Октет (Стравинский)

Октет для духовых инструментов — камерное музыкальное произведение Игоря Стравинского , законченное в 1923 году.
Октет Стравинского написан для необычной комбинации деревянных духовых и духовых инструментов : флейты , кларнета в B ♭ и A, двух фаготов , трубы в C, трубы в A, тенорового тромбона и бас-тромбона. Из-за суховеевой звучности , дивертисментного характера, открытого и осознанного принятия «классических» форм немецкой традиции ( соната , вариация , фуга ), а также того факта, что композитор опубликовал статью, в которой отстаивались его формалистические представления о Это произошло вскоре после первого исполнения Октета, и его обычно считали началом неоклассицизма в музыке Стравинского, хотя его опера «Мавра» (1921–22) уже проявила большинство черт, связанных с этим этапом его карьеры ( Walsh 2001 , § 5).
История
[ редактировать ]По словам Стравинского, он довольно быстро сочинил Октет в 1922 году. После завершения первой части он сочинил вальс , который стал четвертой вариацией средней части. Лишь после сочинения этого вальса ему пришла в голову мысль, что это может быть хорошая тема для вариационной части. Седьмая вариация, фугато , особенно понравилась Стравинскому, и следующая третья часть выросла из этой последней вариации (Стравинский и Крафт 1963, 71). Один биограф заключает, что Стравинский начал сочинять Октет после возвращения из Германии в Биарриц поздней осенью 1922 года и завершил партитуру 20 мая 1923 года. [1]
Однако очерковые материалы раскрывают более сложную хронологию. Двенадцать тактов того, что впоследствии стало вариацией вальса, были составлены в 1919 году, а вариация фугато была первой полной частью, составленной в январе 1921 года. есть ранний пятистраничный черновик В книге «Аллегро» с неопределенной датой. первая часть, в то время запланированная для фортепиано и духового оркестра . Основные фрагменты первой части были набросаны в эскизах, датированных периодом с 12 июля по 8 августа, а полная партитура была завершена 16 августа 1922 года. Два дня спустя Стравинский начал работу над второй частью, добавив ранее написанное фугато. , а затем немного расширенный фрагмент вальса. По совпадению, вальс содержит те же интервалы , что и начало фугато, и 23 августа 1922 года он создал тему и назвал часть «Тема с монометрическими вариациями». Следующим был начат вариант D, но работа была прервана, и Стравинский закончил его только 18 ноября, после чего последовали «ленты гаммы » вариант A 1 декабря, вариант B 6 декабря и вариант C 9 декабря. Финал завершился в Париже 20 мая 1923 года. [2] Партитура была переработана композитором в 1952 году.

Опубликованная партитура не содержит посвящения, хотя Стравинский сказал, что она посвящена Вере де Боссе . [3]
Стравинский сам дирижировал премьерой Октета на одном из концертов Сержа Кусевицкого в Парижской опере 18 октября 1923 года. Это был первый раз, когда он дирижировал премьерой нового произведения, хотя и не первый раз, когда он дирижировал своим музыка на публике. [4] Громадное пространство не могло быть идеальным для представления такого камерного произведения, но позже Стравинский выразил удовлетворение балансом звука в этом исполнении. [5]
Самая первая запись, сделанная Стравинским, была «Октета»: частная запись, вероятно, сделанная для его собственных учебных целей, которая сейчас утеряна. [6]
Форма
[ редактировать ]Октет состоит из трех частей:
Тематический и ритмический материал трех частей взаимосвязаны. [7] и вторая часть без перерыва соединяется с третьей.
Первое движение
[ редактировать ]Вступительная «Симфония» представляет собой сравнительно редкий пример (несмотря на его ярлык «композитора-неоклассика») использования Стравинским сонатной формы . [8] Использование им этой формы, наряду с другими элементами стиля, сознательно заимствованными из прошлого, происходит не из благоговейного стремления увековечить их, а, скорее, представляет собой вызывающий и сатирический акт насмешки. [9] Вступительная часть Lento действует как классическое вступление, представляя фоновую тональную структуру, которая также будет управлять основной частью Allegro. [10] [11]
В «Аллегро» Стравинский эксплуатирует кажущееся противоречие двух формальных балансов: один создается за счет параллельного повторения тем, другой — за счет симметричного расположения тем и событий на разных структурных слоях композиции. [12]
Второе движение
[ редактировать ]В 1922 году, когда Стравинский сочинял вторую часть, тему и вариации, он признался в письме Эрнесту Ансерме, что Моцарт был для него тем же, чем Энгр был для Пикассо . Гибрид рондо и вариационной формы напоминает медленную часть ми ♭ Фортепианного концерта мажор Моцарта , K. 482, с которым его сравнивают. [13] Варианты 1, 3 и 6 практически идентичны (все они помечены в партитуре как «вариант А») и служат введением к следующим вариантам 2, 4 и 7. [14] Стравинский назвал это повторяющееся вступление вариацией «весовой ленты». [15] Вторая, четвертая, пятая и седьмая вариации принимают характеры марша , вальса , канкана и торжественной фуги соответственно. [16] Фугато почти единообразно пишется на 5
8 раз . [17] Этот седьмой, последний вариант особенно удивителен. Тема здесь едва узнаваема и не кажется многообещающей в качестве темы для фуги; звуковой характер вариации с акцентом на медленно движущиеся гармонические массы неземной, а план ее нетрадиционен: предмет повторяется всего четыре раза. [18]
Третья часть
[ редактировать ]Материал финала основан на ритме, выявленном Стравинским в более ранних произведениях (таких как «Жар-птица» и Весна священная ») с русским хороводом « . Этот повторяющийся трехнотный синкопированный ритм с пропорциями 3:3:2 ( .
.
) особенно ярко проявляется в сопровождающих аккордах в конце, но весь предшествующий материал в части построен на нем или содержит его. Общую формальную схему можно представить в виде A–B–A′–C–A″–D–D′, где припевного материала в разделах А встречается на один раз меньше при каждом последующем повторении: три раза, затем два раза и наконец, только один раз. При этом хороводообразный элемент становится все менее очевидным в припеве, тогда как в промежуточных куплетах он становится все отчетливее: от замаскированного увеличения в соло трубы в разделе B до соло на флейте, построенного на исходной ритмической форме в разделе B. C, под аккордовый аккомпанемент D. Замысел хоровода трансформируется здесь в инструментальное рондо , основная тема которого напоминает сюжет барочной фуги. [19]
Прием
[ редактировать ]Аарон Копленд, ставший свидетелем мировой премьеры в Париже, сообщил о всеобщей тревоге по поводу резкого, необъяснимого поворота от устоявшегося неопримитивистского русского стиля Стравинского к тому, что всем казалось «беспорядком манер XVIII века». Пресса также единодушно осудила то, что казалось плохой шуткой. С точки зрения нескольких десятилетий спустя, конечно, стало ясно, что Стравинский вступал в новую и важную стилистическую фазу, которой было суждено оказать влияние на композиторов всего мира, выявив скрытую объективистскую тенденцию в музыке того периода, открыто обратившись вспять. к идеалам, формам и фактурам доромантической эпохи . [20]
Однако не все первые рецензенты придерживались отрицательного мнения. Когда Октет был исполнен на Зальцбургском фестивале в 1924 году инструменталистами из Франкфурта под управлением Германа Шерхена , анонимный рецензент в « Таймс» заявил, что, «не утверждая, что это, в духе наиболее яростных поклонников композитора, является седьмой Бранденбургский концерт », он продемонстрировал «полное владение языком», а также уверенное чувство формы и «изобретательность в контрапункте» со своими собственными законами. Обнаружив моменты непривычных разногласий, мешающих признать музыку «красивой», этот критик пришел к выводу, что «в произведении есть так много того, чем можно восхищаться, что его нельзя сбрасывать со счетов как шутовство». [21]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уайт 1979 , 308–309.
- ^ Крафт 1983–84 , 458–462.
- ^ Уайт 1979 , 85, 308.
- ^ Уолш 2001 , §5.
- ^ Уайт 1979 , 313.
- ^ Кук 2003 , 177.
- ^ Вельтнер 1971 , 274.
- ^ Хаймо и Джонсон 1987 , x.
- ^ Штраус 1987 , 161.
- ^ Хаймо 1987 , 45.
- ^ Штраус 1987 , 159.
- ^ Киелиан-Гилберт 1991 , 464.
- ^ Киелиан-Гилберт 1991 , 471–472.
- ^ Нельсон 1962 , 329.
- ^ Стравинский и Ремесло 1963 , 71.
- ^ Симмс 1986 , 279.
- ^ Уайт 1979 , 311.
- ^ Нельсон 1962 , 337.
- ^ Вельтнер 1971 , 267–269, 272–273.
- ^ Копленд 1968 , 72.
- ^ Анон. 1924 год .
Источники
- Анон. 1924. «Зальцбургский фестиваль: октет Стравинского; творчество английских композиторов». «Таймс» (18 августа): 8.
- Кук, Николас . 2003. «Стравинский дирижирует Стравинским». В «Кембриджском спутнике Стравинского » под редакцией Джонатана Кросса, 176–191. Кембриджские спутники музыки. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-66377-9 .
- Копленд, Аарон . 1968. Новая музыка 1900–1960 , переработанное и дополненное издание. Нью-Йорк: WW Нортон.
- Крафт, Роберт . 1983–84. «A. О симфониях духовых инструментов . B. К исправленным изданиям сонаты, серенады и концерта для двух фортепиано. C. Хронология октета». Перспективы новой музыки 22, вып. 1 и 2 (осень – зима/весна – лето): 448–463.
- Хаймо, Итан. 1987. "Проблемы иерархии в октете Стравинского". В «Ретроспективах Стравинского» под редакцией Итана Хаймо и Пола Джонсона, 36–54. Линкольн: Издательство Университета Небраски.
- Хаймо, Итан и Пол Джонсон. 1987. «Предисловие редакции». В «Ретроспективах Стравинского» под редакцией Итана Хаймо и Пола Джонсона, vii–xi. Линкольн: Издательство Университета Небраски.
- Килиан-Гилберт, Марианна. 1991. «Контрасты Стравинского: противоречие и прерывность в его неоклассической музыке». Журнал музыковедения 9, вып. 4 (осень): 448–480.
- Нельсон, Роберт У. 1962. «Концепция вариаций Стравинского». Музыкальный ежеквартальный журнал 48, вып. 3, Специальный выпуск к Игорю Стравинскому к его 80-летию (июль), стр. 327–339.
- Симмс, Брайан Р. 1986. Музыка двадцатого века: стиль и структура . Нью-Йорк: Книги Ширмера; Лондон: Издательство Collier Macmillan. ISBN 0-02-872580-8 .
- Штраус, Джозеф Н. 1987. «Сонатная форма Стравинского». В «Ретроспективах Стравинского» под редакцией Итана Хаймо и Пола Джонсона, 141–161. Линкольн: Издательство Университета Небраски.
- Стравинский, Игорь и Роберт Крафт . 1963. Диалоги и дневник . Нью-Йорк: Даблдей.
- Вельтнер, Эрнст Людвиг. 1971. «Аспекты неоклассицизма Стравинского: финальный ритм, тема и план в финале духового октета 1923 года». В отчете о Международном музыковедческом конгрессе в Бонне 1970 г. под редакцией Карла Дальхауса , Ганса Иоахима Маркса , Магды Маркс-Вебер и Гюнтера Массенкейля , с отчетом о симпозиуме «Размышления о музыковедении сегодня» под редакцией Ганса Генриха Эггебрехта , 265–274. Кассель, Базель, Тур, Лондон: Bärenreiter-Verlag. ISBN 3-7618-0146-7 .
- Уолш, Стивен . 2001. «Стравинский, Игорь (Федорович)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
- Уайт, Эрик Уолтер. 1979. Стравинский: Композитор и его произведения , второе издание. Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-03985-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Агилар, Виктор Рейес. 2006. «Октет для духовых инструментов» Игоря Стравинского (1923): анализ и обсуждение дирижерских приемов». ДМА дисс. Лос-Анджелес: Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.
- Кросс, Джонатан (ред.). 2003. Кембриджский компаньон Стравинского . Кембриджские спутники музыки. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-66377-9 .
- Хайд, Марта Маклин. 1996. «Неоклассические и анахронические импульсы в музыке двадцатого века». Теория музыки Спектр 18, вып. 2 (осень): 200–235.
- Хайд, Марта М. 2003. «Неоклассицизм Стравинского». В «Кембриджском спутнике Стравинского » под редакцией Джонатана Кросса, 98–136. Кембриджские спутники музыки. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-66377-9 .
- Килиан-Гилберт, Марианна Катрин. 1981. «Функция высотного класса, центричность и симметрия как отношения транспозиции в двух произведениях Стравинского». Кандидатская дисс. Анн-Арбор: Мичиганский университет.
- Любаров, Скотт. 2004. Исследование неоклассических духовых произведений Игоря Стравинского: Октет для духовых инструментов и Концерт для фортепиано и духовых инструментов . Исследования по истории и интерпретации музыки 102. Льюистон, Нью-Йорк: E. Mellen Press. ISBN 978-0-7734-6472-8 .
- Стравинский, Игорь. 1924. «Некоторые мысли о моем Октуоре», перевод с французского. Искусство 6, вып. 1 (январь): 4–6. Перепечатано в книге Эрика Уолтера Уайта, Стравинский: Композитор и его произведения , второе издание, 574–577. Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1979. ISBN 0-520-03985-8 (пбк).
- Ван ден Тоорн, Питер К. 1983. Музыка Игоря Стравинского . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-02693-5 .
- Вуд, Джеймс Р. 2007. «Историческое и аналитическое исследование октета Стравинского для духовых инструментов с руководством по подготовке к исполнению двух партий трубы». ДМА дисс. Дентон: Университет Северного Техаса.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- « Стравинский, Игорь: Октет для духовых инструментов (1922–23, редакция 1952) », программная заметка Джозефа Горовица на веб-сайте издателя ( Boosey & Hawkes ).