Концерт для фортепиано с оркестром № 21 (Моцарт)
Концерт для фортепиано с оркестром до мажор | |
---|---|
№ 21 | |
Моцарта В. А. | |
Ключ | До мажор |
Каталог | К. 467 |
Составленный | 1785 |
Движения | Три ( Allegro maestoso , Andante , Allegro оживленный ассаи ) |
Подсчет очков |
|
Фортепианный концерт № 21 до мажор , К. 467, был завершен 9 марта 1785 года Вольфгангом Амадеем Моцартом , через четыре недели после завершения предыдущего концерта ре минор , К. 466. [ 1 ] [ 2 ]
Рукопись концерта с автографом хранится в Библиотеке и музее Моргана .
Структура
[ редактировать ]Концерт написан для фортепиано соло , флейты , двух гобоев , двух фаготов , двух валторн до мажор, двух труб до мажор, литавр и струнных .
В концерте три части :
- Аллегро маэстосо; в обычное время . Обозначение темпа есть в каталоге его собственных произведений Моцарта, но не в рукописи с автографом. [ 3 ]
- Анданте фа мажор . И в автографе, и в своем личном каталоге Моцарт обозначил размер как alla breve . [ 3 ]
- Аллегро очень живое
Вступительная часть начинается тихо с маршевой фигуры, но быстро переходит к более лирической мелодии, перемежающейся фанфарами ветра. Громкость музыки резко возрастает: скрипки берут на себя основную мелодию марша, которую теперь играют духовые инструменты. Эта воодушевляющая тема переходит в короткую, более спокойную интерлюдию, отличающуюся вздохами медных духовых инструментов. Марш возвращается, переходя в конце концов к выходу солиста. Солист играет краткий Eingang (разновидность сокращенной каденции ) перед тем, как перейти к трели на доминирующей соль, в то время как струнные играют марш до мажор. Затем фортепиано вводит новый материал в до мажоре и начинает переходить к доминирующей тональности соль мажор . Сразу после того, как оркестровая каденция наконец объявляет о появлении доминанты, музыка резко переходит в соль минор в отрывке, который предвещает главную тему Симфонии № 40 в этой тональности. [ 4 ] Затем серия восходящих и нисходящих хроматических гамм переводит музыку к истинной второй теме произведения, кипящей теме соль мажор, которую также можно услышать в Третьем валторнном концерте Моцарта . [ нужна ссылка ] Далее следует обычное развитие и перепросмотр. В конце части есть каденция, хотя оригинал Моцарта утерян.
Движение Анданте в субдоминантной тональности фа мажор состоит из трех частей. Вступительная часть предназначена только для оркестра и включает приглушенные струнные . Первые скрипки играют сказочную мелодию под аккомпанемент, состоящий из вторых скрипок и альтов, играющих триоли с повторяющимися нотами, а также виолончелей и баса, играющих пиццикато арпеджио . Весь основной мелодический материал части содержится в этом оркестровом вступлении фа мажор или фа минор . Второй раздел знакомит с сольной игрой на фортепиано и начинается фа мажор. Однако это не буквальное повторение, поскольку после первых нескольких фраз вставляется новый материал, который переходит в разные тональности. Когда возвращается знакомый материал, музыка теперь звучит в доминирующих тональностях до минор и до мажор. Затем он модулируется до соль минор, затем си-бемоль мажор , затем фа минор, что переходит в третью часть части. Третья часть снова начинается с сказочной мелодии, но на этот раз в соответствующей тональности фа мажор параллельной тональности , ля-бемоль мажор. . В течение этого заключительного раздела музыка возвращается к тоническим тональностям фа минор, а затем фа мажор, и короткая кода завершает часть.
Финальная часть рондо начинается с того, что весь оркестр исполняет радостные «прыжки». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] тема. После короткой каденции фортепиано вступает в тему, напоминающую финал Михаэля Гайдна . Симфонии № 18 до мажор [ нужна ссылка ] и далее уточняет. Очевиден стиль «вызов и ответ», когда фортепиано и ансамбль обмениваются темами. Солист играет гаммы и арпеджио, усиливающие темы, а также короткую каденцию, возвращающую к основной теме. Основная тема появляется в последний раз, что приводит к восходящему взлету гамм, завершающемуся на триумфальной ноте.
Культурные ссылки
[ редактировать ]- Вторая часть была показана в шведском фильме 1967 года «Эльвира Мэдиган» . [ 1 ] [ 5 ] используя запись Гезы Анды в качестве солиста. [ 6 ] В результате произведение стало широко известно как Концерт Эльвиры Мэдиган . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
- Песня Нила Даймонда 1972 года « Song Sung Blue » была основана на теме анданте концерта. [ 10 ]
- Вторая часть используется для основной темы погодной программы TV Tiempo национального телевидения Чили . [ 11 ]
- Вступительная тема телесериала 1983/84 года « Вундеркинды» представляет собой электронную версию первой части концерта. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Стейнберг, Майкл (1998). Концерт: Руководство для слушателя . Издательство Оксфордского университета. стр. 305–307 . ISBN 0-19-510330-0 .
- ^ Хатчингс, А. (1997). Компаньон к фортепианным концертам Моцарта . Издательство Оксфордского университета. стр. 135–142. ISBN 0-19-816708-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Новое издание Моцарта. [ нужна полная цитата ]
- ^ Гердлстоун, CM (1997). Фортепианные концерты Моцарта . Лондон: Касселл. стр. 332–347. ISBN 0-304-30043-8 .
- ^ Смолл, Аллан (1996). Базовая фортепианная библиотека Альфреда: классические темы, уровень 5 . Издательство Альфред. стр. 12, 13. ISBN. 0-7390-0356-9 .
- ^ Аллен Хьюз (23 августа 1970 г.). «Анда, пианист Madigan Film, дебютирует в качестве дирижера» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 февраля 2024 г.
- ^ Грейсон, Дэвид А. (1998). Моцарт, Концерты для фортепиано с оркестром №1. 20 ре минор, К. 466 и нет. 21 до мажор, К. 467 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-48475-6 .
- ^ Мордден, Итан (1986). Путеводитель по оркестровой музыке: Справочник для немузыкантов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-504041-8 .
- ^ Кратчфилд, Уилл (22 июля 1984 г.). «Концерт: Алисия де Ларроша и главным образом Моцарт» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Ивасаки, Скотт (1 августа 2008 г.). «Музыкальные ноты: Diamond DVD — это перенос в 1976 год» . Новости Дезерета .
- ^ Альварес, Рауль (16 мая 2017 г.). «Чья это песня?: 5 знаковых песен, использованных на чилийском телевидении» . Третий (на испанском языке). Чили . Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ Whiz Kids Вступительная тема на YouTube ; Марш Майерс (26 апреля 2020 г.). «В кроличьей норе подросткового телевидения, часть 1» . Проверено 13 августа 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для фортепиано с оркестром № 21 : рукопись с автографом Моцарта в библиотеке и музее Моргана
- Концерт в C KV 467 : партитура и критический отчет (на немецком языке) в New Mozart Edition.
- Концерт для фортепиано с оркестром № 21 (В.А. Моцарт) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур