Симфония № 40 (Моцарт)
Симфония соль минор | |
---|---|
№ 40 | |
Моцарта В. А. | |
Ключ | соль минор |
Каталог | К. 550 |
Составленный | 1788 |
Движения | четыре |
Симфония № 40 соль минор , К. 550 была написана Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1788 году. Иногда ее называют «Большой симфонией соль минор », чтобы отличить ее от «Маленькой симфонии соль минор», № 25 . Эти две мелодии — единственные сохранившиеся минорные тональности среди симфоний Моцарта . [1] [номер 1]
История
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]Дата завершения этой симфонии известна точно, поскольку Моцарт в зрелые годы вел полный каталог законченных своих произведений; он вошел в нее 40-ю симфонию 25 июля 1788 года. [2] Работа над симфонией заняла исключительно продуктивный период всего в несколько недель, за это время он также завершил 39-ю и 41-ю симфонии (26 июня и 10 августа соответственно). [3] Николаус Арнонкур предположил, что Моцарт сочинил три симфонии как единое произведение, указывая, среди прочего, на то, что Симфония № 40, как среднее произведение, не имеет вступления (в отличие от № 39) и не имеет финала. масштаба № 41. [4]
40-я симфония существует в двух вариантах, отличающихся прежде всего тем, что в один включены партии для пары кларнетов (с соответствующими корректировками, внесенными в остальные духовые партии). Скорее всего, в переработанной версии были добавлены партии кларнета. [5] Партитуры с автографами обеих версий были приобретены в 1860-х годах Иоганнесом Брамсом , который позже подарил рукописи Обществу друзей музыки в Вене, где они проживают сегодня. [6]
Премьера
[ редактировать ]Как Нил Заслав отметил , авторы, писавшие о Моцарте, часто предполагали – или даже утверждали, – что Моцарт никогда не слышал исполнения своей 40-й симфонии. Некоторые комментаторы идут еще дальше, предполагая, что Моцарт написал симфонию (и ее компаньоны, №№ 39 и 41 ) даже не намереваясь ее исполнять, а скорее для потомков, как (говоря словами Альфреда Эйнштейна ) «обращение к вечности». ". [номер 2]
Современные исследования показывают, что эти предположения неверны. Во-первых, в недавно обнаруженном письме музыканта Иоганна Венцеля (1762–1831) от 10 июля 1802 года издателю Амброзиусу Кюнелю в Лейпциге Венцель упоминает исполнение симфонии в доме барона Готфрида ван Свитена в присутствии Моцарта. , но исполнение было настолько плохим, что композитору пришлось покинуть зал. [7] [номер 3]
Существуют веские косвенные доказательства других, возможно, лучших результатов. Несколько раз между сочинением симфонии и смертью композитора давались симфонические концерты на музыку Моцарта, копии программы которых сохранились, объявляя симфонию, неидентифицированную ни по дате, ни по тональности. К ним относятся: [8]
- Дрезден, 14 апреля 1789 года, во время путешествия Моцарта по Берлину.
- Лейпциг, 12 мая 1789 г., в той же поездке.
- Франкфурт, 15 октября 1790 г.
- Сохранились копии афиши концерта Tonkünstler -Societät (Общества музыкантов) 17 апреля 1791 года в Бургтеатре в Вене под управлением коллеги Моцарта Антонио Сальери . Первый номер программы был объявлен как «Большая симфония, сочиненная господином Моцартом». [номер 4]
Самое главное то, что Моцарт переработал свою симфонию (см. выше). Как говорит Заслав, это «демонстрирует, что [симфония] была исполнена, поскольку Моцарт вряд ли взял бы на себя труд добавить кларнеты и переписать флейты и гобои, чтобы приспособить их, если бы он не имел в виду конкретное исполнение». [9] В состав оркестра венского концерта 1791 года входили братья-кларнетисты Антон и Иоганн Непомук Штадлеры ; что, как указывает Заслав, ограничивает возможности только 39-й и 40-й симфониями. [9]
Заслав добавляет: «Версия без кларнетов также должна была быть исполнена, поскольку реоркестрированная версия двух отрывков в медленной части, существующая в руке Моцарта, должна была возникнуть в результате того, что он услышал произведение и обнаружил аспект, нуждающийся в улучшении». [10] [номер 5]
Что касается концертов, для которых изначально предназначалась Симфония, когда она была написана в 1788 году, Отто Эрих Дойч предполагает, что Моцарт готовился провести серию из трех «Концертов в казино» в новом казино на Шпигельгассе, принадлежащем Филиппу Отто. Моцарт даже отправил пару билетов на этот сериал своему другу Михаэлю Пухбергу . Но определить, состоялась ли серия концертов или была отменена из-за отсутствия интереса, кажется невозможным. [3] Заслав предполагает, что на самом деле состоялся только первый из трех концертов. [ нужна ссылка ]
Музыка
[ редактировать ]Симфония написана (в переработанной версии) для флейты , 2-х гобоев , 2-х кларнетов , 2-х фаготов , 2-х валторн и струнных .
Произведение в четырех частях , в обычной для симфонии классического стиля аранжировке (быстрая часть, медленная часть, менуэт , быстрая часть):
- Очень веселый , 2
2 - Анданте , 6
8 - Менуэтто . Аллегретто – Трио 3
4 - Финал . Очень веселый , 2
2
Я. Очень веселый
[ редактировать ]Первая часть начинается мрачно, но не с первой темы , а с аккомпанемента , играемого нижними струнами с разделенными альтами . Приём начала произведения фигурой аккомпанемента был позже использован Моцартом в его последнем фортепианном концерте (KV. 595) и впоследствии стал излюбленным среди романтиков (примерами являются дебюты и Мендельсона Скрипичного концерта Третьего Рахманинова С. концерта ). Фортепианный концерт ). Первая тема заключается в следующем.
II. Анданте
[ редактировать ]Вторая часть – лирическое произведение. 6
8 раз. Это в субдоминантной тональности относительного мажора соль минор ( B ♭ мажор ): E ♭ мажор . Контрапунктические сокращении начальные такты этого движения появляются при клавиатуры :
III Менуэтто – Трио.
[ редактировать ]Менуэт начинается с сердитого, перекрестно-акцентированного гемиолы ритма и пары трехтактных фраз , как показано в следующей фортепианной редукции:
Различные комментаторы [ ВОЗ? ] утверждали, что, хотя эта музыка и называется «менуэт», она вряд ли пригодна для танцев. Контрастная нежная секция трио соль мажор чередует игру струнных и духовых инструментов.
IV. Финал. Очень веселый
[ редактировать ]Четвертая часть открывается серией быстро восходящих нот, очерчивающих тоническое трезвучие , иллюстрирующее то, что обычно называют мангеймской ракетой .
Замечательный модулирующий отрывок, в котором все тона хроматической гаммы, воспроизводятся кроме одного, что сильно дестабилизирует тональность , происходит в начале развивающего раздела ; единственная оставленная нота — соль ( тоника ):
Наследие
[ редактировать ]Прием
[ редактировать ]Эта работа вызвала различные интерпретации критиков. Роберт Шуман считал, что он обладает «греческой легкостью и изяществом». [11] Дональд Тови видел в нем характер оперы-буффа . Однако почти наверняка сегодня наиболее распространенным мнением является то, что симфония трагична по тону и чрезвычайно эмоциональна; например, в «Классическом стиле » Чарльз Розен называет симфонию «произведением страсти, насилия и горя». [12]
Хотя интерпретации различаются, симфония, несомненно, является одним из самых почитаемых произведений Моцарта. [13] и это часто исполняется и записывается.
Влияние
[ редактировать ]Людвиг ван Бетховен хорошо знал симфонию, скопировав 29 тактов из партитуры в один из своих альбомов для рисования. [14] Как заметил Густав Ноттебом в 1887 году, скопированные такты появляются среди эскизов Пятой симфонии Бетховена , третья часть которой начинается с высоты тона, аналогичной таковой в финале Моцарта (см. пример ниже). [15]
Франц Шуберт также скопировал музыку менуэта Моцарта, и менуэт его Пятой симфонии сильно напоминает менуэт Моцарта. [16] Заслав предположил, что отрывок в конце Йозефа Гайдна оратории «Времена года » (1801 г.), размышления о смерти, цитирует вторую часть 40-й симфонии и был включен Гайдном как памятник своему давно умершему другу. [номер 6]
Симфония была широко записана и адаптирована многими оркестрами. [17] Винс Гуаральди адаптировал вступительную тему как джазовую пьесу во вступительном треке своего студийного альбома 1964 года « From All Sides », «Choro». Ливанская певица Файруз также адаптировала симфонию для своей песни 1972 года «Ya Ana Ya Ana».
Первая запись
[ редактировать ]Первая известная запись 40-й симфонии была выпущена компанией Victor Talking Machine в 1915 году под названием «Симфония соль минор». Концертный оркестр Виктора выступал под руководством дирижера дома Виктора Уолтера Б. Роджерса . [18]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Возможным исключением является так называемая « Симфония Оденсе », приписывание которой Моцарту сомнительно; см. симфонии Моцарта поддельной или сомнительной подлинности .
- ^ Обсуждение подобных утверждений см. Zaslaw 1994 ; цитата Эйнштейна взята из этого источника.
- ↑ В письме говорится: «Я сам слышал от покойного Моцарта в Вене, когда он поручил постановку барону Вансвитену [так в оригинале], что ему пришлось покинуть комнату во время постановки, потому что она была исполнена неправильно», что означает «и в Вена Я слышал от покойного Моцарта, что, когда он исполнял ее в комнатах барона Вансвитена, ему пришлось покинуть комнату во время исполнения, потому что она игралась неправильно». [7]
- ^ Текст плаката дан на немецком языке 1965 , с. 393.
- ↑ Хотя Заслав широко цитировался выше, он не единственный, кто очерняет старое мнение о том, что симфония никогда не исполнялась: Отто Биба (2009) пишет: «Поскольку дата премьеры неизвестна, среди биографов Моцарта сложилась давняя легенда о Романтическое убеждение, желавшее изобразить прежде всего блеск и трагизм жизни гения, в том, что Моцарт никогда не слышал исполнения [своих последних] трех симфоний. Это высокомерное предположение, приравнивающее недостающую информацию к теории о том, что события никогда не было, не является. серьезная стипендия и должна быть отвергнута».
- ^ Озеро №. 38, ария «Вот, обольщенный человек». Источник: Заслав и Каудери 1990 , с. 210.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Моцарт – Симфония № 40 соль минор» . Классический ФМ . Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ Хартц 2009 , с. 207.
- ^ Перейти обратно: а б Немецкий 1965 , с. 320
- ^ Клементс, Эндрю (23 июля 2014 г.). «Моцарт: обзор «Последних симфоний» — захватывающее путешествие по манящей новой теории» . Хранитель .
- ^ Заслав 1983 , с. 10.
- ^ См. Заслав 1983 , с. 10, Сваффорд 1997 , с. 287, и это факсимильное издание .
- ^ Перейти обратно: а б Милада Йонашова : «Исполнение Симфонии соль минор KV 550 барона ван Свитена в присутствии Моцарта», в: Mozart Studies 20, Tutzing 2011, стр. 253–268. Сокращенный английский перевод был опубликован в Информационном бюллетене Общества Моцарта Америки 16.1 (2012 г.), ( онлайн ).
- ^ Список из Заслава, 1983 г.
- ^ Перейти обратно: а б Заслав 1983 , с. 9
- ^ Заслав 1983 , стр. 9–10.
- ^ Джеймс 1967 , с. 33.
- ^ Розен 1997 , с. 334.
- ^ «20 величайших симфоний всех времен» . Классическая музыка / Музыкальный журнал BBC . 25 сентября 2018 г.
- ^ Хопкинс 1981 .
- ^ Ноттебом 1887 , с. 531.
- ^ Заслав и Каудери 1990 , с. 210.
- ^ Боуэн, Хосе Антонио (1 января 1996 г.). «Темп, продолжительность и гибкость: методы анализа производительности» . Журнал музыковедческих исследований . 16 (2): 111–156. дои : 10.1080/01411899608574728 . ISSN 0141-1896 .
- ^ «Вольфганг Амадей Моцарт – Симфония соль минор» . Дискография американских исторических записей .
Библиография
[ редактировать ]- Биба, Отто (2009). «Комментарий», Вольфганг Амадей Моцарт. Симфония соль минор, KV 550. Автограф партитуры. Первая и вторая версии. Факсимильное издание . Общество друзей музыки в Вене, с. 8.
- Дойч, Отто Эрих (1965). Моцарт: Документальная биография . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- Харц, Дэниел (2009). Моцарт, Гайдн и ранний Бетховен, 1781–1802 гг . Нью-Йорк: WW Нортон. Отрывки онлайн в Google Книгах.
- Хопкинс, Энтони (1981). Девять симфоний Бетховена . Хайнеман.
- Джеймс, Бернетт (1967). Приключение в музыке . Лондон: Бейкер . Проверено 25 сентября 2016 г.
- Ноттебом, Густав (1887). Вторая Бетовиана . Лейпциг: CF Peters. Доступно онлайн. Вторая Бетховениана : в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Розен, Чарльз (1997). Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен (расширенное изд.). Нью-Йорк и Лондон: WW Нортон. Интернет в Google Книгах.
- Сваффорд, январь (1997). Иоганнес Брамс: Биография . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф.
- Заслав, Нил (1983). Вступительные примечания к записи 31-й и 40-й симфоний, сделанной Кристофером Хогвудом и Академией старинной музыки , Уазо-Лира 410-197-2
- Заслав, Нил (1994). «Моцарт в напряженной работе». У Джеймса М. Морриса (ред.). О Моцарте . Вашингтон: Пресса Центра Вудро Вильсона. [ нужна страница ]
- Заслав, Нил; Каудери, Уильям (1990). Полный Моцарт: Путеводитель по музыкальным произведениям Вольфганга Амадея Моцарта . Нью-Йорк: WW Нортон. Выдержки, цитируемые в Google Книгах.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шенберг, Арнольд (1954, переработка 1969 г.). Структурные функции гармонии . Нью-Йорк: WW Нортон. Подробно анализируются различные разделы развития обоих внешних движений.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония in G K. 550 (1-я версия) : партитура и критический отчет (на немецком языке) в New Mozart Edition.
- Симфония G K. 550 (2-я версия) : партитура в новом издании Моцарта
- Симфония № 40 : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Миниатюрные издания Kalmus из Музыкальной библиотеки Уильяма и Гейл Кук Музыкальной школы Джейкобса Университета Индианы.
- Общедоступная . версия оркестра Колумбийского университета на радио классической музыки TEOC : Симфония № 40
- Квартира, где Моцарт написал свои последние три симфонии: Михаэль Лоренц , «Квартира Моцарта на Альзергрунде»