Jump to content

Концертная фантазия (Чайковский)

Концертная фантазия соль мажор , соч. 56 для фортепиано с оркестром была написана Петром Ильичем Чайковским в период с июня по октябрь 1884 года. Премьера состоялась в Москве 6 марта [ OS 22 февраля] 1885 года под руководством Сергея Танеева в качестве солиста и Макса Эрдмансдёрфера . За первые 20 лет своего существования «Концерт Фантазия» дал множество выступлений. Затем он исчез из репертуара и многие годы практически не исполнялся, но во второй половине 20 века возродился.

Структура

[ редактировать ]

Произведение написано в двух частях и длится примерно 30 минут.

  1. Квази-рондо: Анданте моссо
    Квази - часть названия этой части описывает формальную схему, в которой музыкальный материал для рондо появляется только один раз, а затем возвращается в конце, после одного эпизода. Игривый характер двух представленных тем, возможно, оправдывал в сознании композитора близость к искрометным финалам классического рондо. Кроме этого, их ничего не связывает с обычной практикой рондо. [ 1 ] Тем не менее Чайковскому удается развить свои идеи первоначально в рамках требований виртуозности фортепиано и оркестрового сопровождения. [ 2 ]
  2. Контрасты
    Как и вступительная часть, эта представляет формальную проблему, хотя и необычную: [ 3 ] тогда решает это просто и хорошо. [ 2 ] Начинающаяся как каденция для соло фортепиано, эта часть контрастирует с медленной, мелодичной вступительной темой (быстро контрапунктируемой соло виолончели) и более быстрой, танцевальной второй темой, чередующейся, контрастирующей и конкурирующей друг с другом, с очень живыми результатами, приводящими к заключительная часть без перерыва. Эти очень обширные разделы заменяют медленную часть и финал обычного концерта. [ 4 ] Показания темпа: Andante Cantabile — Very Vivace — Vivacissimo — Allegro Moderato — Vivacissimo — Quanto Piu Tranquillo — Vivace .

Чайковский выразил свою неприязнь к звуку фортепиано и оркестра во время написания Второго фортепианного концерта. [ 5 ] с его максимальной изоляцией солиста от оркестра. Исследователь Чайковского Дэвид Браун отмечает, что средняя часть квази-рондо «Фантазии», написанного для фортепиано соло, «была логической целью, на которую указывал этот прецедент». [ 6 ] Это придает этому разделу вид каденции, хотя на самом деле он основан на новом материале. [ 2 ] Эта каденция заменяет развивающую часть в сонатной форме . [ 1 ]

Инструментарий

[ редактировать ]

Фантазия написана для фортепиано соло плюс следующее:

Деревянные духовые инструменты

3 флейты
2 гобоя
2 кларнета в ля
2 фагота

Латунь

4 валторны фа фа
2 трубы в D
3 тромбона

Перкуссия

Литавры
куранты
Бубен

Струны

Скрипки
Альты
Виолончели
Контрабасы

Две работы, один источник

[ редактировать ]

Чайковский вернулся из-за границы в начале марта 1884 года, решив провести весенние месяцы с сестрой в Каменке . Эта поездка задержалась из-за срочных изменений в его опере «Мазепа» . Чайковский писал Надежде фон Мекк из Петербурга 13 марта 1884 года: «Я чувствую прилив энергии и нетерпение приступить к чему-то новому». Но Чайковскому не удалось начать какую-либо новую работу в Петербурге . Лишь приехав 12 апреля в Каменку, Чайковский приступил к работе.

Чайковский изначально не был уверен, какое сочинение он напишет. Очарованный игрой знаменитого Листа ученика Евгения д'Альбера , который давал концерты в Москве в сезоне 1883/84, его мысли обратились к новому фортепианному концерту. Тем не менее, он записал в своем дневнике от 13 апреля 1884 года: «Я перестал играть и придумал что-то новое. В голову пришла идея концерта для фортепиано, но он все равно звучал слишком плохо и неоригинально». Прогресс, по крайней мере, по мнению композитора, со временем не улучшился. 17 и 18 апреля Чайковский бродил по Тростянскому лесу и записывал, по его собственным словам: «жалкие идеи».

В июне, завершив во время пребывания в Гранкино эскизы и фортепианную аранжировку будущей Третьей оркестровой сюиты , Чайковский вернулся к сочинению «Концерта-фантазии». Теперь он включил «Контрасты» , отвергнутую первую часть сюиты, как вторую часть «Фантазии». Это было удивительно, учитывая, сколько горя причинило ему его написание, когда он первоначально задумал ее для Третьей сюиты. [ 7 ] Хотя Чайковский, видимо, не мог оторваться от этой музыки, он все же питал в ней сомнения. В конце вступительной части Quasi rondo он добавил необязательную коду для солиста, которая была одновременно эффектной с технической точки зрения и риторически пустой. Эта альтернативная каденция должна была использоваться в случае, если «Контрасты» не использовались в исполнении. [ 3 ]

Первое выступление

[ редактировать ]

В октябре и ноябре «Концертная фантазия» быстро выгравировалась, так как ее нужно было подготовить к декабрьскому концерту Русского музыкального общества, на котором Танеев должен был ее представить. Спектакль, назначенный на 15 декабря 1884 года, был отложен из-за недомогания дирижера Макса Эрдмансдёрфера . Концерт состоялся 22 февраля 1885 года на десятом симфоническом концерте Русского музыкального общества в Москве. Солировал Танеев, дирижировал Эрдмансдёрфер.

Чайковский, присутствовавший на концерте, писал Модесту 25 февраля: «Я слышал великолепное исполнение «Фантазии» Танеева и оркестра, от которого я был в восторге. Оно имело большой успех у публики». В Петербурге «Концертная фантазия» впервые прозвучала 4 апреля 1886 года в десятом симфоническом концерте Русского музыкального общества под управлением Ганса фон Бюлова и солистом Танеевым.

«Концертная фантазия» была издана П. Юргенсоном . Переложения для четырех фортепиано и двух рук были выпущены в декабре 1884 года, оркестровые партии — в январе 1885 года, а полная партитура — в марте 1893 года. Аранжировка «Фантазии» была напечатана с посвящением Анне Есиповой , а полная партитура — Софи Ментер. .

Почти Рондо

[ редактировать ]

Первая часть фантазии, «Квазирондо» , чисто декоративна по форме и в меру красноречива и эмоциональна по содержанию. Это движение не является настоящим рондо. Он пытается приблизиться к форме рондо, начиная и заканчивая обширным разделом, который можно было бы назвать основным предметом рондо. Однако у этих двух заявлений есть и вторая тема. Впервые эта тема появляется в тональности доминанты ; во второй раз оно появляется в тонике . Такой порядок появления больше похож на два предмета в обычной сонатной части. [ 8 ]

Хотя «Квазисоната» могла бы оказаться более подходящим названием, на самом деле здесь важно то, что музыка — это образ очарования, элегантного мастерства и высокой развлекательной ценности. Основная тема развита шутливо, почти в духе сказочного балета. Сольная партия вписана в музыку так, чтобы использовать виртуозность в музыкальных целях без заметной демонстрации. Что касается второй темы, то ее несет и развивает фортепиано, а не оркестр. [ 8 ]

Средняя часть, начинающаяся длинным, тщательно продуманным сольным отрывком, носит эпизодический характер. В нем использованы две новые мелодические идеи, обширные сами по себе и еще более пышно развитые. Во время этой долгой паузы оркестр молчит. Когда он вступает в перепросмотр, музыка продолжается почти так же, как и раньше, за исключением нового перехода, позволяющего второму субъекту оставаться в тонике и позволить движению завершиться на тонике. [ 3 ]

Контрасты

[ редактировать ]

«Контрасты» — произведение одновременно привлекательное и характерное — настолько, что некоторым критикам трудно поверить, что Чайковскому это произведение не понравилось и он предложил ему альтернативу. Преобладают две основные темы: одна быстрая, другая медленная. Они показаны как контрасты не по одному в порядке первой и второй темы сонаты, но часто одновременно и по-разному. Произведение можно считать классическим решением тематического телескопирования. Единственное беспокойство заключается в том, что быстрой теме может показаться, что не хватает спонтанности, как если бы она была перепроектирована для своей роли в этом движении. [ 9 ]

Важно отметить, что контрапункт для соло виолончели , добавленный к медленной мелодии, исполняемой на фортепиано, не является контрастирующей идеей, к которой относится название пьесы. Это всего лишь эпизод, как и тихая мелодия, следующая за аккомпанементом, воплощающая одну из тех внутренних точек педали , которые являются характерным приемом музыкального стиля Чайковского. (Упомянутый трюк заключается в использовании двух чередующихся нот, которые продолжаются некоторое время, в то время как соответствующая гармония меняется. Это происходит в финале Пятой симфонии .) [ 10 ]

Первый намек на то, что что-то в новом, быстром ритме будет контрастировать с медленной темой, - это когда солист играет быстрые восходящие гаммы под ее повторение на гобое . Они развиваются в более быстрые арпеджио . Далее следует искусно продуманный переход, в котором арпеджио действуют как общие друзья, знакомя друг с другом два разных ритмических элемента в пассаже, где эти паттерны не встречаются, а перекрываются. [ 10 ]

Почему пренебрегать?

[ редактировать ]

Биограф Чайковского и музыкальный писатель Дэвид Браун прокомментировал: «Пагубная слабость [Концерта Фантазия] заключается в том, что он не содержит ни одной действительно сильной идеи, но его очень оригинальной структуры достаточно, чтобы показать, что Чайковский был заинтересован в создании чего-то большего, чем просто экспонат для удовлетворения пианистом виртуозом - или воспламенить восхваляющую публику». [ 11 ] Он добавляет: «Несмотря на все свои мелодические недостатки, Concert Fantasia обладает некоторыми привлекательными качествами и структурной свежестью, которые должны завоевать его время от времени». [ 12 ]

Одним из первых современных чемпионов был Ноэль Мьютон-Вуд , который записал ее в 1951 году с оркестром под управлением Уолтера Гёра . [ 13 ]

Более поздние записи включают:

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Браун, 279
  2. ^ Jump up to: а б с Варрак, 48
  3. ^ Jump up to: а б с Цветочная, 62
  4. ^ Браун, 280-281.
  5. ^ Стейнберг, 483
  6. ^ Браун, 278-279.
  7. ^ Браун, 262
  8. ^ Jump up to: а б Цветочная, 61
  9. ^ Цветок, 62-3
  10. ^ Jump up to: а б Цветочная, 63
  11. ^ Браун, 278
  12. ^ Браун, 281
  13. ^ «Классика онлайн» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 26 ноября 2008 г.
  • Блом, Эрик , изд. Джеральд Абрахам , Музыка Чайковского (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1946) ISBN нет данных.
  • Браун, Дэвид, Чайковский: Годы странствий (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1986)
  • Шенберг, Гарольд К. , Великие пианисты (Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1987, 1963)
  • Стейнберг, Майкл , Концерт (Оксфорд: Oxford University Press, 1998)
  • Варрак, Джон, Чайковский (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1973)
  • Варрак, Джон, Симфонии и концерты Чайковского (Сиэтл: University of Washington Press, 1969)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 71b6a6431cb717fa51a56867b83c42e5__1719794220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/e5/71b6a6431cb717fa51a56867b83c42e5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Concert Fantasia (Tchaikovsky) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)