Фортепианный концерт № 3 (Чайковский)
Петра Ильича Чайковского сначала Фортепианный концерт № 3 ми -бемоль мажор был задуман им как симфония в той же тональности. Но он отказался от этой идеи, отказался от всего, кроме запланированной первой части, и переработал ее в 1893 году в одночастное блестящее аллегро для фортепиано с оркестром. Его последняя завершенная работа была должным образом опубликована как Opus 75 в следующем году, после его смерти, но издатель Юргенсон дал ей название «Концерт № 3 для фортепиано с аккомпанементом оркестра» .
Академический спор
[ редактировать ]Несмотря на заявленные намерения композитора, остаются споры о том, какую форму могла бы принять эта композиция, если бы он продолжил над ней работу. Спор вращается вокруг двух оставшихся частей запланированной симфонии. превратил их Оставленные в виде эскизов после смерти Чайковского в 1893 году, его ученик и коллега-композитор Сергей Танеев в произведение для фортепиано с оркестром под названием «Анданте и финал » и опубликовал в 1897 году как Чайковского «Опус 79» . Стоило ли Танееву затрачивать на это усилия после того, как Чайковский выразил сомнения в качестве частей, и Анданте и Финал следует ли когда-либо исполнять вместе с блестящим Аллегро, остается предметом споров. Большинство пианистов играют только Opus 75.
Завершение как симфония
[ редактировать ]В 1950-х годах российский музыковед и композитор Семен Богатырев использовал эскизы Чайковского, в том числе те, что легли в основу «Опуса 75» и «Опуса 79», чтобы предположительно построить « Симфонию № 7 » Чайковского.
Постановка как балет
[ редактировать ]Фортепианный концерт № 3 Чайковского был поставлен в 1956 году под подходящим названием Allegro brillante Джорджем Баланчиным для New York City Ballet .
Структура
[ редактировать ]представлены три музыкальных темы В одночастном Allegro brillante , как и в случае с вступительными частями двух предыдущих фортепианных концертов Чайковского. Вступительная тема жива, вторая более лирична, а третья похожа на энергичный народный танец. Хотя раздел разработки начинается с сотрудничества фортепиано и оркестра, музыкальные силы быстро разделяются. Оркестру отведена длинная часть, а фортепиано завершает развитие каденцией . Структура перепросмотра регулярная , за ней следует энергичная кода. [1]
Вступительная тема
Инструментарий
[ редактировать ]Концерт написан для фортепиано соло; пикколо ; две флейты ; два гобоя ; два кларнета ; два фагота ; четыре рога ; две трубы ; три тромбона ; туба ; литавры и струнные .
От симфонии к концерту
[ редактировать ]История
[ редактировать ]Первое упоминание Чайковского об использовании эскизов его заброшенной Симфонии ми-бемоль в качестве основы для фортепианного концерта появилось в начале апреля 1893 года. [2] Он приступил к работе 5 июля, завершив первую часть восемь дней спустя. Хотя он работал быстро, Чайковский не нашел эту работу приятной - в рукописи написано: «Конец, слава Богу!» Это движение он забил только осенью. [3]
В июне Чайковский находился в Лондоне, чтобы дирижировать своей Четвертой симфонией . Там он встретил своего друга, французского пианиста Луи Дьемера , с которым познакомился в Париже пятью годами ранее во время фестиваля камерных произведений Чайковского. Димер исполнил «Концертную фантазию» Чайковского в аранжировке для двух фортепиано с композитором за вторым фортепиано. [4] Димер был одним из крупнейших французских пианистов своего времени. [5] Когда-нибудь во время их повторного знакомства Чайковский мог упомянуть о концерте, над которым он работал. Тем не менее, он решил посвятить работу Димеру. [6]
Закончив Патетическую симфонию , Чайковский снова обратился к концерту, но испытал очередную волну сомнений. Он признался пианисту Александру Зилоти : «Как музыка это получилось неплохо, но это довольно неблагодарно». [7] 6 октября 1893 года он писал польскому пианисту и композитору Зигмунту Стоёвскому : «Как я писал вам, моя новая Симфония закончена. Сейчас я работаю над партитурой моего нового (третьего) концерта для нашего дорогого Димера. Когда вы увидите скажите ему, пожалуйста, что, когда я приступил к работе, я понял, что этот концерт имеет удручающую и угрожающую длину, поэтому я решил оставить только первую часть, которая сама по себе составит целый концерт. поскольку последние две части стоили не так уж много». [8]
Выбор одночастного Allegro de Concert или Concertstück соответствовал бы французским фортепианно-оркестровым произведениям того периода, таким как Габриэля Форе » «Баллада , Сезара Франка « симфоническая поэма Джинны» и «Симфонические вариации» — несколько из них. Премьера этих работ состоялась у Димера. Также росла тенденция к созданию аналогичных произведений русских композиторов. Сюда входили Милия Балакирева Первый фортепианный концерт Николая Римского-Корсакова , единственная попытка в этом жанре, а также менее известные в настоящее время произведения, такие как Концертное аллегро ля мажор Феликса Блюменфельда и Русская фантазия си минор Эдуарда Направника . Чайковский особенно любил пьесу «Направник» и даже дирижировал ею. Ее также исполнили Силоти и Танеев. [9]
Закончив в октябре 1893 года музыку к «Блестящему Аллегро» , Чайковский попросил Танеева просмотреть ее. Танеев, к которому Чайковский полагался за техническими советами по фортепиано, счел сольную партию недостаточно виртуозной . Чайковский сказал Зилоти, что если Танеев разделит его низкое мнение о концерте, он уничтожит его. Однако композитор не осуществил эту угрозу. Брат Чайковского Модест заверил Зилоти, что, хотя Чайковский никоим образом не подвергает сомнению вердикт Танеева, он также обещал концерт Димеру и хочет показать ему партитуру. Фактически, во время своего последнего визита в Москву в октябре 1893 года Чайковский еще раз показал концерт Танееву. [10] и все еще намеревался показать работу Димеру. [6]
Менее чем через месяц Чайковский умер .
Танеев дал первое исполнение концерта в Санкт-Петербурге 7 января 1895 года под управлением Эдуарда Направника .
Вопросы по сольной партии
[ редактировать ]Фортепианную партию иногда называют скелетной, и, хотя она технически сложна, считается, что ей не хватает характерной для Чайковского смелости по сравнению с другими его фортепианными концертами. Дэвид Браун предполагает, что отсутствие смелости произошло из-за того, что сольная партия была включена без какой-либо попытки переписать музыкальный материал, первоначально предназначенный для Симфонии ми-бемоль. [11] Другие утверждали, что пианистическая текстура часто близка клавиатуре и что адаптация в целом сделана хорошо. Они предполагают, что трудно представить, в каких моментах партия фортепиано берет на себя материал, ранее задуманный как часть оркестровой ткани, а в каких моментах солист просто вышивает их. [12]
Анданте и финал, соч. почта 79
[ редактировать ]Несмотря на заявленные намерения, Чайковский написал «Конец первой части» на последней странице « Блестящего аллегро» , которое будет опубликовано П. Юргенсоном как Третий фортепианный концерт. [ нужна ссылка ] По настоянию брата композитора Модеста Танеев в ноябре 1894 года приступил к изучению неоконченных набросков аллегро и финала симфонии ми-бемоль. Чайковский начал аранжировать эти части для фортепиано с оркестром, но они остались в эскизной форме. И Танеев, и Модест задавались вопросом, как их следует публиковать — как две оркестровые части для симфонии или как пьесу для фортепиано с оркестром. [13] После письма пианиста Александра Зилоти Модесту в апреле 1895 года он и Танеев пошли по пути фортепиано и оркестра. Первое выступление состоялось 8 февраля 1897 года в Петербурге с Танеевым в качестве солиста.
По словам ученого и писателя Чайковского Джона Варрака , принимая Opp. 75 и 79 как полный концерт в соответствии с намерениями Чайковского, возможно, было неправильным названием: «То, что сохранилось, - это реконструкция в концертной форме некоторой музыки, которую планировал Чайковский, а не настоящий фортепианный концерт Чайковского». [14] Музыкальный автор Эрик Блом добавляет: «Правда, даже Танеев не знал наверняка, не предпочел бы Чайковский, если бы он действительно хотел создать трехчастный концерт, отказаться от Анданте и Финала и заменить их две совершенно новые части; поэтому, если мы решим, что финал, во всяком случае, является плохим произведением, мы должны винить Танеева в его сохранении, а не Чайковского в том, что он задумал его, ибо мы даже не можем быть уверены, насколько далеко могла зайти эта концепция. выполненный". [15]
Варрак заключает: «Самый добрый ответ — вспомнить, что Чайковский сам отказался от него. Танеев был слишком набожен: лучшее решение проблемы, что делать с музыкой, — это исполнить Третий концерт так, как его оставил Чайковский, за один раз». движение иногда с пользой можно было услышать на концертах, на которых солисты желают добавить к основному произведению в своей программе нечто меньшее, чем еще один полноценный концерт». [16]
«Симфония №7»
[ редактировать ]Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2023 г. ) |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Браун, Человек и музыка , 414-15.
- ^ Браун, Дэвид, Чайковский: Последние годы (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1992), 387–388.
- ^ Варрак, Симфонии и концерты Чайковского , 47.
- ^ Информационный бюллетень PMC, том. 8 нет. 3 апреля: 2001 г. Архивировано 3 февраля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Шенберг, Гарольд К., Великие пианисты (Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1987, 1963), 287.
- ^ Jump up to: а б Браун, Последние годы , 389.
- ↑ Цитируется в Brown, Final Years , 389.
- ^ Александр Познанский, Последние дни Чайковского (Оксфорд: Oxford University Press, 2002), 31-32.
- ^ Евгений Сойфертис, аннотации к компакт-диску Hyperion CDA67511.
- ^ Браун, Чайковский: Последние годы, 477.
- ^ Браун, Человек и музыка , 414; Браун, Последние годы , 389.
- ^ Цветок, 64-5.
- ↑ См. письма Митрофана Беляева Сергею Танееву от 1896 года и Александра Силоти Модесту Чайковскому - Архив Клинского дома-музея.
- ^ Варрак, Симфонии и концерты Чайковского , 46.
- ^ Цветок, 64 года.
- ^ Варрак, Симфонии и концерты Чайковского , 47.
Ссылки
[ редактировать ]- Блом, Эрик , изд. Авраам, Джеральд , «Произведения для сольного инструмента и оркестра», Музыка Чайковского (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1946)
- Браун, Дэвид, Чайковский: Последние годы (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1992).
- Браун, Дэвид, Чайковский: Человек и его музыка (Нью-Йорк: Pegasus Books, 2007). ISBN 978-1-933648-30-9 .
- Познанский, Александр, Последние дни Чайковского (Оксфорд: Oxford University Press, 1996)
- Шенберг, Гарольд К. , Великие пианисты (Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1987, 1963)
- Сойфертис, Евгений, аннотации к компакт-диску Hyperion CDA67511 (Лондон: Hyperion Records Ltd., 1993)
- Варрак, Джон, Чайковский (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1973)
- Варрак, Джон, Симфонии и концерты Чайковского (Сиэтл: University of Washington Press, 1969)