Анданте и финал

Анданте и финал — сочинение для фортепиано с оркестром, переработанное Сергеем Танеевым по эскизам Петра Ильича Чайковского для заброшенных последних частей его одночастного фортепианного концерта № 3 ми-бемоль , соч. 75.
Ядро музыки — Чайковский, но реализация — Танеев, а решения о форме, жанре и названии принимались совместно Танеевым, братом Чайковского Модестом , Александром Силоти и издателем Митрофаном Беляевым . Тем не менее, в 1897 году оно было опубликовано как произведение самого Чайковского и даже получило посмертный опус под номером 79 в каталоге Чайковского.
Третий фортепианный концерт, Анданте и Финал иногда исполняются вместе, образуя синтетический «полный» концерт.
Фон
[ редактировать ]То, что известно как Анданте и Финал, возникло как медленная часть и финал Чайковского Симфонии ми -бемоль , произведения, которое он начал писать в 1892 году. Он отказался от симфонии в декабре 1892 года, но после того, как его племянник Боб Давыдов упрекнул ему, он начал перерабатывать его в фортепианный концерт, свой третий, который обещал французскому пианисту Луи Дьемеру . Композитор закончил набросок первой части ( Allegro brillante ) этого концерта в июле 1893 года, затем отложил ее, чтобы продолжить работу над своей 6-й симфонией ( Pathétique ) . Он завершил симфонию в августе, затем вернулся к концерту, который к этому времени решил опубликовать как одночастное Allegro de concert .
Остальные движения остались в виде эскизов и от них отказались. Чайковский написал «Конец первой части» на последней странице « Аллегро де концерт» . Однако, когда он решил опубликовать только это движение как полное произведение, он не вычеркнул это. Это вызвало некоторые предположения о его истинных намерениях, например, мог ли он в конечном итоге расширить концерт до полного трехчастного произведения или использовать другие части в какой-то другой форме, если бы он не умер. Однако есть убедительные доказательства того, что он больше не использовал их. Еще 6 октября 1893 года, за месяц до своей смерти, он писал польскому пианисту и композитору Зигмунту Стоёвскому : «Как я писал вам, моя новая симфония закончена. Сейчас я работаю над партитурой моей новой (третьей) симфонии. концерт для нашего дорогого Димера. Когда вы его увидите, пожалуйста, скажите ему, что, когда я приступил к работе над ним, я понял, что этот концерт имеет удручающую и угрожающую длину, поэтому я решил уйти. первая часть, которая сама по себе составит целый концерт. Произведение станет только лучше, поскольку последние две части не имели особой ценности». [ 1 ]
Шестая симфония была последним из его произведений, исполненным при его жизни, но Концертное аллегро было последним завершенным произведением Чайковского. Он был посмертно опубликован П. Юргенсоном как Фортепианный концерт № 3 , соч. 75.
После смерти брата Модест Чайковский попросил друга композитора и бывшего ученика Сергея Танеева просмотреть эскизы незавершенных его сочинений. В ноябре 1894 года Танеев приступил к изучению неоконченных эскизов этих двух движений. И Танеев, и Модест задавались вопросом, как следует публиковать произведение — как две оркестровые части симфонии или сохранить ее последующую аранжировку и полностью переработать их как пьесу для фортепиано с оркестром. [ 2 ] После письма пианиста Александра Зилоти Модесту в апреле 1895 года он и Танеев пошли по пути фортепиано и оркестра.
Другой вопрос заключался в том, где и как будут публиковаться эти два движения. Это осложнялось тем, что П. Юргенсон уже опубликовал одночастный концерт как законченное произведение, в соответствии с пожеланиями Чайковского. Модест и Танеев в итоге предложили Анданте» и «Финал» « М. П. Беляеву , а также увертюры «Фатум» и «Буря» и симфоническую балладу «Воевода» .
Беляев задавался вопросом, как издать « Анданте» и «Финал» — как четвертый концерт в двух частях, как две концертные пьесы или в чисто оркестровой форме как две части неоконченной симфонии. [ 3 ] В конце концов он опубликовал « Анданте» и «Финал» в 1897 году в версии Танеева для фортепиано с оркестром и присвоил ему опус № 79, как если бы это было сочинение Чайковского, что верно лишь отчасти.
Первое исполнение «Анданте» и «Финала» состоялось 8 февраля 1897 года в Петербурге с Танеевым в качестве солиста.
Структура
[ редактировать ]- Анданте , си-бемоль мажор
- Это простое песенное движение содержит центральный диалог между соло виолончели и фортепиано , который, по словам писателя Эрика Блома, «усиливает эффект мелодии в тот самый момент, когда ее повторение может стать утомительным — в данном случае в возвращение главной темы». [ 4 ]
- Финал. Allegro maestoso , ми-бемоль мажор
- В этом квазибоевом «allegro maestoso» энергии в избытке — даже в избытке, пишет Блом, — «но нет реальной жизненной силы изобретательности. Материал сух и мертв, а чрезвычайно занятая и напряженно-спортивная партия фортепиано не дает никакой реальной в нем много суеты и очень мало предпринимательства». [ 5 ]
Инструментарий
[ редактировать ]В соответствии с практикой Чайковского в его первых двух концертах, Танеев сводит оркестр к деревянным духовым инструментам, валторнам и струнным для Анданте. Финал он написал для полного оркестра, опять же в соответствии с практикой Чайковского.
Синтетическое завершение Третьего концерта
[ редактировать ]Одночастный Третий фортепианный концерт, а также Анданте и Финал иногда исполняются вместе, образуя синтетический «полный» трехчастный концерт, но на это нет никаких полномочий со стороны композитора. Воплотил бы Чайковский свою первоначальную концепцию стандартного трехчастного концерта, и если да, то использовал бы он музыку Анданте и Финала или написал новую музыку, остается чисто предположением. Джон Уоррак пишет: «[То, что] сохранилось, - это реконструкция в концертной форме некоторой музыки, которую планировал Чайковский, а не настоящий фортепианный концерт Чайковского». [ 6 ] Эрик Блом добавляет: «Правда, даже Танеев не знал наверняка, не предпочел бы Чайковский, если бы он действительно хотел создать трехчастный концерт, предпочел бы вообще отказаться от Анданте и Финала и заменить их двумя полностью новые движения; поэтому, если мы решим, что финал, во всяком случае, является плохим произведением, мы должны винить Танеева в его сохранении, а не Чайковского в том, что он задумал его, ибо мы не можем даже быть уверены, насколько далеко он задуман. зачатие могло осуществиться...» [ 7 ]
Варрак заключает: «Самый добрый ответ — вспомнить, что Чайковский сам отказался от него. Танеев был слишком набожен: лучшее решение проблемы, что делать с музыкой, — это исполнить Третий концерт так, как его оставил Чайковский, за один раз». движение иногда с пользой можно услышать на концертах, на которых солисты желают добавить к основному произведению в своей программе нечто меньшее, чем еще один полноценный концерт». [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Александр Познанский, Последние дни Чайковского (Оксфорд: Oxford University Press, 2002), 31-32.
- ^ See letters from Mitrofan Belyayev to Sergei Taneyev from 1896, and from Aleksandr Siloti to Modest Tchaikovsky - Klin House-Museum Archive
- ^ Letter from Mitrofan Belyayev to Sergei Taneyev, 27 April/9 May 1896 - Klin House-Museum Archive
- ^ Цветок, 66
- ^ Блум, 67 лет.
- ^ Джон Варрак, Симфонии и концерты Чайковского (Сиэтл: University of Washington Press, 1969), 46
- ^ Цветок, 64 года.
- ^ Варрак, Симфонии и концерты Чайковского , 47.
Ссылки
[ редактировать ]- Блом, Эрик, изд. Авраам, Джеральд, Музыка Чайковского (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1946)
- Браун, Дэвид, Чайковский: Последние годы (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1992)
- Хэнсон, Лоуренс и Элизабет, Чайковский: Человек, стоящий за музыкой (Нью-Йорк: Додд, Мид и компания)
- Познанский, Александр, Последние дни Чайковского (Оксфорд: Oxford University Press, 1996)
- Познанский, Александр Чайковский: В поисках внутреннего человека (Нью-Йорк: Schirmer Books, 1991),
- Познанский, Александр. Чайковский глазами других (Блумингтон: издательство Indiana University Press, 1999)
- Шенберг, Гарольд К., Великие пианисты
- Варрак, Джон, Симфонии и концерты Чайковского (Сиэтл: University of Washington Press, 1969)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Анданте и финал : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Анданте и финал, соч. 79 (1893) в Научно-исследовательском институте Чайковского.
- Симфония ми-бемоль мажор (1892) (неоконченная) в Научно-исследовательском институте Чайковского
- Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ми-бемоль мажор, соч. 75 (1893) в Научно-исследовательском институте Чайковского.
- Концертные произведения Петра Ильича Чайковского.
- Композиции Сергея Танеева
- Сочинения для фортепиано с оркестром
- Композиции 1897 года
- Концерты, исполненные другими
- Сочинения Петра Ильича Чайковского, изданные посмертно.
- Композиции си-бемоль мажор
- Композиции ми-бемоль мажор
- Фортепианные произведения Петра Ильича Чайковского.