Иоганн Трэг
Иоганн Трэг (20 января 1747 – 5 сентября 1805) [ 1 ] был немецким музыкальным переписчиком и издателем, процветавшим в Вене в конце 18 века. Он имел деловые отношения с Гайдном , Моцартом и Бетховеном , а его каталоги и рекламные объявления до сих пор используются в качестве источника для исторического музыкознания .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Он родился в Гохсхайме в Баварии и в 1779 году переехал в Вену. [ 2 ] Он начал свою работу просто с предложения ручных копий музыкальных произведений, работая дома. Это было возможно даже в конце 18 века, поскольку, как отмечает Дэвид Вин Джонс , Австрия в то время была не очень технологически развита в этом отношении:
Нотное издание становилось все более распространенным в 18 веке... В таких регионах Европы, как Великобритания, Франция и северная Германия, где нотное издательство было хорошо развито, печатные экземпляры инструментальной музыки стали основным средством распространения... С другой стороны, в [других] частях Европы, главным образом в Австрийской монархии, на юге Германии, в Италии и на Пиренейском полуострове, ... копирование музыки вручную оставалось основным средством распространения всей музыки на протяжении всей жизни Гайдна. [1732–1809]. [ 3 ]
Как отмечал Джонс, как и другие, что отличало Трэга от большинства профессиональных переписчиков, так это его усердное составление огромной музыкальной библиотеки, копии которой он мог выставлять на продажу. Джонс предполагает, что несколько смен места жительства, упомянутые Трэгом в его рекламных объявлениях, возможно, были необходимы для размещения расширяющейся коллекции, и действительно, Трэг в конечном итоге перевез свою семью в пригород и разместил коллекцию в своем собственном магазине, об открытии которого было объявлено 16 мая. 1789, [ 2 ] и который стал местом назначения венских любителей музыки на всю оставшуюся жизнь. [ 4 ]
По состоянию на 9 апреля 1794 г. [ 2 ] Трэг вошел в издательский бизнес как таковой, выпустив печатные копии квартетов Джозефа Эйблера ; этот бизнес со временем процветал. Однако Трэг сохранил свои предложения музыки, скопированной вручную. Начиная не позднее 1789 года, он служил венским агентом важного лейпцигского издательства Breitkopf & Härtel . [ 5 ]
В Австрии не было закона об авторском праве до 19 века. [ 6 ] и Трэг имел полную свободу приобретать копии любой музыки, которая ему нравилась, из любого источника и предлагать их ручные копии на продажу без компенсации композитору. По оценкам Джонса, например, Трэг на пике своей карьеры предлагал 500 работ Йозефа Гайдна , ни одно из которых не приносило Гайдну никакого дохода. [ 7 ] Тем не менее, Гайдн время от времени имел деловые отношения с Трэгом, хотя есть свидетельства того, что он не был доволен ситуацией; см. ниже.
Его каталог
[ редактировать ]В 1799 году фирма Трэга создала каталог, в котором были перечислены все предметы, которые были доступны для покупки в то время, с указанием того, какие из них можно было приобрести в печатном виде, а какие в индивидуальной ручной копии. Каталог занимает 233 страницы и, по «консервативной» оценке Эджа, содержит не менее 10 000 музыкальных произведений сотен композиторов. [ 8 ] Приложение к каталогу было выпущено в 1804 году. В наше время каталоги переиздаются как ресурс по историческому музыкознанию вместе с набором рекламных объявлений, которые Трэг разместил в газете Wiener Zeitung . [ 9 ]
Подводя итог тому, какую музыку можно было получить в бизнесе Трэга, Эдж пишет:
В отличие от [других переписчиков], Трэг специализировался на инструментальной музыке, включая чрезвычайно широкий спектр аранжировок. Он также сделал специальность «старая» музыка (с точки зрения конца восемнадцатого века, все, что было написано примерно до 1775 года), и он иногда рекламировал произведения таких композиторов, как Корелли и Гендель . Трэг также, кажется, был единственным коммерческим переписчиком в Вене, который в значительной степени занимался духовной музыкой ... широкое разнообразие предложений в каталоге Трэга 1799 года, похоже, позволяет предположить, что он поддерживал тесные контакты с музыкальными издателями и дилерами по всей Европе. [ 5 ]
Спустя годы
[ редактировать ]Начиная примерно с 1800 года, часть бизнеса по копированию музыки была уменьшена в пользу печатных предложений. [ 10 ] В более поздние годы Траег вел свой бизнес в сотрудничестве со своим сыном, которого также звали Иоганн Траег (15 сентября 1781 г. - после 1831 г.); с октября 1803 года фирма называлась «Йоханн Траег и Зон». [ 11 ]
Трэг умер 5 сентября 1805 года; его смертельная болезнь была описана как Brustwassersucht (легочная водянка). [ 11 ] Семейный бизнес продолжал процветать под руководством сына в течение некоторого времени, но в конечном итоге зачах из-за сильной конкуренции и закрылся в 1820 году. [ 2 ]
Общение со знаменитыми композиторами
[ редактировать ]Гайдн
[ редактировать ]Йозеф Гайдн в основном доверял публикацию своих произведений другим, но в преклонном возрасте он все же попросил Трэга опубликовать свое последнее фортепианное трио H. XVI:31 (1803). Что касается вопроса Трэга и интеллектуальной собственности, Джонс рассказывает о следующем небольшом акте мести со стороны Гайдна, произошедшем в том же году:
Подавляющее большинство материала [Трэга] было приобретено независимо от композитора. Это были характеристики современной музыкальной жизни, которые Гайдн принял бы, но в 1803 году это привело к ссоре между композитором и дилером. Трэг получил от члена семьи Эрдеди несколько партитур с автографами к операм Гайдна, в том числе « L'isola disabitata» . Breitkopf & Härtel выразили заинтересованность в публикации оперы, а Гайдн позаимствовал партитуру для автографа у Трэга; через некоторое время Трэг попросил вернуть или купить партитуру. Гайдн не сделал ни того, ни другого и устроил дилеру выговор на глазах у нескольких общих знакомых. [ 12 ]
Моцарт
[ редактировать ]Трэг периодически предлагал на продажу произведения Моцарта в своих объявлениях в Wiener Zeitung . [ 13 ] Он был первым (27 сентября 1783 г.), кто предложил копии фортепианных концертов К. 413 , К. 414 и К. 415 после того, как парижский издатель Жан Жорж Зибер отклонил их. Холливелл (1998) предполагает, что выпуск концертов Трэгом мог быть не резервным бизнес-соглашением с Моцартом, а скорее пиратским. [ 14 ] Но Эдж утверждает, что по крайней мере некоторые из предложений Трэга Моцарта на самом деле были созданы из материала, полученного от самого Моцарта, и, следовательно, предположительно предполагали вознаграждение.
Трэг... обладал исключительно широким разнообразием произведений Моцарта, и ему часто удавалось рекламировать их в Wiener Zeitung довольно рано, часто вскоре после того, как композитор закончил их или получил их из [своего детства] дом в] Зальцбурге . В этих обстоятельствах кажется более чем правдоподобным, что он приобрел их непосредственно у композитора. [ 15 ]
Клифф Эйзен предполагает, что после смерти Моцарта (5 декабря 1791 г.) Трэг, возможно, был вовлечен в важные дела со своей вдовой Констанцей . В то время Констанца столкнулась с очень серьезным финансовым положением из-за наличия двоих детей, долгов ее мужа и (поначалу) отсутствия пенсионного дохода. Эйзен пишет: [ 16 ]
Есть веские основания полагать, что Трэг мог приобрести [рукописи сочинений Моцарта] в Констанце вскоре после смерти Моцарта в декабре 1791 года. Уже в апреле 1792 года Трэг выставил на продажу копии 14 симфоний Моцарта; в августе это число было увеличено до 15, когда Трэг также предложил огромную коллекцию месс, концерты для фортепиано, скрипки и валторны, кассации, партиты для духовых инструментов, духовой квинтет, дуэты для скрипки и альта, более 30 танцев. и «различные» арии в партитурах с итальянскими текстами. Откуда вдруг мог взяться такой большой выбор, включающий множество произведений, ранее не продававшихся в Вене, как не из поместья Моцарта? [ 17 ]
Эдж объясняет, что могло произойти, и частично поддерживает гипотезу Эйзена: «Можно легко представить, что Констанция, внезапно столкнувшаяся с перспективой прокормить себя и двоих детей, пытаясь разобраться в хаотичных финансах своего покойного мужа, могла быстро решить продать некоторые из вещей, которые ей показались менее важными, из коллекции ее мужа, чтобы получить наличные деньги. Хотя в настоящее время нет прямых доказательств, подтверждающих это предположение, оно, по крайней мере, правдоподобно». [ 18 ]
Позже отношения Констанции с Трэгом были менее существенными; как только ее финансовое положение стало более безопасным, она стала чаще иметь дело с иногородними издателями, такими как Breitkopf & Härtel и John André . Тем не менее, Трэг выпустил первое издание (1798 г.) Струнного квинтета Моцарта К. 174 (1773 г.), а также фортепианное издание Фантазии для механического органа К. 608 в четыре руки. [ 19 ]
Бетховен
[ редактировать ]Трэг опубликовал немало произведений Бетховена; особенно в начале своей карьеры. По большей части это были произведения, которым Бетховен не присвоил достоинства номера-опуса. В материал включены наборы вариаций на темы других композиторов - популярный жанр. Как и в случае с Констанцей Моцарт, наиболее важные произведения в основном достались другим издателям. Ниже приводится частичный список публикаций Трэга о Бетховене. [ 20 ]
- Песня « Нежная любовь » WoO 123 (1795)
- Песня «Отъезд» WoO124 (1795)
- Вариации для виолончели и фортепиано на тему «Девушка или женщина» Моцарта из оперы «Волшебная флейта » , соч. 66 (1796)
По словам Калишера , Бетховен был заядлым каламбуром, [ 21 ] и когда представился подходящий случай (запоздалая доставка Траегом некоторых бесплатных предложений от Breitkopf & Härtel), Бетховен, не колеблясь, пошутил над буквальным значением имени Траэга: «с господином Траегом все идет медленно» [немецкое «träg» ]. [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Жизнь датируется Нью-Гроув .
- ^ Перейти обратно: а б с д Нью-Гроув
- ^ Джонс, Дэвид Вин (2011) Оксфордские товарищи композитора: Гайдн . Oxford University Press, статья «Переписчики». Статья Дэвида Вин Джонса.
- ^ Обсуждение Джонсом расширяющейся библиотеки содержится в его книге «Симфония в Вене Бетховена» (2006); Издательство Кембриджского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Эдж (2001:191)
- ^ См. Шнопфхаген, Ричард Дитер Гейне и Владан Катанич (2011) Закон об интеллектуальной собственности в Австрии , Kluwer Law International, стр. 33). Эдж (2001:152) отмечает: «В то время авторские права на музыку не охранялись законом в монархии Габсбургов, и еще не существовало понятия «роялти».
- ^ См. Очень похожие замечания Эджа (2001:152) относительно Трэга и Моцарта: «Излишне говорить, что Моцарт не получил никакой финансовой выгоды ни от одной из копий рукописи, проданных… Трэгом».
- ^ Эдж (2001: 274–276)
- ^ Озеро Вайнманн (1973, 1981).
- ^ Эдж (2001: 757–758)
- ^ Перейти обратно: а б Эдж (2001:758)
- ^ Джонс (2011). Оригинальную версию анекдота, основанную на письме Георга Августа Гризингера и опубликованную Хьюго Ботстибером в биографическом томе Гайдна, см. в Edge (2001:782).
- ^ Их можно просмотреть в английском переводе на немецком языке (1965). [ неполная короткая цитата ] ; см. записи «Traeg» в указателе; а также у Эджа (2001), который заполняет некоторые пробелы в более ранних записях.
- ^ Рут Холливелл (1998) Семья Моцартов: четыре жизни в социальном контексте . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 396, сн. 25.
- ^ Эдж (2001:786)
- ^ Документы о борьбе Констанции (в конечном итоге успешной) за получение пенсии от Императора записаны в Deutsch (1965), [ неполная короткая цитата ] записи за 1791–1792 гг.
- ↑ Эйзен, Клифф (1997) «Еще один взгляд на «испорченный отрывок» в Симфонии соль минор Моцарта, K550: его источники, «решение» и последствия для композиции финальной трилогии». Старинная музыка 25 (3): 373–380. Цитата со стр. 376.
- ^ Эдж (2001: 862–863)
- ^ Источник этого абзаца: Киф (2007).
- ^ От Клайва, Питера (1993) Моцарт и его окружение . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- ↑ Калишер пишет: «Игра слов и различных игр слов существует в изобилии, можно сказать, в избытке». Калишер, Альфред Кристлиб (1909) Письма Бетховена: критическое издание: с пояснительными примечаниями, том 1 . Цитата взята со стр. xiv.
- ↑ Письмо см. в « Письмах Бетховена» Альфреда Кристлиба Калишера (переиздание 2013 г.) . Курьерская корпорация, с. 127.
Ссылки
[ редактировать ]- Эдж, Декстер (2001) «Венские переписчики Моцарта»; доктор философии диссертация, Университет Южной Калифорнии, распространяется ProQuest.
- Джонс, Дэвид Вин , изд. (2011) Оксфордские товарищи композитора: Гайдн . Статья «Иоганн Трэг». Статья Дэвида Вин Джонса.
- Киф, Саймон (2007) «Иоганн Трэг», статья в Кембриджской энциклопедии Моцарта , изд. Клифф Эйзен и Саймон Киф. Издательство Кембриджского университета.
- New Grove = Словарь музыки и музыкантов New Grove , онлайн-издание, статья «Иоганн Трэг». Статья Александра Вайнмана.
- Вайнманн, Александр (1973) Иоганн Траег: Нотные каталоги 1799 и 1804 годов (рукопись и ассортимент) , вклад в историю старого венского музыкального издателя, том. 17 февраля, Вена. [Иоганн Трэг: Музыкальные каталоги 1799 и 1804 годов (рукописи и предлагаемые товары), Вклад в историю музыкальных изданий в исторической Вене.]
- Вайнманн, Александр (1981) Реклама копировального бизнеса Иоганна Траега в Wiener Zeitung между 1782 и 1805 годами. Венские архивные исследования, том. 6, Вена. [Реклама копировального бизнеса Иоганна Траега в «Винер Цайтунг» между 1782 и 1805 годами].
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Изображения из каталога 1799 года с обсуждением Дэвида Вин Джонса; Сайт Boxwood and Brass