Георг Август Гризингер
Георг Август фон Гризингер (8 января 1769 - 9 апреля 1845) был наставником и дипломатом, проживающим в Вене в конце 18-19 веков. Его помнят за дружбу с композиторами Йозефом Гайдном и Людвигом ван Бетховеном , а также за написанную им биографию Гайдна.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Он родился в Штутгарте 8 января 1769 года. Его отцом был Георг Кристоф Гризингер (1734/5 - 1782), юрист и государственный служащий. [ 1 ] Он вырос в Штутгарте и учился в университете, изучая теологию в Тюбингене . [ 2 ] Позже он работал репетитором в аристократическом доме в Морже , Швейцария. [ 3 ] В 1799 году он переехал в Вену, чтобы работать наставником сына графа Иоганна Хильмара Адольфа Шенфельда , посла Саксонии в Австрии. [ 4 ] Он оставался в Вене до конца своей жизни, но сменил там карьеру в 1804 году, став дипломатом в саксонском посольстве. Сначала он занимал должность секретаря, затем советника и, наконец (1831 г.) временного поверенного в делах . [ 5 ]
Отношения с Гайдном
[ редактировать ]В Саксонии Гризингер познакомился с Готфридом Хертелем, главой лейпцигской издательской фирмы Breitkopf & Härtel . Когда он переехал в Вену, фирма попросила его помочь заключить издательское соглашение с Йозефом Гайдном. Эти переговоры были полностью успешными, и в результате Breitkopf & Härtel выпустили «полное собрание сочинений» сочинений Гайдна. [ 6 ] Гризингер стал другом Гайдна и часто навещал его после того, как его усилия больше не были нужны по деловым причинам.
Биография Гайдна
[ редактировать ]В конце концов Гризингеру пришла в голову идея написать биографию Гайдна, и, вернувшись домой после визита к композитору, он записал слова, которые запомнил, в надежде повысить точность своего произведения. Книга появилась сначала как серия из восьми выпусков в журнале Breitkopf & Härtel Allgemeine musikalische Zeitung , затем, после доработок, как самостоятельная работа в 1810 году ( Biographische Notizen über Joseph Haydn , Лейпциг). [ 7 ]
Особенно по сравнению с работами других биографов Гайдна того же времени (например, Джузеппе Карпани и Альберта Кристофа Диса ), работы Гризингера выделяются тщательностью написания, вдумчивостью, внимательностью к фактам и нежеланием приукрашивать. Ученый Гайдна Вернон Готвальс считал ее лучшим выбором среди ранних биографий для получения фактов о жизни Гайдна. [ 8 ]
Письма, которые Гризингер отправил в Breitkopf & Härtel, также служат ценным источником информации о жизни Гайдна и Бетховена.
Отношения с Бетховеном
[ редактировать ]В 1802 году фирма Breitkopf & Härtel попросила Гризингера провести для них переговоры с недавно выдающимся композитором Людвигом ван Бетховеном . Как и предыдущие переговоры Гайдна, они были успешными и привели к долгосрочной дружбе между Гризингером и Бетховеном.
Отношения Бетховена и Breitkopf & Härtel начались совсем не гладко. Бетховен предложил фирме свой струнный квинтет до мажор , опубликованный Breitkopf & Härtel в 1802 году как Opus 29. Однако, к удивлению Breitkopf & Härtel, конкурирующая издательская фирма Artaria также выпустила издание этого произведения, которое сократило бы издание Breitkopf & Härtel. прибыль от этого. Готфрид Хертель первоначально считал, что за это несет ответственность Бетховен, и между ними велась ожесточенная переписка. Брат Бетховена Каспар убеждал компанию привлечь к этому делу Гризингера, зная, что Бетховен любил его и доверял ему. Вмешавшись, Гризингер написал в фирму, настаивая на том, что Бетховен «человек, лишенный двуличности и обмана». [ 9 ] Спор был решен. Позже Бетховен снова публиковался в фирме, и в 1809–1812 годах они были его основными издателями, а Гризингер снова выступал в качестве посредника. [ 10 ]
Бетховен однажды прочитал биографию Гайдна Гризингера и восхитился ею. Сохранилась записка, которую он написал Гризингеру в 1822 году с выражением своей признательности. [ 11 ]
В 1823 году Гризингер помог Бетховену найти аристократическое покровительство для Торжественной мессы . [ 12 ]
Смерть
[ редактировать ]Гризингер умер в Вене 9 апреля 1845 года.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Клайв (2001, 139-140)
- ^ Клайв (2001, 139-140)
- ^ Клайв (2001, 139-140)
- ^ Клайв (2001, 139-140)
- ^ Клайв (2001, 139-140)
- ↑ Учитывая обширную деятельность Гайдна, это издание вряд ли было полным, но его объем был намного больше, чем все предыдущие публикации работ Гайдна.
- ^ Биографические заметки о Йозефе Гайдне . Breitkopf & Härtel, Лейпциг, 1810 г. ( онлайн в Google Книгах ).
- ^ Готвалс 1959
- ↑ Фактически, среди ученых существуют разногласия относительно того, действительно ли Бетховен поступил честно в этом случае. Клайв (2001) встает на сторону Бетховена, называя издание «Артария» «пиратским». МакАрдл (1948) описывает гораздо более сложную картину, предполагая соучастие (или, по крайней мере, сотрудничество) Бетховена и в целом изображая композитора в значительно худшем свете, чем Клайв.
- ^ Источник этого абзаца, если не указано иное: Клайв (2001, 139–140).
- ^ На веб-сайте Дома Бетховена в Бонне есть изображение заметки и некоторые обсуждения; [1]
- ^ Клайв (2001, 139-140)
Ссылки
[ редактировать ]- Клайв, Х. Питер (2001) Бетховен и его мир: биографический словарь , Oxford University Press.
- Словарь музыки и музыкантов Grove , онлайн-издание. Статья «Георг Август Гризингер», написанная Эдвардом Оллесоном . Авторские права 2009, Издательство Оксфордского университета.
- Готвалс, Вернон (1959) «Самые ранние биографии Гайдна», Musical Quarterly 45: 439–459.
- Макардл, Дональд (1948) «Бетховен, Артария и квинтет до мажор», The Musical Quarterly 34 (4): 567–574.