Симфония № 35 (Моцарт)

Симфония № 35 ре мажор , К. 385, также известная как Симфония Гаффнера , была написана Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1782 году . Он был заказан Хаффнерами, известной зальцбургской семьей, по случаю облагораживания Зигмунда Хаффнера Младшего . Симфонию Гаффнера не следует путать с восьмичастной « Серенадой Гаффнера» , еще одним произведением, которое Моцарт написал по заказу той же семьи в 1776 году.
Фон
[ редактировать ]Симфония Хаффнера начала свою жизнь не как симфония , а скорее как серенада , которая использовалась в качестве фоновой музыки для возведения в дворянство Зигмунда Хаффнера. Моцарты знали Хаффнеров через отца Зигмунда Хаффнера, Зигмунда Хаффнера Старшего , который был мэром Зальцбурга и помогал им в их первых турах по Европе. Старший Хаффнер умер в 1772 году, но семьи продолжали поддерживать связь. В 1776 году младший Хаффнер заказал серенаду к свадьбе Марии Элизабет Хаффнер и Франца Ксавьера Спата. Это произведение стало знаменитой «Серенадой Гаффнера» , которая имела такой успех, что, когда Зигмунду Хаффнеру-младшему предстояло получить дворянство, было вполне естественно, что Моцарта попросили написать музыку по этому случаю. Просьба написать музыку пришла от отца Моцарта 20 июля 1782 года, когда у Моцарта не было свободного времени. Моцарт был «по уши в работе». [ 1 ] Он не только преподавал, но и должен был переаранжировать партитуру своей оперы Die Entführung aus dem Serail» до 28 июля « . Дом на Хоэ-Брюке в Вене . [ 2 ] [ 3 ] Тем не менее, Моцарт работал над музыкой и отправлял ее по частям своему отцу. То, что написал в это время Моцарт, было новой серенадой – совершенно отличным произведением от серенады, представленной четырьмя годами ранее, – со вступительным маршем и двумя менуэтами . Согласно историческим свидетельствам, вполне возможно, что Моцарт на самом деле не уложился в срок, установленный своим отцом, чтобы закончить музыку к возведению Зигмунда Хаффнера в дворянство. Позже Моцарт переработал эту музыку в то, что мы теперь знаем как Симфонию Хаффнера .
В конце декабря 1782 года Моцарт решил представить на концерте музыку из новой серенады Гаффнера. Попросив отца снова прислать партитуру серенады, Моцарт был поражен ее качеством, учитывая тот факт, что она была написана в такой короткий срок. [ 4 ] [ 5 ] Он приступил к работе над внесением ряда изменений в партитуру, чтобы превратить новую серенаду Гаффнера в симфонию Гаффнера. Эти изменения включали исключение вступительного марша (К. 385а) и одного из двух менуэтов (ныне утерянных). Кроме того, знаки повтора были удалены из конца экспозиции первой части . Моцарт также придал Симфонии Хаффнера более полное звучание, добавив две флейты и два кларнета к секции деревянных духовых инструментов первой и последней частей. Эти добавленные партии деревянных духовых инструментов не являются новым мелодическим материалом, а просто удвоением октав . деревянных духовых инструментов [ 6 ] [ 7 ]
Симфония Хаффнера в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, впервые была исполнена 23 марта 1783 года в венском Бургтеатре . [ 8 ] [ 9 ] На концерте Моцарт открыл первые три части этой симфонии: арию «Se il padre perdei» из «Идоменея» (описанную в его письме отцу от 29 марта того же года как его мюнхенскую оперу), фортепианный концерт №. 13 К. 415, сцена К. 369 (жанр, связанный с концертной арией ), концертные части из его последнего Finalmusik К. 320, его фортепианный концерт К. 175 (с новым финалом) и еще одна сцена «Парто «m'affretto» (из оперы «Лучио Силла», которую он сочинил для Милана ); в этот момент он импровизировал фугу , «потому что присутствовал император», а затем два набора вариаций (К. 398 на арию Паизиелло и К. 455 на арию Глюка ). После этого мадам (Алоизия) Ланге спела свое новое рондо (К. 416?), а затем в завершение концерта последняя часть Симфонии Гаффнера . была сыграна [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Исполнение Симфонии Хаффнера на этом концерте оказалось очень успешным.
Кайлер (1995) классифицирует симфонии Хаффнера , Линца (№ 36) и Пражскую (№ 38) как «три симфонии, превосходящие все его прежние симфонические произведения».
с автографом Рукопись в настоящее время находится в архивах библиотеки и музея Моргана в Нью-Йорке . [ 14 ]
Антон Райха использовал тему, открывающую симфонию, для фуги в своем наборе из 36 фуг .
Инструментарий
[ редактировать ]Симфония написана для двух флейт , двух гобоев , двух кларнетов в ля, двух фаготов , двух валторн в ре и соль, двух труб в ре, литаврах и струнных . [ 15 ]
Анализ по клавишам и движениям
[ редактировать ]Ключ
[ редактировать ]Симфония Хаффнера написана в ре тональности мажор . [ 16 ] По словам Кайлера, выбор Моцартом тональности для Симфонии Хаффнера интересен тем, что «тональность ре мажор, столь удачная для духовых, служила Моцарту чаще, чем любая другая тональность, даже до», для его симфоний». [ 17 ] включая Парижскую (№ 31) и Пражскую (№ 38) симфонии.
Движения
[ редактировать ]Симфония состоит из четырех частей :
I. Бодрый духом
[ редактировать ]Общаясь со своим отцом Леопольдом, Моцарт заявил, что эту часть следует играть с огнем. [ 18 ] Часть имеет сонатную форму с коротким развивающим разделом. Экспозиция -го такта не начинается с ложного медленного вступления со всеми инструментами в унисон, пока ритм 4 раскрывает быстрый темп движения. Вторая тема схожа по мелодическому материалу и ритму с первой темой, напоминая монотематические сонатные части Гайдна (например, Симфония № 104 ).
Моцарт не ставит знаков повтора в конце экспозиции. Это противоречит общепринятым в то время стандартам формы сонаты, но то же самое он делает и в трех больших симфониях, предшествовавших « Хаффнеру» (№№ 31 , 33 и 34 ). [ 19 ]
Развитие начинается с намека на ре минор ( такты 95–104), а затем останавливается на тональности F ♯ минор (такты 105–118). Затем строка доминантных септактов (такты 119–128) возвращает музыку в ре мажор, чтобы начать перепросмотр. Перепросмотр аналогичен изложению, за исключением ожидаемых различий в переходном отрывке.
II. Анданте
[ редактировать ]Вторая часть соль мажор приносит долгожданное облегчение благодаря своим медленным, изящным мелодиям, объявленным секцией деревянных духовых инструментов. Часть представлена в сокращенной сонатной форме. Вместо развития, краткий хоральный деревянные духовые инструменты представляют отрывок. Ритмические структуры первой сюжетной темы и второй сюжетной темы создают тонкий, но превосходный контраст друг с другом. Хотя обе темы очень похожи по своему характеру, первая сюжетная тема имеет медленный аккомпанемент, основанный на шестнадцатых нотах , тогда как вторая тематическая тема имеет более насыщенный аккомпанемент из тридцатисекундных нот . Краткий, похожий на хорал отрывок, заменяющий развитие, явно акцентирован использованием синкопированного аккомпанемента скрипок и альтов . Некоторые охарактеризовали это движение как деликатное и сложное, но определенно расслабляющее. [ 20 ] [ 21 ]
III. Менуэтто.
[ редактировать ]Менуэт ре мажор обеспечивает яркую смену атмосферы по сравнению с предыдущей медленной, серьезной частью «Анданте». Слушая эту часть, можно заметить постоянное перетягивание двух основных аккордов тоники и доминанты – . Лишь три раза мы видим аккорды, отличные от тоники или доминанты.
Также примечательно то, что динамика всего «Менуэта» отмечена как сильная сторона . Однако в обоих случаях, когда появляются аккорды IV и VI, Моцарт обозначил эти части как фортепиано . Эти изменения создают приятный контраст, как мелодический, так и динамический.
Продолжая «Менуэтто», «Трио» дополняет характер этого «Менуэта». Как указано Моцартом в партитуре, «Трио» следует сразу за «Менуэтом», без минуты молчания. Переходя к тональности ля мажор, вскоре становится очевидным, что «Трио» также имеет троичную форму , как и «Менуэтто». Можно отметить тот факт, что ни один раздел «Трио» не отмечен как сильный. Все отмечено как фортепиано, за исключением тактов 33–36 и 43–44, где Моцарт указал на небольшое крещендо . Возможно, чтобы дополнить факт явного контраста в динамике, Моцарт свободно использовал сфорцандо на протяжении всего «Трио». В «Трио» присутствует тот же тип напряжения и решимости, что и в «Менуэтто». Фактически, Моцарт в «Трио» идет еще дальше, добавляя педальную ноту к доминанте . Эта доминирующая педаль затем тонко переходит обратно в тонику посредством хроматического си-диеза. При сравнении характера «Менуэтто» с характером «Трио» становится очевидным ряд отдельных «личностей». «Менуэтто» ярче и светлее; тогда как «Трио» создает более плавный эффект. Также примечательно то, что Моцарт свободно использовал хроматизм в «Трио», но ограничил его использование в «Менуэтто».
IV. Скоро
[ редактировать ]Последняя часть, названная «Престо», сохраняет столько же огня, сколько и первая часть. По мнению Штейнберга, [ 22 ] и Ледбеттер, [ 23 ] эта часть «Престо» не только несет в себе атмосферу, похожую на увертюру к «Свадьбе Фигаро» , но также напоминает комическую арию Осмина «O wie will ich Triumberen» из «Die Entführung aus dem Serail» . Впервые эта опера была исполнена всего за две недели до сочинения этого финала. Следовательно, это может объяснить, почему существуют такие сходства. Предоставляя своему отцу Леопольду инструкции по исполнению «Престо», он советовал играть это движение «как можно быстрее». [ 24 ] Хотя «Престо» начинается в тихом, оживленном темпе, слушателя сразу же останавливает трехтактная тишина, за которой в девятом такте выступает весь оркестр на чистом уровне форте. Такие музыкальные сюрпризы появляются на протяжении всей части. Как и первая часть, эта часть написана в тональности ре мажор, а форма части «Престо» явно имеет форму сонаты-рондо. Пронизанный паузами, быстрыми динамическими сменами и яркими форшлагами в конце части, можно ожидать неожиданного.
Длина
[ редактировать ]Симфония Хаффнера обычно длится около 20 минут. Запись Джорджа Селла с Кливлендским оркестром (Sony SBK 46333) длится 19:11; один Ионы Браун из Академии Святого Мартина в полях (Haenssler CD 94.003) — 21:09; и один сэра Невилла Марринера, также с тем же ансамблем (Philips 420 486-2), длится 21:34. Знаменитая запись Карла Бема 1960 года с Берлинским филармоническим оркестром (Deutsche Grammophon 00289 477 6134), напротив, длится 17:47.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Стейнберг 1995, с. 386
- ^ Бёрнер 1997
- ^ Бойник 1996
- ^ Бёрнер 1997
- ^ Лэндон 1996
- ^ Уилсон 1969
- ^ JAW 1972
- ^ Стейнберг 1995 г.
- ^ Сэди 1985
- ^ Лэндон 1996
- ^ Ледбеттер 1997
- ^ Бойник 1996
- ^ Открытие 2007 г.
- ^ Факсимиле полной партитуры , Библиотека и музей Моргана.
- ^ «Поздние симфонии» Вольфганга Амадея Моцарта, опубликованные Dover Publications, ISBN 0-486-23052-X
- ^ Раштон 2007
- ^ Кайлер 1995, с. 37
- ^ Заслав 1989
- ^ Стейнберг 1995 г.
- ^ Стейнберг 1995 г.
- ^ Ледбеттер 1997
- ^ Стейнберг 1995 г.
- ^ Ледбеттер 1997
- ^ Заслав 1989, с. 378
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Аберт, Х. 2007, В. А. Моцарт, издательство Йельского университета.
- Бёрнер, С. 1997, Проект Моцарта, К. 385 [онлайн] [ нужны разъяснения Где? ] .
- Бойник, М. 1996, Вольфганг Амадей Моцарт – Симфония 35 [онлайн] [ нужны разъяснения Где? ] .
- Кайлер, Л. 1995, Симфония , 2-е изд., Harmonie Park Press, Мичиган.
- Даунс, PG 1992, Классическая музыка , WW Нортон, Нью-Йорк.
- Эйнштейн, А. 1945, Моцарт: его характер, его творчество . Перевод Артура Менделя и Натана Бродера. Издательство Оксфордского университета, Лондон, Нью-Йорк.
- JAW 1972, «Симфония ре мажор, K. 385» из журнала Music & Letters , vol. 53, нет. 2. (апрель 1972 г.), стр. 231–232.
- Лэндон, HCR (редактор) 1996, Сборник Моцарта , Темза и Гудзон, Лондон.
- Ледбеттер, С. 1997, Pro Arte: Моцарт; Симфония №. 35 в D, Хаффнер [онлайн] [ нужны разъяснения Где? ] .
- Аннотации из выпуска Universal Classics Симфонического оркестра Хаффнера в исполнении Венского филармонического оркестра под управлением Карла Бема .
- Раштон, Дж. 2007, «Вольфганг Амадей Моцарт» из Grove Music Online .
- Сэди, С. (редактор) 1985, Кембриджский музыкальный гид , Издательство Кембриджского университета, Кембридж.
- Симпсон, Р. (редактор) 1967, Симфония - 1: Гайдн Дворжаку , Penguin Books Ltd, Миддлсекс.
- Стейнберг, М. 1995, Симфония – Путеводитель для слушателя , Oxford University Press, Оксфорд.
- Уилсон, Б.Е. 1969, «Симфония Хаффнера; факсимиле оригинальной рукописи, принадлежащей Национальной оркестровой ассоциации, Нью-Йорк» из Notes , vol. 26, нет. 2., стр. 350–351.
- Заслав, Н. 1989, Симфонии Моцарта: контекст, исполнение, практика, прием , Oxford University Press, Оксфорд.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония in D KV 385 : партитура и критический отчет (на немецком языке) в New Mozart Edition
- Симфония № 35 : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Симфонический оркестр Хаффнера на YouTube , Тафтса Симфонический оркестр