Фортепианный концерт № 2 (Чайковский)
Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор | |
---|---|
№ 2 | |
Петр Ильич Чайковский | |
![]() Александр Зилоти (слева), редактор и композитор. | |
Опус | 44 |
Составленный | 1880 |
Преданность | Николай Рубинштейн |
Выполненный | 12 ноября 1881 г. Нью-Йорк. : |
Движения | три |
Петра Ильича Чайковского , Фортепианный концерт № 2 соль мажор соч . 44, была написана в 1879–1880 годах и посвящена Николаю Рубинштейну , который настоял на том, чтобы он исполнил ее на премьере, чтобы компенсировать резкую критику Первого фортепианного концерта Чайковского . Но Рубинштейн так и не сыграл ее, так как он умер в марте 1881 года, и это произведение так и не приобрело большой популярности.
Премьера состоялась в Нью-Йорке 12 ноября 1881 года. Солисткой была Мэдлин Шиллер , а Теодор Томас дирижировал Нью-Йоркским филармоническим оркестром. [ 1 ] Первое русское выступление состоялось в Москве в мае 1882 года . [ 2 ] под управлением Антона Рубинштейна с учеником Чайковского Сергеем Танеевым за фортепиано .
Структура
[ редактировать ]Фортепианный концерт состоит из трех частей:
- Аллегро яркое и очень живое
- Анданте нон танто ( ре мажор )
- Веселый с огнем
Вторая часть содержит выдающиеся соло для скрипки и виолончели, что на короткое время превращает произведение в концерт для фортепианного трио и оркестра, хотя в некогда популярном издании Александра Зилоти были удалены большие части произведения, включая эти соло. Зилоти первоначально предложил ряд изменений в партитуре, но Чайковский сопротивлялся этим идеям. Однако со временем он согласился на определенные изменения. Однако версия, опубликованная Зилоти в 1897 году, через четыре года после смерти Чайковского, включала сокращения и транспозиции, с которыми Чайковский категорически не соглашался. Тем не менее, версия Зилоти на долгие годы стала стандартной версией.
Также обращает на себя внимание степень разделения оркестра и солиста, особенно во вступительной части. Много лет назад Чайковский сказал своему близкому другу Герману Ларошу, что никогда не напишет фортепианный концерт, потому что терпеть не может звук фортепиано и оркестра, играющих вместе. Хотя он достаточно хорошо справился с этим в Первом фортепианном концерте , он все чаще вставлял каденциоподобные отрывки для солиста в части своих более поздних произведений для фортепиано с оркестром. Для слушателей, пытающихся ориентироваться в этом концерте, эти отрывки с резким переключением между фортепиано и вспомогательными инструментами облегчают задачу. [ 3 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение рассчитано для 2 флейт , 2 гобоев , 2 кларнетов си-бемоль и ля, 2 фаготов , 4 валторн фа, 2 труб ре мажор, литавр соло , фортепиано и струнных. Примечательно отсутствие тромбонов и тубы .
Обзор
[ редактировать ]К 1879 году Первый фортепианный концерт становился все более популярным.

Николай Рубинштейн также помирился с композитором (после его первоначальной резкой критики), выучив и исполнив произведение, что добавило ему популярности. Чайковский чувствовал себя обязанным ответить взаимностью. К сочинению нового фортепианного концерта он приступил в октябре, находясь у сестры в Каменке . Он писал своей покровительнице Надежде фон Мекк : «Я хочу посвятить его (новое произведение) Н. Г. Рубинштейну в знак признания его великолепного исполнения моего Первого концерта и моей сонаты, которые привели меня в полный восторг после того, как он исполнил ее для я в Москве».
Написание прошло быстро. К марту следующего года Чайковский завершил концерт и оркестровал его. Тем не менее, он был обеспокоен реакцией Рубинштейна и снова написал фон Мекку: «Я дрожу при мысли о критике, которую я могу снова услышать от Николая Григорьевича, которому посвящен этот концерт. продолжает исполнять его блестяще, как и Первый концерт, я не буду возражать, однако было бы неплохо, если бы в этом случае период между критикой и исполнением был короче. А пока я очень доволен. и доволен этим концертом, но что будет впереди — не могу сказать».
Композитору не о чем беспокоиться. Реакция Рубинштейна на этот раз была вполне понятной осторожной. Он тактично предположил, что, возможно, сольная партия была эпизодической, слишком занятой диалогом с оркестром, а не стоящим на переднем плане, но добавил: «... поскольку я говорю все это, едва сыграв концерт один раз, возможно, я неправильный." Чайковский отверг критику Рубинштейна, но без всякой злобы. Фактически, когда Чайковский получил известие о смерти Рубинштейна в марте 1881 года, он был опустошен и немедленно уехал из Парижа, чтобы присутствовать на похоронах. Первое русское исполнение было поручено другу и бывшему ученику Чайковского Сергею Танееву , но мировая премьера концерта состоялась в ноябре 1881 года в Нью-Йорке с пианисткой Мэдлин Шиллер .
Существует заметная связь между кодой этого концерта и кодой его Первого фортепианного концерта . [ нужна ссылка ]
Другое использование
[ редактировать ]Джордж Баланчин поставил на эту партитуру свой балет Ballet Imperial в 1941 году, и он остается в активном репертуаре многих трупп под обновленным названием « Фортепианный концерт № 2 Чайковского» .
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Браун, Дэвид, Чайковский: Человек и его музыка (Нью-Йорк: Pegasus Books, 2007). ISBN 978-1-933648-30-9 .
- Варрак, Джон, Симфонии и концерты Чайковского (Сиэтл: University of Washington Press, 1969)