Jump to content

Симфония № 40 (Моцарт)

Симфония соль минор
№ 40
Моцарта В. А.
Моцарт ок. 1783 г.
Ключ соль минор
Каталог К. ​550
Составленный 1788  ( 1788 )
Движения четыре

Симфония № 40 соль минор , К. 550 была написана Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1788 году. Иногда ее называют «Большой симфонией соль минор », чтобы отличить ее от «Маленькой симфонии соль минор», № 25 . Эти две мелодии — единственные сохранившиеся минорные тональности среди симфоний Моцарта . [1] [номер 1]

Дата завершения этой симфонии известна точно, поскольку Моцарт в зрелые годы вел полный каталог законченных своих произведений; он вошел в нее 40-ю симфонию 25 июля 1788 года. [2] Работа над симфонией заняла исключительно продуктивный период всего в несколько недель, за это время он также завершил 39-ю и 41-ю симфонии (26 июня и 10 августа соответственно). [3] Николаус Арнонкур предположил, что Моцарт сочинил три симфонии как единое произведение, указывая, среди прочего, на то, что Симфония № 40, как среднее произведение, не имеет вступления (в отличие от № 39) и не имеет финала. масштаба № 41. [4]

40-я симфония существует в двух вариантах, отличающихся прежде всего тем, что в один включены партии для пары кларнетов (с соответствующими корректировками, внесенными в остальные духовые партии). Скорее всего, в переработанной версии были добавлены партии кларнета. [5] Партитуры с автографами обеих версий были приобретены в 1860-х годах Иоганнесом Брамсом , который позже подарил рукописи Обществу друзей музыки в Вене, где они проживают сегодня. [6]

Премьера

[ редактировать ]

Как Нил Заслав отметил , авторы, писавшие о Моцарте, часто предполагали – или даже утверждали, – что Моцарт никогда не слышал исполнения своей 40-й симфонии. Некоторые комментаторы идут еще дальше, предполагая, что Моцарт написал симфонию (и ее компаньоны, №№ 39 и 41 ) даже не намереваясь ее исполнять, а скорее для потомков, как (говоря словами Альфреда Эйнштейна ) «обращение к вечности». ". [номер 2]

Современные исследования показывают, что эти предположения неверны. Во-первых, в недавно обнаруженном письме музыканта Иоганна Венцеля (1762–1831) от 10 июля 1802 года издателю Амброзиусу Кюнелю [ де ] в Лейпциге Венцель упоминает исполнение симфонии в доме барона Готфрида ван Свитена в присутствии Моцарта. , но исполнение было настолько плохим, что композитору пришлось покинуть зал. [7] [номер 3]

Существуют веские косвенные доказательства других, возможно, лучших результатов. Несколько раз между сочинением симфонии и смертью композитора давались симфонические концерты на музыку Моцарта, копии программы которых сохранились, объявляя симфонию, неидентифицированную ни по дате, ни по тональности. К ним относятся: [8]

  • Дрезден, 14 апреля 1789 года, во время путешествия Моцарта по Берлину.
  • Лейпциг, 12 мая 1789 г., в той же поездке.
  • Франкфурт, 15 октября 1790 г.
  • Сохранились копии афиши концерта Tonkünstler -Societät (Общества музыкантов) 17 апреля 1791 года в Бургтеатре в Вене под управлением коллеги Моцарта Антонио Сальери . Первый номер программы был объявлен как «Большая симфония, сочиненная господином Моцартом». [номер 4]

Самое главное то, что Моцарт переработал свою симфонию (см. выше). Как говорит Заслав, это «демонстрирует, что [симфония] была исполнена, поскольку Моцарт вряд ли взял бы на себя труд добавить кларнеты и переписать флейты и гобои, чтобы приспособить их, если бы он не имел в виду конкретное исполнение». [9] В состав оркестра венского концерта 1791 года входили братья-кларнетисты Антон и Иоганн Непомук Штадлеры ; что, как указывает Заслав, ограничивает возможности только 39-й и 40-й симфониями. [9]

Заслав добавляет: «Версия без кларнетов также должна была быть исполнена, поскольку реоркестрированная версия двух отрывков в медленной части, существующая в руке Моцарта, должна была возникнуть в результате того, что он услышал произведение и обнаружил аспект, нуждающийся в улучшении». [10] [номер 5]

Что касается концертов, для которых изначально предназначалась Симфония, когда она была написана в 1788 году, Отто Эрих Дойч предполагает, что Моцарт готовился провести серию из трех «Концертов в казино» в новом казино на Шпигельгассе, принадлежащем Филиппу Отто. Моцарт даже отправил пару билетов на этот сериал своему другу Михаэлю Пухбергу . Но определить, состоялась ли серия концертов или была отменена из-за отсутствия интереса, кажется невозможным. [3] Заслав предполагает, что на самом деле состоялся только первый из трех концертов. [ нужна ссылка ]

Симфония написана (в переработанной версии) для флейты , 2-х гобоев , 2-х кларнетов , 2-х фаготов , 2-х валторн и струнных .

Произведение в четырех частях , в обычной для симфонии классического стиля аранжировке (быстрая часть, медленная часть, менуэт , быстрая часть):

Я. Очень веселый

[ редактировать ]

Первая часть начинается мрачно, но не с первой темы , а с аккомпанемента , играемого нижними струнами с разделенными альтами . Приём начала произведения фигурой аккомпанемента был позже использован Моцартом в его последнем фортепианном концерте (KV. 595) и впоследствии стал излюбленным среди романтиков (примерами являются дебюты и Мендельсона Скрипичного концерта Третьего Рахманинова С. концерта ). Фортепианный концерт ). Первая тема заключается в следующем.

\ относительно с'' { \ключ g \минор \темп "Молто аллегро" \время 2/2 \set Staff.midiInstrument = #"скрипка" \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 2 = 105 \partial 4 es8(\pd) | d4 es8( d) d4 es8( d) | d4( бес') r bes8( а) | g4 g8( ж) es4 es8( г) | с4 с}

II. Анданте

[ редактировать ]

Вторая часть – лирическое произведение. 6
8
раз. Это в субдоминантной тональности относительного мажора соль минор ( B мажор ): E мажор . Контрапунктические сокращении начальные такты этого движения появляются при клавиатуры :

    {\new PianoStaff <<        \новый персонал <<            \set Staff.midiInstrument = "струнный ансамбль 1"            \ключ скрипичный            \key es \major             \время 6/8             \tempo "Анданте" \tempo 8 = 144            \новый голос \relative c' {                \stemUp \partial 8 r8                р4. r8 р лучше^(                f')] ff] f[ fc^(]                <faes>)[ <faes> <faes>] <faes>[ <faes> <faes>]                <f aes>[ g16.^( bes32 aes16. c32] bes8) r es^( \break                <b, b'>4_\> <c c'>8)\! r8 r es'^(                <а,, а'>4 <бес бес'>8) рр <эс эс'>                s <f aes!>^([ <es g>)] s <faes>^([ <es g>)]                <g bes>8^([ <fis a>16 <faes> <eg> <es ges>] <d f>8)            }            \новый голос \родственник c' {                \stemDown \partial 8 bes8(_\p                es)[ es es] es[ es es]                es[ es es] es[ es es]                es_([ dc)] d4._\trill                 \grace { \stemDown c16_( d } es8)[ es_( f] g) r es \break                р эс[_. эс]_. эс[_. эс_. эс]_.                р es_.[ es_.] es_.[ es_. эс_.]                d'32^( f) r16 bes,,4_\sf d'32^( f) r16 bes,,4_\sf                bes4._\p bes8            }        >>        \новый голос \новый персонал <<            \set Staff.midiInstrument = "струнный ансамбль 1"            \ключ бас            \ключ g \минор             \ относительно с, {                \время 6/8                \частичный 8 r8                <es es'> рр <g g'> рр                <aes aes'>[ <a a'> <bes bes'>] <ces ces'>[ <bes bes'> <a a'>]                <бес бес'>4. <бес, бес'>                <es es'>8[ es' es] es[ es es] \break                <aes,, aes'>[ es'' es] es[ es es]                <g,, g'>[ es'' es] es[ es es]                r <d, d'> <es es'> r <d d'> <es es'>                <бес бес'>4. <бес бес'>8            }        >>    >> }

III Менуэтто – Трио.

[ редактировать ]

Менуэт начинается с сердитого, перекрестно-акцентированного гемиолы ритма и пары трехтактных фраз , как показано в следующей фортепианной редукции:

    {\new PianoStaff <<        \новый персонал <<            \set Staff.midiInstrument = "струнный ансамбль 1"            \ключ скрипичный            \ключ g \минор             \время 3/4             \tempo "Аллегретто" \tempo 4 = 160            \новый голос \родственник c' {                \partial 4 <d d'>4                <g g'>2 <бес~ бес'~>4                <bes bes'>4 <a a'>8[ <g g'>] \stemUp <fis fis'>[ <a a'>]                <g g'>4 \stemNeutral <d d'> <g g'>                <bes bes'>2 <d~ d'~>4                <d d'> <c c'>8[ <bes bes'>] <a a'>[ <c c'>]                <bes bes'>4 <g g'> <d' d'>                <g g'>2 <bes~ bes'~>4 \break                <bes bes'> <a a'>8[ <f f'>] <e e'>[ <g g'>]                <f f'>4 <e e'>8[ <d d'>] <цис цис'>[ <e e'>]                <д д'>4 <с! c'!>8[ <bes bes'>] <a a'>[ <c c'>]                <bes bes'>4 <bes es bes'>-. <а ф'а>-.                <гис б! gis'>-. <g цис g'>-. <ф д' ф>-.                \stemUp es'^(g!) цис,                д            }            \новый голос \relative c'' {                s4                с2.                s2 \stemDown d4                д с2                с2.                с2.                с2.                с2.                с2.                с2.                с2.                с2.                с2.                <es, g bes>2 <g a>4                <ф а>            }        >>        \новый голос \новый персонал <<            \set Staff.midiInstrument = "струнный ансамбль 1"            \ключ бас            \ключ g \минор             \ относительно с {                \время 3/4                \частичный 4 r4                <g g'> <bes bes'> <g g'>                <d d'>2 <c c'>4                <бес бес'> рр                <г' г'> <бес бес'> <г г'>                <d d'>2 <fis d' fis>4                <г д' г> рр                <es es'> <es' g> <d f>                \stemUp e2 a4^~                a bes^\staccato g^\staccato                f^\staccato g^\staccato d^\staccato                \stemNeutral <г, д' г>-. <цис, цис'>-. <д д'>-.                <эс эс'>-. <а, а'>-. <бес бес'>-.                <g g'> <es es'> <a a'>                <д д'>             }            \новый голос \relative c {                s4                с2.                с2.                с2.                с2.                с2.                с2.                с2.                \stemDown цис2.                d4_. г,_. а_.                бес_. да, _. фис_.            }        >>    >> }

Различные комментаторы [ ВОЗ? ] утверждали, что, хотя эта музыка и называется «менуэт», она вряд ли пригодна для танцев. Контрастная нежная секция трио соль мажор чередует игру струнных и духовых инструментов.

IV. Финал. Очень веселый

[ редактировать ]

Четвертая часть открывается серией быстро восходящих нот, очерчивающих тоническое трезвучие , иллюстрирующее то, что обычно называют мангеймской ракетой .

\относительный с' { \время 2/2 \tempo "Аллегро ассаи" \ключ g \минор \set Staff.midiInstrument = #"скрипка" \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 2 = 120 \partial 4 d\p (g) бес-. д-. г-. bes2 (a4) цис,8\f}

Замечательный модулирующий отрывок, в котором все тона хроматической гаммы, воспроизводятся кроме одного, что сильно дестабилизирует тональность , происходит в начале развивающего раздела ; единственная оставленная нота — соль ( тоника ):

\ относительно с'' { \ключ g \минор \время 2/2 \set Staff.midiInstrument = #"скрипка" \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 2 = 120 \partial 4 лучше\f( | г4) е-. а-. бес-. | des2(c4)e,-. | as4-. рб,-. р | r2 r4 r8 \times 2/3 { b16( cd } | эс!4-.) р фис,-. р | Бесс!4-. р р2 | цис, 4-. р р2 | е!4-. р гис,-. р |}

Наследие

[ редактировать ]

Эта работа вызвала различные интерпретации критиков. Роберт Шуман считал, что он обладает «греческой легкостью и изяществом». [11] Дональд Тови видел в нем характер оперы-буффа . Однако почти наверняка сегодня наиболее распространенным мнением является то, что симфония трагична по тону и чрезвычайно эмоциональна; например, в «Классическом стиле » Чарльз Розен называет симфонию «произведением страсти, насилия и горя». [12]

Хотя интерпретации различаются, симфония, несомненно, является одним из самых почитаемых произведений Моцарта. [13] и это часто исполняется и записывается.

Людвиг ван Бетховен хорошо знал симфонию, скопировав 29 тактов из партитуры в один из своих альбомов для рисования. [14] Как заметил Густав Ноттебом в 1887 году, скопированные такты появляются среди эскизов Пятой симфонии Бетховена , третья часть которой начинается с высоты тона, аналогичной таковой в финале Моцарта (см. пример ниже). [15]

\ относительно с { \ключ бас \key c \minor \время 3/4 \темп "Аллегро" \set Staff.midiInstrument = #"виолончель" \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 2. = 80 \partial 4 g(\pp | c ees g | c2 ees4 | d2 fis,4) | g2.~ | г2.}

Франц Шуберт также скопировал музыку менуэта Моцарта, и менуэт его Пятой симфонии сильно напоминает менуэт Моцарта. [16] Заслав предположил, что отрывок в конце Йозефа Гайдна оратории «Времена года » (1801 г.), размышления о смерти, цитирует вторую часть 40-й симфонии и был включен Гайдном как памятник своему давно умершему другу. [номер 6]

Симфония была широко записана и адаптирована многими оркестрами. [17] Винс Гуаральди адаптировал вступительную тему как джазовую пьесу во вступительном треке своего студийного альбома 1964 года « From All Sides », «Choro». Ливанская певица Файруз также адаптировала симфонию для своей песни 1972 года «Ya Ana Ya Ana».

Первая запись

[ редактировать ]

Первая известная запись 40-й симфонии была выпущена компанией Victor Talking Machine в 1915 году под названием «Симфония соль минор». Концертный оркестр Виктора выступал под руководством дирижера дома Виктора Уолтера Б. Роджерса . [18]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Возможным исключением является так называемая « Симфония Оденсе », приписывание которой Моцарту сомнительно; см. симфонии Моцарта поддельной или сомнительной подлинности .
  2. ^ Обсуждение подобных утверждений см. Zaslaw 1994 ; цитата Эйнштейна взята из этого источника.
  3. В письме говорится: «Я сам слышал от покойного Моцарта в Вене, когда он поручил постановку барону Вансвитену [так в оригинале], что ему пришлось покинуть комнату во время постановки, потому что она была исполнена неправильно», что означает «и в Вена Я слышал от покойного Моцарта, что, когда он исполнял ее в комнатах барона Вансвитена, ему пришлось покинуть комнату во время исполнения, потому что она игралась неправильно». [7]
  4. ^ Текст плаката дан на немецком языке 1965 , с. 393.
  5. Хотя Заслав широко цитировался выше, он не единственный, кто очерняет старое мнение о том, что симфония никогда не исполнялась: Отто Биба (2009) пишет: «Поскольку дата премьеры неизвестна, среди биографов Моцарта сложилась давняя легенда о Романтическое убеждение, желавшее изобразить прежде всего блеск и трагизм жизни гения, в том, что Моцарт никогда не слышал исполнения [своих последних] трех симфоний. Это высокомерное предположение, приравнивающее недостающую информацию к теории о том, что события никогда не было, не является. серьезная стипендия и должна быть отвергнута».
  6. ^ Озеро №. 38, ария «Вот, обольщенный человек». Источник: Заслав и Каудери 1990 , с. 210.
  1. ^ «Моцарт – Симфония № 40 соль минор» . Классический ФМ . Проверено 23 июля 2020 г.
  2. ^ Хартц 2009 , с. 207.
  3. ^ Перейти обратно: а б Немецкий 1965 , с. 320
  4. ^ Клементс, Эндрю (23 июля 2014 г.). «Моцарт: обзор «Последних симфоний» — захватывающее путешествие по манящей новой теории» . Хранитель .
  5. ^ Заслав 1983 , с. 10.
  6. ^ См. Заслав 1983 , с. 10, Сваффорд 1997 , с. 287, и это факсимильное издание .
  7. ^ Перейти обратно: а б Милада Йонашова [ cs ] : «Исполнение Симфонии соль минор KV 550 барона ван Свитена в присутствии Моцарта», в: Mozart Studies 20, Tutzing 2011, стр. 253–268. Сокращенный английский перевод был опубликован в Информационном бюллетене Общества Моцарта Америки 16.1 (2012 г.), ( онлайн ).
  8. ^ Список из Заслава, 1983 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Заслав 1983 , с. 9
  10. ^ Заслав 1983 , стр. 9–10.
  11. ^ Джеймс 1967 , с. 33.
  12. ^ Розен 1997 , с. 334.
  13. ^ «20 величайших симфоний всех времен» . Классическая музыка / Музыкальный журнал BBC . 25 сентября 2018 г.
  14. ^ Хопкинс 1981 .
  15. ^ Ноттебом 1887 , с. 531.
  16. ^ Заслав и Каудери 1990 , с. 210.
  17. ^ Боуэн, Хосе Антонио (1 января 1996 г.). «Темп, продолжительность и гибкость: методы анализа производительности» . Журнал музыковедческих исследований . 16 (2): 111–156. дои : 10.1080/01411899608574728 . ISSN   0141-1896 .
  18. ^ «Вольфганг Амадей Моцарт – Симфония соль минор» . Дискография американских исторических записей .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Шенберг, Арнольд (1954, переработка 1969 г.). Структурные функции гармонии . Нью-Йорк: WW Нортон. Подробно анализируются различные разделы развития обоих внешних движений.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d05915f5fa27b415859856b670e2e3e8__1721934720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/e8/d05915f5fa27b415859856b670e2e3e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphony No. 40 (Mozart) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)