Агон (балет)
Агон | |
---|---|
Хореограф | Джордж Баланчин |
Музыка | Игорь Стравинский |
Премьера | 1 декабря 1957 г. Городской центр музыки и драмы , Нью-Йорк |
Оригинальная балетная труппа | Нью-Йоркский городской балет |
Тип | Классический балет |
«Агон» — 22-минутный балет для двенадцати танцоров на музыку Игоря Стравинского . Хореографию поставил Джордж Баланчин . Стравинский начал сочинять музыку в декабре 1953 года, но в следующем году был прерван; он возобновил работу в 1956 году и завершил ее 27 апреля 1957 года. Премьера музыки состоялась в Лос-Анджелесе в Калифорнийского университета в Ройс-холле Лос-Анджелесе 17 июня 1957 года под управлением Роберта Крафта . Сам Стравинский провел сеансы первой записи произведения на следующий день, 18 июня 1957 года. [1] Впервые «Агон» был исполнен на сцене Нью-Йоркского городского балета в Городском центре музыки и драмы 1 декабря 1957 года. [2]
Длительный период создания композиции охватывает интересный этап в композиторской карьере Стравинского, когда он перешел от диатонической музыкальной идиомы к идиоме, основанной на двенадцатитоновой технике ; Таким образом, музыка балета демонстрирует уникальный симбиоз музыкальных идиом. Балет не имеет сюжета, а состоит из серии танцевальных движений, в которых различные группы танцоров взаимодействуют в парах, трио, квартетах и т. д. Ряд движений основан на французских придворных танцах 17 века — сарабанде , гальярде и бранле. . Его танцевали в рамках празднования столетия Стравинского в 1982 году .
Название балета «Агон» — греческое слово, которое означает «соревнование», «главный герой», а также «муку» или «борьбу».
Форма
[ редактировать ]Стравинский построил балет в двенадцатеричной форме с четырьмя большими разделами, каждый из которых состоял из трех танцев. Между большими разделами встречаются Прелюдия и две Интерлюдии, но это не оказывает принципиального влияния на двенадцатичастную конструкцию, поскольку их функция цезуральная и компенсаторная: [3]
- Я.
- Па-де-Катр (4 танцора)
- Двойное па-де-кар (8 танцовщиц)
- Тройное па-де-катр (4 мужчины + 8 женщин)
- Прелюдия
- II. (Первое па-де-труа: 1 мужчина, 2 танцора)
- Сарабанда-степ (1 танцор)
- Гайард (2 танцовщицы)
- Кода (1 мужчина, 2 танцора)
- Интерлюдия
- III. (Второе па-де-труа: 2 мужчины, 1 женщина)
- Брансле простой (2 танцора)
- Брансл гей (1 танцовщица)
- Брансле-дубл (2 мужчины, 1 танцор)
- Интерлюдия
- IV.
- Па-де-де (1 мужчина, 1 танцовщица)
- Четыре дуэта (4 мужчины, 4 танцора)
- Четыре трио (4 мужчины, 8 танцоров)
Инструментарий
[ редактировать ]Агон партитурирован для большого оркестра, состоящего из 3- х флейт (3-й дабл -пикколо ), 2-х гобоев , английского рожка , 2- х кларнетов , бас-кларнета , 2-х фаготов , контрафагота , 4-х валторн , 4- х труб , 3-х тромбонов (2 тенора, 1 баса), арфа , фортепиано , мандолина , литавры , там-том , ксилофон , кастаньеты и струнные . Ни в коем случае весь оркестр не играет тутти. Каждый раздел оценивается по разной комбинации инструментов.
Музыка
[ редактировать ]Это было не первое сочинение, в котором Стравинский использовал серийные приемы, но это было первое, в котором он использовал двенадцатитоновый ряд , введенный во второй коде, в такте 185. Ранее в произведении Стравинский использовал семнадцатитоновый ряд. ряд в тактах 104–107, и данные эскизов позволяют предположить тесную связь между этими двумя рядами. [4] Дубль Брансля основан на другой двенадцатитоновой серии, гексахорды которой трактуются независимо. [5] Эти гексахорды сначала появляются отдельно в Bransle Simple (для двух танцоров-мужчин) и Bransle Gay (для сольной танцовщицы), а затем объединяются, образуя двенадцатитоновый ряд в Bransle Double. Эти три танца вместе составляют второе па-де-труа. [6]
Оригинальный состав
[ редактировать ]- Тодд Болендер
- Барбара Милберг
- Барбара Валчак
- Рой Тобиас
- Джонатан Уоттс
- Мелисса Хейден
- Диана Адамс
- Артур Митчелл
Италия
[ редактировать ]Когда Agon выступали в Италии в 1965 году, [7] Стравинскому особенно понравилось исполнение мандолиниста Джузеппе Анедды . «Браво Мандолино!» — крикнул Стравинский Анедде и догнал его, чтобы поздравить и пожать ему руку. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уолш, Стивен (2006). Стравинский: Второе изгнание (Франция и Америка, 1934–1971) . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 365. ИСБН 0-375-40752-9 .
- ^ Уайт 1979 , с. 490.
- ^ Уайт 1979 , стр. 490–1.
- ^ Смит 1999 , стр. 121, 126–7.
- ^ Штраус, Джозеф Н. (2001). Поздняя музыка Стравинского . Кембриджские исследования в области теории и анализа музыки. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 143–5. ISBN 0-521-60288-2 .
- ^ Смит 1999 , с. 133.
- ^ «Джузеппе Анедда: Кальяри, 03.01.1912 – Кальяри, 30.07.1997» . Амромана.it . Архивировано из оригинала 28 сентября 2015 года . Проверено 27 сентября 2015 г.
- ^ Морбелли, Риккардо (5 апреля 1965 г.). «Стравинский: «Хорошая мандолина»» . Вечерняя пресса . Том 97, нет. 80. с. 9.
Источники
- Смит, Дэвид (лето 1999 г.). «Второй кризис Стравинского: чтение ранних серийных зарисовок». Перспективы новой музыки . 37 (2): 117–146. дои : 10.2307/833512 . JSTOR 833512 .
- Уайт, Эрик Уолтер (1979). Стравинский: Композитор и его произведения (2-е изд.). Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-03985-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джозеф, Чарльз М. 2002. Стравинский и Баланчин: путешествие изобретений . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0300087128 .
- Маколей, Аластер . 25 ноября 2007 г. «50 лет назад модернизму было дано имя: Агон » . Нью-Йорк Таймс .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Агон , Баланчин Траст
- «Бранс из агонии Стравинского : переход к серийной композиции» , Бонни С. Якоби