чайковского.
-
Багаж Чайковского, взятый во время его концертных турне
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Галина Ивановна Белонович (1994). П.И. Чайковский хусе-мусеум ин Клин . ISBN 978-5-85025-093-5 .
- Чайковский, Модест, Жизнь П. И. Чайковско , в 3 тт. (Москва, 1900–1902).
- Чайковский, Пётр, Переписка с Н.Ф. фон Мекк [Переписка с Надеждой фон Мекк], 3 тт. (Москва и Ленинград, 1934–1936).
Источники и цитаты
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Государственного дома-музея Чайковского (на английском языке)