Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (балет)
Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром № 2 | |
---|---|
Хореограф | Джордж Баланчин |
Музыка | Петр Ильич Чайковский |
Премьера | 25 июня 1941 г. Муниципальный театр |
Оригинальная балетная труппа | Американский балетный караван |
Дизайн | Мстислав Добужинский |
Создано для | Мари-Жанна Жизелла Каччаланца Уильям Доллар |
Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром № 2 , [ а ] также названный Ballet Imperial , это балет в постановке Джорджа Баланчина Чайковского на фортепианный концерт № 2 . Хореография Ballet Imperial была поставлена для турне American Ballet Caravan по Южной Америке в 1941 году и была направлена на то, чтобы показать, что американцы способны следовать традициям классического балета . Балет отдает дань уважения Чайковскому, хореографу классического балета Мариусу Петипа и императорскому Санкт-Петербургу , где Баланчин получил балетное образование. Балет содержал академические шаги и через костюмы и декорации отсылает к императорской России. Премьера Ballet Imperial состоялась 25 июня 1941 года в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро.
В 1973 году Баланчин, полагая, что зрителям больше не нужны сложные костюмы и декорации, чтобы понять балет, удалил все намеки на Императорскую Россию и переименовал его во «Фортепианный концерт № 2» Чайковского , при этом балет теперь имеет отношение только к музыке. Балет исполнялся несколькими балетными труппами, в том числе New York City Ballet Баланчина , хотя некоторые труппы до сих пор исполняют балет как Ballet Imperial .
Разработка
[ редактировать ]Балет Империал
[ редактировать ]В 1941 году импресарио Линкольн Кирстейн был приглашен своим другом Нельсоном Рокфеллером для организации танцевального тура по Южной Америке, субсидируемого правительством США. назначил координатором межамериканских дел Рокфеллеру, которого президент Франклин Д. Рузвельт , был выделен бюджет на построение культурных и финансовых отношений в Южной Америке во время Второй мировой войны . [ 2 ] : 128–129 [ 3 ] Кирстейн сказал, что ему «выдали чек, который казался таким большим, что я испугался так, как будто я его украл». [ 4 ] Кирштейн пригласил хореографа Джорджа Баланчина , и они поспешно сформировали American Ballet Caravan , в состав которого вошли танцоры из двух предыдущих трупп, American Ballet и Ballet Caravan. Большинство танцоров обучались в Школе американского балета под руководством Баланчина. [ 2 ] : 128–129 [ 3 ]
Баланчин и Кирштейн решили представить работу, чтобы показать, что американцы способны к классическим балетным традициям. Однако вместо того, чтобы возродить такую классику, как «Лебединое озеро» или «Спящая красавица» , Баланчин решил поставить новую хореографию, которая оживила бы классическую традицию, используя словарь Мариуса Петипа , «отца классического балета». [ 2 ] : 129 [ 5 ] [ 6 ] Он также решил сделать балет бессюжетным, чтобы освободить больше времени для танцев. [ 2 ] : 129 Чайковского Баланчин решил использовать Фортепианный концерт № 2 в сокращенной версии Александра Зилоти . [ 3 ] Хотя Петипа и Чайковский работали вместе, Петипа не стал бы использовать этот тип музыки для танца, поскольку она была симфонической, а не разделенной по номерам. [ 2 ] : 129
Оригинальные декорации и костюмы разработал Мстислав Добужинский . На заднем плане был вид на Неву со стороны Зимнего дворца . Женщины одеты в пачки , а главная балерина носит корону. [ 7 ] Баланчин подарил работы Добужинского Музею современного искусства , чтобы помочь программам искусства военного времени в армейских лагерях. [ 3 ] Впоследствии Ballet Imperial много раз менял дизайн такими дизайнерами, как Юджин Берман , Карл Томс , Рубен Тер-Арутюнян и Каринска , вдохновленные Императорской Россией. [ 1 ] [ 8 ]
Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром № 2
[ редактировать ]В 1973 году Баланчин удалил из балета все намеки на «Императорскую Россию» и переименовал его во «Фортепианный концерт № 2» Чайковского , причем балет имел значение только по отношению к музыке. [ 1 ] [ 5 ] Баланчин также убрал из балета мимический отрывок. [ 6 ] В своей книге 1977 года « Полные истории великих балетов Баланчина» он объяснил изменения: [ 6 ]
Я внес эти изменения, потому что времена изменились с тех пор, как балет был впервые поставлен. не нужны сложные костюмы и декорации , и это правильно Нашим зрителям в наши дни в балете . Мы видим танец лучше, чем раньше, и предпочитаем видеть его непосредственно, ничем не обремененным. Я надеюсь, что музыки и самих танцев здесь достаточно, чтобы сформировать иллюзии, которые лишь конкретизировали декорации и костюмы.
Фортепианный концерт № 2 Чайковского впервые был поставлен в Нью-Йоркском балете и исполнялся перед простой циклорамой . Каринска изменила дизайн костюмов: женщины были одеты в шифоновые платья до середины икры, а не в пачки. [ 5 ] На протяжении многих лет костюмы менялись несколько раз. [ 1 ]
Хореография
[ редактировать ]Ballet Imperial отдает дань уважения Петипа, Чайковскому и императорскому Санкт-Петербургу , где Баланчин получил свое балетное образование. [ 3 ] [ 6 ] Фортепианный концерт № 2 Чайковского , без намеков на Императорскую Россию, [ 5 ] это «произведение, которое намекает только на свою романтическую, вызывающую воспоминания партитуру благодаря мощной кинетической выразительности», как описано в Международной энциклопедии танца Ребой Энн Адлер. [ 8 ]
Баланчин описал: «Это танцевальный балет, у которого нет истории». [ 6 ] Хореография включает академические шаги, вдохновленные Петипа. [ 2 ] : 129 Балет танцуют две солистки, партнерша первой балерины, двое мужчин, поддерживающих вторую балерину, две женщины-полусолистки и кордебалет . [ 2 ] : 130 Первая роль балерины, автором которой была Мари-Жанна , считается одной из самых сложных ролей среди произведений Баланчина. [ 7 ] Однако роль ее партнера более сдержанная, он в основном поддерживает главную балерину. [ 5 ] В Ballet Imperial он исполняет мимический отрывок. [ 6 ] Вторая партия балерины была создана потому, что одной балерине было невозможно танцевать всю каденцию . [ 2 ] : 130 Хотя кордебалет во времена Петипа был всего лишь фоном для солистов, кордебалет в Ballet Imperial — активные участники, которые танцуют сложную хореографию, как и ведущие танцоры. [ 2 ] : 129
Оригинальный состав
[ редактировать ]Танцоры, исполнившие пять главных ролей в Ballet Imperial : [ 5 ]
- Мари-Жанна
- Жизелла Каччаланца
- Уильям Доллар
- Фред Даниэли
- Николай Магеллан
Спектакли
[ редактировать ]Предварительный показ Ballet Imperial состоялся 29 мая 1941 года в Малом театре Хантер-колледжа в Нью-Йорке. Официальная премьера балета состоялась 25 июня 1941 года в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро во время первого представления тура. [ 2 ] : 131 [ 8 ] American Ballet Caravan выступила в девяти странах, а тур завершился в октябре, после чего труппа распалась. [ 9 ]
В 1942 году Ballet Imperial был представлен в Новой Опере с актерским составом под руководством Мэри Эллен Мойлан , Доллара и Каччаланцы. [ 5 ] В 1945 году балет исполнил «Русский балет Монте-Карло» , где Баланчин был постоянным хореографом. В первый состав вошли Мойлан, Мария Таллчиф и Николас Магалланес . [ 6 ] В 1950 году в труппе Sadler's Wells Ballet (ныне Королевский балет ) дебютировал балет с Марго Фонтейн , Майклом Сомесом и Берил Грей в главных ролях. [ 8 ] Балет театра Ла Скала впервые представил балет в 1952 году. [ 6 ]
New York City Ballet , основанный Баланчиным и Кирстейном, впервые станцевал Ballet Imperial в 1964 году в постановке Фредерика Франклина с Сюзанной Фаррелл , Жаком д'Амбуазом , Патрицией Нири , Фрэнком Оманом и Эрлом Сивелингом в главных ролях. [ 5 ] На премьере Фортепианного концерта № 2 Чайковского в 1973 году, также в исполнении New York City Ballet, участвовали актеры во главе с Патрисией Макбрайд , Питером Мартинсом , Коллин Нири, Трейси Беннетт и Виктором Кастелли. [ 8 ]
После смерти Баланчина в 1983 году несколько балетных трупп, в том числе Королевский балет, начали исполнять балет под названием Ballet Imperial и снова с императорским русским величием. Некоторые труппы, приобретшие балет после смерти Баланчина, также предпочли танцевать Ballet Imperial . [ 1 ]
Другие балетные труппы, танцевавшие Ballet Imperial или Фортепианный концерт № 2 Чайковского, включают балет Парижской оперы , [ 10 ] Мариинский балет , [ 7 ] Американский театр балета , Австралийский балет , [ 11 ] Майами Сити Балет , [ 1 ] Бостонский балет , [ 12 ] Хьюстонский балет , [ 13 ] Тихоокеанский Северо-Западный Балет , [ 14 ] Финский национальный балет , [ 15 ] Лос-Анджелесский балет , [ 16 ] и Питтсбургский театр балета . [ 17 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Маколей, Аластер . «О переменах у Баланчина: «Ballet Imperial» и «Фортепианный концерт № 2 Чайковского» . » .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бакл, Ричард (1988). Джордж Баланчин: балетмейстер: биография . ISBN 9780241121801 .
- ^ Jump up to: а б с д и Хоманс, Дженнифер (ноябрь 2022 г.). Мистер Б: XX век Джорджа Баланчина . п. 305-308. ISBN 9780812994308 .
- ^ Кирштейн, Линкольн (1978). Тридцать лет: «Нью-Йоркский городской балет» Линкольна Кирстейна: расширен за счет включения 1973–1978 годов в честь тридцатилетия труппы . п. 82. ИСБН 9780394736150 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рейнольдс, Нэнси (1977). Обзор репертуара: 40 лет Нью-Йоркского городского балета . п. 64-66. ISBN 9780803773684 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Баланчин, Джордж ; Мейсон, Фрэнсис (1977). Полное собрание рассказов о великих балетах Баланчина . стр. 48–51. ISBN 9780385113816 .
- ^ Jump up to: а б с Андерсон, Зои (29 мая 2015 г.). Спутник любителя балета . стр. 132–134. ISBN 978-0-300-15429-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и Адлер, Реба Энн (1998). «Балет Империал» . В Доррисе, Джордж Э.; Коэн, Сельма Жанна (ред.). Международная энциклопедия танца . ISBN 978-0-19-512308-1 .
- ^ Финкель, Анита (1998). «Балетный караван» . В Доррисе, Джордж Э.; Коэн, Сельма Жанна (ред.). Международная энциклопедия танца . ISBN 978-0-19-512308-1 .
- ^ «Балет Парижской оперы включил новозеландскую танцовщицу в число двух новых звезд» . Франция24 . 3 марта 2023 г.
- ^ Крейн, Дебра; Макрелл, Джудит (19 августа 2010 г.). Оксфордский словарь танца . п. 39. ИСБН 978-0199563449 .
- ^ ДеФорд, Карла (30 мая 2019 г.). «Рапсодия в Бостонском балете: мировая премьера плюс» . Критический танец .
- ^ «Путешествие с Мастерами» . Хьюстонский балет . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ «Петр Ильич Чайковский» . Тихоокеанский Северо-Западный Балет . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ «Фортепианный концерт № 2 Чайковского» . Бис . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ «Репертуар» . Лос-Анджелесский балет . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ «Балет Империал» . Питтсбургский театр балета . Проверено 30 декабря 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фортепианный концерт № 2 Чайковского в исполнении New York City Ballet
- Фортепианный концерт № 2 Чайковского на сайте George Balanchine Trust
- Ballet Imperial на сайте Фонда Джорджа Баланчина