Jump to content

Фортепианный концерт № 3 (Чайковский)

Чайковский в 1893 году, картина Николая Кузнецова.

Петра Ильича Чайковского сначала Фортепианный концерт № 3 ми -бемоль мажор был задуман им как симфония в той же тональности. Но он отказался от этой идеи, отказался от всего, кроме запланированной первой части, и переработал ее в 1893 году в одночастное блестящее аллегро для фортепиано с оркестром. Его последняя завершенная работа была должным образом опубликована как Opus 75 в следующем году, после его смерти, но издатель Юргенсон дал ей название «Концерт № 3 для фортепиано с аккомпанементом оркестра» .

Академический спор

[ редактировать ]

Несмотря на заявленные намерения композитора, остаются споры о том, какую форму могла бы принять эта композиция, если бы он продолжил над ней работу. Спор вращается вокруг двух оставшихся частей запланированной симфонии. превратил их Оставленные в виде эскизов после смерти Чайковского в 1893 году, его ученик и коллега-композитор Сергей Танеев в произведение для фортепиано с оркестром под названием «Анданте и финал » и опубликовал в 1897 году как Чайковского «Опус 79» . Стоило ли Танееву затрачивать на это усилия после того, как Чайковский выразил сомнения в качестве частей, и Анданте и Финал следует ли когда-либо исполнять вместе с блестящим Аллегро, остается предметом споров. Большинство пианистов играют только Opus 75.

Завершение как симфония

[ редактировать ]

В 1950-х годах российский музыковед и композитор Семен Богатырев использовал эскизы Чайковского, в том числе те, что легли в основу «Опуса 75» и «Опуса 79», чтобы предположительно построить « Симфонию № 7 » Чайковского.

Постановка как балет

[ редактировать ]

Фортепианный концерт № 3 Чайковского был поставлен в 1956 году под подходящим названием Allegro brillante Джорджем Баланчиным для New York City Ballet .

Структура

[ редактировать ]

представлены три музыкальных темы В одночастном Allegro brillante , как и в случае с вступительными частями двух предыдущих фортепианных концертов Чайковского. Вступительная тема жива, вторая более лирична, а третья похожа на энергичный народный танец. Хотя раздел разработки начинается с сотрудничества фортепиано и оркестра, музыкальные силы быстро разделяются. Оркестру отведена длинная часть, а фортепиано завершает развитие каденцией . Структура перепросмотра регулярная , за ней следует энергичная кода. [1]

Вступительная тема

Инструментарий

[ редактировать ]

Концерт написан для фортепиано соло; пикколо ; две флейты ; два гобоя ; два кларнета ; два фагота ; четыре рога ; две трубы ; три тромбона ; туба ; литавры и струнные .

От симфонии к концерту

[ редактировать ]

Первое упоминание Чайковского об использовании эскизов его заброшенной Симфонии ми-бемоль в качестве основы для фортепианного концерта появилось в начале апреля 1893 года. [2] Он приступил к работе 5 июля, завершив первую часть восемь дней спустя. Хотя он работал быстро, Чайковский не нашел эту работу приятной - в рукописи написано: «Конец, слава Богу!» Это движение он забил только осенью. [3]

В июне Чайковский находился в Лондоне, чтобы дирижировать своей Четвертой симфонией . Там он встретил своего друга, французского пианиста Луи Дьемера , с которым познакомился в Париже пятью годами ранее во время фестиваля камерных произведений Чайковского. Димер исполнил «Концертную фантазию» Чайковского в аранжировке для двух фортепиано с композитором за вторым фортепиано. [4] Димер был одним из крупнейших французских пианистов своего времени. [5] Когда-нибудь во время их повторного знакомства Чайковский мог упомянуть о концерте, над которым он работал. Тем не менее, он решил посвятить работу Димеру. [6]

Французский пианист Луи Дьемер, которому Чайковский посвятил Третий фортепианный концерт.

Закончив Патетическую симфонию , Чайковский снова обратился к концерту, но испытал очередную волну сомнений. Он признался пианисту Александру Зилоти : «Как музыка это получилось неплохо, но это довольно неблагодарно». [7] 6 октября 1893 года он писал польскому пианисту и композитору Зигмунту Стоёвскому : «Как я писал вам, моя новая Симфония закончена. Сейчас я работаю над партитурой моего нового (третьего) концерта для нашего дорогого Димера. Когда вы увидите скажите ему, пожалуйста, что, когда я приступил к работе, я понял, что этот концерт имеет удручающую и угрожающую длину, поэтому я решил оставить только первую часть, которая сама по себе составит целый концерт. поскольку последние две части стоили не так уж много». [8]

Выбор одночастного Allegro de Concert или Concertstück соответствовал бы французским фортепианно-оркестровым произведениям того периода, таким как Габриэля Форе » «Баллада , Сезара Франка « симфоническая поэма Джинны» и «Симфонические вариации» — несколько из них. Премьера этих работ состоялась у Димера. Также росла тенденция к созданию аналогичных произведений русских композиторов. Сюда входили Милия Балакирева Первый фортепианный концерт Николая Римского-Корсакова , единственная попытка в этом жанре, а также менее известные в настоящее время произведения, такие как Концертное аллегро ля мажор Феликса Блюменфельда и Русская фантазия си минор Эдуарда Направника . Чайковский особенно любил пьесу «Направник» и даже дирижировал ею. Ее также исполнили Силоти и Танеев. [9]

Закончив в октябре 1893 года музыку к «Блестящему Аллегро» , Чайковский попросил Танеева просмотреть ее. Танеев, к которому Чайковский полагался за техническими советами по фортепиано, счел сольную партию недостаточно виртуозной . Чайковский сказал Зилоти, что если Танеев разделит его низкое мнение о концерте, он уничтожит его. Однако композитор не осуществил эту угрозу. Брат Чайковского Модест заверил Зилоти, что, хотя Чайковский никоим образом не подвергает сомнению вердикт Танеева, он также обещал концерт Димеру и хочет показать ему партитуру. Фактически, во время своего последнего визита в Москву в октябре 1893 года Чайковский еще раз показал концерт Танееву. [10] и все еще намеревался показать работу Димеру. [6]

Менее чем через месяц Чайковский умер .

Танеев дал первое исполнение концерта в Санкт-Петербурге 7 января 1895 года под управлением Эдуарда Направника .

Вопросы по сольной партии

[ редактировать ]

Фортепианную партию иногда называют скелетной, и, хотя она технически сложна, считается, что ей не хватает характерной для Чайковского смелости по сравнению с другими его фортепианными концертами. Дэвид Браун предполагает, что отсутствие смелости произошло из-за того, что сольная партия была включена без какой-либо попытки переписать музыкальный материал, первоначально предназначенный для Симфонии ми-бемоль. [11] Другие утверждали, что пианистическая текстура часто близка клавиатуре и что адаптация в целом сделана хорошо. Они предполагают, что трудно представить, в каких моментах партия фортепиано берет на себя материал, ранее задуманный как часть оркестровой ткани, а в каких моментах солист просто вышивает их. [12]

Анданте и финал, соч. почта 79

[ редактировать ]
Сергей Танеев, отредактировавший и представивший премьеру концерта после смерти композитора.

Несмотря на заявленные намерения, Чайковский написал «Конец первой части» на последней странице « Блестящего аллегро» , которое будет опубликовано П. Юргенсоном как Третий фортепианный концерт. [ нужна ссылка ] По настоянию брата композитора Модеста Танеев в ноябре 1894 года приступил к изучению неоконченных набросков аллегро и финала симфонии ми-бемоль. Чайковский начал аранжировать эти части для фортепиано с оркестром, но они остались в эскизной форме. И Танеев, и Модест задавались вопросом, как их следует публиковать — как две оркестровые части для симфонии или как пьесу для фортепиано с оркестром. [13] После письма пианиста Александра Зилоти Модесту в апреле 1895 года он и Танеев пошли по пути фортепиано и оркестра. Первое выступление состоялось 8 февраля 1897 года в Петербурге с Танеевым в качестве солиста.

По словам ученого и писателя Чайковского Джона Варрака , принимая Opp. 75 и 79 как полный концерт в соответствии с намерениями Чайковского, возможно, было неправильным названием: «То, что сохранилось, - это реконструкция в концертной форме некоторой музыки, которую планировал Чайковский, а не настоящий фортепианный концерт Чайковского». [14] Музыкальный автор Эрик Блом добавляет: «Правда, даже Танеев не знал наверняка, не предпочел бы Чайковский, если бы он действительно хотел создать трехчастный концерт, отказаться от Анданте и Финала и заменить их две совершенно новые части; поэтому, если мы решим, что финал, во всяком случае, является плохим произведением, мы должны винить Танеева в его сохранении, а не Чайковского в том, что он задумал его, ибо мы даже не можем быть уверены, насколько далеко могла зайти эта концепция. выполненный". [15]

Варрак заключает: «Самый добрый ответ — вспомнить, что Чайковский сам отказался от него. Танеев был слишком набожен: лучшее решение проблемы, что делать с музыкой, — это исполнить Третий концерт так, как его оставил Чайковский, за один раз». движение иногда с пользой можно было услышать на концертах, на которых солисты желают добавить к основному произведению в своей программе нечто меньшее, чем еще один полноценный концерт». [16]

«Симфония №7»

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Браун, Человек и музыка , 414-15.
  2. ^ Браун, Дэвид, Чайковский: Последние годы (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1992), 387–388.
  3. ^ Варрак, Симфонии и концерты Чайковского , 47.
  4. ^ Информационный бюллетень PMC, том. 8 нет. 3 апреля: 2001 г. Архивировано 3 февраля 2007 г. в Wayback Machine.
  5. ^ Шенберг, Гарольд К., Великие пианисты (Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1987, 1963), 287.
  6. ^ Jump up to: а б Браун, Последние годы , 389.
  7. Цитируется в Brown, Final Years , 389.
  8. ^ Александр Познанский, Последние дни Чайковского (Оксфорд: Oxford University Press, 2002), 31-32.
  9. ^ Евгений Сойфертис, аннотации к компакт-диску Hyperion CDA67511.
  10. ^ Браун, Чайковский: Последние годы, 477.
  11. ^ Браун, Человек и музыка , 414; Браун, Последние годы , 389.
  12. ^ Цветок, 64-5.
  13. См. письма Митрофана Беляева Сергею Танееву от 1896 года и Александра Силоти Модесту Чайковскому - Архив Клинского дома-музея.
  14. ^ Варрак, Симфонии и концерты Чайковского , 46.
  15. ^ Цветок, 64 года.
  16. ^ Варрак, Симфонии и концерты Чайковского , 47.
  • Блом, Эрик , изд. Авраам, Джеральд , «Произведения для сольного инструмента и оркестра», Музыка Чайковского (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1946)
  • Браун, Дэвид, Чайковский: Последние годы (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1992).
  • Браун, Дэвид, Чайковский: Человек и его музыка (Нью-Йорк: Pegasus Books, 2007). ISBN   978-1-933648-30-9 .
  • Познанский, Александр, Последние дни Чайковского (Оксфорд: Oxford University Press, 1996)
  • Шенберг, Гарольд К. , Великие пианисты (Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1987, 1963)
  • Сойфертис, Евгений, аннотации к компакт-диску Hyperion CDA67511 (Лондон: Hyperion Records Ltd., 1993)
  • Варрак, Джон, Чайковский (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1973)
  • Варрак, Джон, Симфонии и концерты Чайковского (Сиэтл: University of Washington Press, 1969)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bf68983645f7d22e5eb56a3014dcf34c__1719656160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/4c/bf68983645f7d22e5eb56a3014dcf34c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Concerto No. 3 (Tchaikovsky) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)