Констанция Моцарт
Констанция Моцарт | |
---|---|
![]() Портрет Джозефа Ланге около 1782 г. | |
Рожденный | Констанция Вебер 5 января 1762 г. Целль-им-Визенталь , район Лёррах, земля Баден-Вюртемберг, Германия |
Умер | 6 марта 1842 г. Зальцбург , Австрия | ( 80 лет
Супруги | |
Дети |
Мария Констанца Сесилия Жозефа Йоханна Алоизия Моцарт ( урожденная Вебер ; 5 января 1762 — 6 марта 1842) была опытной австрийской певицей. Она была замужем дважды, сначала за Вольфгангом Амадеем Моцартом ; затем Георгу Николаусу фон Ниссену . У нее и Моцарта было шестеро детей: Карл Томас Моцарт , Франц Ксавер Вольфганг Моцарт и еще четверо, которые умерли в младенчестве. Вместе со своим вторым мужем она стала биографом Моцарта.
Ранние годы
[ редактировать ]Констанца Вебер родилась в Целль-им-Визентале , городке недалеко от Лёрраха в Баден-Вюртемберге , на юго-западе Германии, тогдашней Дальней Австрии . Ее матерью была Сесилия Вебер , урожденная Штамм. Ее отец, Фридолин Вебер, работал « контрабасистом , суфлером и переписчиком музыки ». [1] Сводный брат Фридолина был отцом композитора Карла Марии фон Вебера . У Констанцы было две старшие сестры, Жозефа и Алоизия , и одна младшая, Софи . Все четверо получили певческое образование, а Жозефа и Алоизия сделали выдающуюся музыкальную карьеру, позже выступив на премьерах ряда произведений Моцарта.
На протяжении большей части воспитания Констанцы семья жила в родном городе ее матери Мангейме , важном культурном, интеллектуальном и музыкальном центре. 21-летний Моцарт вместе со своей матерью посетил Мангейм в 1777 году в поисках работы и установил тесные отношения с семьей Веберов. Он влюбился — не в 15-летнюю Констанцу, а в Алоизию. [2] Пока он был в Париже , Алоизия получила должность певицы в Мюнхене , и семья сопровождала ее туда. Она отвергла Моцарта, когда он проезжал через Мюнхен на обратном пути в Зальцбург. [2]
Семья переехала в Вену в 1779 году, снова вслед за Алоизией, которая продолжила свою карьеру. Через месяц после их прибытия Фридолин умер. [2] К тому времени, когда Моцарт переехал в Вену в 1781 году, Алоизия вышла замуж за Йозефа Ланге , который согласился помогать Сесилии Вебер ежегодной стипендией; она также взяла постояльцев, чтобы свести концы с концами. Дом, в котором жили Веберы (на втором этаже), находился по адресу Ам-Питер, 11 и носил имя (как часто носили дома в то время): Zum Auge Gottes («Глаз Бога»). [3]
Брак с Моцартом
[ редактировать ]По прибытии в Вену 16 марта 1781 г. [4] Моцарт остановился в доме Тевтонского ордена со штабом своего покровителя, архиепископа Коллоредо . В мае он «был вынужден уехать» и решил поселиться в доме Веберов, первоначально намереваясь «пробыть там всего неделю». [5]
Через некоторое время Сесилии Вебер стало очевидно, что Моцарт ухаживает за Констанце, которой сейчас 19 лет, и в интересах приличия она попросила его уйти. [6] Моцарт переехал 5 сентября в комнату на третьем этаже Грабена .
Ухаживание продолжалось, не совсем гладко. Сохранившаяся переписка указывает на то, что Моцарт и Констанция ненадолго расстались в апреле 1782 года из-за эпизода, связанного с ревностью (Констанция позволила другому молодому человеку измерить свои икры в салонной игре). [7] Перед Моцартом также стояла очень трудная задача получить разрешение на брак от своего отца Леопольда . [8]
Брак наконец состоялся в атмосфере кризиса. Дэниел Харц предполагает, что в конце концов Констанция переехала к Моцарту, что по нравам того времени поставило бы ее в опалу. [9] Моцарт написал Леопольду 31 июля 1782 года: «Все хорошие и благонамеренные советы, которые вы послали, не касаются случая человека, который уже зашел так далеко с девушкой. О дальнейшей отсрочке не может быть и речи». [9] Харц рассказывает: «Сестра Констанции Софи со слезами на глазах заявила, что ее мать отправит полицию за Констанце, если она не вернется домой [предположительно из квартиры Моцарта]». [9] 4 августа Моцарт написал баронессе фон Вальдштеттен, спрашивая: «Может ли полиция проникнуть таким образом в чей-нибудь дом? Возможно, это всего лишь уловка мадам Вебер, чтобы вернуть свою дочь. Если нет, я не знаю лучшего средства, чем женись на Констанции завтра утром или, если возможно, сегодня». [9]
Брак действительно состоялся в тот день, 4 августа 1782 года. В брачном контракте Констанца «назначает жениху пятьсот гульденов, которые [...] последний обещал увеличить на тысячу гульденов», при этом общая сумма «чтобы передать выжившему». При этом все совместные приобретения во время брака должны были оставаться общей собственностью обоих. [10] Через день после заключения брака по почте пришло согласие отца Вольфганга.
У пары было шестеро детей, из которых только двое дожили до младенчества.
- Раймунд Леопольд (17 июня - 19 августа 1783 г.) [11]
- Карл Томас Моцарт (21 сентября 1784 – 31 октября 1858)
- Иоганн Томас Леопольд (18 октября - 15 ноября 1786 г.) [12]
- Терезия Констанция Адельхайд Фридерике Мария Анна (27 декабря 1787 - 29 июня 1788) [13] [14]
- Анна Мария (род. 16 ноября 1789 г.) [15]
- Франц Ксавер Вольфганг Моцарт (26 июля 1791 – 29 июля 1844)
После смерти Моцарта
[ редактировать ]
Моцарт умер в 1791 году, оставив долги и поставив Констанцу в затруднительное положение. В этот момент проявились деловые способности Констанции: она получила пенсию от императора, организовала прибыльные мемориальные концерты и начала кампанию по публикации произведений своего покойного мужа. [16] Эти усилия постепенно сделали Констанцу финансово обеспеченной и, в конечном итоге, богатой. [17] Она отправила Карла и Франца в Прагу, чтобы они обучались у Франца Ксавера Ниметчека , с которым она сотрудничала над первой полнометражной биографией Моцарта.
Ближе к концу 1797 года она познакомилась с Георгом Николаусом фон Ниссеном , датским дипломатом и писателем, который первоначально был ее арендатором. [18] Они начали жить вместе в сентябре 1798 года. [19] и поженились в Прессбурге (ныне Братислава ) в 1809 году. С 1810 по 1820 год они жили в Копенгагене, а впоследствии путешествовали по Европе, особенно по Германии и Италии. Они поселились в Зальцбурге в 1824 году. Оба работали над биографией Моцарта; В конце концов Констанца опубликовала его в 1828 году, через два года после смерти своего второго мужа.
В последние годы Констанцы в Зальцбурге ее сопровождали две оставшиеся в живых сестры, Алоизия и Софи , также вдовы, которые переехали в Зальцбург и прожили там свою жизнь. [20]
Влияние на музыку Моцарта
[ редактировать ]
Констанца была музыкантом по образованию и сыграла роль в карьере своего мужа. Можно привести два примера.
Необычное сочинение для сопрано соло в Большой мессе до минор (например, в разделе «Christe eleison» движения Kyrie или арии «Et incarnatus est») предназначалось Констанце, которая пела на премьере 1783 года эта работа в Зальцбурге. Мейнард Соломон в своей биографии Моцарта умозрительно описывает это произведение как любовное приношение.
В период ухаживаний пары Моцарт начал навещать барона Готфрида ван Свитена , который позволял ему изучить свою обширную коллекцию рукописей произведений Баха и Генделя . Моцарт был взволнован этим материалом, и ряд композиций показывает его влияние на его собственные произведения. Важным толчком стала Констанца, видимо, влюбившаяся в барочный контрапункт . Об этом известно из письма, которое Моцарт написал своей сестре Наннерль 20 апреля 1782 года. К письму прилагалась рукописная копия «Фантазии и фуги» композитора , К. 394 .
Сначала я сочинил фугу и записал ее, пока обдумывал прелюдию. Я только надеюсь, что вы сможете это прочитать, потому что оно написано очень мелко; и надеюсь в дальнейшем, что вам понравится. В другой раз я пришлю тебе что-нибудь получше для клавира. Моя дорогая Констанция на самом деле является причиной появления этой фуги в мире. Барон ван Свитен, к которому я хожу каждое воскресенье, дал мне все произведения Генделя и Себастьяна Баха, чтобы я взял их с собой домой (после того, как я сыграл их ему). Когда Констанца услышала фуги, она в них просто влюбилась. Теперь она не будет слушать ничего, кроме фуг, и особенно (в таком составе) произведений Генделя и Баха. Ну, так как она часто слышала, как я играю фуги, вырванные из головы, она спросила меня, записывал ли я когда-нибудь их, а когда я ответил, что нет, она резко отругала меня за то, что я не записал некоторые из моих сочинений в этом самом художественно прекрасном альбоме. всех музыкальных форм и не переставала меня умолять, пока я не записал для нее фугу. [21]
Лечение биографов
[ редактировать ]
Согласно Словарю музыки и музыкантов Гроува , ряд ее биографов обращались с Констанце резко и несправедливо: «Ученые начала 20-го века резко критиковали ее как неумную, немузыкальную и даже неверную, а также как небрежную и недостойную жену Моцарта. Такие оценки (до сих пор актуальные) не основывались на убедительных доказательствах, были запятнаны антифеминизмом и, вероятно, были неправильными по всем пунктам». [1] Жалобы на несправедливость по отношению к Констанции также появляются в современных биографиях Моцарта Браунберенса (1990), Соломона (1995) и Холливелла (1998). [23]
Предполагаемая фотография
[ редактировать ]С тех пор, как в 1958 году на нее впервые обратили внимание ученые, многочисленные средства массовой информации и публикации на протяжении многих лет утверждали, что единственная сохранившаяся фотография, на которой, как сообщается, изображено единственное известное изображение вдовы Моцарта, - это фотография самой Констанции (Моцарта) Ниссен в возрасте 78 лет. или дагерротип , предположительно был сделан в Альтёттинге , Бавария, в октябре 1840 года возле дома композитора Макса Келлера. Однако несколько исследователей Моцарта опровергли это утверждение как ложное по разным причинам. Во-первых, фотография не могла быть сделана на открытом воздухе, поскольку линзы, необходимые для создания таких изображений, были изобретены Йозефом Петцвалем только после смерти Констанции в 1842 году. [24] Во-вторых, документально подтверждено, что Констанца была искалечена изнурительным артритом в последние годы жизни . Как Агнес Селби, автор «Констанции, возлюбленной Моцарта» , высказала свое мнение относительно фотографии на веб-сайте Classical Music Guide Forums 8 июля 2006 года: «Нет абсолютно никакой возможности поехать навестить Максимилиана Келлера в тот период, когда фотография была Вопреки заявлениям, опубликованным в газете, Констанца не имела никаких контактов с Келлером с 1826 года». [24] [25] В-третьих, писатель и историк Шон Мангер отметил, что в 1840 году Констанце было бы 78 лет; заявив, что жить в тот период времени было «тяжело», и Констанция больше походила на женщину, сидящую слева от Келлера: «сухую и древнюю, с седыми волосами». [26]
Наследие
[ редактировать ]В Королевской консерватории Брюсселя хранится несколько документов с автографами Констанции Моцарт, в том числе письма ее сыну Францу Ксаверу Вольфгангу Моцарту, а также небольшой иллюстрированный альбом сувениров , датированный 1789 годом, но охватывающий период 1801–1823 годов, в котором она собирает воспоминания, впечатления и стихи (ссылка: фонд Жана-Люсьена Холленфельца , B-Bc-FH-163).
См. также
[ редактировать ]- Биографии Моцарта - за возможную роль Констанции в распространении различных биографических мифов о ее первом муже.
- Иоганн Трэг - Гипотеза Клиффа Эйзена о том, как Констанца быстро урегулировала свое финансовое положение после смерти мужа, быстро продав рукописи этому местному дилеру.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б Роща , статья «Моцарт», раздел 4.
- ^ Jump up to: а б с Соломон 1995 , с. [ нужна страница ]
- ^ Соломон 1995 , с. 253.
- ^ Немецкий 1965 , с. 193.
- ^ Немецкий 1965 , с. 196.
- ^ Соломон 1995 , с. 255.
- ^ Соломон 1995 , с. 259.
- ^ Соломон 1995 , с. 258.
- ^ Jump up to: а б с д Хартц 2009 , с. 47.
- ^ Немецкий 1965 , с. 204.
- ^ Моцарт день за днём - 1783. Архивировано 5 марта 2016 г. в Wayback Machine , Моцартеум.
- ^ Моцарт день за днем - 1786 г. Архивировано 5 марта 2016 г. в Wayback Machine , Моцартеум.
- ^ Моцарт день за днем - 1787 г. Архивировано 5 марта 2016 г. в Wayback Machine , Моцартеум.
- ^ Моцарт день за днём - 1788. Архивировано 9 октября 2017 г. в Wayback Machine , Моцартеум.
- ^ Моцарт день за днем - 1789 , Моцартеум
- ^ Гриффин, Линн; Келли Макканн (1992). Книга женщин . Холбрук, Массачусетс: Bob Adams, Inc., с. 5 . ISBN 1-55850-106-1 .
- ^ Вольф 2012 , с. 8, цитируя Bauer 2009 , пишет: «Констанца, которая пережила композитора более чем на полвека и после ее смерти в 1842 году все же оставила двум своим сыновьям большое состояние в размере около 30 000 флоринов наличными, облигациями и сберегательными счетами – все это на основе доходов от музыки Моцарта».
- ^ Роща [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ]
- ^ Немецкий 1965 , стр. 485–486.
- ^ Соломон 1995 , с. 502.
- ^ Текст письма взят с сайта http://www.schillerinstitut.dk/bach.html . Не все ученые верят Моцарту на слово; у него была мотивация преувеличивать утонченность и вкус Констанцы, поскольку Леопольд был категорически против того, чтобы его сын женился на ней ( Heartz 2009 , стр. 63; Halliwell 1998 ).
- ^ Мюллер фон Асов, Э.Х. «На неизвестной фотографии Констанции Моцарт», Österreichische Musikzeitschrift 13 (1958): 93–95.
- ^ Более ранние критики, обвиненные в несправедливости, по-разному включают Альфреда Эйнштейна , Вольфганга Хильдесхаймера и Артура Шурига .
- ^ Jump up to: а б Крис Паслес (16 июля 2006 г.). «Фото жены Моцарта — подделка» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 8 сентября 2016 г.
- ^ Рози Пентритр (27 января 2016 г.). «10 мифов о Моцарте» . Проверено 8 сентября 2016 г.
- ^ Шон Мангер (23 февраля 2014 г.). «Историческое фото и загадка: жена ли это Моцарта?» . История, Музыка . Архивировано из оригинала 11 января 2019 года . Проверено 10 января 2019 г.
Источники
- Бауэр, Гюнтер (2009). Моцарт: Деньги, слава и честь . Бад-Хоннеф.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Дойч, Отто Эрих (1965). Моцарт: Документальная биография . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- Холливелл, Рут (1998). Семья Моцартов: четыре жизни в социальном контексте . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Харц, Дэниел (2009). Моцарт, Гайдн и ранний Бетховен, 1781–1802 гг . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 978-0-393-06634-0 .
- Словарь музыки и музыкантов Гроува . Интернет-издание, авторские права принадлежат Oxford University Press, 2007 г.
- Соломон, Мейнард (1995). Моцарт: Жизнь . Харпер Коллинз.
- Вольф, Кристоф (2012). Моцарт на пути к своему счастью . Нью-Йорк: Нортон. ISBN 9780393050707 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браунберенс, Фолькмар (1986) Моцарт в Вене: 1781–1791 , Тимоти Белл Транс, HarperPerennial. ISBN 0-06-097405-2
- Карр, Фрэнсис (1983) Моцарт и Констанция . Лондон: Мюррей. (1983) ISBN 0-7195-4091-7
- Давенпорт, Марсия (1932) Моцарт , The Chautauqua Press.
- Эйнштейн, Альфред (1945). Моцарт: его характер, его творчество . Перевод Артура Менделя и Натана Бродера. Издательство Оксфордского университета.
- Гертнер, Хайнц (1991) Констанция Моцарт: после Реквиема . Портленд: Amadeus Press (1991) ISBN 0-931340-39-X
- Гловер, Джейн (2005) Женщины Моцарта .
- Хильдесхаймер, Вольфганг (1982) [1977]. Моцарт (3-е изд.). Зуркамп. ISBN 3-518-37098-7 .
- Селби, Агнес (ноябрь 1999 г.). Констанция, возлюбленная Моцарта . Варунга: Тертон и Армстронг. ISBN 0-908031-71-8 .
- Серватиус, Вивека, Констанция Моцарт. Биография. Бёлау Верлаг 2018. ISBN 978-3-205-20596-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сайт о Констанции Моцарт (на немецком языке)
- Генеалогия Констанции Моцарт , Родовид