Концертная фантазия (Чайковский)
Концертная фантазия соль мажор , соч. 56 для фортепиано с оркестром была написана Петром Ильичем Чайковским в период с июня по октябрь 1884 года. Премьера состоялась в Москве 6 марта [ OS 22 февраля] 1885 года под руководством Сергея Танеева в качестве солиста и Макса Эрдмансдёрфера . За первые 20 лет своего существования «Концерт Фантазия» дал множество выступлений. Затем он исчез из репертуара и многие годы практически не исполнялся, но во второй половине 20 века возродился.
Структура
[ редактировать ]Произведение написано в двух частях и длится примерно 30 минут.
- Квази-рондо: Анданте моссо
- Квази - часть названия этой части описывает формальную схему, в которой музыкальный материал для рондо появляется только один раз, а затем возвращается в конце, после одного эпизода. Игривый характер двух представленных тем, возможно, оправдывал в сознании композитора близость к искрометным финалам классического рондо. Кроме этого, их ничего не связывает с обычной практикой рондо. [ 1 ] Тем не менее Чайковскому удается развить свои идеи первоначально в рамках требований виртуозности фортепиано и оркестрового сопровождения. [ 2 ]
- Контрасты
- Как и вступительная часть, эта представляет формальную проблему, хотя и необычную: [ 3 ] тогда решает это просто и хорошо. [ 2 ] Начинающаяся как каденция для соло фортепиано, эта часть контрастирует с медленной, мелодичной вступительной темой (быстро контрапунктируемой соло виолончели) и более быстрой, танцевальной второй темой, чередующейся, контрастирующей и конкурирующей друг с другом, с очень живыми результатами, приводящими к заключительная часть без перерыва. Эти очень обширные разделы заменяют медленную часть и финал обычного концерта. [ 4 ] Показания темпа: Andante Cantabile — Very Vivace — Vivacissimo — Allegro Moderato — Vivacissimo — Quanto Piu Tranquillo — Vivace .
Чайковский выразил свою неприязнь к звуку фортепиано и оркестра во время написания Второго фортепианного концерта. [ 5 ] с его максимальной изоляцией солиста от оркестра. Исследователь Чайковского Дэвид Браун отмечает, что средняя часть квази-рондо «Фантазии», написанного для фортепиано соло, «была логической целью, на которую указывал этот прецедент». [ 6 ] Это придает этому разделу вид каденции, хотя на самом деле он основан на новом материале. [ 2 ] Эта каденция заменяет развивающую часть в сонатной форме . [ 1 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Фантазия написана для фортепиано соло плюс следующее:
Деревянные духовые инструменты
- 3 флейты
- 2 гобоя
- 2 кларнета в ля
- 2 фагота
Латунь
- 4 валторны фа фа
- 2 трубы в D
- 3 тромбона
Перкуссия
- Литавры
- куранты
- Бубен
Струны
- Скрипки
- Альты
- Виолончели
- Контрабасы
Обзор
[ редактировать ]Две работы, один источник
[ редактировать ]Чайковский вернулся из-за границы в начале марта 1884 года, решив провести весенние месяцы с сестрой в Каменке . Эта поездка задержалась из-за срочных изменений в его опере «Мазепа» . Чайковский писал Надежде фон Мекк из Петербурга 13 марта 1884 года: «Я чувствую прилив энергии и нетерпение приступить к чему-то новому». Но Чайковскому не удалось начать какую-либо новую работу в Петербурге . Лишь приехав 12 апреля в Каменку, Чайковский приступил к работе.
Чайковский изначально не был уверен, какое сочинение он напишет. Очарованный игрой знаменитого Листа ученика Евгения д'Альбера , который давал концерты в Москве в сезоне 1883/84, его мысли обратились к новому фортепианному концерту. Тем не менее, он записал в своем дневнике от 13 апреля 1884 года: «Я перестал играть и придумал что-то новое. В голову пришла идея концерта для фортепиано, но он все равно звучал слишком плохо и неоригинально». Прогресс, по крайней мере, по мнению композитора, со временем не улучшился. 17 и 18 апреля Чайковский бродил по Тростянскому лесу и записывал, по его собственным словам: «жалкие идеи».
В июне, завершив во время пребывания в Гранкино эскизы и фортепианную аранжировку будущей Третьей оркестровой сюиты , Чайковский вернулся к сочинению «Концерта-фантазии». Теперь он включил «Контрасты» , отвергнутую первую часть сюиты, как вторую часть «Фантазии». Это было удивительно, учитывая, сколько горя причинило ему его написание, когда он первоначально задумал ее для Третьей сюиты. [ 7 ] Хотя Чайковский, видимо, не мог оторваться от этой музыки, он все же питал в ней сомнения. В конце вступительной части Quasi rondo он добавил необязательную коду для солиста, которая была одновременно эффектной с технической точки зрения и риторически пустой. Эта альтернативная каденция должна была использоваться в случае, если «Контрасты» не использовались в исполнении. [ 3 ]
Первое выступление
[ редактировать ]В октябре и ноябре «Концертная фантазия» быстро выгравировалась, так как ее нужно было подготовить к декабрьскому концерту Русского музыкального общества, на котором Танеев должен был ее представить. Спектакль, назначенный на 15 декабря 1884 года, был отложен из-за недомогания дирижера Макса Эрдмансдёрфера . Концерт состоялся 22 февраля 1885 года на десятом симфоническом концерте Русского музыкального общества в Москве. Солировал Танеев, дирижировал Эрдмансдёрфер.
Чайковский, присутствовавший на концерте, писал Модесту 25 февраля: «Я слышал великолепное исполнение «Фантазии» Танеева и оркестра, от которого я был в восторге. Оно имело большой успех у публики». В Петербурге «Концертная фантазия» впервые прозвучала 4 апреля 1886 года в десятом симфоническом концерте Русского музыкального общества под управлением Ганса фон Бюлова и солистом Танеевым.
«Концертная фантазия» была издана П. Юргенсоном . Переложения для четырех фортепиано и двух рук были выпущены в декабре 1884 года, оркестровые партии — в январе 1885 года, а полная партитура — в марте 1893 года. Аранжировка «Фантазии» была напечатана с посвящением Анне Есиповой , а полная партитура — Софи Ментер. .
Анализ
[ редактировать ]Почти Рондо
[ редактировать ]Первая часть фантазии, «Квазирондо» , чисто декоративна по форме и в меру красноречива и эмоциональна по содержанию. Это движение не является настоящим рондо. Он пытается приблизиться к форме рондо, начиная и заканчивая обширным разделом, который можно было бы назвать основным предметом рондо. Однако у этих двух заявлений есть и вторая тема. Впервые эта тема появляется в тональности доминанты ; во второй раз оно появляется в тонике . Такой порядок появления больше похож на два предмета в обычной сонатной части. [ 8 ]
Хотя «Квазисоната» могла бы оказаться более подходящим названием, на самом деле здесь важно то, что музыка — это образ очарования, элегантного мастерства и высокой развлекательной ценности. Основная тема развита шутливо, почти в духе сказочного балета. Сольная партия вписана в музыку так, чтобы использовать виртуозность в музыкальных целях без заметной демонстрации. Что касается второй темы, то ее несет и развивает фортепиано, а не оркестр. [ 8 ]
Средняя часть, начинающаяся длинным, тщательно продуманным сольным отрывком, носит эпизодический характер. В нем использованы две новые мелодические идеи, обширные сами по себе и еще более пышно развитые. Во время этой долгой паузы оркестр молчит. Когда он вступает в перепросмотр, музыка продолжается почти так же, как и раньше, за исключением нового перехода, позволяющего второму субъекту оставаться в тонике и позволить движению завершиться на тонике. [ 3 ]
Контрасты
[ редактировать ]«Контрасты» — произведение одновременно привлекательное и характерное — настолько, что некоторым критикам трудно поверить, что Чайковскому это произведение не понравилось и он предложил ему альтернативу. Преобладают две основные темы: одна быстрая, другая медленная. Они показаны как контрасты не по одному в порядке первой и второй темы сонаты, но часто одновременно и по-разному. Произведение можно считать классическим решением тематического телескопирования. Единственное беспокойство заключается в том, что быстрой теме может показаться, что не хватает спонтанности, как если бы она была перепроектирована для своей роли в этом движении. [ 9 ]
Важно отметить, что контрапункт для соло виолончели , добавленный к медленной мелодии, исполняемой на фортепиано, не является контрастирующей идеей, к которой относится название пьесы. Это всего лишь эпизод, как и тихая мелодия, следующая за аккомпанементом, воплощающая одну из тех внутренних точек педали , которые являются характерным приемом музыкального стиля Чайковского. (Упомянутый трюк заключается в использовании двух чередующихся нот, которые продолжаются некоторое время, в то время как соответствующая гармония меняется. Это происходит в финале Пятой симфонии .) [ 10 ]
Первый намек на то, что что-то в новом, быстром ритме будет контрастировать с медленной темой, - это когда солист играет быстрые восходящие гаммы под ее повторение на гобое . Они развиваются в более быстрые арпеджио . Далее следует искусно продуманный переход, в котором арпеджио действуют как общие друзья, знакомя друг с другом два разных ритмических элемента в пассаже, где эти паттерны не встречаются, а перекрываются. [ 10 ]
Почему пренебрегать?
[ редактировать ]Биограф Чайковского и музыкальный писатель Дэвид Браун прокомментировал: «Пагубная слабость [Концерта Фантазия] заключается в том, что он не содержит ни одной действительно сильной идеи, но его очень оригинальной структуры достаточно, чтобы показать, что Чайковский был заинтересован в создании чего-то большего, чем просто экспонат для удовлетворения пианистом виртуозом - или воспламенить восхваляющую публику». [ 11 ] Он добавляет: «Несмотря на все свои мелодические недостатки, Concert Fantasia обладает некоторыми привлекательными качествами и структурной свежестью, которые должны завоевать его время от времени». [ 12 ]
Записи
[ редактировать ]Одним из первых современных чемпионов был Ноэль Мьютон-Вуд , который записал ее в 1951 году с оркестром под управлением Уолтера Гёра . [ 13 ]
Более поздние записи включают:
- Игорь Ардашев с Пражским симфоническим оркестром под управлением Леоша Сваровского
- Питер Донохью с Симфоническим оркестром Борнмута под управлением Рудольфа Баршая
- Бернд Глемсер с Симфоническим оркестром Польского национального радио под управлением Антони Вита
- Вернер Хаас с Оркестром Национальной оперы Монте-Карло под управлением Элиаху Инбала
- Стивен Хаф с Миннесотским оркестром под управлением Осмо Вянска
- Татьяна Николаева с Симфоническим оркестром СССР под управлением Кирилла Кондрашина
- Квета Новотна с Симфоническим оркестром Пражского радио под управлением Ярослава Сокупа
- Михаил Плетнев с оркестром филармонии под управлением Владимира Федосеева
- Михаэль Понти с Пражским симфоническим оркестром под управлением Рихарда Каппа
- Константин Щербаков с Русским филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Яблонского
- Димитрис Сгурос с Лондонским филармоническим оркестром под управлением Уолтера Веллера .
- Андрей Хотеев с Симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева .
См. также
[ редактировать ]- Фортепианный концерт № 1 (Чайковский)
- Фортепианный концерт № 2 (Чайковский)
- Фортепианный концерт № 3 (Чайковский)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Браун, 279
- ^ Jump up to: а б с Варрак, 48
- ^ Jump up to: а б с Цветочная, 62
- ^ Браун, 280-281.
- ^ Стейнберг, 483
- ^ Браун, 278-279.
- ^ Браун, 262
- ^ Jump up to: а б Цветочная, 61
- ^ Цветок, 62-3
- ^ Jump up to: а б Цветочная, 63
- ^ Браун, 278
- ^ Браун, 281
- ^ «Классика онлайн» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 26 ноября 2008 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Блом, Эрик , изд. Джеральд Абрахам , Музыка Чайковского (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1946) ISBN нет данных.
- Браун, Дэвид, Чайковский: Годы странствий (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1986)
- Шенберг, Гарольд К. , Великие пианисты (Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1987, 1963)
- Стейнберг, Майкл , Концерт (Оксфорд: Oxford University Press, 1998)
- Варрак, Джон, Чайковский (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1973)
- Варрак, Джон, Симфонии и концерты Чайковского (Сиэтл: University of Washington Press, 1969)