Концерт для фортепиано с оркестром № 22 (Моцарт)
Концерт для фортепиано с оркестром ми ♭ мажор | |
---|---|
№ 22 | |
Моцарта В. А. | |
![]() Первая страница рукописи с автографом | |
Ключ | Ми ♭ мажор |
Каталог | К. 482 |
Жанр | Концерт |
Стиль | Классический период |
Составленный | Декабрь 1785 г. |
Движения | Три ( Аллегро , Анданте , Аллегро ) |
Фортепианный концерт № 22 ми ♭ Вольфганга мажор , К. 482 — произведение для фортепиано или фортепиано и оркестра Амадея Моцарта , написанное в декабре 1785 года.
Это первый фортепианный концерт Моцарта, в партитуре которого используются кларнеты. [ 1 ] и партитура для фортепиано соло , флейты , двух кларнетов (в B ♭ ), двух фаготов , двух валторн и двух труб (беззвучно в Анданте) в E ♭ , литаврах (в E ♭ и B ♭ , беззвучно в Анданте) и струнных. .
Структура и анализ
[ редактировать ]Концерт состоит из следующих трёх частей :
Это один из самых длинных концертов Моцарта, длительностью около 35 минут.
Аллегро
[ редактировать ]
В своей книге о фортепианных концертах Катберт Гердлстоун указал на сходство начала этой части и симфонии № 1 Моцарта, К. 16 , написанной, когда ему было восемь лет. Это юное произведение было написано для оркестра гобоев, валторн и струнных. Сравнение показывает, насколько далеко развился Моцарт за прошедшие 20 лет:
Оба произведения начинаются с «энергичной и ритмичной атаки и легкого ответа, тихого и мелодичного». [ 2 ] В более ранней работе весь ансамбль разыгрывает фразы- вопросы и ответы и повторяет их целиком:

Оркестровка фортепианного концерта тоньше и дифференцированнее. В ранней симфонии ответная фраза состояла из блочных гармоний , но в концерте она раскрывается плавными линиями контрапункта , первоначально включающего всего две валторны и фагот:

Повторяя это, другая группа инструментов играет ответную фразу с «необычным звучанием скрипок, обеспечивающих бас для кларнетов соло»: [ 3 ]

Роджер Камен и Нафтали Вагнер подробно проанализировали использование Моцартом тем бриджа в экспозиции первой части концерта. [ 4 ] Саймон Киф проанализировал характер диалога солиста и оркестра в первой части концерта. [ 5 ]
Анданте (вариации)
[ редактировать ]Медленная вторая часть представляет собой тему и вариации до минор , которые напоминают аналогичные медленные части до минор в других концертах Моцарта E ♭ мажор, таких как K. 271 и K. 364 . Отец Моцарта в знаменитом письме к Марии («Наннерль») выразил удивление по поводу того, что прозвучал призыв к повторению медленной части («довольно необычное явление!»). [ 6 ]
Аллегро
[ редактировать ]В финале рондо Моцарта главная тема напоминает тему третьего валторного концерта (К. 447). Адена Портовиц отметила сходство финалов концертов К. 271 и К. 482. [ 7 ] Еще одним сходством с К. 271 является то, что финал прерывается длинным и медленным эпизодом менуэта , а затем возвращается к основной теме для живого завершения (также напоминая мольбы адажио графа Альмавивы о прощении, ведущие к заключению буффа в «Свадьбе Фигаро » , произведение, над которым в это время работал Моцарт). Андантинский эпизод К. 482 мелодически проще параллельного эпизода К. 271, по крайней мере на бумаге, да и менее сложен по форме, состоящий из двух восьмитактовых фраз, сыгранных оркестром и повторяющихся с последующим соло. переходом обратно к теме рондо. ( Эпизод Менуэтто из К. 271, хотя его часто описывают как набор вариаций, на самом деле имеет более сложную округлую бинарную форму, в которой обе части повторяются, за которыми снова следует переход обратно к основной теме рондо.) М. С. Коул отметил, что Финал K. 482 знаменует собой последнее использование Моцартом попурри в своих произведениях. [ 8 ]
Это движение было показано в фильме «Амадей» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томсон, Кэтрин (январь 1976 г.). «Моцарт и масонство». Музыка и письма . 57 (1): 25–46. дои : 10.1093/мл/LVII.1.25 . JSTOR 733806 .
- ^ Гердлстоун, CM (1948, стр. 346) Фортепианные концерты Моцарта . Лондон, Касселл.
- ^ Розен, К. (1971, стр. 240) Классический стиль . Лондон, Фабер.
- ^ Кеймен, Роджер ; Вагнер, Нафтали (весна 1997 г.). «Темы моста в хроматизированном голосовом обмене в экспозициях Моцарта». Теория музыки Спектр . 19 (1): 1–12. дои : 10.1525/mts.1997.19.1.02a00010 . JSTOR 745996 .
- ^ Киф, Саймон П. (лето 1999 г.). «Драматический диалог в венских фортепианных концертах Моцарта: исследование конкуренции и сотрудничества в трех первых частях» . Музыкальный ежеквартальный журнал . 83 (2): 169–204. дои : 10.1093/mq/83.2.169 .
- ^ Хатчингс, Артур (1998) [1948]. Компаньон к фортепианным концертам Моцарта . Издательство Оксфордского университета. п. 143.
- ^ Портовиц, Адена (зима 2001 г.). «Искусство и вкус в финалах сонаты-рондо Моцарта: два тематических исследования». Журнал музыковедения . 18 (1): 129–149. дои : 10.1525/jm.2001.18.1.129 . JSTOR 10.1525/jm.2001.18.1.129 .
- ^ Коул, MS (1974). «Финалы Моцарта-Рондо со сменой метра и темпа». Музыковедческие исследования Венгерской академии наук . 16 (глава 1/4): 25–53. дои : 10.2307/901841 . JSTOR 901841 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стейнберг, Майкл , Концерт: Руководство для слушателя , Оксфорд (1998, ISBN 0-19-510330-0 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Фортепианным концертом № 22 (Моцарт) на Викискладе?
- Концерт ми-бемоль KV 482 : партитура и критический отчет (на немецком языке) в издании «Новый Моцарт» .
- Концерт для фортепиано с оркестром № 22 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Видео на YouTube , Эмануэль Акс , Симфонический оркестр Баварского радио , Кристиан Мэчелару