Концерт для виолончели (Чайковский/Леонович)

Концерт виолончели для Петра Ильича Чайковского — предположительное произведение, частично основанное на 60- тактовом фрагменте, найденном на оборотной стороне черновика последней части композитора Шестой симфонии , «Патетической» . В 2006 году произведение завершил украинский композитор и виолончелист Юрий Леонович.
Это произведение не следует путать с Концертом для виолончели ми мажор , который виолончелист Гаспар Кассадо аранжировал в 1940 году из некоторых произведений Чайковского соч. 72 фортепианных произведения. Леонович, однако, считает, что изучение аранжировки Кассадо послужило источником вдохновения для его собственной работы. [ 1 ] [ а ]
Структура
[ редактировать ]- Allegro maestoso ( си минор ) – Сонатная форма
- В качестве первой темы используется 60-тактовый скетч. Остальная часть части, включая вторую тему, совершенно новая.
- Анданте ( соль мажор ) – троичная форма
- Эскиз медленной части из «Анданте» и «Финала» для фортепиано с оркестром.
- Allegro vivo-Meno mosso- Presto (си минор) – форма Рондо
- восьмитактовый набросок к неоконченной Сонате для виолончели . В качестве первой темы использована русская народная песня «Наш винный погреб», а в качестве второй темы —
История
[ редактировать ]
Чайковский написал Леонсу Детруа 20 июня 1888 года, что обещал написать концерты для фортепиано, скрипки, виолончели и флейты нескольким артистам, в том числе двум парижским — пианисту Луи Димеру и флейтисту Полю Таффанелю . К 1893 году в этот список проектов вошла и одиннадцатая опера. [ б ] Одесский журналист В. П. Сокольников вспоминал, что во время визита в Одессу в начале 1893 года Чайковский разыгрывал несколько этюдов с виолончелистом Владимиром Алоисом. Однако никаких подтверждений этой версии пока не обнаружено.
Мы знаем, что в октябре 1893 года Чайковский пригласил виолончелистов Анатолия Брандукова и Юлиана Поплавского к себе домой в Клин и попросил Брандукова принести партитуру Сен-Санса Камиля Первого виолончельного концерта , чтобы он мог разучить ее, поскольку Чайковский должен был дирижировать. эта работа в Санкт-Петербурге с Брандуковым в качестве солиста. [ 2 ] Во время этого визита Поплавский и Брандуков воспользовались хорошим настроением хозяина и попросили его написать им концерт для виолончели . Чайковский сказал: «Почему бы вам не сыграть мои вариации [на тему рококо] ?» [ 3 ] Поплавский отметил сложность предложения вариаций и вообще коротких пьес для виолончели вместо полноценного концерта. «Не обязательно играть, чтобы раздражать», — пошутил Чайковский. [ 3 ] — но он также пообещал, что напишет концерт для виолончели. [ с ] Однако через месяц композитор умрет.
Юрий Леонович впервые услышал о Концерте для виолончели Чайковского, когда ему было 16 лет. Заинтригованный возможностью узнать больше о произведении, он узнал, что композитор так и не завершил его. Продолжая свои исследования, Леонович обнаружил веб-сайт Бретта Лэнгстона, посвященный Чайковскому. На этом сайте представлен полный список всех произведений композитора, как зарисованных, так и реализованных. Переписка с Лэнгстоном привела Леоновича к 60-мерному эскизу, оставленному Чайковским, и побудила его завершить работу. [ нужна ссылка ]
Что оставил Чайковский
[ редактировать ]Аллегро маэстосо
[ редактировать ]Первая тема
[ редактировать ]Фрагмент, оставленный Чайковским после его смерти, найденный в Cajkovskij-Symposium и опубликованный Schott Music , [ 4 ] имеет длину более 60 баров. Большая часть материала вычеркнута. Поскольку он был найден с четырех сторон чернового варианта Шестой симфонии, ранее считалось, что это оригинальное начало финала симфонии. Музыка записана по трем системам , причем мелодия отмечается по верхней системе с помощью басового ключа . Стиль настоящей скрипичной музыки. Тем не менее, общий характер этой музыки с оркестровым сопровождением , написанным на двух нижних системах, позволяет сделать вывод, что этот фрагмент действительно принадлежит концерту для виолончели, который обещал написать Чайковский.
В настоящее время нет писем или комментариев, показывающих, как Чайковский построил бы это произведение. Как упомянул Бретт Лэнгстон [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Однако в других произведениях, таких как « Патетика» , эскизы Чайковского часто начинались с основной темы или тем, а вводный материал добавлялся на более позднем этапе.
Анданте
[ редактировать ]Что касается центрального анданте , то хотя друг Чайковского Сергей Танеев аранжировал после смерти композитора его для фортепиано с оркестром, сам Чайковский не оставил никаких указаний на то, как и стоит ли использовать эту музыку; это был просто отрывок из его заброшенной Симфонии ми-бемоль , написанной до « Патетической» . И Танеев, и Модест Чайковский довольно подробно задавались вопросом, как следует представить произведение - как самостоятельное концертное произведение, как часть двухчастного концертного произведения или в чисто оркестровой форме. Кроме того, когда они с Модестом решили, как действовать, Танеев использовал сольную виолончель в концерте с солистом фортепиано, что напоминает отрывки из «тройного концерта» во Втором фортепианном концерте . Поэтому использование этой музыки для соло виолончели с оркестром может показаться не противоречащим намерениям композитора.
Allegro vivo — Мено моссо — Престо
[ редактировать ]Первая тема
[ редактировать ]Хотя неизвестно, использовал ли бы Чайковский русскую народную песню «Наш винный погреб», открывающую эту часть , он, по крайней мере, был с ней знаком, сделав аранжировку для фортепиано в четыре руки как № 29 своей песни. Пятьдесят русских народных песен (1868–69).
Вторая тема
[ редактировать ]Восьмитактовая тема соль мажор , найденная в одной из тетрадей композитора, стала второй темой заключительного рондо . Эта тема под названием «Аллегро (идея для сонаты с виолончелью)» датирована 24 ноября 1891 года.
Leonovich's composing
[ редактировать ]Аллегро маэстосо
[ редактировать ]Знакомство и приветствие
[ редактировать ]В то время как Чайковский написал первую тему Allegro maestoso , Леонович предваряет ее 12-тактовым вступлением, вдохновленным его собственным вдохновением. Леонович также написал эротическое [ нужны разъяснения ] и наводящий на размышления [ нужны разъяснения ] вторая тема, вдохновленная его семьей, дополняет вступительный мотив . Вторая тема — соль мажор , при условии, что Леонович помнит фа-диез. [ нужны разъяснения ] , которую Леонович считает маловероятной ключевой связью, которую Чайковский использовал с тех пор, как Чайковский написал первую тему си минор .
Разработка
[ редактировать ]Игнорируя очевидные подсказки, оставленные Чайковским относительно того, как он мог бы развить эту часть, Леонович также берет развитие в свои руки, следуя линейному образцу, подобному тому, что был в Четвертой симфонии и Втором фортепианном концерте . Исследуя срединную область, которую Леонович называет типичной для композиторов-романтиков , он позволяет музыке перейти к ре-мажору вместо си-мажора в репризе . Он говорит, что принял это решение также по практическим соображениям.
Allegro vivo — Мено моссо — Престо
[ редактировать ]Леонович говорит, что он развивает заключительное рондо в типичном стиле Чайковского, с ключевыми областями си минор и соль мажор, а в перепросмотре - си минор и ля мажор. Кода ) , повторяет вторую тему си мажор, в гораздо более медленном темпе (из-за неспособности исполнить темп но затем ускоряется, чтобы завершить пьесу, цитируя тему «Allegro maestoso». Каденция бис может повторяться на .
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ Коммерческой записи аранжировки Кассадо до сих пор не было сделано, и партитура в настоящее время распродана.
- ↑ Эта опера могла быть основана на «Ромео и Джульетте» . Это был давний проект, которым композитор хотел заняться, на тему, к которой он уже написал увертюру-фэнтези гораздо раньше в своей карьере.
- ↑ Сообщается, что во время этого визита Чайковский также сказал Поплавскому, что он рассчитывает в октябре написать концерт для флейты, пьесу, которую он уже задумал, для Таффанель. После смерти композитора среди его рукописей были найдены очень короткие наброски к этому произведению.
Ссылки
- ^ «Завершение Концерта для виолончели Чайковского» , запись на странице обсуждения в Tchaikova Research. [ самостоятельный источник ]
- ^ Холден, с. 348.
- ^ Jump up to: а б Поплавский
- ^ Internationales Cajkovskij-Symposium Tübingen 1993: Post (1995): 285–286
Источники
- Холден, Энтони , Чайковский: Биография (Нью-Йорк: Random House, 1995). ISBN 0-679-42006-1
- Poplavsky, Julian, " Последний день П. И. Чайковского в Клину " (Tchaikovsky's last days at Klin ), first published in the journal Artist (1894), No. 42, pp. 116–120
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Дэвид, Чайковский: Последние годы (Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1992) ISBN 0-393-03099-7
- Познанский, Александр и Лэнгстон, Бретт, Справочник Чайковского (Блумингтон: Indiana University Press, 2002). ISBN 0-253-33921-9