Jump to content

Октет (Стравинский)

Стравинский в 1921 году

Октет для духовых инструментов — камерное музыкальное произведение Игоря Стравинского , законченное в 1923 году.

Октет Стравинского написан для необычной комбинации деревянных духовых и духовых инструментов : флейты , кларнета в B и A, двух фаготов , трубы в C, трубы в A, тенорового тромбона и бас-тромбона. Из-за суховеевой звучности , дивертисментного характера, открытого и осознанного принятия «классических» форм немецкой традиции ( соната , вариация , фуга ), а также того факта, что композитор опубликовал статью, в которой отстаивались его формалистические представления о Это произошло вскоре после первого исполнения Октета, и его обычно считали началом неоклассицизма в музыке Стравинского, хотя его опера «Мавра» (1921–22) уже проявила большинство черт, связанных с этим этапом его карьеры ( Walsh 2001 , § 5).

По словам Стравинского, он довольно быстро сочинил Октет в 1922 году. После завершения первой части он сочинил вальс , который стал четвертой вариацией средней части. Лишь после сочинения этого вальса ему пришла в голову мысль, что это может быть хорошая тема для вариационной части. Седьмая вариация, фугато , особенно понравилась Стравинскому, и следующая третья часть выросла из этой последней вариации (Стравинский и Крафт 1963, 71). Один биограф заключает, что Стравинский начал сочинять Октет после возвращения из Германии в Биарриц поздней осенью 1922 года и завершил партитуру 20 мая 1923 года. [1]

Однако очерковые материалы раскрывают более сложную хронологию. Двенадцать тактов того, что впоследствии стало вариацией вальса, были составлены в 1919 году, а вариация фугато была первой полной частью, составленной в январе 1921 года. есть ранний пятистраничный черновик В книге «Аллегро» с неопределенной датой. первая часть, в то время запланированная для фортепиано и духового оркестра . Основные фрагменты первой части были набросаны в эскизах, датированных периодом с 12 июля по 8 августа, а полная партитура была завершена 16 августа 1922 года. Два дня спустя Стравинский начал работу над второй частью, добавив ранее написанное фугато. , а затем немного расширенный фрагмент вальса. По совпадению, вальс содержит те же интервалы , что и начало фугато, и 23 августа 1922 года он создал тему и назвал часть «Тема с монометрическими вариациями». Следующим был начат вариант D, но работа была прервана, и Стравинский закончил его только 18 ноября, после чего последовали «ленты гаммы » вариант A 1 декабря, вариант B 6 декабря и вариант C 9 декабря. Финал завершился в Париже 20 мая 1923 года. [2] Партитура была переработана композитором в 1952 году.

Сцена Парижской оперы , где Стравинский дирижировал премьерой Октета в 1923 году.

Опубликованная партитура не содержит посвящения, хотя Стравинский сказал, что она посвящена Вере де Боссе . [3]

Стравинский сам дирижировал премьерой Октета на одном из концертов Сержа Кусевицкого в Парижской опере 18 октября 1923 года. Это был первый раз, когда он дирижировал премьерой нового произведения, хотя и не первый раз, когда он дирижировал своим музыка на публике. [4] Громадное пространство не могло быть идеальным для представления такого камерного произведения, но позже Стравинский выразил удовлетворение балансом звука в этом исполнении. [5]

Самая первая запись, сделанная Стравинским, была «Октета»: частная запись, вероятно, сделанная для его собственных учебных целей, которая сейчас утеряна. [6]

Продолжительность: 16 секунд.
Линейный контрапункт из Октета.

Октет состоит из трех частей:

  1. Симфония (Lento – Allegro moderato)
  2. Тема с вариациями (Андантино)
  3. Финал (всегда четвертная нота = 116, Правильный темп)

Тематический и ритмический материал трех частей взаимосвязаны. [7] и вторая часть без перерыва соединяется с третьей.

Первое движение

[ редактировать ]

Вступительная «Симфония» представляет собой сравнительно редкий пример (несмотря на его ярлык «композитора-неоклассика») использования Стравинским сонатной формы . [8] Использование им этой формы, наряду с другими элементами стиля, сознательно заимствованными из прошлого, происходит не из благоговейного стремления увековечить их, а, скорее, представляет собой вызывающий и сатирический акт насмешки. [9] Вступительная часть Lento действует как классическое вступление, представляя фоновую тональную структуру, которая также будет управлять основной частью Allegro. [10] [11]

 { \new PianoStaff << \new Staff \relative c'' { \clef treble \key ees \major \time 3/4 \tempo "Lento" 8 = 76 bes2-.\sfp~ bes16 <aes d,>-. <df,>-. <иис айс,>-. | <aes d,>4-- << { g~ g16 } \\ { c,4\trill( b16) } >> } \new Staff \relative c'' { \clef treble \key ees \major \time 3 /4 r4 <aes f>\sfp\trill( <gees>16) <лучше всего,>-. <aes d,>-. <г ж>-. | <g ees>4-- <f d>~ <f d>8 } >> }

В «Аллегро» Стравинский эксплуатирует кажущееся противоречие двух формальных балансов: один создается за счет параллельного повторения тем, другой — за счет симметричного расположения тем и событий на разных структурных слоях композиции. [12]

Второе движение

[ редактировать ]
 \relative c''' { \clef treble \time 3/4 \tempo "Andantino" 8 = 92 cis4( a cis | bes8 c!32 bes a bes c2) | \numericTimeSignature \time 4/4 a4( bes cis c | \time 3/4 a2.) | cis4( ca | cis2) a4( | bes eg | fis,2.) }

В 1922 году, когда Стравинский сочинял вторую часть, тему и вариации, он признался в письме Эрнесту Ансерме, что Моцарт был для него тем же, чем Энгр был для Пикассо . Гибрид рондо и вариационной формы напоминает медленную часть ми Фортепианного концерта мажор Моцарта , K. 482, с которым его сравнивают. [13] Варианты 1, 3 и 6 практически идентичны (все они помечены в партитуре как «вариант А») и служат введением к следующим вариантам 2, 4 и 7. [14] Стравинский назвал это повторяющееся вступление вариацией «весовой ленты». [15] Вторая, четвертая, пятая и седьмая вариации принимают характеры марша , вальса , канкана и торжественной фуги соответственно. [16] Фугато почти единообразно пишется на 5
8
раз
. [17] Этот седьмой, последний вариант особенно удивителен. Тема здесь едва узнаваема и не кажется многообещающей в качестве темы для фуги; звуковой характер вариации с акцентом на медленно движущиеся гармонические массы неземной, а план ее нетрадиционен: предмет повторяется всего четыре раза. [18]

Третья часть

[ редактировать ]
 \relative c'' { \clef bass \time 2/4 \tempo "Sempre" 4 = 116 g4. е8 | gc, e fis,~ | фис4. }

Материал финала основан на ритме, выявленном Стравинским в более ранних произведениях (таких как «Жар-птица» и Весна священная ») с русским хороводом « . Этот повторяющийся трехнотный синкопированный ритм с пропорциями 3:3:2 ( четвертная нота с точкой.  четвертная нота с точкой.  четвертная нота) особенно ярко проявляется в сопровождающих аккордах в конце, но весь предшествующий материал в части построен на нем или содержит его. Общую формальную схему можно представить в виде A–B–A′–C–A″–D–D′, где припевного материала в разделах А встречается на один раз меньше при каждом последующем повторении: три раза, затем два раза и наконец, только один раз. При этом хороводообразный элемент становится все менее очевидным в припеве, тогда как в промежуточных куплетах он становится все отчетливее: от замаскированного увеличения в соло трубы в разделе B до соло на флейте, построенного на исходной ритмической форме в разделе B. C, под аккордовый аккомпанемент D. Замысел хоровода трансформируется здесь в инструментальное рондо , основная тема которого напоминает сюжет барочной фуги. [19]

Аарон Копленд, ставший свидетелем мировой премьеры в Париже, сообщил о всеобщей тревоге по поводу резкого, необъяснимого поворота от устоявшегося неопримитивистского русского стиля Стравинского к тому, что всем казалось «беспорядком манер XVIII века». Пресса также единодушно осудила то, что казалось плохой шуткой. С точки зрения нескольких десятилетий спустя, конечно, стало ясно, что Стравинский вступал в новую и важную стилистическую фазу, которой было суждено оказать влияние на композиторов всего мира, выявив скрытую объективистскую тенденцию в музыке того периода, открыто обратившись вспять. к идеалам, формам и фактурам доромантической эпохи . [20]

Однако не все первые рецензенты придерживались отрицательного мнения. Когда Октет был исполнен на Зальцбургском фестивале в 1924 году инструменталистами из Франкфурта под управлением Германа Шерхена , анонимный рецензент в « Таймс» заявил, что, «не утверждая, что это, в духе наиболее яростных поклонников композитора, является седьмой Бранденбургский концерт », он продемонстрировал «полное владение языком», а также уверенное чувство формы и «изобретательность в контрапункте» со своими собственными законами. Обнаружив моменты непривычных разногласий, мешающих признать музыку «красивой», этот критик пришел к выводу, что «в произведении есть так много того, чем можно восхищаться, что его нельзя сбрасывать со счетов как шутовство». [21]

Источники

  • Анон. 1924. «Зальцбургский фестиваль: октет Стравинского; творчество английских композиторов». «Таймс» (18 августа): 8.
  • Кук, Николас . 2003. «Стравинский дирижирует Стравинским». В «Кембриджском спутнике Стравинского » под редакцией Джонатана Кросса, 176–191. Кембриджские спутники музыки. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-66377-9 .
  • Копленд, Аарон . 1968. Новая музыка 1900–1960 , переработанное и дополненное издание. Нью-Йорк: WW Нортон.
  • Крафт, Роберт . 1983–84. «A. О симфониях духовых инструментов . B. К исправленным изданиям сонаты, серенады и концерта для двух фортепиано. C. Хронология октета». Перспективы новой музыки 22, вып. 1 и 2 (осень – зима/весна – лето): 448–463.
  • Хаймо, Итан. 1987. "Проблемы иерархии в октете Стравинского". В «Ретроспективах Стравинского» под редакцией Итана Хаймо и Пола Джонсона, 36–54. Линкольн: Издательство Университета Небраски.
  • Хаймо, Итан и Пол Джонсон. 1987. «Предисловие редакции». В «Ретроспективах Стравинского» под редакцией Итана Хаймо и Пола Джонсона, vii–xi. Линкольн: Издательство Университета Небраски.
  • Килиан-Гилберт, Марианна. 1991. «Контрасты Стравинского: противоречие и прерывность в его неоклассической музыке». Журнал музыковедения 9, вып. 4 (осень): 448–480.
  • Нельсон, Роберт У. 1962. «Концепция вариаций Стравинского». Музыкальный ежеквартальный журнал 48, вып. 3, Специальный выпуск к Игорю Стравинскому к его 80-летию (июль), стр. 327–339.
  • Симмс, Брайан Р. 1986. Музыка двадцатого века: стиль и структура . Нью-Йорк: Книги Ширмера; Лондон: Издательство Collier Macmillan. ISBN   0-02-872580-8 .
  • Штраус, Джозеф Н. 1987. «Сонатная форма Стравинского». В «Ретроспективах Стравинского» под редакцией Итана Хаймо и Пола Джонсона, 141–161. Линкольн: Издательство Университета Небраски.
  • Стравинский, Игорь и Роберт Крафт . 1963. Диалоги и дневник . Нью-Йорк: Даблдей.
  • Вельтнер, Эрнст Людвиг. 1971. «Аспекты неоклассицизма Стравинского: финальный ритм, тема и план в финале духового октета 1923 года». В отчете о Международном музыковедческом конгрессе в Бонне 1970 г. под редакцией Карла Дальхауса , Ганса Иоахима Маркса , Магды Маркс-Вебер и Гюнтера Массенкейля , с отчетом о симпозиуме «Размышления о музыковедении сегодня» под редакцией Ганса Генриха Эггебрехта , 265–274. Кассель, Базель, Тур, Лондон: Bärenreiter-Verlag. ISBN   3-7618-0146-7 .
  • Уолш, Стивен . 2001. «Стравинский, Игорь (Федорович)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
  • Уайт, Эрик Уолтер. 1979. Стравинский: Композитор и его произведения , второе издание. Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-03985-8 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Агилар, Виктор Рейес. 2006. «Октет для духовых инструментов» Игоря Стравинского (1923): анализ и обсуждение дирижерских приемов». ДМА дисс. Лос-Анджелес: Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.
  • Кросс, Джонатан (ред.). 2003. Кембриджский компаньон Стравинского . Кембриджские спутники музыки. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-66377-9 .
  • Хайд, Марта Маклин. 1996. «Неоклассические и анахронические импульсы в музыке двадцатого века». Теория музыки Спектр 18, вып. 2 (осень): 200–235.
  • Хайд, Марта М. 2003. «Неоклассицизм Стравинского». В «Кембриджском спутнике Стравинского » под редакцией Джонатана Кросса, 98–136. Кембриджские спутники музыки. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-66377-9 .
  • Килиан-Гилберт, Марианна Катрин. 1981. «Функция высотного класса, центричность и симметрия как отношения транспозиции в двух произведениях Стравинского». Кандидатская дисс. Анн-Арбор: Мичиганский университет.
  • Любаров, Скотт. 2004. Исследование неоклассических духовых произведений Игоря Стравинского: Октет для духовых инструментов и Концерт для фортепиано и духовых инструментов . Исследования по истории и интерпретации музыки 102. Льюистон, Нью-Йорк: E. Mellen Press. ISBN   978-0-7734-6472-8 .
  • Стравинский, Игорь. 1924. «Некоторые мысли о моем Октуоре», перевод с французского. Искусство 6, вып. 1 (январь): 4–6. Перепечатано в книге Эрика Уолтера Уайта, Стравинский: Композитор и его произведения , второе издание, 574–577. Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1979. ISBN   0-520-03985-8 (пбк).
  • Ван ден Тоорн, Питер К. 1983. Музыка Игоря Стравинского . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN   0-300-02693-5 .
  • Вуд, Джеймс Р. 2007. «Историческое и аналитическое исследование октета Стравинского для духовых инструментов с руководством по подготовке к исполнению двух партий трубы». ДМА дисс. Дентон: Университет Северного Техаса.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fe76030ca778e97aa7825fcaebf9887a__1709077860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/7a/fe76030ca778e97aa7825fcaebf9887a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Octet (Stravinsky) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)